План конспект урока обществознания «Экономика и экология: поиски равновесия»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
План-конспект урока обществознания в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_ekonomika.doc | 74.5 КБ |
ekologiya_i_ekonomika_prezentatsiya_uroka.ppt | 621 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 11 классе
Тема: «Экономика и экология: поиски равновесия»
Тип урока: Урок-экспедиция с элементами беседы
Цели урока:
- Обучающая: сформировать представление об основных экономических и экологических проблемах в обществе на современном этапе развития и выявить пути преодоления данных проблем.
- Развивающая: развить навыки анализа в контексте работы с источниками знаний; учить выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.
- Воспитательная: воспитание личностной экологической культуры, ответственности каждого за причастность к экологическим проблемам.
План урока
- Промышленность как угроза окружающей среде.
- Общая плата за экологические ошибки. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа?
- Болезни нового века.
- Экология и бизнес.
Новые термины и понятия:
Глобальная угроза – опасность для жизни большинства людей на планете.
Глобальное потепление – увеличение средней температуры на Земле, способное изменить климат и увеличить частоту природных катастроф.
Пандемия – распространение какой-либо инфекции на целые страны и континенты, более широкое, чем при эпидемии.
Экологическая ответственность – учет экологических проблем в экономической деятельности.
Антропогенез – последствия, отмечаемые в природе в результате деятельности человека, не всегда оправданным влиянием на окружающую среду.
Оборудование урока – ИКТ, картинки из СМИ по проблемам экологии и экономики.
Ход урока
- Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. Определение целей и задач урока.
Постановка проблемного задания.
Можно ли нам построить в будущем страну «Экологическая гармония»? (учащиеся должны дать ответ в конце урока).
Дети заранее получили задание по группам. По материку Азия, Америка, Африка, Европа найти страну «Экологическая гармония», в которой природа – это Храм, а не мастерская. Каждая группа анализировала определенный блок проблем, с которыми они столкнулись, следуя по своим материкам в поисках страны «Экологическая гармония».
I группа - «Азия» - промышленность как угроза экологии.
II группа - «Европа» - плата за экологические ошибки.
III группа - «Африка» - болезни нового века.
IV группа - «Америка» - экология и бизнес.
Цитата на доске
«В природе нет ни воздаяний, ни наказаний, а только последствия»
Р. Ингерсолл.
Учитель: В эпоху индустриализации человечество создало огромное количество промышленных объектов, которые позволили войти в эпоху резкого роста потребления и хищнического обращения с природой. В итоге сегодня мы имеем сложно решаемые экологические проблемы как последствие деятельности человека по отношению к природе.
В тетрадях записываем тему и план урока.
Группа учащихся «Азия» анализирует 1 вопрос плана урока.
Промышленность как угроза окружающей среде.
Рассматривают развития промышленности в странах Азии – «азиатские тигры, драконы индустрии». Китай, Япония, Южная Корея, которые демонстрируют высочайшие темпы экономического роста. Быстрые темпы с одной стороны способствуют росту промышленного потенциала государств, с другой стороны ухудшению экологической обстановки. По ходу рассказа учащиеся могут представить презентацию: «Промышленность как фактор экологической угрозы».
Вторая группа «Европа» - Плата за экологические ошибки.
Цитата на доске
Когда природе надоест
Довиться ядом и обидой
Она заявит свой протест,
Как было с Атлантидой
И. Губерман
В поиске страны «Экологическая гармония» мы увидели варварское отношении к природе и на каждом шагу следования человека и печальные последствиях человеческих поступков по отношению к экологии.
Девиз Людовика XIII короля Франции «После меня хоть потоп» отражает потребительское отношения общества к природе.
Записывают в тетради понятие экологическая ответственность.
Группа анализируют последствия влияния деятельности человека на экологию, сопровождая свой ответ примерами и иллюстрациями (Авария на Чернобыле, загрязнение мирового океана, мутации флоры и фауны, мутации самого человека).
Учащиеся записывают последствия деятельности, отражающиеся на экологии в виде схемы
Глобальная угроза человечеству
(записываем в тетради определение)
Третья группа «Африка». В поисках страны «Экологическая гармония» на нашем маршруте мы столкнулись с болезнями нового века, которые создают угрозу существования человеку как биологическому виду. По ходу выступления на доске появляются понятия, которые учащиеся записывают в виде логической цепочки в тетради.
ВИЧ – СПИД – Атипичная пневмония «Птичий грипп» - Губчатый энцефалит – угроза пандемии (распространение инфекционных заболеваний, когда в очаге поражения сразу окажутся миллионы людей.
Рассказ о данных видах заболеваний.
