АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
рабочая программа по экологии
Актуальность Программы состоит в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. В развивающей системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стало играть дополнительное образование. Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.
Отличительные особенности.
Образовательный процесс по программе имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей обучающихся, на создании ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskaya_mozaika_.docx | 51.49 КБ |
Предварительный просмотр:
‘Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат»
(ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ»)
ПРИНЯТО: педагогическим советом Протокол от 03.06.2021 № 10 | УТВЕРЖДЕНО: приказом от 10.06.2021 №126 Директор:___________/Л.В.Шкедова/ |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Срок реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 13-16лет
Автор - составитель: учитель
Скворцова Татьяна Александровна
Содержание
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
2. Учебный план
2.1. Организация текущего контроля и промежуточной аттестации……..........5
3. Календарный учебный график
3.1. Периоды образовательной деятельности…………………………………....5
4. Рабочие программы
4.1. Рабочая программа модуля «Наедине с природой»………………………..6
4.2. Рабочая программа модуля «Антропогенное влияние на природу»………………………………………………………...…………............8
5. Методические материалы……………………………………………….......11
6. Оценочные материалы……………………………………………………....15
7. Организационно – педагогические условия реализации программы…15
8. Список литературы…………………………………………………………..16
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат» «Экологическая мозаика» (возраст обучающихся 13-16 лет) (далее–Программа) разработана на основе действующего законодательства, в том числе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-«ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказа Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Одной из ведущих задач экологического образования обучающихся в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения - двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы родного края.
Направленность Программы - туристко-краеведческая.
Новизна программы
Каждое занятие реализуемой программы имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной экологической проблемы. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления об экологической ситуации на планете. Работа в объединении построена таким образом, что представляет возможность обучающимся тренировать различные виды своих способностей. Обучающийся становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Актуальность Программы состоит в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. В развивающей системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стало играть дополнительное образование. Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.
Отличительные особенности.
Образовательный процесс по программе имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей обучающихся, на создании ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога.
Программой предусмотрено включение ребенка в социально-значимую творческую деятельность с целью развития экологических знаний.
Значительная часть работы по программе предусматривает деятельность в группах, что формирует навыки работы в коллективе, коммуникативные способности обучающихся. чувство долга, ответственности за природные богатства родного края.
Содержанием программы предусмотрено формирование и патриотических чувств учащихся, через изучение природы родного края.
Цель программы:
создание условий для формирования ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе и природе родного края.
Задачи:
Образовательные
- формировать знания о единстве природы, закономерностях природных явлений, о взаимодействии природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения; развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды;
- использовать возможности проектной теологии для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся;
- формировать исследовательские навыки;
- научить ребенка умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения;
- обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.
Развивающие
- способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, на поставленный вопрос;
- развивать способности к причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;
- развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
- развивать нравственные и эстетические чувства;
- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;
Воспитательные
- воспитывать экологически направленных ценностных ориентаций личности, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;
- совершенствовать способность к самообразованию;
- формировать стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды;
- способствовать развитию духовной потребности в общении с природой;
- проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды своей местности.
Формыпроведениязанятий:беседы,практическиеработы,творческиеработы,выставки.
Вовремяработыпроводятсяоздоровительныеминутки:упражнениядляглаз,дляосанки,упражнения для кисти рук.
Режим занятий
Занятия проводятся во внеурочное время. Длительность занятия-40 минут.
2. Учебный план
№ | Название модуля | 1 год | 2 год | ||||
теория | практика | формы аттестации | теория | практика | формы аттестации | ||
1 | Наедине с природой | 8,5 | 27,5 | Творческая работа | - | - | - |
2 | Антропогенное влияние на природу | - | - | - | 12,5 | 23,5 | Тестирование |
Всего часов | 36 | 36 |
2.1.Организация текущего контроля и промежуточной аттестации.
2.2.1.Текущий контроль осуществляется по итогам освоения курсов программы в форме творческих работ.
2.2.2. Промежуточная аттестация (первый год обучения, модуль «Наедине с природой») проводится с 23.05.2022 по 27.05.2022 в форме творческой работы в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по адаптированным дополнительным общеразвивающим программам дополнительного образования в Государственном казенном общеобразовательном учреждении «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат».
