Методическая разработка по дисциплине "Экономика" на тему: "Банковская система РФ"
методическая разработка по экономике (11 класс)

Бондаренко Оксана Валерьевна

Методическая разработка по дисциплине "Экономика" на тему: "Банковская система РФ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка313.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж»

Рассмотрено и одобрено                                                                   УТВЕРЖАЮ

на заседании ПЦК № 1                                                       Заместитель директора по учебной        

Протокол № _________ от                                                 работе ГПОУ ТО «ТЭК»

«_______» ______ 2020                                                   ______________ Е.В. Кошелева

Председатель ПЦК № 1                                                    «_______» _________ 2022

____________ М.И. Хейфец

Регистрационный номер_____________

Методическая разработка

по уроку на тему: «Банковская система Российской Федерации»

по дисциплине: «Экономика»

для студентов 1 курса специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

 

                                                                   

                                                                                 

                                                                                  Составил преподаватель: Бондаренко О.В.

Щекино 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………..4-12

1.1. Вступительное слово преподавателя…………………………………………………....4

  1. Методическая разработка урока по теме: «Банковская система Российской Федерации» дисциплина «Экономика»……………………………..……………4-18

Приложения ………………………………………………………………………………  13-17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….19        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность методической разработки урока Экономика по теме «Банковская система Российской Федерации» обусловлена тем, что изложенная методика урока направлена на развитие у студентов умение работать с дополнительной литературой, искать нужную

информацию в сети Интернет, умение решать задачи, навыки выбора более выгодного банка для сотрудничества.

        Целью данной методической разработки является достижение продуктивного уровня усвоения новых знаний, умений и навыков в процессе изучения темы «Банковская система Российской Федерации», рассмотреть виды банков и их основные функции в современной  экономике, роль Центрального банка в регулировании кредитно- денежной системы, выяснить суть кредитной эмиссии.

Тема: «Банковская система Российской Федерации» по дисциплине: «Экономика» в соответствии с календарно-тематическим планом изучается 2 часа.

При составлении опорного конспекта учитывались возможные затруднения студентов в усвоении отдельных наиболее сложных положений.

На современном этапе основными задачами дисциплины «Экономики» являются: особенности двухуровневой банковской системы, основные функции Центрального и коммерческих банков, и их роль в экономике, классификацию коммерческих банков, виды банковских операций и виды депозитов, основные принципы кредитования, цель создания и виды банковских резервов, дать представление о кредитной эмиссии и банковском  мультипликаторе.

Дисциплина «Экономика» позволяет формировать компетентности, которые

базируются на ценностях, знаниях, связанных с жизнью и потребностями общества, передового опыта, добытого им.

Занятие в целом носит эмоциональный характер, формирует интерес к изучению экономики.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Методическая разработка урока по теме: «Банковская система Российской Федерации» дисциплина «Экономика»

  1. Вступительное слово преподавателя

        Сегодня на занятии мы изучим тему: «Банковская система Российской Федерации». Трудно представить себе жизнь без банков. Банки  окружают нас повсюду. Ваши родители получают зарплату через банк.  Знакомые имеют пластиковые карточки, выданные банком для разных целей. И, конечно, каждый месяц ваши родители отправляются в банк для оплаты коммунальных услуг. А еще в банках обменивают валюту - например, рубли на доллары и доллары на рубли, покупают ценные бумаги компаний и государственные облигации, делают долгосрочные вклады. Современный

банк - это целый мир со своими правилами и законами. Для того чтобы составить целостное представление об устройстве денежной системы общества, нам необходимо иметь представление о современных банках, через которые идет денежный оборот, и той системе, которую они образуют в нашей стране. 

        Банковская система РФ – совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.

 Банковская инфраструктура — совокупность элементов, которые обеспечивают жизнедеятельность банков:

-  предприятия, агентства, различные службы, средства связи

-  информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение        

К уровням банковской системы РФ относятся:

- Центральный банк Росси

- кредитные организации коммерческие  банки и небанковские кредитные организации (клиринговые центры, валютные биржи)

Что такое банк?

Банк – это финансовый институт, осуществляющий операции с деньгами, предоставляющий финансовые услуги предприятиям, гражданам и другим банкам.

