Урок с элементами проекта на тему "Производительность труда"
проект по экономике по теме
Работая в малых группах, обучающиеся принимают участие в упражнении, моделирующем процесс производства, и определяют влияние на производительность труда специализации, разделения труда и инвестиций в человеческий капитал и капитальные ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvoditelnost_truda.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с элементами проекта
Тема урока: Производительность труда
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: формирование представления о взаимосвязи между такими явлениями экономической жизни
общества, как производительность, специализация и повышение производительности труда.
Продолжить работу по обучению обучающихся добыванию новых знаний
Задачи урока:
обучающая - знать определения специализации, производительности труда, факторов
повышения производительности труда.
развивающая – развивать экономическое мышление, посредством проблемных вопросов
воспитательная – воспитывать интерес к предмету
воспитывать общие компетенции с помощью состязательности.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, компьютерная презентация. Таблицы для подсчета производительности труда , фишки, канцтовары .
Описание урока: Работая в малых группах, обучающиеся принимают участие в упражнении, моделирующем процесс производства, и определяют влияние на производительность труда
специализации, разделения труда и инвестиций в человеческий капитал и капитальные
ресурсы.
Ход урока:
I Введение
1. Орг. Момент. Сегодня мы с вами проведем урок, тема которого «Производительность труда» . В ходе реализации небольшого проекта создадим фабрику по созданию книжек для записей.
2. Постановка цели и задач урока - Цель нашего урока сформировать представление о таком явлении экономической жизни общества как производительности труда. – Основная цель проекта , .
II Изложение нового материала
- Итак, что же такое производительность? Как бы Вы ответили на этот вопрос?
Ответы обучающихся:
Демонстрация слайда № 2.
- Как Вы считаете, существуют ли факторы, которые могли бы повысить производительность труда?
Ответы обучающихся
- Попробуйте назвать их.
ответы:
- Приступим к реализации проекта.
Ход мини-проекта:
1. группа заранее делится на компании, состоящие из 4-5 учеников каждая. Обучающимся сообщается, чем они будут заниматься и каков процесс производства их продукции:
- Для того чтобы разобраться в том, от чего зависит производительность труда и как ее можно повысить мы с вами создадим « Фабрику по производству книжек для записей».
- Именно для этого Вы были заранее поделены на 4 группы случайным образом (по цвету листочков, которые Вы получили ). - Придумайте название и логотип своим компаниям, маркерами запишите их на табличках, которые стоят на столе. Логотип должен быть простым, понятным и интересным.
2. Преподаватель объясняет процесс производства записной книжки и цель каждой фирмы:
- Итак, берем лист бумаги, разрываем его пополам с помощью линейки, затем половинки складываем вместе и снова разрываем с помощью линейки, затем сгибаем листочки пополам еще раз и опять разрываем. На обложке пишем название компании, то которое вы придумали (например: Книголюбы, и украшаем записную книжку, нарисовав на ней логотип, а внизу ставим год ее выпуска- 2012). Скрепляем стиплером один раз. Теперь записная книжка готова. - Цель ваших фирм – изготовление максимального количества записных книжек. При этом по окончании каждого периода (продолжительностью 3 мин.) учитывается только готовая качественная продукция (оставшиеся полуфабрикаты собираются). За каждый качественно изготовленный продукт компания получает фишку. Готовые изделия должны быть конкурентоспособны.
Этап 1.
3. Каждой компании раздается бумага, 1 ручка , 1 линейка, 1 стиплер.
4. Преподаватель объясняет процедуру производства продукции – На первом этапе каждый работник в компании (каждый производитель) делает всю записную книжку один, от начала и до конца. Производители книг совместно пользуются ресурсами, которые у них есть (1 линейка и 1 ручка), но не трудом, т.е. друг другу помогать нельзя. Вам будет предоставлено 3 минуты на производство записных книжек, постарайтесь произвести их как можно больше. Записные книжки, не соответствующие стандартам и выполненные не по той технологии будут отвергнуты и ликвидированы.
5. Компаниям предоставляется 3 минуты на производство книжек. Преподаватель быстро проверяет качество продукции, уничтожает брак и частично завершенные книги, записывает количество готовой продукции. Выдает фишки.
