Методическая разработка урока по теме "Класс земноводные. Внешнее строение и значение"
план-конспект урока по биологии
Методическая разработка урока по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение и значение" с использованием информационных технологий., 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_klass_zemnovodnye._vneshnee_stroenie_i_znachenie.rar | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по биологии в 7 классе
Тема: Класс Земноводные.
Внешнее строение и значение земноводных .
Биология. Урок - исследование
Тема: Класс Земноводные. Внешнее строение и значение земноводных.
Класс: 7
Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше.
Задачи урока:
познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных;
коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом.
воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.
Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, видеофрагмент, учебники, справочники, литература о земноводных для выставки, красная книга, вопросы для обсуждения в группах, раздаточный материал: задания, географическая карта «Распространение животных».
Понятия и термины: земноводные, амфибии, среда жизни, жизненные формы, покровительственная окраски.
Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, история, география.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учеников | Методический комментарий | ||
I этап. Мотивационно-целевой. | |||||
Орг. момент
Рефлексия Эмоци-ональ- ного состояния
| Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением» 1слайд | Приветствуют учителя | Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу. | ||
Откройте тетради, запишите число. 2 слайд | Делают записи | Привлечение внимания учащихся. | |||
Актуали- зация знаний, фиксация затруд- нений деятель- ности
| Сегодня мы приступаем, к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я умышленно не написала тему урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок поможете угадать, о ком пойдет речь. Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным. Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов животных, слизь кожных выделений, содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки. Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах для красоты, они служат объектом для науки, им поставлены памятники во многих городах. Загадка: Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. Речь действительно пойдет сегодня о земноводных. Это необычные животные! В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить. | Обсуждают в парах. Выбирают точку зрения, высказываются
| Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся. Формирование интереса к проблеме. | ||
Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь. | На доске появляется тема урока. | ||||
Выход на постанов- ку субъек- тивных целей | Давайте с помощью наших подсказок сформулируем вопросы, над которыми мы будем работать на уроке.
3 слайд 1.Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично наземным? 2.Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки? 3.Какие памятники лягушкам поставлены, где и за что? | Формулируют вопросы. На каждый вопрос по 1-2 мин. | Реализация принципа вариативности. Личная заинтересован- ность каждого, значимость мнения каждого ученика. | ||
Выход на цель урока | 4 слайд-первая часть На основе темы урока, и наших вопросов давайте сформулируем цель нашего урока. Цель нашего урока – изучить внешнее строение в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания. Выяснить значение лягушек. 4 слайд | Участвуют в определении общей цели урока. | |||
II этап. Организационно-деятельностный. | |||||
Организа- ция самосто-ятельной деятель- ности учащихся по приобре- тению новых знаний | Для полноценной работы давайте поделимся на группы, так как вы всегда работаете. Благодарю..Выберите организатора работы группы Вопросы для групп. 1 группа. 5 слайд Используя ресурсы интернет, найдите определения понятиям! “земноводные” и “амфибии”. 2 группа. Найдите на карте местообитание лягушек на планете. 3 группа. Рассмотрите виды животных, которые включает класс Земноводные? По каким признакам можно разделить животных в группы(отряды)? Распределите животных по отрядам.(Признаки объединения в от-ряды: наличие хвоста и отсутствие ног.) | Работа в парах с текстом учебника, словарями, раздаточным материалом. | Развитие обще-учебных навыков, коммуникатив- ных качеств. Реализация принципа субъективности. | ||
Первич- ное закрепле- ние во внешней речи | Идет работа в группах. На экране с помощью проектора размещаю схемы-шаблоны для групп. | Обсуждают, оформляют результат работы. Работа около 4 минут. | Развитие умения работать в группе. | ||
Воспроиз-ведение информа- ции, составле- ние единого целого из отдельных блоков | Организую выступление от каждой группы. Составление схемы «Классификация земноводных». 6 слайд - 1 гр Земноводные,Амфибии 7 слайд - 2-гр распространены повсеместно в широтах с теплым и влажным климатом, держатся амфибии у водоемов 8 слайд - 3 гр- Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов Спасибо! | Участвуют в обсуждении, составлении схем. Обмениваются информацией и выводами. записывают понятия в тетрадь записывают понятия в тетрадь
| Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта | ||
Теперь немного истории. 9 слайд Появились земноводные более трех сот млн. лет назад. Путь на сушу им проложили рыбы, сходные с кистеперыми. Устали? Давайте немного отдохнем. Все встали.(физкультминутка) 10 слайд Присядьте, продолжим занятие. Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. Условия жизни в водной и наземно-воздушной среде отличаются. И это не могло не сказаться на их внешнем строении. Приступим к изучению амфибий на примере лягушки. | Здоровье- сберегающие технологии. | ||||
Органи- зация самос- тоятель ной деятель-ности учащих- ся по приобре- тению новых знан ий | Внешнее строение. Для этого давайте посмотрим видеофрагменты. Постарайтесь обратить внимание, как двигаются и какие звуки они издают. 11 слайд Перед вами лягушка. Вам необходимо выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет земноводным обитать на суше. Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу, Каждая группа будет работать по заданиям, которые лежат в красных конвертах. Если в процессе работы будут вопросы, поднимите руку, я подойду! Все, приступаем к работе. (10 мин) 1 группа. 1. Рассмотрите внешний вид лягушки, используя учебник (рис 131) Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея? В чем особенность кожи земноводн?. (стр 176 абзац 2) 2 Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? (стр. 175 последний абзац) Какова роль задних конечностей при движении? 3 Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами? Каким стилем плавает лягушка? Чем сходны по своему строению конечности членистоногих и земноводных? Чем объясняется это. | Работа в группах с текстом учебника, словарями, муляжами, живыми объектами, ресурсамиInter net, проведение социологичес- кого опроса и обработка результата. | Развитие общеучебных навыков, коммуникатив- ных качеств. Реализация принципа субъ2 Подпишите ективности. 3. Чем сходны по своему строению конечности членистоногих и | ||
2 группа. 1. Рассмотрите внешний вид, используя, учебник (рис. 131) Рассмотрите глаза, они имеют веки. Почему эти органы чувств расположены на возвышении? (дополнит. материал-распечатка). Какое это имеет значение? Признаком чего является наличие век? (учебник с.176) Как называется орган слуха? (с.176 учебник) 2.На голове лягушки найдите два отверстия – это ноздри. Чем дышит лягушка (с 179-180 учебник) 4. Анализируя ваши ответы, скажите: почему их называют переходной формой от водных животных к наземным. 13 слайд 3 группа. 1.Как лягушка издает звуки? Какие? Как называется этот орган? Все ли лягушки издают звуки? Какое это имеет значение? (стр.176 учебник)2.Знаете те ли вы, какую пользу приносят лягушки в природе и в жизни человека ( Например Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства)3.Найдите информацию о памятниках Лягушкам. Где поставлены памятники и за что? (допол. материал-распечатка) Организует обсуждение внутри группы.Каждая группа выбирает делегата с отчетом по своим наблюдениям. Вывод: 12слайд, 13 слайд, 14 слайд | . | сходство? 3. На голове лягушки найдите . Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения | |||
Закреп- ление во внешней речи и промежу- точная рефлексия | Обсуждают, оформляют результат работы | Развитие умений работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения. | |||
Оценка качества работы в группе | Тестирование 15 слайд | Выполняют тест Самопроверка ( слайд) | Развитие обще-учебных навыков, коммуникатив-ных качеств. | ||
III этап. Рефлексивно-оценочный. | |||||
Рефлексия деятель-ности | Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? 17 слайд Почему земноводных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным? Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки? Какие памятники лягушкам поставлены, где и за что? Давайте мы с вами вывод сделаем по уроку. | Проводят рефлексию своей деятельности. | Реализация деятельностного подхода: как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе? | ||
Рефлек- сия своего личного участия в работе | Выставите своей группе оценку по количеству жетонов. Спасибо вам большое, за работу, мне очень приятно было с вами общаться, вы такие молодцы! | Выставляют оценку в своём листе. | |||
Домаш- нее задание | 18 слайд Задания даю на группу, распределите вопросы между собой. 1. § 36вопрос 4 письменно 2. Задание по выбору: 2) Творческое (на выбор): 1.Используя Интернет выясните: какие виды земноводных обитают в Республике Коми? 2. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту. 3. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти. В каких литературных произведениях главными героями являлись лягушки? 19 слайд При выходе пожалуйста, отметьте свое настроение, прилепив солнышко рядом с тем смайликом, который соответствует вашему настроению. До свидания! | Записывают домашнее задание. | Возможность выбора исследователь ского или творческого задания. |
Памятники лягушке
1.Памятники лягушке в Париже и Токио -дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки.
2. Памятник лягушке в Бостоне
3. Лягушка-путешественница. Москва. Аэропорт «Домодедово»
4. Городской фонтан в г. Казань - памятник лягушке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме класс Моллюски
Представлен урок по теме Класс Моллюски зоология 7 класс...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока по теме "Классы Моллюсков" с применением технологии РКМЧП
Конспект урока "Классы Моллюсков". На данном уроке применяются приемы «Корзинка идей», прием «Зигзаг», прием «Концептуальная таблица». На данном уроке учащиеся знакомятся с особенностями стр...
Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....
Открытый урок по теме "Класс Земноводные, или Амфибии. Внешнее строение и среда обитания"
Урок открывает тему "Класс Земноводные", поэтому главная его цель - сформировать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой теме. Открытие нового знаний происходит в форме марафона &qu...
Учебно-методическая разработка урока на тему "Класс Птицы. Общая характеристика" 7 класс
В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.Поэтому, современному педагогу необходимо ...
методическая разработка урока по теме "Класс Паукообразные, общая характеристика"
Урок разработан по модульной технологии. содержит технологическую карту и модуль с ответам для оргаизации само - и взаимопроверки результатов обучения учащимися....