ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Самбо в Лысково» (базовый уровень)
рабочая программа
Направленность: физкультурно-спортивная. Возраст обучающихся: 10 до 18 лет. Срок реализации программы: 1 год. Количество часов в год: 228, режим 6ч/н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._sambo_v_lyskovo_2024-25_uch.g._soderzh.docx | 151.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Лысковского муниципального округа Нижегородской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр» г. Лысково
Принята на заседании педагогического (методического) совета от 26 августа 2024 г. протокол № 1 3 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО «ДЮЦ» г. Лысково _______________ А.А. Окользин (печать) |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Самбо в Лысково»
(базовый уровень)
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 10 до 18 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов в год: 228, режим 6ч/н.
Автор-составитель программы:
Коннов Д.А. - тренер-преподаватель
г. Лысково
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативная часть программы……………………………………………..5
2. Методическая часть …………………………………………………..……..7
3. Содержание программы…………………………………………….…...…12
3.1. Перечень тем и краткое содержание материала по теоретической подготовке…………………………………………....……………………..…12
3.2. Перечень тем и краткое содержание материала по практической подготовке…………………………………………………...…………...…....13
3.2.1. Общая физическая подготовка………………………………………...13
3.3. Специальная физическая подготовка…………………………………...15
3.4. Технико-тактическая подготовка…………………………………..……15
3.5. Тактическая подготовка самбиста…………………………………...….26
3.6. Восстановительные средства и мероприятия…………………………..27
3.7. Психологическая подготовка…………………………………………....28
3.8. Инструкторская практика……………………………………………..…29
4. Список литературы для педагогов и детей……………………………….30
Пояснительная записка
Борьба САМБО является в нашем районе одним из самых популярных видов спорта, поэтому стремление заниматься этим видом спорта проявляется у большого количества детей разного возраста.
На протяжении всей жизни человек включается в борьбу за выполнение поставленных целей. Борьба, с любой точки зрения, это путь к преодолению трудностей. А как вид спорта, борьба позволяет и учит умению защитить себя, своих близких, Родину, закаляет не только физически, но и морально. Известно, что борьба - естественная, обусловленная природой потребность детей и подростков в единоборстве. По мнению русского ученого и педагога П.Ф. Лесгафта, борьба - это одно из эффективнейших средств физического воспитания молодежи. Борьба - "есть упражнение, - говорил Лесгафт, - с возрастающим напряжением, состоящее в проявлении силы в соответствии с проявлением ее другим лицом, при умении стойко управлять своим телом на определенной опоре...".
Поэтому каждому крайне необходим минимум знаний приемов самозащиты и умение их применять, чтобы при необходимости защитить себя и своих близких, а так же тех, кому эта помощь может потребоваться. Что привлекает в занятиях самбо? Во-первых, возможность получить всестороннюю физическую подготовку. Занятия самбо развивают силу, ловкость и выносливость. Позволяют решить многие проблемы со здоровьем. Во-вторых, развивают у учащихся волю, смелость и решительность, настойчивость и выдержку. В-третьих, самбо позволяет каждому повысить собственную самооценку, помогает, что немаловажно для детей и подростков, утвердится в глазах сверстников и адаптироваться в детском (подростковом) коллективе. В-четвертых, (что следует из самого названия боевого искусства) дают возможность научиться при необходимости защищаться от нападения с помощью изученных приемов от вооруженного так и невооруженного противника.
Дополнительная общеразвивающая программа является по направленности – физкультурно–спортивной и разработана для подростков и молодежи 10 – 18 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения и предусмотрена для учащихся, имеющих специальные спортивные навыки, проявляющих интерес к спортивной борьбе самбо, имеющих медицинский допуск.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей владеющих основами самбо. В ней использованы различные варианты разнообразных комбинаций тактики и техники самбо, систематизированы комплексы параметров подготовки спортсменов. Программа, систематизируя многолетний опыт работы педагога с несколькими поколениями детей, представляет собой курс обучения борьбе самбо, боевому самбо и рукопашному бою.
В настоящее время активно развивается боевое самбо, проводятся всероссийские и международные соревнования: турниры, официальные чемпионаты; присваиваются спортивные разряды и звания в соответствии с ЕВСК. Система подготовки в боевом самбо предполагает все виды подготовки, традиционно характерные для самбо: физическая, тактическая, теоретическая и др. Этим обусловлена актуальность данной программы.
Педагогическая целесообразность и отличительная особенность заключается в творческом подходе при разработке заданий, разнообразие вариантов игр, изучение базовой техники боевого и спортивного самбо принесут пользу для становления мастерства спортсменов (в том числе и для спортсменов, не специализирующихся в боевом самбо).
Цели и задачи программы
Цель программы: создать условия для индивидуализации учебно-тренировочного процесса на основе регулирования интенсивности физических нагрузок и регулярных занятий и предоставить возможность подготовки к службе в армии или поступлению в ВВУЗ.
Задачи:
1.Укрепление здоровья, физическое и нравственное развитие детей и подростков.
2.Совершенствование спортивного мастерства спортсменов по средствам разнообразных комбинаций тактики и техники самбо;
3.Использование полученных знаний, умений и навыков в учебном процессе для самостоятельных занятий, показательных выступлений и соревновательной деятельности;
4.Выявление перспективных детей и подростков для дальнейшего прохождения обучения в специализированных спортивных школах.
5.Содействие патриотическому воспитанию подрастающего поколения
Программа охватывает всю систему подготовки самбистов и делится на две части: теоретическую и практическую. Основу программы составляет развитие общих и специальных физических качеств. Именно их уровень развития спортивной тренировки позволяет достигать необходимый результат.
Основной задачей воспитательной работы является воспитание моральных и волевых качеств юного спортсмена, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Выбор средств воспитания определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, задачами тренировочного процесса.
1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Правовые вопросы организации обучения по данной программе регламентируются:
• Конституцией Российской Федерации,
• Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
• Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.09.2017 № 816 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ,
• Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.43598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), от 30 июня 2020 года №16,
• Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28,
• Уставом МБУ ДО «ДЮЦ» г. Лысково,
• Лицензией МБУ ДО «ДЮЦ» г. Лысково на образовательную деятельность.
Комплектация группы проводится в начале учебного года. В группы зачисляются учащиеся, желающие заниматься и имеющие письменное разрешение врача. Данная программа рассчитана на детей уже опытных, владеющих основами спортивной подготовки по самбо, неоднократно участвовавших в соревнованиях различного ранга. Это обусловлено «ранней специализацией», которая практикуется многими тренерами в стране.
Содержание тренировочного процесса определяется в соответствии с программой, определяющей минимум содержания, максимальным объем тренировочной работы, требований к уровню подготовленности занимающихся. Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Расписание учебно-тренировочных занятий утверждается администрацией по представлению тренера-преподавателя с учетом пожеланий родителей, а также с учетом возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки.
Тренировочный режим наполняемости групп
срок реализации | минимальный возраст учащихся для зачисления | минимальн. и максим. количество учащихся в группах | длительность отдельного занятия | количество учебных часов в неделю | Количество недель в год | требования к спортивной подготовке на конец учебного года |
1 год | 10-18 лет | 12-18 чел. | 2 | 6 | 38 | Выполнение нормативов по ОФП, СФП и ТТП
|
По окончании учебного года осуществляется промежуточная аттестация. Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения. Нормативы /тестовые задания/ носят главным образом контролирующий характер.
Ожидаемые результаты
По общей физической подготовке:
- Оздоровление и физическое совершенствование подростков и молодежи, укрепление устойчивого интереса к занятиям спортом.
- Совершенствование двигательных качеств, выполнение элементов строевой подготовки и ОРУ.
- Сдача контрольных нормативов, соответствующие возрасту и году обучения.
По специальной физической подготовке:
- Выполнение: базовых и прикладных двигательных навыков, специальных упражнений на оценку (акробатические элементы, связки, самостраховки и т.д.).
- Сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями года обучения.
По технико-тактической подготовке:
- Знать и уметь выполнять основные элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом.
- Выполнить на оценку технические действия в соответствии с программным материалом года обучения.
- Совершенствовать соревновательные навыки ведения поединка.
- Знать тактические способы ведения поединка.
По теоретической подготовке:
- Знать историю развития избранного вида спорта.
- Знать и уметь применять на практике программный материал основы /гигиены занятий ФКиС, правила рационального питания, строение и функции организма человека, соблюдение режима дня/, соответствующий году обучения.
Учебное планирование
Годичный цикл тренировки делится на определенные периоды, каждый из которых имеет цель, задачи, комплекс средств и методов тренировки, специфическую динамику тренировочных нагрузок и других компонентов учебно-тренировочного процесса. Объективной основой периодизации тренировки являются закономерности развития спортивной формы. В соответствии с этим годичный цикл тренировки самбистов подразделяется на три периода: подготовительный (период приобретения спортивной формы), соревновательный (период относительной стабилизации спортивной формы и реализации ее в спортивных достижениях), переходный (период временной утраты спортивной формы). Продолжительность каждого периода годичного цикла тренировки зависит от возрастных особенностей и квалификации спортсмена, специфики планирования учебного процесса в общеобразовательной школе (начало и окончание учебных занятий, продолжительность летних и зимних каникул, сроки экзаменов), календаря спортивно-массовых мероприятий.
Подготовительный период подразделяется на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. У начинающих спортсменов общеподготовительный этап более продолжителен, чем специально-подготовительный. Основная направленность первого этапа подготовительного периода - создание необходимых предпосылок для приобретения спортивной формы: повышение функциональных возможностей организма занимающихся, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков. На этом этапе тренировки удельный вес средств общей подготовки преобладает над объемом средств специальной подготовки.
Основными средствами специальной подготовки являются специально-подготовительные упражнения. Основная направленность специально-подготовительного этапа подготовительного периода - непосредственно становление спортивной формы. Изменяется содержание различных сторон подготовки, которая теперь направлена на развитие специальных физических качеств, освоение технических и тактических навыков и умений самбо. Увеличивается удельный вес специальной подготовки и изменяется состав ее средств. Включаются соревновательные упражнения, хотя и в небольшом объеме. Их интенсивность постепенно увеличивается.
Основная цель тренировки в соревновательном периоде - поддержание спортивной формы, реализация ее в максимальных результатах. В этом периоде используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, направленные на повышение специальной работоспособности. Удельный вес средств ОФП несколько ниже, чем на специально-подготовительном этапе. В этом периоде используются соревновательный метод, методы повторного и интервального упражнения. Варьируя частоту и общее число соревнований, можно управлять динамикой спортивных результатов, однако их оптимальное число следует определять индивидуально для каждого спортсмена. Интервалы отдыха между соревнованиями должны быть достаточными для восстановления и повышения работоспособности юных самбистов.
Главной задачей переходного периода являются активный отдых и вместе с тем поддержание определенного уровня спортивной работоспособности. Основное содержание занятий в этом периоде составляет общая физическая подготовка, при этом следует избегать однотипных нагрузок, так как они препятствуют полноценному активному отдыху. Необходима смена характера двигательной деятельности и обстановки занятий. В переходном периоде снижается общий объем и интенсивность тренировочной нагрузки, однако нельзя допускать чрезмерного ее спада. Важная задача переходного периода - анализ проделанной работы в течение прошедшего года, составление программы тренировок на следующий год.
Программа предусматривает последовательность освоения и совершенствования материала по технической, тактической, специальной и общей физической, психологической, теоретической подготовке в соответствии с возрастом учащихся.
Программа рассчитана на 38 недель при 6 часовой нагрузки в неделю. Занятия проводятся с сентября по май, продолжительность одного занятия не превышает – 2-х академических часов; на каждый раздел программы отводится определенное количество часов.
Практический материал программы составляют следующие разделы:
- общая физическая подготовка;
- специальная физическая подготовка
- технико-тактическая подготовка;
- промежуточная и текущая аттестация;
- участие в соревнованиях, учебно-тренировочные схватки;
- психологическая подготовка
- восстановительные мероприятия
- теоретическая подготовка.
Учебный план соответствует основным целям учреждения и отражает его специфику, имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение.
