Рабочие программы по экономике для 5-7 классов
рабочая программа по экономике (5 класс) на тему
В современных условиях каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений, «инновационным человеком».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekonomike_5-7_klass.docx | 87.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Бутурлинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кочуновская основная общеобразовательная школа
Принято на заседании педагогического совета Протокол от __________ № ___ | Утверждаю. Директор _________ Е.А.Рыжичкина Приказ от _________№ ______ |
Рабочая программа
по экономике
для 5 - 7 классов
Срок реализации программы
3 года
Рабочая программа составлена на основе учебной программы основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций. Авторы – составители Гребенева Г.И., Плетенева О.В., Симонов И.А., Нижний Новгород, «Нижегородский институт развития образования», 2014.
Составитель:
Жбанова Елена Вениаминовна
учитель географии
I квалификационной категории
с. Кочуново
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по экономике разработана на основе:
1.Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
3.Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253);
4.Методического письма ГБОУ ДПО НИРО «О реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования по предметным областям и учебным предметам» (Н.Новгород, 2015г).
5.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Кочуновской ООШ.
6.Авторской программы по экономике: основного общего образования в 5-9
классах образовательных организаций. Авторы – составители Гребенева Г.И.,
Плетенева О.В., Симонов И.А., Нижний Новгород, «Нижегородский институт
развития образования», 2014.
В современных условиях каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений, «инновационным человеком».
Несмотря на то, что ядро экономического образования образует формирование знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению тех компетенций обучающихся, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно:
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому.
Кроме того, вопросы, связанные с введением в школьную программу экономических знаний еще очень важны и тем, что позволяют школьникам подготовится к жизнедеятельности в высококонкурентной экономической среде. Лежащее в основе данной учебной программы «Экономика» понимание экономики делает акцент на близких к реальности, проблемно-ориентированных и дидактически хорошо проработанных знаниях, которые соответствуют трем принципам: устойчивое развитие, системность и ориентированность на предпринимательство. Занятие, построенное в соответствии с этими тремя принципами, делает акцент на ответственность экономических субъектов / граждан за благосостояние общества, а также на значение основных гуманистических и демократических ценностей.
Цель программы - формирование системы начальных экономических знаний, а также метапредметных умений и личностных результатов, являющихся основой успешного освоения требований ФГОС ООО.
Задачами обучения в 5 классе являются:
1.создание условий для формирования: системы начальных экономических знаний,через систему метапредметных умений, через систему личностных результатов и профориентационную работу.
Общая характеристика учебного предмета
Учебная программа основного общего образования в 5-7 классах образовательных организаций «Экономика» основана на системно - деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и/или учебно-практической деятельности учащихся, направленной на достижение определенного результата.
Требования к предметным результатам определяют «ядро содержания», то есть накопительное системное знание, получаемое в ходе обучения. Требования к метапредметным результатам определяют – «ядро деятельности» ученика - проектные и исследовательские действия, которыми он должен овладеть за период обучения.
Использование принципов уровневой дифференциации в формулировке ожидаемых результатов определяет наличие как базового обязательного уровня знаний и сформированности проектных действий у каждого обучающегося, так и повышенного уровня знаний и проектной компетентности у мотивированных к обучению учеников.
Содержание программы предмета «Экономика» направлено на формирование у школьников следующих компетенций:
1.Специфических умений:
- расчет различных экономических показателей;
- анализ учебной ситуации с экономическим содержанием;
- выработка модели поведения;
- оценка экономических событий (аргументированное мнение);
- классификация
- описание и высказывание суждений об экономическом событии
2.Знаний ключевых понятий микро- и макроэкономики и теории государственного регулирования экономики и соответствующих типах и видах экономических отношений;
3.Основных видов деятельности:
- моделирование;
- проектирование;
- исследовательская;
- коммуникативная;
4.Основ учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности;
5.Социальной активности, т.е. способности к осуществлению преобразовательной деятельности на основе соблюдения законов и осознания ответственности перед семьей, обществом, государством, человечеством; основ гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.
Образовательный процесс в границах предмета и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся позицию законопослушного социально активного гражданина России через:
- педагогическое согласование системы базовых гражданских и экономических ценностей;
- включение в программу модулей, нацеленных на осуществление учебно-исследовательской или проектной деятельности, в основе которой должно лежать решение научных или практических социально-значимых экономических проблем:
1. Учебная деятельность учащихся при реализации проектного модуля соответствует логике проектной деятельности и включает следующие действия:
- оценка имеющихся предметных знаний и способов деятельности, ценностей и смыслов;
- определение личностно-значимой учебной проблемы в данной теме;
- определение учебно-познавательной задачи модуля в целом (урока в отдельности) на основании выделенной учебной проблемы;
- перевод учебно-познавательной задачи в учебно-практическую - создание представления об ожидаемом учебном (проектном) продукте как результате решения учебной проблемы;
- решение конкретно-практической задачи и создание учебного (проектного) продукта;
- презентация полученного учебного продукта – демонстрация индивидуального продвижения в предметном и метапредметном содержании;
- оценка качества полученного продукта и рефлексия освоенного действия.
2.Содержание обучения представляется как в информационных, так и в деятельностных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленными предметной, метапредметной и личностной целями. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.
3.Меняется роль учителя в образовательном процессе - он выступает в роли тьютора, консультанта, эксперта.
4.Учащиеся работают максимум времени самостоятельно, учатся самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность каждому осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
5. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной и/или устной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Наличие раздаточных материалов с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.
Для определения проблем в содержании курса, в рамках, решения которых будет реализован проектный модуль, можно использовать следующие критерии:
- целесообразность использования проектной деятельности для решения этой проблемы;
- возможность использования данного содержания для формирования основ проектной и исследовательской деятельности, а именно наличие в содержании противоречивых фактов, явлений и т.п., позволяющих сформулировать проблему проекта; наличие временного ресурса для реализации проекта и т.п.;
- наличие связей данной проблемной темы с другими предметными областями, общее в предметном содержании смежных дисциплин.
- систему связей устанавливаемых как между модулями учебного курса, так и с другими учебными предметами.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Экономика» вводится в учебный план в случае, если обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательной организации, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в объеме 1 час в неделю (34 часа в год).
Программа учебного предмета «Экономика» для 5-9 классов формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от способности младших школьников только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью в форме учебного исследования или проекта на ступени основной школы,
— с переходом младших школьников к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.
Построение образовательного процесса и выбора условий и методик обучения обусловлены учётом особенностей подросткового возраста.
Количество времени, необходимое для проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика»
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика» представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу данной программы.
Фактически предметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные задачи, направленные на освоение систематических знаний экономической теории, а также на самостоятельное приобретение, перенос и интеграцию знаний.
Метапредметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно-практические задачи направленные:
на разрешение проблем/проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределённости, (например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения и т. п.);
- на организацию сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
- на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
- на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и т.п.
В основе предложенных метапредметных результатов освоения данной программы лежит перечень ожидаемых результатов, предложенных авторами Примерной основной образовательной программы основной школы[1].
Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.
Требования к результатам освоения 1 концентра программы учебного предмета «Экономика» (5-7 классы)
Требования к предметным результатам (по модулям) 5 класс
Модуль 1 «Что изучает экономика?»
Учащеся научатся:
- Определять и различать потребности и блага их удовлетворяющие.
- Определять проблему выбора ограниченностью ресурсов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять ограниченность ресурсов
- Объяснять, почему проблема выбора является основной экономической проблемой
Модуль 2 «Труд»
Учащиеся научатся:
- Ориентироваться в мире профессий.
- Производить простейшие расчёты производительности труда.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять, от чего зависит квалификация работника
- Объяснять, от чего зависит заработная плата работника
Модуль 3 «Товары и услуги»
Учащиеся научатся:
- Различать товары и услуги и приводить конкретные примеры.
- Различать коммунальные и жилищные услуги.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг
- Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг
Модуль 4 «Обмен»
Учащиеся научатся:
- Объяснять преимущества торговли по отношению к бартерному обмену
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентности обмена
Модуль 5 «Рынок и конкуренция»
Учащиеся научатся:
- Приводить примеры конкуренции среди покупателей и среди продавцов товаров и услуг, а так же ценовой и неценовой конкуренции
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять, кто и почему выигрывает на рынках покупателей и на рынках продавцов
- Называть и объяснять положительные и отрицательные результаты конкуренции
Модуль 6 «Экономика семьи»
Учащиеся научатся:
- Перечислять основные права и обязанности потребителя
- Объяснять необходимость планирования доходов и расходов семьи с учётом расходов на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг
Учащиеся получат возможность научиться:
- Составлять семейный бюджет
- Выделять долю расходов на оплату коммунальных нужд и жилищные платежи в расходах семейного бюджета
- Объяснять пути уменьшения дефицита бюджета семьи
6 класс
Модуль 1 «Введение в экономику»
Учащиеся научатся:
- Обосновывать и приводить примеры выбора как экономической проблемы.
- Характеризовать типы экономических систем
Учащиеся получат возможность научиться:
- Сравнивать различные типы экономических систем с точки зрения решения основных вопросов экономики
Модуль 2 «Экономические ресурсы и факторы производства»
Учащиеся научатся:
- Приводить примеры факторов производства и доходов по факторам производства
Учащиеся получат возможность научиться:
- Различать экономические ресурсы и факторы производства.
Модуль 3 «Производство товаров и услуг»
Учащиеся научатся:
- Различать понятия: «затраты на производство товаров и услуг, прибыль, выручка»
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать себестоимость, выручку от продажи продукции и прибыль
Модуль 4 «Деньги»
Учащиеся научатся:
- Различать функции денег
- Давать характеристику видам денег
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать объем денежной массы, необходимой государству
Модуль 5 «Торговля»
Учащиеся научатся:
- Характеризовать торговлю как посредника при получении выгоды производителей и потребителей от данного вида деятельности.
- Различать организационные формы торговли
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять выгоду для производителей и потребителей от торговли как посреднической деятельности
Модуль6 «Роль государства в экономике»
Учащиеся научатся:
- Называть цели и функции государства в экономике
- Приводить примеры общественных благ
- Характеризовать государственный бюджет
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением обязательств государства
7 класс
Модуль 1 «Спрос и предложение»
Учащиеся научатся:
- Различать спрос и величину спроса; предложение и величину предложения
- Формулировать законы спроса и предложения
- Изображать графически спрос и предложение по заданной шкале
- Объяснять, что взаимодействие спроса и предложения являются основой рыночного механизма
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать рыночную цену и рыночный объем продаж
Модуль 2 «Издержки производства и прибыль»
Учащиеся научатся:
- Различать организационно-правовые формы предприятий
- Различать постоянные и переменные издержки и приводить примеры.
- Приводить примеры средних постоянных, средних переменных, средних общих издержек
- Определять понятие общей и средней выручки от продажи продукции
- Рассчитывать себестоимость единицы продукции
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки
- Рассчитывать общую и среднюю выручку от продажи продукции
Модуль 3 «Производительность труда»
Учащиеся научатся:
- Определять производительность труда
- Объяснять, какие факторы влияют на рост производительности труда
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять, какое значение для экономики страны имеет рост производительности труда
Модуль 4 «Безработица»
Учащиеся научатся:
- Определять категорию безработных
- Характеризовать и приводить примеры различных видов безработицы
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять роль социальной защиты безработных для экономики страны
Модуль 5 «Инфляция»
Учащиеся научатся:
- Определять взаимосвязь понятия «инфляция» «покупательная способность денег»
- Перечислять группы людей, выигрывающих и проигрывающих в результате инфляции
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать индексы потребительских цен и планировать свои расходы
- Объяснять, почему в результате инфляции одни группы выигрывают, другие проигрывают
Модуль 6 «Банки и их роль в экономике»
Учащиеся научатся:
- Определять сущность банка
- Перечислять основные функции Центрального Банка и коммерческого банка
- Перечислять основные виды вкладов и кредитов
- Объяснять, каким образом можно вести расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать сумму процентов на вкладе через 1 год по схеме расчета простого процента
- Оплачивать услуги ЖКХ через банковскую систему
Требования к метапредметным результатам
Ученик научится:
• совместно с другими учениками или при помощи учителя формулировать цели;
• совместно с другими учениками или при помощи учителя анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• совместно с другими учениками или при помощи учителя планировать пути достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; совместно планировать общие способы работы;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, при помощи учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Ученик получит возможность научиться:
• устанавливать целевые приоритеты;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
•строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Требования к личностным результатам
У ученика будут сформированы:
•образ социально-экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;
• признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам.
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.
• готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• понимание важности точно в срок и в полном объеме платежей за услуги ЖКХ
Ученик получит возможность для формирования:
• основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
•потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• готовности к выбору профильного образования.
Содержание программы.
5 класс
Модуль 1. Что изучает экономика 4 часа
Потребности: духовные, социальные, физиологические; их многообразие и неограниченность. Блага как средство удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага . Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.
Модуль 2. Труд 4 часа
Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия и квалификация. Заработная плата.
Модуль 3. Товары и услуги 3 часа
Товары и услуги. Коммунальные и жилищные услуги.
Модуль 4. Обмен 5 часа
Обмен, его экономическая сущность. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Торговля как наиболее эффективная форма обмена.
Модуль 5. Рынок и конкуренция 5 часов
Потребитель и его экономические интересы. Производитель и его экономические интересы. Рынок и условия его существования. Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены. Рынок продавца и рынок покупателя.
Модуль 6. Экономика семьи. Семейный бюджет 9 часов
Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Семья как потребитель услуг ЖКХ. Права потребителя и защита прав потребителя. Источники доходов семьи. Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы. Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения. Рациональное ведение домашнего хозяйства
Модуль 7. Проектная деятельность учащихся 5 часов
Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.
6 класс
Модуль 1. Введение в экономику 3 часа Выбор. Альтернативная стоимость. Сетка принятия решений: варианты и критерии выбора. Типы экономических систем.
Модуль 2. Экономические ресурсы и факторы производства 2 часа
Экономические ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательство, информация).
Факторы производства. Доходы на факторы производства: заработная плата, рента, процент, прибыль.
Модуль 3. Производство товаров и услуг 4 часа
Процесс производства. Себестоимость и цена товаров и услуг. Выручка и прибыль.
Модуль 4. Деньги 6 часов
История возникновения денег. Свойства денег. Виды денег. Функции денег. Количество денег, необходимое для экономики страны.
Модуль 5. Торговля 4 часа
Торговля. Оптовая и розничная торговля. Организационные формы торговли: магазин (оптовый и розничный, специализированный и универсальный), аукцион, биржа. Реклама.
Модуль 6. Роль государства в экономике 6 часов
Цели государства в экономике. Случаи несостоятельности рынка. Функции государства в экономике. Налоги как источник доходов государства. Основные налоги в РФ. Государственный бюджет .
Модуль 7. Проектная деятельность учащихся 5 часов
Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.
7 класс
Модуль 1. Спрос и предложение 3 часаСпрос и модель спроса. Предложение и модель предложения. Рыночное равновесие.
Модуль 2 . Издержки производства и прибыль 4 часа
Издержки производства. Постоянные, переменные, общие; средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки. Графическое изображение постоянных, переменных, общих издержек. Доходы и прибыль от продажи произведенной продукции.
Расчет доходов через цену и количество проданной продукции. Расчет доходов через затраты и прибыль. Расчет прибыли от продажи продукции.
Модуль 3. Производительность труда 4 часа
Производительность труда и факторы, влияющие на ее рост. Расчет производительности труда. Роль повышения производительности труда в экономике страны.
Модуль 4. Безработица 4 часа
Безработица и ее виды. Последствия безработицы.
Меры социальной защиты безработных.
Модуль 5. Инфляция 4часа
Инфляция и покупательная способность денег. Изменение цен на услуги ЖКХ. Измерение инфляции. Последствия инфляции.
Модуль 6. Банки и их роль в экономике 7 часов
Банки. Виды банков. ЦБ РФ и его функции. Коммерческие банки и их функции.
Операции коммерческих банков. Оплата услуг ЖКХ через банковскую систему. Вклады и кредиты. Расчет простого процента по вкладам и кредитам.
Модуль 7. Проектная деятельность учащихся 5 часов
Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.
Таблица №1
Личностные и метапредметные результаты.
№ модуля | Образовательный результат | Количество лет на освоение | Классы |
Метапредметные результаты: | |||
1 Регулятивные | |||
Модуль 1 Что изучает экономика? | способность ставить учебные цели, планирование отдельных учебных действий, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, формирование умений оценивать свои действия по результату | 3 | 5 |
Модуль 2. Труд. | способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить коррективы в их выполнение, планирование отдельных учебных действий | ||
Модуль 3. Товары и услуги. | планирование отдельных учебных действий, | ||
Модуль 4. Обмен. | планирование отдельных учебных действий, формирование умений оценивать свои действия по результату | ||
Модуль 5. Рынок и конкуренция. | планирование отдельных учебных действий | ||
Модуль 6. Экономика семьи. | планирование отдельных учебных действий, формирование умений оценивать свои действия по результату | ||
2 Познавательные | |||
Модуль 1 Что изучает экономика? | формирование умений конструировать определения, навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения, логических операций сравнения, анализа, обобщения, оценки, | ||
Модуль 2. Труд. | формирование умений конструировать определения, навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения, формирование умений устанавливать причинно-следственные связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, | ||
Модуль 3. Товары и услуги. | навыки работы с информацией, анализировать информацию содержащуюся в готовых информационных объектах, систематизировать информацию содержащуюся в готовых информационных объектах, | ||
Модуль 4. Обмен. | Использование полученных знаний на практике, навыки работы с информацией, | ||
Модуль 5. Рынок и конкуренция. | Использование понятийного аппарата, Работа с информацией, Умение полученные знания применять на практике, Анализ полученной информации содержащейся в готовых информационных объектах | ||
Модуль 6. Экономика семьи. | Развитие смыслового чтения, Умение полученные знания применять на практике, Умение использовать логические действия и операции, Использование понятийного аппарата | ||
3 Коммуникативные | |||
Модуль 1 Что изучает экономика? | развитие речевой деятельности, налаживание диалога, умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументировано выражать общее решение, брать на себя лидерские качества | ||
Модуль 2. Труд. | развитие речевой деятельности, умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументировано выражать общее решение, брать на себя лидерские качества, развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, | ||
Модуль 3. Товары и услуги. | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, Устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения. | ||
Модуль 4. Обмен. | Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, | ||
Модуль 5. Рынок и конкуренция. | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, | ||
Модуль 6. Экономика семьи. | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, умение работать в группе, Работать в группе и находить общее решение, брать на себя лидерские качества | ||
4 Личностные результаты: | |||
Модуль 1 Что изучает экономика? | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, | ||
Модуль 2. Труд. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение конструктивно разрешать конфликты, умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий, готовность к равноправному сотрудничеству. | ||
Модуль 3. Товары и услуги. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, понимание важности точно в срок и в полном объеме платежей за услуги ЖКХ | ||
Модуль 4. Обмен. | готовность к равноправному сотрудничеству, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, Умение работать самостоятельно. | ||
Модуль 5. Рынок и конкуренция. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, образ социально-экономического устройства России, |
Таблица №2
Предметные результаты.
№ модуля | Предметный результат | Количество лет на освоение | Классы |
I. Учащийся научится: | |||
Модуль 1 Что изучает экономика? |
| 1 | 5 |
Модуль 2. Труд. |
| 1 | 5 |
Модуль 3. Товары и услуги. |
| 1 | 5 |
Модуль 4. Обмен. |
| 1 | 5 |
Модуль 5. Рынок и конкуренция. |
| 1 | 5 |
Модуль 6. Экономика семьи. |
| 1 | 5 |
II Учащийся получит возможность научиться: | |||
Модуль 1 Что изучает экономика? | Объяснять ограниченность ресурсов Объяснять почему проблема выбора является основной экономической проблемой. | 1 | 5 |
Модуль 2. Труд. | Объяснять от чего зависит квалификация работника. Объяснять от чего зависит заработная плата работника. | 1 | 5 |
Модуль 3. Товары и услуги. | Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг. Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг. | 1 | 5 |
Модуль 4. Обмен. |
| 1 | 5 |
Модуль 5. Рынок и конкуренция. |
| 1 | 5 |
Модуль 6. Экономика семьи. |
| 1 | 5 |
Контрольно-измерительные материалы:
5класс
№ урока | Вид работы | По теме |
1 четверть | ||
1 | Контрольная работа | «Труд» |
II четверть | ||
2 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | «Товары и услуги» «Обмен» |
III четверть | ||
3 | Контрольная работа | «Рынок и конкуренция» |
IVчетверть | ||
4 | Итоговая контрольная работа за год | «Экономика семьи. Семейный бюджет» |
6 класс
№ урока | Вид работы | По теме |
1 четверть | ||
1 | Контрольная работа | «Экономические ресурсы и факторы производства» |
II четверть | ||
2 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | «Деньги» |
III четверть | ||
3 | Контрольная работа | «Торговля» |
IVчетверть | ||
4 | Итоговая контрольная работа за год | «Роль государства в экономике» |
7 класс
№ урока | Вид работы | По теме |
1 четверть | ||
1 | Контрольная работа | «Банки и их роль в экономике» |
II четверть | ||
2 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | «Безработица» |
III четверть | ||
3 | Контрольная работа | «Производство товаров и услуг. Производительность труда» |
IVчетверть | ||
4 | Итоговая контрольная работа за год | «Спрос и предложение. Рынок. |
Таблица№3
Учебники и программы.
