Экологические основы природопользования Программа
рабочая программа по экологии

Головина Екатерина Александровна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eop_teo_41_programma.doc125.68 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

2024 год

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Организация-разработчик: ГБПОУ НСО «НЭК»

Разработчик:

Головина Е. А.., преподаватель, высшая квалификационная категория

Рассмотрена и принята на заседании кафедры общеобразовательных  дисциплин

Протокол № ___ от __________ 2024 года


СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в цикл основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

- определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- правовые вопросы экологической безопасности;

- об экологических принципах рационального природопользования;

- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 - 07

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 4.1

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном.

виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

задачи охраны окружающей среды, природоресурсный  потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

основные источники и масштабы образования отходов производства;

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов,

методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

Планируемые личностные результаты (в соответствии с рабочей программой воспитания) освоения учебной дисциплины:

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны;

ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций;

ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих;

ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»;

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России;

ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях;

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности;

ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства;

ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях;

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой;

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры;

ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания;

ЛР 13 Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации;

ЛР 14 Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм;

ЛР 15 Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

14

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

0

в том числе:

   индивидуальные задания (расчетные работы -домашние)

   индивидуальные задания (рефераты)

   подготовка презентаций

Итоговая аттестация в форме зачета

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Экологические основы природопользования                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Анализ и прогноз  экологических  последствий различных видов производственной деятельности

26

Тема 1.1. Введение. Анализ  причин  возникновения экологических аварий и катастроф.

Содержание учебного материала

6

1

Введение. Причины  возникновения экологических аварий и катастроф.

2

2

Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный  потенциал и охраняемые природные территории РФ.

3

Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный  потенциал и охраняемые природные территории РФ.

Практическое занятие № 1

Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный  потенциал и охраняемые природные территории РФ.

2

Тема 1.2

Выбор  методов и  технологий  предупреждения экологических аварий и катастроф

Содержание учебного материала

6

1

Методы и  технологии  предупреждения экологических аварий и катастроф.

2

2

Проблема народонаселения. Пищевые ресурсы человечества.

3

Выбор  методов и  технологий  предупреждения экологических аварий и катастроф.

Практическое занятие № 2

Определение методов очистки сточных вод для конкретного объекта, участка по ремонту и наладке устройств электроснабжения

2

Тема 1.3

Оценка  состояния экологии окружающей среды на производственном объекте

Содержание учебного материала

2

1

Мониторинг окружающей среды. Виды мониторинга.

2

2

Основные источники и масштабы образования отходов производства.

2

3

Принципы и методы экологического контроля и экологического регулирования.

2

Практическое занятие № 3

Анализ экологической пригодности выпускаемой продукции.

2

Практическое занятие № 4

Оценка состояния экологии окружающей среды на производственном участке. Разработка методов мониторинга окружающей среды для объекта электроснабжения.

2

Раздел 2.

Охрана окружающей среды.

8

Тема 2.1.

Рациональное использование и охрана атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы.

Содержание учебного материала

6

3

1

Рациональное использование атмосферы.

2

Рациональное использование гидросферы.

3

Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.

Практическое занятие №5

Загрязнение окружающей среды в городе Новосибирске и НСО.

2

Раздел 3. Правовые основы природопользования

6

Тема 3.1.

Правила и нормы природопользования и экологической безопасности

Содержание учебного материала

4

1

Правила и нормы природопользования и экологической безопасности.

3

2

Правила и нормы природопользования и экологической безопасности.

Практическое занятие № 6

Анализ основных источников и масштабов образования отходов на энергетическом предприятии.

2

Тема 3.2.

Анализ основных источников и масштабов образования отходов на энергетическом предприятии

Содержание учебного материала

6

1

Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

2

2

Практическое занятие № 7

Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов.

2

Контрольная работа. Зачет.

2

Всего:

46

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Экономика организации.

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству студентов;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

-компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

1. Константинов В.М.  Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2019.

2. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2017.

3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2019.

4.Гальперин М. В. Экологические основы природопользования. – М.: ИД «ФОРУМ», 2019 г.

5. Хандогина Е. К. Экологические основы природопользования. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М.

Дополнительные источники:

1.Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2016.

2.Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 2017.

3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2016.

4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс, 2019.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 -осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

-определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса.

Умение пользоваться учебно-нормативной литературой, правильность и точность расчетов

Практическое занятие,

Самостоятельная работа,

Выполнение индивидуальных проектных заданий

Знания:

  -правовые вопросы экологической безопасности;

-об экологических принципах рационального природопользования;

-задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

Умение пользоваться учебно-нормативной литера турой,

Выполнение индивидуальных проектных заданий

Контрольная работа, практическое занятие, самостоятельная работа,

выполнение индивидуальных проектных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...

Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования

программа УД Экологические основы природопользования по специальности 111402 "Обработка водных биоресурсов"...

Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальности 140448

Аннотация к рабочей программедисциплины «Экологические основы природопользования» Общая трудоемкость дисциплины  1  зачетная единицаОбщий объем 48 часов   в том числе:− лекции...

Рабочая программа дисциплины "Экологические основы природопользования"

Данная рабочая программа предназначена для студентов СПО специальности "Компьютерные системы и комплексы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: «Экологические основы природопользования» Для специальности: 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовый образовательный уровень

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. Товароведение и качество потребительских товаров, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины « Экологические основы природопользования» для специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».

Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии c примерно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины Экологические основы природопользования» для специальностей 160108 «Производство летательных аппаратов», 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230115 «Программирование в компьютерных сет

Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальностям 160108 «Производство летательных аппаратов»,230113 «Компьютерные системы и комплексы», ...