РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 11 КЛАСС (базовый уровень)
рабочая программа по экономике (11 класс) на тему
Рабочая программа по экономике к учебнику: Автономов В.С. Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.: - 11-е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС.
11 класс. Базовый уровень. 1 час в неделю, 35 часов / год.
Тип программы: авторская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek11.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ
11 КЛАСС (базовый уровень)
Пояснительная записка.
Содержание среднего (полного) общего образования по экономике на базовом уровне представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в т.ч. в международной сфере. Основные содержательные линии:
- Человек и фирма
- Человек и государство
- Экономика домашнего хозяйства
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В содержание курса также входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализациив экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование общих представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Освоение нового содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с обществоведением, историей, математикой, географией, литературой и др.
Цели и задачи:
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
- Развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
- Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.
- Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения соц/эк и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
- Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Место предмета в БУП. Особенности данной рабочей программы.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Брянской области на преподавание экономики на базовом уровне отводится 35 учебных часов за два года обучения (по 0,5 часа в неделю из вариативной части федерального компонента) в 10 и в 11 классах. Распределение часов на изучение экономики в учебном плане МБОУ Злынковской СОШ № 1 выглядят следующим образом: экономика преподаётся в качестве самостоятельного предмета по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах за счёт добавления по 0,5 часа в неделю из компонента ОУ. Т.о., общее количество часов, отведенных на изучение предмета в 10 и 11 классах, доведено до 70 за два года обучения. Основание: усиление содержательной линии «Экономика» в материалах ЕГЭ по обществознанию и выбор подавляющим большинством учащихся данного экзамена вызывают к жизни социальный заказ на повышение качества экономической подготовки выпускников школ.
Программа «Экономика» предназначена для организации и проведения занятий по курсу экономики в 10 – 11 классах средней школы. Курс носит общеобразовательный характер и предназначен для широкой аудитории старшеклассников. Его изучение полезно для всех школьников, а не только для желающих углубленно заниматься экономикой и получать дальнейшее образование в этой области. «Экономика» представляет собой популярно изложенный курс экономической теории. Логика и структура изложения курса позволяют сформировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам, а также акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий, подкрепляемых примерами из реальной жизни. В календарно - тематическом планировании предусмотрено проведение практических занятий: деловых игр и практикумов.
Содержание учебного курса.
11 класс. (35 ч.)
Тема 1 «Государство и экономика» (6 часов)
Задачи государства в рыночной экономике. Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии. Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Другие формы защиты государством интересов экономических субъектов. Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия. Общественные блага. Госсектор. Приватизация. Национализация. Внешние эффекты. Методы борьбы государства с отрицательными внешними эффектами и стимулирования положительных. Теневая экономика, причины её возникновения. Основные источники доходов государства. Налоги. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. НДС. Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Схемы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы. Госбюджет. Дефицит и профицит госбюджета. Основные методы покрытия дефицита госбюджета (сокращение расходов бюджета, повышение налогов, денежная эмиссия, заимствования на внутреннем и внешнем рынке, продажа активов государства). Государственный долг.
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Налогообложение».»
Зачётный практикум «Как рассчитать налог на доход и прибыль»
Тема 2. «Экономическое развитие»(8 часов)
Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Агрегированные показатели. ВВП. Методика расчёта ВВП. Конечные и промежуточные блага. Номинальные и реальные показатели. Структура ВВП по источникам доходов и направлениям использования. Амортизация. Цели экономического роста. Общественная функция благосостояния. Основные показатели уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения. Экономический рост. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Механизмы экономического роста. Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления. Темпы экономического роста. Порочный круг бедности. Отрицательные последствия экономического роста. Нулевой рост. Устойчивое развитие. Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Объективный характер и неизбежность экономических циклов.
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Основные макроэкономические показатели. Мультипликаторы.».»
Зачётный практикум «Анализ статистических данных, характеризующих изменения показателей ВВП и ИЧР, решение задач».
Тема 3. «Макроэкономические проблемы» (9 часов)
Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда. Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда. Занятость. Безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Гос. политика в области занятости. Мобильность рабочей силы. Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор. Забастовка. Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег. Уравнение обмена Фишера. Создание денег. Денежные агрегаты М1, М2, М3. Кредитная эмиссия банков. Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция. Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на совокупный спрос. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно – кредитная) политика. Госзаказы.
