Технология решения задач по экономике
элективный курс по экономике (10 класс) по теме
В работе представлена авторская программа элективного курса по экономике для социально-экономического профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
25666_tehnologiya_resheniya_zadach_po_ekonomike.rar | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ЭКОНОМИКЕ»
Элективный курс для учащихся 10-11 классов социально-экономического профиля.
Автор:
Халлиулина Гузалия Нетфулловна,
учитель экономики МОУ « Средняя
общеобразовательная школа №17»
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективной дисциплине «Технология решения задач по экономике» учащихся 10, 11 классов старшей профильной школы по социально-экономическому профилю. Курс рассчитан на 34 часа. Программа разработана в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.» и «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» и полностью соответствует современным целям образования.
Данный элективный курс направлен на приобретение школьниками образовательных навыков для успешного продвижения на рынке труда. Основа курса – практическая направленность занятий. Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учащихся. Реализация программы обеспечивает обязательные требования государственных образовательных стандартов.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
В настоящее время в нашей стране осуществляется переход к рыночной экономике. Для того чтобы выдержать конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, учащимся необходимо овладеть практическими приемами описания экономических процессов, составления и анализа математических моделей.
Особое значение решение экономических задач может иметь в России с ее высокой математической культурой. Простейшие задачи иллюстрируют экономические концепции и модели, позволяют усвоить материал эффективнее, и как следствие изучать экономику и бизнес более фундаментально.
Содержание курса представляет собой попытку объединить задания на ознакомление с теоретическими понятиями и моделями, с примерами их практического приложения в условиях российской экономики с учетом реального статистического материала. Такое объединение обеспечивает тесную связь теории и практики при изучении экономической теории, что представляется особенно необходимым в современных условиях.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых экономических и социальных объектов, изученных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных задач, понимание и умение решать которые необходимо современному человеку.
Методы, организационные формы и средства обучения, необходимые для реализации данного курса принципиально не отличаются от методов, организационных форм и средств обучения экономике в средней (полной) школе. Однако при выборе форм и методов обучения следует учитывать тот факт, что значительная часть содержания учащимся уже известна. Это дает учителю возможность значительно увеличить долю самостоятельной познавательной деятельности школьников. Источниками необходимой информации могут стать справочные учебные пособия, задачники, средства массовой информации, Интернет, что позволяет развивать информационную компетентность учащихся.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами математики, экономики. Курс может быть дополнен другими учебными курсами по экономике и управленческой деятельности.
Основной целью курса является систематизация, обобщение и углубление знаний, полученных школьниками при изучении курса экономической теории, позволяющих оказать ученикам поддержку в принятии решений о выборе дальнейшего пути направления дальнейшего обучения и создания условий для повышения готовности подростков к социальному самоопределению.
Задачи:
- Познакомить учащихся с применяемым в экономике математическим аппаратом;
- Предоставить учащимся опыт коммуникативной, творческой, проектной деятельности ( развитие соответствующих компетенций);
- Продемонстрировать применение экономических знаний в различных сферах деятельности;
- Подготовка учащихся к участию в интеллектуальных конкурсах по экономике различного уровня;
- Подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
Иметь представление об общих способах решения задач;
Понимать, что успех в предпринимательской деятельности зависит от способности понимать цифры, вести расчеты, принимать экономически обоснованные решения.
Научиться выполнять необходимые расчеты при вычислении основных экономических показателей, выполнять анализ данных, заданных в табличном и графическом виде; использовать специальную литературу, справочный материал и информационные ресурсы
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- Совершенствования собственной познавательной деятельности;
- Оценки происходящих событий и поведения людей в хозяйственной жизни;
Формами фиксации учебных достижений учащихся могут быть:
- Реферативные работы по одному или нескольким источникам информации, с высказыванием своей точки зрения по данному вопросу и представленные на обозрение на общественном смотре знаний;
- Проектные работы, представленные в виде задачников по одной или нескольким темам изучаемого курса;
- Визуализация полученных знаний с помощью компьютерной техники
( презентации, анимационные ролики, веб-страницы и т.д.)
Учебные достижения учащимися могут быть представлены в конце изучения курса на общественном смотре знаний. Поскольку перечисленные формы являются продуктами творческой деятельности школьников, при их оценке следует учитывать не столько предметную составляющую, поскольку учащиеся пользуются литературными источниками при их подготовке, сколько адекватность содержания выбранной форме представления информации, соответствие содержания заявленным целям и названию работы.