В учебном плане указаны:
-разделы программы;
-количество часов по программе в месяц;
-количество часов по программе в год
Учебный план
распределения учебных часов при 6 часовой нагрузки в неделю
на 38 учебно-тренировочных недель
№ п/п
| Разделы подготовки
| Всего
| месяцы | |||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | ||||
1 | Теоретическая | 9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | Общая физическая | 86 | 11 | 10 | 10 | 10 | 8 | 8 | 10 | 10 | 9 | |
3 | Специальная физическая | 54 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |
4 | Технико-тактическая | 55 | 5 | 7 | 7 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | |
5 | Психологическая | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
6 | Соревнования, учебно- тренировочные схватки | 10 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
7 | Инструкторская и судейская практика | 4 | 1 | 1 | 2 | |||||||
8 | Промежуточная аттестация | 2 | 2 | |||||||||
Всего | 228 | 27 | 26 | 26 | 27 | 24 | 23 | 25 | 25 | 25 |
Учебно-тематический план
на 38 учебно-тренировочных недель
№ | Наименование разделов и тем | при 6 часовой нагрузки в неделю |
1 | Теоретическая подготовка | 9 |
Правила безопасности на занятиях | 1 | |
Гигиена занятий | 1 | |
Биология человека и основы ЗОЖ | 1 | |
Понятия ОФП и СФП | 1 | |
Общие понятия о технике | 1 | |
Правила соревнований | 1 | |
Морально-волевая подготовка | 2 | |
История развития борьбы | 1 | |
2 | ОФП | 86 |
Обще-физические упражнения | 66 | |
- на развитие силовых качеств | 24 | |
- на развитие скоростных качеств | 18 | |
- на развитие выносливости | 12 | |
- на развитие ловкости | 12 | |
Спортивные игры | 20 | |
3 | СФП | 54 |
- акробатические элементы, связки | 24 | |
- страховка и самостраховка | 14 | |
- специальные и подготовительные упражнения | 16 | |
4 | Технико-тактическая подготовка | 55 |
Технические действия самбо | 26 | |
- борьба в положении лежа | 13 | |
- борьба в положении стоя | 13 | |
Тактические действия самбо | 16 | |
Боевое самбо | 13 | |
5 | Промежуточная аттестация | 2 |
6 | Соревнования, учебно-тренировочные спарринги | 10 |
7 | Психологическая подготовка | 8 |
8 | Инструкторская и судейская практика | 4 |
ВСЕГО | 228 |
Ученый план и учебно-тематический план утверждается согласно расписанию занятий и календарному плану-графику каждой группы, реализующих данную программу и может варьироваться в часовой нагрузке.
2.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы следующие материально-технические условия:
- зал для борьбы;
- «шведские стенки» и навесные гимнастические снаряды (брусья и перекладины);
- для развития силовых способностей детей: штанги, гири, гантели;
- беговая дорожка, футбольное поле;
- наглядная информация, методические пособия в виде информационных схем и таблиц по правилам проведения соревнований, исполнению основных элементов техники тактики борьбы самбо;
- видеоматериалы (для просмотра и анализа конкретных соревнований, анализа проведения конкретной схватки и определенного приема).
Формы организации занятий
Основными формами тренировочного процесса являются:
- групповые тренировочные занятия;
- участие в соревнованиях различного ранга
- групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- восстановительные мероприятия;
- медицинский контроль;
- участие в конкурсах и смотрах, показательных выступлениях;
- тестирование по общей, специальной физической и технической подготовленности учащихся;
Занятия подразделяются на типы: учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные, соревновательные.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы является сохранность контингента, прохождение промежуточной аттестации и достижение воспитанниками спортивных результатов.
Распределение времени по частям занятия
в зависимости от его типа (мин)
Часть занятия | Тип занятия | |||
учебное | учебно-тренировочное | тренировочное | контрольное | |
Вводно-подготовительная | 30-40 | 25-30 | 20-25 | Разминка проводится самостоятельно |
Основная | 50-70 | 55-80 | 65-90 | 80-110 |
Заключительная | 10 | 10 | 5 | 10 |
Итого | 90-120 | 90-120 | 90-120 | 90-120 |
Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идет не только разучивание нового материала, закрепление ранее пройденного, но и большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящены повышению эффективности выполнения ранее изученных движений и совершенствованию работоспособности.
Контрольные занятия обычно применяются в конце прохождения определенного раздела учебной программы. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится тестирование, что позволяет оценить качество проведенной работы, успехи и отставание отдельных самбистов.
Соревновательные занятия проводятся в форме неофициальных соревнований. Это могут быть турниры для начинающих самбистов, турниры-прикидки с участием квалифицированных самбистов с целью окончательной коррекции состава команды. С их помощью удается формировать у самбистов соревновательный опыт.
Воспитание целеустремленности, дисциплинированности, решительности надо начинать с первого же тренировочного занятия.
Интеллектуальное воспитание юного спортсмена обеспечивается главным образом в формах, характерных для умственного образования и самообразования: лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, документами, протоколами, фото-, видеоматериалами.
Нравственные качества – трудолюбие, взаимопомощь, дисциплинированность, инициативность, честность также формируются на соревнованиях.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Перечень тем и краткое содержание материала
по теоретической подготовке
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, а также в комплексе с практическими занятиями (например, в виде беседы, рассказа в течение 10–12 мин в начале практической части). На теоретических занятиях обучающиеся получают знания по анатомии, физиологии, гигиене, технике и тактике борьбы, необходимые знания для будущей инструкторской и судейской практики по самбо. При проведении теоретических занятий отдельные положения теории подкрепляются примерами из практики, иллюстрированы схемами, таблицами, рисунками, презентациями и др. наглядными пособиями.
п/п | Тема | Содержание |
1 | Физическая культура и спорт | Физическая культура как часть общей культуры общества. Основные элементы физической культуры. Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания. История физической культуры и спорта. |
2 | Краткий обзор развития самбо | История создания самбо. Борьба - старейший вид спорта. Виды и характер борьбы у народов нашей страны. Выдающиеся спортсмены в этом виде спорта. |
3 | Краткие сведения о строении и функциях организма | Скелет человека. Форма костей. Суставы. Мышцы. Связочный аппарат. Деятельность мышц. Прикрепление мышц к костям. Основные мышцы человека, их названия, сгибатели, разгибатели, супинаторы, пронаторы, гладкие, поперечнополосатые мышцы, мышцы рук, ног, туловища. Преодолевающая, уступающая, удерживающая работа мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. |
4 | Общие понятия о гигиене | Гигиена физической культуры и спорта. Предмет, цели, история развития. Требования к питанию на фоне физической активности. Понятие о нутриентах и рациональном питании. Удовлетворение потребностей организма в энергии и основных компонентах питания при занятиях физической культурой и спортом. Режим питания и режим тренировок. Суточный режим. Соотношение сна и бодрствования. |
5 | Краткие сведения о физиологических основах тренировки самбиста | Анатомические и физиологические особенности организма. Определение понятия «физическое развитие». Нервная система и ее роль в жизнедеятельности организма. Костно-мышечная система, ее строение и функции. Сердечно-сосудистая система. Система дыхания. |
6 | Морально-волевая подготовка | Воспитание морально-волевых качеств в процессе занятий спортом: сознательность, уважение к старшим, смелость, выдержка, решительность, настойчивость. |
7 | Правила ТБ и предупреждение травматизма | Соблюдение правил техники безопасности при занятиях борьбой. Понятие о травмах и их причинах. |
8 | Правила соревнований | Значение соревнований по самбо, их цели и задачи. Виды соревнований. Правила определения победителей в соревнованиях. |
9 | Места занятий. Оборудование и инвентарь | Оборудование зала и инвентарь. Эксплуатация и сохранение. Форма самбиста. Ее подготовка и уход за ней. |
3.2.Перечень тем и краткое содержание материала
по практической подготовке
Задачами занятий по ОФП являются укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие обучающихся. Упражнения ОФП формируют осанку, улучшают работу эндокринной системы, сердечно-сосудистой и вегетативной систем. Все это способствует умственному развитию подрастающего организма.
