Экологическая грамотность 7 класс
рабочая программа по экологии (7 класс)

Кривошеева Ольга Владимировна

Рабочая программа элективного курса "Экологическая грамотность" в основной школе, где курс биологии изучается 1 раз в неделю. Цель изучения - расшить преставления о биологии, как науке, создать условия для самостоятельной заинтересованности в изучении предмета экологии. Экология - не изучается как самостоятельный предмет в  общей школе, а олимпиады по данному предмету проводятся. Поэтому я, как учиель, заинтересованный в реализации личности ребенка, в успешности каждого, была организатором по введению данного курса в основной школе на уровне 7 класса. Далее в программе данный курс не предусмотрен, но это дает большой толчёк изучать его самостоятельно тем, у кого будет склонность к экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_gramotnost_7_a.docx61.38 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 5 города Каменск-Шахтинского

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

______________________

МБОУ лицея № 5

Протокол № 1 от «30» 08   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

с зам.директора по УВР

_____________________

Пороло Т.А.

УТВЕРЖДЕНО

Директором МБОУ лицея № 5

____________________

Гайдукова С.П.

150-о от «31» 08   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Экологическая граммотность»

для обучающихся 7 "А"  класса

для основного общего образования

Рабочую программа составила:

учитель биологии

Кривошеева Ольга Владимировна

Каменск-Шахтинский 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Экологическая  грамотность» относится к предметной области «Естественно-научные предметы» и предназначена для организации образовательной деятельности обучающихся в 7 классе основной общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  6. Концепция преподавания учебного предмета «Биология»Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 апреля 2022 г. № 2/22
  7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея №5.
  8. Рабочая программа воспитания основного общего образования  МБОУ лицея №5.

Ценностно-смысловые ориентиры программы позволяют позиционировать российскую систему образования как одну из ведущих систем в мире.

Сквозной целевой установкой программы является формирование нравственных, гуманистических идеалов обучающихся, как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. Программа направлена на развитие экологического сознания и навыков экологически грамотного поведения: «знаю — понимаю — умею — действую», ориентирована на осознание учащимися экологических проблем в системе: Мир — Россия — Мой регион.

Актуальность ПООП обусловлена её направленностью на осознание учащимися концепции устойчивого развития как модели развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, что приводит к пониманию ответственности за будущее планеты и своей Родины.

Программа отвечает принципам:

  • гуманистической направленности — нацелена на выработку у учащихся системы знаний-убеждений, дающих чёткую ориентацию в системе отношений «человек-природа», как основы экологического образования и воспитания учащихся;
  • системности — задаёт ориентировочные основы формирования системного мышления при рассмотрении учебных проблем;
  • экологизации — направлена на воспитание осознанной жизненной позиции учащихся, способных стать активными защитниками окружающей среды;
  • функциональной грамотности — предполагает решение учебных проблем, моделирующих реальные практические ситуации;
  • регионализации — практико-ориентированные задания разработаны на основе фактического материала о состоянии окружающей среды регионов России;
  • системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности. Более 60 % учебного материала носит практико- ориентированный характер и предполагает самостоятельную работу учащихся;
  • вариативности — содержание каждого модуля может варьироваться в соответствии с особенностями региона и образовательной среды учебного заведения.
  • Содержание учебного курса «Экологическая грамотность» направлено на осознание и осмысление обучающимися:
  • идей единства и многообразия, системности и целостности природы;
  • идеи взаимозависимости природы и человека;
  • идеи гармонизации системы «природа-человек».

Цель курса:

  • формирование и развитие у школьников:
  • Экологического сознания в контексте идей устойчивого развития природы и общества.
  • Системы естественно-научных знаний, позволяющих принимать экологически грамотные решения как одного из видов функциональной грамотности учащихся.
  • Исследовательских умений и навыков экологически грамотного поведения.

