Рабочие программы по экономике для 5-7 классов
рабочая программа по экономике (5 класс) на тему

Жбанова Елена Вениаминовна

В современных  условиях каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений,  «инновационным человеком». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekonomike_5-7_klass.docx87.85 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Бутурлинского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол от __________ № ___

Утверждаю.

Директор _________ Е.А.Рыжичкина

Приказ  от _________№ ______

Рабочая программа

по экономике

для 5 - 7 классов

Срок реализации программы

 3 года

Рабочая программа составлена на основе  учебной программы   основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций. Авторы – составители Гребенева Г.И., Плетенева О.В., Симонов И.А., Нижний Новгород, «Нижегородский институт развития образования», 2014.

                                                                Составитель:

                                                                                               Жбанова Елена Вениаминовна

                                                                           учитель географии

  I квалификационной категории

с. Кочуново

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по экономике  разработана на основе:

1.Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

3.Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253);

4.Методического письма ГБОУ ДПО НИРО «О реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования по предметным областям и учебным предметам» (Н.Новгород, 2015г).

5.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Кочуновской ООШ.

6.Авторской программы по экономике: основного общего образования в 5-9  

 классах образовательных организаций. Авторы – составители Гребенева Г.И.,    

 Плетенева О.В., Симонов И.А., Нижний Новгород, «Нижегородский институт            

 развития  образования», 2014.

В современных  условиях каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений,  «инновационным человеком».

Несмотря на то, что ядро экономического образования образует формирование знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению тех компетенций обучающихся, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно:

  • способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде;
  • способность к критическому мышлению;
  • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому.

Кроме того, вопросы, связанные с введением в школьную программу экономических знаний еще очень важны и тем, что позволяют школьникам подготовится к жизнедеятельности в высококонкурентной экономической среде. Лежащее в основе данной учебной программы «Экономика» понимание экономики делает акцент на близких к реальности, проблемно-ориентированных и дидактически хорошо проработанных знаниях, которые соответствуют трем принципам: устойчивое развитие, системность и ориентированность на предпринимательство. Занятие, построенное в соответствии с этими тремя принципами, делает акцент на ответственность экономических субъектов / граждан за благосостояние общества, а также на значение основных гуманистических и демократических ценностей.

Цель программы - формирование системы начальных экономических знаний, а также  метапредметных умений и личностных результатов, являющихся основой успешного освоения требований ФГОС ООО.

Задачами обучения в 5 классе являются:

1.создание условий для формирования: системы начальных экономических знаний,через систему метапредметных умений, через систему личностных результатов и профориентационную работу.

                                                Общая характеристика учебного предмета

Учебная программа основного общего образования в 5-7 классах образовательных организаций «Экономика» основана на системно - деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и/или учебно-практической деятельности учащихся, направленной на достижение определенного результата.

Требования к предметным результатам определяют «ядро содержания», то есть накопительное системное знание, получаемое в ходе обучения. Требования к метапредметным результатам определяют – «ядро деятельности» ученика - проектные и исследовательские действия, которыми он должен овладеть за период обучения.

Использование принципов уровневой дифференциации в формулировке ожидаемых результатов определяет наличие как базового обязательного уровня знаний и сформированности проектных действий у каждого обучающегося, так и  повышенного уровня знаний и проектной компетентности у мотивированных к обучению учеников.

Содержание программы предмета «Экономика» направлено на формирование у школьников следующих компетенций:

1.Специфических умений:

- расчет различных экономических показателей;

- анализ учебной ситуации с экономическим содержанием;

- выработка модели поведения;

- оценка экономических событий (аргументированное мнение);

- классификация

- описание и высказывание суждений об экономическом событии

2.Знаний ключевых понятий микро- и макроэкономики и теории государственного регулирования экономики и соответствующих типах и видах экономических отношений;

3.Основных видов деятельности:

        - моделирование;

        - проектирование;

        - исследовательская;

        - коммуникативная;

        4.Основ учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности;

   5.Социальной активности, т.е. способности к осуществлению преобразовательной деятельности на основе соблюдения законов и осознания ответственности перед семьей, обществом, государством, человечеством; основ гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.