Упражнения СФП развивают такие качества, как силу, скоростные способности, выносливость, гибкость, ловкость, которые способствуют освоению и реализации технико-тактических действий во время поединков, совершенствованию технических действий. Таким образом, развивается комплекс физических качеств ребенка для адаптации в режиме работы аэробной и анаэробной нагрузки.
3.2.1.Общая физическая подготовка
- Строевые упражнения
- Строевые приемы. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Отставить!», «Вольно!», «Разойдись!», «По порядку - рассчитайсь!», «На первый-второй - рассчитайсь!» и др.
- Повороты на месте: направо, налево, кругом, пол-оборота.
- Понятия: «строевая стойка», «стойка ноги врозь», «основная стойка», «колонна», «шеренга», «фронт», «тыл», «интервал», «дистанция».
- Построение в колонну по одному (по два, по три), в одну шеренгу (две, три, четыре).
- Перестроения: из одной шеренги в две и обратно, из шеренги уступом, из шеренги в колонну захождением отделений плечом.
- Передвижения: Строевой шаг, походный (обычный) шаг. Движение бегом. Перемена направления фронта захождением плечом. Движение в обход, по диагонали, противоходом, змейкой, по кругу.
- Размыкание и смыкание: приставным шагом, от направляющего, от середины (вправо, влево). Размыкание в колоннах по направляющим.
- Рапорт дежурного.
- Разминка самбиста. Разминка в движении по ковру. Варианты ходьбы, бега, прыжков.
- Общие подготовительные координационные и развивающие упражнения
- Ходьба: Обычная, спиной вперед, боком, на носках, на пятках, в полуприседе, спортивная
- Бег: На короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние, длинные дистанции, назад, боком, с подниманием ног, касаясь пятками ягодиц, с поворотом, с ускорениями.
- Прыжки: В длину, в высоту, с места, с разбега, на одной и двух ногах, вперед, назад, в стороны, боком с вращениями.
- Переползания: Вперед, назад, на животе вперед-назад, в стороны, боком, на руках в положении лежа на спине, ногами вперед, назад, лежа на боку, сидя в положении руки перед грудью с помощью ног.
- Упражнения без предметов: Сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение руки вперед и вверх, вращение вперед и внутрь, круговые упражнения в лучезапястных, локтевых, плечевых, голеностопных, коленных, тазобедренных суставах, наклоны туловища вперед, назад, в сторону, повороты головы и туловища.
- Упражнения с предметами: Скалками, гирями, гантелями, мячами.
- Спортивные игры: Футбол, ручной мяч.
- Подвижные игры и эстафеты: С элементами бега, прыжков, переползаний, с перепиской, расстановкой и собиранием предметов.
3.3.Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития специальных физических качеств
Сила: выполнение бросков, удержаний, болевых приемов с более тяжелыми партнерами, передвижение с партнером на правом (левом) бедре шагом, бегом (для освоения бросков через бедро).
Быстрота: проведение поединков с партнерами легкими по весу, выполнение бросков на скорость за 5 с., за 10 с.
Выносливость: проведение поединков, выполнение бросков, удержаний, болевых приемов длительное время (3 – 5 мин.).
Гибкость: выполнение бросков с максимальной амплитудой.
Ловкость: выполнение ранее изученных бросков, используя движения соперника, борьба на одной ноге, входы в броски подворотами.
Акробатические упражнения: Кувырки вперед и назад, кувырки назад с выходом в стойку на руках, кувырок – полет в длину, в высоту, через препятствие, кувырок из исходного положения основная стойка, одна нога впереди, кувырок через левое (правое) плечо; кувырок, скрестив ноги; кувырок из стойки на голове и руках, из стойки на руках; перевороты вперед, боком; подъем разгибом из положения лежа на спине, сальто вперед с разбега.
3.4.Технико-тактическая подготовка
Высоких спортивных результатов можно достичь за счет постоянного совершенствования всех сторон подготовки. При этом важную роль имеет постоянное пополнение арсенала технико-тактической подготовки.
Самбо характеризуется большим объемом технико-тактических действий.
При обучении техническим действиям необходимо четко представлять всю систему основных упражнений самбо для корректного распределения учебного материала по всем этапам подготовки, вплоть до конкретного тренировочного занятия. Необходимо изучать не только приемы нападения, но и приемы защиты.
Основы техники:
Основные положения борцов, захваты, передвижения по ковру и способы подготовки приемов.
Стойки: правая, левая, фронтальная, низкая и высокая.
Дистанции: вне захвата, дальняя, средняя, ближняя и вплотную.
Захваты: рук, ног, шеи, корпуса, за рукава, отвороты, пояс, проймы и т.п.
Передвижение по ковру во время схватки: вперед, назад, в сторону.
Способы подготовки приемов: сбивание на одну ногу, сбивание на носки, осаживание на одну ногу, осаживание на обе ноги, заведение, рывок, толчок, кружение противника, вызов сопротивления.
Борьба лёжа: Положения: высокая "скамейка", низкая "скамейка", лежа на животе, лежа на спине. Захваты: руки, ноги, шеи, корпуса, одежды.
Предлагаемая ниже последовательность освоения технико-тактических действий позволяет разнообразить занятия изучением новых двигательных элементов. Раскроем способы, позволяющие упорядочить творческий подход спортсмена к пополнению своего арсенала. Эти приемы помогут тренеру дополнить предлагаемый материал своими находками, совершенствуя планирование учебно-тренировочного процесса. Исходя из определения двигательного навыка как «динамического стереотипа», можно сделать вывод, что задачей технико-тактической подготовки является:
1) С одной стороны, обеспечение автоматизации и закрепления навыка выполнения основ техники. Основных действий в самбо насчитывается 12-30 в нападении и несколько меньшее количество в защите.
2) С другой стороны, имеется большое количество вариантов выполнения приемов и ситуаций, в которых они применяются и которые требуют изменения второстепенных деталей двигательного действия.
Изучение многообразия ситуаций, в которых применяется техника, позволяет обеспечить динамичность двигательного навыка.
Для того чтобы создать максимальную надежность и вариативность двигательного навыка, основные технические действия (приемы и защиты) многократно повторяются в самых различных ситуациях схватки. Они складываются из захватов, положений и действий самбистов (тактики).
