Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01. Экономика организации
рабочая программа (экономика) по теме
Рабочая программа разработана на основе ФГОС по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Г(О) БОУ СПО «Усманский промышленно-технологический колледж»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зав.отделения Зам. директора по УР
«___» ____________ 20___ г. «____»_________20___ г.
ПЦК «УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (По отраслям)»
Составить: Колягина Е.Н.
Председатель ПЦК: ____________
Усмань – 2013 г.
Управление образования и науки Липецкой области
Г(О)БОУ СПО Усманский промышленно-технологический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
специальности среднего профессионального образования
080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Усмань
ОДОБРЕНА Разработана на основе
Предметной, цикловой комиссией Федерального государственного
«Учетно-экономических дисциплин» образовательного стандарта по
по специальности 080114
«Экономика и бухгалтерский
учет (по отраслям)»
Председатель ПЦК Заместитель директора по УР
«____» _________ 20 __ г. «___» __________ 20____ г.
Разработчики:
Колягина Елена Николаевна, преподаватель учетно-экономических дисциплин Г (О) БОУ СПО «Усманский промышленно-технологический колледж»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика организации»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 0801100 «Экономика»:
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
080110 Банковское дело;
080118 Страховое дело (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 23369 Кассир.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность организации как основного звена экономики отраслей;
основные принципы построения экономической системы организации;
принципы и методы управления основными и оборотными средствами; методы оценки эффективности их использования,
организацию производственного и технологического процессов;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, в т. ч. основные энергосберегающие технологии;
механизмы ценообразования;
формы оплаты труда;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.
4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 123 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 82 часов;
самостоятельной работы обучающегося 41 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 123 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 82 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | не предусмотрено |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | не предусмотрено |
курсовая работа (проект) | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 41 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | 8 |
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - подготовка сообщений, докладов; - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - поиск информации в Интернете по темам | 9 12 6 6 |
Итоговая аттестация в форме курсовой работы
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Организация как основное звено рыночной экономики отраслей | 15 | |||
Тема 1.1. Основные организационно-правовые формы организаций | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Введение. Понятие, уровни, методы науки. Ученые экономисты. Сущность организации как основного звена экономики отраслей. | |||
2 | Организационно-правовые формы хозяйствования, их характеристика и принципы функционирования. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия Составить схему (таблицу) технико-экономических особенностей предприятия по отраслям народного хозяйства | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.2. Предприятие, как форма организации, производящей производственную продукцию (работы, услуги) | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Организация – понятие и основные признаки. Классификация предприятий по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам. Отраслевые особенности предприятий, влияющие на формирование его экономического потенциала. Механизм функционирования предприятия. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.3. Характеристика внешних и внутренних связей организации (предприятия) в производственном процессе | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Элементы внутренней среды: выбор цели, ее количественные и качественные характеристики, технология производства, организационная структура предприятия, персонал предприятия. Внешняя среда. Факторы прямого воздействия. Конкурентная среда. Факторы косвенного воздействия. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.4. Основы логистики организации (предприятия) | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Понятие логистики организации. Роль логистики в управлении материальными потоками. Принципы логистики, ее объекты. Задачи и функции логистики. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение домашних заданий по разделу «Организация как основное звено рыночной экономики отраслей»; - разработать таблицу и классификации организационно-правовых форм организаций; - организационно-правовые формы хозяйствования. | 3 | |||
Раздел 2. Материально-техническая база организации и проблема ее обновления в современных условиях | 30 | |||
Тема 2.1. Основной капитал организации и его роль в производстве | Содержание учебного материала | 4 | 3 3 | |
1 2 | Понятие основных средств, их сущность и значение. Классификация элементов основных средств и их структура. Оценка, износ и амортизация основных средств. Принципы и методы управления основными средствами. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия Расчет структуры стоимости и амортизации основных средств. | 4 | |||
Расчет показателей эффективности использования основных средств | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 2.2. Оборотный капитал организации | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
1 | Понятие оборотных средств. Состав и структура. Принципы и методы управления оборотными средствами. Оценка эффективности применения оборотных средств. Способы экономии ресурсов, основные энергосберегающие технологии. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия Расчет показателей эффективности использования оборотных средств. | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
1 | Проблемы обновления материально-технической базы организации в современных условиях. Структура и источники финансирования организаций. Инвестиционный процесс и его значение. Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 2 | |||
Расчет показателей эффективности капитальных вложений. | ||||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - выполнение индивидуального задания по расчету структуры оборотных средств; - написание реферата на тему «Оборотные средства предприятия». | 14 | |||
Раздел 3. Кадры, организация труда и заработной платы | 24 | |||
Тема 3.1. Трудовые ресурсы организации и производительность труда | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Понятие трудовых ресурсов организации. Показатели обеспеченности трудовыми ресурсами. | |||
2 | Производительность труда. Методы и показатели ее измерения. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Расчет показателей обеспеченности трудовыми ресурсами. | |||
2 | Эффективность использования трудовых ресурсов и факторы роста производительности труда. | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 3.2. Организация труда и заработной платы | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Трансформация системы оплаты труда в современных условиях. Формы и системы оплаты труда | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 6 | |||
1 | Расчет расценок за единицу продукции. Начисление заработной платы. | |||
2 | Расчет заработной платы различных категорий работников. | |||
3 | Расчет фонда оплаты труда | - | ||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - подготовка сообщений, докладов; - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - поиск информации в Интернете по темам «Кадры предприятия и производительность труда», «Оплата труда» | 8 | |||
Раздел 4. Основные экономические показатели деятельности организации (предприятия) | 26 | |||
Тема 4.1. Себестоимость и ее калькуляция | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
1 | Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Понятие себестоимости. Факторы снижение себестоимости. Структура себестоимости. Внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень себестоимости продукции. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Методические основы исчисления себестоимости. | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 4.2. Цена и ценообразование | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
1 | Ценовая политика организации. Цена и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Виды цен. Ценовая стратегия организации. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Определение цен реализации продукции. | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность организации | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
1 | Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Показатели рентабельности. Распределение и использование прибыли. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Расчет видов прибыли | |||
2 | Расчет видов рентабельности | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 4.4. Финансовые ресурсы организации | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Понятие финансов организации, их значение и сущность. Функции финансов организации. Принципы организации финансов. Финансовый механизм. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Взаимоотношения предприятия с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями. | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа - выполнение домашних заданий по разделу «Основные экономические показатели деятельности организации (предприятия)»; - работа с источниками нормативно-правовой базы по теме «Финансовые ресурсы организации»; - выполнение индивидуального задания по расчету структуры затрат; - работа с нормативной и справочной литературой по теме «Ценообразование»; - разработка схемы распределения прибыли. | 8 | |||
Примерная тематика курсовой работы (проекта)
| 20 | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | 8 | |||
Всего: | 126 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономики организации».
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации по экономики организации.
Технические средства обучения:
-интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Акимов В.В. Экономика отрасли:- М.: Инфро - М, 2008. - 304 с.
2. Бакушева Н. И. Экономика организации. - М.: Академия, 2008. - 224 с.
3. Ефименко Е.Б. Экономика отрасли - М.: Вузовский учебник, 2009- 359 с.
4. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). –
М.: Инфро – М, 2008. – 256 с.
Дополнительные источники:
- Семенов А.К. Основы менеджмента. - М.:Дашков и К,2009-476с
- Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. –718с.
- Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2009.
- Электронный ресурс «Экономика организации». Форма доступа: www.ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf.
- Электронный ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес» Форма доступа: www.nauki-online.ru/ekonomika
- Экономика организации – реферат. Форма доступа: www.BestReferat.ru/referat-61034.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации | - тестовый контроль; - письменный опрос; - практические занятия по решению задач |
- определять организационно-правовые формы организаций | - оценка результатов выполнения практических работ; - тестирование; - составление и разработка схем (таблиц) |
- находить и использовать необходимую экономическую информацию | - тестовый контроль; - письменный опрос |
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; | - тестовый контроль; - письменный опрос; - практические задания; - индивидуальные задания |
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации | - практические задания |
Знания: - сущность организации как основного звена экономики отраслей; | - тестовый контроль; - письменный опрос |
- основные принципы построения экономической системы организации; | - тестирование; - дидактическая игра; - письменный опрос |
- принципы и методы управления основными и оборотными средствами; | - тестирование; - письменный опрос |
- методы оценки эффективности их использования; | - тестирование; - контрольная работа; - оценка результатов выполнения практических работ; - отчет по найденной информации |
- организацию производственного и технологического процессов; | - экспертная оценка сообщений; - тестирование |
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; | - тестирование; - письменный опрос; - практические занятия |
- способы экономии ресурсов, в т. ч. основные энергосберегающие технологии; | - тестирование; - письменный опрос; - практические занятия |
- механизмы ценообразования; | - тестирование; - письменный опрос; - практические занятия |
- формы оплаты труда; | - тестирование; - письменный опрос; - практические занятия |
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта. | - тестирование; - письменный опрос; - практические занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/01/picture-63995.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-157269-1354559307.png)
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика образовательного учреждения Специальность 050146
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика образовательного учреждения 1.1. Область применения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-371702-1389448456.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Навашинский судомеханический техникум». Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-402740-1392103848.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации»
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» разработана наоснове ФГОС СПО по специальности 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических устройств, кондиционирования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Бухгалтерский учет в бюджетных организациях Для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины изучается при освоении основной профессиональной образовательной программы при очной и заочной форм обучения и на базе среднего (полного) общего образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/09/picture-664268-1441749011.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...