Выступление на семинаре ''Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования''
план-конспект на тему
Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования. Согласно проекту стандарта общего образования, элективные курсы должны обеспечить как подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения в старшей школе.
Цель элективных курсов - раскрытие потенциала каждого ребёнка, оказание помощи при выборе будущей профессии. Элективные курсы по иностранным языкам в основной школе помогают учащимся сформировать культуру выбора образовательного профиля, нацелены на формирования у учащегося умения делать ответственный выбор и играют роль своеобразного компаса в выборе образовательной траектории.
В настоящее время в условиях возвращения к ценностям личного выбора, индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования в области узучения иностранных языков становится все более важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений о своём дальнейшем образовании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Элективные курсы по иностранному языку
как важное условие определения
индивидуальной траектории развития
личности в рамках школьного образования»
Доклад
на семинаре учителей иностранных языков
школ города Саранска
Учитель немецкого языка
МОУ СОШ №32 –
Супонина А.А.
2011 - 2012 уч. год
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования на развитие личности школьника, его познавательных и созидательных способностей. Как известно, в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на старшей ступени полной средней школы вводится двухуровневая подготовка школьников, в том числе и по иностранному языку: общеобразовательная/базовая и профильная.
Общеобразовательная школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков по иностранным языкам, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, которые определяют современное качество содержания образования.
Образование сегодня рассматривается как подготовка конкурентноспособной личности, а обеспечение права выбора профессии является одной из важнейших задач государства и общества.
В общеобразовательной школе закладывается «социальное самочувствие» человека. Оно во многом определяется выбором, который ученик должен сделать достаточно рано. Поэтому важнейшая задача образовательного учреждения заключается в создании для учащихся условий выбора профессиональной подготовки и профессионального обучения.
Достаточно полно учесть склонности, способности учащихся, их намерения и будущие профессиональные интересы позволяет профильная подготовка. Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы, которые являются важным условием развития личности в рамках школьного образования.
Что же такое элективные курсы?
Элективные курсы, согласно проекту стандарта общего образования, должны обеспечить как подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения в старшей школе. Элективные курсы - это основа предпрофильной подготовки учащихся. В проекте государственного образовательного стандарта применительно к обучению иностранному языку на старшей ступени выделяется филологический профиль, т.е. углубленное изучение иностранного языка. Поэтому предпрофильная подготовка по иностранному языку рассматривается ориентацией именно на филологический профиль, однако с возможными его модификациями.
Внедрение элективных курсов по иностранному языку способствует не только обновлению содержания школьного образования, но и специализированной подготовке учащихся в старшей школе. Формы обучения должны быть ориентированными на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектно-исследовательская деятельность, индивидуальная творческая деятельность, выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение.
Целью элективных курсов является раскрытие потенциала каждого ребёнка, оказание помощи при выборе будущей профессии. Элективные курсы входят в учебный план и являются обязательными для старшеклассников. Но какие именно курсы посещать – решают они сами.
Какие цели преследует учитель иностранного языка во время проведения элективных курсов?
Развивающие:
- показывает значение иностранного языка в диалоге культур;
- развивает у учащихся приобретённые ранее знания, навыки и умения;
- показывает роль иностранных государств, их культуры и экономики;
- развивает умения и навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний в области иностранного языка,
- развивает у учащихся познавательный интерес.
Обучающие:
- обеспечивает формирование способности к осознанному выбору профиля, курсов и освоения нового материала
- готовит учащихся к сдаче экзаменов;
- обучает навыкам проектной работы;
- обеспечивает усвоение задач, входящих в содержание темы урока;
- контролирует степень усвоения умений и навыков;
Воспитательные:
- обеспечивает формирование новых качеств в ходе освоения общечеловеческих ценностей;
- содействует формированию мировоззренческих понятий;
- осуществляет нравственное воспитание.
С введением профильного обучения с 2003/2004 уч. года и наша школа была включена в этот эксперимент: выпускники 9 классов были поставлены перед необходимостью конкретно оценить свои силы и принять решение о выборе профиля обучения в 10-11 классах. Нам, учителям иностранного языка, тоже было сделано предложение вести элективные курсы. Для того, чтобы учащиеся могли сделать осознанный выбор, я провела анкету «Какой вид деятельности с использованием иностранного языка наиболее привлекателен для вас?»
- Преподавание иностранного языка.
- Перевод устный.
- Перевод письменный.
- Исследовательская работа в области лингвистики.
- Исследовательская работа в области зарубежной литературы.
- Туристический бизнес.
- Международная журналистика.
Поскольку большинство учащихся 9 классов привлёк туристический бизнес, я разработала программу элективного курса «Вдоль Рейна». В качестве методических пособий за основу я взяла учебное пособие И.А.Архиповой «Вдоль Рейна» и словарь-справочник «Бизнес-курс немецкого языка» автора Н.Ф.Бориско. Благодаря мировым политическим и экономическим процессам интеграции, распространению современных средств связи (Интернет, сотовая связь) нынешнее поколение школьников имеет больше возможностей для общения с представителями других стран. Такое общение требует многих знаний, умений и навыков – знание особенностей чужой и своей культур. Поэтому программа данного курса «Вдоль Рейна» была направлена на решение следующих задач - расширение знаний по страноведению и овладение основами делового общения в устных и письменных формах в типичных ситуациях. Для программы курса использовались оригинальные материалы с новейшей всесторонней информацией о Германии и лексико-грамматические упражнения.
Учащиеся 9-х классов получили интересные сведения о федеральных землях и городах Германии, расположенных на берегах Рейна, о выдающихся представителях литературы и культуры Германии, в жизни и творчестве которых Рейн сыграл значительную роль.
Таким образом, решались задачи курса – дать обучающимся представление о некоторых сторонах общественной и культурной жизни Германии и научить вести деловой разговор как устно так и в письменном виде.
Формы проведения занятий различные - лекции, лекции – диалоги, викторины, игры – путешествия, диалоги, ролевые игры, дискуссии, самостоятельные работы, тесты.
В качестве дополнения к упражнениям были использованы видео – и аудиоматериалы, компьютерные программы, построенные на различных видах аутентичных текстов диалогического и монологического характера. Также были предложены коммуникативные задания, которые помогли приобрести необходимые навыки и умения.
По окончанию процесса освоения программы элективного курса « Вдоль Рейна» учащиеся сделали презентации творческих работ:
- групповые проекты на тему: « Вдоль Рейна»;
- стихотворения о великом Рейне;
- кроссворды на тему « Путешествие по Рейну».
Творческие работы используются учениками в качестве дополнительного материала в процессе овладения языком.
Предпрофильная подготовка учащихся – одно из направлений модернизации структуры и содержания общего образования. Организационно- методическим выражением единства предпрофильной подготовки и профильного обучения выступает индивидуальная образовательная траектория учащегося, которая отражает, с одной стороны, сферу его интересов и возможностей, а с другой, - обеспечивает ему возможность выступать активным участником проектирования собственной познавательной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория учащегося является персональным путем реализации его личностного потенциала. При этом речь идет о его познавательных, творческих, коммуникативных и прочих способностях. Процесс их выявления, реализации и развития происходит в ходе образовательного движения ученика. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы.
В ходе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов стало возможным:
- реализовать личностно-ориентированный подход к обучению с целью побуждения потребности к самосовершенствованию;
- уточнить образовательный запрос для принятия адекватного профориентационного решения;
- создать портфолио учащихся с целью сбора индивидуальных его достижений.
Начиная с 9-го, а иногда и с 8-го класса ребята могут изучать иностранный язык на занятиях элективных курсов. Элективные курсы по выбору, как я уже сказала, являются составной частью предпрофильной подготовки учащихся.
Это ещё не профильное обучения, но уже подготовка к нему. Предпрофильная подготовка – это информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе. Это - система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности. Такая система содействует самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения.
Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» целями перехода к профильному обучению является «расширение возможности социализации учащихся, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования». Следовательно, при переходе на профильное обучение мы, педагоги, должны не только обеспечивать учащихся готовыми знаниями, а побуждать их к поиску и получению собственного образовательного продукта, которым в условиях предпрофильной подготовки становится самоопределение. Предпрофильное обучение – это шаг во взрослую жизнь, это система специализированной подготовки учащихся.
Элективные курсы по иностранным языкам в основной школе помогают учащимся сформировать культуру выбора образовательного профиля, нацелены на формирование у учащегося умения делать ответственный выбор и играют роль своеобразного компаса в выборе образовательной траектории. Поэтому должна быть выстроена достаточно гибкая система, в центре которой оказывается ученик, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственного образовательного пути.
Элективные курсы по иностранным языкам призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе.
Профильный уровень ориентирует на продолжение образования в выбранной области знания, предусматривает в большей мере самостоятельность школьников. При изучении иностранного языка на профильном уровне осуществляется углубление их гуманитарно-филологической подготовки, которая может быть расширена или видоизменена за счёт элективных курсов.
Задачи элективных курсов по иностранным языкам:
1. Дать ученику возможность реализации личные познавательные интересы в выбранной им образовательной области.
2. Создать условия для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся.
3. Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.
4. Создать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору.
5. Формировать у учащихся умения и навыки, и способы деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность).
6. Поддерживать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.
