Методическая разработка олимпиады по экономике
методическая разработка по экономике (10 класс) по теме

Колесникова Римма Васильевна

Методическая разработка по организации и проведения олимпиады по экономике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab_olimpiady_ekonomika.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по организации  и проведению

олимпиады по дисциплине

 «Экономика»

Подготовила:

Колесникова Р.В.

Рассмотрено на заседании

Цикловой методической комиссии

«____»_________________20___г

______________М.Н. Хлебникова

Старый Оскол

2012

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Олимпиада по дисциплине «Экономика» проводится ежегодно областным государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Старооскольский техникум технологий и дизайна».

Порядок проведения олимпиады определяется согласно утвержденного графика проведения конкурсов (олимпиад) на учебный год, рассматривается на цикловой методической комиссии специальных дисциплин и утверждается зам. директора по ПР.

1.3.        Олимпиада представляет собой очные соревнования, предусматривающие
выполнение конкретных заданий, с последующей оценкой качества, времени и других
критериев, проводимые в течение определенного периода и завершающиеся церемонией
чествования победителей.

1.4.        Участники олимпиады должны выполнить теоретическую и
практическую части, применив профессиональные умения, проявить творческую активность и высокую культуру, владение экономическими терминами.

2.ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ОЛИМПИАДЫ

2.1.        Цель олимпиады

-Научить применять на практике экономические знания. Выявить уровень эрудиции обучающихся и владение ими основных экономических понятий.        

2.        Задачи олимпиады

Развивать у учащихся интерес к изучению вопросов экономики.

Развивать коммуникативные умения учащихся, ответственность за работу в команде, профессиональные интересы и предпочтения.

Создать условия для формирования творческой активности, создать атмосферу здоровой конкуренции, ситуацию успеха.

3.УЧАСТНИКИ ОЛИМПИАДЫ

В конкурсах (олимпиадах) принимают участие обучающиеся, осваивающие основные программы начального профессионального образования в соответствии с ФГОС НПО на базе с получением среднего (полного) общего образования.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ

Олимпиады проводятся областным государственным бюджетным образовательным учреждением  среднего профессионального образования «Старооскольский техникум технологий и дизайна» (ступень НПО).

Конкурс проводится в три этапа среди обучающихся техникума.

        1 этап - внутригрупповой;

2 этап - внутри техникумовский;

        3 этап- областной.

Для участия в областном (заключительном) этапе конкурсе профессионального мастерства допускаются победители внутри техникумовских конкурсов.

4.1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс    (олимпиада)    по дисциплине «Экономика»    включает   выполнение обучающимися (участниками) теоретического и практического заданий. В отборочном туре принимают участие все обучающиеся группы:

1        Раздел – Тест 1-теоретическое задание – участники олимпиады отвечают на вопросы экономического диктанта  «ДА/Нет». Они представляют собой высказывание, которое участник должен оценить «верно» или «неверно».

Теоретическое задание выполняется в виде контрольной работы (тестовых заданий) в течении 10-15 минут. Общая оценка определяется по сумме баллов за каждое тестовое задание.

По результатам выполнения Теста 1 членами жюри заполняется ведомость (Приложение 1).

Раздел – Тест 2. Этот раздел содержит 20 вопросов, каждый из которых содержит несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать единственный наиболее верный ответ. Время выполнения  30-35 минут.

   По результатам выполнения Теста 2 членами жюри заполняется ведомость      

      (Приложение 2).

3.Раздел – Викторина - Этот раздел содержит 30 вопросов. Необходимо правильно  

 ответить на вопросы. Выполняется в течение 25-30 минут. По результатам выполнения Викторины  членами жюри заполняется ведомость.  Общая оценка определяется по сумме баллов за каждое задание.   (Приложение 3).

       При выполнении заданий всем участникам предоставляются равноценные рабочие места.

При несоблюдении условий олимпиады, грубых нарушениях участник конкурса по решению жюри может быть отстранен от выполнения конкурсного задания.

