Рабочая программа групповых занятий «Экологическая грамотность» 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

Рабочая программа расчитана на 1 час в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

групповых занятий

«Экологическая грамотность»

7 класс

(базовый уровень)

                                                                                                               СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                                                учитель биологии

                                                                                                   Волкова Е.Г

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология животных» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, и авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 166 с.).

Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.  

Цель: формирование представлений об экологии животных – как науке о взаимоотношениях между животными организмами и окружающей их живой и неживой средой;

о месте экологии животных в зоологической науке;

об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Задачи:

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи животных с окружающей средой;

изучить анатомо-морфологические особенности строения животных разных экологических групп;

познакомить с жизненными формами животных и принципами их классификации.

Познакомить с периодические явлениями в жизни животных.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 и 6 классах в учебном курсе «Природоведение» и «Экология растений». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах животных.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы животных по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений животных как показатель условий их жизни.

    Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч)

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.

Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.

Тема 2. Условия существования животных (4ч)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Тема 3. Среды жизни (5ч)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.

Тема 4. Жилища в жизни животных (1ч)

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (Зч)

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.

Тема 6. Свет в жизни животных (1ч)

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.

Тема 7. Вода в жизни животных (2 ч)

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Эко логические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.

Лабораторная работа.

Реакция дождевых червей на различную влажность почвы.

Тема 8. Температура в жизни животных (2ч)

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.

Тема 9. Кислород в жизни животных (1ч)

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных. Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.

Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Тема 11. Численность животных (3 ч)

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.

Основные понятия: область распространения, неоднородность

среды, плотность населения, численность популяции, динамика

численности.

Тема 12. Изменения в животном мире Земли (6 ч)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ»

1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение раз-личных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Тема

Кол-во часов

1.

Экология животных: раздел науки и учебный предмет

1

2.

Условия существования животных

4

3.

Абиотические экологические факторы в жизни животных.

3

4.

Биотические экологические факторы в жизни животных.

5

5.

Разнообразие животного мира в связи с разнообразием сред

обитания.

7

6.

Сезонные изменения в жизни животных

3

7.

Численность животных

3

8.

Изменения в животном мире Земли.

6

ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

      КУРСА  «ЭКОЛОГИЯ  ЖИВОТНЫХ»  7 КЛ.

7 класс (34 ч., 1ч. в неделю)

Название темы

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Коррекция

Л /р.,пр.р.

1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет.

1

  1. 1.Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей  средой. Экология животных как учебный предмет.

2. Условия существования животных.

4

  1. 2. Многообразие условий обитания.
  2. 3. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания.
  3. 4. Предельные условия существования животных.
  4. 5.  Экскурсия. Условия обитания животных.

3. Среды жизни.

5

  1. 6. Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.
  2. 7. Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
  3. 8. Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.
  4. 9. Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.
  5. 10. Семинар «Среды жизни»

4. Жилища в жизни животных.

1

  1. 11.  Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

5. Биотические экологические факторы в жизни животных.

3

  1. 12. Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
  2. 13. Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения. связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность. О ношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит- хозяин». Нахлебничество. Квартиранство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.
  3. 14. Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

6. Свет в жизни животных.

1

  1. 15. Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

7. Вода в жизни животных.

2

  1. 16. Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде.
  2. 17. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Л /р. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы.

8. Температура в жизни животных.

2

  1. 18. Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные.
  2. 19. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Л /р. Движение амебы при разных температурах.

9. Кислород в жизни животных

1

  1. 20. Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни.( «Экология животных», учебника 7 кл. «Биология. Животные»(авт. В.М. Константинов и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.)

10. Сезонные изменения в жизни животных.

4

  1. 21. Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка.
  2. 22. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие.
  3. 23. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
  4. 24. Обобщение темы:
  5.  «Сезонные изменения в жизни животных»

Л /р. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке.( Из любого отмирающего фрагмента дерева, который удастся обнаружить на пришкольном участке, послойно выбирают насекомых.

11. Численность животных.

3

  1. 25. Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции.
  2. 26. Колебания численности. Динамика численности различных животных.
  3. 27. Обобщение темы :
  4.  « Численность животных»

Л /р. Динамика численности дрозофилы.

12. Изменения в животном мире Земли.

6

  1. 28. Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.
  2. 29. Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных.
  3. 30. Одомашнивание животных
  4. 31 Редкие и охраняемые животные. Красная книга.
  5. 32. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран.
  6. 33.Региональные охраняемые территории
  7. 34. Экскурсия в краеведческий музей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс

Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература....

Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»

Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...

Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс

Рабочая программа  групповых занятий  по математике 5 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов

Рабочая программа групповых занятий «Информатика и ИКТ»   для  обучающихся  5-7  классов, включает в себя пояснительную записку, учебно  – тематический план, содержание програ...

Алгебраические выражения и их преобразование Рабочая программа групповых занятий по математике для 7 класса

Специфика курса «Алгебраические выражения и их преобразование» заключается в том, что он открывает широкие возможности для выработки у учащихся важных трудовых умений, способствует развитию воли, сооб...

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 11 классе

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для 11 класса составлена с учетом требований современной методологии для подготовки обучающихся к итоговой аттестации...