Курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры»
элективный курс (экономика) на тему

Трефилова Светлана Юрьевна

Курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» представляется особенно актуальным, так как рассматривается как  набор умений и навыков грамотного потребительского  поведения, как осмысление роли и места потребителя в социально-экономической системе общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» представляется особенно актуальным, так как рассматривается как  набор умений и навыков грамотного потребительского  поведения, как осмысление роли и места потребителя в социально-экономической системе общества.

Основная цель – формирование экономического мышления  и потребительской культуры учащихся и привитие навыков в принятии  самостоятельных решений  в различных жизненных ситуациях.

 

Программа ориентирована на решение следующих задач:

Сформировать у обучающихся знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.

Научить обучающихся принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, экологических характеристик товаров, личного бюджетного ограничения.

Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.

Просветить обучающихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей.

Развивать у обучающихся логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.

Воспитывать у обучающихся ответственность, организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность, бережное отношение к ресурсам и смелость в защите своих прав.

         Особенности курса:

 Практико-ориентированный подход в изложении содержания;

Опора на социальный опыт  обучающихся;

Формирование активной потребительской позиции;

Обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности         обучающихся.

Программа состоит из двух разделов: «Домашняя экономика»  и  «Основы потребительской культуры».

Описание каждого раздела делится на две части. В первой части излагается собственно содержание, пункты раздела программы. Во второй  части  указаны  практикумы,  деловые игры,  конкурсные задания,  творческие задачи и практические ситуации, уроки – тесты, которые рекомендуются  использовать при изучении данного раздела для  более активного  вовлечения  ученика  в процесс познания предмета, опираясь на аналогии, примеры, реальную действительность.    

Содержание учебного материала программы обладает новизной для учащихся. Раздел «Домашняя экономика» представляет собой ряд тем: «Я и наша семья», «Семья и бизнес», «Трудовые  отношения в семье», «Экономика приусадебного участка» и др. Раздел «Основы потребительских знаний» состоит из тем: «Потребитель  и  его  потребности», «Источники  информации  для потребителей», «Маркировка товаров», «Защита прав потребителей» и др.

Курс включает практическую и теоретическую  части.

При планировании и организации уроков  следует иметь в  виду, что теоретический материал должен осознаваться и усваиваться преимущественно в процессе выполнения практических работ.

Общее количество часов, отводимое на курс, при 1-часовой недельной нагрузке – 18 часов.

При изучении теоретического материала используются:

методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательско - творческий, репродуктивный (беседа, рассказ, лекция,  применение  новых  знаний, решение проблемных задач);

методы контроля за знаниями, умениями  и навыками учащихся: текущие наблюдения, устный  опрос, письменный  опрос, творческие  задания

дидактические принципы обучения: наглядность, системность и последовательность знаний доступность и посильность, сознательность  и  активность, связь теории с практикой, обучения с жизнью, научность, прочность и т.д.;

виды деятельности учащихся  (учебной): репродуктивный (деятельность по образцу), репродуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый (творческий);

виды учебной работы: чтение, пересказ, слушание, ответы на вопросы;

формы учебной работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Обучающиеся, изучившие данный курс, должны овладеть следующими умениями и навыками:

 должны знать  и понимать:

-    основные экономические понятия;

-    цели и значение домашней экономике;

-    роль экономики в ведении домашнего хозяйства;

-    функции семьи, экономические функции семьи; 

-    роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

-    экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества;

-    виды предпринимательской деятельности и бизнеса;

-    пирамиду потребностей по А.Маслоу;

-    составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;

-    возможности рационального использования средств и пути их увеличения;

-    три вида бюджета;

-    постоянные, переменные и непредвиденные расходы семьи;

-    что такое кредит и при каких условиях он выдается;

-    физиологические обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью;

-    права и обязанности потребителя;

-    источники и средства информации;

-    признаки определения качества товаров;

-    виды рекламы и его цели;                                                            

-    требования к оформлению рекламы;

-    иметь представление о способах воздействия  бизнеса на потребителей (через рекламу, особые способы продажи и т. п.);  

-    систему и правила действий потребителя при защите своих прав;

-    правила приобретения товаров;

-    оформление заказов на услуги;

-    источники и средства информации;

-    принципы организации труда в семье;

-    что такое приусадебный (дачный) участок и его задачи;

-    роль приусадебного участка в экономии средств семейного бюджета.

 

       На основе полученных знаний учащиеся должны уметь применять на практике:

-    оперировать экономическими терминами;

-    анализировать и планировать семейный бюджет;

-    различать виды потребностей, объяснять причины возникновения проблемы выбора;

-    определять источник образования доходов в семье;

-    определять расходы учащегося и находить способы их уменьшения;

-    учитывать свойства товаров при покупке;

-    найти способы снижения расходов в семье путём соизмерения  потребностей с  материальными доходами и  возможностями  семьи,  экономии  электроэнергии, бережного  отношения  к продуктам и одежде;

-    разрабатывать график недельной занятости членов семьи;

-    рассчитывать прибыль, которую можно получить при реализации выращенной продукции;

-    пользоваться законом «О защите прав потребителей»;

-    определять информацию, необходимую для компетентного выбора товаров и услуг;

-    искать и анализировать потребительскую информацию; оценивать  достаточность информации,  возможность её недостоверности;

-    определять качество товара;

-    читать знаки на упаковке товара;

-    различать символы  на этикетках, упаковках, вкладышах; извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;

-    определять пищевые добавки в продуктах;

-    читать штриховой код;

-    составлять рекламу товару или услуге;

-    анализировать рекламу потребительских товаров;

-    отстаивать свои права при покупке товара или оказании услуги;

-    разумно потреблять имеющиеся блага;

-    читать договор на услуги;

Овладение школьниками содержанием данной  программы  позволит решать  не только  образовательные задачи, но и подготовит обучающихся к конкуренции  на рынке труда и профессий: менеджер, маркитолог, предприниматель, бухгалтер, экономист и др.

Содержание курса:

п/п

Разделы и темы

Количество часов

Раздел 1. Домашняя экономика (10ч.)

1

 Введение в экономику. Я и наша семья.

1

2

Семья и бизнес. Деньги и их функции.

1

3

 Потребности семьи. Ресурсы семьи.

1

4

Заработная плата.

1

5

Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

1

6

 Бюджет семьи. Доходы семейного бюджета.

1

7

Расходы семейного бюджета. Расходы на питание и составление меню.

1

8

 Виды и формы бизнеса

1

9

 Экономика приусадебного (дачного) участка.

1

10

Современная банковская система

1

 Раздел 2. Основы потребительской культуры (8ч.)

1

Потребитель и его потребности.

1

2

Источники информации для потребителей.

1

3

Маркировка товаров.

1

4

Реклама и ее регулирование.

1

5

 Обмен качественного и некачественного товара.

1

6

Что должен знать потребитель о службе быта.

1

7

Защита прав потребителей.

1

8

Игра « Знаю ли я права потребителя»

1

Всего:

18

  Содержательная часть программы:

                  Домашняя экономика (10 ч.)

Введение в экономику. Я и наша семья (1ч.)

Основные теоретические сведения

Понятие о домашней экономике. Роль  экономики  в ведении домашнего хозяйства, роль потребителя, производителя, гражданина в экономике. Цели и задачи экономики. Семья – первичная  социально экономическая  ячейка  общества. Состав  семьи. Функции  семьи. Экономические  связи в семье.

Практическая работа № 1.

Развивающие процедуры: игра «Кто ты, мой компаньон?». 

 

Семья и бизнес. Деньги и их функции (1ч.)

          Основные теоретические сведения.

Понятие  о  благосостоянии семьи. Предпринимательство  как  сфера человеческой  деятельности. Факторы  предпринимательской деятельности.  Взаимосвязь  государства, фирмы  и домашнего хозяйства. Бизнес и его разновидности.

Практическая работа № 2.

  Составление перечня товаров и услуг, которые можно производить в условиях семьи.

 

Потребности семьи (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятие о потребности  семьи.  Структура  потребностей и характеристика их видов. «Пирамида» человеческих потребностей по А.Маслоу.  Требования,  предъявляемые  к покупке. Свойства товаров и правила покупки. Советы покупателю.

Практическая работа № 3.

Диагностические процедуры: тест «Потребности» или «Парные сравнения».

 

Ресурсы семьи (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятие о ресурсах семьи. Виды ресурсов. Ресурсы семьи.

Практическая работа № 4.

Описание ресурсов семьи, выявление  возможности их увеличения.

 

Бюджет семьи. Доходы семейного бюджета (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятие о бюджете семьи. Виды бюджета. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода  бюджета семьи. Роль школьника  в  увеличении  доходной части семейного бюджета и его законном использовании.

         Практическая работа № 5.

Деловая игра «Бюджет семьи».

