Разработка урока по теме: «Источники доходов семьи» (экономика 5 класс)
план-конспект урока по экономике (5 класс) на тему
Разработка урока по теме "Источники доходов семьи". Целями урока являются: рассмотреть источники доходов семьи, рассмотреть существующие пути увеличения доходов. развитие мыслительной деятельности, расширение кругозора учащихся, воспитание духа здорового соперничества. урок комбинированного типа, с элементами игровых и творческих заданий и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок экономики в 5 классе | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: «Источники доходов семьи» (экономика 5 класс)
Емешкина Марина Викторовна, учитель экономики
МБОУ Ульяновской СОШ
Форма проведения урока: изучение нового материала с повторением изученного ранее.
Методы обучения:
-словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам;
-наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;
-практические – решение задач.
Цели урока:
-рассмотреть источники доходов семьи;
-оценить доходы семьи;
-рассмотреть существующие пути увеличения доходов;
Задачи:
Образовательная:
-сформировать основные знания источников доходов граждан;
-дать понятие путей увеличения доходов семьи;
-научить рассчитывать доходы семьи.
Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.
Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Наглядные пособия: учебники экономики, итоговый лист на каждого учащегося, проектор для показа презентации с помощью ПК, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.(1 мин.)
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке (ответы детей). В процессе работы мы повторим изученный материал, и будем изучать новый материал.
2.Проверка Д/з (задания выполняются на карточках)(6 мин.)
Основные права потребителей | Характеристика |
1.Право на информацию | А.Никто не может заставить потребителя приобрести товары или услуги, которые его не удовлетворяют какими – либо свойствами. |
2.Право на безопасность | Б.Каждый потребитель имеет право знать: что он покупает, условия продажи и гарантии, вероятный риск, связанный с потреблением купленного продукта |
3.Право быть услышанным | В.Каждый потребитель имеет право на защиту здоровья от опасных товаров. К ним относятся испорченные продукты питания, изделия, использование которых может привести к травме. |
4.Право выбора | Г.Производителям необходимо знать мнение потребителей. |
Проверка Д/з
1.б.2.в.3.г.4.3.а.
Откройте тетради. Запишите число, тему:
(1 слайд) «Источники доходов семьи»
3. Объяснение нового материала. (15 мин.)
(2 слайд) «Источники доходов семьи»
Учитель: - Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Каждая семья нуждается в самых разнообразных товарах и услугах. Семейные доходы зависят от ресурсов семьи и от государственных выплат.
Поэтому, цель нашего урока заключается в том, чтобы подробно рассмотреть источники доходов; научитьcя оценивать доходы семьи; узнать пути увеличения доходов семьи;
2. Объяснение нового материала.
1. Семейные доходы.
Учитель: Рассмотрим виды доходов, которые получают домохозяйства (семьи) на примере одной семьи, состоящей из папы, мамы, сына-студента и дочери-школьницы, бабушки – пенсионерки.
Задание 1:
- Попробуйте назвать какие виды доходов эта семья может предположительно иметь?
(После обсуждения на экране появляются поочередно виды доходов – основные статьи.)
(3 слайд)
-Что такое семейные доходы?
-Вспомним сказку Ш.Перо «Кот в сапогах». …«Прошло время. Король вызвал к себе министров и говорит им:
- Я вами очень доволен. Вы отлично справляетесь со своими обязанностями. Даже придворная корова стала давать больше молока с того момента, как вы приступили к работе. Принц стал получать одни пятерки, как вам это удалось? Министр иностранных дел ответил:- никто вашего принца не заставлял хорошо учиться, просто он понял, что доход его королевской семьи в будущем будет зависеть от его знаний. А молочница получает зарплату в зависимости от того, сколько литров молока получила от коровы. Чем больше молока, тем больше зарабатывает денег. Доярка стала лучше ухаживать за животными, увеличились надои, выросла заработная плата.»
Вывод (делают учащиеся): Если человек нанимается на работу, продавая услуги своего труда, то его доходом будет заработная плата. Этот вид дохода так и называется – оплата труда. Ее величина зависит от характера работы, способностей работника, его навыков, опыта. Многое также зависит от образования и профессиональной подготовки человека.
-Чем оценивается труд человека?
-Почему труд оценивается по-разному?
- Запишите в тетрадь этот источник дохода.(зарплата)
(4 слайд)
Учитель: - Отправляемся снова в сказку.
… «Министр финансов обратился к королю:
-Ваше Величество. Подпишите указ «О пенсиях, стипендиях, пособиях»- денежных выплатах государства неработающим. Король возмутился :
-Вы с ума сошли! Люди не работают, а я им должен платить деньги!
(Прав король?)
- Одним жителям уже много лет, работать им тяжело, другие – должны подрасти, выучиться, кто-то часто болеет и не может работать.
Министр финансов стал объяснять:
- Чтобы дети не умерли с голода, не были воришками, попрошайками, государство платит денежную помощь-пособие. Пособие выплачивается больным, инвалидам, матерям –одиночкам.
Пожилые люди получают пенсии. Пенсию получает, тот, кто проработал определенное количество лет и достигшие определенного возраста. В нашей стране пенсионный возраст-55-60 лет.
Министр финансов добавил:
-Стипендия - денежная помощь тем, кто учиться. Ведь учеба-это труд, который пока не приносит дохода, труд во имя будущего. После учебы студенты станут профессионалами, смогут создавать качественные товары и услуги. Они принесут пользу обществу после учебы. Стипендию платят только тем, кто хорошо учится.
Вывод (делают дети):- Какие виды доходов получают неработающие люди?
Запишите данный источник себе в тетрадь.
