Разработка урока экономики в 6 классе"Количество денег, необходимое для экономики страны"
план-конспект урока по экономике (6 класс) на тему

Жбанова Елена Вениаминовна

Тема урока «Количество денег, необходимое для экономики страны»

Дата проведения: 06.09.2017.

Тип урока: комбинированный

Технология урока: исследование.

 

Цели урока:

·         Образовательные: учащиеся должны вывести уравнение обмена и сформулировать понятие скорости обращения денег, анализируя экономические ситуации.

·         Развивающие: школьники учатся устанавливать логические связи и взаимозависимости между экономическими явлениями на основе уравнения обмена, прогнозировать последствия принимаемых экономических решений.

·         Воспитательные: воспитывать активную личность, имеющую собственные верные и устойчивые суждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока в 6 классе29.08 КБ

Предварительный просмотр:

ООО Учебный центр «Профессионал»

План – конспект урока  

по экономике

 в 6 классе МБОУ Кочуновской ООШ

на тему «Количество денег, необходимое для экономики страны»

                                                         Разработала: Жбанова Елена Вениаминовна

Слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Экономика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил: _________________

Кочуново,2017 год

Тема урока «Количество денег, необходимое для экономики страны»

Дата проведения: 06.09.2017.

Тип урока: комбинированный

Технология урока: исследование.

Цели урока:

  • Образовательные: учащиеся должны вывести уравнение обмена и сформулировать понятие скорости обращения денег, анализируя экономические ситуации.
  • Развивающие: школьники учатся устанавливать логические связи и взаимозависимости между экономическими явлениями на основе уравнения обмена, прогнозировать последствия принимаемых экономических решений.
  • Воспитательные: воспитывать активную личность, имеющую собственные верные и устойчивые суждения.

Оборудование:

  1. презентация к уроку,
  2. мультимедийный проектор,
  3. компьютер,
  4. экран,
  5. раздаточный материал «Экономические ситуации».

План урока:

Оргмомент

Проверка Д/з

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

Домашнее задание

Рефлексия

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся о функциях денег, умений их различать.( обучающиеся выполняют задание на компьютере)

Лист  индивидуальной работы учащегося  6 класса

_______________________________________________________

( фамилия, имя)  

Упражнение 1. «Используем функции денег в повседневной жизни».

Перед вами таблица.  Первая колонка заполнена – в ней перечислены определённые ситуации из жизни Славы Веснушкина и других людей. Заполните вторую колонку, вписав в неё те функции, которые выполняют деньги в каждой конкретной ситуации

                                  Время выполнения  упражнения  9 минут.

1

2

3

Слава Веснушкин получил

 в подарок 500 рублей

 и спрятал их в копилку.

Через месяц Слава вспомнил, что 1500 рублей стоит джинсовый костюм,

о котором он давно мечтал.

Слава разбил копилку, взял деньги, пошёл в магазин и купил джинсовый костюм.

Слава занял у приятеля

200 рублей и возвратил

их через неделю.

Гамбургер стоит 15 рублей

За бутылку пепси-колы вы заплатили 25 рублей

Деньги зашиты в матрас

Безработный получает пособие по безработице

Родители покупают вам фотоаппарат и дарят на день рождения

Ваша оценка  «___________________»

III. Изучение нового материала.

Мотивация учащихся.

 Приём “Корзина чувств”(на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

Деньги в экономике выполняют очень важную работу. Значение денег в жизни каждого человека велико.

Вопрос. Как вы понимаете смысл высказываний? (СЛАЙД 2)

«Счастье не в деньгах, а в их количестве»

«Денег много не бывает»

Ответ. Чем больше денег у человека (семьи), тем выше его благосостояние, он может полнее удовлетворять свои потребности.

Вопрос. А с точки зрения государства в целом, хорошо ли когда в экономике страны много денег? Надо ли уметь определять необходимое экономике страны количество денег? (СЛАЙД 3)

Ответ. Ученики выдвигают различные гипотезы.

  • Постановка учебной задачи и сообщение темы урока.

Задача урока: выяснить, как определить необходимое экономике количество денег, чтобы она нормально функционировала. (СЛАЙД 4)

Запишите в тетради тему урока «Количество денег, необходимое для экономики страны» (СЛАЙД 5)

Ученики записывают тему урока в тетради.

  • Анализ ситуаций.

