Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации»
рабочая программа по экономике по теме
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Навашинский судомеханический техникум». Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 180409 «Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_organizitsii_m-410_2.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Навашинский судомеханический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности
(специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)
180409 «Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов».
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Навашинский судомеханический техникум».
Разработчик: Петина Елена Вячеславовна, преподаватель первой квалификационной категории.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию
Федерального государственного учреждения Федерального института развития
образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ СТР.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 13
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 14
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) 180409 «Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- общую организацию производственного и технологического процессов;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;
- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
- формы оплаты труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 79 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 118 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 79 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной (самостоятельной работы) | 24 |
оформление практических работ и подготовка к их защите | 15 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающегося. | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия, различных форм собственности. | 2 | 2 |
Раздел 1.Отрасль в условиях рынка. | 4 | ||
Тема 1.1.Отрасль в системе национальной экономики. | Роль и значение конкретной отрасли в системе рыночной экономики. Перспективы развития отрасли. Формы организации производства: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства, их сущность, виды, экономическая эффективность. | 2 | 2 |
Тема 1.2. Материально-техническая база отрасли. | Основные понятия и классификация материально-технических ресурсов. Виды сырья, используемые в качестве сырьевой базы отрасли, организации (предприятия). Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Важнейшие обобщающие показатели уровня использования материальных ресурсов. Ресурсо- и энергосберегающие технологии. Технические ресурсы отрасли, их структура и классификация. Показатели эффективного использования. | 2 | 2 |
Раздел 2. Производственная структура организации (предприятия) | 18 | ||
Тема 2.1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. | Организация (предприятие): цель деятельности, основные экономические характеристики (форма собственности, степень экономической свободы, форма хозяйствования). Организационно-правовые формы организаций (предприятий): хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерное общество: сущность и особенности функционирования. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Производственная структура организации (предприятия).
| Типы производства, их технико-экономическая характеристика. Влияние типа производства на методы его организации. Производственная структура организации (предприятия), факторы ее определяющие. Элементы производственной структуры. Функциональные подразделения организации (предприятия). Производственная инфраструктура как необходимая основа для экономического развития организации (предприятия). | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной литературы. Темы самостоятельных работ: «Инструментальное, складское и ремонтное хозяйство», «Организация транспортного хозяйства», «Организация сбыта продукции». | 2 | ||
Тема 2.3. Производственный и технологический процессы. | Производственный процесс в организации (на предприятии): понятие, содержание, основные принципы рациональной организации. Структура производственного процесса. Производственный цикл, его длительность. Организация производственного процесса в пространстве. Виды движения предметов труда в процессе производства. Поточное производство как эффективная форма организации производственного процесса: сущность, принципы, признаки организации, расчет основных параметров. Технологический процесс, его элементы. | 4 | 2 |
Практическое занятие №1 «Расчет длительности производственного цикла». | 2 | ||
Практическое занятие №2 «Расчет параметров поточных линий». | 2 | ||
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач. Тема самостоятельной работы: «Отраслевые особенности организации производственных процессов в организации (предприятии)». | 4 | ||
Раздел 3. Экономические ресурсы организации (предприятия). | 45 | ||
Тема 3.1. Имущество и капитал | Имущество организации: понятие, состав. Капитал организации. Источники формирования капитала. Уставной капитал-основа создания и функционирования организации. Особенности формирования уставного капитала акционерных обществ. Основной и оборотный капитал. | 2 | 2 |
Тема 3.2. Основные средства организации (предприятия). | Экономическая сущность и воспроизводство основных средств (фондов). Состав и классификация основных средств по сферам производства, секторам экономики и отраслям. Виды оценки и методы переоценки основных средств. Службы оценки имущества (основных средств). Износ и амортизация основных средств, их воспроизводство. Показатели использования основных средств. Пути улучшения использования основных средств организации (предприятия). | 4 | 2 |
Практическое занятие №3«Расчет показателей использования основных средств». | 2 | ||
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач. Тема самостоятельной работы: «Аренда основных производственных средств». | 3 | ||
Тема 3.3. Оборотные средства организации (предприятия). | Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Элементы оборотных средств, нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Источники формирования оборотных средств. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование материалов, незавершенного производства и готовой продукции. Показатели использования оборотных средств. | 2 | 2 |
Практическое занятие №4 «Расчет показателей использования оборотных фондов и оборотных средств». | 2 | ||
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач. Тема самостоятельной работы: «Значение и пути снижения материалоёмкости продукции». | 3 | ||
Тема 3.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда. | Производственный персонал организации (предприятия). Планирование численности и состава персонала. Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени). Производительность труд; классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. Нормирование труда в организации (предприятии): цели и задачи. Основные виды норм затрат труда. Методы нормирования труда в зависимости от типа и формы производства. Фотография рабочего времени, хронометраж, метод моментных наблюдений. Материальное стимулирование труда. Сущность заработной платы, принципы и методы её начисления и планирования. Тарификация труда. Единая тарифная система, её использование в бюджетных и коммерческих организациях. Формы и системы заработной платы. Надбавки и доплаты. | 10 | 2 |
Практическое занятие №5 «Расчет численности работников». | 2 | ||
Практическое занятие №6 «Расчет бюджета рабочего времени». | 2 | ||
Практическое занятие №7 «Расчет показателей производительности труда». | 2 | ||
Практические занятия №8,9 «Расчет заработной платы различных категорий работников». | 4 | ||
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач. Темы самостоятельной работы: «Бестарифная система заработной платы». | 7 | ||
Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия). | 19 | ||
Тема 4.1. Издержки производства и себестоимость продукции, услуг. | Понятие о себестоимости продукции, работ и услуг. Состав и структура затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Виды себестоимости продукции, работ и услуг. Факторы и пути снижения себестоимости. | 2 | 2 |
Практическое занятие №10 «Расчет себестоимости продукции». | 2 | ||
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач. | 1 | ||
Тема 4.2. Ценообразование в рыночной экономике. | Сущность и функции цены как экономической категории. Система цен и их классификация. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая конкуренция. | 2 | 2 |
Практическое занятие №11 «Определение цены и стоимости товара». | 2 | ||
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач. Тема самостоятельной работы: «Антимонопольное законодательство». | 3 | ||
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность. | Прибыль организации (предприятия) - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Выручка, доходы и прибыль организации (предприятия). Планирование прибыли и её распределение в организации (предприятии). Рентабельность - показатель эффективности работы организации (предприятия). Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности организации (предприятия) и продукции. Пути повышения рентабельности. | 2 | 2 |
Практическое занятие №12 «Расчет прибыли и рентабельности отдельных видов товаров». | 2 | ||
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач. Тема самостоятельной работы: «Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм». | 3 | ||
Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия). | 23 | ||
Тема 5.1. Бизнес - планирование | Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Основные принципы и элементы планирования. Бизнес- план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана: характеристика продукции и услуг, оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга; план производства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования инвестиций; сводка контрольных показателей. | 2 | 2 |
Тема 5.2. Финансы организации (предприятия). | Финансы организации (предприятия), отношения с государством. Источники финансовых ресурсов организации (предприятия). Внутренние источники: выручка от реализации продукции, амортизационные отчисления и нераспределённая прибыль. Внешние источники: выпуск собственных долговых обязательств (векселей и облигаций), выпуск акций, кредиты банков, государственное финансирование. Соотношение собственных и заемных средств. | 2 | 2 |
Практическое занятие №13 «Расчет основных технико-экономических показателей деятельности организации (предприятия)». | 2 | ||
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач. Темы самостоятельных работ: « Денежные фонды организации (предприятия): фонд оборотных средств, амортизационный фонд, фонд заработной платы, резервные фонды, валютные фонды», « Кредит и кредитная система», «Банки и их роль в рыночной экономике». | 5 | ||
Тема 5.3. Методика расчета основных технико-экономических показателей работы организации (предприятия). | Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Производственная мощность предприятия, порядок её расчета в организации. Технико-экономические показатели использования оборудования. Показатели технического развития и организации производства, их расчёт. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости. | 4 | 2 |
Практическое занятие №14 «Расчет производственной мощности, оборудования и его загрузки». | 2 | ||
Практическое занятие №15 «Расчет экономической эффективности капитальных вложений». | 2 | ||
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач. Тема самостоятельной работы: « Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов». | 4 | ||
Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия). |
| 7 | |
Тема 6.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке. | Выход организаций (предприятий) на внешний рынок. Конкурентоспособность продукции. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности. Совместное предпринимательство. Неторговые и торговые операции во внешнеэкономической деятельности. | 3 | 2 |
| Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной литературы. Темы самостоятельных работ: «Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке», «Средства расчетов во внешнеэкономической деятельности», «Таможенная тарифная система. Конвертируемость рубля». | 4 | |
Всего | 118 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
«Социально-экономический».
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,
Интернет-ресурсов.
Основные источники:
1.Экономика предприятия: Учебник/Под ред. проф. Н.А. Сафронова. -М.:
Юристъ, 2009.
2.Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение):
Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
3.Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие.-М.:
«Финансы и статистика», 2008.
4.В.А.Швандара. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации.-М.:
ЮНИТИ, 2008.
Дополнительные источники:
1.Н.Л. Зайцев. Экономика промышленного предприятия.-М.:Инфра-М, 2007.
2.Чечевицына Л.Н. Микроэкономика.-Ростов н/Д.: Феникс,2007.
Интернет-ресурсы:
1.Электронный ресурс «Экономический портал». Форма доступа: www.economicus.ru.
2. Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика.
Социология. Менеджмент». Форма доступа: www.ecsocman.edu.ru.
3. Электронный ресурс-сайт и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: www.alleng.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
- современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; | Устный опрос, письменный опрос. |
- основные принципы построения экономической системы организации; | Устный опрос, письменный опрос. |
- общую организацию производственного и технологического процессов; | Тестирование, устный опрос. |
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета; | Тестирование, устный опрос. |
- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования; | Тестирование, устный опрос. |
-состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; | Тестирование, устный опрос. |
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии; | Устный опрос, письменный опрос. |
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги); | Тестирование, устный опрос. |
- формы оплаты труда. | Тестирование, устный опрос. |
Умения: | |
- определять организационно-правовые формы организаций; | Практическая работа, индивидуальное задание, зачет. |
| Практическая работа, индивидуальное задание, зачет. |
| Практическая работа, индивидуальное задание, зачет. |
| Практическая работа, индивидуальное задание, зачет. |
| Практическая работа, индивидуальное задание, зачет. |
Итоговая аттестация | Экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика образовательного учреждения Специальность 050146
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика образовательного учреждения 1.1. Область применения...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01. Экономика организации
Рабочая программа разработана на основе ФГОС по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации»
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» разработана наоснове ФГОС СПО по специальности 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических устройств, кондиционирования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Бухгалтерский учет в бюджетных организациях Для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины изучается при освоении основной профессиональной образовательной программы при очной и заочной форм обучения и на базе среднего (полного) общего образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА
Программа учебной дисциплины является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»»...
Рабочая программа по дисциплине "Экономика отрасли и организации"
Рабочая программа по дисциплине "Экономика отрасли и оранизации" по специальности Механизация сельского хозяйства...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...