Модельные характеристики
1. А - активность |
2. В - разнообразие |
3. Эн - эффективность нападения |
4. Вэ - эффективное разнообразие |
5. Рн - результативность нападения |
6. Рз - результативность защиты |
7. Н - разносторонность |
Технический арсенал самбиста
Броски в стойке и в партере | Руками | Вывед. из равновесия |
Захватом ноги | ||
Захватом ног | ||
Перевороты | ||
Мельницы | ||
Ногами | Подножки | |
Подсечки | ||
Зацепы | ||
Подхваты | ||
Через голову | ||
Подсады | ||
Ножницы | ||
Туловищем | Через бедро | |
Через спину | ||
Через грудь | ||
В положении лежа | Болевые | Рычаги локтя |
Рычаги плеча | ||
Ущемление бицепса | ||
Узлы плеча | ||
Рычаги колена | ||
Рычаги бедра | ||
Узлы бедра | ||
Ущемления ахиллова сухожилия | ||
Удержания | Сбоку | |
Верхом | ||
Со стороны ног | ||
Поперек | ||
Со стороны головы |
Боевое самбо
Система подготовки в боевом самбо предполагает все виды подготовки, традиционно характерные для самбо: физическая, тактическая, теоретическая и др. Тренеры, специализирующиеся по боевому самбо, могут использовать настоящую Программу, адаптируя ее для своей работы.
Базовые действия
Освоение базовых действий на начальном этапе при обучении ударам: положения тела (стойки), передвижения и дистанции.
Боевая стойка как оптимальное положение бойца во время поединка для проведения атакующих и защитных действий. Требования, предъявляемые к боевой стойке: устойчивость, оперативное маневрирование в любом направлении, обеспечение оптимальной защиты.
Освоение вариантов боевых стоек: фронтальной, левосторонней, правосторонней. Их особенности. Положение рук, ног, туловища, головы.
Обучение передвижениям в боевых стойках. Варианты передвижений: по направлению движения - вперед, назад, вправо, влево; по способу передвижения - шагом (подшагивание, отшагивание), скачком (подскок, отскок), прыжком («челнок»). Особенности различных способов передвижения в бою.
Обучение дистанциям ведения боя: дальней, средней и ближней. Взаимосвязь дистанции с боевой стойкой, техникой и тактикой ведения боя.
Обучение и совершенствование ударов в боевом самбо
Удары руками в боевом самбо. Для разработки и распределения учебного материала по технике ударов руками ниже приведены несимметричные матрицы. Методика использования матриц приведена раньше при рассмотрении методики обучения и совершенствования бросков в самбо. Разновидности ударов руками с учетом направления, ударных поверхностей и их сочетаемости представлены в таблице.
Разновидности ударов руками в боевом самбо с учетом направления, ударных поверхностей и их сочетаемости
Направление удара | Ударная поверхность | Передняя часть кулака | Боковая часть кулака | Предплечье | Локоть |
Прямой | + | - | - | - | |
Боковой | + | + | + | + | |
Снизу | + | - | - | + | |
Сверху | + | + | + | + | |
Наотмашь | - | + | + | + |
Методика обучения ударам руками в боевом самбо
Освоение прямых ударов руками.
Изучение прямых ударов руками из фронтальной стойки. Положение ног и рук в исходном положении. Начало движения, траектория удара, положение кулака во время нанесения удара, возвращение в исходное положение по пройденной траектории движения. Сочетание ударов с шагами вперед, назад.
Изучение прямых ударов левой (правой) рукой из левосторонней и правосторонней стоек.
Разновидности ударов ногами в боевом самбо с учетом направления, ударных поверхностей и их сочетаемости
Направление удара | Ударная поверхность | Основание пальцев | Подъем стопы | Ребро стопы | Пятка | Голень | Колено |
Прямой | + | - | - | + | - | + | |
Боковой | + | + | - | - | + | + | |
Снизу | + | + | - | + | + | + | |
Сверху | - | - | - | + | - | - | |
В сторону | - | - | + | + | + | - | |
Назад | - | - | + | + | - | - | |
Наотмашь | - | - | - | + | + | - | |
С разворотом | - | - | + | + | + | - | |
В прыжке | + | + | + | + | + | + |
Для разработки отдельных порций для занятий и распределения учебного материала при изучении ударов руками, ногами, туловищем из различных стоек можно воспользоваться несимметричной матрицей, приведенной в табл.
Выполнение ударов в боевом самбо из различных стоек
Удары | Стойки | Левосторонняя | Правосторонняя | Фронтальная | Высокая | Низкая |
Руками | Прямые | + | + | + | + | + |
Боковые | + | + | + | + | + | |
Снизу | + | + | + | + | + | |
Наотмашь | + | + | + | + | + | |
Локтем | + | + | + | + | + | |
Ногами | Прямые | + | + | + | + | + |
Боковые | + | + | + | + | + | |
Наотмашь | + | + | + | + | + | |
Коленом | + | + | + | + | - | |
Головой | + | + | + | + | + |
Выполнение ударов в движении в боевом самбо
Движения Удары | Атакующего | Противника | |||||||||
Вперед | В сторону | Вставая из партера | Переходя в партер | В сторону | Вставая из партера | В партере | |||||
Назад | Вперед | Назад | |||||||||
Руками | Прямые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Боковые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Снизу | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Наотмашь | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Локтем | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Ногами | Прямые | + | + | + | _ | - | + | + | + | - | - |
Боковые | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | |
Наотмашь | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | |
Коленом | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | |
Головой | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + |
Для распределения учебного материала при изучении защит от ударов руками, ногами, туловищем при разработке поурочного плана можно воспользоваться несимметричной матрицей, приведенной в таблице.
Варианты защиты от различных ударов в боевом самбо
Удары | Защиты | |||||||||||||
Туловищем | Ногами | Руками | ||||||||||||
Уклоны | Нырки | Подставки | Передвижения | Встречные удары | Подставки | Отбивы | Блоки | Встречные удары | Подставки | Отбивы | Блоки | Сковывания | ||
Руками | Прямые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Боковые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Снизу | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Наотмашь | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Локтем | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Ногами | Прямые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Боковые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Наотмашь | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Коленом | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Головой | + | - | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + |
Тактика ведения поединка в боевом самбо
Комбинации ударов и других технических действий в боевом самбо
Освоение комбинаций из ударов руками: финты «передней» рукой, «задней» рукой, двумя руками; прямые удары «передней», «задней» руками; боковые удары «передней», «задней» руками; удары снизу «передней», «задней» руками; удары наотмашь «передней», «задней» руками; прямой удар «передней», боковой удар «задней» рукой и наоборот; прямой удар «передней», удар снизу «задней» рукой и т.п.