         

План урока

по дисциплине: «Экономика»

тема урока: «Банковская система РФ»

Тип урока: комбинированный 

Цель урока: 

1. Методическая:

- совершенствование методики проведения лекционного занятия с применением информационно-коммуникативных технологий;

 2. Дидактическая:

- формирование новых знаний студентов по теме урока с выделением основных черт изучаемого

- формирование общих и профессиональных компетенций студентов: развивать навыки сравнения, анализа, умения выделять главное, самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой, отстаивать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие профессиональных коммуникативных навыков;

3. Воспитательная:

- способствование формированию основных понятий банковской системы

4. Рассмотреть особенности банковской системы

Задачи урока:           

1.Рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике

2. Рассмотреть  роль Центрального банка в регулировании кредитно - денежной системы

3. Выяснить суть кредитной эмиссии.

Изучить:

-  особенности двухуровневой банковской системы;

- основные функции Центрального и коммерческих банков, и их роль в  экономике;

        -  классификацию коммерческих банков, виды банковских операций и  виды депозитов;

        - основные принципы кредитования;

        - цель создания и виды банковских резервов;

- дать представление о кредитной эмиссии и банковском  мультипликаторе;

Оборудование:

1. Мультимедийная установка;

3. Дидактические материалы;

4. Презентация

5. Задания для индивидуальной работы  (тесты);

Ход урока:

  1. Организационная часть.

Приветствие группы. Ознакомление студентов с темой и учебными целями урока.

Тема сегодняшнего занятия тесно связана с материалом и знаниями, полученными вами на предыдущих занятиях. Давайте вспомним тему «Деньги». Что собой представляет эта категория? (вопросы студентам)

        Что такое деньги? Каковы их функции? (деньги – средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.

        Выделяют пять функций денег:

  1. мера стоимости: установление стоимости товаров при помощи установления их цен
  2. средство обращения: обмен товаров на деньги и наоборот
  3. средство накопления: деньги уходят в хранилища, накопления
  4. средство платежа: выплата заработной платы, пособий, покупка товаров в кредит
  5. мировые деньги: международные расчеты, обмен валют

Какой металл в ходе исторического развития стали использовалось в качестве всеобщего эквивалента? (серебро и золото).

Почему именно серебро и золото были главными денежными товарами, а стойкие и высоко ценимые бриллианты – нет? (можно легко проверить подлинность монет из металла, можно легко изготовить монеты с одинаковым содержанием металлов и следовательно со стандартной ценностью)

Какими качествами должны обладать деньги? (стабильностью, портативностью, долговечностью, однородностью, делимостью)

        Мы с вами уже вспомнили, что одна из функций денег это функция накопления.         Как вы можете поступить с вашими сбережениями? 

        Примерные ответы студентов:

        - мы можем хранить их дома;

        - можно купить драгоценности или антиквариат;

        - можно отнести в банк.

        Вспомним героя комедии «Иван Васильевич меняет профессию» актера Леонида Куравлева (студентам предложено просмотреть отрывок)

        О чем говорит данный отрывок?

        «Деньги желательно хранить в сберегательной кассе»

        Так как же поступать гражданам, чтобы их деньги были под надёжной защитой и даже приносили доход?

Так что же такое сберегательная касса или банк с экономической точки зрения мы сегодня с Вами и выясним.

        Поэтому, сегодня на уроке у нас с вами разговор будет интересный и увлекательный. Мы окунемся в мир банковской деятельности, т.к. сегодня гражданину необходимо владеть информацией о банках и их деятельности!

  1. Изучение новой темы 

Предлагаю выступить с домашним заданием студентов по темам: «Возникновение и развитие банков» и «История банковской системы России.          ( Приложение 1)

        Сегодня трудно представить себе жизнь без банков. Банки окружают нас повсюду. Ваши родители получают зарплату через банк, бабушки и дедушки – пенсию. У них есть пластиковые карточки, выданные банком для разных целей. У ваших родителей обязательно есть опыт обращения в банк за кредитом – для какой-то крупной покупки, которая требует больших денежных средств и сразу семья не может их выделить. И, конечно, каждый месяц ваши родители отправляются в банк для оплаты коммунальных услуг. А еще в банках обменивают валюту – например, рубли на доллары и доллары на рубли, покупают ценные бумаги компаний и государственные облигации, делают долгосрочные вклады.