На элективных курсах в основной и старшей школе формируется и развивается информационная культура средствами иностранного языка, что предполагает усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения этого предмета. Это, прежде всего, касается следующих умений: -адекватно воспринимать язык средств массовой информации; В заключении я хочу вернуться к теме моего доклада « Элективные курсы по иностранным языкам как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования» и показать, что в этом я убедилась и сама на практике. Я уже рассказывала об элективных курсах для учащихся 9классов «Вдоль Рейна». В 10 классе мне не удалось принять участие в профильном образовании, т.е. я не вела элективный курс в 10 классе за неимением достаточного количества часов для проведения элективных курсов по иностранным языкам.. И тогда двое учащихся, которые работали со мной в 9 классе, изъявили желание дополнительно заниматься немецким языком и выполнить научно-исследовательскую работу по страноведению. В то время открывалась в г.Саранске немецкая фирма «Франц Кляйне». И это дало нам шанс заняться исследованием возникновения и работы этой немецкой фирмы. Работа была проделана не малая: ребята посещали фирму, брали интервью, писали письма с вопросами в г. Зальцкоттен. Мы выяснили, что немецкая фирма FRANZ KLEINE занимается разработкой и производством сельскохозяйственной техники для посева, уборки, погрузки и очистки сахарной свеклы с 1874 года. Основателем фирмы был кузнец FRANZ KLEINE, проживающий в г.Зальцкоттен (Германия, земля Nordrhein Westfalen). Я не буду много рассказывать о научной работе, но хочу сказать, что на примере работы этих учащихся можно хорошо проследить определение индивидуальной траектории развития личности: элективный курс – исследовательская работа учащихся – поступление в ВУЗ на отделение «Механизация сельского хозяйства» и поступление в педагогический институт на факультет иностранных языков. Это и доказало, что элективные курсы явились важным условием развития личности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двухуровневая подготовка школьников Общеобразовательная /базовая Профильная
Ключевые компетенции Система универсальных знаний, умений, навыков Опыт самостоятельной деятельности Личная ответственность
Элективные курсы – это основа предпрофильной подготовки
Цели э лективных курсов Воспитательные Обучающие Развивающие
Какой вид деятельности наиболее привлекателен для вас? 1.Преподавание иностранного языка. 4.Исследовательская работа в области лингвистики. 2. Перевод устный 3. Перевод письменный 5.Туристический бизнес. 7.Международная журналистика. 6.Исследовательская работа в области зарубежной литературы .
« Вдоль Рейна» Программа элективного курса по немецкому языку для учащихся 9 классов. Автор: Супонина А. А. учитель немецкого языка школы № 32 г. Саранск 2007г.
Индивидуальная образовательная траектория учащегося о тражает сферу интересов и возможностей учащегося о беспечивает учащемуся возможность выступать активным участником проектирования собственной познавательной деятельности
Предпрофильная подготовка учащихся даёт возможность р еализовать личностно- ориентированный подход к обучению с целью побуждения потребности к самосовершенствованию ; у точнить образовательный запрос для принятия адекватного профориентационного решения; с оздать портфолио учащихся с целью сбора индивидуальных его достижений.
Шаг во взрослую жизнь Система специали - зированной подготовки уч-ся Профильное обучение
Элективные курсы по иностранным языкам в основной школе помогают учащимся сформировать культуру выбора образовательного профиля; н ацелены на формирование у учащегося умения делать ответственный выбор; и грают роль своеобразного компаса в выборе образовательной траектории.
Профильный уровень о риентирует школьников на продолжение образования в выбранной области знания о существляет углубление гуманитарно-филологической подготовки школьников п редусматривает в большей мере самостоятельность школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/05/picture-22754.jpg)
Презентация к докладу "Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования"
Презентация к докладу наглядно показывает роль элективных курсов по иностранным языкам в определении индивидуальной траектории развития личности в рамках шкодьного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/20/picture-282339-1376977005.jpg)
Реализация воспитательного потенциала предмета «иностранный язык» как необходимое условие формирования личности
Процесс преподавания иностранного языка имеет потенциальные возможности развития личности. Иностранный язык выступает прежде всего как средство коммуникации, а главная цель его изучения – развитие ин...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-69360-1391877963.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Проектирование индивидуальной траектории развития учащихся, проявляющих интерес к предметам естественно -научного цикла"
Выступление на педагогическом совете....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-479526-1413405674.jpg)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как основное условие формирования личности, адаптированной к современным условиям жизни
Вработе азируется опыт работы учителя иностранного языка по использованию здоровьесберегающих технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507658-1414336056.jpg)
выступление на семинаре Совершенствование работы учителя русского языка в рамках личн%D
выступление на семинаре Совершенствование работы учителя русского языка в рамках личн%D...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-720540-1453478612.jpg)
Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности в рамках ФГОС»
Вопросы: 1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания ...