Методическая разработка урока по теме "Класс земноводные. Внешнее строение и значение"
план-конспект урока по биологии

Методическая  разработка урока  по теме  "Класс Земноводные. Внешнее строение и значение" с использованием информационных технологий., 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по биологии  в 7 классе

Тема: Класс Земноводные.

Внешнее строение  и значение земноводных .

Биология. Урок - исследование

Тема: Класс Земноводные.  Внешнее строение  и значение земноводных.

Класс: 7

     Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше.

Задачи урока:

познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом.

воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, видеофрагмент, учебники, справочники, литература о земноводных для выставки, красная книга, вопросы для обсуждения в группах, раздаточный материал: задания, географическая карта «Распространение животных».

Понятия и термины: земноводные, амфибии, среда жизни, жизненные формы, покровительственная окраски.

Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, история, география.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Методический комментарий

I этап. Мотивационно-целевой.

Орг. момент

 

Рефлексия

Эмоци-ональ-

ного состояния

 

                 

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь.  

 

Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением» 

 1слайд    

Приветствуют учителя

Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

 Откройте  тетради, запишите  число. 

2 слайд

Делают записи

Привлечение внимания учащихся.

Актуали-

зация знаний, фиксация затруд-

нений деятель-

ности

 

 

 

 

 

Сегодня мы приступаем,  к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого?

Я умышленно не написала тему урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок поможете  угадать, о ком пойдет речь.

 Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов животных, слизь кожных выделений, содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки.

Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах  для красоты, они служат объектом для науки, им поставлены памятники во многих городах.

Загадка: Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка.                                                        

   Речь действительно пойдет сегодня о земноводных. Это необычные животные! В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Обсуждают в парах. Выбирают точку зрения, высказываются

 

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Формирование интереса к проблеме.

 Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь.

На доске появляется тема урока.

Выход на постанов-

ку субъек-

тивных целей

Давайте с помощью наших подсказок сформулируем вопросы, над которыми мы будем работать на уроке.

                   

   3 слайд

  1.Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично наземным?

 2.Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки?

3.Какие памятники лягушкам поставлены, где и за что?

Формулируют вопросы. На каждый вопрос по 1-2 мин.

Реализация принципа вариативности.

Личная заинтересован-

ность каждого, значимость мнения каждого ученика.

Выход на цель урока

4 слайд-первая часть

На основе темы урока, и   наших вопросов давайте сформулируем цель нашего урока.      

Цель нашего урока –  изучить  внешнее строение в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания. Выяснить значение лягушек.

4 слайд

Участвуют в определении общей цели урока.

II этап. Организационно-деятельностный.

Организа-

ция самосто-ятельной деятель-

ности учащихся по приобре-

тению новых знаний

Для полноценной работы давайте поделимся на группы, так как вы всегда работаете. Благодарю..Выберите организатора работы группы         

       Вопросы для групп.

  1 группа.  5 слайд

Используя ресурсы интернет, найдите определения понятиям!  “земноводные” и “амфибии”. 

  2 группа.

 Найдите на карте местообитание лягушек на планете.

 3 группа.

 Рассмотрите виды животных, которые включает класс Земноводные? По каким признакам можно разделить животных в группы(отряды)? Распределите животных по отрядам.(Признаки объединения в от-ряды: наличие хвоста и отсутствие ног.)

Работа в парах с текстом учебника, словарями, раздаточным материалом.

Развитие обще-учебных навыков, коммуникатив-

ных качеств. Реализация принципа субъективности.

Первич-

ное закрепле-

ние во внешней речи

Идет работа в группах.

На экране с помощью проектора размещаю схемы-шаблоны для групп.

Обсуждают, оформляют результат работы. Работа около 4 минут.

Развитие умения работать в группе.

Воспроиз-ведение информа-

ции, составле-

ние единого целого из отдельных блоков

Организую выступление от каждой группы.

Составление схемы «Классификация земноводных».

6 слайд  -  1 гр  Земноводные,Амфибии

7 слайд   -  2-гр распространены повсеместно в широтах с теплым и влажным климатом, держатся амфибии у водоемов

8 слайд   -  3 гр- Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов

Спасибо!

Участвуют в обсуждении, составлении схем. Обмениваются  информацией и выводами.

записывают понятия  в тетрадь

записывают понятия  в тетрадь

 

Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта

Теперь немного истории.   

 9 слайд Появились земноводные более трех сот  млн. лет назад. Путь на сушу им проложили  рыбы, сходные с кистеперыми.

Устали? Давайте немного отдохнем. Все встали.(физкультминутка)

 10 слайд

Присядьте,  продолжим занятие.

Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. Условия жизни в водной и наземно-воздушной среде отличаются. И это не могло не сказаться на их внешнем строении. Приступим к изучению амфибий на примере лягушки.

Здоровье- сберегающие технологии.

Органи-

зация самос-

тоятель

ной деятель-ности учащих-

ся по приобре-

тению новых знан                                                                                                                                       ий

Внешнее строение.

Для этого давайте посмотрим видеофрагменты.  Постарайтесь обратить внимание, как  двигаются и какие звуки они издают.

  11 слайд    

Перед вами лягушка. Вам необходимо выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет земноводным обитать на суше. Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу,

Каждая группа будет работать по заданиям, которые лежат в красных конвертах. Если в процессе работы будут вопросы, поднимите руку, я подойду! Все, приступаем к работе. (10 мин)

1 группа.

1. Рассмотрите внешний вид лягушки, используя учебник (рис 131)  Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея? В чем особенность кожи земноводн?. (стр 176 абзац 2)

2 Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних?  Какое это имеет значение?  (стр. 175 последний абзац) Какова роль задних конечностей при движении?

3 Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами? Каким стилем плавает лягушка? Чем сходны по своему строению конечности членистоногих и земноводных? Чем объясняется это.

Работа в группах с текстом учебника, словарями, муляжами, живыми объектами, ресурсамиInter

net, проведение социологичес-

кого опроса и обработка результата.

Развитие общеучебных навыков, коммуникатив-

ных качеств. Реализация принципа субъ2 Подпишите ективности.

3. Чем сходны по своему строению конечности членистоногих и

2 группа.

1. Рассмотрите внешний вид, используя, учебник (рис. 131) Рассмотрите глаза, они имеют веки. Почему эти органы чувств расположены на возвышении? (дополнит. материал-распечатка). Какое это имеет значение? Признаком чего является наличие век? (учебник с.176) Как называется орган слуха? (с.176 учебник)

2.На голове лягушки найдите два отверстия – это ноздри. Чем дышит лягушка (с 179-180 учебник)

4. Анализируя ваши ответы, скажите: почему их называют переходной формой от водных животных к наземным.

 13 слайд

3 группа.

1.Как лягушка издает звуки? Какие? Как называется этот орган? Все ли лягушки издают звуки? Какое это имеет значение? (стр.176 учебник)

2.Знаете те ли вы, какую пользу приносят лягушки в природе и в жизни человека ( Например Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства)

3.Найдите информацию о памятниках Лягушкам. Где поставлены памятники и за что? (допол. материал-распечатка)

Организует обсуждение внутри группы.Каждая группа выбирает делегата с отчетом по своим наблюдениям.                    

 Вывод:

12слайд,     13 слайд,        14 слайд

.

сходство?

 3. На голове лягушки найдите

.

Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения

Закреп-

ление во внешней речи и промежу-

точная рефлексия

Обсуждают, оформляют результат работы

Развитие умений работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.

Оценка качества работы в группе

 Тестирование 15 слайд

Выполняют тест

Самопроверка

(

слайд)

Развитие обще-учебных навыков, коммуникатив-ных качеств.

III этап. Рефлексивно-оценочный.

Рефлексия деятель-ности

Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

17 слайд

Почему земноводных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным?

Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки?

Какие памятники лягушкам поставлены, где и за что?

Давайте мы с вами  вывод сделаем по уроку. 

Проводят рефлексию своей деятельности.

Реализация деятельностного подхода: как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?

Рефлек-

сия своего личного участия в работе

Выставите своей группе оценку по количеству жетонов.

Спасибо вам большое, за работу, мне очень приятно было с вами общаться, вы такие молодцы!

Выставляют оценку в своём листе.

 Домаш-

нее задание

18 слайд

Задания даю на группу, распределите вопросы между собой.

1. § 36вопрос 4 письменно

2. Задание по выбору:

2) Творческое (на выбор):

1.Используя Интернет выясните: какие виды земноводных обитают в Республике Коми?

2. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.

3. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти. В каких литературных произведениях главными героями являлись лягушки?

 19 слайд

При выходе пожалуйста, отметьте свое настроение, прилепив солнышко рядом с тем смайликом, который соответствует вашему настроению. До свидания!

Записывают домашнее задание.

Возможность выбора исследователь

ского или творческого задания.


Памятники лягушке

1.Памятники лягушке в Париже и Токио -дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки.              

     4 

2. Памятник лягушке в Бостоне %EF%E0%EC%FF%F2%ED%E8%EA-%EB%FF%E3%F3%F8%EA%E5%2C%E1%EE%F1%F2%EE%ED

3. Лягушка-путешественница. Москва. Аэропорт «Домодедово» Так выглядит первый и единственный в мире памятник путешественникам - Лягушка-путешественница.

4. Городской фонтан в г. Казань - памятник лягушке image004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме класс Моллюски

Представлен урок по теме Класс Моллюски зоология 7 класс...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы Моллюсков" с применением технологии РКМЧП

Конспект урока "Классы Моллюсков". На данном уроке применяются приемы «Корзинка идей», прием «Зигзаг», прием «Концептуальная таблица». На данном уроке учащиеся знакомятся с особенностями стр...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Открытый урок по теме "Класс Земноводные, или Амфибии. Внешнее строение и среда обитания"

Урок открывает тему "Класс Земноводные", поэтому главная его цель - сформировать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой теме. Открытие нового знаний происходит в форме марафона &qu...

Учебно-методическая разработка урока на тему "Класс Птицы. Общая характеристика" 7 класс

В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.Поэтому, современному педагогу необходимо ...

методическая разработка урока по теме "Класс Паукообразные, общая характеристика"

Урок разработан  по модульной технологии. содержит технологическую карту и модуль с ответам для оргаизации само - и взаимопроверки  результатов обучения учащимися....