Педагогические технологии
учебно-методический материал по экономике (11 класс) по теме

Петрова Ольга Николаевна

Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

  Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.

В  работе представлены  применяемые  в моей педагогической практике следующие современные образовательные  технологии:

1.Технология объяснительно-иллюстративного обучения;

2.Информационно – коммуникационная    технология;

3.Технология  проблемно - развивающего  обучения;

4.Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе;

5.Технология, предполагающая построение учебного процесса на деятельностной основе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогические технологии643.03 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО «МОКИТЭУ» МО

Педагогическая технология - это содержательная

 техника реализации учебного процесса

 (В. П. Беспалько)

Автор:  Петрова О.Н., преподаватель специальных дисциплин

Педагогические технологии

Методическая разработка

Из опыта работы по применению современных образовательных технологий

г. Ликино – Дулево 2014г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..…..

3

Технология объяснительно-иллюстративного обучения…………………..      6

Информационно – коммуникационная    технология………………………     11

Технология  проблемно - развивающего  обучения…………………………    17

Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе…………………………………………………………………………..     23

Технология, предполагающая построение учебного процесса на деятельностной основе…………………………………………………………………………..     25

Введение

М.И. Махмутов раскрывает смысл понятия педагогической технологии: «Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся,  гарантирующий достижение поставленной цели».

Алгоритмизированный процесс взаимодействия означает, что перед применением технологии преподавателю  необходимо изучить все ее особенности: на что направлена технология, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи помогает решить в определенных условиях. Преподаватель, освоивший педагогическую технологию, — это человек, владеющий педагогическим мастерством.

 Сложная совокупность взаимоотношений и связей преподавателя  с обучающимися опосредуется через систему средств, методов и организационных форм обучения. Эффективность обучения возможна только на основе взаимодействия преподавателя и обучающегося.  Это взаимодействие опосредованно выражается в структурной организации процесса обучения.

Развитие существующей системы образовательного процесса как совокупного целого состоит в том, чтобы подчинить общим целям все элементы этого процесса или создать недостающие.

Для достижения целей урока по теме структура представляемого  урока построена  с применением нескольких современных образовательных технологий  и методик: 

  • объяснительно-иллюстративного обучения;
  • с применением  информационно – коммуникационных средств;
  • на основе  проблемного обучения;
  • на опережающей  и деятельностной основах;

  Понятие "педагогическая технология" может быть представлено в трех аспектах:

  • научный,
  • процессуально-описательный,
  • процессуально-действенный.

  Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

 Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе (например, игра).

  Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

  Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная "отладка" всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

  Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.

  Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

  Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.

В  работе представлены  применяемые  в моей педагогической практике следующие современные образовательные  технологии:

1.Технология объяснительно-иллюстративного обучения;

2.Информационно – коммуникационная    технология;

3.Технология  проблемно - развивающего  обучения;

4.Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе;

5.Технология, предполагающая построение учебного процесса на деятельностной основе;

Технология объяснительно-иллюстративного обучения

При использовании объяснительно-иллюстративных технологий объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, преподаватель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы.  Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.  

Для активизации познавательной деятельности студентов  на уроках специальных дисциплин  считаю целесообразным представлять учебный материал виде опорных конспектов,  мультимедийном, интерактивном виде.

Творческие работы обучающихся (рисунки, проекты, видеофильмы и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении.

Примером объяснительно-иллюстративной технологии является, к примеру, урок на тему: «Спрос, предложение. Рыночное равновесие», где представлены презентация, опорные конспекты для студентов, тесты, карточки с задачами, листы самооценки.

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УРОКЕ

Тема урока: «Спрос, предложение. Рыночное равновесие»

Цели урока:

  • Образовательная – изучить понятия “спрос” и “предложении”, неценовые факторы, влияющие на изменение спроса и предложения, условия формирования рыночной цены, практическое применение этих понятий при решении задач;
  • Развивающая– развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков предпринимательской деятельности;
  • Воспитательная – воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.

Тип урока: урок формирования новых  знаний

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Форма обучения: групповая

Используемые средства обучения: ПК, проектор.

Раздаточный материал: опорный конспект для студентов (сведения по новому материалу, задания, контрольные вопросы)

2. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ по теме: «Спрос и предложение. Рыночное равновесие»

1. Понятие спроса

Спрос – это желание и возможность ______________________ купить определённое количество товара или услуги по определённой цене в определённый период времени.

Цена спроса – это ___________________________цена, которую покупатель готов заплатить.

На основании этого можно сформулировать закон спроса: чем выше цена, тем _______________________спрос (и наоборот).

Всегда ли действует закон спроса? ________________________________________________

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1.Вкусы и предпочтения потребителей.

2.Число покупателей на рынке.

3. Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

4. Изменения в доходе потребителей.

5. Ожидания будущего изменения цен и доходов.

6. Мода, реклама.

7. Климатические и сезонные условия.

2 Понятие предложения

Предложение – это желание и возможность __________________________________ продать определённое количество товара или услуги по определённой цене в определённый период времени.

Цена предложения  - это __________________________цена, за которую продавец готов продать товар.

На основании этого можно сформулировать закон предложения: чем выше цена, тем _______________________предложение (и наоборот).

Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения:

1.Цены на производственные ресурсы: сырьё, топливо, электроэнергия.

2.Усовершенствование технологии производства.

3.Налоги, дотации, субсидии.

4.Количество конкурентов.

3. Рыночное равновесие.

 Спрос и предложение не могут существовать изолированно. Они встречаются на рынке, взаимодействуют и формируют рыночную цену.

Задание: построить графики спроса и предложения, найти точку их пересечения. Это будет рыночное равновесие, т.е. мы найдём то состояние рынка, при котором объём спроса будет равен объёму предложения.

Данные для построения графика

Спрос, шт.

Цена, д.ед.

Предложение, шт.

80

25

20

70

35

30

65

50

40

50

60

50

40

80

60

25

120

75

Равновесие – это когда ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Равновесная цена – цена, при которой ____________________________________________

______________________________________________________________________________

Изменение спроса и предложения влечёт за собой колебание равновесной цены и равновесного количества.

Увеличение спроса.

Уменьшение спроса.

Увеличение предл-я.

Уменьшение пред-я.

  1. Решение задач.

Задача №1

Решение:

_____________________________________________________________________________________

Ответ: _______________________________________________________________________

Задача №3

Решение:

_____________________________________________________________________________________

Ответ: _______________________________________________________________________

Задача №4

Решение:

_____________________________________________________________________________________

Ответ: _______________________________________________________________________

Задача №2

Решение:

Ответ:

3.КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ

(оценка деятельности по пятибалльной системе)

Ф.И.О. студента__________________________________

Элемент урока

Оценка

  1.  Актуализация знаний

  2.  Объяснение нового материала

А) Спрос

Б) Предложение

В) Рыночное равновесие

       3.     Решение задач.

       4.      Ответы на вопросы преподавателя.

Средняя оценка за урок

Информационно – коммуникационная     технология

(ИКТ)

ЭЛЕКТРОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относятся учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Чтобы не растеряться в подмножествах электронных образовательных ресурсах (ЭОР) необходимо следовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, где используется общий термин «электронные» аббревиатура ЭОР.

К новым педагогическим инструментам, которые используются в ЭОР, относятся следующие пять:

  • интерактив;
  • мультимедия;
  • моделинг;
  • коммуникативность;
  • производительность.

После обучения на курсах повышения квалификации в ГОУ ВПО «Московский государственный областной гуманитарный институт» по программам «Интернет-технологии для учителя-предметника» и «Использование пакета свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности учителя», я применяю  информационно – коммуникационные     технологии в учебном процессе: презентации, тестирование, фильмы по темам и др.

Интерактивность - это возможность взаимодействия. Именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.

Работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. С точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи.

Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое
расширение сектора самостоятельной учебной работы. Принципиальное
новшество,        вносимое    компьютером    в    образовательный    процесс    - интерактивность, позволяющая развивать активно - деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы -полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по учебному предмету необходим интерактивный электронный контент. Иными словами, содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать и процессами, в которые можно вмешиваться.

Таким   образом,       интерактив        является   главным  педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов.

Мультимедиа - Английское слово multimedia в переводе означает «много
способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством
различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.
Иными словами, используется все, что человек способен воспринимать с
помощью зрения и слуха. Сегодня термин «мультимедиа» применяется
достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится.
         Моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

Коммуникативность - это инструмент, который дает   возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения     ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Производительность - пятый   новый    педагогический   инструментпользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

ЭОР нового поколения решает проблему     характерную     именно   для образования.   Уже    много   лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных обучающихся очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель - класс» преподаватели все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях преподаватель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации) и ограниченно свободен в части практических занятий.

Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

модуль получения информации (И-тип);

модуль практических занятий (П-тип);

модуль контроля (в общем случае        аттестации) (К-тип).

При этом: каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ - это самостоятельный учебный продукт объёмом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей.      

Для каждого ЭУМ разрабатываются (и будут разрабатываться постоянно) аналоги - вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.

                         Что нового дают ЭОР обучающемуся?

Прежде всего - возможность действительно научиться?         

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов, формул, схем и.т.д.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного   так    же,   как   фотография      невысокого   качества   от объёмного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент - получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое -увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

 Дай    мне попробовать, и я научусь».

Древняя китайская пословица гласит:

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.

Что дают ЭОР преподавателю?

Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

конспекты не писать;

сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок - с компьютером не поспоришь;

экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» - творчества; решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;

вырос авторитет преподавателя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии - это «круто» и престижно.

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным студентом  гораздо интереснее и эффективнее работать.

Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

Технология  проблемно - развивающего  обучения

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие

Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».

Цели проблемного обучения.

1.Развитие мышления и способностей обучающихся, развитие творческих умений.

2.Усвоение обучающимися  знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3.Воспитание активной творческой личности обучающихся  умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

4. Развитие профессионального проблемного мышления.

Задачи:

Обучающая - изучение мотивации всех студентов  способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы

Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества  

           Когда вы слушаете, вы забываете

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения:

постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Активные методы позволяют на уроке:

-формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

-учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.

-обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.

-продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

Подготовительный этап проблемного урока.

Определение темы и задач урока.

1 .Ознакомление обучающихся  с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка.

2.Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные.

3.Накопление, отбор материала.

4.Консультации для всей группы

Реализация принципов обучения на уроке:

 Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:

1 .Преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

2.Преподаватель побуждает студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Структура урока - исследования

Описание опыта внедрения технологии проблемного обучения на уроке по Экономике на тему «Конкуренция и рыночные системы»

Примером внедрения проблемного обучения являются уроки по дисциплине: «Экономика». Например, предлагаю обучающимся рассмотреть экономические проблемы, проанализировать их решение в зависимости от того, в какой рыночной структуре работает продавец.

Проблема №1

Вопрос: Могут ли владельцы свиноферм поднять отпускные цены, когда растёт стоимость кормов? К какой рыночной структуре относится это производство?

Ответ: Рынок производства свинины относится к рынку совершенной конкуренции, т.е. продавец свинины является ценополучателем, и он никак не может повлиять на рыночную цену.

Вопрос: Удорожание свиного корма увеличивает затраты владельцев свиноферм на откорм имеющихся свиней. Как можно прекратить откорм? Почему удорожание свиного корма может ненадолго сбить цену на свинину?  Прошу проиллюстрировать ответ на графике.

Ответ:Каждый отдельный производитель на рынке совершенной конкуренции для максимизации прибыли или минимизации убытков вынужден уравнивать свои предельные издержки с ценой, сложившейся на рынке. При превышении предельных издержек существующей рыночной цены владельцы свиноферм должны уменьшить объём производства, т.е. часть свиней предназначенных для откорма заколоть и свинину реализовать на рынке. Аналогичные действия каждого фермера приведут к тому, что в мгновенном периоде рыночное предложение свинины возрастёт. (Рис.5)

Иллюстрацияповеденияпродавцанарынкесовершеннойконкуренции

Вопрос:Каким образом увеличение цен на свиной корм постепенно приведёт к увеличению цены свинины?  Прошу показать на графике(Рис. 6).

Ответ: Свиной корм является сырьём в производстве свинины. Его удорожание приводит к увеличению издержек производства и снижению предложения свинины во всей отрасли, чтоприводит к увеличению цены и сокращению равновесного количества.

Изменение рыночной цены на продукт при уменьшении его предложения

Вопрос: К какому выводу вы пришли при рассмотрении этой проблемы?

Ответ: Каждый производитель, работающий на рынке совершенной конкуренции, в производстве своего товара испытывает большую зависимость от сложившейся цены на рынке.

В конце урока спрашиваю:
– Как вы считаете, какие задания соответствовали развитию экономического, логического и творческого мышления?
– Развитию экономического, логического и творческого мышления способствовали
обсуждение проблем, решение задач.

Применение  технологии проблемного обучения на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости.

Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе.

«Способный и опытный учитель видит

 будущее, знает не только свой предмет,

 каким-то шестым чувством чувствует,

как настроены его ученики,

стремится работать по опережающей системе»

http://vikatodha.blog.ru/145576547.html

Классическая дидактика ориентирована на обучение от известного к неизвестному: иди, так сказать, вперед, глядя назад. Новая дидактика, не отрицая пути движения от известного к неизвестному, в то же время обосновывает принцип перекрестной деятельности учителя, на линии которой располагаются опережающие задания, опережающие наблюдения и опережающие эксперименты как разновидности опережающих заданий, изложенных с элементами опережения. Перечисленное в совокупности называют опережением; оно способствует эффективной подготовке учащихся к восприятию нового материала, активизирует их познавательную деятельность, повышает мотивацию учения, выполняет другие педагогические функции.

  Идею опережения, положенную в основу обучения С. Лысенковои, С. Соловейчик назвал гениальной. В отличие от двухлинейной логической структуры урока, характерной для крупноблочного обучения, опережающая технология в основе (По классификации технологий профессора Ростовского государственного университета В. Т. Фоменко) имеет трехлинейную структуру урока. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Складывается новая для дидактики система понятий, раскрывающая сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение - в пределах урока, среднее - в пределах системы уроков, дальнее - в пределах учебного курса, межпредметные опережения).

  Способный и опытный учитель видит будущее, знает не только свой предмет, каким-то шестым чувством чувствует, как настроены его ученики, стремится работать по опережающей системе.

Данная технология применяется мной  при преподавании «Экономики». Основываясь на изучаемом и пройденном материале, задаю на дом  вопросы для докладов по теме следующего урока. При изучении новой темы вначале слушаются доклады студентов, коллективно выделяются основные мысли, суть нового материала.  Во время обсуждения ненавязчиво сообщаю, при изучении каких тем впоследствии пригодится информация этого урока, объясняю, какая между ними взаимосвязь.  Затем формулируем чётко информацию и записываем в конспект.

В новой группе на первых 2-3 занятиях   по этой технологии  ощущается  зажатость  студентов, затем  они проникаются таким подходом к учебному процессу,  понимают важность своих докладов  и гораздо лучше усваивают материал, чем при традиционной педагогической технологии.  

Технология, предполагающая построение учебного процесса на деятельностной основе

При преподавании экономических дисциплин преподаватели, как правило,  применяют деятельностно-активные методы, которые позволяют заинтересовать учащихся и в полной мере освоить азы будущей специальности.

Традиционное обучение оценивается как малодеятельностное, излишне созерцательное, в противовес чему и используется эта технология основе (По классификации технологий профессора Ростовского государственного университета В. Т. Фоменко).

Она предполагает несколько планов действий:

  • предметный план действий;
  • внешнеречевой план действий;
  • свернутый, или сокращенный план действий, т. е. "про себя".

  Обучение в большинстве случаев является словесным, и это обстоятельство - один из гносеологических источников формальности знаний учащихся. Чтобы реализовать внешнеречевую деятельность учащихся, необходимо давать такие задания, ответы на которые студенты должны грамотно озвучивать. Необходимо помочь учащимся пересмотреть свое отношение к домашней работе (прочитав сложный материал, проложи, пересказывая, тропу в буреломе понятий, событий, фактов, с которыми только что имел дело при выполнении домашней работы).

  Действия "про себя" - это план таких действий, которые сжимают, уплотняют в сознании ребенка информацию в более емкие категории. Реализации такого плана действий, т. е. "про себя", должна способствовать компьютерная оснащенность учебного процесса (управление мыслительной деятельностью посредством компьютера - переходящее в самоуправление). Поэтому необходимо более полно внедрять компьютерные учебные программы в учебный процесс.

Структура урока на  деятельностной основе следующая:

  1. Постановка учебной задачи.
  2. "Открытие" обучающимися нового знания.
  3. Первичное закрепление.
  4. Самостоятельная работа с проверкой в аудитории.
  5. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Деятельностно-активные методы позволяют заинтересовать учащихся, активизировать их мыслительную деятельность при решении задач, поиске ответов на поставленные проблемы, изучении нового материала.  

 Характеризуя же технологию в целом, надо подчеркнуть, что все три плана действий должны быть более сбалансированы и представлены в обучении.

Практическая направленность этой технологии при умелом подходе преподавателя  хорошо реализуется при преподавании специальных дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...