Основы предпринимательства, план-конспект по экономике 10-11 класса
план-конспект урока экономики (11 класс) по теме

Карпеева Оксана Валерьевна

План-коспект урока по экономике 10-11 классов "Основы предпринимательства". Материал урока может быть использован для элективного курса по основам менеджмента. К конспекту прилагается электронная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_predprinimatelstva.doc84 КБ
Office presentation icon osnovy_predprinimatelstva.ppt259.5 КБ

Предварительный просмотр:


План-конспект урока

по теме: «Предпринимательство»

Номинация: «Экономика» 10 – 11 классы

Автор: учитель математики и экономики

           Карпеева Оксана Валерьевна

            учитель 1 кв. категории

            Муниципальное бюджетное

            образовательное учреждение

           «Средняя общеобразовательная

            школа № 20» г. Дзержинска

                 

 Электронный адрес: okcana-k78@mail.ru


 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Пояснительная записка

Предмет: экономика

Класс: 10 класс

Количество часов в неделю: 3 часа

Тема и номер урока в теме: Предпринимательство (тема № 9, урок № 1)

Базовый учебник: Иванов С. И., Скляр М. А. Экономика: основы экономической теории. Профильный уровень образования. М., 2009.

Программа: Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений / сост. Л. Н. Поташева. М., 2008. 

Учебная задача: введение понятий предпринимательство и бизнес

Цели:

- обучающие:

1. Формулирует основные понятия предпринимательства;

2. Выделяет значимость предпринимательства для экономики в целом.

-развивающие

  1. Развитие логического мышления, расширение кругозора, систематизация знаний.
  2. Формирование умения работы с дополнительными источниками информации

-воспитательные

  1. Развить навыки общения
  2. Формирование умения работы в парах и группах
  3. Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, логического мышления, осознание собственной значимости в образовательном процессе.

Тип урока: урок изучения нового (проблемно-развивающее обучение)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний:
  1. Словесный (введение ключевых понятий урока);
  2. Наглядный (закрепление введенных определений);
  3. Практический (выполнение упражнений, работа со справочной литературой).
  1. По дидактическим целям:
  1. Метод приобретения знаний.
  1. По характеру учебной деятельности:
  1. Частично-поисковый.

   Необходимое техническое оборудование: компьютер,  проектор, экран (интерактивная доска)

Средства обучения: учебники, справочники и словари экономической направленности, Гражданский кодекс РФ

  1.  

   Структура и ход  урока:

1 этап: Организационный момент: 2 мин.

2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап

            (подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний): 5 мин.

3 этап: Операционно-познавательный этап: 33 мин., из них

            3.1. Восприятие нового материала: 27 мин.

            3.2. Осмысление нового материала: 6 мин.

4 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов): 5 мин.

5 этап: Формулирование домашнего задания: 2 мин.


1 этап: Организационный момент.

Учитель: Предпринимательство стало естественной составной частью российской экономики. Изучая основы предпринимательства, вы должны не только разобраться в том, как устроен мир предпринимательства, но и научиться, успешно действовать в этом мире. Успех в области бизнеса зависит от множества факторов. Одним из непременных условий достижения высокой результативности в бизнесе является получение необходимых знаний о формах и методах ведения предпринимательского дела. Поэтому в курсе экономических знаний мы изучаем тему: «История возникновения и сущность предпринимательства».

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку стали слова незнакомого автора: «Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете».  Итак, тема урока «Бизнес и предпринимательство»

Учащиеся: Записывают тему урока в тетрадь.

2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап

(подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний).

Учитель: 1. Что такое предпринимательство?

2. Какие пути и средства обогащения предпринимателя являются нелегальными?

3. Вы хотели бы стать предпринимателем?

4. Каким видом деятельности вы хотели бы заняться?

5. Зачем люди занимаются бизнесом?

Это лишь часть вопросов, на которые мы попытаемся сегодня и в дальнейшем дать ответ.

Учитель: Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими партами за 6 - 7 лет до вас открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому делу.

3 этап: Операционно-познавательный этап.

3.1. Восприятие нового материала.

Учитель: В обширной зарубежной, да и отечественной литературе существует множество определений, характеризующих предпринимательство и бизнес. Попробуйте самостоятельно сформулировать определение этим терминам (на доске зафиксированы термины).

Учащиеся: Учащиеся высказывают свое мнения и пытаются сформулировать определение:

Ученик 1: Предпринимательство – это процесс организации производства товаров и услуг для  получения прибыли

Ученик 2: Бизнес – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью

Ученик 3: Предпринимательство – это процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым результатом.

Ученик 4: Предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, создает новые рабочие места.

