Методическая разработка урока по экономике по теме "Безработица", 11 класс
методическая разработка по экономике (11 класс) на тему

Шкурко Галина Александровна

Методическая разработка урока по экономике по теме "Безработица", 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №10. «Б Е З Р А Б О Т И Ц А»

10.11.2016г., 11 класс

учитель экономики МБОУ

«Новосельская средняя школа»

Г.А. Шкурко

Цели урока:

  • ознакомление обучающихся с особенностями рынка труда и с таким проявлением нарушения макроэкономического равновесия, как безработица;
  • рассмотрение показателей, характеризующих безработицу;
  • изучение причин, видов и последствий безработицы;
  • определение взаимосвязи между ВВП и уровнем безработицы;
  • ознакомление с основными мерами государства по регулированию уровня безработицы;
  • систематизирование изученного материала.

Тип урока: комбинированный урок с интерактивными элементами.

Ход урока:

(3мин.) *Проверка домашнего задания по теме «Инфляция»:

1. Спросить формулы расчета ИПЦ и Темпа инфляции (запись на доске!)

ИПЦ= (стоимость потребительской корзины текущего года / стоимость потребительской корзины базового года) х 100%; Темп инфляции=(ИПЦ1-ИПЦ0) / ИПЦ0 х 100%;

2. №6 (выгоды и потери от инфляции); 3. №7 (ИПЦ за 3 года = 59%) стр.60 Практикума

(7мин.) Введение.*Формулирование совместно с обучающимися темы и целей урока.

? Какие еще проявления нарушения макроэкономического равновесия, кроме инфляции, изучает макроэкономика?

Ответ: экономические спады, безработица - запись темы урока.

     

Составляем план работы по теме с помощью «Метода кубирования»

(задать вопросы по одному разным обучающимся — помощник записывает на листе, зачитывает целиком, вывешивает на доске): БЕЗРАБОТИЦА

  1. Какая она? ( 3 прилагательных)
  2. Ассоциации: что вы представляете, когда слышите это слово?
  3. На что она похожа (по разным критериям — несколько сравнений)?
  4. Анализ: из чего состоит (составные части)?
  5. Аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» (оцениваем, что хорошо, что плохо).
  6. Применение: зачем это нужно?

Таким образом, нам предстоит рассмотреть на уроке следующие вопросы:

( На доске вывесить распечатанный ПЛАН УРОКА, записать его в тетради)

1. Условия равновесия рынка труда (понятие безработицы).

2. Кто они — безработные?

3. Расчет уровня безработицы.

4. Виды безработицы.

5. Последствия безработицы  и меры по ее снижению.

Рядом с планом урока вывесить список понятий, обсудить...

Понятия: *безработица, *экономически активное население (рабочая сила), *безработные и занятые, *уровень безработицы, *безработица фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, скрытая, подавленная и естественная, *мобильность трудовых ресурсов,            *закон Оукена, *предельная продуктивность труда, *равновесная заработная плата, *полная занятость, *монопсония.

- Где можно посмотреть определения понятий?

- Зачем они нужны?

*Изучение нового материала.

     

 №1. УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ РЫНКА ТРУДА (понятие безработицы).

(3мин.) Лекция.   Одним из видов производственного ресурса является ТРУД

(рабочая сила: физические и умственные способности человека).

1.1.Особенности рынка труда:

- стороны: покупатель — фирмы (прямо или через посредников: Биржы труда, Центры занятости, Курсы переподготовки и т.п.), а продавцы — собственники ресурса (наемные работники);

- собственник рабочей силы — живой человек (биосоциальное существо со своими возможностями, способностями и потребностями);

- продавая свою рабочую силу (физические и умственные способности, живой труд), наемный работник остается ее собственником;

- совокупное предложение труда зависит от демографических показателей         (смертность, рождаемость);

- индивидуальное предложение зависит от мотивации человека (собственника ресурса);

- общий рынок труда объединяет рынки разных профессий;

- главный регулятор рынка труда — государство (минимальная з/п, социальные гарантии, Трудовой кодекс);

- влияние профсоюзов (борьба за повышение зарплаты, соц. пакет).

1.2.(3мин.)*Равновесие на рынке труда: 

пересечение кривых Ls и Ld в точке (равновесной з/п).

В условиях рынка полная занятость подразумевает наличие безработных!

(Начертить график на доске или показать на экране)

- *Спрос на труд (Ld) зависит не только от уровня средней з/п в отрасли и спроса на производимую продукцию, но и от MPL — предельной продуктивности труда (дополнительного последнего работника).

