Программа по экономике "Бизнес курс за школьной партой"на один год для 5-7 классов
рабочая программа по экономике (5, 6, 7 класс) на тему
Данная программа расчитана для углубленного изучения экономики, 2 часа в неделю, всего 68 часов в год, и максимальный охват тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biznes_kurs_za_shkolnoy_partoy.docx | 95.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа №84»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете Директор МАОУ«Школа №84»
Протокол № ____ ___________В.А. Ижеровская
от « » августа 2015 год « » августа 2016 год
Приказ № от «___» августа 2016 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бизнес курс за школьной партой»
Составитель:
Яшина Марина Александровна,
учитель технологии
г. Нижний Новгород
2016 г.
Информационная карта программы
Название программы | Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Бизнес курс за школьной партой» |
Составитель программы | Яшина Марина Александровна |
Руководитель программы | Е.В.Гаранина заместитель по УВР |
Территория, представившая программу | г. Нижний Новгород, Сормовский районМАОУ «Школа №84» |
Название проводящей организации | Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа №84» |
Адрес организации | 603128 г.Нижний Новгород Сормовский район, ул.Баренца, 18. |
Телефон | 226-55-81 |
Форма проведения | Учебные группы |
Цель программы | Формирование экономического мышления, научных представлений о типах и видах экономических отношений, умений, специфических для данной предметной области, а также метапредметных умений, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных курсов на уровне основного общего образования, и создания условий для достижения личностных результатов. |
Направленность программы | Экономическая |
Сроки проведения | Сентябрь – май |
Место проведения | МАОУ «Школа №84» |
Официальный язык программы | Русский |
Общее количество участников (в т. ч. детей) | 15 человек |
География участников | Учащиеся школы №84 |
Условия участия в программе | Интерес ребенка и его родителей к выбранному виду деятельности |
Краткое содержание программы | Формирование у школьников ключевых понятий и научной терминологии по микро- и макроэкономики и теории госрегулирования экономики; соответствующих типов и видов экономических отношений. Формирование модели поведения экономического субъекта и умения, специфические для данной предметной области. В основу программы положен модульный принцип. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. |
История осуществления программы | Действует с 2016 года. |
Содержание
Стр. | ||
1 | Пояснительная записка.Цель программы
| |
2 | Общая характеристика курса | |
3 | Место программы в учебном плане | |
4 | Требования к планируемым результатам освоения программы допобразования | |
5 |
| |
6 | Учебно-тематическое планирование курса (групповые занятия):
Третий год обучения | |
7
| Методические материалы
| |
8 | Воспитательная деятельность | |
9 | Методическая литература для педагога. | |
10 | Методическая литература для детей. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Бизнес курс за школьной партой» составлена с опорой на областную программу «Экономика. Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций», 2015г.
Единственным возможным способом достижения основных целей долгосрочного социально-экономического развития России - обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров - является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития[1].
В этих условиях каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений, «инновационным человеком».
Несмотря на то, что ядро экономического образования образует формирование знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению тех компетенций обучающихся, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно:
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому.
Кроме того, вопросы, связанные с введением в школьную программу экономических знаний еще очень важны и тем, что позволяют школьникам, подготовится к жизнедеятельности в высококонкурентной экономической среде. Лежащее в основе данной рабочей программы «Экономика» понимание экономики делает акцент на близких к реальности, проблемно-ориентированных и дидактически хорошо проработанных знаниях, которые соответствуют трем принципам: устойчивое развитие, системность и ориентированность на предпринимательство. Занятие, построенное в соответствии с этими тремя принципами, делает акцент на ответственность экономических субъектов / граждан за благосостояние общества, а также на значение основных гуманистических и демократических ценностей.
Программа разработана в соответствии Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Процесс перехода к системе рыночных отношений дал импульс для развития интереса к экономическим знаниям и потребности в них у всех слоев населения, стремления определить возможности своего участия в рыночных структурах. Однако эффективность работы по экономическому образованию и воспитанию в образовательных учреждениях РФ пока еще отстает от реальной потребности общества.
Стремление решить весь комплекс проблем экономического образования и воспитания через предметы базового компонента учебного плана, несомненно, дало свои результаты, но не обеспечило должной эффективности экономического образования школьников.
Сегодня неотложной стала задача создать конструктивный вариант организации непрерывного социально-экономического образования и воспитания школьников, отвечающий духу времени, и прежде всего требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм.
Учитывая длительность процесса подготовки самостоятельной, деятельной личности, обладающей качествами рачительного хозяина, инициативного работника, ответственного гражданина, авторы этой программы стремились, с одной стороны, отразить различные аспекты экономического образования и воспитания, с другой – обеспечить целостность восприятия, непрерывность и преемственность социально-экономической подготовки учащихся начальной, основной и полной средней школы.
Основной вопрос, на который должен отвечать данный экономический курс – Что должен знать каждый об экономике.
В 5-9 классах учащиеся получают общие базовые знания об экономике семьи, об экономических системах. Они учатся различать особенности частной, личной, общественной собственности и законов, их сохраняющих; осознают правовую и моральную ответственность за расточительное отношение ко всем видам сбережений, способами защиты от инфляции, спецификой ценных бумаг, учатся общаться.
Знакомство пятиклассников с рыночными отношениями целесообразно начать с экономики семьи, так как их социальный опыт настолько мал, что объяснять механизм рыночной экономики на другой основе достаточно сложно. Кроме того, семья представляет собой общество в миниатюре. Семья - самое ближайшее социальное окружение ребенка. Она позволяет включить школьника в реальные социально-экономические отношения. Учебная программа «Экономика семьи» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения ее хозяйства, «домашней бухгалтерией» и др. Содержание курса «Экономика семьи определяет своеобразие ее методики. Значительная часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам.
Цели программы:
1. Дать школьникам общие представления об основах развития экономики семьи для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению своих будущих социальных ролей – потребитель, производитель, гражданин.
2. Привить учащимся практические навыки ведения семейной финансовой и другой документации, отдельные умения участия в рыночных отношениях с целью улучшения их профессионального самоопределения.
3. Сформулировать и развить знания о месте семьи в сложных рыночных отношениях.
4. Доказать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности.
5. Опираясь на практические знания, показать необходимость соотнесения потребностей с возможностями их удовлетворения.
Задачи программы:
- Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
- Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
- Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.
- Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.
- Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умения целесообразно использовать имеющиеся ресурсы.
- Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.
Основные знания и умения: в результате изучения курса учащийся может получить представление о:
- основных проблемах экономики семьи;
- группах основных потребностей семьи;
- возможных ресурсов семьи;
- необходимых, желательных и престижных товаров и услугах;
- возможностях своего участия в семейном хозяйстве;
- том, что такое семейное предпринимательство.
Учащийся может узнать:
- общие правила ведения домашнего хозяйства;
- из чего складывается семейный бюджет;
- источники семейного бюджета;
- возможности экономики в семейном бюджете;
- качества рыночного хозяина;
- экономические связи семьи с рыночными структурами;
- как организуется семейное дело.
Учащийся может попробовать:
- анализировать семейные экономические ситуации и проблемы;
- выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов семьи;
- экономически осознанно делать потребительский выбор;
-соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;
- анализировать рекламу потребительских товаров;
- читать, расшифровывать упаковки товаров;
- провести самоанализ сформированности качеств рачительного хозяина.
2. Общая характеристика учебной программы
Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций «Экономика» основана на системно-деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и/или учебно-практической деятельности обучающихся, направленной на достижение определенного результата.
Требования к предметным результатам определяют «ядро содержания», то есть накопительное системное знание, получаемое в ходе обучения. Требования к метапредметным результатам определяют – «ядро деятельности» ученика - проектные и исследовательские действия, которыми он должен овладеть за период обучения.
Использование принципов уровневой дифференциации в формулировке ожидаемых результатов определяет наличие как базового обязательного уровня знаний и сформированности проектных действий у каждого обучающегося, так и повышенного уровня знаний и проектной компетентности у мотивированных к обучению учеников.
Содержание программы предмета «Экономика» направлено на формирование у школьников следующих компетенций:
1. научных знаний экономической теории;
2. основ учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности;
3. социальной активности, т.е. способности к осуществлению преобразовательной деятельности на основе соблюдения законов и осознания ответственности перед семьей, обществом, государством, человечеством.
В программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов. Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой.
Программа построена на основе выделения двух концентров:
1-й – изучение экономики в 5-7 классах основной школы
2-й – изучение экономики в 8-9 классах основной школы на основе знаний и умений, приобретенных в 5-7 классах.
Каждый концентр предполагает усвоение обучающимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем, формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации.
В учебно-тематическом планировании каждого класса предусмотрены часы на повторение и текущий контроль.
В основу построения программы положен модульный принцип. Каждый год обучения предполагает не только освоение модулей, имеющих целостный характер содержания экономических знаний, но и проектных модулей. Проектные модули - проектная форма учебной деятельности на нескольких занятиях. Цель проектных модулей - освоить систему проектных действий в процессе реализации проектной деятельности, к окончанию курса сформировать проектную компетентность выпускников основной школы. Проектная компетентность ученика может быть сформирована на уровне умения, осуществляемого при помощи учителя, навыка (умения доведенного до автоматизма) и опыта применения приобретенных навыков при осуществлении проектной деятельности. Проектный модуль в 5-7 классе предполагает решение обучающимися в совместно-распределенной форме деятельности определенной системы заданий, распределенной согласно этапам проектной деятельности; в 8 классе выполнение индивидуальных проектов. В 9 классе проектная деятельность не выделена в отдельный проектный модуль, так как предполагается выполнение обучающимися индивидуальных проектов в течение всего учебного года.
В ходе решения системы проектных задач у школьников формируются способности рефлексии (видеть проблему; анализировать сделанное; видеть трудности, ошибки); целеполагания; планирования; моделирования; проявления инициативы при поиске способа (способов) решения задач; коммуникативные способности (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Для реализации проектного модуля необходимо определить проблему, цели и ожидаемые результаты; необходимо распределить часы, отведенные на изучение данного раздела /темы таким образом, чтобы школьники освоили полный цикл проектной деятельности, включающий следующие этапы:
1. Актуализация имеющейся системы: предметных знаний и способов деятельности, проектных способов деятельности, ценностей и смыслов, связанных с содержанием модуля и самим процессом познания;
2. Проблематизация - определение проблемы проекта и причин, приводящих к появлению проблемы;
3. Целеполагание - определение цели и задач проекта (цели освоения содержания модуля и последовательности шагов ее достижения (для учителя данная последовательность есть план изучения блока предметного содержания));
4. Концептуализация – создание образа объекта проектирования (прогностического модельного представления проектного продукта);
5.Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов (создание проектного продукта);
6. Презентация полученного проектного продукта - демонстрация индивидуального продвижения в предметном и метапредметном содержании;
7.Оценка качества проектного продукта и рефлексия проектных действий его создателей[2].