Ученик 5: Предприниматель – это частное лицо, которое предпринимает действия по поставке на рынок товаров или услуг ради получения прибыли.

Ученик 6: Бизнесмен – это, прежде всего человек, организующий предприятие по производству продукции и оказанию услуг за счет собственных или привлеченных средств с целью получения прибыли.

Учитель: Среди предложенных словарей и справочников попытайтесь найти определения следующим терминам.

Учащиеся: делятся на группы (пары) и пытаются подобрать определения представленным терминам с помощью специализированной литературы.

Учитель: Итак, сформулируйте определения заданным терминам.

Учащиеся:  формулируют определения из различных источников (приведем некоторые из них):

Группа 1: Гражданский кодекс РФ: «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от  пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законом порядке…»

Группа 2: Словарь В. Даля: «Предприниматель – предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый и решительный, отважный на дела этого рода человека»

Группа 3: Современный экономический словарь: «Бизнесмен – это человек, который затрачивает необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение от достигнутого».

Группа 4: Учебник: «Бизнес – это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли или других форм доходов»

Группа 5: Экономический словарь: «Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя».

Учитель: Все определения данных терминов верные, попробуйте найти в них общие черты понятия «предпринимательство».

Учащиеся: Учащиеся выделяют такие черты, как:

Ученик 1: Процесс создания нового, обладающего ценностью;

Ученик 2: Процесс принятия на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;

Ученик 3: Процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

Учитель: Таким образом, под предпринимательством мы будем понимать:

Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемую собственниками капитала, получателями кредита и арендаторами с целью создания прибыли.

Бизнес – это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли;

Учащиеся записывают определения в тетрадь.

Учитель: Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства. Однако одной предприимчивости мало для того, чтобы предприниматель функционировал успешно. Какие, на ваш взгляд, условия необходимы для развития предпринимательства.

Учащиеся: Учащиеся высказывают мнения:

Ученик1: предприниматель должен обладать определенными личными качествами;

Ученик 2: наличие конкуренции;

Ученик 3: наличие начального капитала;

Ученик 4: условия кредитования;

Ученик 5: хорошая законодательная база, с предоставлением экономических прав и свобод.

Учитель: Совершенно верно, и все ваши высказывания можно представить в виде схемы

Учащиеся фиксируют схему в тетрадь.

Учитель: Каковы задачи предпринимательства на сегодняшний момент? (учитель ответы учащихся фиксирует на доске в виде схемы)

Учащиеся высказывают мнения:

Ученик 1: получение прибыли, с которой платят налоги тем самым пополняя казну государства.

Ученик 2: создание новых рабочих мест;

Ученик 3: самореализация;

Ученик 4: внедрение новых технологий, проявление творчества и др.

Учитель: Совершенно верно.

Учащиеся: записывают схему в тетрадь.

Учитель: В бизнес стремятся многие, но удержаться удается не всем предпринимателям. Статистические данные печальны. Ежегодно в РФ образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя банкротами. Удерживаются и имеют шансы на дальнейшее развитие, лишь две-три тысячи. Но эта статистика не останавливает новых предпринимателей. Как вы думаете, почему люди стремятся стать предпринимателями, почему многих не страшит неизвестность и какие причины могут толкнуть людей стать предпринимателями?

Учащиеся высказывают свои мнения, в ходе обсуждения формулируются причины стать предпринимателями.

       

3.2. Осмысление нового материала.

Учитель: Используя полученные знания, ответить на тестовые задания

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы.

Учитель: Поменяйтесь своими решениями и проверьте ответы соседа по парте.

Учащиеся проверяют ответы и выставляют оценку.

4 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов).

Учитель: Итак, подводя итоги, можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока? Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем? Что Вам не хватает для занятия предпринимательской деятельностью? С какими новыми понятиями Вы познакомились? В каких вопросах расширили знания?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель выставляет оценки за самостоятельную работу всем учащимся, а также дополнительную оценку наиболее активным учащимся.

Учащиеся выставляют оценки в дневник и подают на подпись учителю.

5 этап: Формулирование домашнего задания.

Учитель: Перелистав страницы истории, мы возвращаемся в сегодняшнюю действительность. Вопрос: Знаете ли вы фамилии современных российских предпринимателей, чья деятельность способствует улучшению экономики России? (подготовить о них сообщение).

Учащиеся: Записывают в дневники домашнее задание.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...

план-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ"

План-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ"....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока физической культуры в 5 классе. Раздел программы: Гимнастика с основами акробатики.

Конспект урока физической культуры в 5 классе.Тема урока: Рефлексия на уроках гимнастики....

План-конспект урока по экономике на тему: "Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены".

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных....