Методическая разработка урока по экономике по теме "Безработица", 11 класс
методическая разработка по экономике (11 класс) на тему
Методическая разработка урока по экономике по теме "Безработица", 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_ekonomike_po_teme_bezrabotitsa_11_klass.odt | 45.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №10. «Б Е З Р А Б О Т И Ц А»
10.11.2016г., 11 класс
учитель экономики МБОУ
«Новосельская средняя школа»
Г.А. Шкурко
Цели урока:
- ознакомление обучающихся с особенностями рынка труда и с таким проявлением нарушения макроэкономического равновесия, как безработица;
- рассмотрение показателей, характеризующих безработицу;
- изучение причин, видов и последствий безработицы;
- определение взаимосвязи между ВВП и уровнем безработицы;
- ознакомление с основными мерами государства по регулированию уровня безработицы;
- систематизирование изученного материала.
Тип урока: комбинированный урок с интерактивными элементами.
Ход урока:
(3мин.) *Проверка домашнего задания по теме «Инфляция»:
1. Спросить формулы расчета ИПЦ и Темпа инфляции (запись на доске!)
ИПЦ= (стоимость потребительской корзины текущего года / стоимость потребительской корзины базового года) х 100%; Темп инфляции=(ИПЦ1-ИПЦ0) / ИПЦ0 х 100%;
2. №6 (выгоды и потери от инфляции); 3. №7 (ИПЦ за 3 года = 59%) стр.60 Практикума
(7мин.) Введение.*Формулирование совместно с обучающимися темы и целей урока.
? Какие еще проявления нарушения макроэкономического равновесия, кроме инфляции, изучает макроэкономика?
Ответ: экономические спады, безработица - запись темы урока.
Составляем план работы по теме с помощью «Метода кубирования»
(задать вопросы по одному разным обучающимся — помощник записывает на листе, зачитывает целиком, вывешивает на доске): БЕЗРАБОТИЦА
- Какая она? ( 3 прилагательных)
- Ассоциации: что вы представляете, когда слышите это слово?
- На что она похожа (по разным критериям — несколько сравнений)?
- Анализ: из чего состоит (составные части)?
- Аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» (оцениваем, что хорошо, что плохо).
- Применение: зачем это нужно?
Таким образом, нам предстоит рассмотреть на уроке следующие вопросы:
( На доске вывесить распечатанный ПЛАН УРОКА, записать его в тетради)
1. Условия равновесия рынка труда (понятие безработицы).
2. Кто они — безработные?
3. Расчет уровня безработицы.
4. Виды безработицы.
5. Последствия безработицы и меры по ее снижению.
Рядом с планом урока вывесить список понятий, обсудить...
Понятия: *безработица, *экономически активное население (рабочая сила), *безработные и занятые, *уровень безработицы, *безработица фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, скрытая, подавленная и естественная, *мобильность трудовых ресурсов, *закон Оукена, *предельная продуктивность труда, *равновесная заработная плата, *полная занятость, *монопсония.
- Где можно посмотреть определения понятий?
- Зачем они нужны?
*Изучение нового материала.
№1. УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ РЫНКА ТРУДА (понятие безработицы).
(3мин.) Лекция. Одним из видов производственного ресурса является ТРУД
(рабочая сила: физические и умственные способности человека).
1.1.Особенности рынка труда:
- стороны: покупатель — фирмы (прямо или через посредников: Биржы труда, Центры занятости, Курсы переподготовки и т.п.), а продавцы — собственники ресурса (наемные работники);
- собственник рабочей силы — живой человек (биосоциальное существо со своими возможностями, способностями и потребностями);
- продавая свою рабочую силу (физические и умственные способности, живой труд), наемный работник остается ее собственником;
- совокупное предложение труда зависит от демографических показателей (смертность, рождаемость);
- индивидуальное предложение зависит от мотивации человека (собственника ресурса);
- общий рынок труда объединяет рынки разных профессий;
- главный регулятор рынка труда — государство (минимальная з/п, социальные гарантии, Трудовой кодекс);
- влияние профсоюзов (борьба за повышение зарплаты, соц. пакет).
1.2.(3мин.)*Равновесие на рынке труда:
пересечение кривых Ls и Ld в точке Wе (равновесной з/п).
В условиях рынка полная занятость подразумевает наличие безработных!
(Начертить график на доске или показать на экране)
- *Спрос на труд (Ld) зависит не только от уровня средней з/п в отрасли и спроса на производимую продукцию, но и от MPL — предельной продуктивности труда (дополнительного последнего работника).
