Рабочая программа групповых занятий «Экологическая грамотность» 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа расчитана на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Экологическая грамотность» 7 класс | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
групповых занятий
«Экологическая грамотность»
7 класс
(базовый уровень)
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель биологии
Волкова Е.Г
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология животных» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, и авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 166 с.).
Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.
Цель: формирование представлений об экологии животных – как науке о взаимоотношениях между животными организмами и окружающей их живой и неживой средой;
о месте экологии животных в зоологической науке;
об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.
Задачи:
изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи животных с окружающей средой;
изучить анатомо-морфологические особенности строения животных разных экологических групп;
познакомить с жизненными формами животных и принципами их классификации.
Познакомить с периодические явлениями в жизни животных.
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 и 6 классах в учебном курсе «Природоведение» и «Экология растений». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах животных.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы животных по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений животных как показатель условий их жизни.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч)
Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.
Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.
Тема 2. Условия существования животных (4ч)
Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.
Тема 3. Среды жизни (5ч)
Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.
Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.
Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.
Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.
Тема 4. Жилища в жизни животных (1ч)
Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.
Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (Зч)
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.
Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.
Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.
Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.
Тема 6. Свет в жизни животных (1ч)
Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.
Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.
Тема 7. Вода в жизни животных (2 ч)
Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Эко логические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.
Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.
Лабораторная работа.
Реакция дождевых червей на различную влажность почвы.
Тема 8. Температура в жизни животных (2ч)
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.
Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.
Тема 9. Кислород в жизни животных (1ч)
Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных. Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч)
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.
Тема 11. Численность животных (3 ч)
Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.
Основные понятия: область распространения, неоднородность
среды, плотность населения, численность популяции, динамика
численности.
Тема 12. Изменения в животном мире Земли (6 ч)
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.
Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.
Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ»
1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение раз-личных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы | Тема | Кол-во часов |
1. | Экология животных: раздел науки и учебный предмет | 1 |
2. | Условия существования животных | 4 |
3. | Абиотические экологические факторы в жизни животных. | 3 |
4. | Биотические экологические факторы в жизни животных. | 5 |
5. | Разнообразие животного мира в связи с разнообразием сред обитания. | 7 |
6. | Сезонные изменения в жизни животных | 3 |
7. | Численность животных | 3 |
8. | Изменения в животном мире Земли. | 6 |
ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ» 7 КЛ.
7 класс (34 ч., 1ч. в неделю)
Название темы | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Коррекция | Л /р.,пр.р. |
1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет. | 1 |
| |||
2. Условия существования животных. | 4 |
| |||
3. Среды жизни. | 5 |
| |||
4. Жилища в жизни животных. | 1 |
| |||
5. Биотические экологические факторы в жизни животных. | 3 |
| |||
6. Свет в жизни животных. | 1 |
| |||
7. Вода в жизни животных. | 2 |
| Л /р. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. | ||
8. Температура в жизни животных. | 2 |
| Л /р. Движение амебы при разных температурах. | ||
9. Кислород в жизни животных | 1 |
| Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни.( «Экология животных», учебника 7 кл. «Биология. Животные»(авт. В.М. Константинов и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.) | ||
10. Сезонные изменения в жизни животных. | 4 |
| Л /р. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке.( Из любого отмирающего фрагмента дерева, который удастся обнаружить на пришкольном участке, послойно выбирают насекомых. | ||
11. Численность животных. | 3 |
| Л /р. Динамика численности дрозофилы. | ||
12. Изменения в животном мире Земли. | 6 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс
Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература....
Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»
Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...
Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс
Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов
Рабочая программа групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов, включает в себя пояснительную записку, учебно – тематический план, содержание програ...
Алгебраические выражения и их преобразование Рабочая программа групповых занятий по математике для 7 класса
Специфика курса «Алгебраические выражения и их преобразование» заключается в том, что он открывает широкие возможности для выработки у учащихся важных трудовых умений, способствует развитию воли, сооб...
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 11 классе
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для 11 класса составлена с учетом требований современной методологии для подготовки обучающихся к итоговой аттестации...
Рабочая программа групповых занятий «Экологическая грамотность» 6 класс
Курс занятий расчитан на 1 час в неделю...