 

Расходы семейного бюджета. Расходы на питание и составление меню (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Постоянные, переменные и непредвиденные расходы. Экономия средств. Распределение бюджета. Подоходный налог, кредит. Расчёт потребительской корзины. Расходы на питание. Физиологически  обоснованные нормы  расхода продуктов  питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических  требований  к питанию семьи  и её экономических возможностей. Затраты на питание. Что значит «правильно питаться»?

Практическая работа № 6.

Планируемый месячный бюджет. Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование.

 Виды и формы бизнеса(1ч.)

Основные теоретические сведения.

представление о понятии «бизнес», основные виды бизнеса ( производственный, торговый, финансовый) и  их взаимосвязь;

       Практическая работа № 7. 

Заполнение таблицы:

Формы организации бизнеса

Достоинства

Недостатки

Трудовые отношения в семье (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятие  о комфортности  семьи. Задачи  трудовых  отношений  в  семье. Принципы  организации труда в семье. Способы организации домашнего хозяйства в семье.

         Практическая работа № 8. 

Составление таблицы семейных обязанностей членов семьи.

Разрабатывание  графика недельной занятости членов семьи.

Внесение предложения по рационализации занятости членов семьи.

Экономика  приусадебного (дачного) участка (1ч.)

Основные теоретические сведения.

 Понятие о приусадебном (дачном) участке. Задачи приусадебного участка.

         Практическая работа № 9. 

Расчёт площади, необходимой для выращивания садово-огородных культур для вашей семьи.

Расчёт прибыли, которую можно получить, если реализовать выращенную продукцию.

             Современная банковская система. (1 ч.)

Процент и капитал. Как «работают» деньги. Формула капитала. Текущая дисконтированная стоимость. Банки и банковская деятельность. Что такое кредит? Принципы кредита. Сбережения и кредит. Как банки «делают» деньги. Как образуется прибыль банка. Банковская система. Два уровня банковской системы. Зачем нужен центральный банк. Коммерческие банки. Государственное регулирование денежно-кредитной системы. Как правильно использовать деньги.

 

            Основы потребительской культуры (8ч.)

Потребитель  и его потребности (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятия о  потребителе. Закон Российской Федерации  «О защите  прав потребителей». Суверенитет  потребителя. Права  и обязанности  потребителя. Психология потребителя.  

         Практическая работа № 10.

Чтение и обсуждение газетных статей.

 

          Источники информации для потребителей (1ч.)

         Основные теоретические сведения.

Информация. Источники информации. Информация изготовителя. Анализ информации.  Понятия  о сертификате. Сертификация продукции.

Практическая работа № 11.

Диагностические процедуры: тест «Информация».

 

Маркировка товаров (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Маркировка товаров. Символы  на  этикетках,  упаковках  и  вкладышах. Товарные знаки  и их назначение. Стандарты качества и безопасности. Экологические символы. Международные стандарты размеров одежды. Штриховой код. Индекс Е. Классификация пищевых добавок.

Практическая работа № 12.

Определение пищевых добавок в продуктах.

 

Реклама и ее регулирование (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Понятие о  рекламе.  Рекламное  объявление. Рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель. Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы. Регулирование рекламы. Недобросовестная реклама. Скрытая реклама. Социальная реклама. Роль социальной рекламы. Требования к оформлению рекламы.

         Практическая работа № 13.

Составление рекламы товару или услуге (по выбору). Конкурс «Реклама и её обыгрывание».

 

Обмен качественного и некачественного товара (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Качество товаров. Недостатки: явные, скрытые, существенные. Специальные сроки: гарантийный срок, срок  годности, срок службы. Замена  недоброкачественного  товара. Обмен  товара надлежащего качества. Особенности продажи товаров: в кредит, по образцам, по заказам и на дому у покупателя, по почте, в комиссионном магазине. Преимущества и  недостатки  указанных видов продажи.

Практическая работа № 14.

Деловая игра «Как я покупаю товар».

 

Что должен знать потребитель о службе быта (1 ч.)

Основные теоретические сведения.

Предприятия службы быта. О правилах  бытового обслуживания населения. Договор. Что должно быть указано в договоре? Поведение потребителей: в химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье. Сроки  выполнения  работ  (услуг) и  какова ответственность за  их несоблюдение. Устранение  недостатков в выполненной работе. Условия выполнения  работ из материала исполнителя и (или) заказчика.

Практическая работа № 15.

Решение практических ситуаций.

 

Защита прав потребителей (1ч.)

Основные теоретические сведения.

Органы  по  защитеправ  потребителей.  Общественные  организации  потребителей: их  функции и полномочия. Правила обращения в суд. Как обжаловать решения суда? Кассационная жалоба. Что должно  быть указано  в исковом заявлении? Кто может  определить размер морального вреда? Как возмещается моральный вред?

         Практическая работа № 16.

Составление текста делового письма в комиссию по  защите прав потребителей  на некачественно приобретённую продукцию.

-    составить  текст  делового  письма  в  комиссию по защите  прав  потребителя на некачественно  приобретённую продукцию;

-    уметь грамотно вести  себя в типичных потребительских ситуациях: при  покупке товара, пользовании услугами службы быта;

-    умение интерпретировать и использовать знания в конкретных ситуациях.

            Игра « Знаю ли я права потребителя»(1ч.)

Литература:

 

1.   Автономов В.С. Введение в экономику: 9-10 кл. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 256с.:ил.

2.   Александрова А.Л. и др. Основы потребительской  культуры: Пособие для учителя. – Екатеринбург: Сред. – Урал, кн. изд-во, 1995. – 112с.

3.   Дидактический  материал  по  курсу  « Твоя  профессиональная  карьера »:  Кн.  для  учителя. / И.П.Арефьев,Т.В.Васильева, А.Я.Журкина и др.; Под ред. С.Н.Чистяковой.– М.: Просвещение, 1998. – 112с.

4.   Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. - 48с.

5.   Защита  прав потребителей. 100  вопросов  и  ответов. /  Под ред. В. И.Таланцева. – М.: Кросналекс, 1996. –168с.

6.   Кушина А.П., Кушин М.А. Семейная экономика. – Тула, 1991. – 225с.

7.   Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11кл. – М.: Вита-Пресс, 1996. – 544с.: ил.   

8.  Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. /  Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и  др. Под  общ. ред. П. Крючковой. –  3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вита- Пресс, ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001.- 272 с.: ил.

9.  Оценка  качества  подготовки   выпускников  основной  школы  по  технологии. / Авт. - сост. В.М.Казакевич,А.В.Марченко. – М.: Дрофа, 2000. – 256с.

10.  Правила торговли. –  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 64с.

11.  Программно - методические материалы: Технология. 5 - 11 кл. / Сост. А.В.Марченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Дрофа, 2000. – 192с.

12.  Программно - методические материалы: Экономика. 8-11 кл. / Сост. Б.И. Мишин. – 3-е изд., сте  реотип. -  М.:Дрофа, 2001. – 192с.

13.  Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – с.: ил.

14.  Симоненко В.Д. Основы домашней экономики. – Брянск: БГПУ, 1995. – 190с.

15.  Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Потребитель в экономике. – Брянск, 1996. – 243с.

16.  Тесты. Вы  джентльмен?  Вы бизнесмен?  Вы семьянин? / Сост. В. Ю. Лившиц. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998. –192с. (Серия «Вам, джентльмены»).

17.  Технология:  Учебник  для  учащихся  8  класса общеобразовательной  школы. /  Под  ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вента-Графф», 2002. – 240с.: ил.

18.  Федеральный закон «О рекламе». –2-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 32с. (Актуальный закон).

19.  Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные  игры для школьников / Художники  М. В. Душин, В. Н. Куров. –Ярославль: «Академия  развития», 1998. – 208 с., ил. – (Серия: «Минута  на  размышление»).

20.  Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита  прав потребителей: Учебно- практическое пособие / Под общ. ред. доктораэкономических наук, профессора Л.П. Дашкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 256с.                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Домашняя экономика и основы потребительской культуры"

Программа курса по выбору для учащизся 8 классов "Домашняя экономика и основы потребительской культуры"...

Программа элективного курса для 9 класса «Основы потребительской культуры»

Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соот­ветствующих знаний — одна из насущных общественных потребностей, для ...

Календарно тематическое планирование курса по выбору «Домашняя экономика и основы потребительской культуры»

Календарно тематическое планирование курса по выбору«Домашняя экономика и основы потребительской культуры»(1ч. в неделю, всего 18 часов)...

Программа элективного курса "Домашняя экономика"

Рабочая программа «Домашняя экономика» разработана на основе авторской программы  Новожилова Н.В. «Экономика семьи». Программа рассчитана на 17 учебных ...

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс...

Программа элективного курса по русскому языку " Основы речевой культуры" 10 класс

Данная программа расчитана на повышение культуры речи школьников...