Фирма нанимает работников до тех пор, пока доход от продажи произведенного новым работником продукта не меньше его з/п (W).

Следовательно: MPL=W  - это граница эффективности 

                                                      использования трудового ресурса

Закон спроса: чем выше з/п, тем ниже величина спроса на труд

Чем выше W, тем ниже величина Ld (обратная зависимость).

 

NB: Когда в отрасли один работодатель — это монопсония рынка труда.

  -  *Предложение труда (Ls) зависит от выбора работника, как его собственника, между удовлетворением, получаемым им от W и от свободного времени.

     При очень высокой ставке W работники начинают отказываться от нее в пользу свободного времени и кривая Ls разворачивается к оси W, т.е. величина Ls снижается (исключение из закона предложения, цена растет, а величина предложения падает - показать на графике!)

     Определение безработицы — превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, т.е. наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму по своей специальности или трудоустроиться вообще.   

№2. КТО ОНИ — БЕЗРАБОТНЫЕ? (5мин.)

- работа обучающихся с учебником

2.1. *Критерии, по которым человека в трудоспособном возрасте 

(от 14 до 55/60 лет - пенсия) относят к безработным (по законам РФ: ТК, «О занятости...» и МОТ — обучающиеся сами читают учебник с.296-297, учитель рисует схему на доске по рекомендациям обучающихся):

  • не имеет работы;   - ищет работу;   - готов приступить к работе; -зарегистрирован в Центре занятости!

(РИС.)

2.2. *Понятия: нетрудоспособное население,

трудоспособное население = экономически неактивное и экономич. активное 

                                 (рабочая сила: занятые + безработные)

н а р и с о в а т ь   с х е м у   н а    д о с к е  или показать на экране

ПОСТОЯННОЕ   НАСЕЛЕНИЕ   СТРАНЫ

НЕТРУДО-СПОСОБНОЕ

НАСЕЛЕНИЕ

ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

ЭКОНОМИ-ЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ

НАСЕЛЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

(РАБОЧАЯ СИЛА)

ЗАНЯТЫЕ

БЕЗРАБОТНЫЕ

2.3. Закрепление понятий:

? временно отсутствующие на работе забастовщики (З)

? выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии (З)

? студент дневного отделения университета (экономически неактивное население)

? 13-летний подросток, обучающийся в школе (экономически неактивное население)

? шахтер, получающий пенсию по инвалидности (экономически неактивное население)

? женщина - домохозяйка, ухаживающая за детьми и не ищущая работу (эк. неакт.)

? библиотекарь уволилась по собственному желанию, т.к. окончила педагогический институт и ищет работу по специальности (безработная)

? Работник завода, который работает 3 дня  неделю (занятый)

? Экономист планового отдела фирмы попала под сокращение (безработный)

? Военный летчик вышел на пенсию в 35 лет и работать больше не хочет (эк. неакт. нас.)

? Женщина в декретном отпуске (занятая)

? Инженер уволен при ликвидации предприятия, стоит на учете в Центре занятости (б/р)

? Бывший военнослужащий стал предпринимателем (занятый)

? Лицо отбывающее уголовное наказание в тюрьме (экономически неактивное нас.)

? После окончания срока контракта работник нашел новую работу и ждет ответа от работодателя (безработный)

№3. РАСЧЕТ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

(2мин.) *На основании сведений о численности рабочей силы, безработных и занятых, можно определить уровень безработицы в стране -

долю безработных в общей численности рабочей силы страны 

(можно посчитать и по разным видам безработицы).

Ф О Р М У Л Ы:

Уровень безработицы =

(Численность безработных / Численность рабочей силы) х 100%

Численность рабочей силы =

Численность безработных + численность занятых

                                                      (все экономически активное население)

Численность рабочей силы (L) =

Трудоспособное население - экономически неактивное

Численность безработных =

(Уровень безработицы х рабочую силу) / 100

 

Задача (1мин.):

Условия:

Если всего населения — 100 млн. человек,

рабочей силы — 50 млн.,

фактически работающих — 47 млн.

Вопрос: определить уровень безработицы.

 

Р Е Ш Е Н И Е :

1) Численность безработных = 50 - 47 = 3 млн.;

2) Уровень безработицы = 3 / 50 = 0,06  

(Ответ — 6%).