класс | Название предмета | Учебник | Программа | Наличие электронного приложения(да/нет) |
5 | экономика | Рабочая тетрадь 5 класс Авторы: И.А.Симонов,Р.С.Лукьянова, Е.Ю.Адамчикова, Л.А.Михалева. 2013г. | Экономика Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах общеобразовательных организаций. Н.Новгород, Авторы – составители Гребенева Г.И., Плетенева О.В., Симонов И.А., Нижний Новгород, «Нижегородский институт развития образования», 2014. | нет |
6 | экономика | Рабочая тетрадь 6 класс Авторы: И.А.Симонов,Р.С.Лукьянова, Е.Ю.Адамчикова, Л.А.Михалева. 2013г. | нет | |
7 | экономика | Рабочая тетрадь 7 класс Авторы: И.А.Симонов,Р.С.Лукьянова, Е.Ю.Адамчикова, Л.А.Михалева. 2013г. | нет |
Таблица №4
Учебно - методические пособия
класс | Название УМП | Автор УМП | Компьютерная техника и интерактивное оборудование |
5-7 | Я познаю мир. Экономика. М.«Астрель» 2003 г. | М.«Астрель» 2003 г. | Компьютер, интерактивная доска, колонки. |
5-7 | Рыночное хозяйство. Пособие для учителей. | Н.Н.2004 год. | Компьютер, интерактивная доска, колонки. |
5-7 | Система дидактических игр и творческих заданий. Учебное пособие. | Р.С.Лукъянова. Н.Н.2007 год. | Компьютер, интерактивная доска, колонки. |
Таблица №5
Электронные образовательные ресурсы и Интернет-ресурсы
№п/п | класс | Наименование раздела (темы) | Наименование учебного оборудования | |
Электронные образовательные ресурсы (название) | Свободные образовательные Интернет-ресурсы (название) | |||
1 | 5 - 7 | Центр экономического и бизнес образования: В помощь учителю http: //www. с ebe. sib. ru Соционет: информационное пространство по общественным наукам http: //socionet.ru Общество защиты прав потребителей «Резонанс» | Банки, биржи, предприятия Банк России http://www.cbr.ru Сбербанк России http://www.sbrf.ru Российская торговая система http://www.rts.ru Межгосударственный статистический комитет СНГ http://www.cisstat.com Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru СМИ Российская газета http://www.rg.ru/ Журнал «Вопросы экономики» http://www.vopreco.ru Библиотека экономической и деловой литературы http://ek-lit.agava.ru/avtosod.htm Журнал «Карьера» http: //www.kariera. ore. ru/ Журнал «Человек и труд» http://www.chelt.ru/ Журнал «Эксперт» http://www.expert.ru Газета «Экономика и жизнь» — АКДИ http://www.akdi.ru Росбизнесконсалтинг: новости, курсы валют, кредитный рынок http://www.rbc.ru РИА-Новости http://rian.ru ИТАР-ТАСС http://www.itar-tass.com Интерфакс: информационное агентство, раздел «Экономика и финансы» |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся: творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся: правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся: допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся: не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Приложения к рабочей программе по экономике.
Таблица №6
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ Уро-ка | Раздел и тема урока | Количество часов | Тип урока | Предметный результат | УУД | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Примечание | |||||
личностные | Регуля-тивные | Комму-никативные | Познаватель-ные | ||||||||||
Модуль 1.Что изучает экономика? | |||||||||||||
1 | Потребности, их неограниченность | 1 | Урок-диалог | Выделять духовные, социальные, физиологические потребности и осознавать их безграничность | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; | способность ставить учебные цели | развитие речевой деятельности | формирование умений конструировать определения, навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения | |||||
2 | Блага экономические и неэкономические. | 1 | Комбинирован-ный урок | Приводить примеры благ, удовлетворяющих различные потребности. | готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, налаживание диалога | формирование умений конструировать определения, преобразование информации | |||||
3 | Экономические ресурсы, их ограниченность. | 1 | урок постановки проблем и их решения | Классифицировать ресурсы, Осознавать их ограниченность | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты | осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия | умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументированно выражать общее решение, брать на себя лидерские качества | формирование умений конструировать определения | |||||
4 | Выбор как основная экономическая проблема | 1 | урок – «кейс» (учебная ситуация) | Осознавать необходимость бережного отношения к ресурсам, т.к. потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Объяснять почему проблема выбора является основной экономической проблемой. | готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, | формирование умений оценивать свои действия по результату | умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументированно выражать общее решение | логических операций сравнения, анализа, обобщения, оценки | |||||
5 | Контрольный тест по теме «Что изучает экономика» | 1 | Контроль знаний | Знать теоретические основы, уметь объяснять экономические понятия | Умение работать самостоятель | Формирование умений оценивать свои действия по результату | Использование полученных знаний на практике | ||||||
Модуль 2. Труд. | |||||||||||||
6 | Труд. Разделение труда и специализация | 1 | урок изучения нового материала | Различать разделение труда и специализацию. Приводить примеры | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | способность ставить учебные цели и задачи | развитие речевой деятельности | формирование умений конструировать определения, навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения | |||||
7 | Производительность труда. | 1 | Деловая игра «Фабрика» | Решать типовые задачи на расчёт производительности труда. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты | способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить коррективы в их выполнение | умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументировано выражать общее решение, брать на себя лидерские качества | формирование умений устанавливать причинно-следственные связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях | |||||
8 | Профессия. Квалификация. | 1 | Урок-вернисаж | Приводить примеры различных профессий. | умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий | способность ставить учебные цели и задачи | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения | |||||
9 | Заработная плата | 1 | комбинированный урок | Выделять причины различий в оплате труда. Объяснять от чего зависит заработная плата работника. | готовность к равноправному сотрудничеству | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | навыки работы с информацией | |||||
10 | Итоговая контрольна работа по теме «Труд» | 1 | контроль знаний | Знать теоретические основы и владеть практическими навыками – умениями объяснять экономические понятия | Умение работать самостоятельно | Формирование умений оценивать свои действия по результату | Использование полученных знаний на практике | ||||||
Модуль 3. Товары и услуги. | |||||||||||||
11 | Сущность товаров и услуг. | 1 | Комбинированный урок | Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | навыки работы с информацией | |||||
12 | Роль товаров и услуг. | 1 | Комбинированный урок | Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг. Понимать различие платных и бесплатных услуг и товаров. Понимать важность каждого экономического ресурса для получения в результате товаров и услуг. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | навыки работы с информацией, анализировать информацию содержащююся в готовых информационных объектах. | |||||
13 | Коммунальные услуги. Жилищные услуги | 1 | Экскурсия | Различать коммунальные и жилищные услуги Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг. | понимание важности точно в срок и в полном объеме платежей за услуги ЖКХ | Устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения. | систематизировать информацию содержащююся в готовых информационных объектах. | ||||||
Модуль 4. Обмен. | |||||||||||||
14 | Экономическая сущность обмена. | 1 | Урок – игра | Объяснять предпосылки возникновения обмена. | готовность к равноправному сотрудничеству | планирование отдельных учебных действий | Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. | Использование полученных знаний на практике | |||||
15 | Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. | 1 | Комбинированный урок | Аргументировать утверждение о том. Что обмен расширяет возможности удовлетворения потребностей. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | навыки работы с информацией | |||||
16 | Торговля как форма обмена. | 1 | Комбинированный урок | Различать бартер и обмен при помощи денег. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | навыки работы с информацией | |||||
17 | Торговля как форма обмена. | 1 | Комбинированный урок | Различать бартер и обмен при помощи | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | навыки работы с информацией | |||||
18 | Урок – практикум по теме «Обмен» | 1 | Урок-практикум | Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентности обмена. | готовность к равноправному сотрудничеству | планирование отдельных учебных действий | Использование полученных знаний на практике | ||||||
19 | Контрольная работа по итогам полугодия. | 1 | Контроль знаний | Знать теоретические основы и владеть практическими навыками – умениями объяснять экономические понятия | Умение работать самостоятельно | формирование умений оценивать свои действия по результату | Использование полученных знаний на практике | ||||||
Модуль 5. Рынок и конкуренция. | |||||||||||||
20 | Потребитель и его экономические интересы | 1 | Комбинированный урок | Объяснять мотивы деятельности потребителя. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | Использование понятийного аппарата | |||||
21 | Производитель и его экономические интересы. | 1 | Комбинированный урок | Объяснять мотивы деятельности производителя. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | Использование понятийного аппарата | |||||
22 | Рынок и условия его существования. | 1 | Комбинированный урок | Различать рынок как результат взаимодействия экономических интересов продавцов и покупателей. | образ социально-экономического устройства России | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | Работа с информацией | |||||
23 | Конкуренция. | 1 | Комбинированный урок | Приводить примеры конкуренциисреди продавцов и среди покупателей. | образ социально-экономического устройства России | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | Умение полученные знания применять на практике | |||||
24 | Рынок продавца и рынок покупателя. | 1 | Комбинированный урок | Объяснять, кто и почему выигрывает на рынке Продавца и на рынке покупателя. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | Анализ полученной информации содержащейся в готовых информационных объектах | |||||
25 | Итоговая контрольная работа по теме «Рынок и конкуренция» | 1 | Контроль знаний | Знать теоретические основы и владеть практическими навыками – умениями объяснять экономические понятия | Умение работать самостоятельно | Формирование умений оценивать свои действия по результату | Использование полученных знаний на практике | ||||||
Модуль 6. Экономика семьи. | |||||||||||||
26 | Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. | 1 | Комбинированный урок | Осознавать. что семьи –это основной экономический агента, потребляющий товары и услуги. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | Развитие смыслового чтения | |||||
27 | Семья как потребитель услуг ЖКХ | 1 | Урок-практикум | Приводить примеры услуг ЖКХ используемых семьёй | признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам | планирование отдельных учебных действий | умение работать в группе и находить общий язык со сверстниками. | Умение полученные знания применять на практике | |||||
28 | Расходы семьи на услуги ЖКХ | 1 | Урок-практикум | Различать расходы на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты | планирование отдельных учебных действий | Умение работать в группе, находить общий язык со сверстниками | Умение полученные знания применять на практике | |||||
29 | Семейный бюджет. | 1 | Урок-практикум | Оценивать доходы семьи Оценивать расходы семьи Уметь различать виды расходов семьи. Уметь оценить бюджет семьи и понимать источники формирования сбережений. | гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну | планирование отдельных учебных действий | Работать в группе и находить общее решение, брать на себя лидерские качества | Умение полученные знания применять на практике | |||||
30 | Рациональное ведение домашнего хозяйства. | 1 | Урок-беседа | Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения доходов и экономии расходов. | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | планирование отдельных учебных действий | Развитие речевой деятельности | Умение использовать логические действия и операции. | |||||
31 | Потребитель. Защита прав потребителя. | 1 | Комбинированный урок | Перечислять основные права потребителей | умение конструктивно разрешать конфликты | планирование отдельных учебных действий | развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | Использование понятийного аппарата | |||||
32 | Итоговая контрольная работа по теме «Экономика семьи. Семейный бюджет» | 1 | Контроль знаний | Знать теоретические основы и владеть практическими навыками – умениями объяснять экономические понятия | Умение работать самостоятельно | Формирование умений оценивать свои действия по результату | Использование полученных знаний на практике | ||||||
33 | Повторение и обобщение пройденного материала | 1 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | Знать теоретические основы и базовые понятия и владеть практическими навыками - уметь решать типовые задачи. | потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании | формирование умений оценивать свои действия по результату | |||||||
34 | Обобщение пройденного материала | 1 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | Знать теоретические основы и базовые понятия и владеть практическими навыками - уметь решать типовые задачи. | Знать теоретические основы и базовые понятия и владеть практическими навыками - уметь решать типовые задачи. | Формирование умений оценивать свои действия по результату | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для X- XI классов
Рабочая программа по экономике составлена на основе программы авт. И.В.Липсиц,учебника И.В.Липсиц.Экономика для X -XI классов.(базовый уровень)....
Рабочая программа по экономике для 10-11 классов
Пояснительная записка В нынешних социально – экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванном...
Рабочая программа по ЭКОНОМИКЕ для 7 – 8 классов.
Рабочая программа по экономике для 7 – 8 классов.Рабочая программа по Экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего обра...
рабочая программа по экономике для 10-11 классов
рабочая программа по экономике для 10-11 классов...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...