Задачи курса:

  • Формирование готовности школьников к социальному взаимодействию по вопросам улучшения качества окружающей среды, воспитание и пропаганда активной гражданской позиции в отношении защиты и сохранения природы.
  • Развитие интереса к экологии как научной дисциплине.
  • Формирование экологических знаний, умений и культуры школьников в ходе теоретической подготовки и проектно-исследовательской
  • деятельности.
  • Привитие интереса к научным исследованиям на основе освоения методов и методик по изучению состояния экосистем, организации мониторинговой деятельности.
  • Освоение методов комплексной оценки и прогноза изменений состояния объектов социоприродной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.
  • Профессиональная ориентация школьников.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса «Экологическая грамотность» учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее — основная образовательная программа), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования; наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и формирования универсальных учебных действий.

Образовательная программа курса «Экологическая грамотность» (7 классы) состоит из 6 модулей. Составляет 34 учебных часа.

Курс «Экологическая грамотность» строится в системе: сохраняем биоразнообразие и почву — сберегаем энергию, воду атмосферу. Итогом раздела является осмысление концепции устойчивого развития — «Мыслим глобально — действуем локально».

В содержании курса делается акцент на усиление деятельностного компонента, что определяется социальным заказом современного общества в связи с возрастающим антропогенным воздействием на все природные среды и, как следствие, увеличивающимися экологическими рисками. Предлагаемые в содержании курса занятия помимо теоретического материала, содержат опыты, наблюдения, лабораторно-практические, исследовательские, проектные работы по изучению экологической динамики экосистем и их составных частей. Теоретические и практические занятия предлагается проводить как в условиях кабинета, так и в форме полевого практикума.

Образовательная деятельность школьников организуется в разных формах:

  • Учебный проект.
  • Учебное исследование.
  • Учебная экскурсия.
  • Практическая работа.
  • Экологический мониторинг.
  • Социологический опрос.
  • Деловая игра.
  • Конференция.
  • Выполнение        и        обсуждение        итоговых        заданий        на        развитие функциональной грамотности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Реализация курса «Экологическая грамотность» компенсирует отсутствие в программе основной школы таких предметов как экология и естествознание. Учебный курс составлен на основе «Естественно-научные предметы. Экологическая грамотность» 7 класс: учебник / И.Ю. Алексашина,  О.И. Лагутенко – 2-е изд., стер. —  М.: Просвещение, 2022.  Курс рассчитан на 34 часов из расчета 1 час в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ    

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные образовательные результаты

Обучающиеся осознают:

  • ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов, глобальная роль человека на Земле;
  • высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
  • необходимость активной жизненной позиции и приобретают мотивацию стать активными защитниками окружающей среды.

Предметные результаты

Обучающиеся осмысляют:

  • существование всеобщих связей в природе; природа — единая развивающаяся система; солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе;
  • единство физических и химических процессов для всех проявлений жизни; биогеохимические превращения в природе;
  • различные способы постижения человеком природы; сложность путей научного познания; логику научного познания; применение научных знаний в практической деятельности человека;
  • принципы экологически грамотного поведения; деятельность человека, нарушающая законы природы, приводит к нарушению её целостности.

Метапредметные результаты

Обучающиеся осваивают:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план действий;
  • умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинно-следственных связей);
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • умение применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе;
  • умение с достаточной чёткостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы; осуществлять презентацию результатов и публичные выступления.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«Экологическая грамотность». 7 класс

Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие

Сохранение        биоразнообразия        —        сохранение        устойчивости        экосистемы.

Особо охраняемые природные территории. Проект «Создаём мини-ООПТ». Деловая игра «История деревни Бобровки». Охрана и привлечение птиц. Искусственные гнездовья. Экскурсия по особо охраняемой природной территории.

Модуль 2. Сохраняем почву

Почва — поверхностный слой земной коры. Экологические проблемы сохранения почвы. Экскурсия «Исследуем почву». Определяем кислотность почвы. Значение плодородия почвы. Определяем механический состав почвы и содержание гумуса в почве. Влияние вытаптывания почвы на растительность.