Комбинации ударов руками, состоящие из трех ударов: прямой удар «передней» рукой-прямой удар «задней» рукой - боковой удар «передней» рукой; прямой удар «передней» рукой - удар снизу «задней» рукой - боковой удар «передней» рукой; прямые удары - удар «задней» рукой наотмашь с разворота; удар «передней» рукой наотмашь - прямой удар «задней» рукой и т.п.
Комбинации ударов ногами: финты «передней», «задней» ногой; прямые удары «передней», «задней» ногой; боковые удары «передней», «задней» ногой; прямой удар «передней» ногой - боковой удар «задней» ногой; подставка голенью «передней» ноги - боковой удар в голову «задней» ногой и т. п.
Комбинации ударов рук и ног: прямые удары ближней, дальней рукой - боковой удар ногой; прямой удар ближней ногой - прямые удары руками; прямой левой рукой - боковой ногой; два прямых удара рукой -боковой удар ногой; два прямых удара рукой - два боковых удара ногой; прямой «передней» рукой, боковой «задней» ногой, удар ногой наотмашь с разворота; прямой «передней» ногой - удар «задней» ногой наотмашь с разворотом в прыжке и т. п.
Аналогично комбинациям из ударов разрабатываются комбинации, состоящие из ударов, бросков, болевых, удушающих приемов и удержаний.
Комбинации ударов и бросков:
Комбинации, начинающиеся с ударов с последующим переходом к броскам; комбинации, начинающиеся с бросков, с последующим переходом к ударам. Прямые удары руками и бросок захватом за ноги; бросок с преследованием ударами в партере; подсечка левой ногой - боковой удар правой ногой; бросок за ноги - удар коленом в партере; бросок через бедро - удары руками, коленями, головой в партере; броски за ноги с последующим нанесением ударов головой, руками коленями в партере и т.п.
Комбинации ударов, бросков и техники болевых и удушающих приемов: проведение удара рукой или ногой с последующим броском и переходом на болевой, удушающий прием или удержание.
При захвате на болевой или удушающий прием проведение ударов руками, ногами, головой (как в партере, так и в стойке); удары в партере ногами (пяткой) в голову, при попытках разрыва рук; удары головой на удержании, при попытках перейти на болевой или удушающий прием; удары ногами в партере, при попытках проведения болевых приемов на ноги и т. п.
Контрприемы в боевом самбо
Большой арсенал технических действий боевого самбо позволяет разрабатывать не только сложные оригинальные комбинации, маскируя истинные намерения (угроза), но и «строить ловушки», провоцируя противника применить конкретные действия. Принципы построения и разработки тактических этюдов аналогичны подходам в спортивном самбо (рассмотрены выше).
Специально-подготовительные упражнения и работа на снарядах
Передвижения в боевой стойке «челноком», «бой с тенью», имитация ударов руками и ногами, комбинации ударов, бой с воображаемым противником, имитация нырков, уходов, подставок. Работа перед зеркалом.
Подвижные игры. Работа в парах, движение в челноке, касание ближнего или дальнего плеча соперника, подскоки-отскоки вперед,
назад, в сторону.
Отработка ударов с утяжелителями. Движения в боевой стойке, отработка одиночных и серий ударов по воздуху с гантелями (не более 1 кг), удары ногами со специальными грузами.
Упражнения с теннисным мячом. Броски мяча с различного расстояния и различной силой по партнеру, стоящему у стены. Варианты заданий: защиты туловищем (уклоняясь), ногами (маневрируя), руками (встречными ударами, подставками, отбивами).
Совершенствование ударов с партнером или тренером на тренировочных лапах. Все виды ударов руками из удобной или неудобной стойки, в движении. Тренер оценивает качество выполнения приема, правильность нанесения ударов, выполнение защит и передвижений, а также ставит перед спортсменом различные тактические задачи, добивается быстроты и качества их выполнения.
Совершенствование техники всех видов ударов руками и ногами на боксерском мешке или насыпной груше. Формирование правильной постановки кулака на цели, развитие силы и акцентированности ударов.
Отработка ударов по настенной п о д у ш к е. Одиночные удары с различных дистанций и стоек, отработка серий и комбинаций.
Использование пневматической груши. Подвешивается на уровне головы. Отработка точных и непрерывных ударов в голову под любым углом атаки, формирование внимания и чувства ритма.
Построение контрприемов в боевом самбо
Прием противника Ответный прием | Удары руками | Удары | ногами | Удары головой | Броски | |||||||||
Прямые | Боковые | Снизу | Наотмашь | Локтем | Прямые | Боковые | Наотмашь | Коленом | Руками | Ногами | Туловищем | |||
Удары руками | Прямые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Боковые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Снизу | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Наотмашь | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Локтем | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Удары ногами | Прямые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Боковые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Наотмашь | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Коленом | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Удары головой | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | |
Броски | Руками | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Ногами | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Туловищем | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Совершенствование техники и тактики выполнения приемов
Комбинации, завершаемые броском захватом ног, подготовленные угрозой выполнения следующих бросков: выведением из равновесия, захватом ноги (ног), подсечкой, подножкой, подхватом, зацепом, через голову, через спину (бедро), прогибом.
Комбинации, завершаемые броском подножкой, подготовленные угрозой выполнения следующих бросков: выведением из равновесия, зацепом (голенью, стопой, обвивом), броском через спину (бедро), прогибом.
Комбинации, завершаемые броском подсечкой, подготовленные следующими бросками, выведением из равновесия, подножкой, захватом ноги (ног), подсечкой (боковой, передней), подхватом, подсадом, зацепом (голенью, стопой, обвивом), через голову, через спину (бедро), прогибом.
Комбинации, завершаемые броском подхватом, подготовленные следующими бросками: захватом ног, выведением из равновесия (рывком, толчком), подножками (передней, задней, на пятке), подсечками, подхватом, отхватом, зацепами (голенью, стопой, обвивом), через голову, через спину, прогибом.
Комбинации, завершаемые броском зацепом (голенью, стопой, обвивом), подготовленные угрозой выполнения следующих бросков: выведением из равновесия, захватом ног (ноги), подножкой (задней, передней, на пятке), подсечками, подхватами, ножницами, зацепами, через голову, через спину, прогибом.
Комбинации, завершаемые броском через голову, подготовленные угрозой выполнения следующих бросков: выведением из равновесия (рывком, толчком), захватом ноги, подножкой, подсечкой, подхватом, зацепом (голенью, стопой, обвивом), броском через голову, через спину, прогибом.
Комбинации, завершаемые броском через спину (бедро), подготовленные угрозой выполнения следующих бросков: выведением из равновесия (рывком, толчком), захватом ноги (ног), подножкой (передней, задней, задней на пятке), подсечкой, подхватом, зацепом (стопой, голенью изнутри, снаружи, обвивом, зацепом стопой изнутри), броском через голову, броском через спину, бедро, прогибом, переворотом в партере.