Образовательный процесс в границах предмета и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся позицию законопослушного социально активного  гражданина России через:

  • педагогическое согласование системы базовых гражданских и экономических ценностей;
  • включение  в программу модулей, нацеленных на осуществление учебно-исследовательской или проектной деятельности, в основе которой должно лежать решение научных или практических социально-значимых экономических проблем:

1. Учебная деятельность учащихся при реализации проектного модуля соответствует логике проектной деятельности и включает следующие действия:

- оценка имеющихся предметных знаний и способов деятельности, ценностей и смыслов;

- определение личностно-значимой учебной проблемы в данной теме;

- определение учебно-познавательной задачи модуля в целом (урока в отдельности) на основании выделенной учебной проблемы;

- перевод учебно-познавательной задачи в учебно-практическую -  создание представления об ожидаемом учебном (проектном) продукте как результате решения учебной проблемы;

- решение конкретно-практической задачи и создание учебного (проектного) продукта;

- презентация полученного учебного продукта – демонстрация индивидуального продвижения в предметном и метапредметном содержании;

-  оценка качества полученного продукта и рефлексия освоенного действия.

2.Содержание обучения представляется как в информационных, так и в деятельностных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленными предметной, метапредметной и личностной целями. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.

3.Меняется роль учителя в образовательном процессе - он выступает в роли тьютора, консультанта, эксперта.

4.Учащиеся работают максимум времени самостоятельно, учатся самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность каждому осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

5. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной и/или устной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Наличие раздаточных материалов с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Для определения проблем в содержании курса, в рамках, решения которых будет реализован проектный модуль, можно использовать следующие критерии:

- целесообразность использования проектной деятельности для решения этой проблемы;

- возможность использования данного содержания для формирования основ проектной и исследовательской деятельности, а именно наличие в содержании противоречивых фактов, явлений и т.п., позволяющих сформулировать проблему проекта; наличие временного ресурса для реализации проекта и т.п.;

- наличие связей данной проблемной темы с другими предметными областями, общее в предметном содержании смежных дисциплин.

  • систему связей устанавливаемых как между модулями учебного курса, так и с другими учебными предметами.

                                                 Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Экономика» вводится в учебный план в случае, если обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательной организации, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в объеме 1 час в неделю (34 часа в год).

Программа учебного предмета «Экономика» для 5-9 классов формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

— с переходом от способности младших школьников только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью в форме учебного исследования или проекта на ступени основной школы,

— с переходом младших школьников к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.

Построение образовательного процесса и выбора условий и методик обучения обусловлены учётом особенностей подросткового возраста.

Количество времени, необходимое для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика»

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика» представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу данной  программы.

Фактически предметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные задачи, направленные на освоение систематических знаний экономической теории, а также  на самостоятельное приобретение, перенос и интеграцию знаний.

Метапредметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно-практические задачи направленные:

на разрешение проблем/проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределённости, (например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения и т. п.);

  • на организацию сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
  • на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
  • на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения  задания  и т.п.

В основе предложенных метапредметных результатов освоения данной программы лежит перечень ожидаемых результатов, предложенных авторами Примерной основной образовательной программы основной школы[1].

Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.

Требования к результатам освоения  1 концентра программы учебного предмета «Экономика» (5-7 классы)

Требования к предметным результатам (по модулям) 5 класс

Модуль 1 «Что изучает экономика?»

Учащеся научатся:

  1. Определять и различать  потребности и блага их удовлетворяющие.
  2. Определять проблему выбора ограниченностью ресурсов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять ограниченность ресурсов
  2. Объяснять, почему проблема выбора является основной экономической проблемой

Модуль 2 «Труд»

Учащиеся научатся:

  1. Ориентироваться в мире профессий.
  2. Производить простейшие расчёты производительности труда.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять, от чего зависит квалификация работника
  2. Объяснять, от чего зависит заработная плата работника

Модуль 3 «Товары и услуги»

Учащиеся научатся:

  1. Различать товары и услуги и приводить конкретные примеры.
  2. Различать коммунальные и жилищные услуги.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг
  2. Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг

Модуль 4 «Обмен»

Учащиеся научатся:

  1. Объяснять преимущества торговли по отношению к бартерному обмену

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентности обмена

Модуль 5 «Рынок и конкуренция»

Учащиеся научатся:

  1. Приводить примеры конкуренции среди покупателей и среди продавцов товаров и услуг, а так же ценовой и неценовой конкуренции

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять, кто и почему выигрывает на рынках покупателей и на рынках продавцов
  2. Называть и объяснять положительные и отрицательные результаты конкуренции

Модуль 6 «Экономика семьи»

Учащиеся научатся:

