элективный курс "Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста"
элективный курс по музыке (6 класс) на тему
В процессе всестороннего развития личности, искусству принадлежит ответственная роль. В раннем детстве уже кладывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества. Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, развивается музыкальный слух, вырабатывается чистая интонация в пении.
Данная программа способствует формированию эстетического вкуса. Обогащает внутренний мир человека, развивает художественный вкус, воспитывает любовь к музыкальному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivka_6_b_klass.docx | 20.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сангарская гимназия»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании кафедры заместитель директора по директор МБОУ
учителей эстетики УВР____________ «Сангарская гимназия»
руководитель_________ Иванова Н.К. __________
Сметанин Я.И. от « » августа 2013г. Неустроева И.М.
от « » августа 2013г. от « » августа 2013г.
Элективный курс
«Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста»
(6 кл.)
Составитель:
Учитель музыки
МБОУ «Сангарская гимназия»
Потапова С.Е.
п.Сангар 2013-2014 уч.год
Пояснительная записка
В процессе всестороннего развития личности, искусству принадлежит ответственнейшая роль. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества. Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, развивается музыкальный слух, вырабатывается чистая интонация в пении.
Данная программа способствует формированию эстетического вкуса. Обогащает внутренний мир человека, развивает художественный вкус, воспитывает любовь к музыкальному искусству.
Обоснование: постоянные упражнения, связанные с систематическими занятиями поддерживают и развивают способности детей. Вырабатывают у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, стремления создать что-то новое, расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области музыкальной культуры.
Цель: развивать вокальные навыки у детей школьного возраста.
Задачи:
- развитие творческой индивидуальности
- эмоциональное развитие
- развитие музыкальных способностей
- развитие духовной сферы
- развитие самостоятельности
Методика: работа по алгоритму постановки голоса и воспитания музыкальных навыков, декламация с жестикуляцией, художественное тактирование.
В ходе прохождения элективного курса ученик должен освоить:
- звуковысотный диапазон.
- плавные регистровые переходы.
- ровность на различных гласных.
- выразительность исполнения.
- вокальную позицию.
- дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию.
Уметь:
- держать устойчивое дыхание на опоре.
- освоить прием цепного дыхания.
- качество дикции (разборчивость, осмысленность, грамотность).
- понятий и навыков в использовании резонаторов (зевка).
- воспроизводить голосом легато, нон легато, стаккато.
Средства обучения: показ и исполнение дыхательных, артикуляционных, дикционных упражнений. Прослушивание DVD,CD записей. Разучивание песен и их исполнение.
Элективный курс рассчитан на 34 часа для среднего школьного возраста.
Учебно- тематический план
№ | Наименование тем | Всего часов | Темы занятий | Лекции | Практ. | Форма контроля |
1. | Постановка голоса | 9 | 1.Охрана и гигиена голоса. 2.3.4.5.Приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов. 6.7.8.9.Овладение техническими вокальными приемами. | 3 | 6 | Проверкой знаний,умений,навыков учащихся являются выступления,конкурсы,концерты,творческие отчеты. |
2. | Правила чистого интонирования | 5 | 1.2.Совершенствование артикуляционного аппарата. 3.4.5.Знакомство со звуковедением. | 2 | 3 | |
3. | Вокально-хоровые упражнения | 5 | 1.2.Упражнения для укрепления горла. 3.4.Упражнения для снятия напряжения. 5.Упражнения для развития певческого дыхания. | 2 | 3 | |
4. | Комплекс упражнений для постановки дыхания | 15 | 1.2.Овладение навыками нижнереберного дыхания. 3.4.Певческое дыхание. Развитие и совершенствование. 5.6.Освоение приемов цепного дыхания. 7.8.Работа над расширением диапазона. 9.10.Комплекс упражнений для постановки дыхания разработанный Казанцевой М.Г. (научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН). 11.12.Система упражнений на стаккато. 13.14.Система упражнений на легато. 15.Система октавных упражнений. | 6 | 9 | |
34 | 13 | 21 |
Содержание курса
Постановка голоса
Ознакомление с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Основы певческого дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности.
Правила чистого интонирования
Пение отдельных звуков, устойчивых степеней, звукоряда, интонирование вводных звуков с разрешением гаммообразных отрезков звукоряда, мелодических интервалов. Знакомство со звуковедением: легато, нон легато.
Вокально- хоровые упражнения
Обязательная форма работы вокального ансамбля- распевание. Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными. Для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по группам, которое обычно длится 10-15 минут, учащиеся помимо разогревания голосового аппарата совершенствуют певческие навки. Распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокальной работы и совершенствование певческих приемов и навыков.
Комплекс упражнений для постановки дыхания
Степень развития музыкального слуха (мелодического) оказывает влияние на качество тембра голоса, на качество тембра влияет и навык дыхания. Правильное дыхание способствует чистоте интонирования. Большое внимание надо уделить различным способам звуковедения: освоению приемов цепного дыхания и работе над расширением диапазона.
Методические рекомендации
1 раздел «Постановка голоса». Проводится в форме лекции, показа упражнений поприобретений понятий и навыков в использовании резонаторов и овладению технических вокальных приемов.
2 раздел «Правила чистого интонирования». Проводится в форме лекции, показа упражнений по совершенствованию артикуляционного аппарата, дикции, звуковедения.
3 раздел «Вокально-зоровые упражнения». Проводится в форме лекции, показа упражнений для развития звонкого, легкого звука в которые входят голосовые игры. Показа упражнений распевок и попевокА.Яковлева и В.Емельянова.
4 раздел «Комплекс упражнений для постановки дыхания».Проводится в форме лекции, показа упражнений, разработанный Казанцевой М.Г.
Литература
для учащихся :
1.Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М.Просвещение,1988;
2.Журналы «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Народное творчество»1999-2000;
3.Кабалевский Д.Д. Как рассказывать детям о музыке?-2-е изд.- М.:Сов.Композитор,1982;
4.Кременштейн Б.ПедагогикаГ.Г.Нейгауза.//вопросы истории, теории, методики,-М.:Музыка 1984;
Литература для преподавателей:
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя.-М.:Просвещение,1983.-112с.
2.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец. №2119 «Музыка и пение».-М.:Просвещение,1983-224с.
3.Емельянов В.В.
4.Кабалевский Д.Д. Воспитание ума и сердца: кн.Для учителя 2-е изд., испр. и доп.-М.:Просвещение,1984-206с.
5.Морозов В.П. «Вокальный слух и голос». Из-во «Музыка»,М.1965;
6.Морозов В.П. «В помощь педагогу- музыканту»,М.Музыка,1965;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для детей среднего школьного возраста.
Эти игры можно провести с детьми в помещении и они не требуют предварительной подготовки....
новогодний сценарий "Праздник для Кощея" для детей среднего школьного возраста
Этот сценарий в нашем ЦДТ применялся в этом учебном году, т.е. так мы праздновали наступающий 2012 год Фотографии костюмов можно помотреть в моих фотоальбомах. Игры можно применять по своему усмотрени...
новогодний сценарий "Путешествие с Котом Все Наоборот" для детей среднего школьного возраста
Данный сценарий новогоднего утренника для учеников 5 - 7 классов мы использовали в прошлом учебном году, т. е. встречали 2011 год. Для детей разного возраста игры менялись, например, для 5-ых классов ...
Организация спортивно-массовых мероприятий для детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью, направленных на развитие навыков группового взаимодействия
Проблема взаимодействия человека с окружающими людьми всегда рассматривалась как одна из центральных. От того, как складывается процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в какой мере отношен...
План-конспект занятия по современному танцу для детей среднего школьного возраста на тему "Приобретение навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн"
Занятие предусмотренно для детей среднего школьного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с новым направлением в танце - джаз-модерн. Разучивают фрагмент танца в новом стиле....
Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе
Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей среднего школьного возраста с ОВЗ
Материал по самообразованию...