Раздел IV. Задачи. Этот раздел содержит  решение задач. Правильное решение задач оценивается в 5 баллов за каждую задачу. Всего 20 баллов.

По результатам решения экономической  задачи членами жюри заполняется ведомость      

      (Приложение 4).

Жюри обеспечивает:

оценку   уровня   теоретической   и практической подготовки   участников   в соответствии с конкурсными заданиями;

-оформление ведомостей выполнения конкурсных заданий;

-определение победителя и призеров конкурса.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Итоговые показатели выполняемых конкурсных заданий жюри определяет в соответствии с разработанными критериями оценок;

Для победителей конкурса, определяемых по наибольшему количеству баллов, устанавливаются три призовых места;

Итоги конкурса оформляются отчетом организатора олимпиады (Приложение 2).

Победители награждаются грамотами и ценными подарками;

В случае несогласия с оценкой, выставленной жюри, участник может подать письменную аппеляцию в течение часа после объявления результатов;

Обеспечивается гласность конкурса - по итогам конкурса выпускается молния с указанием призеров-победителей.

Приложение 1

        ВЕДОМОСТЬ

выполнения теоретического задания олимпиады по дисциплине «Экономика»

Раздел I. Тест 1.

Профессия НПО (СПО) -__________________________________________

Дата проведения - ____________________

Место проведения – кабинет «Экономики»

Группа -______________

краткое содержание конкурсного задания Включает 10 вопросов типа «Да/ Нет».

Они представляют собой высказывание, которое участник олимпиады должен оценить «верно» или «неверно». Каждый ответ оценивается в 1 балл. Всего 10 баллов.

Норма времени – 10-15 минут


участника

        по  

  жеребьевке

Вопросы теоретической части

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

Баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

        

Председатель комиссии        

         

          Члены  жюри

Приложение 2

        ВЕДОМОСТЬ

выполнения теоретического задания олимпиады по дисциплине «Экономика»

Раздел II. Тест 2.

Профессия НПО (СПО) -__________________________________________

Дата проведения - ____________________

Место проведения – кабинет «Экономики»

Группа -______________

краткое содержание конкурсного задания Включает 20 вопросов, каждый из которых содержит несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать единственный наиболее верный ответ. Каждый ответ оценивается в 2 балла. Всего - 40 баллов.

Норма времени – 30-35 минут


участника

        по  

  жеребьевке

Вопросы теоретической части

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

20

Баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Председатель комиссии        

         

          Члены  жюри

Приложение 4

        ВЕДОМОСТЬ

выполнения практического задания олимпиады по дисциплине «Экономика»

Раздел IV. Задача.

Профессия НПО (СПО) -__________________________________________

Дата проведения - ____________________

Место проведения – кабинет «Экономики»

Группа -______________

краткое содержание конкурсного задания Включает решение экономической задачи

Правильный  ответ оценивается в 5 баллов.

Норма времени – 15-20 минут


участника

        по  

  жеребьевке

Вопросы практической части (Задачи)

Сумма баллов

          20

1

2

3

4

Баллы

5

5

5

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Председатель комиссии        

         

          Члены  жюри

Приложение 3

ВЕДОМОСТЬ

выполнения задания олимпиады по дисциплине «Экономика»

Раздел III. Викторина

Профессия НПО (СПО) -__________________________________________

Дата проведения - ____________________

Место проведения – кабинет «Экономики»

Группа -______________

краткое содержание конкурсного задания Включает 30 вопросов. Необходимо правильно ответить на вопросы. Каждый ответ оценивается в 1 балл. Всего- 30 баллов.

Норма времени – 25-30 минут


участника

        по  

  жеребьевке

Вопросы теоретической части

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

30

Баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Приложение 5

                                      Итоговая ведомость

ФИО участника

  I раздел

II раздел

III раздел

IV раздел

Итого сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Председатель жюри

Члены жюри

ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ

для студентов  ОГБОУ СПО

 «Старооскольский техникум технологий и дизайна»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Раздел I. Тест 1.

