АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
рабочая программа по экологии

Скворцова Татьяна Александровна

Актуальность Программы состоит в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. В развивающей системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стало играть дополнительное образование. Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь  людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

Отличительные особенности.

Образовательный процесс по программе имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей обучающихся, на создании ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologicheskaya_mozaika_.docx51.49 КБ

Предварительный просмотр:

‘Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат»

(ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ»)

ПРИНЯТО:

педагогическим советом

Протокол от 03.06.2021 № 10

УТВЕРЖДЕНО:

приказом от 10.06.2021 №126

           Директор:___________/Л.В.Шкедова/

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Срок реализации: 2 года

Возраст обучающихся: 13-16лет

Автор - составитель: учитель

Скворцова Татьяна Александровна

Содержание

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

2. Учебный план

2.1. Организация текущего контроля и промежуточной аттестации……..........5

3. Календарный учебный график

3.1. Периоды образовательной деятельности…………………………………....5

4. Рабочие программы

4.1. Рабочая программа модуля «Наедине с природой»………………………..6

4.2. Рабочая программа модуля «Антропогенное влияние на природу»………………………………………………………...…………............8

5. Методические материалы……………………………………………….......11

6. Оценочные материалы……………………………………………………....15

7. Организационно – педагогические условия реализации программы…15

8. Список литературы…………………………………………………………..16

1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат» «Экологическая мозаика» (возраст обучающихся 13-16 лет) (далее–Программа) разработана на основе действующего законодательства, в том числе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-«ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказа Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Одной из ведущих задач экологического образования обучающихся в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения - двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы родного края.

Направленность Программы - туристко-краеведческая.

Новизна программы

Каждое занятие реализуемой программы имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной экологической проблемы. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления об экологической ситуации на планете. Работа в объединении построена таким образом, что представляет возможность обучающимся тренировать различные виды своих способностей. Обучающийся становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Актуальность Программы состоит в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. В развивающей системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стало играть дополнительное образование. Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь  людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

Отличительные особенности.

Образовательный процесс по программе имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей обучающихся, на создании ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога.

Программой предусмотрено включение ребенка в социально-значимую творческую деятельность с целью развития экологических знаний.

Значительная часть работы по программе предусматривает деятельность в группах, что формирует навыки работы в коллективе, коммуникативные способности обучающихся. чувство долга, ответственности за природные богатства родного края.

Содержанием программы предусмотрено формирование и патриотических чувств учащихся, через изучение природы родного края.

Цель программы:

создание условий для формирования ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе и природе родного края. 

Задачи:

Образовательные

  1. формировать знания о единстве природы, закономерностях природных явлений, о взаимодействии природы, общества, человека, об  экологических   проблемах и способах их разрешения; развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды;
  2. использовать возможности проектной теологии для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся;
  3. формировать исследовательские навыки;
  4. научить ребенка умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения;
  5. обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.

Развивающие

  1. способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, на поставленный вопрос;
  2. развивать способности к причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;
  3. развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
  4. развивать нравственные и эстетические чувства;
  5. способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;

Воспитательные

  1. воспитывать экологически направленных ценностных ориентаций личности, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;
  2. совершенствовать способность к самообразованию;
  3. формировать стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды;
  4. способствовать развитию духовной потребности в общении с природой;
  5. проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды своей местности.

Формыпроведениязанятий:беседы,практическиеработы,творческиеработы,выставки.

Вовремяработыпроводятсяоздоровительныеминутки:упражнениядляглаз,дляосанки,упражнения для кисти рук.

Режим занятий

Занятия проводятся во внеурочное время. Длительность занятия-40 минут.

             2. Учебный план

Название модуля

1 год

2 год

теория

практика

формы аттестации

теория

практика

формы аттестации

1

Наедине с природой

8,5

27,5

Творческая работа

-

-

-

2

Антропогенное влияние на природу

-

-

-

12,5

23,5

Тестирование

Всего часов

36

36

2.1.Организация текущего контроля и промежуточной аттестации.

2.2.1.Текущий контроль осуществляется по итогам освоения курсов программы в форме творческих работ.

2.2.2. Промежуточная аттестация (первый год обучения, модуль «Наедине с природой») проводится с 23.05.2022 по 27.05.2022 в форме творческой работы в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по адаптированным дополнительным общеразвивающим программам дополнительного образования в Государственном казенном общеобразовательном учреждении «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат».

