Элективный курс "Занимательная экономика"
рабочая программа по экономике (11 класс) на тему

Якимова Надежда Евгеньевна

Дополнительная образовательная программа «Занимательная экономика» адаптированная, имеет социально-педагогическую направленность. Данная программа разработана с целью удовлетворения образовательных потребностей родителей и детей. Для создания программы «Занимательная экономика» использованы: программа «Экономическая теория», программа «Основы экономических знаний» В.В.Любимова, программы «Основы экономических знаний», «Основы предпринимательства» И.В.Липсиц, программа «Прикладная экономика». Программа основана на теоретическом материале школьного курса экономики. Предоставляет возможность для углубленного изучения и более качественной проработки отдельных тем и вопросов в области экономики и по основам предпринимательства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_ekonomika.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание программы.

4. Методическое обеспечение программы

5. Список  используемой литературы.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Занимательная экономика» адаптированная, имеет социально-педагогическую направленность. Данная программа разработана с целью удовлетворения образовательных потребностей родителей и детей. Для создания программы «Занимательная экономика» использованы: программа «Экономическая теория», программа «Основы экономических знаний» В.В.Любимова, программы «Основы экономических знаний», «Основы предпринимательства» И.В.Липсиц, программа «Прикладная экономика». Программа основана на теоретическом материале школьного курса экономики. Предоставляет возможность для углубленного изучения и более качественной проработки отдельных тем и вопросов в области экономики и по основам предпринимательства.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Экономика окружает каждого человека с детства. Поэтому очень важно понять сущность и реальное проявление экономических процессов, с которыми человеку приходится сталкиваться в жизни. К тому же изменяющиеся условия современной жизни, рыночный механизм хозяйствования требует от современного человека экономических знаний, экономического мышления. 

Программа «Занимательная экономика» направлена на развитие интереса к экономическим наукам, расширение знаний по экономике, по производственной и непроизводственной сферам экономической жизни человека. Обучающийся в ходе изучения представленного материала узнает методологические и философские подходы к экономической науке, усваивает теорию производства, узнает о различных экономических системах общества, приобретает умения и навыки, которые помогут ему успешно продвигаться на современном рынке труда, принимать участие в олимпиадах, конференциях, проектной деятельности.

Ориентация на интересы обучающихся к изучаемым темам программы, хозяйственной жизни общества, семьи способствует решению задач и воспитательного характера – совершенствование экономической культуры, формирование уверенного поведения в экономических ситуациях, применение полученных знаний и умений в повседневной жизни и др.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей с опорой на психологические особенности возраста обучающихся и применением различных психологических техник, в частности игрового метода обучения.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что применение технических средств и ИКТ, игровых методик на занятиях способствует формированию критического и аналитического мышления обучающихся, развитию их предпринимательских способностей, формированию чувства ответственности за свои действия, активизирует их самостоятельную деятельность.

Цель программы: развитие экономического мышления, формирование у обучающихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам.

Задачи:

  • развивать интерес обучающихся к экономическим наукам, поддерживать любознательность, потребность детей в приобретении новых экономических знаний;
  • реализовать потребности обучающихся в углублении теоретических знаний по курсу школьной экономики;
  • обучить приемам и навыкам самостоятельной познавательной деятельности, для объяснения в будущем экономических явлений, выполнения проектной деятельности;
  • способствовать развитию аналитического, критического мышления, интеллектуальных способностей обучающихся через систему решения задач, использование деловых игр;
  • предоставить возможность познать различные аспекты профессиональной деятельности специалистов экономической сферы, тем самым способствовать осознанному выбору экономических профессий в будущем;
  • показать возможности применения деловой активности людей, умеющих увидеть коммерческие возможности, способных получить необходимый капитал, готовых идти на риск, принимая на себя ответственность за результаты в коммерческой деятельности;
  • способствовать развитию коммуникативных способностей, навыков работы в команде, умений отстаивать свою позицию, публично выступать.

Программа рассчитана на один год обучения Возраст обучающихся  14-16 лет.. Составлена из расчета 90 часов на учебный год. Занятия проводятся по 40 минут, перемена 10 минут согласно СанПиН. Занятия проводятся по 3 часа в неделю. Количество обучающихся в группе – не более 15 человек.

Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. В случае необходимости предусмотрено оказание психологической поддержки  и индивидуальной помощи при возникновении трудностей в обучении, при выполнении самостоятельной творческой работы. Своевременно оказанная помощь, стимулирование интереса, повышение мотивации познавательной деятельности, создание благоприятного психологического климата в учебной группе и на занятиях обеспечивают успешное освоение обучающимися программы «Занимательная экономика».