Вопрос к учащимся - Назовите причины болезней нового века?.
Записываем в тетради.
Варианты ответов:
- Технический прогресс;
- Ухудшение экологической обстановки;
- Процесс глобализации и развития массовых коммуникаций;
- Процесс разработок ядерного, бактериологического оружия (оружия массового поражения);
- Развитие химической промышленности и генной инженерии.
Вопрос к учащимся. Как остановить распространение заболевания? Задают представители группы.
Варианты ответов:
- Усилить контроль за средствами массовой коммуникации;
- Увеличить финансирование в научной сфере (медицина и биология) с целью выработки новых вакцин и лекарственных препаратов;
- Активизация в сфере генной инженерии (клонирование);
- Формирование личной гигиены каждого человека;
- Усилить контроль за соблюдением экологического законодательства промышленными предприятиями.
Четвертая группа «Америка» вступительное слово учителя в контексте раскрытия 4-го вопроса Экология и бизнес.
В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении экологических проблем.
Общество пытаясь максимально удовлетворить свои материальные потребности, забывает о том, что возможности природы ограничены , так как ее ресурсы с каждым годом быстрыми темпами уменьшаются, а потребности человека возрастают и возрастают.
Выступление группы «Америка».
Сегодня в развитых индустриальных и постиндустриальных странах промышленные корпорации, фирмы, предприятия стремятся получить максимальную прибыль и в первую очередь за счет экономии финансов на расходах экологического плана. На промышленных объектах отсутствуют очистительные сооружения, дополнительная система технической защиты в случае аварий техногенного характера, не контролируется система выбросов и загрязнения почв, атмосферы, мирового океана. Эффективное для прибыли корпорации, не всегда оказывается эффективным для общества, так как деньги для одних, оборачиваются трагедией для природы и самого человека.
Бизнес внедряется в экологию как механизм продажи «экологически чистых» товаров, пытаясь превратить экологию в коммерческий продукт. Учитывая данную ситуацию «бизнесмены» забывают о том, что мы все плывем в «одной лодке» и если лодка разобьется о скалы – экологические проблемы, то мы все упадем в воду и можем утонуть.
Подводим итоги по уроку. Итак, мы не смогли найти страну «Экологическая гармония», но в наших силах сделать все, чтоб превратить весь мир в цветущий край. Каждый из нас должен нести личную экологическую ответственность за наши действия по отношению к природе, только все вместе и коллективно мы можем решить проблемы экологического плана. Безусловно государство должно уделять большое внимание экологическому законодательству, чтоб защитить природу законом .Наука должна приложить все усилия ,чтоб помочь в решении экологических проблем .Мы должны помнить о том , что нельзя пилить сук на котором сидишь, ибо рано или поздно ты упадешь с него и может быть не сможешь подняться. Берегите природу , цените нашу замечательную планету под названием -Земля
Домашнее задание: §17.
- 1,2,7,9 устно, по выбору.
- Задание № 3 таблица
- Написать эссе на тему
«Мне кажется, наука с ее трезвостью,
Умом и сединою в волосах,
Копается в природе с наглой резвостью
Мальчишки, что копается в часах
- Экология и здоровье человека. Тема доклада
- Нарисовать плакат по теме «Защитим природы»
Закрепление изученного материала в форме теста по теме « Экономика и экология» (5 минут)
Тест «Экономика и экология»
1 вариант
- Экономика изучает проблемы использования ограниченных ресурсов в целях:
1). Создания условий для роста спроса на них
2). Удовлетворения общественных потребностей
3). Достижения стабильного развития экономики
4). Снижения загрязнения окружающей среды
- Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А). Материальные потребности общества всегда превосходят имеющиеся возможности их удовлетворения
Б). Проблема распределения ограниченных ресурсов - одна из основных проблем экономики
1). Верно только А
2). Верно только Б
3). Верны и А, и Б
4). Нет верных вариантов
- Что такое пандемия? *
1). Распространение инфекционной болезни в определенном регионе
2). Географическое распространение патологических состояний человека
3). Паразитарное заболевание
4). Распространение инфекционной болезни на целые страны и континенты
- Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы:
А). В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении
экологических проблем
Б). История не знает благотворного влияния общества на природу
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- Парниковый эффект - это:
1). Повышение среднегодовой температуры на Земле из-за загрязнения атмосферы
2). Таяние льдов на полюсах и повышение уровня Мирового океана
3). Состояние влажности в теплице при выращивании овощей
4). Скопление водорода в верхних слоях атмосферы
- К глобальным экологическим проблемам относится:
1). Бедность некоторых регионов планеты
2). Угроза ядерной войны
3). Сокращение разнообразия биологических видов
4). Увеличение доли пожилых людей в структуре населения
номерами
2 вариант
- К экологическим проблемам относится:
1). Опасность распространения ядерного оружия
2). Охрана здоровья
3). Борьба с международным терроризмом
4). Исчезновение многих видов животных и растений
- Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы:
А). Обострение экологических проблем доказывает, что в современном мире общество оказывает исключительно
негативное воздействие на природу
Б). Общество как творец культуры развивается независимо от природы
1). верно только А
2). верно только Б
3). верны оба суждения
4). оба суждения неверны
- Глобальная угроза - это
1). Увеличение средней температуры на Земле
2). Опасность для жизни большинства людей на планете
3). Сокращение популяций живых организмов
4). Истребление человеком редких видов животных
- О противоречивости прогресса свидетельствует факт:
1). В годы массового внедрения компьютеров увеличилось число заболеваний органов зрения
2). В период промышленного переворота изобретен паровой двигатель
3). Внедрение компьютеров расширило возможности творческого труда
4). В эпоху Великих географических открытий начал формироваться мировой рынок
- Верны ли суждения о роли науки в современном обществе?
А). Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий была осознана много
столетий назад.
Б). В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- Укажите в приведенном ниже списке экологические проблемы
1) Мутация флоры и фауны
2) Способы внедрения ресурсосберегающих технологий
3) Угроза пандемии
4) «Демографический взрыв на Юге»
5) Имперская политика
Анализ урока обществознания в 11 классе
по теме «Экономика и экология: поиски равновесия»
Дата проведения: 16 сентября 2010 г.
Учитель: Кузькина О.М.
Цель посещения урока: ознакомление с опытом работы учителя по использованию на уроках проблемного обучения с использованием информационных технологий.
Анализ урока проводился на основе анализа урока по Конаржевскому Ю.А
Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Четко поставлены образовательные, развивающие и воспитательные цели, которые были направлены на действия всех учащихся.
Реальные результаты - на уроке активно участвовали все учащиеся (на репродуктивном, конструктивном уровнях).
Структура урока соответствовала его цели и типу. Урок отличала логическая последовательность и взаимосвязь этапов, а так же целесообразность распределения времени по этапам урока, четкая организация начала и конца урока.
Содержание урока соответствовало возрастным особенностям учащихся и требованиям государственного стандарта. Материал урока был основан на актуализации всех знаний и умений, подлежащих систематизации, ориентирован на расширение и углубление знаний, на их качественное улучшение, способствовал формированию самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся.
При проведении урока Кузькина О.М. сумела методически грамотно отобрать методы, приемы и средства обучения с учетом типа урока, возможностей класса, учебно-материальной базы.
Подбор форм и методов, используемых на уроке (проблемное обучение, исследовательские методы), позволило учащимся активно участвовать во всем, что происходит на уроке; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые ученикам задания затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.
Информационные технологии, используемые на уроке, способствовали развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками.
Деятельность учащихся на всех этапах урока была активной, учащиеся проявили работоспособность и интерес.
Качество знаний и умений, полученные учащимися по данной теме, позволили применить их в нестандартных ситуациях.
Домашнее задание предусматривает уровневую дифференциацию, одно из заданий требовало творческого подхода. Все это способствует освоению материала в зоне ближайшего развития.
Стиль общения Кузькиной О.М. с учащимися на уроке был деловым и доброжелательным, располагал к активной работе, вселял уверенность в своих силах.
Вывод.
Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.
Зам. директора по УВР О.П. Балаба
Председатель районного Кашичкина Л.Ю.
Методического объединения
Учителей истории и обществознания
Председатель школьного м/о, Парешнева О.П.
учитель высшей категории
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Проблемы экологии"
Данный урок связан с экологической тематикой, которая приобретает все большее значение в наши дни и имеет неоценимый воспитательный аспект. Чем раньше школьники познакомятся...
Экология - поиски равновесия
Педагогическое эссэ...
План-конспект урока для 11 класса по теме:,, Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.,,
план -конспект урока по тме для 11 класса...
план-конспект урока "Решение экспериментальных задач на равновесие твердых тел"
Повторительно- обобщающий урок курса «ФИЗИКА-10», авт.: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (профильный уровень)...
План-конспект урока по гимнастике в 3 классе на тему : "Закрепление техники выполнения кувырка вперёд. Повторение упражнений на равновесие"
План-конспект урока по гимнастике в 3 классе на тему : "Закрепление техники выполнения кувырка вперёд. Повторение упражнений на равновесие"...
Конспект урока обществознания "Экономика и ее основные участники"
Конспект урока обществознания на тему "Экономика и ее основные участники" (7 класс)...