Программа элективного курса "Литература Алтая 20 века"
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса составлена для учащихся 11 класса и знакомит с богатейшей литературой Алтая 20 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа
Программа элективного курса
«Литература Алтайского края
XX века»
Автор программы: учитель русского
языка и литературы высшей категории
Л.В. Максимова
Дружба, 2012 г.
Пояснительная записка
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Они обязательны для старшеклассников и обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов.
Курс знакомит учащихся с литературой Алтайского края XX века. Это гармонично дополнит курс русской литературы XX века, изучаемой на уроках литературы в 11 классе.
Данная программа направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, чувств, воли, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Отбор произведений современной литературы подчинен этим задачам. Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству алтайских писателей XX века, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации.
Программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, дополняет базовый уровень и является важным компонентов изучения литературы родного края для старшеклассников.
Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо. К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что "поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека". Они помогают, и возгореться " искрами любви к Отечеству". Вот почему необходимо изучать литературу родного края, использовать местный материал в воспитании и обучении школьников.
Цели и задачи данного курса:
1. Воспитывать любовь к родному краю;
2. Ознакомить старшеклассников с авторами и произведениями художественной литературы, прославившие Алтайскую землю; иметь региональные литературные знания о местном фольклоре, о литературной жизни родного края;
3. Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
4. Развивать познавательный интерес школьников к изучению литературы родного края, творческие способности учащихся;
5. Формировать нравственные, эстетические, патриотические качества личности, взгляды и убеждения.
6. Развивать Межпредметные связи истории, литературы, живописи, архитектуры, музыки, что будет способствовать эстетическому воспитанию учащихся;
7. Формировать навыки исследовательской работы путем поиска информации в Интернете, дополнительной литературе, наблюдения за текстом произведения на практических занятиях.
Учащиеся должны уметь:
1. анализировать действия героев, давать им характеристику;
2. анализировать эпизод и интерпретировать художественное произведение;
3. выявлять авторскую позицию;
4. писать отзывы на прочитанные произведения;
5. сопоставлять литературные произведения;
6.определять род и жанр произведения;
7. создавать проект в ходе поисковой и исследовательской работы;
8. уметь четко и грамотно выступать перед аудиторией.
Программа по элективному курсу изучения литературы Алтайского края рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю в течение учебного года.
Срок реализации рабочей учебной программы: 2012-2013 учебный год.
Программа предусматривает использование и применение информационных технологий в творческих мастерских:
1. Слайд-фильм (презентация) – визуальная информация.
2. Самостоятельная поисковая работа – использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы.
3. Выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере.
Формы и методы контроля:
Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:
домашние задания:
1. разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ);
2. подготовка сообщений по теме;
3. выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;
4. участие в олимпиаде, в конференции;
5. защита мини - рефератов;
6. защита проектов;
7. написание сочинений.
В ходе курса учащиеся готовят проекты по творчеству отдельных авторов. Презентация проектов состоится на заключительных занятиях.
Также запланированы экскурсии по литературным местам Алтайского края.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения- 34 часа
- Вводное занятие (1 час) Алтай – наша родина. Беседа о знаменитых людях Алтая
- Подвижники и исследователи фольклора Алтая – С.И.Гуляев и А.А.Мисюрев (2 часа)
- Г. Гуркин – поэт, художник, человек (1 час)
- Виталий Бианки. Произведения для детей (1 час)
- В. Шишков Жизнь и творчество писателя. Сборник путевых очерков «По Чуйскому тракту» и рассказов «Чуйские были». (1 час)
