Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании общественных дисциплин
статья по обществознанию (9 класс)

Алёшина Юлия Владимировна

      XXI век – век высоких компьютерных технологий.     Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентноспособной  в условиях рынка труда. Очевидно, что уже сегодня необходимо готовить и себя и нынешних школьников, к встрече с теми возможностями, которые представят информационные технологии в ближайшем будущем. Современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, владеть информационной компетентностью. В нынешних условиях от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_informtsionno-kommunikativnye_tehnologii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

 профессиональное образовательное учреждение

«Садово-архитектурный колледж»

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании общественных

 дисциплин

Автор: Алёшина Юлия Владимировна

преподаватель  общественных дисциплин

г. Санкт-Петербург

Использование информационно-коммуникационных

технологий в преподавании общественных дисциплин

      XXI век – век высоких компьютерных технологий.     Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентноспособной  в условиях рынка труда. Очевидно, что уже сегодня необходимо готовить и себя и нынешних школьников, к встрече с теми возможностями, которые представят информационные технологии в ближайшем будущем. Современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, владеть информационной компетентностью. В нынешних условиях от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.                                    

 Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

       В начале XX I века человечество вошло в новую стадию своего развития ученые и политики; предприниматели и педагоги; все чаще говорят о наступлении «Информационной эры». Современную жизнь трудно представить без применения компьютера. Возможности компьютера используются не только в преподавании информатики, математики, физики, естественных наук, но и в процессе обучения предметов гуманитарного цикла. В процессе обучения истории учитель и ученик традиционно обращались к различным источникам информации: энциклопедиям, справочникам, словарям, хрестоматиям и т.д. Традиционная библиотека сегодня перестает быть основным источником информации, ей на смену приходят электронные словари, энциклопедии, базы данных, предоставленные не только на электронных носителях, но и в Интернете.

     В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

       Концепцией модернизации образования предусмотрены такие приоритеты, как доступность, качество, эффективность.

      Реализации этих целей способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приемов, подходов, технологий для получения результатов в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью.                                        

     Применение новой парадигмы в образовании - личностно-ориентированный подход - позволяет при использовании современных инновационных методов и технологий повысить интерес школьников к изучаемым предметам, повысить качество образовательного процесса.

    Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Но несмотря на многообразие технических средств и технологий, используемых в учебном процессе, следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего от совершенства самого учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса.

     Внедрение компьютера в учебный процесс не только освобождает учителя от рутинной работы в организации учебного процесса, но и дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графическое изображение, анимация, звуковые и видеоэлементы.

      Особенно актуальным является использование информационных технологий на уроках истории и общественных дисциплин. Применение компьютерных программ в преподавании истории и обществознания позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся.  А также позволяет использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемно- поисковый.     Роль компьютера в историческом образовании учащихся многообразна: - помощь учащимся в эффективном усвоении исторической информации, ее систематизации; - содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом; - интенсификация и индивидуализация процесса обучения; - повышение мотивации к изучению предмета; - снятие эмоциональной напряженности в процессе работы. Кроме того, компьютер – универсальное техническое средство обучения. Такое техническое средство обучения позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Как найти программное обеспечение, которое бы отвечало потребностям учителя?

 Перечислю следующие формы применения  информационно - коммуникационных технологий на уроках истории и общественных дисциплин:

Работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты,  ,контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т. д.;

Работа в Power Point: мультимедийные  презентации учителей и учеников-сопровождение лекций, организация самостоятельной работы;

Работа в Exel: интерактивные тесты ,диаграммы ,таблицы:

Использование Интернет и медиа-ресурсов; дополнительный материал(тексты ,карты, иллюстрации, музыка и т.д.) Данные формы работы позволяют создать условия для экономии времени и затрат труда  учителя, а также стимулируют развитие познавательного интереса учащихся формируют у них  навыки работы с информацией.

     Информационные технологии играют большую роль в формировании банка текстовых материалов. Они позволяют разнообразить задания, оживить их иллюстрациями, схемами. Наличие электронной версии КИМов дает возможность при необходимости восстановить утерянные тексты, увеличить количество экземпляров, внести необходимые коррективы, облегчает доступ учащихся через школьный компьютер или сеть к обязательному минимуму знаний по теме, требованиям и рекомендациям к творческим работам и проектам, документально-методическим комплексам. Также возможна проверка знаний учащихся электронными тестами, кроссвордами в режиме online/ Использование компьютерного варианта тестов и тестовых заданий дает возможность повысить уровень усвоения знаний учащимися, стимулирует индивидуальную работу учащихся и значительно расширяет возможности учителя в преподавании курса истории, и  общественных дисциплин.  Мультимедиа  презентации широко используются на уроках, как учителями, так и учениками. Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  1. возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  2. обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  3. иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  4. применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

       Компьютерные технологии активно используются на уроках, а также при подготовке к урокам как учителем, так и учениками. Но использование ИКТ и во внеурочной учебной деятельности также имеет огромное значение.

Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности, которые даёт компьютер.Очень часто  использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования — ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле, презентация — это самый последний этап работы, и самый сложный из всех.
      Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чём он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в современном научном мире. Сложный этап — определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о её результатах. Видение перспектив работы в будущем.
      Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Традиционно любое исследование начинается с какой- либо проблемы, которая существует в интересующей ребёнка области. Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за ней сейчас принято обращаться в Интернет в первую очередь.

       Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся, на страницах Интернета. Всегда к услугам содержательные, всем доступные Интернет- энциклопедии.

     На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах Интернета, ученик делает обзор литературы, поднимающей интересующую его проблему. Изучив, как освещён вопрос в современной науке, ученик начинает свой поиск. И тут опять прибегает к компьютерным технологиям.

     Таким образом, компьютерные технологии используются на всех этапах школьной исследовательской деятельности. Работа с использованием ИКТ увлекательна, она захватывает своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие юным исследователям.

      Для  исследовательской работы компьютер даёт поистине безграничные возможности. Составление и размножение теста, анкеты — это простейшие формы использования компьютерных технологий, но и без них исследование было бы затруднительны.

  Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся, в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.

     Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование.

Список используемой литературы:

1.Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. – М.: Педагогика, 1984г..

2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989г.

Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение

Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. - “История”, 1996г

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998г

Антонова Т.C., Харитонов А.Л. Мультимедийный или гипертекстовый учебник? (на примере компьютерного учебника "История России: XX век").

Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Первый компьютерный учебник по истории (отработка методики и опыт применения в школах). "Преподавание истории в школе" № 6, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин

Данная статья является самоанализом работы над методической темой. В ней рассматриваются основные современные образовательные технологии, методы и приемы, используемые мною в своей профессиональной де...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин

 Bнформационные технологии в образовательном процессе позволяют существенно расширить творческий потенциал как преподавателя, так и студента, повышают интерес к будущей специальности, способствуют фор...

Информационные технологии в преподавании общественных дисциплин

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему и...

Использование межпредметных связей в процессе преподавания общественных дисциплин.

Мир, в котором мы живем, сложен и противоречив; все изучаемые предметы, так или иначе направлены на его познание. Для формирования системных знаний необходимо установления межпредметных связей.В своем...