№4. (5 мин.) *ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

4.1. САМИ читают учебник (по 4-м рядам — дают определения и примеры:

  • фрикционная (с.298), структурная (с.298),
  • циклическая (с.302), сезонная (с.300);

4.2. Учитель поясняет понятия фактической, естественной

                                                (+ скрытой и подавленной) безработицы:

Фактический уровень безработицы=

уровни фрикционной + структурной + циклической безработицы

Уровень естественной безработицы=

фактический уровень безработицы - уровень циклической безработицы

 

4.3. Закрепление: 

Определите вид безработицы 

(Фрикционная, Цикличная, Структурная, Сезонная, Скрытая) :

? Работник металлургического комбината уволен во время экономического кризиса (Ц)

? Воспитательница детского сада уволилась с работы в г.Евпатория в связи с переездом семьи в г. Краснодар (Ф)

? Работники завода, изготавливавшего оружие, уволены из-за перепрофилирования производства на изготовление сельскохозяйственной техники (С)

? Выпускник техникума впервые ищет работу (Ф)

? Высококвалифицированный бухгалтер ищет работу с более высокой зарплатой (Ф)

? Шофер, потерявший работу в связи с травмой руки, ищет более легкую работу (Ф)

? Работники магазина уволены из-за банкротства предприятия во время спада деловой активности (Ц)

? Женщина уволилась с работы для ухода за больным отцом (Ф)

? Официанты уволены с работы из-за окончания летнего периода (Сез.)

? Работники химического комбината переведены на сокращенную рабочую неделю в связи с рецессией (Скр.)

     

№5. ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕРЫ ПО ЕЕ СНИЖЕНИЮ

        

5.1. (7мин.)* У всего есть + и -. 

- Обсудить пример из учебника на стр.303 про СССР -

«очень дорогая цена» (для экономики плохо, для людей хорошо).

- Сечас наоборот: для экономики — ХОРОШО (Безработица не превышающая 3-5% приемлема для экономики и даже нужна - свободные руки для структурной перестройки, мотивация хорошо работать).

Но! МИНУСЫ: Каково людям, собственникам рабочей силы?

Законы экономики безразличны к людям: человек - экономический фактор.

Негативные последствия безработицы -

СНАЧАЛА САМИ ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ

(ответы обучающихся опираются на их социальный и учебный опыт)

затем обсуждение информации из учебника и решение задачи

Экономические

Социальные

Моральные

Закон Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы на 1% (т.е. уровень циклической безработицы=1%), то реальный ВВП будет меньше потенциального на 2,5% (Решить задачу:

Фактический ВВП = 100000 у.е. Естественный уровень безработицы=7%, фактический уровень безработицы=9%. Каким должен был бы быть потенциальный ВВП по закону Оукена?  (желающий у доски, все в тетрадях - кто быстрее)

Решение:

1) 9%-7%=2% (уровень циклической б/р)

2) 2% х 2,5%=5% (превышение в % потенциального ВВП над фактическим)

3) 0,05 х 100000=5000 у.е.(превышение)

4) 100000+5000=105000у.е. (потенциальный ВВП).

ОТВЕТ: 105000 у.е.

- ограниченные размер и время выплаты пособия

- потеря квалификации и профессиональных навыков

- снижение благосостояния

- распад семей

- рост преступности...

- потеря надежды найти работу;

- потеря самоуважения;

- чувство ненужности

- падение моральных устоев..

5.2. Объединить обучающихся в 3 группы, раздать задания - таблицы, обсуждают один вид безработицы (2мин.), и один представитель от группы выступает с пояснениями - как указанные меры работают

(по 1 минуте). Всего - 5 мин.

Меры по снижению уровня безработицы

Естественная безработица

(фрикционная, структурная, сезонная и другие виды, не связанные с экономическими спадами)

- улучшение информационного обеспечения безработных о конъюнктуре рынка труда

- повышение мобильности рабочей силы

Структурная безработица

- переобучение и переквалификация

- помощь в открытии собственного дела

Циклическая безработица

- создание условий для роста спроса на товары

- протекционизм

- создание условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику России

- создание условий для предотвращения вывоза капитала заграницу

     

Подведение итогов (перед домашним заданием и выставлением оценок): 

Повторить «Метод кубирования» по теме (7мин.):

1) Безработица - какая она? ( 3 прилагательных)

2) Ассоциации: что вы представляете, когда слышите это слово?

3) На что она похожа (по разным критериям - несколько сравнений)?

4) Анализ: из чего состоит (составные части)?

5) Аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» (оцениваем, что хорошо, что плохо).

6) Применение: зачем это нужно?

