Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Сокровища лесного царства"
рабочая программа по экологии
АДООП «Сокровища лесного царства» реализовывается в группах детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа предусматривает работу с детьми по развитию художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adoop_sokrovishcha_lesnogo_tsarstva.doc | 441 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сокровища лесного царства» разработана на основании:
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р;
– Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 5 сентября 2019 года).
– Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной приказом Минпросвещения России от 3.09.2019 г. №467;
– Письма Минпросвещения России 01.08.2019 № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»;
– Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
– Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(утвержден приказом МОиН РФ от 19. 12. 2014 № 1599).
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года №41;
- Устава МОУ «С(К)ОШ №15» города Магнитогорска.
Направленность программы
АДООП «Сокровища лесного царства» реализовывается в группах детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа предусматривает работу с детьми по развитию художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
АДООП «Сокровища лесного царства» вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки.
Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов и др. материалов - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Актуальность программы
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок с интеллектуальными нарушениями вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью программы является то, что она дает не только возможность стимулировать развития познавательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями, но и дает возможность им социально и культурно самовыражаться. АДООП позволит реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку с интеллектуальными нарушениями, обеспечить общение детей с друзьями или преподавателем, обучение поможет раскрыть творческий потенциал этих детей, будет способствовать их успешной социализации, улучшит качество жизни.
Адресат программы
АДООП «Сокровища лесного царства» предназначена для детей с интеллектуальными нарушениями 14-18 лет.
Объем и срок реализации программы
Срок освоения программы – 1 года. Продолжительность образовательного процесса – 34 календарные недели.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительность 1 час
Уровень программы ознакомительная
Форма обучения очная
Особенности организации образовательного процесса
Программа кружка реализуется с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Состав группы постоянный, разновозрастный. Наполняемость групп — не менее 15 человек.
Формы организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная
Целью программы - развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе формирование у учащихся экологической культуры и педагогической поддержки его индивидуальности.
Задачи программы:
- развивать социальные и экологические знания школьников: формировать позитивные отношения школьников к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности, к природе родного края;
- развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
- создать систему содействия решению локальных и региональных экологических проблем путём включения в экологическую деятельность подрастающего поколения.
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
Учебный (тематический) план обучения (1 часа в неделю)
№ | Наименование и содержание темы | Количество часов | формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | |
2 | «Волшебство природы» | 2 | 5 | 7 | Творческая работа |
3 | «Остров ненужных вещей» работа с бросовым материалом | 1 | 11 | 12 | Творческая работа |
4 | «Бумажный город» работа с бумагой. | 3 | 10 | 13 | Творческая работа |
5 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | выставка работ, участие в конкурсах |
| ИТОГО: | 8 | 26 | 34 |
Содержание программы
- Вводное занятие 1 час
- «Волшебство природы»7 часов
Теория
Сбор, обработка и хранение природных материалов.
Практика
Познавательно-игровая программа «На лесных тропинках». Аппликация «Золотая осень». Коллективная работа. Работа с ореховой скорлупой «Веселые жуки». Волшебство семени. Композиция из семян «Коллекция насекомых». Композиция из семян «Подводный мир».
- «Остров ненужных вещей» работа с бросовым материалом 12 часов
Теория
Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул
Практика
Познавательно-игровая программа «Зачем нам нужен мусор?» Изготовление кулона из пластмассовых упаковок-капсул. Фигурка из одноразовой посуды «Котик». Изготовление игольницы в виде божьей коровки из пенопласта. Цветы из пластиковой бутылки. Игрушки из пластиковых бутылок.
- «Бумажный город» работа с бумагой. 13 часов
Теория
Аппликации из мятой бумаги.
Практика
Познавательно-игровая программа «В мире Бумажной феи». Обрывные аппликации из бумаги. Конструирование из бумаги «Зверюшки». Работа в технике Кусудама « Лилии». Работа в технике Скрапбукинг « Обложки на документы». Модель «Вертушка»
- Итоговое занятие 1 час
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью педагога анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с педагогом учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебных пособий, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Предметные результаты освоения программы:
Обучающиеся научатся:
- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию;
- отбирать материал с учётом его свойств;
применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (иглы);
- экономно размечать материалы, по линейке и по шаблонам;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природный материал, бумага, текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Календарный учебный график
реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественной направленности «Сокровища лесного царства» на 2022-2023 учебный год
Календарный учебный график устанавливает конкретные календарные сроки реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Сокровища лесного царства» на 2022-2023 учебный год, определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебных недель, учебных часов, а также режим занятий.
Календарные сроки реализации адаптированной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Сокровища лесного царства» с учетом праздничных, выходных дней, каникул
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1.09.2022 | 31.05.2023 | 34 | 34 | 1 час в неделю |
Периоды и продолжительность каникул:
Осенние каникулы – 29.10.22 – 06.11.22
Зимние каникулы – 31.12.22 – 08.01.23
Весенние каникулы – 18.03.23 – 29.03.23
Летние каникулы - 01.06.23 – 31.08.23
Режим занятий
- расписание занятий утверждается директором школы и составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе обучающихся в ОО, и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:
- продолжительность занятий 45 минут, между занятиями необходимо устраивать перерыв длительностью 5 мин для отдыха детей и проветривания помещений.
- окончание занятий должно быть не позднее 17.00
- формой подведения итогов реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Сокровища лесного царства» является участие в тематических выставках, конкурсах различного уровня.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Материальное обеспечение предполагает наличие учебного кабинета для занятий с воспитанниками в количестве не менее 15 человек. Кабинет должен быть оборудован учебной доской и компьютером.
При проведение практических занятий внимание уделяется вопросам безопасности и сохранения здоровья воспитанников при работе с природными материалами и вспомогательными инструментами.
Качество освоения программы отслеживается по результатам участия в тематических выставках, конкурсах различного уровня.
Формы аттестации
Качество освоения программы отслеживается по результатам участия в тематических выставках, конкурсах различного уровня.
Оценочные материалы
Методы диагностики, применяемые в ходе реализации программы «Радуга творчества» следующие:
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование
- результаты участия в выставках и конкурсах;
Оценка детских работ происходит по следующим критериям:
- Раскрытие заданной темы, выполнение практического задания или упражнения;
- Использование теоретических знаний в практической работе;
- Культура работы с материалом;
- Оригинальность;
- Собственное отношение к работе (аккуратность выполнения и законченность работы).
Методический материал
Методы обучения
- Репродуктивный метод – используется при формировании теоретических и практических знаний, умений и навыков, где деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и др. заданий, обеспечивающих воспроизведение знаний, умений по образцу.
- Наглядные методы обучения используются для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам и когда содержание изучаемого материала может быть представлено в наглядном виде.
- Методы наблюдения – это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
- Практические методы – это такой вид деятельности учащегося, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий.
- Проблемно-поисковые методы – используются для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к поставленным задачам.
- Наглядные методы обучения – используются для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам, и когда содержание изучаемого материала может быть представлено в наглядном виде.
- Методы самостоятельной познавательной деятельности – используются для развития самостоятельности в учебной деятельности и когда материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно.
Формы организации образовательного процесса:
Основной формой организации образовательной деятельности по программе «Сокровища лесного царства» является – занятие. Все занятия делятся на теоретические и практические, но в ходе образовательного процесса теория и практика перекликаются друг с другом.
В учебном процессе используются такие типы занятий как:
- Изучение нового материала (лекция, беседа, занятие с использованием презентаций, видеофильма(ов) и др.)
- Занятия совершенствование знаний, умений и навыков (занятие самостоятельных, практических работ, занятие-экскурсия).
- Занятие обобщения и систематизации (самостоятельные и практические работы, беседы и др.)
- Занятия контрольные (зачетные практические работы).
- Нетрадиционные типы занятий (Занятие-игра, занятие-соревнование, занятие фантазирование, занятие КВН, занятие-турнир, занятие-путешествие, занятие-конкурс, викторина и др.)
Содержание занятия не ограничивается только информацией, которой владеют педагог и воспитанник. Оно включает в себя опыт, который приобретают учащиеся в процессе занятий.
В дополнение к систематическим занятиям кружковцы участвуют в различных конкрсах, выставках.
Специфика образовательной программы позволяет строить занятия с детьми, учитывая интересы, потребности и способности ребенка. Данная программа учитывает возрастные психоэмоциональные особенности детей и адаптирована к условиям работы с детьми имеющих умственные отклонения в развитии в легкой форме младшего школьного возраста.
Главным условием является построение процесса обучения с дидактическими принципами педагогики:
- принцип приоритета личностного развития подразумевает процесс обучения не как самоцель, а как средство развития личности,
- дифференциации образовательного процесса – отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей,
- систематичность образовательного процесса требует не переходить к новому учебному материалу пока не усвоен и не закреплен предыдущий,
- принцип наглядности имеет важное место в системе занятий. От того как произойдет восприятие темы, так и будут формироваться навыки и умения детей,
- последовательность образовательного процесса заключается в том, чтобы знания полученные на предыдущих занятиях, углублялись и расширялись на последующих,
- принцип природосообразности образовательного процесса подразумевает учет половозрастных и психических особенностей детей.
Формы работы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,
- Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации программы:
- Личностно – ориентированные – ставят в центр образовательной системы личность ребенка, предусматривают обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов;
- Технологии сотрудничества – реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цели, определяют содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества;
- Игровые технологии – учащиеся воссоздают и усваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игровой деятельности;
- Технология продуктивно-творческой деятельности (Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, С.Л. Долгушин). Основную идею данной технологии можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, ЧТО САМ ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ». Данная технология направлена на формирование личности ученика как активного субъекта художественной культуры. Алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке: Чувства – Мысли - Действия.
Дидактические материалы
- Конспекты занятий, методические разработки мероприятий
- Видеоматериалы, фото материалы, наглядные пособия.
- Таблицы, схемы и др. раздаточный материал к различным темам.
- Контрольные задания к каждому из блоков образовательной программы и экзаменационные билеты ко всему курсу обучения.
Список литературы
1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт), №1,6-2003.
2. Выгонов В. В. «Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки. – М.: Первое сентября. 2003.
3. Гукасова А. Внеклассная работа по труду. – М.: Просвещение, 1981.
4. Гулянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.
5. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» (№9, 1998)
6. Ежемесячный научно-методический журнал «Школа и производство» (№03, 2004)
7. Ежемесячный научно-методический журнал «Школа и производство» (Народное образование, №№ 5,6 ,1995, №7, 1997. №5-2002).
8. Конышева Н. М. Чудесная мастерская. Уч. Пособие по художественному труду. Linka-Press, 1996.
11. Программы. Техническое творчество учащихся. – М: «Просвещение» 1995.
13. Чернышев И. «Основы художественного ремесла»
14. Щеблыкин И. К., Романина В. П., Катакова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. М., «Просвещение», 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лесной патруль" (при скачивании полная версия с титульным листом)
Воспитание у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»
АДООП «Волшебная нить» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с уч...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист»
Образовательная программа «Юный турист», является адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности и предназначена д...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Актуальность Программы состоит в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Силачи»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Силачи», предназначена для занятий с совершеннолетними воспитанниками с тяжелыми множественными нарушениями разв...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Настольный теннис»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Настольный теннис»...