Фирма нанимает работников до тех пор, пока доход от продажи произведенного новым работником продукта не меньше его з/п (W).
Следовательно: MPL=W - это граница эффективности
использования трудового ресурса
Закон спроса: чем выше з/п, тем ниже величина спроса на труд
Чем выше W, тем ниже величина Ld (обратная зависимость).
NB: Когда в отрасли один работодатель — это монопсония рынка труда.
- *Предложение труда (Ls) зависит от выбора работника, как его собственника, между удовлетворением, получаемым им от W и от свободного времени.
При очень высокой ставке W работники начинают отказываться от нее в пользу свободного времени и кривая Ls разворачивается к оси W, т.е. величина Ls снижается (исключение из закона предложения, цена растет, а величина предложения падает - показать на графике!)
Определение безработицы — превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, т.е. наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму по своей специальности или трудоустроиться вообще.
№2. КТО ОНИ — БЕЗРАБОТНЫЕ? (5мин.)
- работа обучающихся с учебником
2.1. *Критерии, по которым человека в трудоспособном возрасте
(от 14 до 55/60 лет - пенсия) относят к безработным (по законам РФ: ТК, «О занятости...» и МОТ — обучающиеся сами читают учебник с.296-297, учитель рисует схему на доске по рекомендациям обучающихся):
- не имеет работы; - ищет работу; - готов приступить к работе; -зарегистрирован в Центре занятости!
(РИС.)
2.2. *Понятия: нетрудоспособное население,
трудоспособное население = экономически неактивное и экономич. активное
(рабочая сила: занятые + безработные)
н а р и с о в а т ь с х е м у н а д о с к е или показать на экране
ПОСТОЯННОЕ НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ | |||
НЕТРУДО-СПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ | ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ | ||
ЭКОНОМИ-ЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ | ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (РАБОЧАЯ СИЛА) | ||
ЗАНЯТЫЕ | БЕЗРАБОТНЫЕ |
2.3. Закрепление понятий:
? временно отсутствующие на работе забастовщики (З)
? выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии (З)
? студент дневного отделения университета (экономически неактивное население)
? 13-летний подросток, обучающийся в школе (экономически неактивное население)
? шахтер, получающий пенсию по инвалидности (экономически неактивное население)
? женщина - домохозяйка, ухаживающая за детьми и не ищущая работу (эк. неакт.)
? библиотекарь уволилась по собственному желанию, т.к. окончила педагогический институт и ищет работу по специальности (безработная)
? Работник завода, который работает 3 дня неделю (занятый)
? Экономист планового отдела фирмы попала под сокращение (безработный)
? Военный летчик вышел на пенсию в 35 лет и работать больше не хочет (эк. неакт. нас.)
? Женщина в декретном отпуске (занятая)
? Инженер уволен при ликвидации предприятия, стоит на учете в Центре занятости (б/р)
? Бывший военнослужащий стал предпринимателем (занятый)
? Лицо отбывающее уголовное наказание в тюрьме (экономически неактивное нас.)
? После окончания срока контракта работник нашел новую работу и ждет ответа от работодателя (безработный)
№3. РАСЧЕТ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
(2мин.) *На основании сведений о численности рабочей силы, безработных и занятых, можно определить уровень безработицы в стране -
долю безработных в общей численности рабочей силы страны
(можно посчитать и по разным видам безработицы).
Ф О Р М У Л Ы:
Уровень безработицы =
(Численность безработных / Численность рабочей силы) х 100%
Численность рабочей силы =
Численность безработных + численность занятых
(все экономически активное население)
Численность рабочей силы (L) =
Трудоспособное население - экономически неактивное
Численность безработных =
(Уровень безработицы х рабочую силу) / 100
Задача (1мин.):
Условия:
Если всего населения — 100 млн. человек,
рабочей силы — 50 млн.,
фактически работающих — 47 млн.
Вопрос: определить уровень безработицы.
Р Е Ш Е Н И Е :
1) Численность безработных = 50 - 47 = 3 млн.;
2) Уровень безработицы = 3 / 50 = 0,06
(Ответ — 6%).
№4. (5 мин.) *ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
4.1. САМИ читают учебник (по 4-м рядам — дают определения и примеры:
- фрикционная (с.298), структурная (с.298),
- циклическая (с.302), сезонная (с.300);
4.2. Учитель поясняет понятия фактической, естественной
(+ скрытой и подавленной) безработицы:
Фактический уровень безработицы=
уровни фрикционной + структурной + циклической безработицы
Уровень естественной безработицы=
фактический уровень безработицы - уровень циклической безработицы
4.3. Закрепление:
Определите вид безработицы
(Фрикционная, Цикличная, Структурная, Сезонная, Скрытая) :
? Работник металлургического комбината уволен во время экономического кризиса (Ц)
? Воспитательница детского сада уволилась с работы в г.Евпатория в связи с переездом семьи в г. Краснодар (Ф)
? Работники завода, изготавливавшего оружие, уволены из-за перепрофилирования производства на изготовление сельскохозяйственной техники (С)
? Выпускник техникума впервые ищет работу (Ф)
? Высококвалифицированный бухгалтер ищет работу с более высокой зарплатой (Ф)
? Шофер, потерявший работу в связи с травмой руки, ищет более легкую работу (Ф)
? Работники магазина уволены из-за банкротства предприятия во время спада деловой активности (Ц)
? Женщина уволилась с работы для ухода за больным отцом (Ф)
? Официанты уволены с работы из-за окончания летнего периода (Сез.)
? Работники химического комбината переведены на сокращенную рабочую неделю в связи с рецессией (Скр.)
№5. ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕРЫ ПО ЕЕ СНИЖЕНИЮ
5.1. (7мин.)* У всего есть + и -.
- Обсудить пример из учебника на стр.303 про СССР -
«очень дорогая цена» (для экономики плохо, для людей хорошо).
- Сечас наоборот: для экономики — ХОРОШО (Безработица не превышающая 3-5% приемлема для экономики и даже нужна - свободные руки для структурной перестройки, мотивация хорошо работать).
Но! МИНУСЫ: Каково людям, собственникам рабочей силы?
Законы экономики безразличны к людям: человек - экономический фактор.
Негативные последствия безработицы -
СНАЧАЛА САМИ ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ
(ответы обучающихся опираются на их социальный и учебный опыт)
затем обсуждение информации из учебника и решение задачи
Экономические | Социальные | Моральные |
Закон Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы на 1% (т.е. уровень циклической безработицы=1%), то реальный ВВП будет меньше потенциального на 2,5% (Решить задачу: Фактический ВВП = 100000 у.е. Естественный уровень безработицы=7%, фактический уровень безработицы=9%. Каким должен был бы быть потенциальный ВВП по закону Оукена? (желающий у доски, все в тетрадях - кто быстрее) Решение: 1) 9%-7%=2% (уровень циклической б/р) 2) 2% х 2,5%=5% (превышение в % потенциального ВВП над фактическим) 3) 0,05 х 100000=5000 у.е.(превышение) 4) 100000+5000=105000у.е. (потенциальный ВВП). ОТВЕТ: 105000 у.е. | - ограниченные размер и время выплаты пособия - потеря квалификации и профессиональных навыков - снижение благосостояния - распад семей - рост преступности... | - потеря надежды найти работу; - потеря самоуважения; - чувство ненужности - падение моральных устоев.. |
5.2. Объединить обучающихся в 3 группы, раздать задания - таблицы, обсуждают один вид безработицы (2мин.), и один представитель от группы выступает с пояснениями - как указанные меры работают
(по 1 минуте). Всего - 5 мин.
Меры по снижению уровня безработицы | |
Естественная безработица (фрикционная, структурная, сезонная и другие виды, не связанные с экономическими спадами) | - улучшение информационного обеспечения безработных о конъюнктуре рынка труда - повышение мобильности рабочей силы |
Структурная безработица | - переобучение и переквалификация - помощь в открытии собственного дела |
Циклическая безработица | - создание условий для роста спроса на товары - протекционизм - создание условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику России - создание условий для предотвращения вывоза капитала заграницу |
Подведение итогов (перед домашним заданием и выставлением оценок):
Повторить «Метод кубирования» по теме (7мин.):
1) Безработица - какая она? ( 3 прилагательных)
2) Ассоциации: что вы представляете, когда слышите это слово?
3) На что она похожа (по разным критериям - несколько сравнений)?
4) Анализ: из чего состоит (составные части)?
5) Аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» (оцениваем, что хорошо, что плохо).
6) Применение: зачем это нужно?
(помощник записывает на листе, вывешивает на доске листик рядом с тем, который составили вначале урока, зачитатывает для сравнения)
!!! Вопросы ко всем:
? Есть разница? (ДА / НЕТ)
? В чем она?
? Почему так произошло?
? Зачем мы повторяли это упражнение?
(путем сравнения отследить результат урока —
ЧТО ИМЕННО ИЗМЕНИЛОСЬ в наших представлениях о безработице и
в оценке этого социально-экономического явления).
Д/З (2мин.):
- для всех: глава 11 учебника, выучить понятия и формулы, решить задачи (см. пособие).
Дополнительно для желающих*
(распечатать задания на листиках и раздать):
Д/З- выяснить размер, продолжительность, условия и порядок получения пособия по безработице в России;
Д/З- найти свежие статистические данные по безработице у нас в стране и сравнить их с данными по Испании, Филиппинам, США, Молдавии, Болгарии (распределить среди обучающихся);
Д/З- найти информацию по введению в РФ налога на безработных с комментариями главы правительства Д. Медведева (индивидуальное дополнительное задание)*.
Темы для эссе:
1. Профориентация должна ориентировать молодежь на новые специальности, которые будут востребованы в стране в ближайшие годы.
2. Молодежи необходима помощь государства в трудоустройстве.
3. Одна из причин безработицы в нашей стране - низкая мобильность рабочей силы.
4. Составить развернутый план ответа на вопрос:
*Основные факторы дифференциации заработной платы (цены труда):
Выставление оценок (2мин.):
Все кто считает, что заработал на уроке оценку -
озвучивает на какую оценку претендует и обосновывает за что... выставление оценок.
Всем спасибо за работу!
Желаю никогда не пострадать от безработицы!
( П Р И Л О Ж Е Н И Я )
Б Е З Р А Б О Т И Ц А
1. Какая она?
(три прилагательных)
2. Ассоциации:
что вы представляете, когда слышите это слово?
3. На что она похожа?
(по разным критериям —
несколько сравнений)
4. Анализ:
из чего состоит (составные части)?
5. Аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ»: (оцениваем:
что хорошо, что плохо).
6. Применение:
зачем это нужно?
П Л А Н У Р О К А :
Введение
1. Условия равновесия
рынка труда
(понятие безработицы).
2. Кто они — безработные?
3. Расчет уровня безработицы.
4. Виды безработицы.
5. Последствия безработицы и меры по ее снижению.
Итоги
Понятия:
*безработица
*экономически активное население
(рабочая сила)
*безработные и занятые
*уровень безработицы
*безработица фрикционная, структурная, циклическая
*безработица сезонная, скрытая, подавленная и естественная
*мобильность трудовых ресурсов
*закон Оукена
*предельная продуктивность труда (MPL)
*равновесная заработная плата (Wе)
*полная занятость
*монопсония.
Особенности рынка труда:
- стороны: покупатель — фирмы (прямо или через посредников: Биржы труда, Центры занятости, Курсы переподготовки и т.п.), а продавцы — собственники ресурса (наемные работники);
- собственник рабочей силы — живой человек (биосоциальное существо со своими возможностями, способностями и потребностями);
- продавая свою рабочую силу (физические и умственные способности, живой труд), наемный работник остается ее собственником;
- совокупное предложение труда (ASL) зависит от демографических показателей (смертность, рождаемость);
- индивидуальное предложение зависит от мотивации человека (собственника ресурса);
- общий рынок труда объединяет рынки разных профессий;
- главный регулятор рынка труда — государство (минимальная з/п, социальные гарантии, Трудовой кодекс);
- влияние профсоюзов (борьба за повышение зарплаты, социальный пакет)
Закрепление понятий
занятый, безработный, экономически неактивный:
? временно отсутствующие на работе по причине забастовки
? выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии
? студент дневного отделения университета
? 13-летний подросток, обучающийся в школе
? шахтер, получающий пенсию по инвалидности
? женщина - домохозяйка, ухаживающая за детьми
? библиотекарь уволилась по собственному желанию, она окончила педагогический институт и ищет новую работу
? Работник завода, который работает 3 дня неделю
? Экономист планового отдела фирмы попал под сокращение
? Военный летчик вышел на пенсию в 35 лет и работать больше не хочет
? Женщина в декретном отпуске
? Инженер уволен при ликвидации предприятия, стоит на учете в Центре занятости
? Бывший военнослужащий стал предпринимателем
? Лицо отбывающее уголовное наказание в тюрьме
? После окончания срока контракта работник нашел новую работу и ждет ответа от работодателя
(P.S. Примеры из своего социального опыта)
Формулы:
Уровень безработицы =
(U / L) x 100%
U - численность безработных
L - численность рабочей силы
(это доля безработных в общей численности рабочей силы)
Численность рабочей силы (L) =
Численность безработных +
численность занятых
(все экономически активное население)