Основные  формы занятий:

  • Вводное занятие.
  • Теоретическое занятие.
  • Практическое занятие.
  • Занятие – самостоятельная работа (подготовка докладов, выполнение индивидуальных проектов; исследовательская деятельность).
  • Занятие – игра.
  • Занятие – обсуждение.
  • Занятие по закреплению умений и навыков.
  • Итоговое занятие.

Формы контроля и подведения итогов:

В течение года осуществляется контроль и проверка знаний, умений и навыков в форме опросов, выполнения практических работ, тестирования, защиты работ: докладов, рефератов, презентаций.

Итогом обучения является выставка работ обучающихся, выступления на конференциях, участие в олимпиадах, проектной деятельности, проведение открытых мероприятий: викторин, вечеров, игр.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Обучающиеся должны знать:

  • предмет, методы, смысл основных теоретических положений экономической науки;
  • о роли экономики в жизни и деятельности людей;
  • основные категории экономики: труд, товар, цена, деньги, производство, потребление, предпринимательство, рынок, конкуренция, спрос и предложение и т.д.
  • основные понятия и термины: налоги, реклама, инфляция, безработица, экономические издержки, прибыль и т.д.
  • природу и сущность экономических процессов в России, особенности развития экономики в регионе, городе;
  • основы семейной экономики, сведения о доходах и расходах семьи, семейном потреблении и потребительском бюджете;
  • основы менеджмента, маркетинга, предпринимательства.

Обучающиеся должны уметь:

  • применять основные категории и понятия для анализа конкретной экономической ситуации, для объяснения современных экономических явлений;
  • описывать и анализировать экономические циклы, экономические проблемы, способы применения управленческих решений в экономической деятельности;
  • сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых,  организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
  • вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
  • применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
  • использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями; оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • отстаивать свою позицию, точку зрения, публично выступать, защищать свои бизнес-проекты, выполнять учебно-исследовательские работы.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие «Что такое экономика?»

3

1

4

2

Экономические системы

3

1

4

3

Рынок. Спрос. Предложение.

2

2

4

4

Равновесие рынка

3

1

4

5

Потребление, сбережение, вклады, инвестиции

2

1

3

6

Финансирование бизнеса

2

1

3

7

Производство и производительность

2

1

3

8

Рынок труда. Роль профсоюзов.

2

2

4

9

Конкуренция

2

2

4

10

Деньги

3

1

4

11

Мировая экономика

2

1

3

12

Инфляция

3

1

4

13

Роль государства в экономике

2

1

3

14

Налоги

3

1

4

15

Международная торговля и валютный рынок

2

1

3

16

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

2

2

4

17

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

2

2

4

18

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль

3

1

4

19

Заработная плата и стимулирование труда

2

2

4

20

Торговля и реклама

2

2

4

21

Экономика современной России

2

1

3

22

Экономический рост

3

1

4

23

Финансы

2

1

3

24

Бизнес-план

2

2

4

25

Итоговое занятие. Игра «Интеллектуальное казино экономики».  

-

2

2

Итого:

56

34

90

3. Содержание программы

  1. Вводное занятие «Что такое экономика?» (4 часа)

Теория: Знакомство с обучающимися. Знакомство с содержанием программы. Организационные вопросы. Техника безопасности на занятиях. Основные понятия: экономика, экономические блага, факторы производства и факторные доходы, микроэкономика, макроэкономика, труд, капитал, потребности.

Практика: Первичная диагностика обучающихся: интересы, склонности, способности. Деловая игра «Мои потребности».

2.Экономические системы (4 часа)

Теория: Производство и его сущность. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Практика: Деловая игра «Создай своё производство».

3. Рынок. Спрос. Предложение. (4 часа)

Теория: Рынок, его виды, эволюция. Основные функции цены. Спрос и предложение.

Практика: Разбор графического материала «Эластичный или неэластичный спрос».

4. Равновесие  рынка (4 часа)

Теория: Законы рыночного ценообразования. Равновесная цена. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток.

Практика: Решение задач на определение равновесной цены и равновесного количества товара.

5.Потребление, сбережение, вклады, инвестиции (3 часа)

Теория: Доход, потребление и сбережения. Функция потребления.  Сбережения и инвестиции.  Мультипликатор. Равновесие на рынке товаров и услуг, процентная ставка.

Практика: Планирование месячного семейного бюджета (составление презентации).

