Методическая разработка урока по теме «Внешние экономические эффекты».
методическая разработка по экономике (10 класс) по теме

Цибуля Елена Владимировна

 

Аннотация к методической разработке урока по теме «Внешние экономические эффекты».

 

Целью данного урока экономики является-  рассмотреть понятие «внешние экономические эффекты», определить их виды, проанализировать — какое влияние на данные эффекты и экономику в целом оказывает государство.

Ключевой вопрос,  поиском ответа на который учащиеся заняты в течение всего урока, это -  всегда ли то, что полезно производится в достаточном количестве и всегда ли то, что производится - полезно? И как сделать так, чтобы больше производилось того, что полезно и наоборот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ТЕМЕ:
«ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ».


Цель: рассмотреть понятие «внешние экономические эффекты», определить их виды, проанализировать — какое влияние на данные эффекты и экономику в целом оказывает государство.


Оборудование:
1. Раздаточный материал —
а) задания — ситуации (4 варианта),
б) задачи №1 и№2,
в) вопросы для дискуссии,
г) листы-планшеты для выявления роли государства.
2. Плакаты по теме «Спрос и предложение» или рисунки на доске.
3. Учебники В.С. Автономова «Введение в экономику», 2004 г. (для каждого учащегося). Учитель может использовать и другие варианты учебников по экономике.


Требуемое время: 1урок (45 минут).


Форма урока: самостоятельная и практическая работа учащихся, элементы эвристической беседы и школьной лекции (комбинированный).


Базовые понятия: спрос, предложение, равновесная цена, закон спроса, закон предложения, дефицит, затоваривание, положительный внешний эффект, отрицательный внешний эффект, налоги, субсидии, общественные товары.


План урока:
1. Вводное слово учителя.
2. Актуализация полученных знаний по теме: «Спрос и предложение».
3. Изучение нового материала:
а) внешние экономические эффекты и их виды,
б) общественные товары,
в) роль государства в экономике.
4. Контроль знаний учащихся в ходе изучения каждого соответствующего элемента нового материала.

Ход урока.
1. Урок начинается с вводного слова учителя (класс предварительно делится на четыре команды и в ходе урока выявляется самая активная, что оценивается дополнительными баллами).
За время изучения предмета экономика мы познакомились с целым рядом законов, явлений, которые описывают нашу повседневную жизнь. В ней происходит все не само собой, а, как мы уже успели убедиться, подчиняется упомянутым выше законам.  


Вопрос: Итак, какие темы мы уже изучили?


Предполагаемый ответ: Темы: «спрос», «предложение», «равновесие на рынке», «конкуренция», «инфляция», «безработица», «деньги».


2. Сегодня мы продолжим изучение и рассмотрим тему: «Внешние экономические эффекты». Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны вспомнить все, что мы можем сказать о понятиях  спрос и предложение.
Учитель вызывает учащегося к доске и предлагает проанализировать плакат (или рисунок на доске), иллюстрирующий график спроса с применением всех известных ему по этому вопросу понятий и проставить необходимые обозначения осей.

  1. P

          0                                                              

                   
Аналогичная работа проводится и по «предложению».

            0

Предполагаемый перечень, фиксируемых учителем понятий:

спрос, величина спроса, закон спроса, факторы, влияющие на спрос, предложение, величина предложения, закон предложения, факторы, влияющие на предложение.


Поскольку учащиеся предварительно поделены на четыре команды, предполагается активность учащихся в конкуренции за баллы по окончании урока.


3. Актуализировав свои знания, учащиеся оказываются подготовленными к
восприятию нового материала. Учитель организует беседу, подводящую к
новому материалу.


Вопрос: Всегда ли то, что полезно производится в достаточном количестве и всегда ли то, что производится - полезно?


Предполагаемый ответ: Есть товары, которые производить и продавать -  выгодно, но обществу они пользы не приносят (спиртные напитки). А такой товар как действительно качественное высшее образование -  сравнительно редок, но пользуется спросом, следовательно, он в дефиците.
Учитель с помощью бытовых примеров делает проблему еще более доступной для понимания. Присутствие так называемых отличников в классе оказывает на коллектив положительный эффект в плане учебной помощи. А разрешение курить на дискотеке для одних оказывает отрицательное влияние на других.