Работа над вопросами № 2 и № 3 к ситуации № 1 из Раздаточного материала № 1. (СЛАЙД 6)

Ответ. Стоимость сделки составляет 40 рублей. Необходимо цену товара умножить на количество купленного товара.

В экономике в течение года совершается огромное множество сделок купли – продажи, подобных рассмотренной нами. Деньги предназначены обеспечивать нужды торговли. Именно торговля определяет необходимое экономике количество денег.

(СЛАЙД 7) Пусть М – это количество денег, необходимое экономике. Назовём его величиной денежной массы. Р – это средние цены товаров и услуг, продававшихся за год. Q - это количество товаров и услуг, продававшихся за год. Тогда величина денежной массы равна произведению средних цен товаров и услуг и их количества.

(СЛАЙД 8) Давайте проанализируем ситуации №2 а), б), в), г). Ответьте на вопросы и запишите необходимые вычисления на доске и в тетрадях.

Ответы. а) М = 6 х 100 000 = 600 000 (руб.)

б) М = 6 х 200 000 = 1 200 000 (руб.)

в) денежная масса увеличилась в 2 раза. Если увеличивается количество товаров и услуг в экономике (Q) (выпуск продукции в экономике растёт), то и величина денежной массы (М) также должна стать больше. Говоря языком математики, между Q и М существует прямая зависимость.

г) 1 600 000 = Р х 200 000

Р = 8 (руб.)

В Эколандии вырастут цены.

Вопрос. Есть выражение «Денежная масса управляет ценами». Как вы это понимаете? (СЛАЙД 9)

Ответ. Если выпуск продукции не изменится, а величина денежной массы вырастет, то могут вырасти цены. Это произойдёт потому, что выпустить (напечатать, начеканить деньги) можно довольно быстро, а вот объём производства товаров и услуг увеличить также быстро сложно.

Вопрос. Чем опасен рост цен в экономике?

Ответ. Благосостояние граждан снижается.

Вопрос. Какова зависимость между величиной денежной массы и средним уровнем цен?

Ответ. Прямая зависимость.

  • Анализ ситуации. (СЛАЙД 10)

Учитель читает текст и показывает слайд.

«Ранним утром булочник испёк и продал хлеб, выручив 1 тысячу рублей.

В обеденный перерыв он потратил эту сумму на покупку шляпы.

Час спустя шляпник купил на полученные от шляпника деньги сапоги для тренировок на ипподроме.

Сапожник, получив тысячу рублей, выкупил у кожевенника сырьё для своего производства.

Вечером кожевенник отметил свой день рождения, угостив друзей в кафе, потратив ту же самую тысячу рублей».

  • Обсуждение ситуации.

Вопрос. Сколько сделок было совершено в течение дня?

Ответ. 5 сделок.

Вопрос. Подсчитайте, на какую общую сумму были приобретены товары?

Ответ. На 5 000 рублей.

Вопрос. Какая сумма денег фактически осуществила все эти сделки?

Ответ. Сумма денег в 1 000 рублей.

Вопрос. Как вы объясните несоответствие между общей стоимостью всех товаров и фактически использованной суммой денег?

Ответ. Сделки осуществлялись не одновременно, а последовательно. Одна и та же сумма денег, перемещаясь от одного владельца к другому, позволила осуществиться нескольким сделкам купли – продажи.

Действительно, в экономике существует понятие «скорость обращения денег», которое обозначается буквой V. (СЛАЙД 11)

Попытайтесь сформулировать определение этому понятию.

Ответ. Количество сделок, осуществляемое одной и той же суммой денег за определённое время (например, за год). (СЛАЙД 11)

Ученики записывают определение понятия в тетради.

Вопрос. Ребята, вернёмся к рассмотренной ситуации. Как вы считаете, нужно было бы иметь больше денег, если б наша тысячная купюра в течение дня поменяла бы не 5 хозяев, а 8?

Ответ. Нет. Всё равно достаточно будет 1 000 рублей.

Вопрос. Как вы думаете, сколько денег понадобилось бы, если бы шляпник решил отложить покупку сапог до следующего дня, остановил бы движение тысячной купюры на время, а сапожник всё же купил бы сырьё для сапог?

Ответ. Для того чтобы все остальные сделки состоялись, понадобилось бы 2 000 рублей.

Вопрос. Какая взаимозависимость прослеживается между скоростью обращения денег и величиной денежной массы.

Ответ. Чем быстрее деньги меняют кошельки своих хозяев, тем выше их скорость. А чем выше скорость обращения денег, тем меньше их необходимо иметь в обращении. И наоборот. Зависимость между названными величинами обратная.

