Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"
учебно-методический материал по экономике (9 класс) по теме

Юрина Татьяна Петровна

Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomikatema_uroka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Товары и виды стоимости

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:      Расширить и углубить знания обучающихся по изученным ранее  темам: потребности,     виды потребностей, способы производства, деньги, функции денег.  

               Дать определение понятию товар, изложить основные свойства товаров, разновидности их стоимости и классификацию.        

               Показать неразрывную связь экономики с такими категориями, как общество, коллектив, личность; роль денег и богатства в жизни человека.

               Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, формировать нравственные качества, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

              Мотивировать интерес к учебному предмету, осознание его жизненной важности.

Задачи:  раскрыть следующие вопросы:

-   Значение слова «товар» в экономике.

-  Классификация товаров.

-  Основные свойства товаров.

-  Потребительская стоимость, меновая стоимость.

-   Деньги.

                                      Ход урока

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности   учащихся.

   Сегодня мы поговорим о такой экономической категории как товар,

  его классификации, свойствах, видах стоимости, о том, что на   приобретение товара нужны деньги.

III. Актуализация знаний.

Вспомним, какова основная задача экономики?

– максимально удовлетворить индивидуальные потребности населения (потребителей) и общественные (государственные) потребности в товарах и услугах при ограниченных ресурсах.

Какие потребности вам известны?

Потребности разделяются на личные (граждан) и общественные (государства), материальные и нематериальные (духовные).

 К основным материальным потребностям относятся потребности в пище, одежде, жилье. К основным нематериальным потребностям относятся потребности в образовании, здравоохранении, культуре, свободах (слова, собраний, отправления религиозных обрядов и т.д.), защите жизни и собственности и т.д.

Как можно удовлетворить потребности?

 Часть потребностей человек может удовлетворить за счет собственного труда, остальную часть - помогает удовлетворить государство.

IV.Объяснение нового материала

В основе любой экономической системы лежит производство, которое создает товары и услуги для удовлетворения потребностей.

Товары могут быть:

- капитальными (предназначены для производства потребительских товаров и оказания услуг) и

-потребительскими ( предназначены для удовлетворения человеческих потребностей).

В свою очередь потребительские товары  могут быть длительного и кратковременного пользования.

На основе покупательских привычек потребителей существует разделение товаров народного потребления на:

а) товары повседневного спроса - товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Такие товары можно дополнительно подразделить на:

1)    основные товары постоянного спроса (газеты с программой), то есть те товары, которые люди покупают постоянно;

2)     товары импульсивной покупки приобретают без всякого предварительного планирования и поисков, они, как правило, продаются во многих местах, поэтому потребители почти никогда их специально не ищут (журналы);

3)     товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них (газета "Из рук в руки"); производители организуют распространение этих товаров через множество торговых точек, чтобы не упустить возможность продажи, когда потребителю вдруг понадобятся эти товары.

б) товары предварительного выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (художественная литература). Товары предварительного выбора могут быть дополнительно подразделены на:

1)    схожие - рассматриваются покупателем как изделия, одинаковые по качеству, но отличающиеся друг от друга по цене в такой мере, чтобы оправдать их сравнение между собой при покупке;

2)     несхожие - рассматриваются потребителем относительно их свойств в большей степени, нежели относительно цены..

в) товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (альбомы по искусству);

г) товары пассивного спроса - товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке (энциклопедии).

Существует множество определений понятию товар. Например:                  

Товар — это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Как вы считаете, какое из определений наиболее полно отражает суть товара?

Чтобы произведённая продукция стала товаром она должна

обладает определёнными свойствами:

а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

б) способностью к обмену.

в) отражать общественную ценность и значимость блага, на производство которого были затрачены ограниченные экономические ресурсы.

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие – косвенно, опосредственно как средство производства (станок сырье). Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как химическое сырье, как топливо, для производства мебели).

Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества.

Потребительская стоимость имеет три формы проявления:

а) количество;

б) натуральная форма;

в) качество.

Последнее – это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Но каждому отдельному товару разные люди дают разную оценку полезности. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной полезности падает.

В товарном хозяйстве потребительная стоимость является носителем меновой стоимость товара.

Меновая стоимость товара - это количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Например, один топор меняется на две шкуры, как бывало в древности, или тонна рыбы обменивается на три кубометра леса, как это имеет место при современном бартере. Вопрос заключается в том, что лежит в основе этих меновых пропорций, почему они именно такие, а не другие и что позволяет сравнивать несравнимые ни по каким внешним признакам товары?

Потребитель видит в товаре, прежде всего, потребительскую стоимость, которая удовлетворяет его потребность.

Производитель оценивает стоимость, т.к. он произвел вещь для продажи или обмена  на другую потребительскую стоимость.

В этом заключается внутреннее противоречие стоимости и потребительской стоимости.

Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но не является тождественной категорией. Так как стоимость – внутреннее свойство товара, а меновая стоимость – внешнее проявление стоимости посредством обмена одного товара на другой.

Исходя из этого стоимость – это свойство вещи не природное, а общественное. Оно выражает отношение между производителями и потребителями.

Предприниматель, производя товар должен ориентироваться на стоимости аналогичной продукции конкурентов. С этой позиции стоимость можно рассматривать как индивидуальную и рыночную.

Индивидуальная стоимость – это затраты общественного и живого труда производителя (затраты на сырье, материалы, производительность индивидуального труда).

Рыночная стоимость – выражается через средние затраты производителей на одинаковый товар.

Если индивидуальная цена выше рыночной, то производитель вынужден покинуть рынок.

В процессе исторического развития товарный обмен сопровождался сменой одних форм стоимости другими.

Первоначальной формой стоимости была простая, или случайная, т.е. форма стоимости, которую можно представить уравнением: x товара А = y товара Б, но не всегда это удобно.

Рассказ одного исследователя Африки: «Забавно было видеть, как мне пришлось платить наемную плату за лодку на рынке на берегу Танганайки. Агент Саида требовал уплаты слоновой костью и желал иметь сукно. Однако, это известие принесло мне еще меньше пользы, пока, наконец, я не услышал, что Магомет ибн-Гариб имел сукно и желал иметь проволоку. Эта последняя у меня, к счастью была и, таким образом, я дал Магомету ибн-Саиду сукно, а этот последний дал агентам Саида требуемую слоновую кость, тогда только я получил от последнего право воспользоваться лодкой»

Здесь товар ( услуга ) А, находящаяся в относительной форме стоимости, выражает свою стоимость с помощью целого ряда товаров-эквивалентов.

Возникновение денег — закономерный результат развития товарного обращения.

Деньгиэто товар особого рода, товар-эквивалент, выражающий цены других товаров (услуг).Деньги могут быть:

Наличные деньги - бумажные деньги и разменные монеты (это те деньги, с которыми мы имеем дело каждый день при оплате товаров и услуг).

Свойства:

 – портативны (легко умещаются в карман,  кошелек);

- однородны (деньги одного и того же достоинства имеют равную стоимость);

- стабильны (стоимость денег одинакова в разные периода);

- узнаваемы (их труднее подделать).

Безналичные деньги денежные средства физических и юридических лиц на банковских счетах, используемые во взаиморасчетах через банки безналичным оборотом, а так же для накопления средств на счетах (банковские депозиты, чеки и т.д.).

Электронные деньги – форма безналичных денег (кредитные карточки).

Динамичное развитие экономики требует ускоренного развития расчетов через банки. Основная часть сделок совершается в безналичных расчетах, т.е. с использованием банковских депозитов, чеков и других финансовых инструментов; безналичные расчеты положительно сказываются на сокращении наличной денежной массы.

V.Первичная проверка понимания темы.

Беседа по вопросам:

  1. Понятие товар, сущность его потребительской стоимости.
  2. Меновая стоимость, понятие меновых пропорций.
  3. В чем отличие стоимости товара от его меновой стоимости?
  4. В чем отличие меновой стоимости товара от потребительской его стоимости?
  5. Сущность индивидуальной стоимости товара, приведите пример.
  6. Сущность общественной стоимости товара, приведите пример.
  7. Почему производитель помимо индивидуальной стоимости должен учитывать и общественную стоимость товара?
  8. Что такое бартер? Почему использовалась данная форма обмена?
  9. Почему возникла необходимость в ликвидном товаре?

VI.Домашнее задание

Подготовить сообщение об истории возникновения денег.

Подготовиться к уроку по записям в тетради.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока и презентация « Деньги, известные люди, британская валюта»

Урок в 8 классе по теме: « Деньги, известные люди, британская валюта»      Цель урока:     совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся и разв...

методическая разработка урока обществознания в 7 классе "Деньги их функции"

"Деньги их функции" урок обществознания в 7 классе...

Методическая разработка урока по английскому языку в 10 классе по теме "Как подростки тратят деньги" с технологической картой

Методическая разработка урока по английскому языку в 10 классе по теме "Как подростки тратят деньги" по УМК "Английский в фокусе" под редакцией Ю.Ваулиной и Д.Дули с технологической картой.  Это ...

методическая разработка урока по теме: "Деньги" (обществознание, 7 класс)

Данный урок разработан для учащихся 7 классов, обучающихся по учебнику Боголюбова Л.Н. На уроке используется проблемно-диалоговая технология, разработанная Образовательной системой "Школа 2100"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Здоровье за деньги не купишь"

Мероприятие в форме конкурсной игры между сборными командами школы, проведено в рамках недели биологии....

Методическая разработка урока "Деньги в международной финансовой системе"

Материал методической разработки может использоваться при подготовке уроков обществознания и занятий по финансовой грамотности в 9-11 классах....

Методическая разработка урока в 7 классе "Деньги и их функции"

  Методическая разработка предназначена для учителей обществознания. Она представляет собой комплекс практического материала к учебному занятию по обществознанию в 7 классе по теме «...