Численность рабочей силы =
Трудоспособное население -
экономически неактивное
Численность безработных (U) =
(Уровень безработицы х
рабочую силу) / 100
Фактический уровень безработицы =
уровни фрикционной + структурной + циклической безработицы
Уровень естественной безработицы =
уровень фактической - уровень циклической безработицы
Определите вид безработицы:
(Фрикционная, Цикличная, Структурная, Сезонная,Скрытая)
? Работник металлургического комбината уволен во время экономического кризиса
? Воспитательница детского сада уволилась с работы в г.Евпатория в связи с переездом семьи в г. Краснодар
? Работники завода, изготавливавшего оружие, уволены из-за перепрофилирования производства на изготовление сельскохозяйственной техники
? Выпускник техникума впервые ищет работу
? Высококвалифицированный бухгалтер ищет работу с более высокой зарплатой
? Шофер, потерявший работу в связи с травмой руки, ищет более легкую работу
? Работники магазина уволены из-за банкротства предприятия во время спада деловой активности
? Женщина уволилась с работы для ухода за больным отцом
? Официанты уволены с работы из-за окончания летнего периода
? Работники химического комбината переведены на сокращенную рабочую неделю в связи с рецессией Закон Оукена:
если уровень фактической безработицы
превышает уровень естественной на 1% (т.е. уровень циклической безработицы=1%),
то фактический ВВП будет
меньше потенциального на 2,5%
Решить задачу:
Условия:
Фактический ВВП = 100000 у.е.
Уровень естественной
безработицы = 7%
Уровень фактической безработицы = 9%.
Вопрос:
Каким должен был бы быть потенциальный ВВП
по закону Оукена?
Д/З:
выяснить размер, продолжительность, условия и порядок получения пособия по
безработице в России;
------------------------------------------------------
Д/З:
найти свежие статистические данные по безработице у нас в стране и сравнить их с данными по Испании, Филиппинам, США, Молдавии, Болгарии;
------------------------------------------------------
Д/З:
найти информацию по введению в РФ налога на безработных с комментариями главы правительства Д. Медведева
Тема для эссе:
Тема для эссе:
1. Профориентация должна ориентировать молодежь на новые специальности, которые будут востребованы в стране в ближайшие годы.
------------------------------------------------------
Тема для эссе:
2. Молодежи необходима помощь государства в трудоустройстве.
------------------------------------------------------
Тема для эссе:
3. Одна из причин безработицы в нашей стране - низкая мобильность рабочей силы.
4. Составить развернутый план ответа на вопрос:
*Основные факторы дифференциации заработной платы (цены труда)
*Основные факторы дифференциации заработной платы (цены труда):
1. система оплаты труда (сдельная, почасовая, премирование …)
2. уникальные способности работника (футболист, музыкант...), уровень квалификации, трудовой стаж;
3. сложность работы - необходимость длительной профессиональной подготовки работника (врач, летчик...)
4. тяжелые условия труда (длительное восстановление, льготы, ранняя пенсия - шахтеры, военные, вахтовики на Севере...)
5. интенсивность труда — уровень производительности;
6. качество и срочность работы;
7. мобильность рабочей силы;
8. конъюнктура рынка в целом (цены на производимые товары и услуги, на другие ресурсы, сбалансированность спроса и предложения);
9. политика руководства фирмы;
10. дискриминация разных социальных групп населения (гастарбайтеры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по экономике ( Деловая игра по теме: «Экономические агенты. Предприятия и фирмы.»)
Методическая разработка урока по экономике.( Деловая игра по теме: «Экономические агенты. Предприятия и фирмы.») Разработка может использоваться на уроках экономики. Предполагает проведение урок...
Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"
Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»
Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...
методическая разработка урока по экономике
План-конспект урока и практической работы...
Методическая разработка урока обществознания "Экономика и экономическая наука" 11 класс
Методическая разработка урока обществознания для учащихся 11 класса, а также для подготовки к ЕГЭ...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему "Роль государства в экономике"
Разработка урока по обществознанию в 11 классена тему «Роль государства в экономике»...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «роль государства в экономике»
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «Роль государства в экономике»...