2.2.3.Промежуточная аттестация (второй год обучения, модуль «Антропогенное влияние на природу») проводится с 23.05.2023 по 27.05.2023 в форме тестирования, в соответствии Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по адаптированным дополнительным общеразвивающим программам дополнительного образования в Государственном казенном общеобразовательном учреждении «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат».

3.Календарный учебный график.

Модуль «Наедине с природой» (первый год обучения):

Дата начала обучения -01.09.2021.

Дата окончания обучения -31.05.2022

Модуль «Антропогенное влияние на природу» (второй год обучения):

Дата начала обучения -01.09.2022.

Дата окончания обучения -31.05.2023.

3.1. Периоды образовательной деятельности

1 четверть

9 недель

9 часов

2 четверть

8 недель

8 часов

3 четверть

10недель

10 часов

4 четверть

9 недель

9 часов

Всего

36 недель

36 часов

Каникулы:

-модуль «Наедине с природой» (первый год обучения): зимние каникулы с 31.12.2021 по 16.01. 2022 (2 недели), летние - 01.06.202 по 31.08 2022 – 13 недель.

-модуль «Антропогенное влияние на природу» (второй год обучения): зимние каникулы с 31.12.2022 по 15.01. 2023 (2 недели), летние -01.06.2023 по 31.08 2023 – 13 недель.

  1. Рабочие программы

4.1. Рабочая программа модуля «Наедине с природой» (первый год обучения)

Теория: Содержание работы на предстоящий год обучения. Техника безопасности при работе в кабинете. Понятие – экология, как наука, основатель Эрнст Геккель. Экология – наука о доме. Наш дом родной. Тайна происхождения жизни. Живое и неживое в природе. Природа- источник красоты и гармонии. Изучение экологического календаря. Основные экологические праздники.

Теория: Что такое сезонные изменения? Жизнь в лесу. Типы лесов. Растения, формирующие лес. Правила сбора природного материала.

Практика: Сбор природного материала для поделок из природного материала: листья, шишки, плоды. Сбор плодов и семян для подкормки зимующих птиц. Оформление гербария.

Теория: Экскурсия в лес. Основные породы хвойных и лиственных деревьев. Сезонные изменения в лесу. Отличие основных пород деревьев по листьям.

Практика: Сбор листьев разной формы, величины и окраски. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Дидактическая игра-загадка «С какого дерева лист»

Теория:  Поделки из природного материала. Природный материал, используемый для изготовления поделок. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Техника безопасности при проведении практических работ.

Практика: изготовление поделок из природных материалов. Оформление выставки поделок из природных материалов.

Теория: Викторина «Осенние посиделки».

Практика: Участие в викторине

Теория: Знакомство с произведениями современных писателей о природе.

Практика: Чтение рассказов о природе.

Теория: Знакомство с произведениями русских и современных художников о природе.

Практика: Конкурс рисунков «Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!».

Теория: Природа и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).

Практика: Игра «Продолжи пословицы и поговорки». Конкурс стихов о природе

Теория: Знакомство с произведениями русского народного творчества о природе. Сказки о лесе. Лесные обитатели – герои народных сказок, загадок, басен и пословиц.

Практика: Сочинение собственных экологических сказок, направленных на формирование экологической грамотности. Конкурс и презентация экологических сказок.

Теория: Народные приметы. Народные приметы, связанные с деревьями.

Практика: Экскурсия в дендросад на тему «Древесно-кустарниковая флора дендросада». Живая и неживая природа. Приспособление растений к совместному существованию.

Теория:  Поделки из природного материала. Природный материал, используемый для изготовления поделок. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Техника безопасности при проведении практических работ.

Практика: Изготовление поделок из природных материалов «Животный и растительный мир в русских народных сказках». Оформление выставки поделок из природных материалов.

Теория: Викторина «Животные в русских народных сказках».

Практика: Участие в викторине

Промежуточная аттестация.

Выполнение творческой работы.

Планируемые результаты

- изучат основы экологической культуры;

- сформируется готовность и способность обучающихся к саморазвитию, творческого сотрудничества        и        коммуникативными качествами работы в группе;

- сформируется интерес к познанию мира природы и участию в природоохранной деятельности.

В результате обучения по данной программе ведущее место принадлежит личностным результатам (жизненным компетенциям).