        Современный банк – это целый мир со своими правилами и законами.

        Слово «банк» происходит от итальянского «banco» и переводится как «стол», «скамья».

        Банки – весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что впервые  банк возникли ещё на Древнем Востоке в VII-VI вв. до н.э., когда уровень  благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении  приемлемого уровня текущего потребления. Затем эстафету подхватил Древняя Греция. Здесь наиболее чтимые храмы стали принимать деньги ни хранение на время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища. Но едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей - купцов и ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату! Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики – владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением.

         В Англии капиталистическая банковская система возникла в XVI веке.

        В современном мире банк – это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от субъектов, у которых они временно высвобождаются, и предоставление их тем, кому они сейчас необходимы (записывают определение банка).

        Однако Вы знаете, что банков может быть много, они имеют различные названия и условия осуществления банковских операций, и мы выбираем тот, который нам больше подходит.

        Совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции, называется банковской системой. (запишите определение в тетрадь).

 Рассмотрим уровни банковской системы.

        В развитых странах таких, например как США существует многоуровневая банковская система. Однако таких стран в мире немного и в основном в большинстве стран мира развита двухуровневая банковская система.

Первый уровень – Центральный банк.

        Второй уровень – коммерческие банки и кредитно-финансовые организации.

К коммерческим банкам относят универсальные, сберегательные, депозитные, инвестиционные, ипотечные.

Кредитно-финансовые организации – это страховые компании, кредитные общества, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды.

Центральный банк (centralbank) – главный банк страны, который имеет исключительное право на эмиссию национальной валюты и контролирует деятельность других банков.

В разных странах он может иметь название либо Центральный банк (Россия, Донецкая Народная Республика) либо Национальный (Украина, Белоруссия). 

https://cf.ppt-online.org/files/slide/w/Wvj5Vs6r2nwuydg4DBtCZLi9zleOaSHmTIP3JA/slide-5.jpg

        Что относится к видам и функциям банков. 

        Банк - это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются, и представляют их тем, кому они сейчас необходимы.

        Центральный банк – это главный банк страны, который действует как банкир государства и всей кредитной системы.

Практически во всех странах банковская система организована по одному и тому же принципу двух уровней банков.

1 уровень

Центральный банк - главный банк страны, который имеет исключительное право на эмиссию национальной валюты и контролирует деятельность других банков.

Основные функции Центрального банка:

- осуществляет монопольное право выпуска кредитных денег (банкнот);

- регулировать обращение денежной массы в стране и обменный курс национальной валюты;

- хранить централизованный и золотой запас;

- быть главным банкиром и финансовым консультантом правительства;

- оказывать помощь правительству в управлении бюджетом;

- оказывать разнообразные услуги и другим кредитным учреждениям и контролировать работу других банков;

- проводить денежно-кредитную политику.

2 уровень

        2 уровень кредитной системы представлен коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами: физическими или юридическими лицами.

Коммерческий банк - фирма, которая занимается привлечением сбережений домохозяйств и других фирм на депозиты и выдачей кредитов.

Функции коммерческих банков:

- открытие и ведение денежных счетов

- предоставление кредитов для нужд граждан и деятельности фирм

- обмен валюты

- покупка и продажа ценных бумаг

- осуществление безналичных расчетов

        Перейдем к рассмотрению понятий:  эмиссия денег, норма обязательных резервов банка, ключевая ставка.

hello_html_6ed29654.png

        Эмиссия денег (от фр. émission – выпуск) – это выпуск в обращение новых денег, который приводит к увеличению всей денежной массы в обращении (запишите определение в тетрадь).