Деловая игра «Повышение квалификации».
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Рынок труда».»
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Инфляция. Реальные и номинальные значения экономических показателей».»
Зачётный практикум «Порядок действий безработного».
Тема 4. «Международная экономика» (9 часов)
Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ. Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО). Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. СЭЗ. Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Конвертируемость валют. Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и её основные этапы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). . Международные экономические организации (Всемирный банк, МВФ).
Деловая игра «Международные отношения».
Тема 5 «Проблемы переходной экономики» (2 часа)
Переходная экономика. Переход от централизованной к рыночной экономике. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация. Экономические институты и их функции (регулирующие, посреднические, информационные). Структурные сдвиги в экономике Экономика в периоды кризисов. Антикризисные меры. Создание институтов рыночной экономики.
Обобщение знаний по курсу экономики 11 класса – 1 час
Планируемые предметные результаты подготовки.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:
Усвоить следующие темы обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ:
Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (зарплата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Экономические цели фирмы, её основные организационные формы. Производство. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.
Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы.
Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства.
Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Особенности современной экономики России.
Знать/понимать
- Функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
Приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних факторов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы, и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики.
Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Получения и оценки экономической информации.
- Составления семейного бюджета.
- Оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Самостоятельные, практические работы, деловые игры и т.п.
должны занимать не менее 25 % учебного времени и призваны организовать самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности в следующих областях:
- Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая Интернет-ресурсы).
- Критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений.
- Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.
- Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
- Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения.
- Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных экономических и социальных проблемах.
- Написание творческих работ по экономическим вопросам.
Метапредметные умения, навыки и способы деятельности.
У учащихся предусматривается формирование следующих метапредметных умений, навыков и способов деятельности:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и т.д.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами разных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, овладение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- овладение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Регулятивные (учебно-организационные):
- Ставить учебные задачи,
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
Познавательные учебно-логические:
- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
- Систематизировать информацию.
- Структурировать информацию.
- Определять проблему и способы ее решения.
- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.
- Владеть навыками анализа и синтеза;
Учебно-информационные:
- поиск и отбор необходимых источников информации;
- использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного –
- использование средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления; перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
- использование различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
- составление рецензии, аннотации;
Коммуникативные:
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- уметь вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экономической культуры соответствующей современному уровню экономического мышления;
Критерии оценивания ответов
Устные ответы выявляют знания, умения их логично излагать, перестраивать, аргументировать и другие умения, предусмотренные требованиями к уровню подготовки учащихся.
Требования к устным ответам
- Содержательность, т.е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.
- Логичность, т.е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Концептуальность изложения, т.е. рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.
- Правильность и чистота речи, владение экономической терминологией.
Оценка «5» ставится при условии, что учащийся:
- логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объёму и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;
- правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
- верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
- обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
- проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- показал умение формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и экономическими терминами, понятиями, сопоставлять различные научные подходы;
- проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.
Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в ходе беседы отвечающий самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.
Оценка «4» ставится, если отвечающий допустил малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы не смог самостоятельно внести необходимые поправки и дополнения или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, в нём нераскрыты некоторые существенные аспекты содержания или отвечающий не смог показать необходимые знания.
Требования к выполнению практических заданий
Учащийся:
- проанализировал информацию о социальных объектах, установил соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и соответствующими понятиями курса;
- осуществил поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, т.п.);
- извлёк из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
- различал в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
- применял знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывал надёжность предлагаемого решения;
- предвидел последствия определённых социальных и экономических действий;
- осуществлял вычисления на условных примерах;
- применял для экономического анализа графические изображения экономических явлений и процессов.
Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если отвечающий справляется с заданием после наводящих вопросов учителя или учащихся.
Оценка «2» ставится при полном невыполнении задания.
Используемые программы и иные нормативные документы:
- Сборник программно – методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ Сост. Л.Н. Поташева.- 3 – е изд.- ВИТА – ПРЕСС, 2008.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень)./ Федеральное агентство по образованию РФ: http://www.ed.gov.ru/min
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень).
- Экономика: Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (одно – двухгодичное обучение) (базовый уровень) (В.С.Автономов, Л.Б.Азимов)
Количество часов: всего – 35 часов, в неделю – 1 час; зачётных практикумов и оценочных деловых игр – 5.
Зачётные практикумы: | Деловые игры: |
«Как рассчитать налог на доход и прибыль» | «Повышение квалификации». |
«Порядок действий безработного». | «Международные отношения». |
Анализ статистических данных, характеризующих изменения показателей ВВП и ИЧР, решение задач. |
Учебник:
- Автономов В.С. Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.: - 11-е изд. – Мю: ВИТА – ПРЕСС, 2010.
Дополнительная литература и другие источники информации:
- Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике. Базовый уровень: 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2011.
- Винокуров Е.Ф. Новый задачник по экономике с решениями: Пособие для учащихся 10-11 классов/ Е.Ф.Винокуров, Н.А.Винокурова.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2013
- Клименко А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы/ А.В. Клименко, В.В.Румынина.- М.:Дрофа, 2008.
- Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. М.: ВЛАДОС
- Прутченков А.С. Деловые игры и другие имитационные формы активного обучения на занятиях по курсу «Граждановедение».- М.: НВЦ «Гражданин»
- А.С.Прутченков, Б.А.Райзберг. Экономика и жизнь. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр. –М.: МП «Новая Школа»
- Прутченков А.С. Деловая игра в экономической подготовке школьников (сборник методических разработок).- М-1992
- Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998
- Пособия из личной методической библиотеки учителя
- Интернет – ресурсы
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | К-во часов | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь | Практикумы, деловые игры |
Д/з |
Конт –роль | ||
план | факт | |||||||||||
Тема 1 «Государство и экономика» (6 часов) | ||||||||||||
1 | 1 | Роль и задачи государства в экономике. | Урок изуч нового м-ла | Задачи государства в рыночной экономике. Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. | Основные экономические понятия по теме. Задачи государства в рыночной экономике. Роль государства.в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их меры по их защите. Порядок антимонопольного регулирования. Законодательные требования к минимальному уровню оплаты труда и к максимальной продолжительности рабочего дня. Назначение социальных пособий. Сущность приватизации и национализации. Понятие о внешних эффектах. Виды налогов и отчислений . Схемы налогообложения. Налоговые льготы. Причины возникновения теневой экономики. Формирование бюджетов. Понятие о дефиците и профиците. Откуда берётся государственный долг. | Характеризовать роль и задачи государства в экономике, методы государственного вмешательства в экономику. Объяснять механизм налогообложения и формирования госбюджета. Рассчитывать налог на доход и прибыль. Применять теоретические знания на практике Применять теоретические знания на практике | с. 104-106 | Самоконтроль, беседа | ||||
2 | 1 | Государственное вмешательство в экономику. | Урок изуч нового м-ла | Перераспределение доходов. Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия. Общественные блага. Госсектор. Приватизация. Национализация. Внешние эффекты. | с. 106-113 | Фронт. беседа | ||||||
3 | 1 | Налоги. | Комбинир. урок | Налоги. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. НДС. Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Схемы налогообложения. Кривая Лаффера. Налоговые льготы. Теневая экономика, причины её возникновения. | с. 113-125 | Фронт. беседа | ||||||
4 | 1 | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Налого-обложение».» | Практикум | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Налогообложение».» | Фронтальный контроль | |||||||
5 | 1 | Бюджет. | Комбинир. урок | Госбюджет. Дефицит и профицит госбюджета. Государственный долг. | с. 125-128 | Тестиро вание | ||||||
6 | 1 | «Как рассчитать налог на доход и прибыль» | Практикум | Цель: дать уч-ся первичные сведения о том, как начисляются налоги на доход и прибыль; закрепить навыки экономических расчётов | Практикум «Как рассчитать налог на доход и прибыль» | - | Практи кум, инд. кон троль | |||||
Тема 2. «Экономическое развитие»(8 часов) | ||||||||||||
7 | 1 | Макроэкономика. | Урок изуч нового м-ла | Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. | Основные экономические понятия по теме. Особенности макроэкономики и микроэкономики. Что такое: Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Агрегированные показатели. ВВП. Конечные и промежуточные блага. Номинальные и реальные показатели. Амортизация Основные показатели уровня благосостояния. Механизм расчёта ВВП и вычисления ИЧР. Факторы экономического роста. Механизмы экономического роста. Отличия экстенсивного и интенсивного роста. Что такое: Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления. Темпы экономического роста. Нулевой рост. Устойчивое развитие. Сущность теории экономических циклов Н.Кондратьева. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). | Сравнивать макро – и микроуровни в экономике, типы экономического роста. Характеризовать основные показатели уровня благосостояния. Объяснять механизм расчёта ВВП и вычисления ИЧР. Давать краткую характеристику экономических циклов, объяснять объективный характер и неизбежность экономических циклов. Применять теоретические знания на практике Применять теоретические знания на практике | с. 130-131 | Самоконтроль | ||||
8 | 1 | Валовой внутренний продукт. | Урок изуч нового м-ла | Агрегированные показатели. ВВП. Методика расчёта ВВП. Конечные и промежуточные блага. Номинальные и реальные показатели. Амортизация. | Работа со статистикой | с. 131-138 | Практи кум | |||||
9 | 1 | Экономика благосостояния. | Урок актуализации ЗУН | Общественная функция благосостояния. Основные показатели уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения. | Работа со статистикой | с. 140-141 | Практи кум | |||||
10 | 1 | Анализ статистических данных, характеризующих изменения показателей ВВП и ИЧР, решение задач. | Практикум | Цель: развивать навыки анализа статистических данных и проведения экономических расчётов. | Анализ статистических данных, характеризующих изменения показателей ВВП и ИЧР, решение задач. | - | Практи кум, инд. кон троль | |||||
11 | 1 | Темпы экономического роста. | Урок изуч нового м-ла | Экономический рост. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Механизмы экономического роста. Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления. Темпы экономического роста. Нулевой рост. Устойчивое развитие. | с. 141-150 | Самоконтроль | ||||||
12 | 1 | Экономические циклы. | Урок актуализации ЗУН | Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Объективный характер и неизбежность экономических циклов. | с. 152-158 | Фронт. беседа | ||||||
13 | 1 | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Основ-ные макроэко-номические показатели. Муль-типликаторы.».» | Практикум | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Основные макроэкономические показатели. Мультипликаторы.».» | - | Фронт. кон троль | ||||||
14 | 1 | Обобщение знаний по теме «Экономическое развитие». | семинар | - | Инд. кон троль | |||||||
Тема 3. «Макроэкономические проблемы» (9 часов) | ||||||||||||
15 | 1 | Занятость и рынок. | Урок актуализации ЗУН | Рынок труда и его особенности. Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Занятость. | Основные экономические понятия по теме. Что такое: Занятость. Экономически активное население. Безработица Ставка заработной платы. Отличия повременной и сдельной оплаты труда особенности видов и уровней безработицы. Социальные последствия безработицы. Сущность гос. политики в области занятости. Роль профсоюзов в экономике. Назначение и порядок заключения трудового договора. Что дают забастовки. Что такое: Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег. Уравнение обмена Фишера. Создание денег. Денежные агрегаты М1, М2, М3. Кредитная эмиссия банков. Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция. Сущность государственной макроэкономической политики. Методы воздействия государства на совокупный спрос. Инструменты государственного регулирования экономики. | Характеризовать рынок труда и его особенности. Описывать содержание гос. политики в области занятости. Характеризовать роль профсоюзов в экономике. Предпринимать жизненно необходимые действия для преодоления последствий безработицы. Применять теоретические знания на практике Применять теоретические знания на практике Применять теоретические знания на практике | с. 159-163 | Беседа | ||||
16 | 1 | Безработица. Борьба с безработицей. Профсоюзы. | Комбинир. урок | Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Гос. политика в области занятости. Мобильность рабочей силы. Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор. Забастовка. | Практикум «Порядок действий безработного». | с. 163-168 | Практи кум, инд. кон троль | |||||
17 | 1 | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Рынок труда».» | Практикум | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Рынок труда».» | - | Фронт. контроль | ||||||
18 | 1 | Деловая игра «Повышение квалификации». | ДИ | Цель: демонстрация тактики использования свободных денежных средств в целях повышения квалификации сотрудников фирмы, развитие навыков осуществления экономических расчётов и умений прогнозировать развитие ситуации. | Деловая игра «Повышение квалификации». | - | Инд. кон-троль | |||||
19 | 1 | Денежный рынок. | Урок изуч нового м-ла | Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег. Уравнение обмена Фишера. Создание денег. Денежные агрегаты М1, М2, М3. Кредитная эмиссия банков. | с. 170-175 | Самоконтроль | ||||||
20 | 1 | Инфляция. | Комбинир. урок | Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция. | с. 176-181 | Фронт. беседа | ||||||
21 | 1 | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Инфляция. Реальные и номинальные значения экономических показателей».» | Практикум | Обучающий практикум «Решение задач по теме «Инфляция. Реальные и номинальные значения экономических показателей».» | - | Фронт. контроль | ||||||
22 | 1 | Государственная макроэкономическая политика. | Комбинир. урок | Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на совокупный спрос. | с. 183-185 | Тестиро вание | ||||||
23 | 1 | Инструменты государственного регулирования экономики. | Комбинир. урок | Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно – кредитная) политика. Госзаказы. | с. 185-193 | Фронт. беседа | ||||||
Тема 4. «Международная экономика» (9 часов) | ||||||||||||
24 | 1 | Международное разделение труда. | Урок актуализации ЗУН | Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ. | Основные экономические понятия по теме. Особенности международного разделения труда. Экспортно-импортные отношения в мировой торговле. Порядок определения сальдо внешней торговли. Сущность государственной внешнеторговой политики. Что такое: Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Роль иностранных инвестиций и экспорта капитала. Что такое: Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Конвертируемость валют. Покупательная способность денег. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Сущность экономической интеграции. Международные экономические организации. | Характеризовать сущность и преимущества международного разделения труда и международной экономической интеграции. Работать со статистическими показателями, характеризующими внешнюю торговлю страны. Объяснять роль ВТО, МВФ, ВБ, ТНК, СЭЗ в мировой экономике. Объяснять изменения валютных курсов. Приводить примеры. Применять теоретические знания на практике | с. 195-199 | Беседа | ||||
25 | 1 | Внешняя торговля. | Урок актуализации ЗУН | Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. | с. 199-201 | Фронт. беседа, практи кум | ||||||
26 | 1 | Проблемы международной торговли. | Урок изуч нового м-ла | Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО). | с. 202-206 | Самоконтроль | ||||||
27 | 1 | Межнациональные корпорации. | Комбинир. урок | Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. СЭЗ. | с. 208-215 | Фронт. беседа | ||||||
28 | 1 | Валютный рынок. | Комбинир. урок | Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Конвертируемость валют. | с. 217-221 | Тестиро вание | ||||||
29 | 1 | Покупательная способность валют. | Комбинир. урок | Покупательная способность денег. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. | с. 217-221 | Фронт. беседа | ||||||
30 | 1 | Международное экономическое сотрудничество и интеграция. | Урок актуализации ЗУН | Экономическая интеграция. Международные экономические организации (Всемирный банк, МВФ). | с. 223-228 | Тестиро вание | ||||||
31 | 1 | Деловая игра «Международные отношения». | ДИ | Цель: ознакомить участников с практикой заключения договоров и подписания контрактов, формировать навыки продуктивного делового взаимодействия и принятия групповых решений; развитие умений предвидеть результаты своих действий; воспитывать предприимчивость и уважение к мнению партнёра; закрепить знание экономических терминов. | Деловая игра «Международные отношения». | повт тему 4 | Инд. кон-троль | |||||
32 | 1 | Обобщение знаний по теме «Международная экономика». | семинар | - | Инд. кон троль | |||||||
Тема 5 «Проблемы переходной экономики» (2 часа) | ||||||||||||
33 | 1 | Экономические реформы. Проблемы переходной экономики. | Урок изуч нового м-ла | Переходная экономика. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализа ция цен. «Шоковая терапия». Приватизация. Экономические институты. Структурные сдвиги в экономике. | Основные экономические понятия по теме. Особенности переходной экономики. Сущность и назначение экономических реформ. Что такое Перестройка экономики. Либерализа ция цен.»Шоковая терапия». Приватизация. Экономические институты. Особенности развития экономики в кризисные периоды и антикризисные меры. | Характеризовать сущность и назначение экономических реформ, проблемы переходной экономики, особенности развития экономики в кризисные периоды и антикризисные меры. | учить по тетр | Беседа, самоконтроль | ||||
34 | 1 | Экономика в периоды кризисов. Антикризисные меры. | Урок изуч нового м-ла | Экономика в периоды кризисов. Антикризисные меры. | повт м-л курса за 11 кл. | Фронт. беседа | ||||||
35 | 1 | Обобщение и систематизация знаний по экономике за 11 кл. | Урок обобщ. ЗУН | - | Инд. кон троль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...