Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 класса "Моя экологическая грамотность"
рабочая программа (7 класс) на тему
Тематическое планирование программы по внеурочной деятельности для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа внеурочного курса «Моя экологическая грамотность».
Категория обучающихся: учащиеся 7 классов МАОУ СОШ № 3.
Сроки освоение программы: 1 учебный год.
Объём учебного времени: 35 часов.
Форма обучения: очная.
Планируемые результаты освоения программы
Требования к результатам освоения курса «Моя экологическая грамотность» определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты предусматривают умения:
- формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения;
- рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;
- согласовывать цели совместных дел, работы в команде со своими собственными интересами;
- высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения:
- приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;
- схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать еѐ;
собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете; делать выписки с библиографическими ссылками;
называть существенные признаки дискуссии, составлять еѐ сценарий и организовывать еѐ; в дискуссии аргументировать свою точку зрения;
- применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок – манипуляций, устранять их; распознавать недостоверную информацию по еѐ существенным признакам;
- представлять информацию в виде тезисов; выступать тезисно;
- рефлексировать опыт досугового и проблемно – ценностного обсуждения актуальных вопросов экологической безопасности и здоровья;
- называть принципы работы в команде (мягкое управление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диалог;
- называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);
- перечислять правила спора и обосновывать их целесообразность; называть фразы, недопустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него; применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;
- перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении проекта; проводить оценку результатов проекта, его общественную экспертизу.
Предметными результатами являются представления:
- о предмете изучения экологии человека; связи совместных экологических проблем человека с быстрым изменением его природного и социального окружения; об информации как новом экологическом факторе жизни современного человека; экологических проблемах снижения биологического и культурного разнообразия на планете; экологических проблемах общения с природой и людьми; а также умения:
- высказывать суждения о характере изменения информационной среды жизни человека, форм и способов его общения, их влияния на здоровье человека;
- устанавливать причинно - следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием, разнообразием этнокультур и выживание человечества;
- приводить примеры сохранения биологического разнообразия, возрождения культуры коренных народов своей местности;
- обосновывать значение общения с природой для телесного и психологического здоровья человека;
- использовать данные науки, культурно – исторические материалы и художественные произведения при обосновании роли общения для полноценного
развития человека;
- перечислять технические средства связи, способы их безопасного использования;
- называть способы организации экологически безопасной видео – и аудиосреды;
- приводить мнения разных специалистов (психологов, медиков, историков, священнослужителей, представителей правоохранительных органов) о негативном влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека;
- называть способы распознавания информационного терроризма и защиты от него;
в ролевой игре применять способы отказа от предложений курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений;
- называть существенные признаки мягкого управления и применять его при работе в команде для выполнения экологического проекта;
- называть цели экологического просвещения, его принципы и формы; участвовать в эколого- просветительском проекте.
Содержание учебного курса
Раздел учебного курса, количество часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся |
Введение 2 часа | Вводное занятие | Рефлексия обучающимися своих интересов. Работа с тестами, участие в играх, диспутах |
«Информация как экологический фактор» 6 часов | 2 темы для изучения | Решение проблемных ситуаций, работа в тренинге. |
Экологическая безопасность в информационной среде – 10 часов | 5 тем для изучения | Беседа, работа в тренинге, решение проблемных ситуаций |
Работа команде – 10 часов | 2 темы для изучения | Решение проблемных ситуаций, работа в тренинге. |
Учись экологическому просвещению – 6 часов | 2 темы для изучения | Решение проблемных ситуаций, работа в тренинге. |
Раздел «Введение»2 часа предусматривает рефлексию обучающимися своих интересов и потребностей как участников дискуссионного клуба «Моя экологическая грамотность»; ознакомление с моделью успешного общения современного человека; формулировку задач личностного роста.
В разделе «Информация как экологический фактор»6 часов формируются представления о роли природной и социальной информации в жизни человека; о ценности общения человека с природой и людьми как необходимом условии его полноценного развития, телесного и духовного здоровья. Формируются умения применять экосистемную познавательную модель к анализу ситуаций общения для выявления их экологических рисков. Нарастающий дефицит биологической и этнокультурной информации рассматривается как глобальная экологическая проблема. Закрепляются умения получения необходимой социокультурной информации из разных источников, сохранения и фиксации информации в виде выписок с библиографическими ссылками; умения задавать вопросы, уточнять ответы; осваиваются умения составлять дискуссии и вести ее.
Раздел «Экологическая безопасность в информационной среде»10 часов направлен на формирование умений обеспечения экологической безопасности в условиях нового вида загрязнения среды жизни – информационного. В экологических гостиных и на переговорных площадках с участием взрослых обсуждаются интересующие обучающихся проблемы противостояния информационному терроризму, психологическому манипулированию, сквернословию, курению, употреблению алкоголя, наркотиков, опасностям заражения ВИЧ. Закрепляются умения составлять реферат, формулировать его положения в виде тезисов, публично выступать с тезисами, в ролевых играх и тренингах принимать осознанное решение о действиях в интересах здоровья и экологической безопасности своей и окружающих людей.
Раздел «Работаем в команде» 10 часовпредусматривает ознакомление с идеями гармоничного, устойчивого развития общества и природы и основными условиями его достижения - принципами обратной связи и мягкого управления. На региональном материале выполняется социально значимый экологический проект с освоением этих принципов – способности к сотрудничеству и взаимопомощи для достижения общей цели; ненасильственного общения; нахождение компромиссов; ведения диалога; конструктивной критики; искусства спора и аргументации; избегания конфликтов в команде как условия устойчивости и развития любого коллектива, устойчивого развития сообщества в целом.
В разделе «Учись экологическому просвещению»6 часов обучающиеся выполняют итоговый проект «Моя экологическая трибуна», предусматривающий разработку и изготовление рекламы, буклета, брошюры, листка, газеты или агитационного выступления и т.д. по выбранной экологической проблеме в просветительских целях. Развиваются умения доказывать и убеждать, позиционировать себя в качестве адресата просветительской работы, планировать и организовывать такую работу.
Календарно - тематическое планирование
№ уроков | Наименование разделов и тем Всего часов | Характеристика основных видов деятельности. | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Экология человека | Называть предмет изучения экологии. Перечислять экологические проблемы человека, связанные с быстрым изменением его природного и социального окружения. Перечислять группы экологических факторов жизни | ||
2. | Клуб как форма общения по интересам | Согласовывать цели и задачи клуба со своими собственными интересами. Формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения. | ||
3. | Природная информация как среда жизни человека | Устанавливать причинно-следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием и выживанием человечества. Доказывать необходимость сохранения малых народов планеты для предотвращения ухудшения генофонда человека ка биологического вида. Собирать информацию о влиянии курения, алкоголя и наркотических веществ на генетическое здоровье в библиотеке, Интернете. Высказывать суждения о роли общения с природой в собственной жизни. Бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей. | ||
4. | Задача сохранения генетической информации малых народов. | Устанавливать причинно-следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием и выживанием человечества. Доказывать необходимость сохранения малых народов планеты для предотвращения ухудшения генофонда человека ка биологического вида. Собирать информацию о влиянии курения, алкоголя и наркотических веществ на генетическое здоровье в библиотеке, Интернете. Высказывать суждения о роли общения с природой в собственной жизни. Бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать самостоятельно в группах. | ||
5. | Алкоголизм, курение, наркомания как факторы, снижающие генетическое здоровье человека. | Устанавливать причинно-следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием и выживанием человечества. Доказывать необходимость сохранения малых народов планеты для предотвращения ухудшения генофонда человека ка биологического вида. Собирать информацию о влиянии курения, алкоголя и наркотических веществ на генетическое здоровье в библиотеке, Интернете. Высказывать суждения о роли общения с природой в собственной жизни. Бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей. | ||
6. | Ценность природной среды в культуре народов России. | Устанавливать причинно-следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием и выживанием человечества. Доказывать необходимость сохранения малых народов планеты для предотвращения ухудшения генофонда человека ка биологического вида. | ||
7. | Культура как источник информации о способах рационального природопользования | Приводить примеры информации о способах рационального природопользования в культуре местных народов. Оценивать ее актуальность для формирования экологической культуры нынешнего и будущих поколений в целях гармоничного общения с природой. | ||
8. | Формы сохранения ценной культурной информации. | . Уметь применять полученные знания в жизни. Оценивать ее актуальность для формирования экологической культуры нынешнего и будущих поколений в целях гармоничного общения с природой. | ||
9. | Ценность человеческого общения в культуре народов России. Литература. | Перечислять формы общения. Называть существенные признаки дискуссии как публичного обсуждения разных точек зрения на проблему с целью поиска общей позиции. Составлять сценарий дискуссии . | ||
10. | Ценность человеческого общения в культуре народов России. Музыка и живопись. | Перечислять формы общения. Называть существенные признаки дискуссии как публичного обсуждения разных точек зрения на проблему с целью поиска общей позиции. Составлять сценарий дискуссии и организовывать ее. | ||
11. | Ценность человеческого общения в культуре народов России. Интернет , телефон. | Перечислять технические виды связи, способы безопасного пользования интернетом. | ||
12. | Опасность гомогенных и агрессивных пространств | Называть существенные признаки гомогенных и агрессивных пространств. | ||
13 | Опасности звуковой среды. | Приводить примеры гомогенных и агрессивных пространств в своем окружении. Объяснять их опасность для здоровья. Обобщать информацию о влиянии шума и вибрации на здоровье человека. | ||
14. | Способы организации безопасной видео и аудиосреды | Приводить примеры гомогенных и агрессивных пространств в своем окружении. Объяснять их опасность для здоровья. Обобщать информацию о влиянии шума и вибрации на здоровье человека. | ||
15 | Примеры манипулятивного воздействия. Способы их нейтрализации | . Приводить примеры манипулятивного воздействия Умение соблюдать дисциплину на уроке, | ||
16. | Примеры информационного терроризма. Способы их распознавания и защиты от него. | Приводить примеры манипулятивного воздействия. Приводить примеры информационного терроризма. Обосновывать его угрозу для безопасности государства, общества, гарантий конституционных прав человека на здоровье, безопасность, свободный доступ к объективной информации выполнение заданий на уроке, делать выводы по результатам работы. | ||
17 | Язык – основа культурной среды человека | Объяснять роль языка в жизни человека. Приводить мнения разных специалистов о негативном влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека. | ||
18 | Язык – основа культурной среды человека. | Объяснять роль языка в жизни человека. Приводить мнения разных специалистов о негативном влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека. | ||
19. | Досуговое общение подростков о проблемах курения, употребления алкоголя, наркотических веществ. | . Рефлексировать опыт досугового общения по волнующим проблемам курения, употребления алкоголя, наркотических веществ. В ролевой игре применять способы отказа от предложений курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений | ||
20. | Формы и способы отказа от предложений. | Рефлексировать опыт досугового общения по волнующим проблемам курения, употребления алкоголя, наркотических веществ. В ролевой игре применять способы отказа от предложений курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений. . | ||
21. | Идеи гармоничного, сбалансированного развития общества и природы. | Применять знания, полученные на учебных предметах, информацию из СМИ и телевизионных передач, личный опыт для обоснования необходимости социального партнерства для решения экологических проблем. Называть существенные признаки ненасильственного общения, диалога, компромисса . | ||
22. | Ненасильственное общение. | Применять знания, полученные на учебных предметах. Называть существенные признаки ненасильственного общения, диалога, компромисса . | ||
23. | Диалог. Компромисс и уступка. Искусство спора | Уметь применять полученные знания в жизни. Личностные: формирование познавательных мотивов на основе интереса к изучению новых для учащихся понятий. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий на уроке, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать самостоятельно в группах. | ||
24. | Избегание конфликтов. Выход из конфликтов.. | Применять знания, полученные на учебных предметах, информацию из СМИ и телевизионных передач, личный опыт для обоснования необходимости социального партнерства для решения экологических проблем. Применять правила спора в модельных ситуациях. Называть способы предупреждения конфликта и выхода из него. | ||