Вопрос. Как показать в нашей формуле обратную зависимость между величиной денежной массы и скоростью обращения денег? (СЛАЙД 12)

Ответ. Поставить V в знаменатель дроби.

Продолжим анализ ситуаций (ситуация № 2 д) (Раздаточный материал № 2). (СЛАЙД 13)

Ответ. М = 6 х 200 000 / 3 = 400 000 (руб.)

Преобразуем запись формулы, освободимся от дробной черты и получим:

М х V = Р х Q. (СЛАЙД 14)

Запишите эту формулу в тетради. Мы вывели очень важную формулу. Она называется уравнением обмена. Левая часть уравнения – денежная, а правая – товарная. Чем больше товарная часть, тем больше должна быть денежная. И наоборот.

  • Подведём итоги.

Вопрос. Разрешены ли проблемы и задача, поставленные в начале урока? Подтвердились ли ваши гипотезы?

Ответы. Государству важно знать какое количество денег должно быть в экономике. Для этого существует уравнение обмена.

IV. Закрепление изученного материала

Вопрос. К чему может привести избыток денег в экономике, когда товарная масса меньше, чем денежная?

Ответ. Эта ситуация может привести к росту цен в экономике, что снизит уровень благосостояния граждан. (СЛАЙД 15)

Вопрос. А если товарная масса окажется больше, чем денежная? К каким последствиям это может привести?

Ответ. Денег может не хватить для осуществления сделок купли – продажи. Это затормозит развитие торговли, производства и потребления. (СЛАЙД 16)

Вопрос. Величиной какой массы определяется величина денежной массы?

Ответ. Денежная масса определяется величиной товарной массы.

Как мы видим, в руках у государства есть очень важный инструмент, через который оно может оказывать существенное влияние на функционирование экономики страны.

V. Домашнее задание.

Изучить текст на странице 98 – 99, задание № 2 на странице 101 (письменно).

VI. Выставление оценок.

VII. Рефлексия.

Вопрос. Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились?

Приложение

Раздаточный материал

                                            Экономические ситуации

№ 1. Выяснилось, что в доме закончились макароны. Мама попросила Ваню сходить в магазин и купить 2 кг макарон нужного сорта. Она дала сыну 100 рублей и Ваня отправился в магазин за покупкой. Он купил необходимое количество макарон по цене 20 рублей за килограмм.

Мама разрешила сыну оставить сдачу себе. Из этих денег он отдал другу долг за диск к компьютеру, а оставшуюся сумму денег положил в копилку.

  1. Какие функции выполняют деньги в описанной ситуации?
  2. Какова стоимость совершённой Ваней сделки?
  3. Как определить количество денег, необходимое Ване для осуществления сделки купли - продажи макарон?

№ 2. Представьте, что в Эколандии один товар, зерно, удовлетворяет все потребности её населения.

  • А) В 2008 году в Эколандии было выращено 100 000 мешков зерна и продано по средней цене 6 рублей за мешок. Какое количество денег необходимо выпустить в обращение, чтобы всё зерно было куплено?
  • Б) В 2009 году урожай зерна в Эколандии превзошёл все ожидания. Было выращено 200 000 мешков зерна. Средняя цена зерна не изменилась. Сколько денег необходимо иметь в экономике страны, чтобы весь товар был куплен?
  • В) сравните результаты ответов на вопросы в пунктах А) и Б). Сделайте вывод.
  • Г) Что произойдёт в экономике Эколандии, если будет напечатана не та сумма денег, которую вы рассчитали в пункте Б), а сумма денег в размере 1 600 000 рублей?
  • Д) Вернитесь к пункту Б). Определите необходимое для экономики Эколандии количество денег с учётом скорости их обращения, равной 3 оборотам в год.

Самоанализ урока экономика по теме: «Количество денег, необходимое для экономики страны»

         Тема «Количество денег, необходимое для экономики страны» разбирается в программе в контексте Модуля 4 «Деньги» в течение 6 часов, где на собственно «Количество денег, необходимое для экономики страны» отводится 1 час (согласно Авторской программе по экономике: основного общего образования в 5-9  классах образовательных организаций. Авторы – составители Гребенева Г.И.,    Плетенева О.В., Симонов И.А., Нижний Новгород, «Нижегородский институт    развития  образования», 2015.)

Мною были сформулированы следующие цель и задачи урока.

Цели урока:

  • Образовательные: учащиеся должны вывести уравнение обмена и сформулировать понятие скорости обращения денег, анализируя экономические ситуации.
  • Развивающие: школьники учатся устанавливать логические связи и взаимозависимости между экономическими явлениями на основе уравнения обмена, прогнозировать последствия принимаемых экономических решений.
  • Воспитательные: воспитывать активную личность, имеющую собственные верные и устойчивые суждения.

Тип урока по основной дидактической цели можно классифицировать как урок комбинированный.

По основному способу проведения урок был сочетанием различных форм занятий (от самостоятельной, фронтальная, игровой до элементов исследования).

По основным этапам учебного процесса урок был пятым в Модуле 4. и способствовал получению новых знаний.  

Урок по своей сущности не является инновационным, т.к. все элементы и этапы урока неоднократно были описаны в различных источниках педагогической и психологической литературы. Основными методами урока можно считать: беседа, рассказ, создание ситуации познавательной новизны, частично-поисковый, поиск примеров и фактов, анализ материала, объяснение, изложения материала. Контроль за знаниями учащихся осуществлялся с помощью следующих методов: а) объяснительно-иллюстративный, информационно-побуждающий и поисковый (исследовательский) б) организация управления процессом контроля знаний (самоконтролирующий, оценочный).

Темп урока был достаточно высок.

Межпредметные связи прослеживались через включение исторических справок (история), через проблемность изложения (обществознание), через разговор об экономических показателях роста (математика, обществознание).

После каждого этапа урока, логически делались выводы в форме постановки учебных задач, указания на пример, обобщения, в форме вопроса.

Психологический аспект урока заключался в том, что был установлен положительный контакт со всеми учениками класса, чувствовалось, что дети получают удовольствие от действия, производимого как учителем , так и самим собой. На уроке была атмосфера комфортности, и вместе с тем можно было наблюдать проявление положительного духа соревновательности. На протяжении всего урока чувствовался хороший эмоциональный отклик со стороны учеников. Обратная связь прослеживалась через активность, неподдельное желание работать, по свету в глазах ребят. Основным видом деятельности для учащихся этого возраста является общение, был сделан серьезный акцент на использование соответствующих методов, позволяющих развивать навыки  коммуникативной культуры (беседа,  ). Для поддержания  положительного  мотивационного  направления, я постоянно поощряла детей (словесно). Использование мультимедийного оборудование на уроке являлось вспомогательным элементом для создания тематического фона деятельности, (из-за экономии времени).

На уроке, в плане активности и опроса были охвачены почти все учащиеся, реализовывался принцип: «на уроке должны говорить все».

Первичное закрепление материала посредством устного опроса показало достаточно высокий уровень оперативного усвоения содержания урока.

Оценка деятельности учащихся происходило по двум направлениям: со стороны учителя и самооценкой, что является одним из ключевых признаков современного урока, где акцент сделан на самостоятельную работу учеников.

Примечателен тот факт, что дети ставили себе оценку не за работу на уроке, а за усвоение материала.

Лучше всего как мне кажется, на уроке получилось установление психологического  контакта с классом, достижение неплохой результативности урока, выполнение намеченного плана, организация продуктивной деятельности обучающихся.

Что не получилось: вместить в рамки урока больше интересной информации, проговорить еще несколько важных процессов и явлений, происходящих в стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Количество денег, необходимое для экономики страны( разработка урока в 6 классе)

1.Помочь овладеть минимальными  сведениями о количестве денег необходимыми для экономики страны.2.Научить применять полученные знания к решению задач практического и теоретического характера, исп...

Методическая разработка урока по теме "Определение количества информации".

Презентация поможет учащимся в решении задач по определению количества информации....

Разработка урока в 10 классе: мини-проект "Визитная карточка населения страны"

Разработка урока географии в 10 классе "Население мира". Результат исследования будет представлен наглядно. Учащиеся оформят «Визитную карточку» страны. Учителем подготовлены необходимые  иллюстр...

Методическая разработка урока по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Представлена методическая разработка урока в 8 классе с использованием образовательной информационно-коммуникационной технологии и применением блокнота-мимио. Урок изучения нового материала по теме &q...

Разработка урока в 8 классе на тему «Решение задач на определение количества информации»

Разработка урока в 8 классе на тему «Решение задач на определение количества информации»...

Конструкт урока по физике: «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении».

Предлагаю вашему вниманию конструкт урока по физике: «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении».  ...