Включает 10 вопросов типа «Да/ Нет». Они представляют собой высказывание, которое участник олимпиады должен оценить «верно» или «неверно». Каждый ответ оценивается в 1 балл. Всего 10 баллов.

Раздел II. Тест 2.

Этот раздел содержит 20 вопросов, каждый из которых содержит несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать единственный наиболее верный ответ. Каждый ответ оценивается в 2 балла. Всего - 40 баллов.

Раздел III. Викторина

Этот раздел содержит 30 вопросов. Необходимо правильно ответить на вопросы. Каждый ответ оценивается в 1 балл. Всего- 30 баллов.

Раздел IV. Задачи. Этот раздел включает решение задач.  Верное решение задачи оценивается в 5 баллов.

                                                     Раздел I. Тест 1.

Утверждение: «Рост дохода, при прочих равных условиях, приводит к увеличению спроса на нормальное благо» является нормативным.

1) да                        +2) нет

2. Все точки, лежащие на кривой производственных возможностей, соответствуют эффективному использованию ресурсов

                         +1) да                  2) нет

3.При вычислении коэффициента эластичности отношение больше единицы, то спрос считается неэластичным

                                     1) да                          +2) нет

4.Величина предложения (количество товаров, предложенное к продаже) не зависит от уровня цен

                                    1) да                            +2) нет

5. Первые банки появились на Древнем Востоке в YII – YI вв до н.э.

                                  +1) да                             2) нет

6.Дефляция – это длительное повышение цен на товары и услуги, продаваемые на внутреннем рынке страны

                                   1) да                               +2) нет

7.Облигация – это ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, удостоверяющая членство в обществе и дающая право на получение части прибыли в виде девиденда

                                  1) да                                      +2) нет

8.Демпинг -  означает ослабление национальной валюты

                                  1) да                                        +2) нет

9.Для экономики в состоянии спада характерны отрицательные чистые инвестиции

                                +1) да                             2) нет

10.Дивиденды по привилегированным акциям всегда  больше дивидендов по обыкновенным акциям

                                 +1) да                             2) нет

Раздел II. Тест 2.

Выберите один правильный ответ. Занесите ответы в таблицу ниже:

1.Какую функцию не могут выполнять деньги в экономике?

А) служить средством обращения;

Б) быть средством накопления;

В) являться средством бартера;

Г) служить мерой стоимости.

2.Коммерческие банки получают прибыль:

А) от производства товаров и продажи их по цене выше себестоимости;

Б) от перепродажи товаров промышленных компаний;

В) от ввоза импортных товаров и экспорта отечественных товаров;

Г) на разнице процентных ставок по кредитам и депозитам.

3.Что из ниже перечисленного обладает в России наиболее высокой ликвидностью?

А) Автомобиль «Ауди»;

Б) Рубли на срочном вкладе в Сбербанке;

В) Рубли на вкладе до востребования в Сбербанке;

Г) Дебетовая карта Сбербанка.

4. Символическими деньгами являются:

А) банкнота;

Б) пластиковые карты;

В) чековые книжки;

Г) все вышеперечисленное.

5. Экономисты говорят, что раскручивается инфляционная спираль, когда:

А) цены и зарплаты растут;

Б) цены растут, а зарплаты падают;

В) цены растут и валовой внутренний продукт растет;

Г) цены растут и валовой внутренний продукт сокращается.

6. Что из ниже перечисленного не приводит к инфляции предложения (издержек)?

А) повышение зарплаты в различных секторах экономики;

Б) увеличение количества денег в обращении, опережающее рост производства товаров и услуг;

В) рост цен на энергоносители;

Г) рост цен на сырье.

7. Предложение заключить договор именуют:

А) акцептом;

Б) офертой;

В) контрактом;

Г) аккредитивом.

