Урок по профориентации "Биология-основа моей будущей профессии"
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме

Воронина Светлана Петровна

Урок-беседа с применением игр и психологических тренингов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_prof.doc58 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc267.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_professiya.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Дистанционный  территориальный фестиваль профессий

            «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Номинация

Урок-беседа на тему «Школьный предмет-основа моей будущей профессии»

Тема беседы:

«Биология - основа моей будущей профессии»

                                                                                           

  Подготовила и провела:

                                                                                               Воронина Светлана Петровна

                                                                                               учитель биологии

ГБОУ ООШ № 4

г.о. Новокуйбышевск                                                                                              

                                                                                               Самарской области

2013

год

Актуальность

Особенности современной социально-экономической ситуации, отразившиеся на нестабильности рынка труда, появление новых профессий и специальностей, возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии. Правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует формированию гармонической личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. Важная роль в формировании профессиональных намерений учащихся отводится профессиональной ориентации как целенаправленной деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями. Однако в настоящее время в школах вследствие перегруженности учителей и учащихся и в силу иных причин профориентадионная работа зачастую не проводится вовсе, либо сводится к дифференциации школьников по профильным классам.

В такой ситуации становится вполне закономерной стоящая перед учителями задача органичного включения профориентационного материала в процесс обучения и она наиболее актуальна при преподавании основ наук в старших классах. Совмещение процесса обучения и профессиональной ориентации позволяет знакомить школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету.

Будучи классным руководителем и учителем биологии я затрагивала темы профориентации на своих уроках, классных часах, экскурсиях, но работа в этом направлении велась эпизодически.

В 2012 году мои ребята уже восьмиклассники, вопрос самоопределения встал очень остро. Я задалась вопросом, где найти время, какие методы можно использовать по профориентации? Проведя анализ тем из курса «Биология.Человек.8 класс» я увидела, что с целью расширения знаний учащихся по некоторым темам можно провести ознакомительные беседы, профориентационные игры, тренинги.

Тема урока: «Школьный предмет – основа моей будущей профессии».

Цель урока: расширить информированность учащихся о мире профессий с биологической направленностью.

Задачи урока:

  1. Сформировать представления о значении биологических знаний в жизни человека;
  2. Привлечь учащихся к работе с различными источниками информации;
  3. Познакомить учащихся с профессиями биологической направленности;
  4. Помочь учащимся осознать профессиональный интерес к той или иной деятельности.

Оборудование и средства обучения: мультимедийное оборудование - презентация, раздаточный материал, выставка косметических средств, профориентационная  игра.

Ход урока:

  1. Вступление (2 мин.)

Биология – это «наука о жизни», а значит, она не может быть скучной. Сегодня, когда биологические исследования, биотехнологии переживают расцвет, значимость биологии ощущается во многих сферах деятельности. Профессиональные биологи, политики, бизнесмены и обычные люди связывают с биологией свои надежды: преодоление глобального экологического кризиса, перспективы генной инженерии,  перспективы биотоплива, экодома и многое другое. Следовательно, профессия – признак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности. Выбрать себе профессию – это значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее правила, принципы, ценности, образ жизни, раскрыть свои способности и удовлетворить свои потребности, самое главное применить свои знания.

  1. Игра  «Цепочка биологических профессий»(10 мин.) проводиться с целью развития умения выделять общее и различное в видах трудовой деятельности. Вначале следует назвать профессию – начинает учитель, например – аллерголог. Следующую профессию называет ученик, она в чем-то близка названной, например – дерматолог. Самое главное при этом, чтобы ребенок мог объяснить, в чем сходство с этими профессиями.

Например, получилась цепочка: Аллерголог – дерматолог – визажист - пластический хирург – косметолог – венеролог – стилист- гинеколог - онколог и т.д. Учитель выписывает все на доску, заполняя таблицу, потом дети анализируют, что связывает эти профессии (приложение 1). .