Личностные результаты:

-развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего края;

-мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое решение: умению создавать собственные творческие композиции;

-развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии;

-развитие экологической грамотности, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы;

-формировать навыки безопасной работы при работе с инструментами;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

-понимание значения и ценности деятельности по охране природы;

-осознание своих достижений в области природоохранной деятельности; способность к самооценке;

-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по охране природы.

Предметные результаты:

В результате обучения по программе обучающийся должен знать:

- основные способы изучения природы;

- основные принципы и правила отношения к живой природе;

- основные нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе;

- способы проведения и оформления исследовательских и проектных работ;

- правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении практических работ;

- основные породы хвойных и лиственных деревьев нашего края;

- правила сбора природного материала;

- сезонные изменения в природе.

обучающийся должен уметь:

- проводить наблюдения в природе, фиксировать результаты наблюдений;

- уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой;

- применять основные приемы изготовлений поделок из природного материала;

- последовательно вести работу (выбор материала, изготовление изделия; оценка выполненной работы);

- организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда;

- определять качество изделия;

- уметь защищать свои исследовательские и проектные работы;

- принимать участие в делах, приносящих пользу людям;

- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к живой и не живой природе;

- учиться убеждать других людей в необходимости сохранения растений и животных;

- отличать основные породы деревьев и кустарников по листьям;

- собирать природный материал для изготовления поделок и готовить его к работе.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

«Наедине с природой» 

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Предмет экология.

1

1

2

Изучение экологического календаря.

1

1

3

Экскурсия в природу. Уникальный мир живой и неживой природы. Сбор природного материала и приготовление его к работе.

2

2

4

Сбор плодов и семян для подкормки зимующих птиц.

2

2

5

Сбор листьев разной формы,

величины и окраски. Дидактическая игра-загадка «С какого дерева лист»

2

1

1

6

Оформление гербария из листьев разных деревьев и кустарников.

4

4

7

«Золотая осень». Изготовление поделок из природного материала.

4

 0,5

3,5

8

Осенние посиделки. Викторина.

1

0,5

0,5

9

Природа в творчестве современных писателей: В. Бианки, Е.Чарушин, К Паустовский.

1  

0,5

1,5

10

Природа глазами художников

1

1

11

Конкурс рисунков «Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!».

2

2

12

Природа и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе). Игра «Продолжи пословицы и поговорки»

1

0,5

0,5

13

Конкурс стихов о природе

1

1

14

Сказки о лесе. Лесные обитатели – герои народных сказок, загадок, басен и пословиц.

1

1

15

Конкурс и презентация экологических сказок.

3

3

16

Народные приметы. Экскурсия в дендросад на тему «Древесно-кустарниковая флора дендросада». Народные приметы, связанные с деревьями.

1

0,5

0,5

17

Поделки из природного материала.  Выполнение рисунков о природе и изделий из природных материалов «Животный и растительный мир в русских народных сказках».

4

0,5

3,5

18

Оформление выставки рисунков и поделок из природных материалов.

1

1

19

Викторина «Животные в русских народных сказках».

1

0,5

0,5

20

Промежуточная аттестация

1

1

Итого:

36

8,5

27,5

4.2. Рабочая программа модуля «Антропогенное влияние на природу» (второй год обучения)

Теория: Содержание работы на предстоящий год обучения. Техника безопасности при работе в кабинете. Понятие – экология, как наука, основатель Эрнст Геккель. Экология – наука о доме. Наш дом родной. Тайна происхождения жизни. Живое и неживое в природе. Природа- источник красоты и гармонии. Изучение экологического календаря. Основные экологические праздники.

Теория: 10 глобальных экологических проблем: вырубка лесов, бытовые отходы, нефтяное загрязнение, радиоактивные отходы, изменение климата, наступление пустынь, загрязнение гидросферы, загрязнение атмосферы, уничтожение растений и животных, загрязнение почвы. Современные проблемы охраны природы.

Практика: Изучение экологических ситуаций. Создание экологического постера.

Теория: Понятие экосистемы. Экосистема, ее основные звенья. Правила экологической пирамиды. Компоненты природного биогеоценоза. Природные закономерности, взаимосвязи живых организмов в природе.

Практика: Описание и зарисовка компонентов природного биогеоценоза.

Теория: Энергоресурсы планеты. Альтернативные виды энергоресурсов. Экономия электроэнергии.

Практика: Конкурс рисунков по энергосбережению.

Теория: Человек и среда обитания. Взаимосвязь здоровья человека от качества среды обитания. Здоровый образ жизни. Вредные привычки.

Практика: Решение экологических задач. Составление пирамиды питания.  Просмотр презентации «Лучше не пробуй» (о вреде никотина и алкоголя).

Теория: Водные ресурсы планеты.  Значение воды для жизни на Земле. Влияние деятельности человека на качество воды в реках.

Практика: Отбор проб воды. Определение цвета и запаха воды в реке. Сравнение этих показателей с водой из артезианской скважины.

Теория: Трудовая деятельность человека и ее значение в жизни человека и общества. Влияние трудовой деятельности на экологическое состояние планеты.

Практика: Выращивание бархатцев в комнатных условиях.

Теория: Красная книга. Редкие виды растительного и животного мира. Заповедники и заказники Нижегородской области. Керженский заповедник. Красная книга Нижегородской области.

Практика: Изучение исчезающих видов растений и животных.

Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!».

Теория: комнатные растения. Лекарственные комнатные растения.  Уход, выращивание и размножение комнатных растений. Влияние света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

Практика: Пересадка и перевалка комнатных растений.

Теория: Бытовые отходы. Виды бытовых отходов. Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Правила сбора бытовых отходов. Вторичная переработка мусора. Применение мусора.

Практика: Выполнение поделок из бытовых отходов. Оформление выставки поделок

Теория: Правила поведения в лесу: разжигание костра, уборка мусора, отношение к лесным обитателям.

Практика: Изучение правил поведения в лесу. Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника!». Изготовление экологического постера «Мы друзья природы».

Теория:Профессии, связанные с экологией. Кто работает экологом? Где живет лесник? Знакомство с обязанностями лесника, эколога на заводе и т д.
Практика: Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».

Промежуточная аттестация (1 час)

Тестирование.

Планируемые результаты

- овладеют основами экологической культуры;

- сформируется готовность и способность обучающихся к саморазвитию, творческого сотрудничества        и        коммуникативными качествами работы в группе;

- сформируется интерес к познанию мира природы и участию в природоохранной деятельности.

В результате обучения по данной программе ведущее место принадлежит личностным результатам (жизненным компетенциям).

Личностные результаты:

-развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего края;

-мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое решение: умению создавать собственные творческие композиции;

-развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии;

-развитие экологической грамотности, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы;

-формировать навыки безопасной работы при работе с инструментами;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

-понимание значения и ценности деятельности по охране природы;

-осознание своих достижений в области природоохранной деятельности; способность к самооценке;

-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по охране природы.

Предметные результаты:

В результате обучения по программе обучающийся должен знать:

- основные способы изучения природы;

- основные принципы и правила отношения к живой природе;

- основные нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе;

- способы проведения и оформления исследовательских и проектных работ;

- правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении практических работ;

- основные экологические проблемы, связанные с деятельностью человека;

- правила рационального использования энергоресурсов планеты;

- иметь представления о взаимосвязи здоровья человека от качества среды обитания;

- заповедники и заказники на территории Нижегородской области;

- виды растений и животных, занесенных в Красную книгу родного края;

- виды бытовых отходов и правила сбора бытовых отходов;

- правила поведения в лесу;

- названия профессий, связанные с экологией.

обучающийся должен уметь:

- проводить наблюдения в природе, проводить несложные опыты и фиксировать результаты наблюдений;

- уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой;

- применять основные приемы изготовлений поделок из природного материала и вторичного сырья;

- последовательно вести работу (выбор материала, изготовление изделия; оценка выполненной работы);

- применять разные формы шаблонов;

- организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда;

- определять качество изделия;

- уметь защищать свои исследовательские и проектные работы;

- принимать участие в делах, приносящих пользу людям;

- самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;

- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;

- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

«Антропогенное влияние на природу»

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Предмет экология.

1

1

2

Изучение экологического календаря.

1

1

3

10 глобальных экологических проблем. Изучение экологических ситуаций.

1

0,5

0,5

4

Современные проблемы охраны природы. Создание экологического постера.

1

0,5

0,5

5

Понятие экосистемы. Экосистема, ее основные звенья. Правила экологической пирамиды.

1

0,5

0,5

6

Азбука энергосбережения.

1

0,5

0,5

7

Конкурс рисунков по энергосбережению.

1

1

8

Человек и среда обитания.

1

1

9

Качество окружающей среды и здоровье человека. Решение экологических задач

1

0,5

0,5

10

Здоровое питание – залог здоровья. Составление пирамиды питания.

1

0,5

0,5

11

Экскурсия на берег реки Баковки. Отбор проб воды. Определение цвета и запаха воды в реке.

2

0,5

1,5

12

Бытовые отходы. Правила сортировки бытовых отходов.

1

0,5

0,5

13

Применение мусора.

Выполнение поделок из бытовых отходов.

3

3

14

Оформление выставки поделок

2

2

15

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека и общества.

1

1

16

Выращивание бархатцев в комнатных условиях.

3

0,5

2,5

17

Красная книга – красная, значит природа в опасности.

1

1

18

Изучение исчезающих видов растений и животных Нижегородской области.

1

1

19

Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!».

4

0,5

3,5

20

«Аптека на подоконнике». Комнатные лекарственные растения.

1

0,5

0,5

21

Правила поведения в природе.

1

0,5

0,5

22

Изготовление экологического постера «Мы друзья природы».

3

0,5

2,5

23

Профессия «Эколог»

1

1

24

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».

1

1

25

Промежуточная аттестация

1

1

Итого:

36

12,5

23,5

  1. Методические материалы

Реализация программы «Экологическая мозаика» предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным и психофизическим возможностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, проектная.

Формы проведения занятий: ролевые и дидактические игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний, беседы, проекты, практические занятия.

Приемы и методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый, исследовательский; проблемный, игровой.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

Педагогические технологии: личностно- ориентированные, дифференцированного обучения, проблемного обучения, технологии игровой деятельности, здоровьесберегающие.

Дидактические материалы: (раздаточные карточки с заданиями, упражнениями; картинки, иллюстрации, плакаты; бумага, ножницы, краски, клей, природный материал, бросовый материал).

6. Оценочные материалы

Для успешной реализации программы проводится систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.

Отслеживание результатов обучения ведётся с помощью критериев оценки качества знаний, умений и навыков. По результатам оценки качества знаний, умений и навыков каждый обучающийся набирает определенное количество баллов, что позволяет педагогу определить его уровень овладения материалом (высокий - в, средний - с, низкий - н).

Промежуточная аттестация проводится в форме творческой работы по модулю «Наедине с природой».

 Уровни и градация оценки творческой работы

Высокий уровень (5б.)

Все задания выполнены правильно, самостоятельно. Все ответы расширенные.

Средний уровень (3б)

Выполнено 4-3 задания, с незначительной помощью педагога. Ответы не расширенные.

Низкий уровень (1б)

Выполнено 1-2 задания с ошибками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Промежуточная аттестация проходит в форме теста по теоретическому материалу по модулю «Антропогенное влияние на природу».

Уровни и градация оценки теста.

Высокий уровень

получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;.

Средний уровень

если верные ответы составляют 50 -80 % от общего количества;

Низкий уровень

если верные ответы составляют  ниже 50 % от общего количества вопросов;

7.Организационно – педагогические условия реализации программы

Адресат программы: обучающиеся 7-8 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в возрасте 13 - 16 лет.

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Формы организации занятий: групповая.

Формы обучения. Теоретический материал преподносится в виде беседы, презентаций, виртуальной экскурсии. Практические занятия проходят в форме практической работы.

Срок реализации Программы 2 года.

Материально-техническое обеспечение.

Техническое оснащение: кабинет естествознания, оборудован столами и стульями для обучающихся и педагога, шкафам для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Технические средства обучения: персональный компьютер, интерактивная панель, колонки.

Перечень дидактических материалов, необходимых для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала на занятиях: таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, буклеты, другой раздаточный материал. Кроме того, видеоролики, телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д. Тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, ролевых игр.

8.Список литературы

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998.
  2. Чижевский А.Е. Экология: Я познаю мир. - М.: Детская энциклопедия, 1997.
  3. Энциклопедия "Я познаю мир" (животные). - М.: ТКО "АСТ", 1996
  4. Энциклопедия "Я познаю мир" (растения). - М.: ТКО "АСТ",1996
  5. Иллюстративная энциклопедия школьника "Мир живой природы". - М.: "Росмэн", 1998.
  6. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
  7. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
  8. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007
  9. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. 1992.
  10. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989
  11. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
  12. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009
  13. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....

«Зимние колядки» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танц...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»

АДООП «Волшебная нить»  разработана  в  соответствии  с  Законом  РФ  «Об  образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с уч...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

       Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...