«Я, мы и природа» - Цикл занятий - ОСЕНЬ
учебно-методический материал по экологии
Природа сопровождает нас всю жизнь: встречает при рождении, утешает в старости, радует на праздниках и в памятные даты. И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью, без ее красоты беднее становится наша жизнь. Когда люди устают от суеты и будничности, от унылого однообразия, они выбираются на природу, где их настроение лечат деревья, птицы, цветы. Природа открывает перед человеком возможность познания прекрасного, ощущения полноты жизни. С природой очень тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознается всеми единодушно – красота природы.
Практика работы с детьми показывает, что их привлекают, радуют занятия, связанные с жизнью природы, миром ее настроений, всевозможных тайн и загадок.
При изучении предполагаемого разнообразного материала у детей должно формироваться эстетическое отношение к действительности, понимание красоты и неповторимости природных явлений. Поэтому занятия мы начинаем именно с эмоционального отношения ребенка к картинам природы с последующим творческим самовыражением. Это помогает формировать не только эстетические эмоции, но и нравственные убеждения.
Предполагается формирование у детей ощущения своей принадлежности к Земле, связи с важнейшими началами жизни (вода, огонь, воздух, солнце), что благотворно воздействует на эмоциональное самочувствие ребенка. Занятия направлены на то, чтобы научить ребенка видеть взаимозависимость человека и природы, их силу и слабость, научить бережно относиться к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_osen.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я, мы и природа» - ОСЕНЬ
Красавица осень разбрызгала краски:
Небесная просинь, как будто из сказки.
Лиловая липа и пламень осины,
Прощальные клики семьи журавлиной…
Природа сопровождает нас всю жизнь: встречает при рождении, утешает в старости, радует на праздниках и в памятные даты. И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью, без ее красоты беднее становится наша жизнь. Когда люди устают от суеты и будничности, от унылого однообразия, они выбираются на природу, где их настроение лечат деревья, птицы, цветы. Природа открывает перед человеком возможность познания прекрасного, ощущения полноты жизни. С природой очень тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознается всеми единодушно – красота природы.
Практика работы с детьми показывает, что их привлекают, радуют занятия, связанные с жизнью природы, миром ее настроений, всевозможных тайн и загадок.
При изучении предполагаемого разнообразного материала у детей должно формироваться эстетическое отношение к действительности, понимание красоты и неповторимости природных явлений. Поэтому занятия мы начинаем именно с эмоционального отношения ребенка к картинам природы с последующим творческим самовыражением. Это помогает формировать не только эстетические эмоции, но и нравственные убеждения.
Предполагается формирование у детей ощущения своей принадлежности к Земле, связи с важнейшими началами жизни (вода, огонь, воздух, солнце), что благотворно воздействует на эмоциональное самочувствие ребенка. Занятия направлены на то, чтобы научить ребенка видеть взаимозависимость человека и природы, их силу и слабость, научить бережно относиться к природе.
Конспект занятия
« В нашем парке ранней осенью»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы
хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Ф.Тютчев)
Цели: развитие эстетического восприятия природы, предоставление возможностей для творческого самовыражения, вкусов и предпочтений детей в оценке колористики, гармонии, разнообразия растений природного окружения; формирование представлений о разноцветии и формах еще обильно цветущих в эту пору осени растений; формирование эстетического отношения к природе, понимания ее красоты и неповторимости.
Задачи:
- Уточнение и расширение словаря по теме «Осень».
- Формирование представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
- Активизация речевой деятельности детей;
- Группировка растений по цветовым различиям, создание образных представлений у детей.
Форма: групповое занятие (2 педагога+дети)
Возраст: начальная школа 1-3 класс
Место проведения: Удельный парк
Продолжительность занятия: 40 минут.
Оснащение занятия: ведра, корзинки для сбора природного материала; текст «Осенней сказки»; приметы и пословицы о ранней осени.
Предварительная работа: прогулки по осеннему парку; наблюдения за осенними изменениями в природе; разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья» и подвижного упражнения «Дождик»; подбор загадок, пословиц, поговорок о ранней осени.
Ход занятия:
- Вступительное слово педагога.
- Сбор природного материала (в процессе сбора беседа об изменениях в природе, цитирование примет и пословиц о ранней осени).
- Эмоциональная разминка.
- Чтение по ролям педагогами Осенней сказки.
- Педагог предлагает детям кратко поделиться своими мыслями и чувствами от прослушанного, наблюдая за их эмоциональными проявлениями.
- Заключительная часть:
- Выводы
- Благодарность педагогов за активную работу на занятии.
Конспект занятия
«Вглядись в этот мир»
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
(Н.Заболоцкий)
Один рисунок стоит тысячи слов.
(Восточная мудрость)
Цели: содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников; раскрыть богатейшие возможности изобразительного искусства; научиться понимать произведения искусства; воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному; приобщать к вечным ценностям; способствовать личностному росту и оздоровлению психики.
Задачи:
- Познакомить детей с осенними пейзажами в работах русских художников.
- Формировать и развивать внутренний эмоциональный мир ребенка.
- Формировать умение правильно видеть, воспринимать окружающий мир.
- Формирование личности ребенка через творчество.
- Способствовать умению выражать свои эмоции и чувства.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие эмоциональной речевой активности.
Форма: групповое занятие (педагог+дети)
Возраст: начальная школа 1-3 класс
Место проведения: эстетический центр Детского дома
Продолжительность занятия: 40 минут.
Оснащение занятия: альбом «Русский музей» (пейзаж в русской живописи из собраний Русского музея), СПб, 2008г.; стихи об осени русских поэтов; музыкальное сопровождение («Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, мелодия песни «Отговорила роща золотая…») .
Предварительная работа: посещение Русского музея, Музея этнографии, Эрмитажа; поездка в музей-заповедник «Пенаты» (в рамках знакомства с русскими художниками); подбор и чтение наизусть стихов русских поэтов об осени.
Ход занятия:
- Вступительное слово педагога.
- Конкурс стихов об осени.
- Эмоциональная разминка.
- Знакомство с картинами русских художников об осени (И.И.Левитан, «Долина реки. Осень», Ф.А.Васильев, «Болото в лесу»).
- Эмоциональный отклик детей от просмотренного и услышанного (обсуждение и сравнение картин).
- Заключение:
- Выводы
- Благодарность педагога за работу на занятии.
Конспект занятия
«Монотипия из красок осенней природы -
ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цели: развивать знания детей о разных художественных техниках, творческую фантазию; развивать образность мысли от объекта природы к художественному объекту.
Задачи: научит самостоятельно, используя технику монотипии сделать художественную работу – создать образ природы в красках осени.
Оснащение занятия: краски, бумага, музыкальное сопровождение занятия – Вивальди «Времена года».
Ход занятия:
- Вступительное слово.
Педагог знакомит детей с техникой монотипии по книге Арины Даур «Монотипия», рассказывает о волшебных цветовых пятнах, которые художница превращала в образы, навеянные реальностью и сказками. В основе этой техники – красочное пятно, таинственным образом возникающее между двумя листами бумаги в ладонях художницы. Рожденная пара отпечатков дарит возможность для дальнейшего создания образа. Здесь уже нужно фантазировать и немного дорисовывать детали, чтобы получился знакомый и красивый образ.
- Практическое задание.
Педагог предлагает детям использовать краски осени, чтобы запечатлеть на бумаге осеннее настроение: все оттенки желтого, багряный, коричнево-охристый, зеленый – тускловатые, спокойные; молочно-голубой - цвет осеннего неба.
Дети наносят на бумагу цветовые пятна и ,накрыв другим листом бумаги делают оттиск. Дорисовывают детали, получают знакомые осенние пейзажи.
- Итог занятия.
В конце занятия все работы располагаются на столе, рассматриваются и оцениваются ребятами и педагогом. Дети дают названия работам своим и своих товарищей, что способствует развитию творческого воображения и речевого творчества.
Конспект занятия
«Путешествие в страну цвета. Желтый цвет – желтые истории».
Самовыражение в цвете.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Осень золотая, кто тебе не рад!
Весело играя, встретим листопад…
Цели: развивать знания детей о цвете и способность тонко чувствовать цвет; расширять представление о желтом цвете, уметь правильно описывать его характеристики; обогащение словарного запаса: подбор наиболее точных характеристик, глаголов, прилагательных; углублять представление о фруктовых и овощных культурах; развивать обобщающую мыслительную деятельность.
Задачи:
- Научить самостоятельно использовать знания о свойствах цвета в творчестве и в жизни.
- Формирование представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
- Фиксировать внимание детей на выделение существенных опознавательных признаков разных периодов осени.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Оснащение занятия: овощи и фрукты желтого цвета, желтые листья разных деревьев, свечи, краски, бумага.
Место проведения занятия: эстетический центр Детского дома.
Ход занятия:
- Вступительное слово.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом,
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит осень – не весна.
Приглашение в страну цвета. Знакомство с желтым цветом. Пригласительный билет (лист из бумаги желтого цвета).
Педагог предлагает путешествие в страну и просит назвать желтые овощи, желтые фрукты, желтые цветы, желтых животных, насекомых; все желтое, что запомнилось в этом стихотворении.)
- Упражнения – исследования свойств желтого цвета
Упражнение 1. Ощущение цвета.
Педагог предлагает рассмотреть предметы желтого цвета и ответить на вопросы:
-Чем нравится(или не нравится) желтый цвет?
-Желтый цвет вам кажется теплым или холодным?
-Радостным или грустным? Подвижным или спокойным? Мягким или твердым?
Пояснения педагога в ходе беседы: Желтый цвет называют застывшим солнечным светом. Желтый цвет помогает нам, когда мы плохо себя чувствуем, болеем или когда у нас грустное настроение. Желтый помогает преодолеть уныние, дарит радость, вселяет новые силы. Кроме того, желтый цвет помогает нам хорошо думать, правильно говорить и быть внимательными.
Упражнение 2. Огонек.
Огонь часто называют «маленьким солнышком».
Педагог зажигает желтую свечу, и дети смотрят на пламя свечи: желтое тепло, дарящее радость маленькое солнышко. Дети рассказывают о своих ощущениях.
Упражнение 3. Осень.
-Знаете ли вы, какое время года можно назвать желтым?
-Какое? Почему?
Педагог предлагает почитать стихи об осени.
Упражнение 4. Что такое листопад?
Цель: самовыражение в цвете.
Педагог приглашает на бал осенних листьев. Дети рисуют на бумаге листья в танце. К желтому цвету добавляют красный, зеленый, коричневый, синий. Рассказывают о новых цветах, которые получились на основе желтого.
Складывают альбомный лист в открытку, которую можно подарить друзьям или родным.
3.Итог занятия.
Педагог сообщает, что «желтое» занятие подошло к концу.
-Понравилось ли вам заниматься в «желтой» стране?
-Какое упражнение понравилось больше всего?
- Что показалось трудным?
-Вы запомнили, что означает желтый цвет?
Пояснения детей: Желтый – это цвет радости и тепла. Он вселяет в нас
новые силы, помогает преодолеть грусть и печаль.
Педагог: Осенний сюрприз: Дынное лакомство. (Желтая дыня)
Конспект занятия
«Яркие осенние краски. Дары осени. Осенние заготовки».
Цели: развивать знания детей о красоте природы, о дарах осени; умение видеть красивое в природе и в жизни: пробуждать чувство удовольствия и радости от совместной и успешно завершенной работы;
Задачи:
- Научить детей самостоятельно подготовить необходимые для приготовления варенья фрукты и ягоды.
- Дать представление о последовательности приготовления варенья.
- Формирование представления о плодах и овощах сада и огорода, которые люди выращивают для хозяйственных целей.
- Приобретение практических навыков способствующих социальной адаптации воспитанников.
Оснащение занятия: красные яблоки, осенние листья, букет из веток и листьев, грибы, ягоды клюквы, желуди, каштаны, тыквы. (Композиция оформлена на столе.)
Место проведения занятия: эстетический центр Детского дома.
Ход занятия:
- Вступительное слово.
Педагог предлагает детям полюбоваться картиной из даров осени, потрогать, ощутить запах, вспомнить, как называется пора осени, богатая красками и дарами.
- Практическое задание. Варенье из яблок и клюквы.
Дети подготавливают яблоки и клюкву: моют, режут. Под руководством педагога варят сироп и опускают резаные яблоки и ягоды клюквы в сироп. Варенье варится 20 минут на малом огне.
- Итоги занятия.
Дети оформляют стол к чаю, украшая его яркими салфетками и свечами. За чаепитием обмениваются своими впечатлениями от занятия, оценивают вкусовые качества приготовленного варенья, вспоминают волшебницу осень, подарившую возможность радостной дружной встречи, хорошего, доброго настроения.
Конспект занятия
«ОСЕННИЙ БАЛ»
Цели: формирование творческой личности; создание душевного и психологического комфорта; создание и введение детей в ситуацию успеха.
Задачи:
- Совместными действиями, играми, формировать эмоциональную отзывчивость и защищенность.
- Формировать потребность в эмоциональном отклике.
- Дать возможность детям показать знания об осени и творчески проявить себя.
Место проведения: музыкальный зал дошкольного корпуса.
Форма проведения: групповое занятие – осенний бал (дети+взрослые+гости).
Возраст: начальная школа.
Оснащение занятия: природные материалы, творческие работы детей из природного материала, рисунки, плакаты, поделки; музыкальное сопровождение; оборудование для проведения конкурсов.
Ход занятия:
«Чарует осени круженье».
Ведущий: Приглашает детей в зал.(Вход по пригласительным билетам)
Наш зал такой нарядный неслучайно, он сегодня в праздничном
убранстве. А вы можете определить, на какой праздник мы вас
сегодня пригласили? А по каким приметам вы поняли, что это
праздник осени?
Ребята, осень приготовила для нас сегодня много сюрпризов.
Позвольте мне пригласить Хозяйку праздника.
Пока входят девушки-Осень, ведущий говорит:
Шурша осенним листопадом,
Заходит осень в каждый дом,
Деревьям золотит наряды,
Тропинки моросит дождем.
Танец Осени ( Лилия Геннадьевна, Раиса Викторовна, Екатерина
Геннадьевна)
Ведущий: Поет душа - танцует Осень,
Кружа листочки на ветру…
На что ж похожи листья? Просим,
Поведай залу моему.
Эмоциональная разминка
На мою ладошку лист похож у клена,
Осенью оранжевый, летом – он зеленый.
Словно перышки – листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой
У осины листья, как монеты.
У каштана, словно опахала.
Было листьев очень много летом,
Осенью их очень мало стало.
Ведущий: «Очень мало листьев стало» - это одна из примет осени.
А вот какие приметы осени заметил поэт:
Тихая мелодия с грустинкой,
Листьев позолота, неба просинь,
Воздух шевельнулся паутинкой –
Это осень, колдовская осень.
«Колдовская осень»… Это удивительное время года вдохновляет
многих поэтов. Я уверена, вы немало знаете стихов об осени.
С удовольствием готовы слушать вас.
Стихи об осени.
Ведущий: Об осени слагают не только стихи, очень много об этом времени
года существует пословиц и поговорок, народных примет.
А какие пословицы, поговорки, приметы знаете вы?
Дети называют пословица и поговорки.
Ведущий: Ребята, наш зал не был бы так наряден, если бы его не
украшали ваши работы.
Предлагаю конкурс на лучшее название газеты. А оценивать
будет сама осень. Кстати, ребята, а почему у нас Осень в трех
лицах представлена?(Разная осенняя пора: ранняя, золотая,
поздняя)
Вот они то и будут строгими судьями.
Газеты
Ведущий: Осенью нередко идут дожди, огромные лужи мешают спокойно
идти. Вы не раз наблюдали такую картину, когда пешеход
старался обойти или перепрыгнуть лужу.
А какая осенняя пора богата дождями и лужами?
(- Поздняя!
-И золотой осень бывают лужи…)
Конкурс «перейти лужу» проводит Осень
Ведущий: Наливные, золотые
Всюду яблочки лежат…
Угостите фруктом друга.
Только…завяжи глаза.
Конкурс:Накорми друг друга яблоками с завязанными глазами.
Ведущий: Осень не только радует нас своими щедрыми дарами, она может
сердиться, пугать завыванием ветра, хлестать холодными дождями.
Но нам ли бояться капризов осени? Я предлагаю вам вот такой
конкурс… (Смешарики). Посмотрим, кто быстрее справится.
А какой «оркестр» сейчас зазвучит!
Ведущий: Осень – пора сбора урожая. Промедлить никак нельзя, можно
остаться без запасов на зиму. А кто же у нас самый трудо-
любивый, ловкий, быстрый? Кто не даст урожаю погибнуть?
Кто быстрее соберет яблоки в корзину?
Конкурс «Собери урожай».
Ведущий: К осени вырастает и репка. Большая-предольшая! Вот вам еще
Один конкурс: вытянуть репку.
Конкурс «Репка»
Ведущий: Осенние загадки.
Ведущий: Музыка осени… У каждой осенней поры она своя, особая,
неповторимая. Есть своя музыка у Ранней Осени(подхожу к Л.Г.),
По иному звучит музыка Золотой Осени, свои напевы и у Осени
Поздней.
Вы сейчас внимательно послушаете музыкальные фрагменты и
подумаете, какой осенней поре они соответствуют. Но и это еще
все. Ведь вы же – листики! А в какую осеннюю пору вы будете
кружиться в вальсе листопада?
Сейчас снова зазвучит музыка.(Музыкальные фрагменты звучат
поочередно). Узнай музыку своей Осени.
Подойди к ней и закружись в танце.
Музыка осени. (Указать музыкальные фрагменты)
Ведущий: Чтобы порадовать Осень, я хочу пригасить ансамбль, который
называется «Осенний урожай». Вы только посмотрите, на чем
играют музыканты. (маракасы в виде фруктов и овощей)
«Лесной олень»
Ведущий: Осенний шепот желтых листьев
И шелест грустного дождя…
Плоды и винограда кисти
Нам дарит Осень, уходя.
Осень вносит дары природы.
… НО ТАМ, ГДЕ КАЖДЫЙ ШОРОХ ЧТО-ТО ЗНАЧИТ,
ВСЕ УСЛЫХАТЬ И РАЗГАДАТЬ СУМЕЙ.
ОТ НАС ПРИРОДА ТАЙН СВОИХ НЕ ПРЯЧЕТ,
НО УЧИТ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ К НЕЙ!
Н. Рыленков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.
Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, ...
Занятие «Путешествие по стране «Хорео - Графия»» из цикла занятий по истории хореографического искусства (программа «Мир танца»).
Занятие построено в форме путешествия с использованием ИКТ. Применение указанных технологий в дополнительном образовании существенно облегчает процесс преподавания учебного ма...
занятие для выпускников ДОУ "Сказка о пропавшей улыбке" в рамках цикла занятий "Школа будущего первоклассника"
занятие со школьным психологом...
Дьяченко Г.И. Поварова И.Ф. Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Цикл занятий "Собаки"
Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися коррекционных образовательных учреждений VII и VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...
внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"
внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...
Методическая разработка занятия "Осенние изменения в природе"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....
Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...