Содержание курса
Тема 1.Введение (2 часа)
Цели и задачи изучения курса. Система оценивания. Разработка критериев оценивания. Основные понятия проектной деятельности. Алгоритм составления и оформления проектной деятельности.
Понятие «технология». Основные типы задач. Разработка алгоритма решения задач экономического содержания. Разработка памяток для решения задач, для защиты творческих работ. Основные понятия экономики.
Тема 2. Метод экономической науки.(2часа)
Альтернативная стоимость. Недополученная выгода. Вычисление альтернативной стоимости и недополученной выгоды в условных ситуациях. Применение альтернативной стоимости при принятии решений в условных примерах и простых жизненных ситуациях. Определять параметры равновесия, вмененные затраты.
КПВ. Строить, анализировать и применять КПВ в решении задач. Применять закон возрастающих альтернативных затрат в решении задач.
Тема 3. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. (4 часа)
Различать величину спроса и спрос. Строить шкалы и графики (кривые) спроса. Определять характер изменения спроса в зависимости от факторов. Строить кривую спроса на основе индивидуального спроса.
Различать величину предложения и предложение. Строить шкалы и графики предложения. Определять характер изменения предложения в зависимости от факторов. Строить кривые рыночного предложения на основе данных об индивидуальном предложении.
Вычислять сдвиги кривых предложения при изменении налогов. Различать предложение в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периоде.
Находить равновесные цены и равновесное количество. Анализировать изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и (или) предложения. Вычислять выручку. Анализировать последствия установления предельных цен. Вычислять излишек покупателей и продавцов, а также чистые общественные потери от увеличения налогов.
Тема 4. Эластичность спроса и предложения. (3 часа)
Вычислять и использовать эластичность предложения
Определять эластичность спроса по цене на основании изменения общей выручки. Вычислять и использовать точечную эластичность. Различать дуговую и точечную эластичность. Вычислять и использовать дуговую эластичность, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность.
Тема 5. Поведение потребителя. (3часа)
Вычислять и графически анализировать общую и маржинальную полезность. Определять характер взаимосвязи благ по форме кривой безразличия. Строить линии бюджетных ограничений, кривые безразличия и карты кривых безразличия. Находить потребительское равновесия по заданным кривой безразличия и бюджетному ограничению.
Минимизировать затраты при достижении фиксированного уровня общей полезностях и ценам благ. Вычислять и использовать предельную норму замещения.
Тема 6. Производство и издержки. (5 часов)
Различать и вычислять фиксированные (постоянные) и переменные затраты, а также маржинальные, общие и средние затраты на условных примерах. Применять правила минимизации средних общих затрат и средних переменных затрат.
Вычислять общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства, а также, валовую, среднюю и маржинальную выручку фирмы. Применять маржинальный анализ при определении выпуска, максимизирующего прибыль.
Определять эффект масштаба.
Определять состав бухгалтерских и экономических затрат. Рассчитывать сумму амортизационных отчислений. Учитывать необратимые и вмененные затраты при принятии экономических решений. Вычислять бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Различать основной и оборотный капитал. Вычислять норму прибыли, рентабельность основного и оборотного капитала, рентабельность оборота.
Тема 7. Конкуренция и рыночные структуры. ( 3 часа)
Анализировать поведение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Выводить аналитически предложение конкурентной фирмы и рыночное предложение. Вычислять при известном рыночном спросе и точку равновесия, и число фирм в отрасли. Определять изменение в поведении.
Максимизировать прибыль и выручку монополиста в непрерывном и дискретном случаях. Определять объем продаж и цену, максимизирующие прибыль фирмы на рынках олигополии, монополистической конкуренции и монопсонии.
Тема 8. Рынки факторов производства (4 часа)
Строить шкалы и графики спроса и предложения на рынке труда на условных примерах. Определять относительный дефицит и избыток рабочей силы на рынке труда. Определять влияние изменений на конкурентных и монопольных рынках товаров и услуг на конкурентный рынок труда и выводить уравнения кривых спроса на труд. Строить шкалы и графики спроса на труд и предложения труда на условных примерах при дискриминации на рынке труда. Аналитически исследовать различия в оплате труда и их причины.
