Урок-беседа на тему "Школьный предмет - основа мооей будущей профессии"
классный час по экономике (7 класс) по теме

 

Экономика - постоянная деятельность людей с целью обеспечения себя жизненными благами; наука, кото­рая изучает закономерности такой деятельности.

Благодаря экономике люди земли могут согласовывать свои интересы и деятельность ради создания все большего объема жизненных благ. Именно экономика позволяет «связать в узе­лок» деятельность огромной массы фирм и работающих в них ради создания тех жизненных благ, которые люди хотят полу­чить в свое пользование. И чем лучше люди понимают правила разумной организации экономической деятельности, тем бы­стрее растет объем благ, которые они могут потребить, тем меньше людей умирает из-за недоедания или нехватки ле­карств.

Экономика - очень широкое понятие, и чтобы нам было легче о ней говорить, стоит выделить ее важнейшие составные части. Это торговля, производство, услуги всех видов и денеж­ная система.

Во всем мире в самых крупных фирмах, банках, страховых компаниях, в правительственных органах и в любом универси­тете или школе бизнеса вы найдете людей, на визитной карточ­ке которых будет написано «экономист». Что же это за профес­сия и чем занимаются люди с такой квалификацией?

Экономика - наука, которая исследует, как люди исполь­зуют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло из Древней Греции и было созда­но путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «но­мос» - «закон», так что слово «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных наук, так же как история или философия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konkurssshchshchshchshch.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - беседа на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

Программа по экономике ставит следующие цели:

- формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в жизненных различных ситуациях;

- социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;

- воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений школьников;

- профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства;

- развитие предпринимательской инициативы молодежи и ознакомление с предпринимательством и прикладными экономическим дисциплинами.

Вступление.

Люди живут в мире, который им приходится все время поддерживать в определенном порядке. Этот порядок позволяет людям справляться с неудобствами природной среды и обеспечивать себе возможность удовлетворять постоянно воз никающие потребности. Название этого порядка - цивилиза ция. В состав цивилизации входит многое, но мы поведем разговор только об одном из блоков цивилизации - эко номике, или, как ее иначе называют, хозяйственной жизни.

Для получения необ ходимых людям благ - продовольствия, одежды и обуви, жилья и многого-многого другого - нужно каким-то образом собрать и использовать самые разные производственные ресурсы и оборудование. И если человек не придумает, как ему связать все производственные ресурсы в единый узелок, то он так никогда и не сможет взять в руки корзину с продуктами, потому что она просто не будет изготовлена.

Скажем, для того, чтобы утром, перед уходом в школу, вы могли открыть коробочку йогурта, необходимо участие несколь ких десятков хозяйственных организаций - фирм. Одни из этих организаций производят все компоненты для создания упаковки для йогурта, другие производят оборудование для изготовления самого продукта, третьи организуют молочные фермы и доставляют молоко на фирму, производящую йогурт, и т. д. и т. п.

Экономика - постоянная деятельность людей с целью обеспечения себя жизненными благами; наука, кото рая изучает закономерности такой деятельности.

Благодаря экономике люди земли могут согласовывать свои интересы и деятельность ради создания все большего объема жизненных благ. Именно экономика позволяет «связать в узе лок» деятельность огромной массы фирм и работающих в них ради создания тех жизненных благ, которые люди хотят полу чить в свое пользование. И чем лучше люди понимают правила разумной организации экономической деятельности, тем бы стрее растет объем благ, которые они могут потребить, тем меньше людей умирает из-за недоедания или нехватки ле карств.

Жизненные блага - это все, что люди потре6ляют ради обеспечения своей жизни и получения удовольствий.

Экономика - очень широкое понятие, и чтобы нам было легче о ней говорить, стоит выделить ее важнейшие составные части. Это торговля, производство, услуги всех видов и денеж ная система.

Во всем мире в самых крупных фирмах, банках, страховых компаниях, в правительственных органах и в любом универси тете или школе бизнеса вы найдете людей, на визитной карточ ке которых будет написано «экономист». Что же это за профес сия и чем занимаются люди с такой квалификацией?