  1. Перечислять основные права и обязанности потребителя
  2. Объяснять необходимость планирования доходов и расходов семьи с учётом расходов на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Составлять семейный бюджет
  2. Выделять долю расходов на оплату коммунальных нужд и жилищные платежи в расходах семейного бюджета
  3. Объяснять пути уменьшения дефицита бюджета семьи

6 класс

Модуль 1 «Введение в экономику»

Учащиеся научатся:

  1. Обосновывать и приводить примеры выбора как экономической проблемы.
  2. Характеризовать типы экономических систем

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Сравнивать различные типы экономических систем с точки зрения решения основных вопросов экономики

Модуль 2 «Экономические ресурсы и факторы производства»

Учащиеся научатся:

  1. Приводить примеры факторов производства и доходов по факторам производства

 Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Различать экономические ресурсы и факторы производства.

Модуль 3 «Производство товаров и услуг»

Учащиеся научатся:

  1. Различать понятия: «затраты на  производство товаров и услуг, прибыль, выручка»

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать себестоимость, выручку от продажи продукции и прибыль

Модуль 4 «Деньги»

Учащиеся научатся:

  1. Различать функции денег
  2. Давать характеристику видам денег

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать объем денежной массы, необходимой государству

Модуль 5 «Торговля»

Учащиеся научатся:

  1. Характеризовать  торговлю как посредника при получении выгоды производителей и потребителей от данного вида деятельности.
  2. Различать организационные формы торговли

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять выгоду для производителей и потребителей от торговли как посреднической деятельности

Модуль6 «Роль государства в экономике»

Учащиеся научатся:

  1. Называть цели и функции  государства в экономике
  2. Приводить примеры общественных благ
  3. Характеризовать государственный бюджет

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением обязательств государства

7 класс

Модуль 1 «Спрос и предложение»

Учащиеся научатся:

  1. Различать спрос и величину спроса; предложение и величину предложения
  2. Формулировать законы спроса и предложения
  3. Изображать графически спрос и предложение по заданной шкале
  4. Объяснять, что взаимодействие спроса и предложения являются основой рыночного механизма

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать рыночную цену и рыночный объем продаж

Модуль 2 «Издержки производства и прибыль»

Учащиеся научатся:

  1. Различать организационно-правовые формы предприятий
  2. Различать постоянные и переменные издержки и приводить примеры.
  3. Приводить примеры средних постоянных, средних переменных, средних общих издержек
  4. Определять понятие общей и средней выручки от продажи продукции
  5.  Рассчитывать себестоимость единицы продукции

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать  средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки
  2. Рассчитывать  общую и среднюю выручку от продажи продукции

Модуль 3 «Производительность труда»

Учащиеся научатся:

  1. Определять производительность труда
  2. Объяснять, какие факторы влияют на рост производительности труда

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять, какое значение для экономики страны имеет рост производительности труда

Модуль 4 «Безработица»

Учащиеся научатся:

  1. Определять категорию безработных
  2. Характеризовать и приводить примеры различных видов безработицы

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять роль социальной защиты безработных для экономики страны

Модуль 5 «Инфляция»

Учащиеся научатся:

  1. Определять взаимосвязь понятия «инфляция» «покупательная способность денег»
  2. Перечислять группы людей, выигрывающих и проигрывающих в результате инфляции

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать индексы потребительских цен и планировать свои расходы
  2. Объяснять, почему в результате инфляции одни группы выигрывают, другие проигрывают

Модуль 6 «Банки и их роль в экономике»

Учащиеся научатся:

  1. Определять сущность банка
  2. Перечислять основные функции Центрального Банка и коммерческого банка
  3. Перечислять основные виды вкладов и кредитов
  4. Объяснять, каким образом можно вести расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать сумму процентов на вкладе через 1 год по схеме расчета простого процента
  2. Оплачивать услуги ЖКХ через банковскую систему

Требования к метапредметным результатам

Ученик научится:

•  совместно с другими учениками или при помощи учителя формулировать цели;

• совместно с другими учениками или при помощи учителя анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• совместно с другими учениками или при помощи учителя планировать пути достижения целей;

•  самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; совместно планировать общие способы работы;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, при помощи учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Ученик получит возможность научиться:

• устанавливать целевые приоритеты;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

•строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Требования к личностным результатам

У ученика будут сформированы:

•образ социально-экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;

• признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам.

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.

•  готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• понимание важности точно в срок и в полном объеме платежей за услуги ЖКХ

Ученик  получит возможность для формирования:

• основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;

•потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• готовности к выбору профильного образования.

Содержание программы.