Комбинации, завершаемые броском прогибом, подготовленные угрозой выполнения следующих бросков: выведением из равновесия, захватом ног, подножкой (задней, на пятке), подсечкой, зацепом, подхватом, через голову, через спину, прогибом.
Комбинации, завершаемые удержанием сбоку, подготовленные удержанием верхом, поперек, со стороны головы, со стороны ног; болевыми приемами (рычагом локтя, узлом руки или ноги); переворотами.
Комбинации, завершаемые удержанием верхом, подготовленные удержанием сбоку, поперек, со стороны головы, со стороны ног; болевыми приемами на руки (рычагом локтя, рычагом плеча, узлом, обратным узлом); болевыми приемами на ноги (рычагом колена, узлом ног); переворотами.
Комбинации, завершаемые удержанием со стороны головы, подготовленные угрозой проведения удержания сбоку, со стороны ног, поперек, верхом; болевыми приемами на руки (рычагом локтя, узлом, обратным узлом); болевыми приемами на ноги (рычагом колена, узлом ноги, ущемлением ахиллова сухожилия); переворотами (захватом рук сбоку, рычагом, ключом, захватом пояса, захватом ног).
Комбинации, завершаемые удержанием поперек после угрозы: удержанием (сбоку, поперек, верхом, со стороны ног, со стороны головы), переворотами (захватом рук, косым захватом, ключом, рычагом и др.), болевыми приемами (на руки, на ноги). Комбинации, завершаемые болевыми приемами (рычагом локтя, захватом руки между ног), подготовленные угрозой выполнения удержаний (верхом, поперек, со стороны ног, со стороны головы, сбоку), болевых приемов (рычагом локтя, узлом, обратным узлом, узлом ноги, рычагом колена), переворотами (захватом рук сбоку, захватом рук спереди, захватом проймы между ногами и др.).
Комбинации, завершаемые болевыми приемами на ноги, подготовленные угрозой выполнения бросков (ножницами, прогибом, зацепом, обвивом, подхватом, захватом ног, выведением из равновесия, подножкой, броском через голову - «седло», через спину).
Выполнение броска подножкой, подготовленного вызовом на бросок выведением из равновесия, прогибом на захват ноги, подножку, подхват, зацеп, бедро.
Выполнение броска захватом ноги (ног), подготовленного вызовом на броски (по одному из каждой основной группы).
Выполнение броска подсечкой после вызова на выполнение броска выведением из равновесия, прогибом через спину (бедро), захвата ноги, подножки, подсечки, подхвата, зацепа.
Выполнение броска зацепом (голенью, стопой, обвивом), подготовленного вызовом на следующие броски: захватом ног, выведением из равновесия, подножкой, подсечкой, подхватом, зацепом, через спину, прогибом.
Выполнение броска подхватом, подготовленного вызовом на следующие броски: захватом ноги, выведением из равновесия, подножкой, подсечкой, подхватом, зацепом, через спину (бедро), прогибом.
Выполнение броска через голову, подготовленного вызовом на следующие броски: захватом ноги (ног), выведением из равновесия, подножкой, подсечкой, бедром и др.
Выполнение броска через спину (бедро), подготовленного вызовом на следующие броски: захватом ноги, выведением из равновесия, подножкой, подсечкой, зацепом, подхватом, через спину (бедро), прогибом и др.
Выполнение броска прогибом, подготовленного вызовом на следующие броски: выведением из равновесия, захватом ноги (ног), подножкой, подсечкой, подхватом, зацепом, бедром.
Выполнение удержаний, подготовленных вызовом на выполнение Удержаний, болевых приемов.
Выполнение болевых приемов рычагом локтя, подготовленных вызовом на выполнение удержания (сбоку, со стороны ног, поперек и др.), болевых приемов на руки, на ноги и др.
Схватки для совершенствования тактики: подавления - силой, быстротой, выносливостью, ловкостью, гибкостью, новыми вариантами техники, техникой защиты, смелостью, выдержкой, инициативностью, настойчивостью, решительностью, авторитетом; маскировки - техники (приемов, защит), тактики, физических качеств, психологических качеств (преувеличение, преуменьшение возможностей); маневрирования - схватки с переходом из стойки в борьбу лежа. На переходы из борьбы лежа в стойку, схватки на краю ковра, схватки на выталкивание и с выталкивающим, схватки с уходящим с ковра и на уходы с ковра и др.
Данные по технико-тактической подготовленности выдающихся спортсменов мира, выступающих на различных соревнованиях, позволяют создать «модель чемпиона», к которой необходимо стремиться тренеру и спортсменам на тренировках и соревнованиях.
«Модель чемпиона»
Показатели технико-тактической подготовленности | А | В0 | Вэ | Эф | Р | Ро |
Активность Активность | Вариативность | Эффективная вариативность | Эффективность | Результативность | Общая результативность | |
Нападение | 8 попыток за схватку в 5 минут выполняет Чемпион | 11-12 основных групп приемов пытается выполнять | 6-8 приемов из основных групп дают результат | 45,25% | 9-12 баллов набирает спортсмен за 5 минут | 9,5-12 |
Защита | 4 попытки дает провести противнику Чемпион за схватку в 5 минут | 4-5 основных групп пытаются выполнять соперники на Чемпионе | 0,8-1 приемов приносят результат сопернику | 93,9% | 0,3-0,7 баллов проигрывает Чемпион за 5 минут |
3.5.Тактическая подготовка самбиста.
Цель поединка определяет избираемые виды и средства тактики. Перед самбистом могут быть поставлены только две основные цели: 1) выиграть, 2) не позволить противнику победить или добиться преимущества. Для реализации этих целей избираются виды тактики (в первом случае атакующая, во втором - оборонительная).
Принято выделять также контратакующую тактику. Самбист обороняется, дожидаясь атаки противника, затем сам переходит в атаку, перехватывая инициативу и используя складывающуюся ситуацию для нападения. Контратакующая тактика является комбинацией двух первых видов.
При выборе тактики большую роль играют не только учет и использование складывающейся ситуации, но и управление факторами, которые ее определяют. С этой целью выполняют ряд действий, позволяющих создать благоприятную ситуацию для решения поставленных задач. Такие действия принято называть «тактической подготовкой». Условно объединили все виды тактической подготовки в три группы (рис).
1. Подавление - действия, имеющие целью создать или использовать превосходство над противником.
2. Маневрирование - передвижение борца с целью создания благоприятной ситуации для решения тактических задач.