Примечание: Обучающиеся могут спросить, почему стоимость материалов, использованных при производстве незавершенных книг, не учитывается. - Эти затраты не учитываются в целях упрощения подсчетов при проведении упражнения, а реальная фирма использует незавершенные товары в качестве запасов для будущего производства. Обучающиеся могут также поинтересоваться, почему только количество прошедших контроль записных книжек учитывается при подсчете производительности
- В действительности фирмы имеют возможность продавать только те товары, которые отвечают общепринятым стандартам.
6. Обучающимся выдается таблица для подсчета производительности труда. преподаватель объясняет, каким образом ведется учет результатов производства. Обучающиеся заполняют свои таблицы.
- Как иначе Вы можете организовать процесс производства? (Скорее всего, обучающиеся предложат использовать специализацию и разделение труда).
РАУНД 2.
7. Опять каждая компания ограничивается одной ручкой и одной линейкой. Однако, обучающимся разрешается внедрять разделение труда и специализацию. Каждый обучающийся теперь выполняет часть производственного процесса.
8. Компаниям предоставляется 3 минуты на производство книжек. Преподаватель быстро проверяет качество продукции, уничтожает брак и частично завершенные книги, записывает количество готовой продукции. Выдаются фишки.
9. Обучающиеся заполняют, выданные им таблицы.
РАУНД 3.
(Проводится в зависимости от оставшегося времени, можно перенести на следующий урок с изменениями правил игры )
10. Теперь компаниям разрешается приобретать новые ресурсы (можно купить еще одну ручку и одну линейку). обучающимся напоминается, что стоимость каждого дополнительного ресурса прописана в таблице. Акцентируется внимание на проблеме выбора. За каждый дополнительный ресурс необходимо будет отдать несколько фишек.
11. Повторяется процедура 8-9. В сокращенном варианте игры раунды 2 и 3 могут объединяться. Можно ввести еще несколько раундов. Например, в четвертом раунде добавляется возможность сократить численность работающих в компании, если играющие приходят к выводу, что в ее составе больше работников, чем это необходимо для достижения максимальной производительности. Уволенные работнику могут объединяться в новые компании либо наняться на работу в компанию, испытывающую затруднения с рабочей силой. В пятом раунде можно добавить какие-либо новые условия (например, защита окружающей среды – контроль количества отходов производства).
III Закрепление нового материала
12. После того, как обучающиеся завершат заполнение таблицы, обсуждаются следующие моменты:
- Давайте посмотрим на результаты своей деятельности. Во-первых, давайте еще раз вспомним, как мы находили производительность труда (объем производства на одного работника). В данном случае мы находили объем производства в расчете на одного работника за 3 минуты (количество книг, произведенных за три минуты, делили на количество работников каждой компании).
- Наблюдалось ли увеличение производительности труда? Да - Более того, если мы рассмотрим производительность труда, применительно к производству всех товаров, а не только записных книжек, то с ростом производительности труда увеличивается количество товаров и услуг, доступных людям для потребления. Т.е уровень жизни людей повышается.
- Что произошло от раунда 1 к раунду 2? (В большинстве случаев производительность должна увеличиться благодаря разделению труда и специализации, однако иногда этого не происходит из-за отсутствия навыков, плохого кооперирования между работниками на конвейере или неопытности) - Что произошло от раунда 2 к раунду 3? (увеличение производительности за счет улучшения процесса конвейера и практики специалистов, вложения в дополнительные ресурсы).
- Что произошло с качеством книг? (как правило, меньше книг будет отвергаться, и в целом качество улучшится).
- Каково было влияние увеличения производительности на стоимость производства одной книжки (строка 11 таблицы)? (должна была уменьшиться).
- Почему это так важно? (Производители смогут получать большую прибыль)
- Какие затраты компании были связаны с попытками увеличить производительность? (Покупка новых ресурсов увеличила общие затраты фирмы, но снизила стоимость производства одной книжки, т.е. средние затраты, если производительность возросла)
- Какие бы Вы назвали преимущества специализации? (Увеличивается количество продукции, улучшается ее качество, увеличивается ассортимент)
- Есть ли недостатки в специализации? (Да, взаимозависимость производителей и монотонная работа)
- Что еще могут сделать компании в целях повышения своей производительности? (Предоставить время для практики или организовать подготовку для специалистов в процессе работы, или произвести вложения в покупку новых ресурсов, например, ножниц или резака).
ІV Домашнее задание
13. Обучающимся задается вопрос о дальнейшей реорганизации компании. - Подумайте? Каким образом можно было реорганизовать Вашу компанию, чтобы она производила еще большее количество качественной продукции (Возможно, Вы сократите численность работающих в компании, если придете к выводу, что в ее составе больше работников, чем это необходимо для достижения максимальной производительности; тогда что делать уволенным работникам, а они могут объединяться в новые компании либо наняться на работу в компанию, испытывающую затруднения с рабочей силой, в следующий раз мы попытаемся с Вами проиграть все возможные варианты).
Подведение итогов урока
14. Преподаватель подводит итоги урока:
А) - Итак, ребята сегодня на уроке мы с Вами познакомились с такими понятиями как производительность труда. Что такое производительность труда? (Количество товара, произведенного работником за единицу времени)
- Что такое специализация?
- Каковы ее плюсы и минусы?
- Какие факторы влияют на производительность труда?
Б) - А теперь давайте поощрим те компании, которые произвели наибольшее количество записных книжек? Они имеют право первыми обменять свои фишки, на бонус не открывая его. У них самый большой выбор, но они не знают, что спрятано в каждом из конвертов.
В конвертах можно разместить бонусы на дальнейшую игру: «Вы получаете дополнительные ресурсы – стиплер и линейку», «Ваш бонус – дополнительный маркер и фломастер», « Вам придется уволить одного работника», «Ваша компания расширяет производство, вы можете принять на работу одного человека», «К сожалению, ваше сырье подорожало и стоит теперь 6 экономов», «Вы получаете упаковку сушек (или конфет)»...
Да, в экономике всегда стоит на первом месте проблема выбора! От выбора зависит дальнейшее развитие ситуации.
Приложение 1 ТАБЛИЦА ДЛЯ ПОДСЧЕТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Название компании __________________________________ (фамилии)__________________________________
________________________________
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ | ПРИМЕР | 1 этап | 2 этап | 3 этап | ||||
1 | Число работников | 4 чел. | ||||||
2 | Зарплата (25 экономов на каждого работника) | 100 экономов | ||||||
Стоимость ресурсов | кол-во | итого | кол-во | итого | кол-во | итого | ||
4 | 2 эконома за каждую ручку, линейку, карандаш, фломастер | 15шт. | 30 экон | |||||
5 | 10 экономов за каждые ножницы, клей, стиплер , линейку и за каждый новый ресурс | 3шт. | 30 экон | |||||
Стоимость материалов | ||||||||
6 | 5 экономов за каждый лист бумаги формата А4 | 4 шт. | 20 эк. | |||||
7 | 0,5 эконома за каждую наклейку и вырезку | 6 шт. | 3 эк. | |||||
8 | 0,2 эконома за 1 штуку украшения | 15 шт. | 3 эк. | |||||
9 | Количество изготовленных (принятых) изделий. | 12 | ||||||
10 | Общие затраты на производство принятых записных книжек (зарплата + стоимость ресурсов + стоимость материалов) | 186 экономов | ||||||
11 | Стоимость производства одной записной книжки (общие затраты на производство/число принятых изделий) | 186/12=15.5 эк | ||||||
12 | Объем производства в расчете на одного работника за 3 мин. (число принятых изделий/число работников) | 12/4 = 3 шт |
Resource id #4086
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- проект. "Исследование рынка труда г. Сорска"
Цель проекта. Помочь с определение дальнейшего пути получения профессии.Определение востребованных профессий на рынке труда города Сорска. Соотнести личные планы в получении профессии с тем, что реаль...
Проект урока по теме "Россияне на рынке труда"
Урок проводится в 8 классе при изучении темы Россияне по учебнику "География России" под редакцией Алексеева...
Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря. Урок 2.Формы и системы оплаты труда.
Методическая разработка по слесарному делу для 9-10 классов коррекционной школы. Состоит из трёх занятий по теме: "Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря." У...
Проект « Современный рынок труда».
Цель проекта является анализ рынка труда для дальнейшего выбора профессии....
Проект "Готов к труду и обороне!"
1. Краткая характеристика работы: В данной работе основополагающий вопрос: как сдача норм Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» по...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Летний лагерь труда и отдыха «Дружба»
1.Трудовая деятельность.2.Спортивно-оздоровительная деятельность.3.Досуговая деятельность...
Творческий проект по техническому труду: Журнальный столик
Дом, в которой мы живём, работаем и отдыхаем, должна быть удобной, уютной и, конечно, красивой. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Для этого необходимо много...