5 класс

Модуль 1. Что изучает экономика 4 часа

Потребности: духовные, социальные, физиологические; их многообразие и неограниченность. Блага как средство удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага . Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.

Модуль 2. Труд 4 часа

Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия и квалификация. Заработная плата.

Модуль 3. Товары и услуги  3 часа

Товары и услуги. Коммунальные и жилищные услуги.

Модуль 4. Обмен  5 часа

Обмен, его экономическая сущность. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Торговля как наиболее эффективная форма обмена. 

Модуль 5. Рынок и конкуренция 5 часов

Потребитель и его экономические интересы. Производитель и его экономические интересы. Рынок и условия его существования. Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены. Рынок продавца и рынок покупателя.

Модуль 6. Экономика семьи. Семейный бюджет  9 часов

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Семья как потребитель услуг ЖКХ. Права потребителя и защита прав потребителя. Источники доходов семьи. Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы. Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения. Рациональное ведение домашнего хозяйства

Модуль 7. Проектная деятельность учащихся 5 часов

Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.

6 класс

Модуль 1. Введение в экономику  3 часа Выбор. Альтернативная стоимость. Сетка принятия решений: варианты и критерии выбора. Типы экономических систем.

Модуль 2. Экономические ресурсы и факторы производства 2 часа

Экономические ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательство, информация).

Факторы производства. Доходы на факторы производства: заработная плата, рента, процент, прибыль.

Модуль 3. Производство товаров и услуг 4 часа

Процесс производства. Себестоимость и цена товаров и услуг. Выручка и прибыль.

Модуль 4. Деньги 6 часов

История возникновения денег. Свойства денег. Виды денег. Функции денег. Количество денег, необходимое для экономики страны.

Модуль 5. Торговля 4 часа

Торговля. Оптовая и розничная торговля. Организационные формы торговли: магазин (оптовый и розничный, специализированный и универсальный),  аукцион, биржа. Реклама.

 Модуль 6. Роль государства в экономике 6 часов

Цели государства в экономике. Случаи несостоятельности рынка. Функции государства в экономике. Налоги как источник доходов государства.  Основные налоги в РФ. Государственный бюджет .

Модуль 7. Проектная деятельность учащихся 5 часов

Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.

7 класс

Модуль 1. Спрос и предложение 3 часаСпрос и модель спроса. Предложение и модель предложения. Рыночное равновесие.

Модуль 2 . Издержки производства и прибыль 4 часа

Издержки производства. Постоянные, переменные, общие; средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки. Графическое изображение постоянных, переменных, общих издержек. Доходы и прибыль от продажи произведенной продукции.

Расчет доходов через цену и количество проданной продукции. Расчет доходов через затраты и прибыль. Расчет прибыли от продажи продукции.

Модуль 3. Производительность труда 4 часа

Производительность труда и факторы, влияющие на ее рост. Расчет производительности труда. Роль повышения производительности труда в экономике страны.

Модуль  4. Безработица 4 часа

Безработица и ее виды. Последствия безработицы.

Меры социальной защиты безработных.

Модуль  5. Инфляция 4часа

Инфляция и  покупательная способность денег. Изменение цен на услуги ЖКХ. Измерение инфляции. Последствия инфляции.

Модуль  6. Банки и их роль в экономике 7 часов

Банки. Виды банков. ЦБ РФ и его функции. Коммерческие банки и их функции. 

Операции коммерческих банков. Оплата услуг ЖКХ через банковскую систему. Вклады и кредиты. Расчет простого процента по вкладам и кредитам.

Модуль 7. Проектная деятельность учащихся 5 часов

Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.


                                                     

Таблица №1

Личностные и метапредметные результаты.

№ модуля

Образовательный результат

Количество лет

на освоение

Классы

Метапредметные результаты:

1 Регулятивные

Модуль 1 Что изучает экономика?

способность ставить учебные цели, планирование отдельных учебных действий, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия,  формирование умений оценивать свои действия по результату

3

5

Модуль 2. Труд.

способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить коррективы в их выполнение, планирование отдельных учебных действий

Модуль 3. Товары и услуги.

планирование отдельных учебных действий,

Модуль 4.  Обмен.

планирование отдельных учебных действий, формирование умений оценивать свои действия по результату

Модуль 5. Рынок и конкуренция.

планирование отдельных учебных действий

Модуль 6. Экономика семьи.

планирование отдельных учебных действий, формирование умений оценивать свои действия по результату

2 Познавательные

Модуль 1 Что изучает экономика?