Экономика - наука, которая исследует, как люди исполь зуют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло из Древней Греции и было созда но путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «но мос» - «закон», так что слово «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных наук, так же как история или философия.

Но в отличие от истории или философии экономика - наука очень конкретная, построенная на анализе цифр и использова нии различного рода методов расчетов, иногда достаточно про стых: четыре действия арифметики плюс степени, а иногда достаточно сложных. Соответственно, человеку, который не любит работать с цифрами и которого любые расчеты приводят в уныние, лучше к этой профессии не стремиться.

Быть или не быть экономистом.

Подумайте, какие ассоциации возникают у вас со сло вом «экономист»? Банковский служащий, министр фи нансов, коммерсант, бухгалтер, брокер, маркетолог...? Спектр экономических специальностей действительно так широк, что в экономике самые разные люди могут найти занятия по душе. За экономическими специальностями —6удущее, поэтому все больше вузов готовят специалистов по экономике разного профиля.

Экономические специальности имеют общие черты и различия. По преимуществу, эти характеристики касаются требований к школьной подготовке и особенностям мыш ления. Так, на все факультеты, подготавливающие эконо мистов, обязательно сдают математику и иностранный язык.

Владение математическими знаниями обеспечивает умение выстраивать модели экономических процессов и осуществ лять сложные математические расчеты. Иностранный язык для экономиста (а лучше не один) — это пропуск в самые современные направления прикладной экономики. Мно гие специалисты говорят о том, что, не зная английского языка, невозможно быть экономистом, так как большинство понятий и концепций экономики сложились в англо язычных странах. Второй иностранный язык (немецкий или французский) открывает начинающему экономисту дверь в престижные московские вузы, которые все чаще сотруд ничают с европейскими учебными заведениями и предла гают своим студентам стажировку за рубежом. Лю6ой спе циалист в области экономики должен обладать хорошо раз витым умением анализировать, находить разные пути решения одной и той же задачи, не чураться программи рования и электронного обеспечения труда.

Условно все экономические специальности с точки зре ния психологического портрета специалиста можно раз делить на несколько групп. Каждая из групп предъявляет особые требования к природе человека (темпам работо способности и переключения внимания) и его интересам.

Во-первых, самое традиционное понимание профес сии «экономист» - это давно сложившиеся специально сти, например бухгалтер, специалист по аудиту. Нередко к этой группе относят специалистов по страхованию и налогообложению. Основным в их деятельности становят ся проверка (контроль), анализ данных, четкое следова ние инструкциям, разработка правил и форм деятельно сти специалистов. Наибольшего успеха в таких специаль ностях достигают терпеливые и пунктуальные люди, уме ющие не снижать качества труда при монотонной работе. Эти специальности по содержанию труда очень близки профессии юриста, а профессиональная подготовка все гда включает ряд дисциплин, связанных с законодательством. Все больше вузов готовят 6укгалтеров и аудиторов по профилю той или иной отрасли хозяйства.

Во-вторых, традиционно экономика была сферой науч ных исследований. Такие специальности, как «мировая экономика», «математические методы в экономике», «эконо мическая социология», «экономическая психология» - весьма перспективные направления для тех, кто интересуется фундаментальной наукой и хотел бы попробовать себя в объяснении различных экономических явлений. Стоит напомнить, что одна из Нобелевских премий 2004 года была присуждена специалисту, занимающемуся исследования ми в области экономической психологии.

Стремление открыть новое, сочетание творческого мышления и склонности к анализу - весьма желатель ные качества для будущего ученого-экономиста. Эконо мическая наука - тесное переплетение методов точных наук и гуманитарных задач. Поэтому, если вы одинаково успешно и с интересом осваиваете и гуманитарные и точ ные науки, вам стоит подумать об экономике. Существует и такой прикладной аспект экономической науки, как мар кетинг, отражающий тесное переплетение в экономике - математики и гуманитарных предметов (психологии, политологии, культурологии).

В-третьих, существует целая группа экономических специальностей, тесно связанных с управлением: «эко номика и управление на предприятии», «государственные и муниципальные финансы», «банковский менеджмент», «управление финансовыми рисками», «финансы и кре дит». Как известно, деньги - это существенный компо нент власти, поэтому почти все управленческие специальности тесно связаны с областью экономики. Тот, кто намечает себе сферу финансового менеджмента, должен уметь принимать и оперативные и стратегические реше ния, быть лидером, сочетать стремление к риску и осторожность. Честолюбие и устойчивость к стрессам - важные характеристики для эффективного менеджера.

В-четвертых, экономическая деятельность связана с коммерцией. Умение продавать предполагает не только коммуникативные навыки, но и наличие хороших эконо мических знаний. Торговля - основа микроэкономики. Коммерческая «жилка» проявляется в том, что человек находит неожиданные пути заработка, стремится сделать свое дело. Многие современные коммерсанты имеют эко номическое образование или стараются его получить. Ком мерсант является понемногу и финансовым менеджером, и маркетологом, и бухгалтером.

Наконец, все большую популярность получают специ альности, связанные с финансовыми «играми»: брокер, дилер в банке. Они основаны на постоянном риске специ алиста, который, с одной стороны, обладает информа цией, с другой - не боится действовать в ситуации нео пределенности. Специалист этого профиля должен отли чаться быстротой реакции, сочетанием интуиции и острого аналитического ума. Необходимо знать и о том, что нельзя всю профессиональную жизнь заниматься данной деятельностью, поэтому «игроки» рано или поздно уходят в дру гие экономические специальности.

Если хотите «попробовать» себя в экономической деятельности, обратитесь к тесту, помещенному в табл. 4. В первом столбце перечислены различные экономические специально сти. Каждый последующий столбец включает характеристику специальности. «Хочешь ли ты » — наиболее распространенное объяснение того, почему человек хочет стать бухгалтером, банкиром и т.д.; «Сможешь ли ты» — описывает одно из главных требований к специалисту; «Знаешь ли ты, что» — отражает одну из «теневых» сторон профессии, о которой не обходимо знать и быть к ней готовым; «Готов ли ты» — указы вает на то, что уже сейчас вы можете делать для овладения избранной специальностью. Прочтите все высказывания, по ставьте «+», если согласны «-» — если нет.

Посчитайте плюсы по каждой строке таблицы: 4-5 плюсов означают, что данная специальность вам интересна; 2-3 — свиде тельствуют о неустойчивости вашего интереса; 1 —или их отсутствие говорит о том, что эта специальность вам не очень интересна.

Сначала обратите внимание на количество плюсов в первой строке — это показатель вашей расположенности к экономическим профессиям вообще. Оптимальным вариантом, харак теризующим интерес к экономическим профессиям, являются 4-5 плюсов по первой строке таблицы и столько же плюсов по одной или двум специальностям. Если по первой строке у вас плюсов больше; то экономические специальности вам интересны, но вы пока не выбрали свой путь. Если по одной или нескольким специальностям плюсов больше, чем по самой первой строке, то стоит уточнить основные требования к экономическим специаль ностям. Может случиться и так, что вы выберете сразу несколько экономических специальностей, т.е. на 4-5 плюсов будет боль ше чем по двум строкам. Тогда вернитесь к описанию каждой группы специальностей в тексте — она имеет свой перечень требований к психологическим особенностям человека. Постарайтесь разобраться в себе — какой вы по характеру и темпераменту и какие специальности вам по душе.

Попробовать себя в экономических специальностях сей час легко — при многих вузах существуют клубы юных экономистов, проходят олимпиады для желающих зани маться экономикой. Реальная проба сил лучше, чем любой тест, подтвердит интерес и запас способностей для овладения экономическими специальностями.