Обсуждение результатов игры (3 мин.): самое главное важно обратить внимание участников на то, что между разными профессиями могут обнаружиться интереснейшие связи. Такие связи подтверждают следующее обстоятельство: не следует ограничиваться одним профессиональным выбором, ведь часто бывает, что человек ищет в одной профессии, может оказаться в других профессиях. Мы на уроках биологии познакомились с анатомией, физиологией, гигиеной и изучили строение кожи человека, посмотрите, как много  профессий где  требуются эти знания, очень широкий выбор.

Бывает так, что человек получил хорошее образование, профессию и вот идет устраиваться на работу. Что необходимо для того чтобы тебя взяли на работу?

Ответы учащихся: резюме, портфолио, презентабельный вид, грамотная речь и т. д.

  1. Игра «Биржа труда» (15 мин.) проводиться с целью развития умения презентовать себя, а также анализировать полученную информацию и соотносить ее со своими возможностями.

          Учитель кратко  рассказывает о бирже труда и ее возможностях: « В современном мире люди все чаще в поиске работы прибегают к услугам биржи труда. Узнать какие  есть вакансии в городе и соотнести свои возможности, а главное презентовать себя так, чтобы работодатель согласился с вашей кандидатурой».

         Учитель  предлагает рассчитаться на 1,2: 1 номера – консультанты биржи труда; 2 номера – потенциальные работники. Консультанты получают набор вакансий (приложение 2), о которых говорят в общих чертах, но не называют должность, и предлагают побороться за них потенциальным работникам. Потенциальные работники по  собственному  желанию определяют, у какого консультанта подходящая им вакансия и подходят к нему на собеседование. Они должны придумать  свое резюме, согласно  услышанной характеристике вакансии, где  указать:  где и когда  работали в должности соответствующей характеристике вакансии, какое учебное заведение  окончили, почему стремятся попасть в эту фирму. Если есть необходимость что-то уточнить, то они задают консультанту вопросы, затем творчески себя представляют. Консультант вправе задать во время презентации пару вопросов.

После того, как  прошло собеседование, и консультант выбрал лучшего из лучших, он озвучивает вакансию: 1-«укротитель шлейфа», 2-«творец», 3-«ловец», 4-«сказочник», 5-«чистильщик леса», 6-«врачеватель».

Мир профессий насчитывает свыше 50000 профессий и продолжает  динамично изменяться. Появляются и развиваются новые виды деятельности (менеджер), отмирают и исчезают устаревшие (лакей), дробятся или объединяются реально существующие (бухгалтер-экономист). В мире профессий сложно разобраться и ориентироваться, минуя вопросы классификации. Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам. Выделяют 5 типов профессий по предмету труда (приложение 3-презентация).

  1. Человек - природа. Предметом труда в этих профессиях являются: растения, животные, микроорганизмы.
  2. Человек - техника. Главный предмет труда – технические объекты, материал. Техника – дело рукотворное. Здесь есть много возможностей проявить  находчивость, интеллектуальную инициативу, изобретательный талант. Но и требует она от человека развитого пространственного воображения, памяти, точности и быстроты движений, внимания, глазомера, способности принимать оптимальные решения в короткие сроки, а также соответствия человека возможностям техники.
  3. Человек - человек. Предметом являются социальные системы сообщества, группы населения, люди разного возраста. Главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми (видео ролик – визажист).
  4. Человек - знаковая система. Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем – тексты, чертежи, схемы, карты, таблицы, формулы. Именно знаки, цифры, коды являются здесь ведущим предметом труда. Представитель профессий этого типа должен быть вдумчив, систематичен, усидчив, скрупулезен, обладая при этом творческим подходом к решению задач, хорошо развитым наглядно-образным мышлением, переключаемостью внимания.
  5. Человек - художественный образ. Ведущим предметом труда является художественный образ, способы его построения. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение, высокая креативность, рефлексия. К трудностям профессий этого типа относятся длительные нагрузки на отдельные группы мышц, опорно-двигательный аппарат, нервные нагрузки.

      Учитель предлагает  определить, к какому типу относятся профессии, о которых мы сегодня говорили. У вас на партах информационные листы, где предоставлена информация об этих профессиях (работаем в группах), распределите по 5 кучкам.