6. Финансирование бизнеса (3 часа)

Теория: Формы финансирования предпринимательской деятельности. Потенциальные источники финансирования. Кредитование. Лизинг.

Практика: Финансовая игра « Я - банкир».

7. Производство и производительность (3 часа)

Теория: Производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация.

Практика: Деловая игра «Бумажная фабрика».

8. Рынок труда. Роль профсоюзов. (4 часа)

Теория: Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Профсоюз.

Практика: Практикум «Рынок труда», «Безработица» - тесты, игры, анализ актуальной информации по рынку труда города, региона.

9. Конкуренция (4 часа).

Теория: Черты конкуренции. Основные условия возникновения конкуренции. Типы конкуренции.

Практика: Деловая игра «Конкуренция». Решение практических задач по теме.

10. Деньги (4 часа)

Теория: Бартер. Функции денег. Исторические формы эквивалента стоимости. Современные виды денег. Денежная система.

Практика: Просмотр и обсуждение фильма А. Мамонтова «Деньги».

11. Мировая экономика (3 часа)

Теория: Мировое хозяйство, экспорт, импорт, протекционизм, тарифные и нетарифные методы регулирования.

Практика: Решение практических задач по теме.

12. Инфляция.(4 часа)

Теория: Определение инфляции  и её измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения.

Практика: Деловая игра «Инфляция».

13. Роль государства в экономике (3 часа)

Теория: Политика экономической стабилизации. Бюджетно-финансовая политика. Кредитно-денежная политика. Роль государства в стимулировании экономического роста. Государственный долг.

Практика: Решение задач на тему «Государство и экономика»

14. Налоги (4 часа)

Теория: Налоги, их виды, значение. Прямой налог, косвенный налог, акциз.

Практика: Решение практических задач на тему «Налоги»

15. Международная торговля и валютный рынок (3 часа)

Теория: Мировое хозяйство. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Валютный рынок.

Практика: Деловая игра «Валютная биржа».

16. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. (4 часа)

Теория: Банковский кредит, менеджмент, маркетинг. Профессиональная деятельность банковского работника, менеджера, маркетолога.

Практика: Экономическая игра «Деловая стратегия».

17. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.(4 часа)

Теория: Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Предпринимательство: виды и формы. Малое предпринимательство. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Практика: Игровой практикум по теме. Конкурс презентаций, рефератов, эссе на тему «Профессия-менеджер».

18. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль(4 часа)

Теория: Издержки производства, прибыль, постоянные, переменные издержки, бухгалтерские и экономические издержки.

Практика: Решение экономических задач на тему «Прибыль».

19. Заработная плата и стимулирование труда (4 часа).

Теория: Профессионализм, мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Разделение труда, специализация. Заработная плата и стимулирование труда.

Практика: Деловая игра «Я бы в фермеры пошёл». Выполнение заданий по расчёту заработной платы.

20. Торговля и реклама(4 часа)

Теория: Обмен, торговля: понятие, формы. Рынок. Цена товара, стоимость. Реклама в современной экономике.

Практика: Игра «Создай рекламу» - разработка и презентация рекламы на товар, услугу и т.д.

21. Экономика современной России (3 часа)

Теория: Основные предпосылки и направления рыночных реформ в России. Либерализация экономики. Макроэкономическая стабилизация. Структурные преобразования. Институциональные преобразования. Реформы в социальной сфере.

Практика: Ролевая игра «Как заработать на жизнь».

22.Экономический рост (4 часа).

Теория: Содержание экономического роста. Измерение экономического роста. Производственная функция и факторы роста. Экстенсивные и интенсивные  факторы роста. Что стоит за снижением темпов экономического роста в конце XX в.

Практика: Решение задач на тему «Экономический рост».

 23. Финансы (3 часа)

Теория: Финансы и финансовые институты. Ценные бумаги. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Фондовый рынок.

 Практика: Деловая игра «Фондовая биржа».

 24. Бизнес-план (4 часа)

 Теория: Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. Процесс планирования. Практика: Деловая игра «Открытие фирмы». Практикум «Составление бизнес – плана».

25. Итоговое занятие.(2 часа)

Практика. Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино экономики».

4. Методическое обеспечение программы

4.1. Педагогические технологии, методы, формы занятий, мероприятия воспитательного характера:

Программа построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие обучающихся между собой и с педагогом осуществляется в практической деятельности.