Задание 2: -Только ли в виде денежных средств можно получать доход?
(5 слайд)
(Предполагаемый ответ) – доход семья может получать и в виде благ вырастить картошку, сшить платье, связать носки и т.д.
Учитель: Не всегда семья получает доход в виде денежных средств.
Если семья имеет собственный участок земли, то она получает доход, выращивая фрукты, овощи и потребляет их.
Этот доход называется - доход в виде благ. Запишите себе в тетрадь.
Бывает и так: семья выращивая картофель, лук, животных на мясо. Продает эти продукты на рынке и получает за это деньги.
Учитель: Если предприниматель организует свое дело, вкладывая собственные средства, реализует новые идеи, расходуя силу, время, то он получает предпринимательскую прибыль.
Вывод: Эта деятельность семьи называется предпринимательской, а доход- доход от предпринимательской деятельности. Это еще один из видов дохода - запишите себе в тетрадь.
Учитель: Послушайте продолжение сказки о короле. (6 слайд)
- В гости к королю приехала мама. Принц с принцессой обрадовались больше всех приезду бабушки, которую не видели давно. Бабушка привезла всем подарки из разных стран. В последнее время она много путешествовала.
- Откуда она берет деньги на путешествия?
- Деньги на путешествия бабушка берет от владения имуществом. Имущество может приносить неплохой доход. Свою дачу, луга, землю, шестерку лошадей с каретой бабушка сдает в аренду. Это большой доход, которого хватает на путешествия и даже остается немного денег.
-Что такое аренда?
Аренда - возможность временно пользоваться чужой собственностью.
Арендная плата – это плата за взятое во временное пользование имущество.
- Как ваше личное имущество может принести доход?
Вывод (делают дети): Доход может, приносит имущество, если его сдавать в аренду
Учитель: Оставшиеся деньги бабушка отдает кому-нибудь в долг или кладет на депозит в банк. Через некоторое время ей возвращают, да еще и проценты за услугу.
Вывод (делают дети: Это еще один из источников доходов семьи - свободные денежные средства
(7 слайд)
Задание 3:
-Хорошо. А теперь давайте подумаем, каким образом люди могут увеличить свои доходы? В течение 1 мин. попробуйте перечислить пути увеличения доходов. Примечание: ответы давать в более обобщенном виде.
(Продавать овощи, выращенные на своем участке, получать деньги от сдачи своего имущества в аренду, положить деньги под проценты на депозит.)
-Проверка ответов на экране.
(8 слайд)
3.Закрепление изученного материала.(15.мин.)
Задание 4: Вставь пропущенное слово. ( с.157.) ( 9-10 слайд)
1.Люди редких профессий, а также требующих хорошего образования или связанных с риском, получают__________________ зарплату.
2.Предприниматель не всегда получает стабильный_____________________,так как в его деятельности велика доля риска.
3.Имея дом, можно сдать его в ______________________ и получать доход в виде ________________________.
4.Свободные деньги можно положить в банк и получать _________________________.
5.Семьи часто получают ___________________ в виде пенсий, пособий, других целевых выплат.
Учитель: Хорошо. Переходим к следующему заданию.
Откройте учебник на странице 158 и прочитайте задачу №1.
(11 -12 слайд)
Перечислите доходы семьи Ивановых за последний месяц и помогите им рассортировать записи по графам «Доход» и «Сумма», подсчитайте итоговую сумму.( работа групповая)
Доход | Сумма |
Зарплата папы | 25 000 р. |
Зарплата мамы | 10 000р. |
Пенсия бабушки | 6000р. |
Зарплата бабушки | 4000р. |
Пенсия дедушки | 6000р. |
Зарплата дедушки | 8500р. |
Детское пособие на1 ребенка | 100р. |
Детское пособие на 2 ребенка | 100р. |
Итого:59 700р. |
(14 слайд)
4.Подведение итогов.
Итак, подведем итог.
- Сегодня на уроке мы подробно рассмотрели источники доходов на примере одной семьи ; научились оценивать доходы семьи, рассмотрели пути увеличения доходов семьи.
Учитель: Сегодня на уроке вы выступили в роли маленькой семьи, которая постаралась решить некоторые жизненные проблемы. У вас на столах находится итоговый лист, в который необходимо занести результат выполнения вашей работы. Попробуйте по справедливости оценить свою работу.
5.Подведение итогов.( 2 мин.)
Узнал ли я что-то новое? | Да/нет « » |
Смогу ли я объяснить эту тему другу? | Да/нет « » |
Доволен ли я своей работой на уроке Какую я себе могу поставить оценку? | Да/нет « » «3», «4», «5» « » |
5.Домашнее задание.(1 мин.) (16 слайд)
С. 154-156. Читать.с.161 задание 4 ( выполнить письменно в тетради)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме Численность населения планеты 6 класс
Презентация предназначена для сопровождения по теме Численность населения планеты 6 класс...
Методическая разработка урока по теме: «Защита творческого проекта». 7 класс.
Методическая разработка открытого урока по теме: «ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА». 7 класс.Цели: 1. Закрепление теоретических знаний и практических навыков учащихся по разделу ...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...
Разработки уроков по теме: Введение в биологию. 9 класс. Блок уроков.
Задачи: Обучающие: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных ум...
Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»
Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку проблема соотношения доходов и расходов в услови...
Разработка урока по теме "Еда" УМК Forward 3 класс Юнит 12 урок 2
Технологическая карта урока по теме "Еда" 3 класс УМК Forward...
методическая разработка урока по теме "Дружба и семья"
методическая разработка урока по теме "Дружба и семья" составлена на базе УМК Spotlight для 11 классов общеобразовательных учреждений...