Тематику уроков в проектном модуле может определять сам учитель, ориентируясь на этапы проектной деятельности.
Особенности образовательного процесса в проектном модуле:
1. Учебная деятельность обучающихся при реализации проектного модуля соответствует логике проектной деятельности и включает следующие действия:
- оценка имеющихся предметных знаний и способов деятельности, ценностей и смыслов;
- определение личностно-значимой учебной проблемы в данной теме;
- определение учебно-познавательной задачи модуля в целом (урока в отдельности) на основании выделенной учебной проблемы;
- перевод учебно-познавательной задачи в учебно-практическую - создание представления об ожидаемом учебном (проектном) продукте как результате решения учебной проблемы;
- решение конкретно-практической задачи и создание учебного (проектного) продукта;
- презентация полученного учебного продукта – демонстрация индивидуального продвижения в предметном и метапредметном содержании;
- оценка качества полученного продукта и рефлексия освоенного действия.
2. Содержание обучения представляется как в информационных, так и в деятельностных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленными предметной, метапредметной и личностной целями. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.
3. Меняется роль учителя в образовательном процессе - он выступает в роли тьютора, консультанта, эксперта.
4. Обучающиеся работают, максимум времени самостоятельно, учатся самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность каждому осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
5. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной и/или устной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Наличие раздаточных материалов с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.
Для определения проблем в содержании курса, в рамках, решения которых будет реализован проектный модуль, можно использовать следующие критерии:
- целесообразность использования проектной деятельности для решения этой проблемы;
- возможность использования данного содержания для формирования основ проектной и исследовательской деятельности, а именно наличие в содержании противоречивых фактов, явлений и т.п., позволяющих сформулировать проблему проекта; наличие временного ресурса для реализации проекта и т.п.;
- наличие связей данной проблемной темы с другими предметными областями, общее в предметном содержании смежных дисциплин.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Бизнес курс за школьной партой» вводится в учебный план МАОУ «Школа №84» с целью реализации интересов и потребностей, обучающихся и их родителей (законных представителей), и изучается в рамках части ……………….учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).
Программа учебного курса «Бизнес курс за школьной партой» для 5-7 классов формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—14 лет, связанных:
— с переходом от способности младших школьников только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью в форме учебного исследования или проекта на ступени основной школы,
— с переходом младших школьников к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.
Построение образовательного процесса и выбора условий и методик обучения обусловлены учётом особенностей подросткового возраста.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика» представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу данной программы.
Личностные результаты
Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.
У выпускника будут сформированы:
•образ социально-экономического устройства России;
• ориентация в правовом пространстве экономических отношений;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Метапредметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно-практические задачи направленные:
на разрешение проблем/проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределённости, (например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения и т. п.);
- на организацию сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
- на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
- на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и т.п.
Выпускник научится:
- самостоятельно формулировать цели, преобразовывать практические задачи в познавательные;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- •строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- •объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Фактически предметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные задачи, направленные на освоение систематических знаний экономической теории, а также на самостоятельное приобретение, перенос и интеграцию знаний.
5. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей учебной программы
5 класс
Модуль 1.Что изучает экономика. (4часа)
Потребности: духовные, социальные, физиологические; их многообразие и неограниченность. Блага как средства удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага. Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.
Модуль 2. Труд. (4 часа)
Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия и квалификация. Заработная плата.
Модуль 3. Товары и услуги. (4часа)
Товары и услуги как результат объединения экономических ресурсов. Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности. Различия товаров и услуг.
Модуль 4.Обмен. (4часа)
Обмен, его экономическая сущность, предпосылки возникновения. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Торговля как наиболее эффективная форма обмена.
Модуль 5. Рынок и конкуренция(5часов)
Потребитель и его экономические интересы. Производитель и его экономические интересы. Рынок как взаимодействие экономических интересов потребителей и производителей. Необходимые условия существования рынка. Конкуренция и конкуренты. Рынок продавца и рынок покупателя.
Модуль 6. Экономика семьи. (7 часов)
Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Семья как потребитель услуг ЖКХ. Расходы семьи на услуги ЖКХ. Семейный бюджет. Рациональное ведение домашнего хозяйства. Потребитель. Защита прав потребителя.
Модуль 7. Проектная деятельность обучающихся (5 часов)
Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.
6 класс
Модуль 1. Введение в экономику (4 часа)
Выбор как основная экономическая проблема. Сетка принятия решений. Типы экономических систем.
Модуль 2 . Экономические ресурсы и факторы производства (3 часа)
Экономические ресурсы. Факторы производства. Доходы на факторы производства. Эффективное использование ресурсов, потребляемых семьей.
Модуль 3.Производство товаров и услуг (4 часа)
Процесс производства. Себестоимость и цена товара и услуги. Выручка и прибыль.
Модуль 4. Деньги (6 часов)
История возникновения денег. Деньги в Российском государстве. Виды денег. Свойства денег. Функции денег. Количество денег, необходимое для экономики страны.