Специальность

Хочешь ли ты

Сможешь ли ты

Знаешь ли ты, что

Готов ли ты

Веришь ли ты, что

Общие черты

Понимать происходящее через призму экономических процессов, жит в «мире» денег

Постоянно следить за изменениями экономических законов и использовать их в своей работе

У экономистов часто возникают соблазны использовать служебное положение в личных целях

Заниматься математикой, профилирующими предметами для поступления на экономический факультет

Экономика – та сфера, которая управляет миром

Бухгалтер

Выступать в роли контролера, быть беспристрастным судьей, вычленять общее, подмечать мелочи

Изучать и оценивать однотипные документы на экране и в печатном варианте

Профессиональная болезнь специалистов; снижение остроты зрения

Заниматься финансовыми отчетами, готовить проекты, запоминать тематику и содержание многих документов

Экономист - бухгалтер это второй человек в фирме и на предприятии после руководителя

Ученый

Изучать экономическое развитие, искать причины изменений в экономике разных стран

Вести исследования, много читать и письменно обобщать результаты своих исследований

Найти высокооплачиваемую работу очень тяжело – можно оказаться в ситуации быть специалистом, квалифицированным сверх меры

Учить иностранные языки, практиковаться в научных исследованиях

Изыскания в экономике определяют политический и социальный «дизайн» мира

Управленец-экономист

Управлять финансовыми организациями, принимать решения относительно экономического развития различных структур

Находить разные варианты решения экономических проблем, уметь настаивать на своем и аргументировать свою правоту

Управленец постоянно думает о работе, имеет ненормированный рабочий день

Осваивать лидерские качества, изучать финансовый менеджмент

Экономическая подготовка управленца – залог его профессионального успеха

Коммерсант

Находить наилучшие пути получения прибыли для организации и заниматься продажами

Уметь извлекать пользу из любого опыта, даже отрицательного, учится в процессе работы

Малое предпринимательство не всегда предсказуемый процесс, необходимо постоянно быть готовым к неожиданностям

Участвовать в молодежных коммерческих проектах, осваивать самые разнообразные навыки, не бояться брать на себя не всегда престижную работу

Малый бизнес – основа среднего класса, а экономическая компетентность коммерсанта обеспечивает его процветание

«Игрок»

Зарабатывать деньги, используя собственную интуицию, испытывать удачу

Быть в постоянном нервно - психическом напряжении, быстро реагировать на изменения в среде

Работа сопряжена с риском проиграть и необходимостью вкладывать собственные средства в развитие дела

Интересоваться ценными бумагами, сложными схемами получения прибыли

Лучше заработать один раз и много, чем помалу в течение всей жизни

Я – экономист?

Список некоторых экономических специальностей и месячная зарплата в долларах США

Директор, управляющий и администратор розничных магазинов- 500-2000

Менеджер оптовой фирмы по работе с сетевыми магазинами-2000

Рядовые операционные сотрудники филиалов ЦБ в Москве-400-500

Начальник управления ЦБ-2000 (в крупном-дополнительно 500-1000)

Главный бухгалтер-800-3000

Бухгалтер-300-1000

Финансовый директор-1500-5500

Генеральный директор фирмы-2000-9000

Директор по рекламе-1500-5000

Менеджер по продажам-450-1500

Мерчендайзер-200-500

(Источник: «Известия», по данным кадровых агентств.)

Требования, предъявляемые к экономисту:

-усидчивость

-аккуратность

-внимательность

-ответственность

-хорошая память

-нервно-психическая устойчивость

-высокая работоспособность

Медицинские противопоказания:

-нервно-психические заболевания

-сердечно-сосудистые

-хронические инфекционные

Человек не может обойтись без экономических знаний и умений. Экономическое образование всегда и везде нужно любому, так как оно «обустраивает» жизнь любого человека, а отсутствие такого образования делает человека не защищенным, лишенным значительной части адаптивного потенциала. Изучаемый в школе предмет «экономика» может служить основой будущей профессии.

Игра – конкурс «Поиграем в экономику»

Цель: способствовать формированию находчивости,   сообразительности, экономической грамотности. 

Задачи: 1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;

               2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности  к изменяющимся внешним условиям;

              3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.

Ход игры-конкурса

I Вступительное слово учителя:

Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики. За каждое задание игроки получают монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет – выиграет.

Давайте вспомним, что  же такое экономика?

Первоначально слово «экономика» означало искусство ведения домашнего хозяйства. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона,  страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика – это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Кто же впервые придумал слово «экономика»? (Аристотель).

Задание: Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». (Ответ: Экономика).

Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.

Вопросы:

  1. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)
  2. Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)
  3. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
  4. Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)
  5. Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)
  6. «Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
  7. Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)
  8. Как называется лицевая сторона монеты? (аверс)
  9. Как называется оборотная сторона монеты? (реверс)
  10. Лицо торговой точки это что? (витрина)
  11. Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)
  12. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)

Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:

СИПЕНЯ (пенсия)

ЛАКМЕРА (реклама)

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

ЙЦТОВФАРЫВ (товар)

Экономические загадки-добавлялки:

На товаре быть должна

Обязательна …(цена)

            Коль трудиться круглый год

Будет кругленьким…. (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги

Весной пора платить … (налоги)

Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без … (рекламы)

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно. .(весы)

Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в  …(банке)

Дела у нас  пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой.. (вклад)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(зарплату)

Мебель купили, одежду, посуду

Брали для этого в банке мы …(ссуду)

На рубль – копейки, на доллары – центы

Бегут-набегают в банке .. (проценты)

Экономические ребусы

(Собственность)                                                                     (Деньги)

(Налог)                                             (Кредит)

«Литературный»  конкурс (пословицы написаны на отдельных листах, которые разрезаны)

Задание: найти концовку к пословицам и поговоркам, начало которых у вас записано на карточках.

  1. Копейка рубль (бережет)
  2. Без копейки (рубля нет)
  3. День что пух (только дунь на них их нет)
  4. Не имей сто рублей (а имей сто друзей)
  5. Деньги любят (счет)
  6. Чем богаты (тем и рады)
  7. Бедному собраться (только подпоясаться)
  8. Не с богатством жить (а с человеком)
  9. Богатство (разум рождает)

Объедини общими терминами

Задание: Участники должны  перечисляемыми ведущими слова объединить общим экономическим термином.

  1. Товар, страна, вывоз (экспорт)
  2. Товар, информация, покупатель (реклама)
  3. Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (банк)
  4. Деньги, большое количество, обесценивание (инфляция)

Сценка:

В класс входят Патрик и Спанч Боб. Здороваются с детьми.

Патрик: Мы пришли к вам по одному важному делу. Посмотрите, что у меня в руке? (показывает деньги, банкноты)

Дети: Деньги

Спанч Боб: Правильно, деньги. А что это такое? (показывает монеты)

Дети: тоже деньги

Патрик: А чем же отличаются деньги, которые есть у Спанч Боба, от денег, которые есть у меня?

Дети: Одни деньги бумажные, другие – из разных металлов.

Патрик: Как называются деньги из разных металлов? (монеты)

А как называются современные бумажные деньги? (банкноты)

Спанч Боб: У нас к вам есть одна просьба. Мы не знаем, когда идешь в магазин, куда надо положить деньги? (в кошелек).  Может ребята,  вы нам поможете?

Задание: изготовить из листа бумаги способом оригами кошелек, в который мы с Патриком будем складывать свои деньги.

Конкурс капитанов команд:

Какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». Показать сигнальными карточками (зеленой и красной).

Последний конкурс «Черный ящик»

Угадайте, что в «Черном ящике» (в ящике находятся шоколадные монеты на весь класс)

Вопрос: их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других -  мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое?

(деньги)

Ведущий: Наша игра закончилась. Но ваше путешествие в удивительную страну под названием «экономика» только начинается. И чтобы это было успешным, я хочу вам посоветовать прочесть книги Татьяны Смирновой «Белка и компания», Э. Успенскогого «Бизнес Крокодилы Гены»

Подведение итогов конкурса и всей игры. Награждение. Самому активному участнику вручается медаль «Знаток экономики».

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии».

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему            «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»....

Урок по профориентации "Биология-основа моей будущей профессии"

Урок-беседа с применением игр и психологических тренингов....

Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Урок на конкурс "Школьный предмет-основа моей будущей профессии"

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономиче...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

8 кл"Биология- основа моей будущей профессии ", школьный, 2016г

8 кл"Биология- основа моей будущей профессии ", школьный, 2016г...