        Во взаимодействии с Правительством ЦБ разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, цель которой обеспечение такого уровня внутреннего производства, при котором наблюдаются полная занятость ресурсов и низкая инфляция. Для этого ЦБ использует три основных инструмента:

        1.Операции на открытом рынке - деятельность центрального банка по купле и продаже ценных бумаг на открытом рынке. Центральный банк, осуществляя покупку ценных бумаг, увеличивает денежную массу в обращении, тем самым повышая ликвидность банков (политика экспансии), что с одной стороны дает банкам возможность увеличить объемы кредитования предприятий и населения, а с другой — провоцирует рост инфляции. Тогда, для снижения инфляции Центральный банк осуществляет обратную операцию — изъятие излишка денежной массы через продажу как собственных, так и государственных облигаций, что влечет за собой сокращение банковских резервов, снижение объемов выданных кредитов и их удорожание, тем самым стимулируя снижение инфляции (политика рестрикции).

        2. Норма обязательных резервов банка (НОР) - это установленная законом норма обязательств кредитной организации по привлекаемым вкладам, которая должна быть передана на хранение в ЦБ. Она может храниться в виде депозита или в наличном виде. Также она является гарантийным фондом, за счет которого обязательства перед клиентами будут исполнены в полном объеме.

НОР устанавливается в виде процента от суммы вкладов банка. В зависимости от типа вклада, может изменяться его величина прямо пропорционально ликвидности. Чем крупнее банк, тем больше будет для него норма.

        3. Ключевая ставка  - это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России (ЦБ РФ) предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1неделю

        Рассмотрим кредитование и принципы кредитования.

        Термин “кредит” происходит от латинского “creditum” - ссуда, долг. Кредит имеет денежную природу. Банк как посредник аккумулирует временно свободные средства, формируя ссудный капитал, и предоставляет его во временное распоряжение тем лицам, которые испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на определенных условиях. Кредит - форма движения ссудного капитала.

Классификация кредитов

По обеспечению:

Необеспеченные (бланковые)

Залоговые

 Гарантированные

Застрахованные

По срокам кредитования:

До востребования

Краткосрочные (до 1 года)

Среднесрочные (от 1 г. до 3 л.)

Долгосрочные (свыше 3 лет)

По методам погашения:

В рассрочку (частями, долями)

С единовременным погашением (на определенную дату)

По видам ссудных счетов

Простые (обычные)

Специальные

 Контокоррентные

Овердрафт

По основным группам заемщиков

• Физические лица

• Юридические лица

• Отраслевая направленность

• Организационно правовая форма

Формы обеспечения кредитов

Банковская гарантия.

Залог (движимого имущества, недвижимого имущества, имущественных прав).

Поручительство (юридических лиц, физических лиц).

Неустойка (пени, штраф).

Принципы современной системы кредитования в России:

1) Цена кредита (ставка ссудного процента) определяется соотношением спроса на кредитные ресурсы и предложением; естественно с учетом денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

2) кредитование осуществляется на договорной основе, обязательства кредитора и заемщика имеют реальную юридическую силу;

3)  переход от кредитования объекта - государственного предприятия к кредитованию субъекта кредитных отношений – заемщика;

4) демонополизация единого ссудного фонда, кредитные ресурсы формируются каждым банком самостоятельно;

5) Банк России может оказать косвенное воздействие на размер ресурсов путем установления экономических нормативов вместо лимитов кредитования

Принципы кредитной политики https://xn--e1aogju.xn--p1ai/upload/000/u1/1811/4415bbae.jpeg.webp https://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza14/8190227304832.files/image009.png

3. Закрепление изученного материала:

Задание 1: соотнести название  коммерческого банка и выполняемые функции (в таблице указать стрелками) Приложение 2

Задание 2. Выполнение тестовых заданий Приложение 3

Приложение 1

Тема: «Возникновение и развитие банков»

        В качестве всеобщего эквивалента в ходе исторического развития стали серебро и золото.  Известно, что еще в древнейших государствах практиковались операции по приему вкладов. Занимались этим либо частные лица, либо церковные учреждения. Так, знаменитые греческие храмы (Дельфийский, Эфссский) были одновременно и своеобразными банковскими учреждениями.

Многие храмы Древней Греции и Рима осуществляли хранение денег и выдачу ссуд. Относительно высокая стабильность храмового хозяйства служила важным условием поддержания денежного обращения.

        Храмы производили основные денежные операции, способствовали зарождению кредитных операций, осуществляли расчетно - кассовые операции, совершенствовали платежный оборот.