формирование умений конструировать  определения, навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения, логических операций сравнения, анализа, обобщения, оценки,

Модуль 2. Труд.

формирование умений конструировать  определения, навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения, формирование умений устанавливать причинно-следственные связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях,

Модуль 3. Товары и услуги.

навыки работы с информацией, анализировать информацию содержащуюся в готовых информационных объектах, систематизировать информацию содержащуюся в готовых информационных объектах,

Модуль 4.  Обмен.

Использование полученных знаний на практике, навыки работы с информацией,

Модуль 5. Рынок и конкуренция.

Использование понятийного аппарата, Работа с информацией, Умение  полученные знания применять на практике, Анализ полученной информации содержащейся в готовых информационных объектах

Модуль 6. Экономика семьи.

Развитие смыслового чтения, Умение  полученные знания применять на практике, Умение использовать логические действия и операции, Использование понятийного аппарата

3 Коммуникативные

Модуль 1 Что изучает экономика?

развитие речевой деятельности, налаживание диалога, умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументировано выражать общее решение, брать на себя лидерские качества

Модуль 2. Труд.

развитие речевой деятельности, умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументировано выражать общее решение, брать на себя лидерские качества, развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками,

Модуль 3. Товары и услуги.

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, Устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами  и техникой общения.

Модуль 4.  Обмен.

Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками,

Модуль 5. Рынок и конкуренция.

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками,

Модуль 6. Экономика семьи.

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, умение работать в группе, Работать в группе и находить общее решение, брать на себя лидерские качества

4 Личностные результаты:

Модуль 1 Что изучает экономика?

 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим,

Модуль 2. Труд.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение конструктивно разрешать конфликты, умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий, готовность к равноправному сотрудничеству.

Модуль 3. Товары и услуги.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, понимание важности точно в срок и в полном объеме платежей за услуги ЖКХ

Модуль 4.  Обмен.

готовность к равноправному сотрудничеству, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, Умение работать самостоятельно.

Модуль 5. Рынок и конкуренция.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, образ социально-экономического устройства России,

Таблица №2

 Предметные результаты.

№ модуля

Предметный  результат

Количество лет

на освоение

Классы

I. Учащийся научится:

Модуль 1 Что изучает экономика?

  1. Определять и различать  потребности и блага их удовлетворяющие.
  2. Определять проблему выбора ограниченностью ресурсов.

1

5

Модуль 2. Труд.

  1. Ориентироваться в мире профессий.
  2. Производить простейшие расчёты производительности труда.

1

5

Модуль 3. Товары и услуги.

  1. Различать товары и услуги и приводить конкретные примеры.
  2. Различать коммунальные и жилищные услуги.

1

5

Модуль 4.  Обмен.

  1. Объяснять преимущества торговли по отношению к бартерному обмену

1

5

Модуль 5. Рынок и конкуренция.

  1. Приводить примеры конкуренции среди покупателей и среди продавцов товаров и услуг, а так же ценовой и неценовой конкуренции

1

5

Модуль 6. Экономика семьи.

  1. Перечислять основные права и обязанности потребителя
  2. Объяснять необходимость планирования доходов и расходов семьи с учётом расходов на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг

1

5

II Учащийся получит возможность научиться:

Модуль 1 Что изучает экономика?

Объяснять ограниченность ресурсов

Объяснять  почему проблема выбора является основной экономической проблемой.

1

5

Модуль 2. Труд.

Объяснять от чего зависит квалификация работника.

Объяснять от чего зависит заработная плата работника.

1

5

Модуль 3. Товары и услуги.

Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг.

Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг.

1

5

Модуль 4.  Обмен.

  1. Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентности обмена

1

5

Модуль 5. Рынок и конкуренция.

  1. Объяснять, кто и почему выигрывает на рынках покупателей и на рынках продавцов
  2. Называть и объяснять положительные и отрицательные результаты конкуренции

1

5

Модуль 6. Экономика семьи.