2.2.3.Промежуточная аттестация (второй год обучения, модуль «Антропогенное влияние на природу») проводится с 23.05.2023 по 27.05.2023 в форме тестирования, в соответствии Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по адаптированным дополнительным общеразвивающим программам дополнительного образования в Государственном казенном общеобразовательном учреждении «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат».
3.Календарный учебный график.
Модуль «Наедине с природой» (первый год обучения):
Дата начала обучения -01.09.2021.
Дата окончания обучения -31.05.2022
Модуль «Антропогенное влияние на природу» (второй год обучения):
Дата начала обучения -01.09.2022.
Дата окончания обучения -31.05.2023.
3.1. Периоды образовательной деятельности
1 четверть | 9 недель | 9 часов |
2 четверть | 8 недель | 8 часов |
3 четверть | 10недель | 10 часов |
4 четверть | 9 недель | 9 часов |
Всего | 36 недель | 36 часов |
Каникулы:
-модуль «Наедине с природой» (первый год обучения): зимние каникулы с 31.12.2021 по 16.01. 2022 (2 недели), летние - 01.06.202 по 31.08 2022 – 13 недель.
-модуль «Антропогенное влияние на природу» (второй год обучения): зимние каникулы с 31.12.2022 по 15.01. 2023 (2 недели), летние -01.06.2023 по 31.08 2023 – 13 недель.
- Рабочие программы
4.1. Рабочая программа модуля «Наедине с природой» (первый год обучения)
Теория: Содержание работы на предстоящий год обучения. Техника безопасности при работе в кабинете. Понятие – экология, как наука, основатель Эрнст Геккель. Экология – наука о доме. Наш дом родной. Тайна происхождения жизни. Живое и неживое в природе. Природа- источник красоты и гармонии. Изучение экологического календаря. Основные экологические праздники.
Теория: Что такое сезонные изменения? Жизнь в лесу. Типы лесов. Растения, формирующие лес. Правила сбора природного материала.
Практика: Сбор природного материала для поделок из природного материала: листья, шишки, плоды. Сбор плодов и семян для подкормки зимующих птиц. Оформление гербария.
Теория: Экскурсия в лес. Основные породы хвойных и лиственных деревьев. Сезонные изменения в лесу. Отличие основных пород деревьев по листьям.
Практика: Сбор листьев разной формы, величины и окраски. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Дидактическая игра-загадка «С какого дерева лист»
Теория: Поделки из природного материала. Природный материал, используемый для изготовления поделок. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Техника безопасности при проведении практических работ.
Практика: изготовление поделок из природных материалов. Оформление выставки поделок из природных материалов.
Теория: Викторина «Осенние посиделки».
Практика: Участие в викторине
Теория: Знакомство с произведениями современных писателей о природе.
Практика: Чтение рассказов о природе.
Теория: Знакомство с произведениями русских и современных художников о природе.
Практика: Конкурс рисунков «Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!».
Теория: Природа и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).
Практика: Игра «Продолжи пословицы и поговорки». Конкурс стихов о природе
Теория: Знакомство с произведениями русского народного творчества о природе. Сказки о лесе. Лесные обитатели – герои народных сказок, загадок, басен и пословиц.
Практика: Сочинение собственных экологических сказок, направленных на формирование экологической грамотности. Конкурс и презентация экологических сказок.
Теория: Народные приметы. Народные приметы, связанные с деревьями.
Практика: Экскурсия в дендросад на тему «Древесно-кустарниковая флора дендросада». Живая и неживая природа. Приспособление растений к совместному существованию.
Теория: Поделки из природного материала. Природный материал, используемый для изготовления поделок. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Техника безопасности при проведении практических работ.
Практика: Изготовление поделок из природных материалов «Животный и растительный мир в русских народных сказках». Оформление выставки поделок из природных материалов.
Теория: Викторина «Животные в русских народных сказках».
Практика: Участие в викторине
Промежуточная аттестация.
Выполнение творческой работы.
Планируемые результаты
- изучат основы экологической культуры;
- сформируется готовность и способность обучающихся к саморазвитию, творческого сотрудничества и коммуникативными качествами работы в группе;
- сформируется интерес к познанию мира природы и участию в природоохранной деятельности.
В результате обучения по данной программе ведущее место принадлежит личностным результатам (жизненным компетенциям).
Личностные результаты:
-развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего края;
-мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое решение: умению создавать собственные творческие композиции;
-развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии;
-развитие экологической грамотности, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы;
-формировать навыки безопасной работы при работе с инструментами;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
-понимание значения и ценности деятельности по охране природы;
-осознание своих достижений в области природоохранной деятельности; способность к самооценке;
-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по охране природы.
Предметные результаты:
В результате обучения по программе обучающийся должен знать:
- основные способы изучения природы;
- основные принципы и правила отношения к живой природе;
- основные нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе;
- способы проведения и оформления исследовательских и проектных работ;
- правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении практических работ;
- основные породы хвойных и лиственных деревьев нашего края;
- правила сбора природного материала;
- сезонные изменения в природе.
обучающийся должен уметь:
- проводить наблюдения в природе, фиксировать результаты наблюдений;
- уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- применять основные приемы изготовлений поделок из природного материала;
- последовательно вести работу (выбор материала, изготовление изделия; оценка выполненной работы);
- организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда;
- определять качество изделия;
- уметь защищать свои исследовательские и проектные работы;
- принимать участие в делах, приносящих пользу людям;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к живой и не живой природе;
- учиться убеждать других людей в необходимости сохранения растений и животных;
- отличать основные породы деревьев и кустарников по листьям;
- собирать природный материал для изготовления поделок и готовить его к работе.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
«Наедине с природой» | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Предмет экология. | 1 | 1 | |
2 | Изучение экологического календаря. | 1 | 1 | |
3 | Экскурсия в природу. Уникальный мир живой и неживой природы. Сбор природного материала и приготовление его к работе. | 2 | 2 | |
4 | Сбор плодов и семян для подкормки зимующих птиц. | 2 | 2 | |
5 | Сбор листьев разной формы, величины и окраски. Дидактическая игра-загадка «С какого дерева лист» | 2 | 1 | 1 |
6 | Оформление гербария из листьев разных деревьев и кустарников. | 4 | 4 | |
7 | «Золотая осень». Изготовление поделок из природного материала. | 4 | 0,5 | 3,5 |
8 | Осенние посиделки. Викторина. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Природа в творчестве современных писателей: В. Бианки, Е.Чарушин, К Паустовский. | 1 | 0,5 | 1,5 |
10 | Природа глазами художников | 1 | 1 | |
11 | Конкурс рисунков «Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!». | 2 | 2 | |
12 | Природа и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе). Игра «Продолжи пословицы и поговорки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Конкурс стихов о природе | 1 | 1 | |
14 | Сказки о лесе. Лесные обитатели – герои народных сказок, загадок, басен и пословиц. | 1 | 1 | |
15 | Конкурс и презентация экологических сказок. | 3 | 3 | |
16 | Народные приметы. Экскурсия в дендросад на тему «Древесно-кустарниковая флора дендросада». Народные приметы, связанные с деревьями. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Поделки из природного материала. Выполнение рисунков о природе и изделий из природных материалов «Животный и растительный мир в русских народных сказках». | 4 | 0,5 | 3,5 |
18 | Оформление выставки рисунков и поделок из природных материалов. | 1 | 1 | |
19 | Викторина «Животные в русских народных сказках». | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 8,5 | 27,5 |
4.2. Рабочая программа модуля «Антропогенное влияние на природу» (второй год обучения)
Теория: Содержание работы на предстоящий год обучения. Техника безопасности при работе в кабинете. Понятие – экология, как наука, основатель Эрнст Геккель. Экология – наука о доме. Наш дом родной. Тайна происхождения жизни. Живое и неживое в природе. Природа- источник красоты и гармонии. Изучение экологического календаря. Основные экологические праздники.
Теория: 10 глобальных экологических проблем: вырубка лесов, бытовые отходы, нефтяное загрязнение, радиоактивные отходы, изменение климата, наступление пустынь, загрязнение гидросферы, загрязнение атмосферы, уничтожение растений и животных, загрязнение почвы. Современные проблемы охраны природы.
Практика: Изучение экологических ситуаций. Создание экологического постера.
Теория: Понятие экосистемы. Экосистема, ее основные звенья. Правила экологической пирамиды. Компоненты природного биогеоценоза. Природные закономерности, взаимосвязи живых организмов в природе.
Практика: Описание и зарисовка компонентов природного биогеоценоза.
Теория: Энергоресурсы планеты. Альтернативные виды энергоресурсов. Экономия электроэнергии.
Практика: Конкурс рисунков по энергосбережению.
Теория: Человек и среда обитания. Взаимосвязь здоровья человека от качества среды обитания. Здоровый образ жизни. Вредные привычки.
Практика: Решение экологических задач. Составление пирамиды питания. Просмотр презентации «Лучше не пробуй» (о вреде никотина и алкоголя).
Теория: Водные ресурсы планеты. Значение воды для жизни на Земле. Влияние деятельности человека на качество воды в реках.
Практика: Отбор проб воды. Определение цвета и запаха воды в реке. Сравнение этих показателей с водой из артезианской скважины.
Теория: Трудовая деятельность человека и ее значение в жизни человека и общества. Влияние трудовой деятельности на экологическое состояние планеты.
Практика: Выращивание бархатцев в комнатных условиях.
Теория: Красная книга. Редкие виды растительного и животного мира. Заповедники и заказники Нижегородской области. Керженский заповедник. Красная книга Нижегородской области.
Практика: Изучение исчезающих видов растений и животных.
Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!».
Теория: комнатные растения. Лекарственные комнатные растения. Уход, выращивание и размножение комнатных растений. Влияние света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
Практика: Пересадка и перевалка комнатных растений.
Теория: Бытовые отходы. Виды бытовых отходов. Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Правила сбора бытовых отходов. Вторичная переработка мусора. Применение мусора.
Практика: Выполнение поделок из бытовых отходов. Оформление выставки поделок
Теория: Правила поведения в лесу: разжигание костра, уборка мусора, отношение к лесным обитателям.
Практика: Изучение правил поведения в лесу. Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника!». Изготовление экологического постера «Мы друзья природы».
Теория:Профессии, связанные с экологией. Кто работает экологом? Где живет лесник? Знакомство с обязанностями лесника, эколога на заводе и т д.
Практика: Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».
Промежуточная аттестация (1 час)
Тестирование.
Планируемые результаты
- овладеют основами экологической культуры;
- сформируется готовность и способность обучающихся к саморазвитию, творческого сотрудничества и коммуникативными качествами работы в группе;
- сформируется интерес к познанию мира природы и участию в природоохранной деятельности.
В результате обучения по данной программе ведущее место принадлежит личностным результатам (жизненным компетенциям).
Личностные результаты:
-развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего края;
-мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое решение: умению создавать собственные творческие композиции;
-развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии;
-развитие экологической грамотности, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы;
-формировать навыки безопасной работы при работе с инструментами;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
-понимание значения и ценности деятельности по охране природы;
-осознание своих достижений в области природоохранной деятельности; способность к самооценке;
-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по охране природы.
Предметные результаты:
В результате обучения по программе обучающийся должен знать:
- основные способы изучения природы;
- основные принципы и правила отношения к живой природе;
- основные нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе;
- способы проведения и оформления исследовательских и проектных работ;
- правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении практических работ;
- основные экологические проблемы, связанные с деятельностью человека;
- правила рационального использования энергоресурсов планеты;
- иметь представления о взаимосвязи здоровья человека от качества среды обитания;
- заповедники и заказники на территории Нижегородской области;
- виды растений и животных, занесенных в Красную книгу родного края;
- виды бытовых отходов и правила сбора бытовых отходов;
- правила поведения в лесу;
- названия профессий, связанные с экологией.
обучающийся должен уметь:
- проводить наблюдения в природе, проводить несложные опыты и фиксировать результаты наблюдений;
- уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- применять основные приемы изготовлений поделок из природного материала и вторичного сырья;
- последовательно вести работу (выбор материала, изготовление изделия; оценка выполненной работы);
- применять разные формы шаблонов;
- организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда;
- определять качество изделия;
- уметь защищать свои исследовательские и проектные работы;
- принимать участие в делах, приносящих пользу людям;
- самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;
- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
«Антропогенное влияние на природу» | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Предмет экология. | 1 | 1 | |
2 | Изучение экологического календаря. | 1 | 1 | |
3 | 10 глобальных экологических проблем. Изучение экологических ситуаций. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Современные проблемы охраны природы. Создание экологического постера. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Понятие экосистемы. Экосистема, ее основные звенья. Правила экологической пирамиды. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Азбука энергосбережения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Конкурс рисунков по энергосбережению. | 1 | 1 | |
8 | Человек и среда обитания. | 1 | 1 | |
9 | Качество окружающей среды и здоровье человека. Решение экологических задач | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Здоровое питание – залог здоровья. Составление пирамиды питания. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Экскурсия на берег реки Баковки. Отбор проб воды. Определение цвета и запаха воды в реке. | 2 | 0,5 | 1,5 |
12 | Бытовые отходы. Правила сортировки бытовых отходов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Применение мусора. Выполнение поделок из бытовых отходов. | 3 | 3 | |
14 | Оформление выставки поделок | 2 | 2 | |
15 | Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека и общества. | 1 | 1 | |
16 | Выращивание бархатцев в комнатных условиях. | 3 | 0,5 | 2,5 |
17 | Красная книга – красная, значит природа в опасности. | 1 | 1 | |
18 | Изучение исчезающих видов растений и животных Нижегородской области. | 1 | 1 | |
19 | Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!». | 4 | 0,5 | 3,5 |
20 | «Аптека на подоконнике». Комнатные лекарственные растения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Правила поведения в природе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Изготовление экологического постера «Мы друзья природы». | 3 | 0,5 | 2,5 |
23 | Профессия «Эколог» | 1 | 1 | |
24 | Экологическая игра «Поиск нарушителей природы». | 1 | 1 | |
25 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 12,5 | 23,5 |
- Методические материалы
Реализация программы «Экологическая мозаика» предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным и психофизическим возможностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, проектная.
Формы проведения занятий: ролевые и дидактические игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний, беседы, проекты, практические занятия.
Приемы и методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый, исследовательский; проблемный, игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии: личностно- ориентированные, дифференцированного обучения, проблемного обучения, технологии игровой деятельности, здоровьесберегающие.
Дидактические материалы: (раздаточные карточки с заданиями, упражнениями; картинки, иллюстрации, плакаты; бумага, ножницы, краски, клей, природный материал, бросовый материал).
6. Оценочные материалы
Для успешной реализации программы проводится систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Отслеживание результатов обучения ведётся с помощью критериев оценки качества знаний, умений и навыков. По результатам оценки качества знаний, умений и навыков каждый обучающийся набирает определенное количество баллов, что позволяет педагогу определить его уровень овладения материалом (высокий - в, средний - с, низкий - н).
Промежуточная аттестация проводится в форме творческой работы по модулю «Наедине с природой».
Уровни и градация оценки творческой работы
Высокий уровень (5б.) | Все задания выполнены правильно, самостоятельно. Все ответы расширенные. |
Средний уровень (3б) | Выполнено 4-3 задания, с незначительной помощью педагога. Ответы не расширенные. |
Низкий уровень (1б) | Выполнено 1-2 задания с ошибками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога |
Промежуточная аттестация проходит в форме теста по теоретическому материалу по модулю «Антропогенное влияние на природу».
Уровни и градация оценки теста.
Высокий уровень | получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;. |
Средний уровень | если верные ответы составляют 50 -80 % от общего количества; |
Низкий уровень | если верные ответы составляют ниже 50 % от общего количества вопросов; |
7.Организационно – педагогические условия реализации программы
Адресат программы: обучающиеся 7-8 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в возрасте 13 - 16 лет.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Формы организации занятий: групповая.
Формы обучения. Теоретический материал преподносится в виде беседы, презентаций, виртуальной экскурсии. Практические занятия проходят в форме практической работы.
Срок реализации Программы 2 года.
Материально-техническое обеспечение.
Техническое оснащение: кабинет естествознания, оборудован столами и стульями для обучающихся и педагога, шкафам для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Технические средства обучения: персональный компьютер, интерактивная панель, колонки.
Перечень дидактических материалов, необходимых для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала на занятиях: таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, буклеты, другой раздаточный материал. Кроме того, видеоролики, телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д. Тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, ролевых игр.
8.Список литературы
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998.
- Чижевский А.Е. Экология: Я познаю мир. - М.: Детская энциклопедия, 1997.
- Энциклопедия "Я познаю мир" (животные). - М.: ТКО "АСТ", 1996
- Энциклопедия "Я познаю мир" (растения). - М.: ТКО "АСТ",1996
- Иллюстративная энциклопедия школьника "Мир живой природы". - М.: "Росмэн", 1998.
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
- Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007
- Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. 1992.
- Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989
- Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"
Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....
«Зимние колядки» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"
В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси, с русским фольклором (колядки, песни).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танц...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»
АДООП «Волшебная нить» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с уч...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...