Количество денег, необходимое для экономики страны( разработка урока в 6 классе)
план-конспект урока по экономике (6 класс) на тему

Жбанова Елена Вениаминовна

1.Помочь овладеть минимальными  сведениями о количестве денег необходимыми для экономики страны.

2.Научить применять полученные знания к решению задач практического и теоретического характера, используя уравнение обмена.

3.Воспитывать у  детей культуру  труда, взаимодействие, развивать взаимопомощь.

Понятия:

  • уравнение обмена;
  • денежная масса;
  • скорость обращения денег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Кочуновская СОШ

Экономика (6 класс)

Подготовила: Жбанова Е.В.

Тема: Количество денег, необходимое для экономики страны.

Цели: 

1.Помочь овладеть минимальными  сведениями о количестве денег необходимыми для экономики страны.

2.Научить применять полученные знания к решению задач практического и теоретического характера, используя уравнение обмена.

3.Воспитывать у  детей культуру  труда, взаимодействие, развивать взаимопомощь.

Понятия:

  • уравнение обмена;
  • денежная масса;
  • скорость обращения денег. 

Оборудование:

- Рабочая тетрадь по экономике с.98-99 ,карточки с кроссвордом, презентация, компьютер, экран, проектор.

Тип урока: комбинированный

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах.

Методы и приемы: игры-упражнения(кроссворд), объяснение, создание проблемной ситуации.

Ход урока:

  1. Организационный момент(2 мин.)
  2. 1. Приветствие учащихся:

- проверка готовности учащихся к уроку;

- проверка посещаемости.

       2. Повторение пройденного материала.(10мин.)

Давайте вспомним, что мы проходили на предыдущем уроке?

Ответы детей.

Для того,чтобы хорошо понять и усвоить новую тему мы сейчас немного повторим.

Сейчас каждой паре из вас я раздам карточку с кроссвордом.

Победителем станет тот, кто быстрее  и правильно отгадает все слова кроссворда.                                     Слайд 1.

По горизонтали:

3.Функция, которую выполняют деньги при выплате пенсий, стипендий, детских пособий.

4.Первая денежная единица на Руси.

6.То, что в Древней Руси использовалось в качестве денег.

8.Одна из первых стран, где появились деньги.

12.Одно из свойств денег.

15.Русская монета.

16.Товар, служивший в роли денег.

17. Страна – родина бумажных денег.

По вертикали:

1.Они пользуются до сих пор в качестве денег в Океании и Африки.

2.Одно из свойств денег.

5.Название первых российских бумажных денег, выпущенных Екатериной 2.

7.Не существующая в наши дни русская монета.

9.Одно из свойств денег.

10.Одна из функций денег – мера…

11Драгоценный металл.

13.Клад.

14.Всеобщий товарный эквивалент.

Ответы:1.Ракушки, 2.Делимость.3.Платежа. 4.Деньга.5.Ассигнации. 6.Меха.7. Алтын.8.Греция.9.Ценность.

10.Стоимости.11.Золото.12.Однородность.13.Сокровища.14.Деньги.15.Копей-ка.16.Соль.17.Китай.

-Какие задания у вас вызвали наибольшие затруднения?

-Какие оказались самыми легкими?

Ответы детей.

После выполнения задания взаимопроверка.

                                                      Слайд 2.

- Тема урока: «Количество денег, необходимое для экономики страны».

Сегодня вы узнаете:

1.Какое количество денег необходимо для экономики страны.

2.Как различается обеспечение деньгами экономики в разных странах.

II. Изучение нового материала. (15 мин.)

1. Вводная беседа по вопросам:

- Сколько, по-вашему, денег нужно выпускать в обращение в стране? ( ответы детей)

- из предложенных вами  вариантов попробуем выделить правильные.

  1. Единого мнения по этому вопросу нет. Многие считают, что чем больше денег в стране, тем лучше. Что увеличение общей суммы обращающихся денег в стране ведет к росту ее богатства.
  2. Другие считают, что много денег в государстве скорее плохо, чем хорошо. Не все так просто.
  3. Так как деньги предназначены прежде всего для обеспечения нужд торговли. То именно ее потребности должны определять количество денег необходимое в государстве. Давайте предположим, что все товары, поступившие в сферу обращения одновременно, сразу обмениваются на деньги, то их нужно ровно столько, сколько стоят все эти товары и услуги. Но ведь не все торговые сделки совершаются сразу, многие товары приобретаются в кредит, а что- то откладывается на будущее. Получается, что одними и теми же  деньгами расплачиваются за товары, проданные и купленные в разное время. Деньги перешедшие из рук покупателя в руки продавца совершают один оборот. Чем больше оборотов совершают деньги, тем меньше их необходимо для экономики страны. (Приведите примеры перехода денег от одного владельца к другому)
  4. Для оценки этого количества экономисты используют  уравнение.

Слайд 3.

Уравнение обмена:

M*V=P*Q, где

 M- величина денежной массы(количество денег)

V-скорость обращения денег( среднее число оборотов денег за год)

     P- средние цены товаров и услуг, продававщихся за год.

Q- объем товаров и услуг, продававшихся за год в стране.

- Правая часть уравнения отражает общий объем годовых продаж товара в денежном выражении.

-Левая часть уравнения – общее количество денег,  участвующих в годовом обращении.  

-Из данного уравнения следует, что если возрастает количество товаров, то увеличение денег в обращении объективно обусловлено и не нарушает сбалансированность.

Слайд 4

Выведите из уравнения формулу величины денежной массы (M)

(дети выводят)

М=P*Q/V

Ведите формулу скорости обращения денег(V)

V=P*Q/M

Выведите формулу средних цен на товары и услуги,

P=M*V/Q

Выведите формулу объема товаров и услуг

Q=M*V/P

 (данные  формулы  учащиеся записывают в тетради после обсуждений.) 

Вывод: увеличение скорости обращения денег напрямую связан с хозяйственным и экономическим развитием.

В далекие времена, когда деньгами служило золото, его добывали и затрачивали на это много труда человека. При установлении цен  на товары люди сравнивали затраты на его добычу и на изготовление товара. Так деньги были обеспечены имеющимися в стране запасами золота. С появлением бумажных денег для их изготовления стали тратить меньше труда и ресурсов,чем для добычи золота. При этом была утрачена связь между реальной стоимостью  каждого товара  ( в золоте) и его ценой, выраженной в условных «бумажных» единицах.

Вывод :следовательно в таких условиях, в качестве средства обеспечения денег рассматриваются не только запасы золота в стране, но и товарная масса.

Интересно сопоставить количество денег , находящихся в обращении в США и в России. В 2000 году в США наличных денег было около 250млрд. долларов, а безналичных 600 млрд, это составляет седьмую часть валового национального продукта. В то время в России наличных денег на руках было примерно 100млрд. рублей, а безналичных на счетах примерно 250 млрд. рублей., это соответствует половине валового национального продукта, который равен 700 млрд.рублей. Из сравнения следует , что относительное количество российских денег в обращении намного выше. Это говорит о низкой скорости обращения денег в России. Низкая скорость обращения денег в России объясняется замедлением расчетов между предприятиями, задержкой в оплате труда.

III. Закрепление нового материала.(15 мин.)

1.Ответьте на контрольные вопросы :

(Фронтальный опрос).

1) Почему людей интересует количество денег?

2) Как связаны между собой количество денег в обращении и характер их движения?

3) Как рассчитывается скорость обращения денег?

4)Может ли быть в стране слишком много денег?

5) Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?

 2.Решение задач (письменная работа по вариантам)

Вариант-1.

В тридевятом царстве за год выращено 8000 молодильных яблок, которые были проданы по цене  5 золотых монет за каждое. Определи сколько золотых монет нужно иметь в государстве, если скорость оборота равна 2?

Решение:

М*V=P*Q, М=P*Q/V, М=8000*5/2=20000 золотых.

Ответ: 20000 золотых монет.

Вариант-2.

В Хоббитании за год выращено 500000 мешков зерна. Величина денежной массы 250000 сульфиров, скорость оборота денег 2.

Определи средний уровень цен на зерно в Хоббитании?

Как изменится ценыа,если величина денежной массы увеличится в 2 раза?

Решение:

1)Р=M*V/Q

Р=250000*2/500000=1( с.)

2)  М=250000*2=500000(с.) ,Р=500000*2/500000=2с.

Ответ: 1 сульфир, цена увеличится в 2 раза (2 сульфира).

- Поменяйтесь выполненными работами для взаимопроверки.

- Если все ответы верны, оцените работу - «5»;

- Если все задания выполнены, но допущена ошибка - «4»;

- Если допущены две ошибки, оцените работу - «3»;

В остальных случаях необходима дополнительная подготовка.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.)

  • что нового вы узнали на уроке;
  • какие возникли проблемы или затруднения;
  • что показалось вам сложным при  решении задач;
  • какие виды работы вам позволили лучше усвоить материал урока;
  • что бы вы хотели повторить для закрепления новых знаний? 

Если вы допустили пробелы в усвоении нового материала, то можно ликвидировать их, выполнив домашнее задание и пополнить знания дополнительными занятиями.

V. Домашнее задание. (1 мин.)

Для всех групп учащихся:  с.98-99; далее – по выбору: с.102 зад.3(пис. в тет.)

По горизонтали:

3.Функция, которую выполняют деньги при выплате пенсий, стипендий, детских пособий.

4.Первая денежная единица на Руси.

6.То, что в Древней Руси использовалось в качестве денег.

8.Одна из первых стран, где появились деньги.

12.Одно из свойств денег.

15.Русская монета.

16.Товар, служивший в роли денег.

17. Страна – родина бумажных денег.

По вертикали:

1.Они пользуются до сих пор в качестве денег в Океании и Африки.

2.Одно из свойств денег.

5.Название первых российских бумажных денег, выпущенных Екатериной 2.

7.Не существующая в наши дни русская монета.

9.Одно из свойств денег.

10.Одна из функций денег – мера…

11Драгоценный метал.

13.Клад.

14.Всеобщий товарный эквивалент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Презентация к уроку экономики в 6 классе "Количество денег, необходимое для экономики страны."

1.Помочь овладеть минимальными  сведениями о количестве денег необходимыми для экономики страны.2.Научить применять полученные знания к решению задач практического и теоретического характера, исп...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока экономики в 6 классе"Количество денег, необходимое для экономики страны"

Тема урока «Количество денег, необходимое для экономики страны»Дата проведения: 06.09.2017.Тип урока: комбинированныйТехнология урока: исследование. Цели урока:·...

Презентация к уроку экономики "Количество денег, необходимое экономике страны"

Тема урока «Количество денег, необходимое для экономики страны»Дата проведения: 06.09.2017.Тип урока: комбинированныйТехнология урока: исследование. Цели урока:·...