Список профессий: Аллерголог – дерматолог – визажист - пластический хирург – косметолог – венеролог – стилист- гинеколог – онколог-ветеринар – зоотехник – зооинженер -кассир – бухгалтер – менеджер – брокер и т. д.(приложение 4).

Учитель подводит итог урока.

       Знание элементарных основ биологии необходимо каждому из нас, они стали одним из показателей общей культуры человека. Вы можете выбрать профессию, связанную с биологией, если вам это близко. Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Способность к профессиональному и личностному самоопределению себя как субъекта выбора и жизненного существования остается единственной предпосылкой социальной успешности. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, вы еще не знаете, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не можите полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, вы создаете идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.Сегодня вы познакомились с особенностями профессий, попробовали устроиться на работу, презентовав свои качества, теперь вы можете также анализировать любую профессия.

Рефлексия. Давайте напишем синквейн на тему  нашего урока. Работа в группах, все синквейны зачитываются.

Правила составления дидактического синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже 3 слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия отвечающие на вопрос: Что делает?

Четвертая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что? И часто являет неплохой темой для составления нового синквейна.

Пример синквейна

Профессия

Нужная, подходящая, денежная

Жить, работать, совершенствовать

Судьба



Предварительный просмотр:

Профессия

Требуемые индивидуальные психологические способности

Необходимые биологические знания

1. Аллерголог

  1. Наблюдательность
  1. Выдержка
  2. Умение работать в некомфортных условиях
  3. Способность к состраданию и сочувствию
  4. Организаторские способности
  5. Коммуникабельность
  6. Умение слушать
  7. Аккуратность
  1. Анатомия человека
  2. Физиология
  3. Гигиена
  4. Вирусология
  5. Строение кожи

2. Дерматолог

3. Визажист

4.Пластический хирург

5. Косметолог

6. Венеролог

7. Стилист

8. Гинеколог

9. Онколог

Приложение 1.     Таблица профессий биологической направленности



Предварительный просмотр:

Приложение 2     Варианты презентации вакансий консультантами

  1. В фирму «Стиль»  на вакантную должность требуется  человек ответственный, физически крепкий, морально устойчивый, относящийся к делу с любовью, готовый за достойную оплату выполнять тяжелую, нервную работу. Полный соц. пакет,  гибкий график работы, предоставляется  ежегодный отпуск в размере 56 календарных дней.
  2. ОО «Краски» осуществляет набор  лиц, на договорной основе, обладающих изысканным вкусом, умеющих творчески организовать  свою деятельность,  готовых изучать запросы клиентов. ОО гарантирует своевременную выплату заработной платы и 10 % от общего объема выполненной работы.
  3. Туристическая фирма «В гармонии с природой» приглашает на высокооплачиваемую работу энергичных, общительных, уравновешенных людей, готовых совмещать приятное времяпрепровождение с общественно значимой работой, любящих природу, воду и солнце, риск. Фирма гарантирует  медицинскую страховку и обеспечение производственным транспортом.
  4. В редакцию газеты «Сноведения» приглашается грамотный, обладающий креативностью, имеющий высшее филологическое образование,  внештатный сотрудник. Редакция гарантирует, что каждый номер будет верстаться с учетом  авторских пожеланий, рекомендаций, без  корректировки содержания предоставленной информации, в одной из самых популярных рубрик. Оплата производиться из расчета сто рублей за каждую умную мысль.
  5. ОО «За чистку рядов» требуются на сезонные работы ответственные, внимательные, исполнительные, трудолюбивые, аккуратные работники, строго выполняющие предписания СЭС, с хорошей моторно-двигательной координацией и развитым глазомером. ОО гарантирует, на время сезонной работы, сотрудники обеспечиваются жилищно-бытовыми условиями в экологически чистом районе области, а также сухим пайком, сачком и прочим инвентарем. Оплата понедельная.
  6. Частная медицинская клиника объявляет о  приеме на работу специалиста в области нетрадиционных методов лечения. Требования к кандидатуре:  опыт работы не обязателен, приветствуется  владение нетрадиционными средствами медицины, идеальная голливудская улыбка,  знание нескольких языков. Опыт столярно-слесарных работ приветствуется. Оплата сдельная. Работники обеспечиваются спец. одеждой и дополнительными днями к отпуску в связи со сложными условиями труда.

