план-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
План-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosstanovlenie_ekonomiki.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Послевоенное восстановление экономики».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны;
Задачи: рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны;
-охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.; развивать навыки работы с системой «КонсультантПлюс: средняя школа».
- совершенствовать умения самостоятельной работы и работы в группе.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, учебник, тетрадь, мел, доска, карточки с опросом.
Тип урока: Урок-проект с использованием технологии критического мышления.
Ход урока
- Орг. момент.
- Актуализация изученного (письменный опрос)
- Изучение новой темы.
План урока.
1.Экономика СССР после войны.
2.Экономические дискуссии 1945-1946 гг.
3.Развитие промышленности.
4.Сельское хозяйство.
5.Курс на «закручивание гаек».
Рассказ учителя. Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).
Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.
– В чем же состояла эта реальность?
– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?
Работа в парах. Прочитайте текст учебника на стр. 239 пункт «Экономика СССР после ВОВ».
- Каковы людские потери?
- Приведите факты, подтверждающие крайне тяжелые потери СССР.
- Оцените состояние сельского хозяйства.
- Охарактеризуйте быт советских людей.
- Когда страна приступила к восстановлению народного хозяйства?
- Каковы итоги первого этапа восстановления?
- Какая задача встала после окончания войны? (Перевод страны на мирные рельсы; восстановление экономики СССР.
Рассказ учителя. Экономические дискуссии 1945-46 гг.
В августе 1945 гг. правительство дало поручение Госплану подготовить проект четвертого пятилетнего плана. Были высказаны предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, о реорганизации колхозов.
В 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР. Он допускал существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда.
Снизу все чаще звучал призыв к ликвидации колхозов. Говорили об их неэффективности, проводили прямые аналоги с Нэпом (когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и развития легкой промышленности).
Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 года о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма (возврат к довоенной модели сверхконцентрации в планировании и управлении экономикой.
Работа в группа
1 группа – «Восстановление и развитие промышленности».
Группа читает и анализирует п. 3 § 35 (36) «Развитие промышленности»
- Докажите, что восстановление промышленности происходило в тяжелейших условиях.
Оцените сущность денежной реформы 1947 г., ее последствия. Используя приведенные на с. 246 учебника отклики на снижение розничных цен в 1952 г., дайте свою оценку этому событию.
- Какие ограничения военного времени были сняты?
- Проанализируйте состояние рабочей силы к 1945-1948 гг.
- Где и как использовались научно-технические разработки?
- Назовите приоритетные отрасли промышленности.
- Перечислите итоги четвертой пятилетки.
- Выясните и назовите факторы, позволившие успешно выполнить задачи пятилетки.
- Сделайте оценочный вывод о восстановлении и развитии промышленности в послевоенные годы.
2 группа – «Восстановление и развитие сельского хозяйства».
Группа читает п. 4 §35 (36).
- Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства после войны.
- Что еще больше ухудшило состояние сельского хозяйства? Вспомните установки Сталина на развитие с/х, сформулированные в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» от 1936 г.
- Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны?
- При ответе используйте следующие данные. Приложение 1.
- Какие выводы можно сделать на основе анализа данных фактов?
- Каковы итоги восстановления сельского хозяйства после войны?
Подведение итогов работы в группах.
Работа с документом.
Прочитайте текст документа на стр. 243 Из работы И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».
- Какова основная мысль этого документа?
- Как вы понимаете слова о замене товарного обращения системой продуктообмена?
- Закрепление изученного.
Обсуждение проблемных заданий.
– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?
– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли?
– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период?
5. Домашнее задание.
- Параграф 35 (36).
- Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»
6.Рефлексия
Приложение 1 (для 2 группы)
Подсобное хозяйство приносило доход колхозной семье в 1946-1951 гг. от 42 до 65 %; в 1953-1960 гг. от 42 до 46 % всего ее совокупного дохода. Оплата же по трудодням, выработанным в колхозе, составляла 15-20 % в 1946-1951 гг. и от 33 до 40 % - в 1953-1960 гг.
Засуха 1946 г. охватила почти все зерновые области страны - Украину, Молдавию, правобережье Нижней и Средней Волги, Ростовскую область, Центрально-Черноземную зону. Ее влияние в несколько меньших размерах ощутимо сказалось и во многих областях Нечерноземья, особенно в его южных частях, Восточной Сибири. По силе и масштабам охвата территории засуха 1946 г. была больше, чем в 1921 г., и напоминала засуху 1891 г. Во многих районах дождей не было 60-70 дней подряд».
«В среднем по стране в 1946 г. было распределено на один трудодень 0,52 кг хлеба (а фактически выделено меньше), на Украине - 0,27 кг, в Белоруссии и Нечерноземье распределения хлеба трудодням вообще не было или хлеб выдавался только в счет 15 % от заготовленного. А поскольку заготовленного было мало, то выданного могло хватить лишь на 2-3 месяца. Недоедание, голод стали реальностью для них до нового урожая».
«Советский Союз, несмотря на продовольственные трудности в стране, оказал большую помощь Болгарии, Румынии, Польше, Чехословакии. В Польшу было отправлено 900 тыс. т зерна, в Чехословакию - 600 тыс. т зерна. 6 апреля
г. министр внешней торговли СССР А.И. Микоян подписал соглашение о поставке Франции 500 тыс. т зерна в течение апреля-июня 1946 г. В сообщении о соглашении указывалось, что Советское правительство, «учитывая тяжелое продовольственное положение во Франции и просьбу Французского правительства, решило пойти навстречу Франции как своему союзнику...».
(Волков И.М. Засуха, голод 1946-1947 годов. \ История СССР. 1991, № 4, с. 379).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
Урок по истории России. Территориальные изменения после первой мировой войны.
Работа на контурной карте , с опорой на атлас и другой демонстрационной материал....
План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе
“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....
План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»
План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского» Учитель: Кузнецова М...
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...