8.Какая из нижеперечисленных организаций является коммерческой?

А) потребительский         кооператив;

Б) муниципальное унитарное предприятие;

В) фонд;

Г) религиозная организация.

9.Акция является:

А) долевой ценной бумагой;

Б) квалификационной ценной бумагой;

В) ордерной ценной бумагой;

Г) долговой ценной бумагой.

10.  Что из ниже перечисленного является примером стимулирования сбыта?

А) использование купонов, дающих их предъявителю право на скидку с цены;

Б) скидки и товарозачет старого изделия при покупке нового;

В) Предоставление покупателю пробного образца;

Г) все вышеперечисленное.

11. Что из ниже перечисленного может служить примером общественного блага?

А) уличный фонарь;

Б) метрополитен;

В) городская больница;

В) городская больница;

Г) государственный университет.

12.Снижение импортных тарифов и экспортных пошлин:

А) способствует развитию международной торговли;

Б) препятствует развитию международной торговли, т.к. делает внешнюю торговлю менее выгодной для государства;

В) может, как препятствовать, так и способствовать развитию международной торговли;

Г) не имеет последствий, т.к. на международную торговлю влияет только распределение сравнительных преимуществ между странами.

13.Какая из ниже перечисленных отраслей в наименьшей степени будет чувствительна к кризису (циклическому спаду)?

А) приборостроение;

Б) производство алюминия;

В) строительство коммерческих офисов;

Г) производство хлебобулочных изделий.

14.К косвенным налогам относятся

А) подоходный налог;

Б) налог на добавленную стоимость;

В) налог на наследство;

Г) таможенные пошлины.

15.Какое отрицательное последствие для России будет иметь либерализация торговли текстилем между Россией и Южной  Кореей?

А) снижение цен на текстиль в России;

Б) рост цен на текстиль в России;

В) снижение спроса на текстиль из Китая;

Г) снижение зарплаты работников текстильной промышленности в России.

16. Друг просит вас одолжить ему 2500 руб, обещая вернуть через два года 2900руб. Допустим, что самая высокая ставка процента по банковскому депозиту сроком на два года составляет 10% годовых. Согласившись на предложение друга, вы:

А) получите прибыль;

Б) остаетесь в убытке;

В) не выигрываете и не проигрываете в данной ситуации;

Г) радуетесь за друга, т.к. прибыль получает он.

17.Функция спроса на поваренную соль задана уравнением Q=100-6Р, а функция предложения поваренной соли- уравнением Q= 28+3Р. Здесь Q- количество продаваемой и покупаемой соли (тыс.кг в день), Р- цена

1 кг. Соли. Правительство устанавливает фиксированную цену на поваренную соль - 6 р /кг. В этом случае на рынке соли возникает:

А) равновесие;

Б) избыток;

В) дефицит;

Г) любая из перечисленных выше ситуаций.

18. При цене 70р. За экземпляр издательство продает 20тыс. экземпляров своего гламурного журнала. Если цена повысится до 80 р. За экземпляр, будет продано 10 тыс. экземпляров. Общие издержки издательства при прежнем тираже составляли  900тыс.р., а при новом тираже составят 600тыс.р. Таким образом, в результате повышения цены прибыль издательства уменьшится:

А)на 0 р.;

Б) на 100тыс.р;

В) на 200тыс.р.;

Г) на 300 тыс.р.

19.Экспорт и импорт страны равны соответственно 3 и 4,5 трлн.руб. Чему будет равен внешнеторговый оборот?

А) 13,5 трлн.руб.

Б) 1,5 трлн.руб.

В) 3,75 трлн.руб.

Г) 7,5 трлн.руб.

20.Продукция, произведенная в одном году, а проданная в следующем, входит в ВВП

А) по году производства.

Б) по году продажи

В) по году потребления.

Г) не входит в ВВП

Таблица ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

в

г

г

г

а

б

б

б

а

г

а

а

г

б

г

б

в

г

г

а

Раздел III.