Внимание: игра требует предварительной подготовки раздаточного материала: карточки с презентациями вакансий, листы белой бумаги и ручки по количеству участников.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Профессия косметолог

Описание профессии:

Это специалист, ухаживающий за лицом и телом клиента с целью придания им большей привлекательности, свежести.

В косметологии существует несколько разных специализаций.

Косметологи-эстстисты - это специалисты по косметическим процедурам. Они выполняют сравнительно несложные операции, направленные на улучшение внешнего облика человека: занимаются окрашиванием бровей и ресниц, делают разные виды массажа, маски, чистку лица, депиляцию, проводят обертывания. При слове «косметолог» большинству людей приходят на ум именно эти специалисты. Помимо работы, выполняемой руками, они используют средства аппаратной (точнее, физиотерапевтической) косметологии.

Впрочем, для работы исключительно с техникой существуют собственно аппаратные косметологи, которые занимаются усовершенствованием внешности посетителей, используя достижения современной науки.

Самой популярной в рассматриваемой сфере является специальность дерматокосметолога. Это работник с медицинским образованием, который способен понять, что не в порядке с кожей клиента, и решить возникшие проблемы. От него требуется определить тип кожи, ее состояние, причины проблем. Подобрать процедуры, косметические средства, подходящие для ухода конкретному человеку, устранить неприятности, убрать нежелательные элементы, какие-либо мелкие дефекты (родинки, папилломы и т. д.).

Также к косметологам относятся пластические хирурги. Эти специалисты выполняют самую сложную работу, исправляя дефекты наружности пациентов.

Если остальные профессии данной сферы, как правило, прерогатива женщин, то пластической хирургией занимаются в основном мужчины.

Личные качества:

Осваивать профессию рекомендуется людям, имеющим точную координацию движений, обладающим решительностью, аккуратностью, терпением и обязательно чистоплотностью. Коммуникабельность тоже весьма ценится, ведь приходится постоянно общаться с клиентами. От косметолога ждут умения выслушать, поддержать разные темы для беседы, успокоить, дать совет. Косметолог должен излучать оптимизм и доброжелательность, быть приветливым. Важное условие — великолепный внешний вид мастера, ведь его профессионализм пациенты оценивают в первую очередь по внешнему виду.

Образование (Что надо знать?):

Для работы косметологу понадобятся знания фармакологии, химии, анатомии человека, биохимии и болезней кожи, умения их диагностировать и лечить. Специалист должен понимать, что происходит у клиента в коже, в частности, и в организме в целом. Он должен уметь определять типы кожи и подбирать программы ухода за ней, понимать, как взаимодействует крем с кожей, уметь учитывать индивидуальные особенности и проблемы наружного покрова, чтобы не вызвать аллергической реакции и неприятных ощущений.

Место работы и карьера:

Салоны и центры красоты, медицинские учреждения, фитнес-центры, косметологические клиники.

Карьеру в косметологии делают не за счет достижения высоких административных должностей, а за счет создания себе имени, собственной клиентской базы. Популярному специалисту обеспечен стабильный поток посетителей и высокий доход. Если такой косметолог переходит работать на новое место, то и клиенты уходят вслед за ним. Опытный специалист может попасть работать в престижные компании, рассчитанные на взыскательных клиентов, где выше зарплата и меньше посетителей. Получив известность в широких кругах, косметолог может открыть собственное дело.

Профессия визажист

Описание профессии:

Визажист - специалист в области макияжа, создания образа с помощью средств искусства макияжа.

Главная задача визажиста - не только создать определенный образ, но подчеркнуть достоинства лица человека и скрыть недостатки. Работая с лицом, визажист должен учитывать природные данные клиента, знать, что нужно подчеркнуть с помощью макияжа, а что скрыть.

Профессионал должен знать, какие цвета и текстуры подходят под данный тип внешности костюм, образ, уместны для данного времени суток, года, события. 
Визажист - это художник, но рисует он не на бумаге, а на лице или на теле.