Модуль 3. Сберегаем энергию

Экологические проблемы использования энергии. Выясняем мощность, потребляемую электробытовыми приборами, и учимся экономить электроэнергию. Анализируем затраты электроэнергии и учимся экономить. Проект «Экологическое просвещение по проблеме энергосбережения».

Модуль 4. Сберегаем воду

Самое распространённое на Земле вещество. Проблема сохранения водных ресурсов. Сохранение воды. Способы очистки воды в лаборатории. Лабораторное исследование воды из природного водоёма. Биоиндикация и биотестирование воды. Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования воды».

Модуль 5. Сберегаем атмосферу

Проблема загрязнения атмосферы. Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования транспорта». Биоиндикация загрязнения воздуха. Изучение потока автомобилей на улице. Исследуем влияние деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе. Оценка состояния зелёных насаждений.

Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально

Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски. Концепция устойчивого развития. Моя страна: мечтай, узнавай, действуй!

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Практические работы

1

Сохраняем биоразнообразие

12

10

https://media.prosv.ru/

2

Сохраняем  почву

12

9

https://media.prosv.ru/

3

Сберегаем энергию

4

3

https://media.prosv.ru/

4

Сберегаем воду

2

2

https://media.prosv.ru/

5

Сберегаем атмосферу

2

1

https://media.prosv.ru/

6.

Мыслим глобально — действуем локально

2

2

https://media.prosv.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 27

Календарно-тематическое планирование курса «Экологическая грамотность»

7 «А» КЛАСС

34 ч, из них 2 ч — резервное время

Дата

№ п/п

Название темы

Основное содержание

Кол-во часов

Теорети

ческих

Практиче

ских

Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие (12 ч)

1

Сохранение

биоразнообразия— сохранение

устойчивости биосферы

Биологическое разнообразие. Мониторинговые исследования

1

05.09.2023

2

Особо        охраняемые природные территории

Особо охраняемые природные территории                (ООПТ): государственные природные заповедники,        национальные парки,      природные      парки,

государственные природные заказники, памятники природы,

дендрологические парки и ботанические сады

1

12.09.2023

3

Проект        «Создаём

мини-ООПТ»

Проект «Создаём свою мини- ООПТ»

1

19.09.2023

4

Проект        «Создаём

мини-ООПТ»

Проект «Создаём свою мини- ООПТ»

1

26.09.2023

5

Деловая игра «История деревни Бобровки»

Деловая игра «История деревни Бобровки»

1

03.10.23

6

Деловая игра «История деревни Бобровки»

Деловая игра «История деревни Бобровки»

1

10.10.23

7

Охрана и привлечение птиц. Искусственные гнездовья

Гнёзда        птиц.        Правила изготовления искусственных гнездовий. Практическая работа

«Изготовления гнездовий для птиц»

1

17.10.2023

8

Охрана и привлечение птиц. Искусственные гнездовья

Гнёзда        птиц.        Правила изготовления искусственных гнездовий. Практическая работа

«Изготовления гнездовий для птиц»

1

24.10.23

9

Экскурсия        по особо охраняемой природной

территории

Экскурсия по особо охраняемой природной территории

1

07.11.23

10

Экскурсия        по особо охраняемой природной

территории

Экскурсия по особо охраняемой природной территории

1

14.11.23

11

Итоговое обобщение Сохранение

биоразнообразия планеты.

Задания        на формирование функциональной грамотности

1

21.11.23

12

Итоговое обобщение Сохранение

биоразнообразия планеты.