Модуль 5. Торговля. (4 часа)
Торговля. Оптовая и розничная торговля. Организационные формы торговли. Реклама.
Модуль 6. Роль государства в экономике . (6 часов)
Цели государства в экономике. Случаи несостоятельности рынка. Цели и функции государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги как источник доходов государства. Основные налоги в Российской Федерации.
Модуль 7. Проектная деятельность обучающихся (5 часов)
Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.
7 класс
Модуль 1. Спрос и предложение (3 часа)
Спрос и модель спроса. Предложение и модель предложения. Рыночное равновесие
Модуль 2. Издержки производства и прибыль (4 часа)
Издержки производства. Выручка и прибыль.
Модуль 3. Производительность труда (4 часа)
Производительность труда; факторы, влияющие на рост производительности труда; расчет производительности труда. Роль повышения производительности труда в экономике страны.
Модуль 4. Безработица (4 часа)
Безработица и ее виды. Последствия безработицы. Меры социальной защиты безработных.
Модуль 5. Инфляция (4 часа)
Инфляция и покупательная способность денег. Изменение цен на услуги ЖКХ. Измерение инфляции. Последствия инфляции.
Модуль 6. Банки и их роль в экономике (7 часов)
Банки, виды банков, Центральный банк РФ. Основные функции банков. Операции коммерческих банков. Вклады. Кредиты. Расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему. Расчет простого процента.
Модуль 7. Проектная деятельность обучающихся (5 часов)
Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.
5класс
Понятия | Умения |
Тема 1. Что изучает экономика | |
Потребности: духовные, социальные, физиологические; их многообразие и неограниченность. Блага как средства удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага. Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность | Выделять духовные, социальные, физиологические потребности и осознавать их безграничность. Приводить примеры благ, удовлетворяющих различные потребности. Приводить примеры экономических и неэкономических благ. Классифицировать ресурсы, осознавать их ограниченность |
Тема 2. Труд | |
Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия и квалификация. Заработная плата | Различать разделение труда и специализацию, приводить примеры. Решать типовые задачи на расчет производительности труда. Приводить примеры различных профессий. Выявлять причины различий в оплате труда |
Тема 3. Товары и услуги | |
Товары и услуги как результат объединения (взаимодействия) экономических ресурсов. Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности. Различия товаров и услуг | Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг |
Тема 4. Обмен | |
Обмен, его экономическая сущность, предпосылки возникновения. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. | Объяснять предпосылки возникновения обмена. Аргументировать утверждение о том, что обмен расширяет возможности удовлетворения |
Торговля как наиболее эффективная форма обмена | потребностей, повышает взаимозависимость людей и что он выгоден обменивающимся сторонам. Различать бартер и обмен при помощи денег. Приводить примеры. Объяснять, почему обмен при помощи денег является более эффективной формой по сравнению с бартером |
Тема 5. Рынок и конкуренция | |
Потребитель и его экономические интересы. Производитель и его экономические интересы (мотивы). Рынок как взаимодействие экономических интересов потребителей и производителей. Необходимые условия существования рынка. Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены. Рынок продавца и рынок покупателя | Объяснять мотивы деятельности производителей и потребителей. Различать рынок как результат взаимодействия экономических интересов продавцов и экономических интересов покупателей и как место купли-продажи. Приводить примеры конкуренции среди продавцов и среди покупателей. Различать ценовую и неценовую конкуренцию, приводить примеры. Объяснять, кто и почему выигрывает на рынке продавца и на рынке покупателя. Видеть плюсы и минусы конкуренции |
Тема 6. Экономика семьи. Семейный бюджет | |
Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителей и их защита. Источники доходов семьи: заработная плата, пенсия, стипендия, пособия; доходы от сдачи в аренду, от вложения денег в банк, от подсобного домашнего хозяйства. Основные расходы семьи: постоянные и переменные. Планирование доходов и расходов. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный семейный бюджет. Сбережения. Рациональное ведение домашнего хозяйства | Перечислять основные права потребителей. Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения доходов и экономии расходов. Различать постоянные и переменные расходы семьи. Приводить примеры сбалансированного, дефицитного, избыточного бюджетов. Решать типовые задачи по составлению семейного бюджета. Заполнять бланки отдельных оплат |
6 класс
Понятия | Умения |
Тема 1. Проблема выбора в экономике | |
Выбор как экономическая проблема. Предпосылки выбора. Необходимость выбора. Альтернативная стоимость. Сетка принятия решений: варианты и критерии выбора | Обосновывать необходимость выбора. Приводить примеры ситуаций выбора. Определять альтернативную стоимость. Применять сетку принятия решений для обоснования выбора |
Тема 2. Типы экономических систем | |
Основные вопросы экономики: Что? Как? Для кого? Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Смешанная экономика. Экономические и неэкономические стимулы | Различать, Как решаются основные вопросы экономики в различных экономических системах. Различать традиционную, командную, рыночную экономические системы; смешанную экономику. Приводить примеры преимуществ экономических и неэкономических стимулов |
Тема 3. Экономические ресурсы и факторы производства | |
Экономические ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательство, информация).Факто-ры производства. Доходы на факторы производства: зарплата, рента, процент, прибыль | Различать экономические ресурсы и факторы производства. Приводить примеры и классифицировать экономические ресурсы. Выделять предпринимательство как особый фактор производства |
Тема 4. Производство товаров и услуг | |
Процесс производства. Затраты на производство товаров и услуг. Доходы от продажи произведенных товаров и услуг. Прибыль от продажи товаров и услуг. Взаимосвязь прибыли, доходов и затрат. Цена как сумма затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции | Объяснять производство как процесс. Знать, из чего складывается цена. Уметь рассчитать доходы, прибыль. Решать типовые задачи на расчет доходов, прибыли, цены |