Применять дисконтирование для сопоставления доходов и расходов, распределении во времени. Определять современную и будущую стоимость инвестиционных проектов. Вычислять цены капитала земли. Определять поведение фирм на конкурентных и монопольных рынках капитала.
Тема 9. Деньги и банки.(3часа)
Ставки рефинансирования. Кредитные ставки и их вычисление. Анализ ситуации на омском рынке кредитования (ипотека, потребительские кредиты). Банки Омской области.
Тема 10. ВВП и национальный доход. (2часа)
Методы подсчета ВВП и ВНП. Вычисление в реальных и номинальных величинах в экономике.
Тема 11. Макроэкономическое равновесие. (1час)
Мультипликатор и его необходимость для макроэкономического равновесия.
Тема 12. Заключение (2 часа)
Защита проектов. Общественный смотр знаний.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Введение. ( 2ч.) | ||||
1. | Введение в курс. | 1 | Беседа, групповая работа | |
2. | Метод решения и технология решения задач. Основные понятия. | 1 | Групповая работа | Отчет о работе группы |
Основы экономической науки (2 ч.) | ||||
3. | Альтернативная стоимость | 1 | Практикум | |
4. | Кривая производственных возможностей. | 1 | практикум | Проверочная работа №1 |
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. ( 4ч.) | ||||
5. | Графическое и аналитическое решение задач по теме «Спрос» | 2 | Практикум | |
6. | Графическое и аналитическое решение задач по теме «Предложение» Консультация по проекту ( 2 занятие - 25 минут). , Выбор темы, целепологание | 2 | Практикум | Проверочная работа № 2 (20 минут) |
Эластичность спроса и предложения. (3 ч.) | ||||
7. | Решение задач по теме «Эластичность» | 1 | Практикум | |
8. | Практическое применение эластичности | 1 | Семинар | Участие в семинаре |
9. | Решение олимпиадных задач. | 1 | Соревнование | Участие в соревновании, отчет консультантов |
Поведение потребителя (3 ч.) | ||||
10 | Задачи принятия решений. | 2 | Практикум | Проверочная работа № 3 ( 20 минут) |
11 | Графическое и аналитическое решение задач Консультация по проекту ( 25 минут) Подбор литературы | 1 | Интерактивный практикум | Отчет о практикуме |
Производство и издержки (5ч.) | ||||
12 | Решение задач на вычисление фиксированных и переменных затрат, маржинальных, общих и средних переменных затрат. Вычисление общего, среднего и предельного продукта. | 1 | Практикум | |
13 | Маржинальный анализ объема выпуска Тест за 1 полугодие | 1 | Практикум | Тест |
14. | Вычисление бухгалтерской и экономической прибыли и затрат. | 1 | Деловая игра | Отчет об участии в игре |
15. | Методы начисления амортизации: метод ускоренной амортизации, метод единиц и услуг или продукта. | 1 | Моделирующее упражнение, практикум | |
16. | Показатели эффективности производства. Экономическая целесообразность. | 1 | семинар | Участие в семинаре |
Конкуренция и рыночные структуры ( 3 ч.) | ||||
17 | Анализ поведения конкурирующей фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде ( объем продаж цена, максимизация прибыли) | 1 | Практикум | |
18 | Максимизация прибыли и выручка монополиста . Решение практических задач. | 1 | Практикум | |
19. | Графические задачи. Консультация по проекту ( 25 минут), использование интернета для поиска информации | 1 | Игра «Экономический хоккей» | Итоги игры |
Рынки факторов производства (4 ч.) | ||||
20 | Графическое и аналитическое решение задач по теме «Рынок труда» | 2 | Практикум | |
21 | Графическое и аналитическое решение задач по теме «Рынок земли и капитала» | 1 | Практикум | |
22 | Математические методы и приемы в экономике. Дисконтирование. | 1 | Практикум | Проверочная работа № 4 |
Деньги и банки (3ч.) | ||||
23 | Проценты в экономике. Практическое применение. | 2 | Практикум Пресс-конференция | |
24 | Решение олимпиадных задач. Консультация по проекту ( 25 минут)Использование интернета для поиска информации. Подготовка к защите. | Игра «Крепкий орешек» | Итоги игры | |
ВВП и национальных доход(2ч.) | ||||
25 | Методы подсчета ВВП и ВНП. | 1 | Практикум | |
26 | Вычисление в реальных и номинальных величинах | 1 | Практикум | Проверочная работа № 5 |
Макроэкономическое равновесие(1ч.) | ||||
27 | Процентная ставка и равновесие на денежном рынке. | 1 | практикум | |
Заключение (2ч.) | ||||
28 | Защита проектов | 1 | Проект | |
29 | Общественный смотр знаний. | 1 | смотр | Участие в презентации |
Система оценивания результатов обучения.