- Николай Чебаевский. Жизненный т творческий путь Повесть «Клад-озеро», главы из повести «Страшная Мария», «Если любишь…» - роман о сельской молодежи. Тема дружбы, любви, верности гражданскому долгу.( 2 часа)
- Николай Дворцов Повесть «Мы живем на Алтае» ( 1 час)
- Лев Квин. Творчество «Мальчишечьи тайны», «Озорники», «Привет, Йошка!», «Икс, Игрек, Зет» и «Мы, которые оболтусы» (1 час)
- Василий Нечунаев – лауреат Шукшинской премии. «Небывалый самолет», «Сказка о заводной лягушке», «Бабушкин клубок»(1 час)
- Владимир Свинцов «Олежкины каникулы», «Мой друг Сенька», «Лопоухий бес», «Мама Вася» ( 1 час)
- Юрий Козлов «Есть над Чуей рекою дорога»( 1971) ( 1 час)
- Марк Юдалевич Страницы биографии. (обзор творчества)Стихи. «Лебеди зимуют на Алтае». Поэма «Крутояры» ( 1 час)
- Георгий Егоров ( писатель-фронтовик) «Книга о разведчиках»
- Виктор Сидоров. Первая его книга «Тайна белого камня», сборник рассказов «Озеро, которого не было»
- Творчество алтайских поэтов Л.Мерзликина, Н. Черкасова и Г. Панова (3 часа)
- Иван Кудинов – автор повести о великом русском художнике Шишкине «Сосны, освещенные солнцем» (1 час)
- Евгений Гущин Сборник рассказов «Чепин, убивший орла» ( 1969) (1 час)
- В.М.Шукшин и В.Я. Золотухин – писатели, режиссёры, актёры
(3 часа)
18. Молодые прозаики и поэты Алтая: Наталья Николенкова, Михаил Гундарин, Владимир Токмаков, Николай Бажан, Валентин Зайцев, Татьяна Кузнецова, Ольга Петрова-Шпакович (2 часа)
19. А.П. Соболев – писатель из Смоленского. Рассказы Повести «Безумству храбрых…», «Грозовая степь» Романы «Награде не подлежит» (1978), «Якорей не бросать» (1984). ( 2 часа)
20. Создание проектов, рефератов и исследовательских работ
( 6 часов)
Планирование элективного курса в 11 классе
«Литература Алтайского края »
№ урока | Тема занятия | Виды и формы работы |
1. | Введение. Алтай – наша родина. Знаменитые люди Алтая | Фронтальный опрос, Лекция учителя |
2. | С.И.Гуляев(1805- 1888)– подвижник сибирской науки. Из фольклорных записей С.И.Гуляева | Лекция |
3. | А.А.Мисюрев( 1909-1973) – исследователь фольклора. Предания и сказы старых горнорабочих на алтайских рудниках | Лекция, индивидуальные задания, работа с лексикой |
3 | Г. Гуркин – личность поэта | Лекция , представление индивидуальных работ |
4. | Рассказы В. Бианки.( 1824-1959) Произведения для детей. | Обзорная лекция, индивидуальные задания |
5. | Вячеслав Шишков (1873—1945) Сборник путевых очерков «По Чуйскому тракту» и рассказов «Чуйские были». | Лекция |
6 | Николай Чебаевский (1917-1989) Повесть «Клад-озеро», главы из повести «Страшная Мария» | Лекция, анализ эпизодов |
7 | Николай Чебаевский. «Если любишь…» - роман о сельской молодежи. Тема дружбы, любви, верности гражданскому долгу. | Лекция, анализ эпизодов |
8. | Николай Дворцов (1917—1985) Повесть «Мы живем на Алтае» | Лекция |
9. | Лев Квин (1922—1996) «Мальчишечьи тайны», «Озорники», «Привет, Йошка!», «Икс, Игрек, Зет» и «Мы, которые оболтусы» | Индивидуальные задания |
10. | Василий Нечунаев – лауреат Шукшинской премии. (р. 04.04.1939) «Небывалый самолет», «Сказка о заводной лягушке», «Бабушкин клубок» | Лекция, индивидуальные задания |
11. | Владимир Свинцов (1938-2008) «Олежкины каникулы», «Мой друг Сенька», «Лопоухий бес», «Мама Вася» | Лекция, представление выполненных в группах хзаданий |
12. | Юрий Козлов «Есть над Чуей рекою дорога»( 1971) | Индивидуальные сообщения |
13 | Марк Юдалевич (р.1918) Страницы биографии. (обзор творчества) Стихи. «Лебеди зимуют на Алтае». Поэма «Крутояры» | Индивидуальные задания, выразительное чтение и анализ стихов |
14. | Георгий Егоров ( писатель-фронтовик) «Книга о разведчиках» | Лекция |
15 | Виктор Сидоров. Первая его книга «Тайна белого камня», сборник рассказов «Озеро, которого не было» | Лекция, индивидуальные сообщения |
15. | Леонид Мерзликин. (1935-1995)– поэт, критик, рецензент, переводчик. Лирика «Таисья» (1967), «Лада», (1970), «Ивушка» (1973), «Проталинка»; Лирические поэмы «Купава», «Таисья» | Лекция, анализ и выразительное чтение стихов, индивидуальные выступления |
16. | Николай Черкасов Поэтические сборники «Отава», «Ковыли», «Утро», «Грани», «Милая родина» | Лекция, выразительное чтение, анализ и обсуждение |
17. | Геннадий Панов. Лирика | Лекция, индивидуальные задания, выразительное чтение и анализ стихов |
18. | Иван Кудинов – автор повести о великом русском художнике Шишкине «Сосны, освещенные солнцем» | Лекция |
19. | Евгений Гущин «Чепин, убивший орла» ( 1969) | Индивидуальные сообщения |
20. | В М.Шукшин (1929—1974) Рассказы | |
21. | В.М.Шукшин «До третьих петухов», «Любавины», «Степан Разин» | Лекция, работа с лексикой |
22. | Шукшинские чтения. Экскурсия на родину В.М.Шукшина в с. Сростки | Экскурсия |
23. | В. Золотухин. Повесть «На Исток- речушку детства моего» «О корнях человека, о его родине», «Моя малая родина». ( обзорные уроки) | Лекция, индивидуальные задания |
25. | Молодые прозаики и поэты Алтая: Наталья Николенкова, Михаил Гундарин, Владимир Токмаков, Николай Бажан, Валентин Зайцев, Татьяна Кузнецова, Ольга Петрова-Шпакович (Лекция учителя. Обзор) | Индивидуальные сообщения |
26. | А.П. Соболев (1926–1986) Рассказы Повести «Безумству храбрых…», «Грозовая степь» Романы «Награде не подлежит» (1978), «Якорей не бросать» (1984). | Лекция |
27. | Экскурсия в с. Смоленское. Посещение дома-музея писателя-фронтовика А.П. Соболева. | Экскурсия |
28. | Молодые прозаики и поэты Алтая: Наталья Николенкова, Михаил Гундарин, Владимир Токмаков, Николай Бажан, Валентин Зайцев, Татьяна Кузнецова, Ольга Петрова-Шпакович (Лекция учителя. Обзор) | Индивидуальные задания, выразительное чтение и анализ стихов |
29. | Молодые прозаики и поэты Алтая: Наталья Николенкова, Михаил Гундарин, Владимир Токмаков, Николай Бажан, Валентин Зайцев, Татьяна Кузнецова, Ольга Петрова-Шпакович (Лекция учителя. Обзор) | Индивидуальные задания, выступление докладчиков (защита рефератов) |
30. | Презентация проектов. | Презентация и защита индивидуальных и коллективных проектов |
31. | Презентация проектов. | Презентация и защита индивидуальных и коллективных проектов |
32 | Р.Р. Творческая работа по курсу | Письменная работа |
33. | Р.Р.Творческая работа по курсу | Письменная работа |
34. | Подведение итогов курса «Литература Алтая». | Групповая дискуссия |
Литература
1. Хрестоматия «Писатели Алтая»
2. Сборник «Земля моя, Алтай»
3. Альманах «Алтай»
4. Хрестоматия по литературе Алтая
4. Хрестоматия произведений алтайских поэтов и писателей
Произведения алтайских поэтов и писателей: С. Гуляева, Н. Ядринцева, В. Шишкова, М. Юдалевича, П. Старцева, А. Сотникова, В. Золотухина, В. Свинцова, Л. Квина, В. Бианки, Г. Панова, Л. Мерзликина, В. Шукшина и др.
5. Интернет – ресурсы
bianki_o_zhizni_i_tvorchestve_pisatelya_pna.ppt
poety_i_pisateli_altayskogo_kraya.rar
http://altapress.ru
levkvin.narod.ru
images.yandex.ru
publ.lib.ru›Архив http://pisatel.air-door.ru/?cmd=about
http://pisatel.air-door.ru/?cmd=lib&author=kudinov&id=vzlet.pdf&type=pdf
http://pisatel.air-door.ru/?cmd=lit&id=shuk
http://www.ap.altairegion.ru/249-01/7.html
http://ivmamontov.narod.ru/HTMLs/part.2_40.html
www.akunb.altlib.ru/LiteraryMap/...dex.html
http://intershop.net.ru/page.php?ID=17&tmpID=6317
http://altai-photo.ru/publ/iskusstva/choros_gurkin_zhivopis_iii/5-1-0-120
http://www.ap.altairegion.ru/015-02/6.html
http://www.ap.altairegion.ru/033-02/3.html
Приложение
Разработанные презентации к урокам
- Гуляев Степан Иванович
- Жизнь и творчество В.М. Шукшина
- По литературным местам Алтая
- В. Я. Золотухин – актёр, писатель, человек
- Творчество Виталия Бианки
- Николай Чебаевский
- Вячеслав Шишков
- Алтайскому краю- 75
- Алтай
- Алтайские поэты и писатели
- Легенды и мифы Алтая
- Лев Квин («Везёт же людям»)
- И. П.Кудинов
- В. Сидоров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...
Программа элективного курса История и культура Алтая 5 класс
Программа элективного курса: « История и культура Алтая» для 5 класса составление на основе «Примерных учебных программ регионального компонента содержания образования», Барнаул: АКИПКРО, 2006. ...
Программа элективного профильного курса (10-11 класс). Концепт «гражданственность» как основной мотив творчества русских писателей XX века.
Данный курс призван выявить гражданскую направленность произведений русской художественной литературы XX века. Дает возможность осознать, что гражданственность должна войти в систему этических понятий...
ИСКУССТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ XVII-XX ВЕКОВ. Программа элективного курса по английскому языку
Данный курс представляет собой пособие по страноведению для учащихся 10 классов общеобразовательных школ. Элективный курс составлен по материалам справочных и энциклопедических изданий.Эл...
Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"
Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"
Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...