3. Маскировка - действия, вводящие противника в заблуждение и вызывающие реакции, которые способствуют решению тактических задач. Существует два основных вида маскировки - угроза и вызов. Угроза используется для того, чтобы вынудить противника применять действия защиты. Вызов имеет целью заставить противника провести атаку.
3.6.Восстановительные средства и мероприятия
Для восстановления работоспособности учащихся ДЮЦ, с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей юного спортсмена применяется широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) в соответствии с методическими рекомендациями.
При составлении восстановительных комплексов следует помнить, что в начале надо применять средства общего воздействия, а затем - локального.
При выборе восстановительных средств особое внимание необходимо уделять индивидуальной переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок, для этой цели могут служить субъективные ощущения спортсменов, а также объективные показатели (ЧСС, частота и глубина дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение и др.).
Современная система подготовки единоборцев включает в себя три подсистемы: систему соревнований, систему тренировки, систему факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект.
В основе системы факторов, дополняющих тренировку и соревнования, лежит спортивный режим. Поэтому можно условно выразить основные положения подготовки самбистов в лаконичной формуле:
спортивный результат = тренировка + режим
Восстановление работоспособности происходит естественным путем, чередованием тренировочных дней и дней отдыха. Из дополнительных средств восстановления рекомендуется систематическое применение водных процедур, гигиенического закаливания, массажа и самомассажа, витаминизация с учетом сезонных изменений, режим дня и питание.
3.7.Психологическая подготовка
Общая психологическая подготовка решает задачи:
- совершенствования мотивов спортивной тренировки;
- создания позитивного отношения к тренировочному процессу;
-развития лучших сторон спортивного характера и компенсации (нивелировании) его слабых сторон;
- формирования психических компонентов тактических навыков;
-развития психических качеств, определяющих специальные спортивные способности.
Специальная психологическая подготовка решает одну главную задачу-оптимизацию психического состояния спортсмена в процессе подготовки к ответственному соревнованию.
Контрольно-переводные нормативы
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | |||||||||||
оценка | |||||||||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||||||||
Общая физическая подготовка | |||||||||||||
«Челночный бег» 3x10 м, с | 8,4 | 8,9 | 9,4 | 8,8 | 9,4 | 10,0 | |||||||
Подтягивание на высокой перекладине из виса (кол-во раз) | 7 | 5 | 4 | - | - | - | |||||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз) | - | - | - | 17 | 14 | 10 | |||||||
Отжимание в упоре лежа (кол-во раз) | 17 | 13 | 8 | 9 | 7 | 5 | |||||||
Поднимание туловища из положения лежа на спине с фиксированными стопами (кол-во раз) | - | - | - | 13 | 9 | 6 | |||||||
Прыжок в длину с места, см | 200 | 175 | 145 | 190 | 165 | 135 | |||||||
Техническая подготовка | |||||||||||||
упражнения | 5 | 4 | 3 | ||||||||||
Исходное положение «борцовский мост» Забегания вокруг головы (по 5 раз в каждую сторону) | Выполнение в одном темпе в обе стороны без прыжков | Нарушение темпа, смещение головы и рук относительно и.п. | Выполнение в одну сторону, мелкие шаги, значительное смещение головы и рук относительно и.п. | ||||||||||
Варианты самостраховки | Высокий полет, мягкое приземление, правильная амортизация руками | Недостаточно высокий полет, падение с касанием головой | Падение через сторону, удар туловищем о ковер, жесткое приземление, ошибки при группировке | ||||||||||
Демонстрация базовых элементов: стоек, захватов, передвижений | Интегральная экспертная оценка (сумма баллов) | ||||||||||||
Владение техникой самбо из всех основных классификационных групп (бросков, болевых приемов) | Демонстрация без ошибок с названием приемов | Демонстрация с некоторыми ошибками и названием приемов | Демонстрация с серьезными ошибками, неправильно назван прием |
3.8.Инструкторская практика
Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях. Спортсмены не только должны знать правила соревнований, но и применять на практике знания в этой области.
- Участие в судействе соревнований в качестве углового судьи, арбитра на ковре.
- Выполнение обязанностей судьи при участниках, судьи секундомериста.
- Участие в показательных выступлениях.
- Анализ соревнований, разбор ошибок.
- Выявление сильных и слабых сторон борца.
Литература для педагога
Основная:
- Борьба самбо: Справочник / Автор-составитель Е. М. Чумаков - М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста: Методические рекомендации / Подготовлены С.Ф. Ионовым и Е.М. Чумаковым. - М.: Комитет по ФК и С при СМ СССР, 1986.
- Международные правила по борьбе самбо. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
- Новиков Н.А., Старшинов В. И. Информационное обеспечение диалоговой автоматизированной обучающей системы для борьбы самбо: Учеб. пособие. -М.: МИФИ, 1985.
- Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Нападение. - М.: ФиС, 1982.
- Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Защита. - М.: ФиС, 1983.
- Харлампиев А. А. Система самбо. Боевое искусство. - М.: Советский спорт, 1995.
- Чумаков Е. М. Сто уроков САМБО / Под редакцией С. Е. Табакова. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002.
- Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца.-М.: РГАФК, 1996.
Вспомогательная:
- Иванщкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 6-е / Под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского.- М.: Терра-Спорт, 2003.
- Кулиненков О. С. Фармакология спорта: Клинико-фармакологический справочник спорта высших достижений. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Советский спорт, 2001.
- Лукашов М.Н. 10 тысяч путей к победе. - М.: Молодая гвардия, 1982.
- Лукашов М.Н. Родословная самбо. - М.: ФиС, 1986.
- Макарова Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей. - Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2002.
- Рудман Д.Л. Самбо. - М.: Терра-Спорт, 2000.
- Эйгиминас П. А. Самбо: Первые шаги. - М.: Физкультура и спорт, 1992.
Для детей:
- Гаткин Е.Я. «Букварь самбиста» «Лист» М., 1997
- Пискарев Н.Н «Национальные виды спорта» «Советская Россия» М., 1976.
- Рудман Л.И. «Борьба дзюдо» ФиС М., 1984
- Чумаков Е.М. «Борьба самбо» Справочник ФиС М., 1985
- Чумаков Е.М «100 уроков самбо» Фаир-пресс М. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователь» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования ос...
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Родной язык (ненецкий)" (базовый уровень)
Формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции как средства общения, развития этнического самосознания личности через приобщение к культуре, традиция...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" (базовый уровень)
Формирование специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия холодного фарфора" стартовый уровень 72 часа
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика» (стартовый уровень)
В программе представлены два модуля: «Ритмика» и «Креативное творчество». Все модули объединяет игровой метод проведения занятий, который придает учебно-воспитательному п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Самбо"
Программа разработана на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательной организации и реализацию дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры ...