Экологические основы природопользования Программа
рабочая программа по экологии
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eop_teo_41_programma.doc | 125.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
2024 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: ГБПОУ НСО «НЭК»
Разработчик:
Головина Е. А.., преподаватель, высшая квалификационная категория
Рассмотрена и принята на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин
Протокол № ___ от __________ 2024 года
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в цикл основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
- определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- правовые вопросы экологической безопасности;
- об экологических принципах рационального природопользования;
- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 - 07 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 4.1 | анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; определять экологическую пригодность выпускаемой продукции; оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном. | виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; основные источники и масштабы образования отходов производства; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды |
Планируемые личностные результаты (в соответствии с рабочей программой воспитания) освоения учебной дисциплины:
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны;
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций;
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих;
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»;
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России;
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях;
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности;
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства;
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях;
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой;
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры;
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания;
ЛР 13 Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации;
ЛР 14 Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм;
ЛР 15 Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 14 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 0 |
в том числе: | |
индивидуальные задания (расчетные работы -домашние) | |
индивидуальные задания (рефераты) | |
подготовка презентаций | |
Итоговая аттестация в форме зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности | 26 | |||
Тема 1.1. Введение. Анализ причин возникновения экологических аварий и катастроф. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Введение. Причины возникновения экологических аварий и катастроф. | 2 | ||
2 | Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ. | |||
3 | Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ. | |||
Практическое занятие № 1 Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ. | 2 | |||
Тема 1.2 Выбор методов и технологий предупреждения экологических аварий и катастроф | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Методы и технологии предупреждения экологических аварий и катастроф. | 2 | ||
2 | Проблема народонаселения. Пищевые ресурсы человечества. | |||
3 | Выбор методов и технологий предупреждения экологических аварий и катастроф. | |||
Практическое занятие № 2 Определение методов очистки сточных вод для конкретного объекта, участка по ремонту и наладке устройств электроснабжения | 2 | |||
Тема 1.3 Оценка состояния экологии окружающей среды на производственном объекте | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Мониторинг окружающей среды. Виды мониторинга. | 2 | ||
2 | Основные источники и масштабы образования отходов производства. | 2 | ||
3 | Принципы и методы экологического контроля и экологического регулирования. | 2 | ||
Практическое занятие № 3 Анализ экологической пригодности выпускаемой продукции. | 2 | |||
Практическое занятие № 4 Оценка состояния экологии окружающей среды на производственном участке. Разработка методов мониторинга окружающей среды для объекта электроснабжения. | 2 | |||
Раздел 2. Охрана окружающей среды. | 8 | |||
Тема 2.1. Рациональное использование и охрана атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы. | Содержание учебного материала | 6 | 3 | |
1 | Рациональное использование атмосферы. | |||
2 | Рациональное использование гидросферы. | |||
3 | Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. | |||
Практическое занятие №5 Загрязнение окружающей среды в городе Новосибирске и НСО. | 2 | |||
Раздел 3. Правовые основы природопользования | 6 | |||
Тема 3.1. Правила и нормы природопользования и экологической безопасности | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Правила и нормы природопользования и экологической безопасности. | 3 | ||
2 | Правила и нормы природопользования и экологической безопасности. | |||
Практическое занятие № 6 Анализ основных источников и масштабов образования отходов на энергетическом предприятии. | 2 | |||
Тема 3.2. Анализ основных источников и масштабов образования отходов на энергетическом предприятии | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 7 Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов. | 2 | |||
Контрольная работа. Зачет. | 2 | |||
Всего: | 46 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Экономика организации.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству студентов;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
-компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2019.
2. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2017.
3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2019.
4.Гальперин М. В. Экологические основы природопользования. – М.: ИД «ФОРУМ», 2019 г.
5. Хандогина Е. К. Экологические основы природопользования. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М.
Дополнительные источники:
1.Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2016.
2.Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 2017.
3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2016.
4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс, 2019.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | ||
-осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания; -определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса. | Умение пользоваться учебно-нормативной литературой, правильность и точность расчетов | Практическое занятие, Самостоятельная работа, Выполнение индивидуальных проектных заданий |
Знания: | ||
-правовые вопросы экологической безопасности; -об экологических принципах рационального природопользования; -задачи и цели природоохранных органов управления и надзора. | Умение пользоваться учебно-нормативной литера турой, | Выполнение индивидуальных проектных заданий Контрольная работа, практическое занятие, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...
Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования
программа УД Экологические основы природопользования по специальности 111402 "Обработка водных биоресурсов"...
Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальности 140448
Аннотация к рабочей программедисциплины «Экологические основы природопользования» Общая трудоемкость дисциплины 1 зачетная единицаОбщий объем 48 часов в том числе:− лекции...
Рабочая программа дисциплины "Экологические основы природопользования"
Данная рабочая программа предназначена для студентов СПО специальности "Компьютерные системы и комплексы"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: «Экологические основы природопользования» Для специальности: 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовый образовательный уровень
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. Товароведение и качество потребительских товаров, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины « Экологические основы природопользования» для специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».
Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии c примерно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины Экологические основы природопользования» для специальностей 160108 «Производство летательных аппаратов», 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230115 «Программирование в компьютерных сет
Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальностям 160108 «Производство летательных аппаратов»,230113 «Компьютерные системы и комплексы», ...