ВИКТОРИНА

1.Денежное взыскание, накладываемое  за нарушение установленных правил. (Штраф)

2. Название денег в международном обращении. (Валюта.)

3. Разница между ценой реализации и себестоимостью продукции, ради которой ведется бизнес. (Прибыль.)

4. Место, где заключают сделки по продаже акций и облигаций. (Биржа.)        

5. Оператор на бирже. (Брокер.)

6. Операция, с помощью которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции. (Страхование.)

7. Учреждение, являющееся посредником между теми кто хочет дать деньги и теми кто их хочет взять на условиях возвратности, платности и срочности. (Банк.)

8.Средство, с помощью которого можно оценить стоимость чего - либо. (Деньги.)

9.Одна из форм торговли особо ценными товарами. (Аукцион.)

     10.Дача денег в долг на определенный срок. (Ссуда, кредит.)

11.Неплатежеспособность из-за отсутствия средств. (Банкротство.)

12.Договор, по которому одна сторона предоставляет другой стороне что-либо во временное пользование за определенную плату. (Аренда.)

13.Превышение доходов над расходами. (Дефицит)

14.Плата за перевозку грузов. (Фрахт)

15. Регулярное получение доходов с капитала, земли. (Рента)

16.Специальный государственный орган, производящий досмотр товара. (Таможня)

17.Разница между дебетом и кредитом. (Сальдо)

18.Доход, получаемый владельцем акции. (Дивиденд)

19.Экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу. (Безработица)

20. Разрешение, право на осуществление определенного вида деятельности. (Лицензия)

21. Обязательные платежи и сборы, взимаемые государством в бюджет. (Налог)

22. Вид предпринимательской деятельности, приносящий доход. (Бизнес, дело)

23. Вывоз за границу товара для иностранных покупателей. (Экспорт)

24.Ввоз товара из-за границы для продажи. (Импорт)

25. Принадлежность объектов определенным людям. (Собственность)

26.Человек, профессиональный управляющий, нанимаемый собственником имущества. (Менеджер)

27. Официальная денежная единица РФ? (Рубль)

28. Двигатель торговли. (Реклама)

29.Должник. (Дебитор)

30.Форма  хранения денежных средств. (Вклад)

Раздел IV.

Задача 1

Построить графики спроса, предложение огурцов по табличным данным.

Дать ответы на вопросы:

если цена огурцов изменится с 2 ден.ед/кг до 2,5 ден.ед./кг, то как изменится величина спроса?

определить равновесную цену за 1 кг огурцов и равновесный объём огурцов.

Цена, ден.ед/кг

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

Объём спроса

225

200

175

150

125

100

75

Объём предложения

75

100

125

150

175

200

225

Ответ.

Для построения графиков нужно отложить точки  спроса (предложения) на координатной плоскости и соединить их.

при Р=2 ден.ед,  QD =150 кг;

при Р=2,5 ден.ед, QD =125 кг (по табличным данным), 150-125=25 кг. Величина спроса уменьшилась на 25 кг;

 равновесная цена и объём определяются по таблице при условии QD = QS, РЕ = 2 де.ед,QЕ=150 кг. На графике равновесной цене и равновесному объёму соответствует точка пересечения графиков спроса и предложения (РЕ, QЕ)

                     Задача 2                                

Фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность

Определить показатели использования основных производственных фондов: фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность.

Дано: годовая сумма доходов-1760 млн.руб.;

среднегодовая стоимость основных производственных фондов-740 млн.руб

среднестатистическая численность работающих-350 чел.;

балансовая прибыль за год-330 млн.руб.


Ответ.


Решение:
 

1) фондоотдача=годовая сумма доходов/среднегодовая стоимость основных производственны х фондов=1760/740=2,38

2) фондоемкость=среднегодовая стоимость основных производственных фондов/годовая сумма доходов=740/1760=0,42

3) фондовооруженность=среднегодовая стоимость основных производственных фондов/среднестатистическая численность работающих=740/350=2,11

4) рентабельность=балансовая прибыль за год/годовая сумма доходов*100%=330/1760*100%=18,75%

Задача 3

1.Рассчитать среднегодовую стоимость основных фондов

2.Рассчитать стоимость основных фондов на конец периода

на 01.01.2011г Первоначальная стоимость основных фондов составила – 20458 т.руб

с 17.04.2011г Было введено в действие основных фондов на сумму  - 3003 т.руб

с 01.06.2011г Выбыло из эксплуатации основных фондов на сумму -707 т.руб

Ответ.

РЕШЕНИЕ:

Среднегодовая стоимость =  Основные фонды  +  Основ фонды введ  х  кол-во мес эксплуат  -

основных фондов                  на начало периода                                      12 мес

-       Основ фонды ликвидир  х   кол-во времени в ликвидации (мес)

                                                 12 месяцев

                     

1) Среднегодовая стоимость  =   20458  +   3003 х 8мес (с мая по декабрь)   -

      основных фондов                                                     12 мес

- 707 х 7 мес (с 01 июня по декабрь)  =  22047,6 т.руб

                           12 мес

Основные фонды  =  ОФ начало  + ОФ введ в экспл   - ОФ ликвидир

      на конец периода

           Основные фонды  =  20458 + 3003  - 707 = 22754 т.руб

            на конец периода

Задача 4

По данным, представленным в таблице, определить остаточную стоимость производственного оборудования по состоянию на 31 декабря отчетного года, если амортизация начисляется по кумулятивному методу.

Производственное оборудование приобретено и принято в эксплуатацию в апреле отчетного периода.

Исходные данные:

Показатели

Сумма

1. Начальная стоимость оборудования, тыс. руб

450

2. Срок полезного использования, лет

7

3. Ликвидационная стоимость, тыс. руб

48

Ответ.

Решение:

Оборудование приобретено в апреле отчетного года, следовательно, амортизация будет начисляться с мая, т.е. начиная с месяца, следующего за месяцем приобретения основных фондов.

При кумулятивном методе (методе суммы цифр лет) годовая норма амортизации определяется как отношение оставшейся на начало отчетного года срока службы основных средств к сумме лет. Исходя из того, что срок полезной эксплуатации составляет 7 лет, находим, что сумма цифр лет составляет 1+2+3+4+5+6+7=28.

Для определения годовой суммы амортизационных отчислений норма амортизации соответствующего года умножается на разницу между первоначальной стоимостью объекта и его ликвидационной стоимостью:

Год

Амортизационные отчисления, тыс. руб

Накопленная амортизация (износ), тыс.руб

Балансовая стоимость, тыс. руб

0

450,0

1

2

3

4

5

6

7

Итого

402,0

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к урокам экономики по учебнику Липсица 10-11 классы

Контроль знаний учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса по экономике. Проведение контроля позволяет определить уровень усвоения материала на разных этапах обучения, выявить типичные ошиб...

Методическая разработка урока по экономике ( Деловая игра по теме: «Экономические агенты. Предприятия и фирмы.»)

Методическая разработка урока по экономике.( Деловая игра по теме: «Экономические агенты. Предприятия и фирмы.») Разработка  может использоваться на уроках экономики. Предполагает проведение урок...

Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"

Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"...

методическая разработка урока по экономике

План-конспект урока и практической работы...

Методическая разработка урока по экономике по теме "Безработица", 11 класс

Методическая разработка урока по экономике по теме "Безработица", 11 класс...

Методическая разработка урока обществознания "Экономика и экономическая наука" 11 класс

Методическая разработка урока обществознания для учащихся 11 класса, а также для подготовки к ЕГЭ...

Методическая разработка по дисциплине "Экономика" на тему: "Банковская система РФ"

Методическая разработка по дисциплине "Экономика" на тему: "Банковская система РФ"...