Задания на формирование функциональной грамотности

1

28.11.23

Модуль 2. Сохранение почвы (12 часов)

13

Почва—

Поверхностный слой земной коры

Почвоведение. Обитатели почвы. Состав и особенности почвы. Плодородие почвы. Роль животных в образовании почвы

1

05.12.23

14

Экологические проблемы        сохранения почвы

Почвообразование. Причины

разрушение почвы

1

12.12.23

15

Экскурсия

«Исследуем почву»

Механический состав почвы. Влажность почвы. Окраска почвы. Сложение почвы. Экскурсия «Исследуем почву»

1

19.12.23

16

Экскурсия

«Исследуем почву»

Механический состав почвы. Влажность почвы. Окраска почвы. Сложение почвы. Экскурсия «Исследуем почву»

1

26.12.23

17

Определяем

кислотность почвы

Кислотность почвы. Закисления почв.

09.01.24

18

Определяем

кислотность почвы

Практическая работа

«Исследование кислотности почвы»

1

16.01.24

19

Значение плодородия почвы. Определяем механический состав

почвы и содержание гумуса в почве

Практические работы «Значение плодородия        почвы»,

«Определение механического состава почвы», «Определение содержания гумуса в почве»

1

23.01.24

20

Значение плодородия почвы. Определяем механический состав

почвы и содержание гумуса в почве

Практические работы «Значение плодородия        почвы»,

«Определение механического состава почвы», «Определение содержания гумуса в почве»

1

30.01.24

21

Влияние вытаптывания почвы на растительность

Практическая работа «Определение                влияния вытаптывания        почвы                на

растительность»

1

06.02.24

22

Влияние вытаптывания почвы на  растительность

Практическая работа «Определение                влияния вытаптывания        почвы                на

растительность»

1

13.02.24

23

Итоговое обобщение Основные        причины деградации        почв. Защита почв.

Задания        на формирование функциональной грамотности

1

20.02.24

24

Итоговое обобщение Основные        причины

деградации        почв. Защита почв.

Задания        на формирование функциональной грамотности

1

27.02.24

Модуль 3. Сберегаем энергию (4 ч)

25

Экологические

проблемы использования энергии

Использование энергии живыми организмами. Использование энергии человеком

05.03.24

26

Выясняем        мощность, потребляемую электробытовыми  приборами        и  учимся экономить электроэнергию

Использование электроэнергии в быту. Бытовые электрические приборы, классы энергоэффективности.

Практическая        работа «Исследование энергопотребления         бытовых приборов»

1

12.03.24

27

Анализируем затраты электроэнергии и учимся экономить

Анализируем                затраты электроэнергии и учимся экономить,        создавать комфортные условия и затрачивая        минимум электроэнергии.

Практическая        работа

«Исследование потребления электроэнергии»

1

26.03.24

28

Анализируем затраты электроэнергии и учимся экономить

Анализируем                затраты электроэнергии и учимся экономить,        создавать комфортные условия и затрачивая        минимум электроэнергии.

Практическая        работа

«Исследование потребления электроэнергии»

1

02.04.24

Модуль 4. Сберегаем воду (2 часа)

29

Самое Распространённое на Земле вещество

Проблемы        сбережения        воды.

Свойства        воды. Использование воды в разных сферах: промышленности, энергетики        и сельского хозяйства

1

09.04.24

30

Проблема сохранения водных ресурсов

Самоочищение водоёмов. Экосистема водоёма. Различные

виды загрязнений воды

1

16.04.24

Модуль 5. Сберегаем атмосферу (2 часа)

31

Экологические  проблемы современности

Загрязнения атмосферы, воды, почвы: причины, способы очищения

23.04.24

32

Проект «Экологические проблемы современности»

Проект «Экологическое просвещение по проблемам современности»

1

07.05.24

Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально (2 часа)

33

Итоговое обобщение "Сберегаем энергию в своём доме"

Задания        на формирование функциональной грамотности

1

14.05.24

34

Итоговое обобщение

Сберегаем энергию в своём доме

Задания        на формирование функциональной грамотности

1

21.05.24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье представлены результаты экспериментально-опытной работы по выявлению экологической грамотности младшего школьника, мнения педагогов о формировании экологической грамотности, результаты анкети...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 класса "Моя экологическая грамотность"

Тематическое планирование программы по внеурочной деятельности для 7 класса...