Растущее общественное разделение труда, обособление ремесел и промыслов увеличивало количество торговых сделок и платежей. При наличии коммерческих рисков и затруднений необходима была концентрация денежных запасов. Она стала возможной при создании «торговых домов». Первые банки — «деловые дома» получили в Нововавилонском царстве (VII-IX вв. до н. э.). Среди многообразных функций, которые они выполняли, были и чисто банковские: прием и выдача вкладов, предоставление кредита, учет векселей, оплата чеков, безналичный расчет между вкладчиками, финансирование внутренней и внешней торговли.

        Отдельно возникла потребность в обмене денег. В средневековой Европе не существовало единообразной системы монет, торговля велась монетами разных государств, городов и даже частных лиц. Все монеты имели разный вес, форму и номинал. Поэтому нужны были специалисты, разбирающиеся в монетах и способные вести обмен. Эти специалисты располагались со своими обменными столами в местах оживленной торговли. Поэтому слово «банк» происходит от итальянского banco, означающее стол, за которым сидел меняла.

        Люди, занимающиеся сохранными операциями и обменом денег, понимали, что собранные богатства используются непроизводительно, лежат без движения. Если же хотя бы часть имеющихся средств отдавать во временное пользование, то можно получать существенную выгоду. Так возникли ссудные (кредитные) операции, в основе которых лежала передача денег на срок с обязательным возвратом с уплатой процента. Залогом при этом выступали дома, корабли, драгоценные вещи, скот, рабы.

Поскольку у одного банкира могли обслуживаться несколько людей, связанных между собой взаиморасчетами, то постепенно возникла потребность в проведении операций по расчетному обслуживанию клиентов. Первоначально они осуществлялись следующим образом. Каждый вкладчик в банке имел свой счет в форме таблицы с обозначением его имени. В таблице отражалось движение (приход или расход) денег. Если требовалось отдать деньги другому вкладчику, то не было необходимости делать это наличными деньгами. Все операции проводил банкир на основе либо устного, либо письменного приказа вкладчика. При этом соответствующие изменения вносились в таблицы лиц, участвовавших во взаиморасчетах. Эти простейшие услуги образовали первые формы безналичных расчетов.

Тема «История банковской системы России»

        Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада.

        В России положение о защите кредитора, об условиях возврата займа было определено ещё в статьях Русской Правды Владимира Мономаха.

Первые банковские учреждения возникли в России как государственные (казённые).

        Частные коммерческие банк стали создаваться в царствовании Екатерины второй, когда появились первые бумажные деньги - ассигнации. Первый общественный заёмный городской банк был создан из добровольных пожертвований купцов, мещан и ремесленников в Вологде в 1785годую Государственный банк России был образован в 1860

Приложение 2

Виды коммерческих банков

Название

Функции

Сберегательный

Выдают кредиты для внедрения в производство научно-

технических изобретений и нововведений

Инвестиционные

Выдают долгосрочные кредиты предприятиям на

различные проекты, т.е. осуществляет денежные вложения

в производство и строительство на длительный срок

Инновационные

Предоставляют своим клиентам возможность за плату

хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги,

вещи и др.)

Ипотечные

Выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества.

Сейф-банк

Это крупные банки региона: “Золото-Платина банк,

Уральский банк реконструкции и развития, Инкомбанк и

др.

Ломбард

Банки, которые выдают кредиты в валюте разным

государствам: Всемирный банк, или Международный банк

реконструкции и развития. Органы его управления

находятся в г. Вашингтоне в США.

Региональные банки

Разновидность банка (кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды

составляет лишь часть реальной стоимости заложенной

вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

Международные банки

Хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный;

выдают в долг денежные ссуды;

выполняют различные расчетные операции с населением;

покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов

Приложение 3

ТЕСТ

Задания

1. Найдите основную функцию ЦБ:

А) срочные вклады

Б) предоставление кредитов

В) эмиссия денег

Г) оплата чеков

2. К активным операциям банка относится:

А) выдача кредитов

Б) прием вкладов

В) накопление прибыли

Г) создание резервов        

3. Увеличение учётной ставки ЦБ, скорее всего, приведёт:

А) к снижению процентов по кредитам

Б) к увеличению процентов по кредитам
В) никак не скажется на ссудном проценте

4. Кто проводит обслуживание государственного бюджета:

А) государственный банк

Б) коммерческий банк

В) инвестиционная компания

5. Центральный банк:

А) собирает налоги

Б) хранит все наличные деньги

В) обеспечивает устойчивость рубля

6. Коммерческий банк:

А) хранит золотовалютные резервы страны

Б) выдаёт кредиты фирмам

В) проводит кредитно-денежную политику страны

7. Какой из перечисленных, коммерческий банк выдаёт кредиты под залог имущества:

А) сбербанк

Б) ломбард

В) инвестиционный банк

8. Определите соответствие. (У цифр левой колонки поставьте соответствующие буквы из правой):

Понятия

Характеристики

1

Банк

А) вклады

2

Банковская система

Б) банковские операции по формированию прибыли банка

3

Центральный банк

В) эмиссионный центр страны

4

Депозиты

Г) операции, связанные с формированием банковского капитала

5

Инвестиционный банк

Д) совокупность банков страны

6

Пассивные операции банка

Е) посредник, привлекающий свободные денежные средства

7

Активные операции банка

Ж) долгосрочное кредитование под строительство и производство

Ответы:

  1. В
  2. А
  3. Б
  4. А
  5. В
  6. Б
  7. Б
  8. 1-Е, 2-Д, 3-В, 4-А, 5-Ж, 6-Г, 7-Б

        4. Заключительное слово преподавателя

Подводя итоги нашего занятия, можно отметить, что материал усвоен, все справились успешно с заданиями. Озвучивается домашнее задание. Выставляются в журнал оценки.

Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Чему учились на уроке?

Какая информация самая необходимая в современном мире?

Какой этап урока наиболее понравился? Почему?

Что получилось и что не получилось на уроке?

Задание на дом: Написать эссе - 1 страница по одной из предложенных тем:

  1. Тема: «Самый безопасный способ удвоить деньги - это сложить их вдвое и положить в собственный карман»
  2. «Банкир – это центральная фигура. Он держит на своих плечах весь мир»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок по теме: «Банковская система Российской Федерации» прошел успешно, продемонстрировав высокую эффективность данной разработки: цель урока была достигнута, обучающиеся показали хорошие результаты и перешли на продуктивный уровень. Банковская система РФ – долгий и кропотливый процесс, но данный урок внес значительный вклад в формирование самосознания обучающихся.

На всех этапах урока были созданы условия для формирования ключевых компетенций: эмоционально-психологических, регулятивных, социальных, учебно-познавательных и творческих компетенций, компетенций самосовершенствования. По итогам анализа проведенного урока автором составлена таблица, отражающая поэтапное формирование ключевых компетенций на различных этапах открытого урока. Стоит отметить, что значительное внимание уделено развитию компетенций самосовершенствования (контролю собственной деятельности, оцениванию ее результатов, применение знаний и умений на практике, извлечение пользы из полученных знаний, приобретенного опыта).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (изменения 30.12.2021 года)
  2. Федеральный закон № 395-1 от 2.12.1990 года  «О банках и банковской деятельности» (изменения 02.07.2021 года)
  3. Банки и небанковские кредитные организации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под.ред. Е.Ф. Жукова. – М.:, 2019 год
  4. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Под. ред. проф. Н.Ф. Самсонова, М.: ИНФРА, 2019 год
  5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под. ред. проф. Н.Ф. Соколова. – М.: ИНФРА-М, 2019 года

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека"

В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику  М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология  Человек 8 клас...

Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

Методическая разработка урока "Знаки и знаковые системы" 8 класс

Какие заки нас окружают. Речь идет о тестовых и числовых символах. Язык музыки, дорожные знаки, штрих-коды, сиганльные ходы, почтовые индексы и т.д....

Методическая разработка урока на тему "Бюджетная система Российской Федерации"

Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам.  Методическая  разработка ...

Методическая разработка урока на тему "Бюджетная система Российской Федерации"

Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам.  Методическая  разработка ...

Методическая разработка урока по теме "Политическая система. Территориальное устройство США. Обучение говорению"

Данная разработка предназначена для классов, работающих по УМК Кауфман "Happy English"  и направлена на отработка грамматического материала по теме "Пассивный залог", а также развитие навыков гов...