а) Учитель предлагает записать определения новых понятий:
положительный внешний эффект -  ситуация, когда деятельность одного экономического субъекта ненамеренно создает выгоды для другого экономического субъекта,
отрицательный внешний эффект - ситуация, когда деятельность одного экономического субъекта ненамеренно наносит ущерб другому экономическому субъекту.


В целях закрепления основ данных понятий командам предлагаемся работа с заданиями-ситуациями с последующим их анализом.

Возможные виды заданий-ситуаций:

Определите вид внешнего эффекта по заданной ситуации.

Какие меры следует предпринять для снижения (если эффект отрицательный) или увеличения (если эффект положительный).

Ситуация. Производство спиртных напитков.

Определите вид внешнего эффекта по заданной ситуации.

Какие меры следует предпринять для снижения (если эффект отрицательный) или увеличения (если эффект положительный).

Ситуация. Вакцинация против инфекционных заболеваний.

Определите вид внешнего эффекта по заданной ситуации.

Какие меры следует предпринять для снижения (если эффект отрицательный) или увеличения (если эффект положительный).

Ситуация. Завод, производящий бумагу, стоит на берегу озера Байкал.

Определите вид внешнего эффекта по заданной ситуации.

Какие меры следует предпринять для снижения (если эффект отрицательный) или увеличения (если эффект положительный).

Ситуация. Повышение уровня образования.

 Предполагаемые ответы:

- по карточке №1 – отрицательный внешний эффект; ввести высокие налоги, квоты на объемы производства, что вызовет рост цен на спиртные напитки и отказ части населения от их употребления. Однако данное последствие имеет и свою отрицательную сторону – переход населения на потребление суррогатов, следовательно, все эти действия должны сопровождаться и еще какими-то мерами. Последняя проблема может быть задана для разработки в качестве домашнего задания.

- по карточке №2 – положительный внешний эффект; введение дотаций государством для того, чтобы население было заинтересовано в вакцинации как в дешевой или бесплатной услуге.

И так далее по остальным заданиям.


Итак, проблемой является снижение отрицательного и увеличение положительного воздействия эффектов. Это, как мы уже выяснили в ходе анализа, возможно, сделать при помощи налогов и субсидий соответственно. Но это наши теоретические предположения, а так ли это на практике? Проверить мы это можем при помощи решения задач

.
Учащимся предлагается текст задачи № 1.

На рынке меда наблюдается положительный внешний эффект. Производители яблок стали выплачивать производителям меда фиксированную сумму за каждый дополнительный улей 20 рублей. При этом предложение меда задано функцией Q=2P-100, а функция спроса на мед имеет следующий вид Q=500-2P. Как это событие отразится на рынках меда, яблок и труда сборщиков яблок.

Попутно учитель вводит правило: в условиях налогообложения в заданное выражение вносятся изменения как ( Р - Х), где Х= величина налога по условию. И, наоборот, в условиях субсидирования в заданное выражение вносятся изменения как ( Р + Х), где Х = величина субсидии.

Ответы: 

Цена до введения субсидии =150 рублей, количество до введения субсидии =200 кг.

Цена после введения субсидии = 140 рублей, количество после введения субсидии

= 220 кг.


Анализируя полученные ответы, видим, что в условиях субсидирования ульев, цена меда снизилась, а его сбыт возрос. Таким образом, правительство, введя субсидию, добилось частичного роста положительного внешнего эффекта на рынке меда и яблок, так как их урожайность выросла из-за роста количества пчел.


Далее учащимся предлагается подобная задача № 2  для самостоятельного решения и закрепления полученных навыков.

На рынке сигарет, которые производит табачная фабрика, наблюдается отрицательный внешний эффект. При этом спрос на сигареты задан выражением Q=310-3P, а предложение сигарет задано выражением Q=30+4P. Правительство ввело налог с производителя в размере 8,75 рублей на каждую единицу продукции. Как это событие отразится на рынке сигарет. (Количество измеряется в тысячах.)

Ответы:

Цена до введения налога = 40 рублей, количество до введения = 190 тысяч пачек.

Цена после введения налога = 45 рублей, количество после введения налога = 175 тысяч пачек.


Анализируя полученные ответы, видим, что в условиях налогообложения цена действительно возросла, и как следствие высокой цены сбыт данного товара сократился. Таким образом, правительство, вводя налог на производителей сигарет, добилось частичного сокращения отрицательного внешнего эффекта.


б) Существуют товары и услуги, которые несут только положительный внешний эффект, но производить их не выгодно. Учащимся предлагается зачитать текст учебника стр. 108 ( где дается теоретическое обоснование приведенной выше проблемы – если учитель использует иной учебник, то он задает аналогичный для изучения материал из него) и убедиться в этом на приведенных примерах.


Учащимся предлагаются
карточки с вопросами для дискуссии, а после ее проведения записывается определение нового понятия:

общественные товары и услуги -  это товары и услуги, между потребителями которых нет конкуренции, а их производители не могут воспрепятствовать его потребление не оплатившим его лицам.

Вариант карточки.

Общественные товары и услуги:

-национальная оборона

-плотины и дамбы

-защита милиции

-городские парки

-прогнозы погоды

Как вы думаете, кто должен оплачивать данные товары и услуги и почему? Можно ли гарантировать, что пользоваться данным товаром будут только те, кто их оплатил?

Какой вид внешнего эффекта несут своим существованием данные общественные товары и услуги?

Предполагаемый ответ: Содержание национальной армии оплачивает государство а, следовательно,  все мы благодаря уплаченным нами налогам. В случае посягательства на государство невозможно гарантировать, что проблемы обойдут именно тебя стороной как гражданина данного государства. Данный общественный товар несет положительный внешний эффект (аналогично анализируются и остальные пункты).


Таким образом, мы определили, что оказывать корректирующее влияние на эффекты должно государство.


в) О роли государства в экономике мы, так или иначе, говорим на каждом уроке, подходя к ней то с одной, то с другой стороны. Учитель обращает внимание учащихся на схему роли государства в экономике.

Роль государства в экономике:

- предоставление общественных товаров и услуг;

- поддержание конкуренции;

- обеспечение законодательной базы;

- перераспределение доходов;

- стабилизация экономики;

- корректировка внешних эффектов.


Вопрос: О каких из приведенных на схеме пунктах мы уже говорили и знаем?


Предполагаемый ответ: Поддержание конкуренции, предоставление товаров и услуг, корректировка внешних эффектов.


4. К остальным пунктам мы обратимся на последующих уроках, а сейчас учащимся предлагается работа с листами-планшетами (данный вид раздаточного материала готовится учителем с использованием статей из изданий периодической печати; статьи комплектуются на одном листе А4 и нумеруются), где из представленных статей периодической печати предлагается выделить и обосновать указанные выше изученные роли государства в экономике. В ответе учителем проверяется правильность соответствия номера статьи и вида роли государства.


По окончании урока учитель определяет самую эффективную команду, оценивает работу наиболее активных учащихся и делает вывод о том, что
цель урока выполнена -  было рассмотрено понятие «внешние эффекты», были определены их виды, а так же были проанализированы некоторые составляющие роли, которые государство играет в экономике.

Домашнее задание может быть составлено из следующего:

- решить задачи, аналогичные рассмотренным на уроке;

- подготовить листы-планшеты для команд-соперников;

- ответить на дискуссионный вопрос указанный выше в тексте конспекта урока;

- изучить дополнительный материал, предоставляемый учебником.

Урок разработала учитель экономики

МОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск  

Чувашской Республики

Цибуля Елена Владимировна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."

В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...

Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»

Цель:  Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья....

Методическая разработка урока по теме "Класс земноводные. Внешнее строение и значение"

Методическая  разработка урока  по теме  "Класс Земноводные. Внешнее строение и значение" с использованием информационных технологий., 7 класс...

методическая разработка урока по теме "Внешнее строение листа"

эта методическая разработка урока по теме "Внешнее строение листа " рекомендуется для 6 класса основной школы. В уроке использованы  обучающие структуры по сингапурской методике , компьютерные ...

Методическая разработка урока по теме: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг."

В ходе урока учащиеся должы узнать, какое международное положение занимала Россия в начале XX века, определить основные задачи западного направления внешней политики....

Методическая разработка урока по теме "Рациональное экономическое поведение"

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе "рациональное экономическое поведение." Тема урока очень актуальна. Как правильно вести себя в условиях рыночной экономики. Тема близка детя...