курсы по выбору "Начала экономики" для 5-6 классов
рабочая программа по экономике (5 класс) по теме

экономика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kurs_po_vyboru_nachala_ekonomiki.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Курс по выбору «Начала экономики» для учащихся 5-6 классов. Автор-составитель: Кеня Надежда Александровна

Курс по выбору «Начала экономики» для учащихся 5-6 классов.

Календарно – тематическое планирование рассчитано на 35 часов (1 час в неделю).

Программа для 5-6 классов «Начала экономики». Авторы программы – И.В.Ермакова, Т.А.Протасевич.

Учебно – методический комплекс:

1 И.В.Ермакова, Т.А.Протасевич  Начала экономики: Учебно-методическое пособие для преподавателя.-5-е изд.-Вита-Пресс,2016

2 Начала экономики: учебное пособие для 5-6кл.общеобразоват.учрежд./  И.В.Ермакова, Т.А.Протасевич –М.:Вита-Пресс,2016

3 И.В.Ермакова, Т.А.Протасевич  Начала экономики: Рабочая тетрадь.-5-изд.-М.: Вита-Пресс,2016

4 И.В.Липсиц . Удивительные приключения в стране  Экономика.-М.:Вита-Пресс,2016

Цель программы обучения: создать представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, экономике страны.

Задачи:

а)        дать представление учащимся об экономике и добиться их понимания, раскрыть значение экономических понятий и терминов, с которыми школьники встречаются в своей повседневной жизни;

б)        привить учащимся навыки экономически грамотного поведения в повседневной жизни;

в)        выработать умение наблюдать и объяснять события своей повседневной жизни с экономической точки зрения;

г)        создать основу для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

В результате изучения курса учащиеся должны

Знать:

-основные проблемы экономики семьи;

-о группах основных потребностей семей;

-о возможных ресурсах семьи;

-о необходимых, желательных и престижных товарах и услугах;

-о возможностях своего участия в семейном хозяйстве;

-источники семейного бюджета.

Уметь:

-анализировать некоторые семейные экономические ситуации и проблемы;

-выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов семьи;

-экономически сознательно делать потребительский выбор;

-соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;

-анализировать рекламу потребительских товаров.

Формы организации учебных занятий. Развивающие игры (проблемные обучающие игры, рассчитанные на то, что через участие в игре ученики осознают проблему и в конце игры сами смогут сделать нужные выводы), решение задач, выполнение проблемных заданий, постановка контролирующих и итоговых вопросов и т. п.

Содержание курса «Начала экономики»

Тема 1. Потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения (6ч)

Основные понятия.

Потребности. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необходимость выбора. Товары и услуги. Потребитель. Потребление.

Учащиеся должны знать: что такое потребности; почему люди не могут  иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; почему всякий раз, когда делается выбор, от чего-то приходится отказываться; что такое товары и услуги, кто такой потребитель.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры потребностей; объяснять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему

из-за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; выбрать одну игрушку из трех и четко объяснить, от чего при этом пришлось отказаться; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать товары и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей.

Тема 2. Может ли человек обеспечить себя сам? (3 ч)

Основные понятия.

Возможность изготовления некоторых товаров и услуг своими руками. Распределение обязанностей в семье. Выгода от распределения обязанностей в семье. Отсутствие возможности все делать своими руками.

Учащиеся должны знать: некоторые товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, можно сделать самому; распределение обязанностей в семье позволяет добиться большего и выполнить работу лучше, чем если делать ее одному; большинство товаров и услуг, которые потребляют люди в современном обществе, невозможно создать самому, и их получают, обмениваясь друг с другом.

Учащиеся должны уметь: приводить  примеры, когда нужные для удовлетворения потребностей товары и услуги человек производит сам; приводить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять выгоды, получаемые от распределения обязанностей; объяснять, почему большинство товаров и услуг, которые современный человек потребляет, нельзя сделать в одиночку; объяснять, почему нет необходимости все делать своими руками.

Тема 3. Обмен (3 ч)

Основные понятия.

Обмен как основной способ получения нужных товаров и услуг. Специализация и необходимость обмена. Выгодность добровольного обмена для его участников. Взаимозависимость людей разных профессий при создании товаров и услуг.

Учащиеся должны знать: что такое специализация и обмен; в чем выгоды специализации; о взаимосвязи специализации и обмена; люди обмениваются добровольно, поскольку ожидают, что в результате обмена им станет лучше.

Учащиеся должны уметь: объяснять преимущества специализации и обмена; приводить примеры разных профессий и указать, на производстве каких товаров или услуг специализируются люди, имеющие соответствующую профессию; объяснять взаимосвязь обмена и специализации; объяснять взаимозависимость как следствие специализации.

Тема 4. Деньги (6 ч)

Основные понятая.

Бартер как простейшая форма обмена. Трудности бартерного обмена. Разрешение проблем бартерного обмена при помощи денег. Эволюция денег. Свойства и функции денег. Продажа товаров и услуг. Покупка товаров и услуг. Цена. История денежной единицы России.

Учащиеся должны знать: в чем трудности бартерного обмена и почему деньги помогают разрешению этих трудностей; основные функции денег; что такое цена.

Учащиеся должны уметь: показывать на примерах трудности бартерного обмена, понимать, как деньги способствуют их разрешению; привести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в разное время и в разных странах; объяснять, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие — затруднительно; называть свойства денег; объяснять функции денег; иметь представление об истории развития денег в России.

Тема 5. Доходы семьи. Богатство (9ч)

Основные понятия.

Доход семьи. Заработная плата — один из основных источников дохода семьи. Причины различий в размере заработной платы. Повременная и сдельная заработная плата. Причины существования различных форм заработной платы. Другие виды доходов семьи — пенсии, пособия, стипендии. Собственность как источник дохода. Аренда. Арендная плата. Арендатор и арендодатель. Доход семьи как источник увеличения ее богатства. Богатство. Движимое и недвижимое имущество.

Учащиеся должны знать: что такое доход; основным источником дохода большинства людей является заработная плата; существуют другие виды доходов семьи, такие, как пенсия, стипендия, пособия, арендная плата, процент по вкладам в банк; что такое богатство.

Учащиеся должны уметь: объяснять, что такое заработная плата; понимать причины различий в оплате труда, в том числе и в связи с востребованностью профессии; обосновывать необходимость хорошего образования, приобретения профессиональных навыков и умений; на условных примерах рассчитывать размер повременной и сдельной заработной платы; перечислять и пояснять разные виды доходов семьи; иметь представление о том, что люди хотят получать высокие доходы, чтобы можно было покупать больше товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей; объяснять, что такое богатство.

Тема 6. Расходы. Бюджет семьи. Сбережения (7 ч)

Основные понятия.

Расходы. Основные направления расходов семьи. Бюджет семьи. Сбережения. Банк. Вклад. Вкладчик. Процент по вкладу как источник дохода. Заем. Заемщик. Безналичный расчет.

Учащиеся должны знать: основные направления расходов семьи; что такое бюджет; что расходы семьи должны сопоставляться с ее доходами; что такое сбережения и почему люди их делают; что такое банк, вклад, заем; кто такие вкладчик и заемщик; хранение денег в банке может принести дополнительный доход; как происходит безналичный расчет.

Учащиеся должны уметь: объяснять, зачем нужен бюджет; уметь сопоставлять доходы семьи с ее расходами; планировать личный и семейный бюджеты на условных примерах; объяснять, что такое сбережения; объяснять, чем выгодно решение положить деньги в банк, а также недостатки такого решения; на условных примерах рассчитывать дополнительный доход вкладчика; объяснять, в чем выгода получения займа.

Календарно – тематическое  планирование

№  уроков

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

УУД

Корректировка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тема 1. Потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения (6часов)

1(1)

Что изучает экономика?

1

Урок усвоения новых знаний.

Понятие экономики. Содержание основных экономических вопросов и проблем.

Уметь формулировать понятие экономики

Текущий фронтальный устный опрос.

Описывать структуру экономики.

Объяснять, что влияет на формирование потребностей.

Понимать свою собственную роль как потребителей в рыночной экономике.

2(2)

Безграничные потребности.

1

Комбинированный урок.

Блага и услуги. Потребности.

Пояснить, что потребности не остаются неизбежными.

Уметь приводить примеры потребностей.

Текущий фронтальный устный опрос.

3(3)

Ограниченные возможности.

1

Комбинированный урок.

Понятие ограниченность. Почему нельзя удовлетворить все свои потребности.

Уметь объяснять, почему нельзя удовлетворить все свои потребности (иметь игры все игры, предметы одежды и спортивные принадлежности какие хочется).

Текущий фронтальный устный опрос.

4(4)

Необходимость выбора.

1

Комбинированный урок.

Необходимость выбора. Альтернатива.

Уметь объяснять необходимость выбора как следствие ограниченности.

Текущий фронтальный устный опрос. Элементы игры.

5(5)

Потребители.

1

Комбинированный урок.

Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Права потребителя и их защита.

Уметь защищать свои права в случае их нарушения.

Текущий фронтальный устный опрос. Элементы игры.

6(6)

Товары и услуги.

1

Комбинированный урок.

Товары и услуги.

Уметь приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать примеры товаров и услуг, удовлетворяющих каждую потребность в определенном списке потребностей.

Текущий фронтальный устный опрос. Самостоятельная работа.

 Тема 2. Может  ли человек обеспечить себя сам? (3 часа)

7(1)

Изготовление товаров и услуг своими руками.

1

Комбинированный урок.

Ручной труд. Польза домашнего труда.

Уметь приводить примеры тех товаров и услуг, которые во многих семьях обычно не покупают, а делают сами.

Беседа. Ручной труд.

Объяснять взаимосвязь между такими явлениями экономической жизни общества, как специализация, разделение труда, производительность труда.

8(2)

Выгода от распределения обязанностей в семье.

1

Комбинированный урок.

Обязанности в семье. Выгода распределения обязанностей. Разделение труда. Специализация.

Обязанности в семье. Выгода распределения обязанностей.

Текущий фронтальный устный опрос. Игра.

9(3)

Отсутствие возможностей все делать своими руками.

1

Комбинированный урок.

Невозможность и отсутствие необходимости и все делать своими руками; необходимость обмена.

Уметь объяснять, почему большинство товаров и услуг, которые потребляют люди в современном обществе, невозможно сделать в одиночку, и их получают, обмениваясь друг с другом; почему нет необходимости все делать своими руками.

Беседа.

Уметь работать с текстом учебника.

Тема 3. Обмен (3 часа)

10(1)

Обмен как основной способ получения нужных товаров и услуг.

1

Комбинированный урок.

Специализация, обмен, выгодность добровольного обмена.

Уметь объяснять преимущества специализации, разделения труда и обмена; приводить примеры специализации; сравнивать степень специализации и взаимозависимости в разных ситуациях.

Беседа и игра.

Обобщать и анализировать ранее полученные знания, работать с дополнительными источниками информации.

11(2)

Специализация и необходимость обмена.

1

Комбинированный урок.

Специализация, взаимозависимость как следствие специализации.

Уметь приводить примеры различных профессий; объяснять взаимозависимость как следствие специализации.

Беседа и игра.

12(3)

Взаимозависимость людей разных профессий при создании товаров и услуг.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Специализация, разделение труда, обмен, необходимость обмена, выгодность добровольного обмена, взаимозависимость

Уметь практически использовать полученные ранее знания.

Самостоятельная работа. Работа в группах.

Тема 4. Деньги (6 часов)

13(1)

Бартер как простейшая форма обмена. Трудности бартерного обмена.

1

Комбинированный урок.

Бартерный обмен. Трудности бартерного обмена.

Уметь приводить примеры бартерного обмена, на примерах показать трудности бартерного обмена; решать задачи на нахождение равноценного обмена.

Беседа. Решение задач.

Называть свойства денег.

Объяснять функции денег.

Осваивать типичные экономические роли через участие в обучающих играх, моделирующих ситуации в реальной жизни.

14(2)

Разрешение проблем бартерного обмена при помощи денег.

1

Комбинированный урок.

Деньги, разрешение проблем бартерного обмена при помощи денег. Свойства «хороших» денег (портативности, сохранность, равноценность, делимость).

Уметь показывать на примерах , как деньги способствуют разрешению трудностей бартерного обмена.

Беседа. Игра.

15(3)

Что могут деньги? Свойства и функции денег.

1

Комбинированный урок.

Покупка, продажа, цена, деньги как средство платежа, единица счета и средство сохранения ценности.

Уметь объяснять функции денег.

Беседа. Решение задач.

16(4)

Из истории российских денег.

1

Комбинированный урок.

Денежные единицы.

Уметь сопоставлять старинные и современные денежные единицы.

Текущий фронтальный устный опрос.

17(5)

Туда, где хранится история.

1

Урок –экскурсия.

Информация из разных источников. Деньги, свойства и функции денег.

Уметь задавать относящиеся к теме вопросы; собирать информацию из самых разных источников (в данном случае путем непосредственного наблюдателя).

Текущий фронтальный устный опрос.

18(6)

Что вы знаете про деньги?

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Бартер. Деньги. Покупка. Продажа. Цена.

Уметь практически использовать полученные ранее знания.

Игра.

Решение задач.

Тема 5. Доходы семьи. Богатство (9 часов)

19(1)

Доходы семьи. Богатство.

1

Урок усвоения новых знаний.

Богатство, имущество, движимое и недвижимое имущество, доход.

Уметь на условных примерах оценивать величину богатства; объяснять зависимость величины богатства от дохода и расхода.