26. | Роль мягкого управления в предупреждении и решении экологических проблем | Называть существенные признаки мягкого управления, принципа обратной связи. Приводить примеры мягкого управления для предупреждения и решения экологических проблем. Называть принципы работы в команде. | ||
27 | Принципы работы команды. Сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели | Называть существенные признаки мягкого управления, принципа обратной связи. Приводить примеры мягкого управления для предупреждения и решения экологических проблем. Называть принципы работы в команде. | ||
28 | Способы Экологическогоепросвещения. | Называть цели экологического просвещения, его принципы и формы, примеры учета возрастных особенностей аудитории и ее интересов в просветительской работе. | ||
29. | . Учет возрастных особенностей аудитории, ее интересов | Уметь вести диалог с людьми разных возрастов. | ||
30. | Социальные требования к эколого-просветительскому проекту.. | Называть цели экологического просвещения, его принципы и формы. Выполнять социальные требования к проекту. | ||
31. | . Доказательность, структура доказательства | Перечислять социальные требования к просветительскому проекту. Называть существенные отличия доказательства и убеждения. Придавать просветительскому проекту доказательность и убедительность. Определять условия реализации проекта. Проводить оценку соответствия проекта требованиям к нему, организовывать общественную экспертизу. | ||
32. | Убедительность. | . Придавать просветительскому проекту доказательность и убедительность. Определять условия реализации проекта. | ||
33. | Занятие обобщение. | Перечислять социальные требования к просветительскому проекту. Называть существенные отличия доказательства и убеждения | ||
34. | Создание презентации по экологической грамотности. | . Проводить оценку соответствия проекта требованиям к нему, организовывать общественную экспертизу. | ||
29. | . Учет возрастных особенностей аудитории, ее интересов | Уметь вести диалог с людьми разных возрастов. | ||
30. | Социальные требования к эколого-просветительскому проекту.. | Называть цели экологического просвещения, его принципы и формы. Выполнять социальные требования к проекту. | ||
31. | . Доказательность, структура доказательства | Перечислять социальные требования к просветительскому проекту. Называть существенные отличия доказательства и убеждения. Придавать просветительскому проекту доказательность и убедительность. Определять условия реализации проекта. Проводить оценку соответствия проекта требованиям к нему, организовывать общественную экспертизу. | ||
32. | Убедительность. | . Придавать просветительскому проекту доказательность и убедительность. Определять условия реализации проекта. | ||
33. | Занятие обобщение. | Перечислять социальные требования к просветительскому проекту. Называть существенные отличия доказательства и убеждения | ||
34. | Создание презентации по экологической грамотности. | . Проводить оценку соответствия проекта требованиям к нему, организовывать общественную экспертизу. |
Перечень учебно-методического обеспечения
- . Печатные пособия
- ЭКОЛОГИЯ . Гринин Л. Е., Перепелкина А. В.
Издательство: Учитель, 2015 г.
- Дик Н.Ф. Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004.
- Дереклеева Н.И. Педагогика, психология, управление Москва «Вако», 2005..
- справочники
- детские книги разных типов о животных и растениях;
.
Технические средства обучения. Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска с креплениями для таблиц;
- магнитная доска;
- персональный ноутбук;
- МФУ;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- документ-камера;
- цифровая лаборатория;
- система контроля качества знаний;
- экспозиционный экран размером;
- фотоаппарат.
Экранно-звуковые пособия
- аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Интернет-ресурсы:
- www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей естественнонаучного цикла
от « » августа 2017 года
№
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________Э. С. Решникова
« » августа 2017 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс
«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Начальная компьютерная грамотность"
Программа курса внеурочной деятельности «Начальная компьютерная грамотность» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социально значимое экологическое проектирование»
Актуальность курса. Использование интерактивных педагогических методик и технологий, ориентированных на запросы обучающихся и их родителей, является актуальным требованием при подготовке адаптивных, к...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность. Модуль "Читательская грамотность"
рабочая программа и КТП повнеурочной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Финансовая грамотность» 5- 6 классы
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Ф...