( использованы частично рейтинговая система оценивания и система портфолио)
Целью аттестации по данному элективному курсу является констатация личных достижений учащихся по освоению содержания, а также качественная оценка самостоятельно выполненных проверочных и творческих работ.
Если учащийся освоил теоретический материал курса, принял активное участие в практикумах, успешно выполнил проверочные работы, выполнил и и защитил проект, продемонстрировал умение работать с различными источниками информации, научился работать в группах, находить и использовать информацию, презентовал результаты своей работы на общественном смотре знаний в любом доступном для него виде и набирает от 60 до 100 % от максимального количества баллов, то он получает зачет и сертификат о прохождении элективного курса с указанием всех результатов. В противном случае, учащийся получает незачет и является учащимся, прослушавшим элективный курс. Максимальное количество баллов и критерии оценивания разрабатываются учащимися на первых занятиях.
Рекомендуемая литература
Для учителя:
Бутузов В.Ф. Математика: учебник для экономистов.10-11./ В.Ф.Бутузов, Ю.М. Колягин и др. – М.: САНТАКС – ПРЕСС, 1996
Прикладная экономика: сборник заданий/ пер. с англ. // Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых».- 4 –е изд.- М.: Поли-экспресс,2003
Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики.- Кн. 1.- М.: Вита-Пресс,2001
Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории/Камаев В.Д. и др. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998
Для учащихся:
Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: для учащихся 9-11 классов.-5 изд.- М.: Вита – Пресс, 2006.
Новый задачник по экономике с решениями: Пособие для учащихся 10-11 классов/ Е.Ф.Винокуров, Н.А. Винокурова .- М.: Вита – Пресс,2007
Трудные задачи по экономике: Пособие для учащихся старших классов/ Е.Ф.Винокуров, Н.А. Винокурова .- М.: Вита – Пресс,2001
Сборник задач по экономике. (8-11 классы)./ Равичев С.А, Григорьев С.Э., и др.-М.: МЦЭБО- Вита – Пресс,2001
Ким И.А. Сборник заданий по макроэкономике: Учебное пособие для студентов и учащихся 10-11 классов (профильный уровень образования).- М.: Вита – Пресс, 2005
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Программа
элективного курса
«ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ЭКОНОМИКЕ»
для учащихся 10 класса социально-экономического профиля
Автор программы: учитель экономики и математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» Халлиулина Гузалия Нетфулловна |
ОМСК-2007
Рассмотрено на заседании МО математики Протокол №_________2007г. Председатель МО математики _____________Т.В.Коржова | Согласовано Зам. директора по УВР _______________А.В.Феденок «_____»_____________2007г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ №17» _______________М.В.Чешегорова «____»_______________2007г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология решения задач на движение с постоянным ускорением свободного падения с помощью компьютера
Интегрированный урок информатика + физика...
Донская технология. Решение задач.
Предлагаю методику решения задач по "Донской технологии". Данная технология приучает школьников не бездумно списывать с доски какое-либо решение, а осмысленно усваивать алгоритм решения данного типа з...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ И ЭКОНОМИКИ «Решение задач на нахождение дроби от числа с использованием данных о качестве продукции»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ И ЗКОНОМИКИ.в 7 классе.Учитель математики Пестрова Е.А. Тема: «Решение задач на нахождение дроби от числа с использованием данных о качестве продукции»Цели: 1) ...
Математика и экономика. Решение задач на наибольшее и наименьшее значения функции
В работе представлены задачи прикладного экономического содержания на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции....
Эластичность.Экономика 10 класс (решение задач)
презентация для практического занятия по экономике для 10 класса(профильный уровень)...
Авторская образовательная программа элективного курса «Путешествие в экономику и решение задач»
Курс "Путешествие в экономику" предназначен для учащихся пятых классов, интересующихся математикой и экономикой. Предлагаемый курс ориенти...
Решение задач по экономике (10 класс)
Предлагаю провести проверку знаний по экономике при решении задач по темам "Произволительность труда" "Оборот денег"....