Беседа.

Понимать необходимость обучения, приобретения навыков и умений.

Понимать причины различий в оплате труда.

Выделять основные признаки, аргументировать свою точку зрения на существование множества определений понятий.

20(2)

Заработная плата- один из основных источников дохода семьи.

1

Комбинированный урок.

Заработная плата, причины различий в оплате труда, заработная плата как экономический стимул.

Уметь объяснять причины различий в оплате труда.

Текущий фронтальный устный опрос.

21(3)

Причины различий в размере заработной платы.

1

Комбинированный урок.

Заработная плата, причины различий в оплате труда, заработная плата как экономический стимул.

Уметь объяснять причины различий в оплате труда.

Беседа. Игра.

22(4)

Повременная и сдельная заработная плата.

1

Комбинированный урок.

Сдельная и повременная заработная плата, заработная плата как экономический стимул.

Уметь объяснять различие между формами оплаты труда; на условиях примерах рассчитывать размер повременной и сдельной заработной платы.

Беседа. Решение задач.

23(5)

Итоговый урок по теме: «Доходы семьи. Богатство».

1

Урок контроля.

Выявить уровень усвоения теоретических и практических знаний по теме «Доходы семьи. Богатство».

Уметь практически использовать полученные ранее знания; эффективно планировать время и выполнять упражнения, решать задачи.

Решение задач.

24(6)

Другие виды доходов- пенсии, стипендии, пособия.

1

Комбинированный урок.

Пенсия, стипендия, пособие.

Уметь объяснять, что такое стипендия, пенсия, пособие.

Текущий фронтальный устный опрос.

25(7)

Собственность как источник дохода.

1

Комбинированный урок.

Собственность, собственник, права собственности.

Уметь определять имущество, которое находится в собственности учеников, их родителей, в собственности всей семьи.

Беседа. Игра.

26(8)

Аренда, арендная плата, процент.

1

Комбинированный урок.

Аренда, арендная плата, арендодатель, арендатор, процент.

Уметь перечислять разные виды доходов семьи.

Уметь объяснять, что такое аренда, арендная плата, арендодатель.

Беседа. Игра.

27(9)

Повторение по теме: «Доходы семьи».

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Доход, богатство, имущество, виды доходов (заработная плата, пенсия, стипендия, пособие), собственность, собственник, аренда, арендодатель, арендатор.

Уметь практически использовать полученные ранее знания; работать совместно; принимать решения в группе.

Работа в группах.

Тема 6. Расходы. Бюджет семьи. Сбережения(7 часов)

28(1)

Расходы. Бюджет семьи.

1

Комбинированный урок.

Расходы семьи, факторы, влияющие на величину расходов, бюджет семьи.

Уметь перечислять основные статьи доходов и расходов семьи; на условных примерах составлять бюджет семьи

Текущий фронтальный устный опрос. Работа в группах.

Выполнять проблемные задания по вопросу ориентации человека в экономической жизни.

Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации.

29(2)

Сбережения. Банк. Вкладчик.

1

Комбинированный урок.

Вклад. Заем. Процент. Долг.

Уметь объяснять, что такое сбережения и зачем люди часть дохода сберегают; объяснять, что такое вклад, заем.

Решение задач. Текущий фронтальный устный опрос.

30(3)

Процент по вкладу, как источник дохода.

1

Комбинированный урок.

Долг. Процент.

Уметь рассчитывать процент по вкладам (на примерах).

Решение задач. Текущий фронтальный устный опрос

31(4)

Безналичный расчет.

1

Комбинированный урок.

Понятие о безналичных денежных расчетах.

Уметь объяснять роль безналичных денежных расчетов.

Решение задач. Текущий фронтальный устный опрос

32(5)

Банковские услуги.

1

Комбинированный урок.

Вклад, вкладчик, заем, заемщик, банк, процент, безналичные деньги.

Уметь понимать работу современных банков.

Решение задач. Текущий фронтальный устный опрос.

33(6)

Страхование.

1

Комбинированный урок.

Страхование, страховой полис, страховая компания.

Уметь объяснять недостатки и преимущества страхования.

Текущий фронтальный устный опрос.

34(7)

Повторение по теме:«Расходы. Сбережения»

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Вклад. Заем. Процент. Долг.

Уметь практически использовать полученные ранее знания; работать совместно; принимать решения в группе.

Работа в группах.

Повторение (1час)

35

Итоговый урок по курсу « Начала экономики».

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закрепление знаний и подведение итогов по курсу.

Уметь практически использовать полученные ранее знания.

Самостоятельная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...