  1. Составлять семейный бюджет
  2. Выделять долю расходов на оплату коммунальных нужд и жилищные платежи в расходах семейного бюджета
  3. Объяснять пути уменьшения дефицита бюджета семьи

1

5

                                                                                                                 Контрольно-измерительные материалы:

5класс

№ урока

Вид работы

По теме

1 четверть

 1

  Контрольная работа

«Труд»

II четверть

2

 Итоговая контрольная работа

за 1 полугодие

«Товары и услуги»

«Обмен»

III четверть

3

Контрольная работа

«Рынок и конкуренция»

IVчетверть

4

 Итоговая контрольная работа за год

«Экономика семьи. Семейный бюджет»

                                                                                                                 6 класс

№ урока

Вид работы

По теме

1 четверть

 1

 Контрольная работа

«Экономические ресурсы и факторы производства»

II четверть

2

Итоговая контрольная работа

за 1 полугодие

«Деньги»

III четверть

3

Контрольная работа

«Торговля»

IVчетверть

4

Итоговая контрольная работа за год

«Роль   государства в экономике»

                                                                                                                7 класс

№ урока

Вид работы

По теме

1 четверть

 1

 Контрольная работа

«Банки и их роль в экономике»

II четверть

2

Итоговая контрольная работа

за 1 полугодие

«Безработица»

III четверть

3

Контрольная работа

«Производство товаров и услуг. Производительность труда»

IVчетверть

  4

Итоговая контрольная работа за год

«Спрос и предложение. Рынок.

                                                                                                              Таблица№3

Учебники и программы.

класс

Название предмета

Учебник

Программа

Наличие электронного приложения(да/нет)

5

экономика

Рабочая тетрадь 5 класс

Авторы:

И.А.Симонов,Р.С.Лукьянова, Е.Ю.Адамчикова, Л.А.Михалева.

2013г.

Экономика Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах общеобразовательных организаций.

Н.Новгород,

 Авторы – составители Гребенева Г.И., Плетенева О.В., Симонов И.А., Нижний Новгород, «Нижегородский институт развития образования», 2014.

нет

6

экономика

Рабочая тетрадь 6 класс

Авторы:

И.А.Симонов,Р.С.Лукьянова, Е.Ю.Адамчикова, Л.А.Михалева.

2013г.

нет

7

экономика

Рабочая тетрадь 7 класс

Авторы:

И.А.Симонов,Р.С.Лукьянова, Е.Ю.Адамчикова, Л.А.Михалева.

2013г.

нет

Таблица №4

Учебно - методические пособия

класс

Название УМП

Автор УМП

Компьютерная техника и интерактивное оборудование

5-7

Я познаю мир. Экономика. М.«Астрель» 2003 г.

М.«Астрель» 2003 г.

Компьютер, интерактивная доска, колонки.

5-7

Рыночное хозяйство. Пособие для учителей.

Н.Н.2004 год.

Компьютер, интерактивная доска, колонки.

5-7

Система дидактических игр и творческих заданий. Учебное пособие.

Р.С.Лукъянова. Н.Н.2007 год.

Компьютер, интерактивная доска, колонки.

                                                                                                           Таблица №5

Электронные образовательные ресурсы и Интернет-ресурсы

№п/п

класс

Наименование раздела (темы)

Наименование учебного оборудования

Электронные образовательные

ресурсы (название)

Свободные образовательные Интернет-ресурсы (название)

1

5 - 7

Центр экономического и бизнес образования: В помощь учителю

http: //www. с ebe. sib. ru

Соционет: информационное пространство по общественным наукам

http: //socionet.ru Общество защиты прав потребителей «Резонанс»

http://www.zonaprav.ru

Банки, биржи, предприятия

Банк России

http://www.cbr.ru Сбербанк России http://www.sbrf.ru 

Российская торговая система http://www.rts.ru 

 Межгосударственный статистический комитет СНГ http://www.cisstat.com 

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru

СМИ

Российская газета http://www.rg.ru/

Журнал «Вопросы экономики» http://www.vopreco.ru Библиотека экономической и деловой литературы http://ek-lit.agava.ru/avtosod.htm Журнал «Карьера»

http: //www.kariera. ore. ru/

Журнал «Человек и труд» http://www.chelt.ru/

Журнал «Эксперт» http://www.expert.ru Газета «Экономика и жизнь» — АКДИ http://www.akdi.ru Росбизнесконсалтинг: новости, курсы валют, кредитный рынок http://www.rbc.ru  РИА-Новости http://rian.ru ИТАР-ТАСС

http://www.itar-tass.com Интерфакс: информационное агентство, раздел «Экономика и финансы»

http://www.kommersant.ru/k-money Эко

http://econom.nsc.ru/

                                                                               

                                                                                   Критерии и нормы оценки знаний обучающихся 

                                                          Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу    

 Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся: творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

 Отметка «4» ставится, если учащийся: правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся: допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

 Отметка «2» ставится, если учащийся: не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

                                                                Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Приложения к  рабочей программе по  экономике.