Теоретическая часть – это знакомство с обучающимися, с основными экономическими понятиями и категориями, функциями и моделями экономических систем, производством и его экономическими составляющими, налогами, основами менеджмента, маркетинга, предпринимательства; изучение рынка труда,  ценообразования, источников финансирования, рыночных реформ, факторов экономического роста и др.

Практическая часть – это деловые игры, имитационные и ролевые игры, практикумы, решение задач, тестов, творческих заданий, анализ ситуаций, составление бизнес-планов, защита рефератов, презентаций и др.

Для реализации программы используются: технология развивающего обучения, технология коллективной творческой деятельности, игровая технология, элементы информационно-коммуникативной технологии, технологии проблемного обучения, проектной деятельности. Использование данных технологий направлено на комплексное решение задач образования, воспитания, развития обучающихся. Использование педагогом игрового сопровождения изучения теоретического материала позволяет поддерживать постоянно высокий интерес у обучающихся к содержанию программы, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки работы в коллективе.

Программа учитывает основные принципы обучения: научность, системность и последовательность, доступность, стимулирование положительного отношения обучающихся к учению, их активность, и самостоятельность в обучении при руководящей роли педагога, оптимальное сочетание практического и теоретического материала.

Формы занятий: групповые и индивидуальные.

Используются следующие методы:

  • Словесный: беседа, лекция, объяснение, дискуссия.
  • Наглядный: графики, диаграммы, презентации.
  • Практический: решение задач, тесты, работа с учебной литературой, Интернет-источниками и др.
  • Игровой: деловые, имитационные, ролевые игры.
  • Метод проблемного изложения: педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения.
  • Методы стимулирования творческой активности : мозговой штурм – выявление идей по решению экономических проблем, конкретных ситуаций и т.д.

Структура занятия:

1. Сообщение темы занятия, постановка цели и задач.

2. Повторение пройденного материала.
3. Изложение нового материала, первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

4. Анализ занятия. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

4.2. Ресурсное обеспечение.

Материально-техническое обеспечение:

1. Кабинет для занятий, соответствующий СанПиН.

2. Столы.

3. Стулья.

4. Полки, шкафы для хранения  материалов и др.

5. Компьютер.

6. Проектор. Мультимедийное оборудование.

4.3. Учебно-методический комплект:

Вид

Название

Наглядные пособия.

Схемы, таблицы, графики, диаграммы, справочный материал

Медиапособия.

Видеоуроки по теме «Экономика», видеофильмы, презентации.

Раздаточный материал.

Схемы, инструкции, таблицы, карточки к играм, набор задач.

Учебные пособия для педагога.

Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования./С.И. Иванов, А.Я. Линьков, В.В. Шереметова и др. Под ред.С.И. Иванова. – М.:Вита-Пресс, 2007.

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2008.

 Список литературы

1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2008.

2. Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2005.

3. Липсиц, И.В. Экономика без тайн. М., 1993.

4. «Основы экономической теории»: Пособие для учителя/Под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2005.

5. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования./ Под ред. С.И. Иванова. – 12-е изд. – В 2-х книгах. Кн. 1, 2. – М.: Вита-Пресс, 2008.

6. Практикум по основам экономической теории: Уч. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования./С.И. Иванов, А.Я. Линьков, В.В. Шереметова и др. Под ред.С.И. Иванова. – М.:Вита-Пресс, 2007.

7. Школьный словарь по обществознанию/Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2008.

8. Экономика и право. 9-11 классы. Дрофа», «ВИТА-ПРЕСС», «1С», Министерство образования РФ» 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование элективного курса "Экономика и право"

Государственное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1234Центрального административного округа города Москвы...

Урок элективного курса "Экономико-географическое положение Кунашакского района"

Урок посвящен определению экономико-географического положения на основе карт Кунашакского района и Челябинской области. Выполняют практическую работу, анализируют причины изменений территории Кунашакс...

Элективный курс "Экономика и социальная экология"

География - единственная учебная дисциплина, призванная изучать природ­ные и социально - экономические явления и процессы в их взаимосвязи. Но в базовом курсе географии эти взаимосвязи рассматрива...

Предпрофильный элективный курс "Экономика и основы программирования"

Элективный курс, разработанный для учащихся 9 классов...

Элективный курс "Экономика и право" 10, 11класс

Рабочая программа по элективному курсу "Экономи и право". Курс может использоваться как в 10 , так и в 11 класса. Рассчитан на 34 часа....

Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.

Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....

Элективный курс “ Экономика предприятия ”

Элективный курс “ Экономика предприятия ” предназначен для предпрофильной подготовки школьников девятых классов. По школьному учебному плану на изучение данного курса от...