(помощник записывает на листе, вывешивает на доске листик рядом с тем, который составили вначале урока, зачитатывает для сравнения)

!!! Вопросы ко всем:

? Есть разница? (ДА / НЕТ)

? В чем она?

? Почему так произошло?

? Зачем мы повторяли это упражнение?

(путем сравнения отследить результат урока — 

ЧТО ИМЕННО ИЗМЕНИЛОСЬ в наших представлениях о безработице и

в оценке этого социально-экономического явления).

Д/З (2мин.):

- для всех: глава 11 учебника, выучить понятия и формулы, решить задачи (см. пособие).

Дополнительно для желающих* 

(распечатать задания на листиках и раздать):

Д/З- выяснить размер, продолжительность, условия и порядок получения пособия по безработице в России;

Д/З- найти свежие статистические данные по безработице у нас в стране и сравнить их с данными по Испании, Филиппинам, США, Молдавии, Болгарии (распределить среди обучающихся);

Д/З- найти информацию по введению в РФ налога на безработных с комментариями главы правительства Д. Медведева (индивидуальное дополнительное задание)*.

Темы для эссе:

1. Профориентация должна ориентировать молодежь на новые специальности, которые будут востребованы в стране в ближайшие годы.

2. Молодежи необходима помощь государства в трудоустройстве.

3. Одна из причин безработицы в нашей стране - низкая мобильность рабочей силы.

4. Составить развернутый план ответа на вопрос:

*Основные факторы дифференциации заработной платы (цены труда):

Выставление оценок (2мин.):

Все кто считает, что заработал на уроке оценку -

озвучивает на какую оценку претендует и обосновывает за что... выставление оценок.

Всем спасибо за работу!

Желаю никогда не пострадать от безработицы!

( П Р И Л О Ж Е Н И Я )

Б Е З Р А Б О Т И Ц А

1. Какая она?

        (три прилагательных)

2. Ассоциации:

        что вы представляете, когда         слышите это слово?

3. На что она похожа?

        (по разным критериям —

        несколько сравнений)

4. Анализ:

        из чего состоит (составные части)?

5. Аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ»:             (оцениваем:

        что хорошо, что плохо).

6. Применение:

        зачем это нужно?

П Л А Н   У Р О К А :

Введение

1. Условия равновесия

    рынка труда

(понятие безработицы).

2. Кто они — безработные?

3. Расчет уровня безработицы.        

4. Виды безработицы.

5. Последствия безработицы и меры по ее снижению.

Итоги

Понятия:

 *безработица

 *экономически активное население

 (рабочая сила)

 *безработные и занятые

 *уровень безработицы

 *безработица фрикционная, структурная, циклическая

*безработица сезонная, скрытая, подавленная и естественная

 *мобильность трудовых ресурсов

 *закон Оукена

*предельная продуктивность труда (MPL)

 *равновесная заработная плата (Wе)

 *полная занятость

*монопсония.

Особенности рынка труда:

- стороны: покупатель — фирмы (прямо или через посредников: Биржы труда, Центры занятости, Курсы переподготовки и т.п.), а продавцы — собственники ресурса (наемные работники);

- собственник рабочей силы — живой человек (биосоциальное существо со своими возможностями, способностями и потребностями);

- продавая свою рабочую силу (физические и умственные способности, живой труд), наемный работник остается ее собственником;

- совокупное предложение труда (ASL) зависит от демографических показателей         (смертность, рождаемость);

- индивидуальное предложение зависит от мотивации человека (собственника ресурса);

- общий рынок труда объединяет рынки разных профессий;

- главный регулятор рынка труда — государство (минимальная з/п, социальные гарантии, Трудовой кодекс);

- влияние профсоюзов (борьба за повышение зарплаты, социальный пакет)

Закрепление понятий

занятый, безработный, экономически неактивный:

? временно отсутствующие на работе по причине забастовки

? выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии

? студент дневного отделения университета

? 13-летний подросток, обучающийся в школе

? шахтер, получающий пенсию по инвалидности

? женщина - домохозяйка, ухаживающая за детьми

? библиотекарь уволилась по собственному желанию, она окончила педагогический институт и ищет новую работу

? Работник завода, который работает 3 дня  неделю

? Экономист планового отдела фирмы попал под сокращение

? Военный летчик вышел на пенсию в 35 лет и работать больше не хочет

? Женщина в декретном отпуске 

? Инженер уволен при ликвидации предприятия, стоит на учете в Центре занятости

? Бывший военнослужащий стал предпринимателем

? Лицо отбывающее уголовное наказание в тюрьме

? После окончания срока контракта работник нашел новую работу и ждет ответа от работодателя 

(P.S. Примеры из своего социального опыта)

Формулы:

Уровень безработицы = 

(U / L) x 100%

U - численность безработных

L - численность рабочей силы

(это доля безработных в общей численности рабочей силы)

Численность рабочей силы (L) = 

Численность безработных +

численность занятых

(все экономически активное население)

Численность рабочей силы = 

Трудоспособное население -

экономически неактивное

Численность безработных (U) =

(Уровень безработицы х 

рабочую силу) / 100

Фактический уровень безработицы =

уровни фрикционной + структурной + циклической безработицы

Уровень естественной безработицы =

уровень фактической - уровень циклической безработицы

Определите вид безработицы: 

(Фрикционная, Цикличная, Структурная, Сезонная,Скрытая)

? Работник металлургического комбината уволен во время экономического кризиса 

? Воспитательница детского сада уволилась с работы в г.Евпатория в связи с переездом семьи в г. Краснодар

? Работники завода, изготавливавшего оружие, уволены из-за перепрофилирования производства на изготовление сельскохозяйственной техники

? Выпускник техникума впервые ищет работу

? Высококвалифицированный бухгалтер ищет работу с более высокой зарплатой 

? Шофер, потерявший работу в связи с травмой руки, ищет более легкую работу 

? Работники магазина уволены из-за банкротства предприятия во время спада деловой активности

? Женщина уволилась с работы для ухода за больным отцом 

? Официанты уволены с работы из-за окончания летнего периода

? Работники химического комбината переведены на сокращенную рабочую неделю в связи с рецессией Закон Оукена:

если уровень фактической безработицы

превышает уровень естественной на 1% (т.е. уровень циклической безработицы=1%), 

то фактический ВВП будет

меньше потенциального на 2,5%

Решить задачу:

Условия:

                Фактический ВВП = 100000 у.е.

                Уровень естественной

          безработицы = 7%

                Уровень фактической                                                     безработицы = 9%.

Вопрос:

                      Каким должен был бы быть потенциальный ВВП

по закону Оукена?

Д/З:

выяснить размер, продолжительность, условия и порядок получения пособия по

безработице в России;

------------------------------------------------------

Д/З:

найти свежие статистические данные по безработице у нас в стране и сравнить их с данными по Испании, Филиппинам, США, Молдавии, Болгарии;

------------------------------------------------------

Д/З:

найти информацию по введению в РФ налога на безработных с комментариями главы правительства Д. Медведева

Тема для эссе:

Тема для эссе:

1. Профориентация должна ориентировать молодежь на новые специальности, которые будут востребованы в стране в ближайшие годы.

------------------------------------------------------

Тема для эссе:

2. Молодежи необходима помощь государства в трудоустройстве.

------------------------------------------------------

Тема для эссе:

3. Одна из причин безработицы в нашей стране - низкая мобильность рабочей силы.

4. Составить развернутый план ответа на вопрос:

*Основные факторы дифференциации заработной платы (цены труда)

*Основные факторы дифференциации заработной платы (цены труда):

1. система оплаты труда (сдельная, почасовая, премирование …)

2. уникальные способности работника (футболист, музыкант...), уровень квалификации, трудовой стаж;

3. сложность работы - необходимость длительной профессиональной подготовки работника (врач, летчик...)

4. тяжелые условия труда (длительное восстановление, льготы, ранняя пенсия -  шахтеры, военные, вахтовики на Севере...)

5. интенсивность труда — уровень производительности;

6. качество и срочность работы;

7. мобильность рабочей силы;

8. конъюнктура рынка в целом (цены на производимые товары и услуги, на другие ресурсы, сбалансированность спроса и предложения);

9. политика руководства фирмы;

10. дискриминация разных социальных групп населения (гастарбайтеры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по экономике ( Деловая игра по теме: «Экономические агенты. Предприятия и фирмы.»)

Методическая разработка урока по экономике.( Деловая игра по теме: «Экономические агенты. Предприятия и фирмы.») Разработка  может использоваться на уроках экономики. Предполагает проведение урок...

Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"

Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»

Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...

методическая разработка урока по экономике

План-конспект урока и практической работы...

Методическая разработка урока обществознания "Экономика и экономическая наука" 11 класс

Методическая разработка урока обществознания для учащихся 11 класса, а также для подготовки к ЕГЭ...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему "Роль государства в экономике"

Разработка урока по обществознанию в 11 классена тему «Роль государства в экономике»...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «роль государства в экономике»

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «Роль государства в экономике»...