Таблица №6

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Уро-ка

Раздел и тема урока

Количество

часов

Тип урока

Предметный результат

УУД

Дата

проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

личностные

Регуля-тивные

Комму-никативные

Познаватель-ные

Модуль 1.Что изучает экономика?

1

Потребности, их неограниченность

1

Урок-диалог

Выделять духовные,

социальные, физиологические

потребности и осознавать их безграничность

 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

способность ставить учебные цели

развитие речевой деятельности

формирование умений конструировать  определения, навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения

2

Блага экономические и неэкономические.

1

Комбинирован-ный урок

Приводить примеры благ, удовлетворяющих различные потребности.

готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим,

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, налаживание диалога

формирование умений конструировать  определения, преобразование информации

3

Экономические  ресурсы,

их ограниченность.

1

урок постановки проблем и их решения

Классифицировать ресурсы,

Осознавать их ограниченность

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия

умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументированно выражать общее решение, брать на себя лидерские качества

формирование умений конструировать  определения

4

Выбор как основная экономическая проблема

1

урок – «кейс» (учебная ситуация)

Осознавать необходимость бережного отношения к ресурсам, т.к. потребности безграничны, а  ресурсы ограничены.

Объяснять  почему проблема выбора является основной экономической проблемой.

готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим,

формирование умений оценивать свои действия по результату

умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументированно выражать общее решение

логических операций сравнения, анализа, обобщения, оценки

5

Контрольный тест по теме «Что изучает экономика»

1

Контроль знаний

Знать теоретические основы, уметь объяснять экономические понятия

Умение работать самостоятель

Формирование умений оценивать свои действия по результату

Использование полученных знаний на практике

Модуль 2. Труд.

6

Труд. Разделение

труда и специализация

1

урок изучения нового материала

Различать разделение труда и специализацию. Приводить примеры

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

способность ставить учебные цели и задачи

развитие речевой деятельности

формирование умений конструировать  определения, навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения

7

Производительность труда.

1

Деловая  игра «Фабрика»

Решать типовые задачи на расчёт производительности труда.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить коррективы в их выполнение

умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументировано выражать общее решение, брать на себя лидерские качества

формирование умений устанавливать причинно-следственные связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях

8

Профессия. Квалификация.

1

Урок-вернисаж

Приводить примеры различных профессий.

умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий

способность ставить учебные цели и задачи

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения

9

Заработная плата

1

комбинированный урок

Выделять причины различий в оплате труда.

Объяснять от чего зависит заработная плата работника.

готовность к равноправному сотрудничеству

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

навыки работы с информацией

10

Итоговая контрольна работа по теме  «Труд»

1

контроль знаний

Знать теоретические основы и владеть практическими навыками – умениями объяснять экономические понятия

Умение работать самостоятельно

Формирование умений оценивать свои действия по результату

Использование полученных знаний на практике

Модуль 3. Товары и услуги.

11

Сущность товаров и услуг.

1

Комбинированный урок

Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

навыки работы с информацией

12

Роль товаров и услуг.

1

Комбинированный урок

Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг.

Понимать различие платных и бесплатных услуг и товаров.

Понимать важность каждого экономического ресурса для получения в результате  товаров и услуг.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

навыки работы с информацией, анализировать информацию содержащююся в готовых информационных объектах.

13

Коммунальные услуги. Жилищные услуги

1

Экскурсия

Различать коммунальные и жилищные услуги

Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг.

понимание важности точно в срок и в полном объеме платежей за услуги ЖКХ

Устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами  и техникой общения.

систематизировать информацию содержащююся в готовых информационных объектах.

Модуль 4.  Обмен.

14

Экономическая  сущность обмена.

1

Урок – игра

Объяснять предпосылки возникновения обмена.

готовность к равноправному сотрудничеству

планирование отдельных учебных действий

Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Использование полученных знаний на практике

15

Необходимость и взаимовыгодность  добровольного  

обмена.

1

Комбинированный урок

Аргументировать утверждение о том. Что обмен расширяет возможности удовлетворения потребностей.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

навыки работы с информацией

16

Торговля как форма обмена.

1

Комбинированный урок

Различать бартер и обмен при помощи денег.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

навыки работы с информацией

17

Торговля как форма обмена.

1

Комбинированный урок

Различать бартер и обмен при помощи

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

навыки работы с информацией

18

Урок – практикум по теме «Обмен»

1

Урок-практикум

Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентности обмена.

готовность к равноправному сотрудничеству

планирование отдельных учебных действий

Использование полученных знаний на практике

19

Контрольная работа по итогам полугодия.

1

Контроль знаний

Знать теоретические основы и владеть практическими навыками – умениями объяснять экономические понятия

Умение работать самостоятельно

формирование умений оценивать свои действия по результату

Использование полученных знаний на практике

Модуль 5. Рынок и конкуренция.

20

Потребитель и его экономические интересы

1

Комбинированный урок

Объяснять мотивы деятельности потребителя.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Использование понятийного аппарата

21

Производитель и его экономические интересы.

1

Комбинированный урок

Объяснять мотивы деятельности производителя.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Использование понятийного аппарата

22

Рынок и условия его существования.

1

Комбинированный урок

Различать рынок как результат взаимодействия экономических  интересов продавцов и покупателей.

образ социально-экономического устройства России

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Работа с информацией

23

Конкуренция.

1

Комбинированный урок

Приводить примеры конкуренциисреди продавцов и среди покупателей.

образ социально-экономического устройства России

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Умение  полученные знания применять на практике

24

Рынок продавца и рынок покупателя.

1

Комбинированный урок

Объяснять, кто и почему выигрывает на рынке

Продавца и на рынке покупателя.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Анализ полученной информации содержащейся в готовых информационных объектах

25

Итоговая контрольная работа по теме «Рынок и конкуренция»

1

Контроль знаний

Знать теоретические основы и владеть практическими навыками – умениями объяснять экономические понятия

Умение работать самостоятельно

Формирование умений оценивать свои действия по результату

Использование полученных знаний на практике

Модуль 6. Экономика семьи.

26

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке.

1

Комбинированный урок

Осознавать. что семьи –это основной экономический агента, потребляющий товары и услуги.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Развитие смыслового чтения

27

Семья как потребитель услуг ЖКХ

1

Урок-практикум

Приводить примеры услуг ЖКХ используемых семьёй

признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам

планирование отдельных учебных действий

умение работать в группе и находить общий язык со сверстниками.

Умение  полученные знания применять на практике

28

Расходы семьи на услуги ЖКХ

1

Урок-практикум

Различать расходы на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

планирование отдельных учебных действий

Умение работать в группе, находить общий язык со сверстниками

Умение  полученные знания применять на практике

29

Семейный бюджет.

1

Урок-практикум

Оценивать доходы семьи

Оценивать расходы семьи

Уметь различать виды расходов семьи.

Уметь оценить бюджет семьи и понимать источники формирования сбережений.

гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну

планирование отдельных учебных действий

Работать в группе и находить общее решение, брать на себя лидерские качества

Умение  полученные знания применять на практике

30

Рациональное ведение домашнего хозяйства.

1

Урок-беседа

Оценивать доходы семьи.  Видеть пути увеличения

доходов и экономии расходов.

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

планирование отдельных учебных действий

Развитие речевой деятельности

Умение использовать логические действия и операции.

31

Потребитель. Защита

прав потребителя.

1

Комбинированный урок

Перечислять основные права потребителей

умение конструктивно разрешать конфликты

планирование отдельных учебных действий

развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Использование понятийного аппарата

32

Итоговая контрольная работа по теме «Экономика семьи. Семейный бюджет»

1

Контроль знаний

Знать теоретические основы и владеть практическими навыками – умениями объяснять экономические понятия

Умение работать самостоятельно

Формирование умений оценивать свои действия по результату

Использование полученных знаний на практике

33

Повторение и обобщение пройденного материала

1

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам.

Знать теоретические основы и базовые понятия и владеть практическими навыками - уметь решать типовые задачи.

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании

формирование умений оценивать свои действия по результату

34

Обобщение пройденного материала

1

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам.

Знать теоретические основы и базовые понятия и владеть практическими навыками - уметь решать типовые задачи.

Знать теоретические основы и базовые понятия и владеть практическими навыками - уметь решать типовые задачи.

Формирование умений оценивать свои действия по результату



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для X- XI классов

Рабочая программа по экономике составлена на основе программы авт. И.В.Липсиц,учебника И.В.Липсиц.Экономика для X -XI классов.(базовый уровень)....

Рабочая программа по экономике для 10-11 классов

Пояснительная записка         В нынешних социально – экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванном...

Рабочая программа по ЭКОНОМИКЕ для 7 – 8 классов.

Рабочая программа  по  экономике  для 7 – 8 классов.Рабочая программа по Экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего обра...

рабочая программа по экономике для 10-11 классов

рабочая программа по экономике для 10-11 классов...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...