методическая разработка урока по теме "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
эта методическая разработка урока по теме "Внешнее строение листа " рекомендуется для 6 класса основной школы. В уроке использованы обучающие структуры по сингапурской методике , компьютерные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vneshnee_stroenie_lista.docx | 22.58 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_vneshnee_stroenie_lista.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тахталинская основная общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока в 6 классе
тема
«Внешнее строение листа»
Учитель биологии
Ахметзянова Светлана Алексеевна
2015 г.
Тема :Внешнее строение листа.
Цели:
-дать обучающимся знания об особенностях внешнего строения листа и процессах, происходящих в листьях растений ;
-раскрыть сущность процессов питания, испарения ,дыхания и фотосинтеза, происходящих в листьях ,их роли в жизни растений ;
- сформировать у обучающихся знания о листе как важной боковой части побега;
- сформировать умение распознавать простые, сложные листья и жилкование листьев ;
- воспитывать экологическую грамотность у обучающихся и бережное отношение к природе;
-выяснить причинно-следственные связи явлений питания, испарения ,дыхания и фотосинтеза и их зависимость от факторов окружающей среды;
-формировать умение решать поставленную учителем проблему;
- развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
-развивать логическое мышление обучающихся.
Оборудование: учебник биологии и рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор ,гербарный материал .
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная , парная , групповая
Методы обучения :словесный (беседа) ,наглядный (демонстрация презентаций), поисково-проблемный ,обучающие структуры по сингапурской методике
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение раннее изученного материала.
- Постановка темы и цели урока.
- Изучение нового материала по плану:
- лист – часть побега.
- функции листа.
- строение листьев.
- лист черешковый, сидячий.
- формы края листьев.
- форма листьев.
- типы листьев (простые, сложные)
- листорасположение.
- жилкование листьев
6. Итоги урока
7. Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала.(обучающая структура Релли Робинг)
- вставьте пропущенное слово:
1) Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют …( побегом)
2) Участки стебля, на которых развиваются листья, называют …(узлами)
3) Участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега называются …(междоузлиями)
4) Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название …(пазухи листа).(слайд 1)
Установите соответствие между названием почки и его признаков(обучающая структура Пэа-шэа)
Признаки почки:
А) Внутри почки на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья.
В) Почка представляет собой зачаточный бутон или соцветие.
Название почки:
1) Генеративная (В)
(цветочная);
2) Вегетативная (А)
(листовая); (слайд 2)
- Постановка темы и цели урока.(слайд 3, 4)
- Изучение нового материала.
А) Лист - часть побега.(слайд 5)
Б) Функции листа: - фотосинтез (образование органических веществ);
- газообмен;
- испарение воды (транспирация);
- орган вегетативного размножения;
- запасание питательных веществ (капуста, щавель, лук).(слайд 6)
Задание- сравните фотосинтез и дыхание у растений(обучающая структура континиус раунд робин)
В) строение листа:
- листовая пластинка – это расширенная часть листа;
- черешок – суженная стеблевидная часть листа;
- основание листа – нижняя часть черешка, которая связывает лист с узлом стебля.
- прилистники – выросты у основания черешка.
- жилки – проводящие пучки.(слайд 7)
Г) Растения, которые имеют черешок, называются черешковыми.
Растения, у которых листовая пластинка «сидит» на стебле без черешка называются сидячими.(слайд 8, 9, 10)
Д) различные формы края листьев: пильчатый, цельнокрайний, зубчатый.(слайд 11)
Е) форма листьев: округлый, игольчатый, тройчатый, яйцевидный.
(слайд 12 - 15)
Ж) типы листьев. Простые листья – состоящие из одной листовой пластинки.
Сложные листья – состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных общим черешком.(слайд 16 - 17)
З) Листорасположение:
Очередное -от каждого узла растения отходит один лист;
Супротивное-на каждом узле листья располагаются попарно;
Мутовчатое- в одном узле размещается три листа и более.(слайд 18 – 21)
И) Виды жилкования листьев:
Сетчатое- жилки многократно ветвятся , образуя сплошную сеть (яблоня, клен);
Параллельное – жилки расположены параллельно одна другой (лук, алоэ);
Дуговое – жилки расположены дугообразно (подорожник).(слайд 22)
Выполните задание :По гербарным материалам определите по два растения по каждому виду жилкования (обучающая структура Куиз-куиз-трэйд)
- Закрепление урока. Фронтальный опрос
- Из чего состоит лист?
- Какие листья называют простыми, а какие – сложные?
- Какую функцию выполняют жилки листа?(слайд 23)
- Составить синквейн к слову лист(слайд 24)
- Выполните творческое задание (обучающая структура Коннект-экстэнд-челендж) :Что было бы ,если не было бы вегетативного органа-листа?
- Итог урока ( выставление оценок)
- Домашнее задание. Читать стр 116 -119, ответить на вопросы 1 -4, стр: 119.(слайд 25) , составить кроссворд по теме «Лист»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Установите соответствие между названием почки и его признаком Признаки почки: А) Внутри почки на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. В) Почка представляет собой зачаточный бутон или соцветие. Название почки: 1) Генеративная (цветочная); 2) Вегетативная (листовая);
Тема урока: Внешнее строение листа
Шумели листья, облетая Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой… Каких-то серых птичек стая Кружилась по ветру с лиством И.Бунин
Ещё дуют холодные ветры И наносят утренние морозы. Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчёлка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать: Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у берёзы Распустятся клейкие листочки, Зацветёт черёмуха душиста...А.С.Пушкин
Сегодня на уроке: - лист – часть побега; - функции листа; - строение листа; - лист черешковый, сидячий; - формы края листьев; - форма листьев; - типы листьев (простые, сложные); - листорасположение; - жилкование листьев.
Лист – часть побега .
Функции листа: - фотосинтез; - газообмен; - транспирация (испарение воды); - орган вегетативного размножения; - запасание питательных веществ.
Строение листа Листовая пластинка- это расширенная часть листа. Черешок – суженная стеблевидная часть листа. Основание листа – нижняя часть черешка, которая связывает лист с узлом стебля. Прилистники – выросты у основания черешка. Жилки – проводящие пучки.
. Растения, которые имеют черешок называются черешковыми. Растения, у которых листовая пластинка «сидит» на стебле без черешка называются сидячими.
Черешковые фиалка узамбарская
сидячие сидячие агава
Различные формы края листьев : пильчатый (осина) цельнокрайний (сирень) зубчатый ( яблоня)
Форма листьев. Ольха, осина.
Форма листьев. Ель, пихта. Игольчатый
Форма листьев. Донник, ежевика. Тройчатый.
Форма листьев. Вишня, ревень, айва, яблоня.
Типы листьев Простые листья - состоящие из одной листовой пластинки. дуб
типы листьев Сложные листья – состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных общим черешком. Конский каштан
Листорасположение а- очередное, б- супротивное, в- мутовчатое
Ива
Сирень
элодея
Виды жилкования листьев 1 – сетчатое, 2- параллельное, 3- дуговое
1. Из чего состоит лист? 2. Какие листья называют простыми, а какие – сложные? 3. какую функцию выполняют жилки листа?
Рефлексия: Составить синквейн к слову лист
Домашнее задание: читать стр: 11 6 – 11 9 , ответить на вопросы 1 – 4, стр:11 9 ,составить кроссворд по теме «Лист».
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»
Конспект урока...
Методическая разработка урока по теме «Строение органов дыхания»
Конспект урока...
Методическая разработка урока "Цветок, его строение и значение" 6 класс
Методическая разработка урока соответствует ФГОС....
Методическая разработка урока по теме "Строение мышц". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения мышц человека; с видами мышечной ткани, их функциями и местоположением в организме ....
Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка....
Методическая разработка урока по теме "Строение атома"
Урок разработан с учетом ключевых компетенций, формируемых на определенным этапе....
Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс
Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" . ...