Визажист - это человек, который разбирается в кремах, особенностях кожи, он не просто умеет делать макияж, он - профессионал в макияже. Визажистов скорее всего можно назвать make-up artist, то есть художник по косметике. Все-таки английские термины иногда очень емкие. Оставим в стороне такие специфические знания, как знание психологии цвета, законов композиции и рисунка. Основное отличие в том, что результаты работы косметолога объективны. Был прыщик - и нет прыщика, были морщинки или веснушки - и вот они исчезли бесследно. Работа же визажиста может понравиться, а может и не понравиться. Многочасовые старания мастера могут быть нещадно смыты за пять минут вместе с показавшимся слишком бледным тональным кремом.

Кроме того, визажист должен быть, прежде всего, отличным психологом. Он должен за весьма ограниченное время почувствовать клиентку и предложить ей лучшее из того, что она в состоянии воспринять.

Здесь визажиста подстерегает, пожалуй, главная сложность - нежелание клиентки менять свою внешность. Как правило, это звучит так: "Я хочу все изменить, но чтобы ничего не было заметно". Работа с такой "закрытой" клиенткой - это как ходьба по канату: шаг в сторону - падение. Капля румян непривычного цвета - и клиентка в панике бежит умываться.

Поэтому визажист обязан первое время особенно внимательно относиться к вкусу клиентки, пытаясь исподволь его воспитывать. Пренебрежение мнением клиентки - основная ошибка начинающих мастеров. Их буквально распирает от желания применить знания, только что полученные в школе визажистов (мест, где учат макияжу, теперь предостаточно).

Они искренне хотят помочь, да не то, что помочь - спасти клиентку от ее собственной внешности! Плохой или начинающий визажист употребляет слова "ужасные брови", "полное лицо", "торчащие скулы" и так далее и... обеспечивает побег клиентки, даже если он тысячу раз прав! Женщина не простит такой оценки и наверняка не захочет быть внимательной к мнению такого визажиста.

Следует избегать навязывания своего, пусть даже компетентного, взгляда на внешность клиентки, тем более, если она еще не готова к радикальным изменениям своей внешности.

Видео Профессия "Визажист".

Личные качества:

Внешность визажиста должна быть или оригинальной, или красивой. Во-вторых, нужно обладать утонченностью манер, умением располагать к себе собеседника – это 50% успеха. Обращают внимание и на манеру разговаривать. Спустя полчаса беседы легко понять, эрудирован ли человек, много ли он читает, разбирается ли в моде. Если человек не общителен, не умеет к себе располагать, он никогда не станет известным визажистом.

Образование (Что надо знать?):

Технология макияжа, парикмахерское дело, психология, изобразительное искусство, химия, биология (анатомия).

Место работы и карьера:

Салоны, модельные агентства, киностудии, театры, телевидение и др. Визажисты экстра-класса имеют собственные студии или работают с известными личностями и имеют очень высокие заработки.

Профессия стилист

Описание профессии:

Стилист подберет вам индивидуальный стиль, который подчеркнет ваши достоинства, скроет недостатки, придаст особый шарм.

Модная, престижная профессия стилиста ставит её обладателя в ряды работников искусства.

Стилист - это, прежде всего, носитель знаний истории моды, знаток её канонов и тенденций развития. Работа стилиста в большинстве случаев разделена на отдельные области, представляя такие профессиональные разновидности как стилист-визажист, стилист-модельер, стилист-парикмахер, стилист-имиджмейкер и другие.

Значимость профессии стилиста особенно велика в кругах шоубизнеса, модельного бизнеса, киноиндустрии, искусства и, как ни странно, политики.

Прежде чем попасть в объектив телекамер, известные люди тщательно продумывают свой внешний вид, отдаваясь с головой в руки профессионалов, способных с помощью своего изысканного вкуса и творческого таланта создать именно тот образ, который наиболее выгодно отразит сущность личности известных клиентов.

Несмотря на видимую массовость и популярность, профессия стилиста по своей природе уникальна. Создание образа равнозначно написанию шедевра живописного искусства, когда талант художника обретает видимые формы и очертания, замирая в торжестве творческой гармонии и красоты.

 

Личные качества:

Коммуникабельность, креативность, гибкость мышления, организаторские способности, ответственность, развитая интуиция и аналитические способности.

Образование (Что надо знать?):

Чтобы создать новый образ, стилист работает с лицом, прической и одеждой клиента. С одной стороны, это ремесло, где необходимы отработанные навыки, с другой - искусство, требующее полета фантазии, чувства гармонии и красоты.

Место работы и карьера:

В основном стилисты требуются салонам красоты, парикмахерским, фотостудиям, имидж-агентствам, SPA-клубам. Часто они требуются и на разнообразные проекты, шоу, выставки с участием моделей.

Врач-дерматолог – специалист по лечению заболеваний кожи, волос и ногтей.

Особенности профессии

Дерматология – это раздел клинической медицины, посвящённый изучению кожи и её придатков, а также лечению и профилактике их заболеваний.
Дерматологи специализируются также на лечении болезней, передающихся половым путём. Это связано с тем, что венерические болезни также могут иметь кожные проявления, поражать слизистые оболочки.А потому называются дерматовенерологами, кожвенерологами или просто венерологами (от лат. Venus — Венера, богиня любви).Самое распространённое и простое наименование дерматолога – кожник.Таким образом, дерматолог, он же кожник или дерматовенеролог, лечит и кожные болезни, и кожные проявления других недугов. А также болезни волос, ногтей и слизистых.

По мнению медиков, 20% людей страдают дерматозами. Но, к сожалению, лишь 10% из всех нуждающихся, идут к врачу.Как уже сказано, очень часто проблемы кожи, волос и ногтей – это всего лишь проявления внутренних болезней.Например, сосудистые звездочки на коже в верхней части туловища могут указывать на начинающийся цирроз печени.Поэтому для лечения дерматологических проблем зачастую приходится привлекать врачей других направлений: эндокринологов, гастроэнтерологов, терапевтов,  гинекологов и пр.Некоторые кожные болезни, хотя и не связаны с проблемами внутренних органов, доставляют и физические, и душевные страдания, т.к. вынуждают человека ограничивать круг общения, отказываться от многих привычных занятий и даже приводят к инвалидности.  Врач, чтобы поставить диагноз, осматривает пациента, расспрашивает об образе жизни и привычках. Опытный врач многое может сказать по внешнему виду кожи: дело в нехватке витаминов или это атопический дерматит, стригущий лишай или ксероз…Но даже если в целом картина врачу ясна, для уточнения диагноза он назначает анализы соскобов, мазков и др. исследования, чтобы выявить причину поражения (грибок, инфекцию и пр.).

В случае, если на коже появилось какое-то подобие опухоли, если подозрения вызывает родинка, врач проводит дерматоскопию – она позволяет понять природу новообразования.

Получив все данные, врач назначает лечение: таблетки, уколы, мази, физиотерапию и пр. Если нужно, назначает консультацию других специалистов.Профессия врач-дерматолог – это постоянная работа с серьёзными и порой очень неприглядными заболеваниями.Но всё равно врач должен помнить, что его переживания по этому поводу – ничто в сравнении с тем, что испытывает сам пациент. И если врач по-настоящему хочет помочь, его не пугает вид чужой болезни.К счастью, с очень многими болезнями современная медицина успешно борется.

Ещё одна важная задача дерматолога – предупреждение распространения заразных заболеваний.

Разновидности специальности

Трихолог – это дерматолог, специализирующийся на лечении проблем с волосами. Дерматолог-косметолог – специалист по устранению косметических проблем (морщин, пигментных пятен, угрей и пр.) средствами косметологии: аппаратных методик, масок, инъекций и т.п.  

Рабочее место

Дерматологи работают в специализированных клиниках, в кожно-венерологических диспансерах, поликлиниках. Дерматокосметологи – в косметологических клиниках. Также дерматологи работают в научных учреждениях, среди которых – Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии.  

Важные качества

Профессия дерматолога предполагает желание помогать, сострадание к людям, высокое чувство ответственности, аккуратность, стремление к постоянному пополнению знаний. 

Знания и навыки

Дерматолог должен хорошо знать строение кожи и её физиологию, знать природу, проявления и течение различных заболеваний кожи. Владеть современными методиками лечения и диагностики (например, уметь проводить фотодерматоскопию). Однако профессия дерматолога требует также глубоких знаний симптоматики и многих других болезней, т.к. они часто отражаются на состоянии кожи, волос и ногтей. Кроме того, очень важно знать правила собственной безопасности и безопасности пациентов, т.к. кожные заболевания бывают весьма заразны.


Где учат

Чтобы получить профессию врача-дерматолога или врача-дерматовенеролога, нужно окончить высшее медицинское образование по специальности «Дерматовенерология».  

Врач-аллерголог

Аллерголог – врач, специалист по лечению аллергических заболеваний.

От греч. allos – другой; ergon – действие. 

Аллерголог – это врач, специализирующийся  на выявлении аллергических заболеваний и их лечении.

Особенности профессии

Аллергология и иммунология – области медицины, изучающее устройство и работу иммунной системы, её болезни, а также способы лечения.
Аллергология и иммунология  – родственные направления: оба имеют дело с иммунной системой. Поэтому врач может называться аллергологом-иммунологом. Но есть и отличия.

Аллергология  занимается именно аллергическими заболеваниями. Тогда как сфера интересов иммунологии гораздо шире: она исследует  норму и различные нарушения в работе иммунной системы. (В том числе и аллергических реакций.) Аллергическое заболевание – это болезненное состояние, причина которого кроется в аллергии. А что такое аллергия? Это повышенная реакция иммунной системы на чужеродные частицы, так называемые аллергены.  К ним относятся и пыльца растений, и микроорганизмы,  и пищевые продукты, и отдельные химические вещества, и т.д., и т.п.  

По данным медиков,  от аллергии страдает как минимум каждый пятый житель Земли. И число аллергиков растёт. Причина – в ухудшении экологической обстановки, в качестве продуктов, в широком использовании бытовой химии, огромного количества лекарств и пр. Аллергических заболеваний существует множество: это и бронхиальная астма, и хронический насморк, и отёк дыхательных путей, и дерматит. Скажем, заведя пушистого котёнка, человек чувствует, что ему стало трудно дышать. Он подозревает у себя аллергию на шерсть и отправляется к аллергологу. Но чаще всего он идёт к терапевту, дерматологу, лор-врачу  – в зависимости того, что именно его беспокоит. Доктор, оценив симптомы, предполагает, что дело в аллергической реакции и направляет пациента к аллергологу. Для чего? Чтобы убедиться в своих выводах и выяснить, какое именно вещество оказалось аллергеном.

Аллерголог подробно расспрашивает пациента, когда он впервые заметил у себя болезненную реакцию, случалась ли она раньше, с чем он сам её связывает. Это своего рода расследование с поиском виновного. А после назначает уже клинические исследования: кожные пробы, анализ крови на антитела к аллергенам, анализ мокроты и др. Эти исследования дают точный ответ, какое вещество виновато в развитии болезни. Если нужно, аллерголог назначает дополнительные исследования. Например, рентген, чтобы оценить состояние внутренних органов. Только когда получена исчерпывающая информация, аллерголог назначает лечение. Либо даёт своё заключение и рекомендации для коллеги, направлявшего к нему больного. Задача врача-аллерголога – подобрать лечение, которое поможет восстановить нормальную работу иммунной системы. Например, он может провести аллерген-специфическую иммунотерапию. Её также называют аллерговакцинацией. Суть метода в том, что микродозы аллергена  вводятся в организм, постепенно «приучая» иммунную систему к данному веществу. В большинстве случаев  проявления аллергической реакции удаётся снизить. Если полностью устранить заболевание невозможно, можно хотя бы уменьшить число обострений и ослабить их. Например, если у пациента бронхиальная астма, аллерголог объясняет, как себя вести, чтобы приступы не повторялись:  чего следует избегать, какой диеты придерживаться. И конечно, назначает лекарства. В том числе препараты, которые помогают купировать приступ, если он всё-таки случится.
Он наблюдает за тем, как протекает заболевание у хронических больных, консультирует их, делает новые назначения и т.д.

Известно, что некоторые аллергены попадают в организм из внешней среды – это экзогенные аллергены (пыль, шерсть, пищевые продукты, вирусы, плесень и пр.). Другие образуются в самом организме  – аутоаллергены. Они появляются, когда иммунная система реагирует на родные ткани организма как на чуждые и пытается с ними бороться. Почему вдруг это происходит? Учёные считают, что запустить аутоимунный процесс может повреждение тканей организма радиацией, химическими веществами, тяжёлым воспалением. Поражённые ткани превращаются в аллергены.
Некоторыми аутоиммунными заболеваниями (такими, как ревматизм, красная волчанка и др.) занимается ревматолог. Хотя, как уже сказано, это иммуннологические проблемы.

Рабочее место

Профессия врача-аллерголога позволяет работать в поликлинике, больнице, в отделениях аллергологии крупных диагностических центров, в специализированных научно-практических центрах (например, в Институте аллергологии и клинической иммунологии).

Важные  качества

Профессия врач-аллерголог требует от человека ответственности, ясного аналитического мышления, хорошей памяти, стремления помогать людям, способности постоянно учиться, осваивать новые знания и технологии.

Знания и навыки

Помимо познаний, необходимым всем врачам (анатомии, физиологии, фармакологии, и пр.),  врач-аллерголог должен хорошо понимать работу иммунной системы, механизмы появления аллергической реакции, знать симптомы и течение аллергических реакций, владеть современными методами обследования и лечения. Врач аллерголог обязан владеть приёмами экстренной помощи. Например, помощи при анафилактическом шоке (стремительно развивающейся аллергической реакции, способной привести к смерти).

Образование

Для того, чтобы получить профессию врача-аллерголога, нужно окончить медицинский вуз по специальности «аллергология и иммунология»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Все работы хороши, выбирай на вкус

Слайд 3

ТИПЫ ПРОФЕССИЙ ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА ЧЕЛОВЕК-ЗНАК ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Слайд 4

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой Учитель Воспитатель Тренер

Слайд 5

Требования к профессиям типа человек-человек устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение находить общий язык с разными людьми.

Слайд 6

Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей Продавец Официантка Проводница

Слайд 7

Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами Режиссер Руководитель художественного коллектива, производства Менеджер

Слайд 8

Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей Врач Медсестра Санитар

Слайд 9

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА

Слайд 10

Требования к профессиям человек-техника наглядно-образного мышления пространственных представлений технической осведомленности и сообразительности хороших двигательных навыков, ловкости

Слайд 11

Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств монтажник, сварщик, инженер-конструктор Профессии, связанные с эксплуатацией технических средств Швея Водитель Профессии, связанные с ремонтом техники Механик Электромонтер

Слайд 12

Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки. творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области.

Слайд 13

ЧЕЛОВЕК-ЗНАК Требования к профессиям типа человек-знак к отвлеченному мышлению к оперированию числами, символами к длительному и устойчивому вниманию к усидчивости Развитие математического и словесно-логического мышления

Слайд 14

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем

Слайд 15

Профессии, связанные с текстами корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь Профессии, связанные с цифрами, формулами, таблицами Экономист Бухгалтер Кассир

Слайд 16

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА наблюдательности способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов прогностических способностей умение менять цели в зависимости от условий выносливости терпеливости к недостатку комфорта в работе Требования к профессиям типа человек-природа

Слайд 17

Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным;

Слайд 18

Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы Микробиолог Агрохимик Геолог Профессии, связанные с уходом за растениями и животными Лесовод Овощевод Зоотехник Профессии, связанные с профилактикой и лечением растений и животных Ветеринар селекционер

Слайд 19

ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Требования к профессиям типа человек-художественный образ художественный вкус эстетическая чувствительность богатое и яркое воображение образное мышление

Слайд 20

Профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений Художник Журналист Модельер Композитор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии».

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему            «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»....

Урок-семинар по теме "Законы Ньютона в моей будущей профессии", 9 класс

Форма проведения: семинар с применением внутри и межпредметных связей...

Урок на конкурс "Школьный предмет-основа моей будущей профессии"

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономиче...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Урок "Физика в моей будущей профессии"

Цель урока: узнать, как связана физика с будущими профессиями учеников 11 класса....