Разработка урока по теме: «Источники доходов семьи» (экономика 5 класс)
план-конспект урока по экономике (5 класс) на тему

Емешкина Марина Викторовна

Разработка урока по теме "Источники доходов семьи". Целями урока являются: рассмотреть источники доходов семьи, рассмотреть существующие пути увеличения доходов. развитие мыслительной деятельности, расширение кругозора учащихся, воспитание духа здорового соперничества. урок комбинированного типа, с элементами игровых и творческих заданий и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок экономики в 5 классе21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Источники доходов семьи» (экономика 5 класс)

Емешкина Марина Викторовна, учитель экономики

МБОУ Ульяновской СОШ

Форма проведения урока: изучение нового материала с повторением изученного ранее.

Методы обучения: 

-словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам;

      -наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;

-практические – решение задач.

Цели урока: 

-рассмотреть источники доходов  семьи;

-оценить доходы семьи;

-рассмотреть существующие пути увеличения доходов;

Задачи:

Образовательная: 

-сформировать основные знания источников доходов граждан;

-дать понятие путей увеличения доходов семьи;

-научить рассчитывать доходы семьи.

Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Наглядные пособия:  учебники экономики, итоговый лист на каждого учащегося, проектор для показа презентации с помощью ПК,  карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.(1 мин.)

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке (ответы детей). В процессе работы мы  повторим изученный материал, и будем изучать новый материал.

2.Проверка Д/з (задания выполняются на карточках)(6 мин.)

Основные права потребителей

 Характеристика

1.Право на информацию

А.Никто не может заставить потребителя приобрести товары или услуги, которые его не удовлетворяют какими – либо свойствами.

2.Право на безопасность

Б.Каждый потребитель имеет право знать: что он покупает, условия продажи и гарантии, вероятный риск, связанный с потреблением купленного продукта

3.Право быть услышанным

В.Каждый потребитель имеет право на защиту здоровья от опасных товаров. К ним относятся испорченные продукты питания, изделия, использование которых может привести к травме.

4.Право выбора

Г.Производителям необходимо знать мнение потребителей.

 Проверка Д/з

1.б.2.в.3.г.4.3.а.

Откройте тетради. Запишите число, тему:

(1 слайд) «Источники доходов семьи»

3. Объяснение нового материала. (15 мин.)

(2 слайд) «Источники доходов семьи»

Учитель: - Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Каждая семья нуждается в самых разнообразных товарах и услугах. Семейные доходы зависят от ресурсов семьи и от государственных выплат.

Поэтому, цель нашего урока заключается в том, чтобы подробно рассмотреть источники доходов; научитьcя оценивать доходы семьи; узнать пути увеличения доходов семьи;

2. Объяснение нового материала.

1. Семейные доходы.

Учитель: Рассмотрим виды доходов, которые получают домохозяйства (семьи) на примере одной  семьи, состоящей из папы, мамы, сына-студента и дочери-школьницы, бабушки – пенсионерки.

Задание 1:

- Попробуйте назвать какие виды доходов эта семья может предположительно иметь?

(После обсуждения на экране появляются поочередно виды доходов – основные статьи.)

(3 слайд)

        -Что такое семейные  доходы?

     -Вспомним сказку Ш.Перо «Кот в сапогах».  …«Прошло время. Король вызвал к себе министров и говорит им:

    - Я вами очень доволен. Вы отлично справляетесь со своими обязанностями. Даже придворная корова стала  давать больше молока с того момента, как вы приступили к работе. Принц стал получать одни пятерки, как вам это удалось? Министр иностранных дел ответил:- никто вашего принца не заставлял  хорошо учиться, просто он понял, что доход его королевской семьи в будущем будет зависеть от его знаний. А молочница получает зарплату в зависимости от того, сколько литров молока получила от коровы. Чем больше молока, тем больше зарабатывает денег. Доярка стала лучше ухаживать за животными, увеличились надои, выросла заработная плата.»

Вывод (делают учащиеся): Если человек нанимается на работу, продавая услуги своего труда, то его доходом будет заработная плата. Этот вид дохода так и называется – оплата труда. Ее величина зависит от характера работы, способностей работника, его навыков, опыта. Многое также зависит от образования и профессиональной подготовки человека.

-Чем оценивается труд человека?

-Почему труд оценивается по-разному?

- Запишите в тетрадь этот источник дохода.(зарплата)

(4 слайд)

Учитель: - Отправляемся снова в сказку.

… «Министр финансов обратился к королю:

-Ваше Величество. Подпишите указ «О пенсиях, стипендиях, пособиях»- денежных выплатах государства неработающим. Король возмутился :

-Вы с ума сошли! Люди не работают, а я им должен платить деньги!

(Прав король?)

- Одним жителям уже много лет, работать им тяжело, другие – должны подрасти, выучиться, кто-то часто болеет и не может работать.

Министр финансов стал объяснять:

- Чтобы дети не умерли с голода, не были воришками, попрошайками, государство платит денежную помощь-пособие. Пособие выплачивается больным, инвалидам, матерям –одиночкам.

Пожилые люди получают пенсии. Пенсию получает, тот, кто проработал определенное количество лет и достигшие определенного возраста. В нашей стране пенсионный возраст-55-60 лет.

Министр финансов добавил:

-Стипендия - денежная помощь тем, кто учиться. Ведь учеба-это труд, который пока не приносит дохода, труд во имя будущего. После учебы  студенты станут профессионалами, смогут создавать качественные товары и услуги. Они принесут пользу обществу после учебы. Стипендию платят только тем, кто хорошо учится.

Вывод (делают дети):- Какие виды доходов получают неработающие люди?

Запишите данный источник  себе в тетрадь.

Задание 2: -Только ли в виде денежных средств можно получать доход?

(5 слайд)

(Предполагаемый ответ) – доход семья может получать и в виде благ вырастить картошку, сшить платье, связать носки и т.д.

Учитель: Не всегда семья получает доход в виде денежных средств.

Если семья имеет собственный участок земли, то она получает доход, выращивая фрукты, овощи и потребляет их.

Этот доход называется - доход в виде благ. Запишите себе в тетрадь.

Бывает и так: семья выращивая картофель, лук, животных на мясо. Продает эти продукты на рынке и получает за это деньги.

Учитель: Если предприниматель организует свое дело, вкладывая собственные средства, реализует новые идеи, расходуя силу, время, то он получает предпринимательскую прибыль.

Вывод: Эта деятельность семьи называется предпринимательской, а доход- доход от предпринимательской деятельности. Это еще один из видов дохода - запишите себе в тетрадь.

Учитель: Послушайте продолжение сказки о короле. (6 слайд)

- В гости к королю приехала мама. Принц с принцессой обрадовались больше всех приезду бабушки, которую не видели давно. Бабушка привезла всем подарки из разных стран. В последнее время она много путешествовала.

- Откуда она берет деньги на путешествия?

- Деньги на путешествия бабушка берет от владения имуществом. Имущество может приносить неплохой доход. Свою дачу, луга, землю, шестерку лошадей с каретой бабушка сдает в аренду. Это большой доход, которого хватает на путешествия и даже остается немного денег.

-Что такое аренда?

Аренда - возможность временно пользоваться чужой собственностью.

Арендная плата – это плата за взятое во временное пользование имущество.

 - Как ваше личное имущество может принести доход?

Вывод (делают дети): Доход может, приносит имущество, если его сдавать в аренду

Учитель: Оставшиеся деньги бабушка отдает кому-нибудь в долг или кладет на депозит в банк. Через некоторое время ей возвращают, да еще и проценты за услугу. 

Вывод (делают дети: Это еще один из источников доходов семьи - свободные денежные средства

(7 слайд)

Задание 3:

 -Хорошо. А теперь давайте подумаем, каким образом люди  могут увеличить свои доходы? В течение 1 мин. попробуйте перечислить  пути увеличения доходов. Примечание: ответы давать в более обобщенном виде.

(Продавать овощи, выращенные на своем участке, получать деньги от сдачи своего имущества в аренду, положить деньги под проценты на депозит.)

-Проверка ответов на экране.

(8 слайд)

3.Закрепление изученного материала.(15.мин.)

Задание 4: Вставь пропущенное слово. ( с.157.) ( 9-10 слайд)

1.Люди редких профессий, а также требующих хорошего образования или связанных с риском, получают__________________ зарплату.

2.Предприниматель не всегда получает стабильный_____________________,так как в его деятельности велика доля риска.

3.Имея дом, можно сдать его в ______________________ и получать доход в виде ________________________.

4.Свободные деньги можно положить в банк и получать _________________________.

5.Семьи часто получают ___________________ в виде пенсий, пособий, других целевых выплат.

Учитель: Хорошо. Переходим к следующему заданию.

Откройте учебник на странице 158 и прочитайте задачу №1.

(11 -12 слайд)

Перечислите доходы семьи Ивановых за последний месяц и помогите им рассортировать записи по графам «Доход» и «Сумма», подсчитайте итоговую сумму.( работа групповая)

Доход

Сумма

Зарплата папы

25 000 р.

Зарплата мамы

10 000р.

Пенсия бабушки

6000р.

Зарплата бабушки

4000р.

Пенсия дедушки

6000р.

Зарплата дедушки

8500р.

Детское пособие на1 ребенка

100р.

Детское пособие на 2 ребенка

100р.

Итого:59 700р.

 (14 слайд)

4.Подведение итогов.

 Итак, подведем итог. 

- Сегодня на уроке мы подробно рассмотрели источники доходов  на примере одной семьи ; научились оценивать доходы семьи, рассмотрели пути увеличения доходов семьи.

Учитель: Сегодня на уроке вы выступили в роли маленькой семьи, которая постаралась решить некоторые жизненные проблемы. У вас на столах находится итоговый лист, в который необходимо занести результат выполнения вашей работы. Попробуйте по справедливости оценить свою работу.

5.Подведение итогов.( 2 мин.)

Узнал ли я что-то новое?

Да/нет                 «      »

Смогу ли я объяснить эту тему другу?

Да/нет                 «      »

Доволен ли я своей работой на уроке

Какую я себе могу поставить оценку?

Да/нет                 «      »

«3», «4», «5»        «      »

5.Домашнее задание.(1 мин.) (16 слайд)

С. 154-156. Читать.с.161 задание 4 ( выполнить письменно в тетради)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме Численность населения планеты 6 класс

Презентация предназначена для сопровождения по теме  Численность населения планеты 6 класс...

Методическая разработка урока по теме: «Защита творческого проекта». 7 класс.

Методическая разработка открытого урока по теме: «ЗАЩИТА  ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА». 7 класс.Цели:  1. Закрепление теоретических знаний и практических навыков учащихся по разделу ...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Разработки уроков по теме: Введение в биологию. 9 класс. Блок уроков.

Задачи: Обучающие:  показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биоло­гических знаний.Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных ум...

Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»

Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку   проблема  соотношения доходов и расходов в услови...

Разработка урока по теме "Еда" УМК Forward 3 класс Юнит 12 урок 2

Технологическая карта урока по теме "Еда" 3 класс УМК Forward...

методическая разработка урока по теме "Дружба и семья"

методическая разработка урока по теме "Дружба и семья" составлена на базе УМК Spotlight для 11 классов общеобразовательных учреждений...