Тема 5. Деньги | |
История возникновения денег. Деньги в Российском государстве. Виды денег. Свойства денег. Функции денег: средство измерения ценности, средство обмена, средство сбережения, средство платежа. Количество денег, необходимое для экономики страны | Различать свойства и функции денег. Объяснять роль денег в каждой из четырех функций. Классифицировать деньги по видам и выявлять преимущества различных видов денег. Различать средства обеспечения денег в экономике страны в прошлом и в настоящее время |
Тема б. Торговля | |
Торговля как посредник между производителем и потребителем. Оптовая и розничная торговля. Организационные формы торговли: аукцион, биржа, магазин(оптовые и розничные, специализированные и универсальные). Реклама, рекламная стратегия, требования к рекламе. Роль рекламы, положительные и отрицательные последствия рекламы | Объяснять выгоду для производителей и потребителей от торговли как посреднической деятельности. Различать оптовую и розничную торговлю по способу организации и ценам; приводить примеры. Приводить примеры товаров, которые можно купить на аукционе, бирже, в магазине. Уметь рекламировать товары (услуги) |
Тема 7. Роль государства в экономике | |
Цели государства в экономике: экономическая свобода, экономическая эффективность, экономическое равенство, экономическая безопасность, полная занятость, стабильность цен, экономический рост, экономическое развитие. Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты: отрицательные и положительные. Функции государства в экономике: перераспределение доходов, стабилизация экономического развития, защита конкуренции, обеспечение общественными благами, ограничение отрицательных внешних эффектов. Основные расходы государства. Налоги как источник доходов государства. Необходимость уплаты и сбора налогов. Взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением государством своих функций. Налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Государственный бюджет как план доходов и расходов государства. Дефицит, профицит, баланс бюджета | Перечислять цели и функции государства. Доказывать необходимость уплаты налогов. Объяснять взаимосвязь между величиной налоговых поступлений и возможностью государства выполнять свои функции. Решать типовые задачи по расчету налога на прибыль и подоходного налога. Выявлять причины несостоятельности рынка. Приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов. Приводить примеры общественных товаров и услуг |
7 класс
Понятия | Умения |
Тема 1. Банки и их роль в экономике | |
Банки, их функции. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки: виды, операции. Механизм получения банковской прибыли коммерческими банками. Вклады: текущие, срочные. Кредиты: краткосрочные, долгосрочные. Простые проценты по вкладам и кредитам | Приводить примеры различных видов банков. Перечислять основные функции банков. Приводить примеры различных видов вкладов н кредитов. Решать типовые задачи по расчету простых процентов по вкладам. Различать текущие и срочные вклады. Рассчитывать стоимость кредита. Различать краткосрочные и долгосрочные кредиты. Заполнять приходные и расходные ордера |
Тема 2. Инфляция | |
Понятие инфляции. Инфляция и изменение покупательной способности денег. Экономические и социальные последствия инфляции: перераспределение богатства, неопределенность, изменение экономической активности. Измерение инфляции: индекс потребительских цен | Понимать и использовать информацию о росте цен. Объяснять, кто и почему проигрывает или выигрывает от инфляции в плане перераспределения богатства. Решать типовые задачи по расчету индекса потребительских цен |
Тема 3. Безработица | |
Структура населения: рабочая сила, выбывшие из состава рабочей силы, занятые, безработные. Безработица и ее виды: фрикционная, структурная, циклическая. Меры социальной защиты безработных: служба занятости, пособие по безработице, переподготовка безработных | Классифицировать население по отношению к той или иной группе, приводить примеры. Различать виды безработицы, приводить примеры. Перечислять меры социальной защиты безработных |
Тема 4. Производство товаров и услуг. Производительность труда | |
Понятие фирмы, отрасли. Организационно-правовые формы организации бизнеса. Производительность труда; факторы, влияющие на рост производительности труда; расчет производительности труда. Роль повышения производительности труда в экономике страны | Приводить примеры предприятий, отраслей. Перечислять факторы роста производительности труда. Вычислять показатель производительности труда. Объяснять последствия роста производительности труда для предприятия, его работников, отрасли, страны. Решать типовые задачи на расчет производительности труда |
Тема 5. Издержки производства и прибыль | |
Постоянные, переменные, общие; средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки. Графическое изображение постоянных, переменных, общих издержек. Доходы и прибыль от продажи произведенной продукции. Расчет доходов через цену и количество проданной продукции. Расчет доходов через затраты и прибыль. Расчет прибыли от продажи продукции. Расчет средней прибыли | Различать постоянные, переменные затраты, приводить примеры. Знать формулы; уметь рассчитать и изобразить графически общие, средние общие, средние постоянные, средние переменные затраты. Объяснять, из чего складывается цена. Решать типовые задачи на расчет затрат, доходов и прибыли от продажи продукции |
Тема 6. Спрос и предложение. Рынок | |
Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Шкала спроса. Графическое изображение спроса. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Графическое изображение предложения. Взаимодействие спроса и предложения как основа рыночного механизма. Равновесная цена и равновесное количество. Уравнение равновесия. Конкуренция, или как спрос «договаривается» с предложением | Различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения. Различать изменение спроса и изменение величины спроса, изменение предложения и изменение величины предложения. Изображать графически спрос и предложение по заданной шкале и по уравнению функции. Формулировать законы спроса и предложения. Видеть различное влияние изменения цены на поведение покупателей и продавцов на рынке. Решать типовые задачи с использованием уравнения равновесия |
Календарно-тематическое планирование по экономике. 5 класс.35 часов
УМК: Рабочая тетрадь. 5 кл. (рабочий материал с заданиями).
Номер урока | Названия разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
1 2 3 4 5 6 7 8 9-10 11 12 13 14 15-16 17 18 19 20 21 22-23 24-25 26-27 28-29 30 31 32-34 35 | Что изучает экономика Потребности, их многообразие и неограниченность. Блага как средства удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага. Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. Выбор как основная экономическая проблема, необходимость и всеобщность. Труд Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия и квалификация. Заработная плата как плата за использование услуг труда. Товары и услуги Товары и услуги как результат объединения экономических ресурсов. Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности. Различие товаров и услуг. Обмен Обмен как экономическая сущность, предпосылки его возникновения. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Торговля как наиболее эффективная форма обмена. Рынок и конкуренция Потребитель и его экономические интересы. Производитель и его экономические интересы. Рынок как взаимодействие экономических интересов покупателей и продавцов. Необходимые условия существования рынка. Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены. Рынок продавца и рынок покупателя. Экономика семьи. Семейный бюджет. Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителя и защита прав потребителя. Источник доходов семьи. Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы. Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения. Рациональное ведение домашнего хозяйства. Решение задач. Повторение и обобщение изученного материала по темам курса. Итоговый контроль. | 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 2 1 1 4 1 1 2 5 1 1 1 1 1 9 2 2 2 2 1 1 3 1 |
Календарно-тематическое планирование по экономике, 6 класс, 35 часов
УМК: Рабочая тетрадь. 6 кл. (рабочий материал с заданиями).
Номер урока | Названия разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
1 2 3 4 5-6 7-8 9-10 11 12 13 14 15-16 17-18 19 20 21-22 23 24-25 26-27 28-29 30 31-32 33-35 | Проблема выбора в экономике Выбор как экономическая проблема. Альтернативная стоимость. Сетка принятия решений: варианты и критерии выбора. Типы экономических систем Основные вопросы экономики. Смешанная экономика. Экономические и неэкономические стимулы. Экономические ресурсы и факторы производства Экономические ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательство, информация). Факторы производства. Доходы на факторы производства (зарплата, рента, процент, прибыль). Производство товаров и услуг Процесс производства. Затраты на производство товаров и услуг. Доходы от продажи произведенных товаров и услуг. Прибыль от продажи товаров и услуг. Взаимосвязь прибыли, доходов, затрат. Цена как сумма затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции. Деньги История возникновения денег. Деньги в Российском государстве. Свойства денег. Виды денег. Функции денег. Количество денег, необходимых для экономики страны. Торговля Торговля как посредник между производителями и потребителями. Оптовая и розничная торговля. Организационные формы торговли (аукцион, биржа, магазин). Реклама, рекламная стратегия, требования к рекламе. Роль рекламы. Положительные и отрицательные последствия рекламы. Роль государства в экономике. Цели государства в экономике. Случаи несостоятельности рынка. Влияние внешних побочных эффектов, отрицательных и положительных. Функции государства в экономике. Основные расходы государства. Налоги как источник доходов государства. Основные налоги в РФ. Государственный бюджет. Решение задач. Повторение и обобщение изученного материала по темам курса. | 2 1 1 2 1 1 4 2 2 5 2 1 1 1 6 1 2 2 1 4 1 2 1 7 2 2 2 1 2 3 |
Календарно-тематическое планирование по экономике. 7 класс, 35 часов
УМК: Рабочая тетрадь. 7 кл. (рабочий материал с заданиями).
Номер урока | Названия разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
1 2 3 4 5-6 7 8-9 10 11 12-13 14 15-16 17-18 19 20 21-22 23-24 25-26 27-28 29 30 31-32 33-35 | Банки и их роль в экономике Банки. Виды банков. ЦБ РФ и его функции. Коммерческие банки и их функции. Операции коммерческих банков. Механизм получения банковской прибыли. Вклады и кредиты. Расчет простого процента по вкладам и кредитам. Инфляция Понятие инфляции. Инфляция покупательной способности денег. Экономические и социальные последствия инфляции. Измерение инфляции: индекс потребительских цен. Безработица Структура населения. Безработица и ее виды. Последствия безработицы. Меры социальной защиты безработных. Производство товаров и услуг. Производительность труда. Понятие фирмы, отрасли. Организационно-правовые формы организации бизнеса в РФ. Производительность труда и факторы, влияющие на ее рост. Расчет производительности труда. Роль повышения производительности труда в экономике страны. Издержки производства и прибыль Издержки производства. Доходы и прибыль от продажи произведенных продуктов. Спрос и предложение. Рынок. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Шкала и график спроса. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Шкала и график предложения. Взаимодействие спроса и предложения как основа рыночного механизма. Конкуренция. Решение задач. Повторение и обобщение изученного материала по темам курса. | 6 1 1 1 1 2 4 1 2 1 4 1 2 1 6 2 2 1 1 4 2 2 6 2 2 1 1 2 3 |
Литература
1.Абчук В. А. Двести пятьдесят занимательных задач по менеджменту и маркетингу: Сб. задач для 10—11 кл. М., 1996.
- Абчук В. А. Основы предпринимательства: Уч. пособие для 10-11 кл. М., 1996.
- Автономов В. С. Введение в экономику. М.: Вита-пресс,1998.
- Автономов В. С., Голдстин Э. Экономика для старшеклассников. М., 1995.
- Азимов Л. Б. Преподавание курса «Введение в экономику».М.: Вита-пресс, 1998.
- Азимов Л. Б. Экономика. М.: АСТ, 1999.
- Артеменко В. Г., Беллендир М. Ф. Финансовый анализ. М. ДИС, 1997.
- Бизнесмены России: Сорок историй успеха. М., 1994.
- Бизнес-план инвестиционного проекта. Современная практика и документация. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Бондин В. В., Лукьянова Р. С. Зарождение и становление товарного хозяйства: Пособие для учителей. 5 класс. Н. Новгород, 1994.
- Бондин В. В., Лукьянова Р. С. Жизнь денег: Пособие для учителей. 6 класс. Части 1, 2. Н. Новгород, 1995.
- Бондин В. В., Лукьянова Р. С. Начала экономики: Пособие для учителей. 1 класс. Н. Новгород, 1993.
- Бондин В. В., Лукьянова Р. С. Особенности предпринимательской деятельности. Н. Новгород, 1996.
- Булатов А. С. Экономика. М.: БЕК, 1997.
- Вермуш Г. Аферы с фальшивыми деньгами. М., 1990.
16.Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементы математики в экономике и бизнесе. М., 1995.
17.Герчикова И. Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, 1997.
18.Джон Д., РадебаЛиХ. Международный бизнес: внешняя сфера и деловые операции. М., 1994.
19.Долен Э. Макроэкономика. СПб., 1994.
20.Долан Э., ЛиндсейД. Рынок. Микроэкономическая модель.СПб., 1992.
21. Долан Э., Стоунер Д. Введение в бизнес. Ижевск, 1991.
22. Егоров А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинга. М., 1994.
23. Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород:НИМБ, 1997.
- Иванов С. И. и др. Основы экономической теории. Ч. 1, 2.М.: Вита-пресс, 1999.
- Иванов С. И. и др. Практикум по основам экономической теории; М.: Вита-пресс, 1999.
- Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.:Банки и биржи, 1997.
- КаратуевА. Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. М.:РДЛ, 1997.
- Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 1991.
- Картер Г. Эффективная реклама. М., 1994.
- Кожин В. А. Путь к успеху. Н. Новгород, 1993.
31.Колтунов В. Основы рыночной экономики. Ч. 1—3. Н. Новгород, 1993.
- Коршунова Н., Плясунов В. Математика в экономике. М., 1996.
- Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх. Н. Новгород, 1994.
- Краснова В., Привалова А. Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя. М.: Эксперт,1997.
35.Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме:эффекты и парадоксы. М.: Инфра-М, 1997.
- Кузнецов Ю. Лекции по рыночной экономике. СПб., 1995.
- Курс экономической теории. Киров, 1993.
- Левина Р. Я. История экономических учений. М., 1997.
- Липсей, Харбори. Первые принципы экономики. М., 1992.
- Липсиц И. В. Бизнес-план: Практическое пособие. М., 1992.
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М., 1994.
- Липсиц И. В. Экономика. М., 1994.
- Липсиц И. В. Экономика. Ч. 1,2. М., 1996.
- Липсиц И. В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности: Учебникдля 7—8 кл. М.: Вита-пресс, 1999.
- Липсиц И. В. Экономика без тайн. М., 1994.
- Липсиц И. В., Любимов Л. Л. Раскрывая тайны экономики.М., 1994.
- Лукьянова Р. С. Экономика в шарадах. Н. Новгород, 1996.
- Лукьянова Р. С. Экономика в задачах, проблемных вопросах и практических заданиях. Н. Новгород, 1996.
- Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. М., 1997.
- Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Принципы экономики:Учебник для 11 кл. М., 1997.
- Макарова О. Ю. Сборник тестов по экономике. М., 1997.
- Макарова О. Ю. Тесты по экономике: Пособие для учителя. М., 1997.
- Макарова О., Раев В. Тесты по экономике. М., 1995.
- Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992.
- Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верныхдрузьях. М., 1993. Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика детям. М., 1994
- Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента. М., 1992.
- Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента. М.: Дело,1997.
- Миловидов В. Д. Современное банковское дело. М., 1992.
- Мицкевич А. А. Сборник задач по экономике. М., 1996.
- Мицкевич А. А. Сборник задач по экономике. М., 1997.
- Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике, М., 1998.
- Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах. М., 1997.
- Морозова Т. Г. Региональная экономика. М.: Банки и биржи, 1995.
- МунтянА. В. Варианты контрольных работ по введению в рыночную экономику. Ижевск, 1992.
- Мунтян А. В. Введение в рыночную экономику. Ижевск,1992.
- МунтянА. В. Основы экономики и бизнеса: Пособие для учеников. Ижевск, 1993.
- МунтянА. В. Основы экономики и бизнеса: Пособие для учителей. Ижевск, 1993.
- Мунтян А. В. и др. Начала экономики. Ижевск, 1994.
- Нельсон Б. Умение управлять для «чайников». М.: Диалектика, 1997.
- Образцы договоров. М.: Приор, 1997.
- Основы экономики. Н. Новгород, 1997.
- ПелихА. С. Бизнес-план, или Как организовать собственный бизнес. М., 1995.
- Поляков В. А. Технология карьеры. М.: Дело, 1995.
- Попова В. М. Сборник бизнес-планов. Выпуск 1. М.:Финансы и статистика, 1997.
- Прикладная экономика. М., 1992.
- Прикладная экономика: Сборник заданий. М., 1993.
- Прикладная экономика. Российская экономика. М., 1998.
- Прикладная экономика: Уч.-метод, комплект «Экономика в начальной школе». М., 1997.
- Прикладная экономика: Уч.-метод, комплект «Экономика в основной школе» (5—7 кл.). М., 1999.
- Пызин В. Профессиональный выбор и отбор персонала. М.,1996.
- Равичев С. А. Современная экономика. М., 1998.
- Равичев С. А. идр. Сборник задач по экономике. М., 1998.
- Робинсон Д. Миллионеры в минусе. М., 1993.
- Робинсон Д. Рисковые люди. М., 1992.
- Ромашова И. Человек и финансовый мир. Н. Новгород, 1996.
- Савицкая Е. В. Уроки экономики в 9 классе. М., 1997.
- Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. М.: Бита-пресс, 1998.
- Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. Кн. 2. М'.: Вита-пресс, 1999.
- Самуэльсон П. Экономика. М., 1992.
- Сандерс Ф. Основные экономические понятия. Структура преподавания: Пособие для учителя. М., 1997.
- Сборник тестов по экономике. М., 1995.
- СмирновА.Д. Рыночная экономика. Т. 1 (Ч. 1,2). М., 1992.
- СмирновА.Д. Рыночная экономика. Т. 2 (Ч. 1,2). М., 1993.
- Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика. М., 1997.
- Таранов П. С. Золотая книга руководителя. М., 1997.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1994.
- Фрейнкман Е. Экономика и бизнес: Начальный курс. М.,1994.
- Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.
- Хесс К. Азбука рыночной экономики. М., 1992.
- Хесс К. Капитализм для детей. Как стать предпринимателем. М., 1994.
- Хизрич Р., Питере М. Как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1992.
- Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1992.
- Чекмарев В. В., Скаржинский М. И. Двадцать уроков рыночной экономики. М., 1998.
- Черкасов Г. И. Регулирование рынка. Н. Новгород, 1995.
- Шмелев Н. П. Всемирное хозяйство: тенденции, сдвиги, противоречия. М., 1997.
- Шмырева Г. Г. Сборник задач с экономическим содержанием для учащихся 5 класса. Владимир, 1994.
- Штиллих О. Биржа и ее деятельность. СПб., 1992.
- ЭвансД., Берман Б. Маркетинг. М., 1990.
- Экономика/Под ред. А. А. Булатова. М., 1998.
- Экономика/Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону,1996.Экономика и бизнес/Под ред. В. Д. Камаева. М., 1993.
- Экономикс. СПб., 1993.
- Эмерсон Р. Двенадцать принципов производительности. М., 1992.
- Яккока, Ли. Карьера менеджера. М., 1991.
- Ясин Е. Г. Как поднять экономику России. М., 1996.
[1] Развернутое определение целей и задач долгосрочного развития, стратегию их достижения см. в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
[2] Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: Рабочая программа и учебное занятие: Методическое пособие/О.В.Плетенева, В.Я.Бармина, В.В.Целикова, М.В.Шуклина. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.-172 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Математика (алгебра и начала математического анализа)" в 10-11 классах
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-темати...
Элективный курс по экономике: "Бизнес-курс за школьной партой"
Данный курс является авторской разработкой, имеет практико-ориентированную направленность, расчитан на 17 часов, предназначен для обучающихся 9 классов....
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Адаптивная программа по интегрированному курсу математики и социально – бытовой ориентировки для старшеклассников. 8,9 класс
Я хочу поделиться с вами своей работой «Интегрированный курс математики и социально – бытовой ориентировки» для старшеклассников, представляющей собой обобщение педагогического опыта многих лет работы...
Программа интегрированного учебного курса по Новой истории и истории России XIX века 8 класс.
Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...
Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch .» - «Немецкий язык. » по не¬мецкому языку для 9 класса И. Л. Бим, Л. М. Санниковой.
Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch .» - «Немецкий язык. » по немецкому языку для 9 класса И. Л. Бим, Л. М. Санниковой, разработана на основе Примерной программы основного общего образования ...
Программа предметного элективного курса «По страницам произведений У. Шекспира (английский язык)» 10-11 классы
Предлагаемая программа предметного элективного курса разработана для УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, Б. Оби, В. Эванс, Дж. Дули “Английский в фокусе” 10-11 классы; Москва, “Просвещение”, 2014 г. ...