Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»
рабочая программа
АДООП «Волшебная нить» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с учетом методических рекомендаций по организации дополнительного образования детей с ОВЗ, созданных в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Данная программа разработана с учетом нескольких ключевых позиций для обучающихся с умственной отсталостью.
Цель программы:
- формирование элементарных навыков и закрепление устойчивого интереса к рукоделию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnaya_nit_vyshivka.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная нить»
Возраст детей: 13 - 16 лет.
Срок реализации - 1 год
Разработала: педагог дополнительного
образования Ю.В.Захарова
2020 — 2021 уч.год
Пояснительная записка.
Вышивка — один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у школьников большой интерес. Занятия объединений при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.
Занятия обучающихся в рамках данной программы носит творческий характер, т. е. способствуют приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры, как отдельного человека, так и общества в целом.
Обучающиеся последовательно осваивают приёмы и способы работ, учатся выполнять основные виды швов: простейшие, гладевые, счётные, строчевые. В зависимости от совершенствования умений и навыков, учащиеся переходят к освоению более сложных технических приёмов вышивки. От занятия к занятию у них накапливаются сведения о видах вышивки, её применении, выполнении. Учащиеся приобретают навыки по вышиванию, работают с выдумкой, фантазией. Своими руками создают чудесные вещи для себя, для своего дома и своих близких.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность
Новизна.
Данная программа разработана с учетом нескольких ключевых позиций для обучающихся с умственной отсталостью:
- использование для обучения преимущественно игровой формы;
- обучение на предметно — действенной основе;
- максимальное упрощение материала и его представление в виде детальных элементов;
- обеспечение смены видов деятельности в ходе занятия, использование различных модальностей для удержания внимания детей;
- постепенное усложнение видов деятельности, постепенный переход от подражаний и действий по образцу к выполнению заданий по вербальной инструкции;
- многократное повторение изучаемого и усвоенного материала и его использование в новых заданиях;
эмоциональное подкрепление деятельности ребенка, создание ситуации успеха при выполнении заданий.
В основу разработки программы «Волшебная нить» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода
Актуальность программы.
Занятия в творческом объединении вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; расширяют кругозор; позволяют учащимся самоутверждаться, проявляя индивидуальность, получать результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, оборудованием, необходимыми во время занятий вышиванием.
Происходит ориентация школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
АДООП «Волшебная нить» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с учетом методических рекомендаций по организации дополнительного образования детей с ОВЗ, созданных в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», который является частью национального проекта «Образование». Реализация Федерального закона от 29.12.2012 №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а так же Распоряжения правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 «Концепция развития дополнительного образования детей» делает актуальной проблему дополнительного образования разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» предполагает развитие системы дополнительного образования детей с ОВЗ с учетом особенностей их развития, обусловленным конкретным нарушением развития, а так же на основе создания для них особых образовательных условий.
В нашем образовательном учреждении обучаются дети с умственной отсталостью. К умственно отсталым относятся различные группы детей, у которых стойко нарушена интеллектуальная деятельность вследствие наследственного или приобретенного органического поражения головного мозга. В зависимости от тяжести поражения центральной нервной системы выделяют различные степени умственной отсталости: лёгкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Для всех детей с умственной отсталостью характерно нарушение психического и физического развития- тотальное недоразвитие высших психических функций, нарушение эмоционального развития, искаженное развитие личности, неловкость и нарушение координации движений, нарушение речевого развития (обусловлено степенью поражения ЦНС и носит системный характер). Резко ограниченно программирование речевого высказывания и контроль за речью. Данная категория детей испытывает серьёзные трудности в овладении простейшими действиями, в том числе и бытовыми
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа отвечает запросам и требованиям, предъявляемым ФГОС – это формирование творческой, всесторонне-развитой личности, создание условий для реализации тех универсальных учебных действий, которыми должна обладать личность в настоящее время. А также, заключается в том, что поставленная цель обучения реализуется через проектную деятельность, как в группах, так и индивидуально. Решение художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, формирования внутреннего плана действий, что является непременным условием для формирования навыков проектной деятельности.
Цель программы:
- формирование элементарных навыков и закрепление устойчивого интереса к рукоделию;
Задачи программы:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изготовлении вышитых изделий;
- научить приёмам мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения декоративно-прикладного искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров;
- научить создавать и украшать вышивкой изделия из текстильных материалов (предметы одежды, интерьера), ухаживать за вышитыми вещами;
- развивать эстетический вкус и творческую индивидуальность обучающихся.
- развитие творческого воображения и самостоятельности.
Отличительные особенности данной АДООП заключаются в следующем:
- В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
- Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
- Для обучающихся с яркими творческими способностями предусмотрена дополнительная работа по индивидуальной программе;
- Досуговая деятельность способствует приобщению школьников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
- Программа предусматривает обучение не только элементов русской вышивки, но навыков вышивки других народов .
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию трудовых навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Возраст детей, участвующих в реализации АДООП.
Занятия проводятся в двух группах, объединяющих детей 7-9 классов, два раза в неделю.
Количественный состав участников объединения не более 15 человек, возраст от 13 до 16 лет.
Сроки реализации АДООП.
Программа рассчитана на один год обучения. Количество часов в год обучения — 72 часа (2 часа в неделю). В тематическом планировании приводиться примерное количество часов, поскольку это зависит от условия работы в творческом объединении. Распределение часов дано по учебному плану изучения декоративно-прикладного искусства с учётом 2 часов в неделю. В соответствии с нагрузкой варьируется тематика программы.
Формы и режим занятий.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:
Личностные :
• Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей
социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;
• Устанавливание связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между деятельностью и её результатом;
• Оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;
• Умение описывать свои чувства и ощущения от созерцания произведений народно-прикладного искусства, уважительно относиться к результатам труда других людей.
• Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• Наличие эмоционально - ценностного отношения к декоративно-прикладному искусству;
• Реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;
• Позитивная оценка своих творческих способностей.
Коммуникативные :
• Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;
• Слушать и принимать речь других, адекватно использовать речевые средства в рамках сотрудничества;
• Формулировать монологическое высказывание для представления проекта;
• Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
• Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
• Участие в творческой жизни класса (школы, города).
• Умение знания о рукоделии вне учебного процесса
Регулятивные :
• Умение формулировать собственное мнение и позицию;
• Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
• Принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;
• Контролировать и корректировать свою работу;
• Распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности;
• Оценивать результат выполненного задания;
• Учиться совместно с другими давать эмоциональную оценку деятельности;
• Осуществлять самоконтроль, совместно с педагогом и товарищами давать оценку своей деятельности;
• Работать по предложенному плану, инструкции; высказывать своё предположение на основе учебного материала.
Познавательные :
• Устанавливать правильную последовательность работы по вышивке;
• Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий.
• Определять основные этапы работы;
• Развитие умения работать с разнообразными тканями, исходя из их физических
свойств;
• Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания-незнания),
находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
• Проводить анализ учебного материала, сравнения, уметь определять уровень
усвоения учебного материала.
• Формирование целостного представления о возникновении и существовании
декоративно-прикладного творчества;
Общеучебные:
• Умение структурировать знания.
• Выделение и формулирование учебной цели.
• Поиск и выделение необходимой информации.
• Анализ объектов.
• Синтез, как составление целого из частей.
• Классификация объектов.
Обучающиеся должны знать:
- классификацию вышивки, её историю, многообразие;
- инструменты, приспособления, материалы для вышивки;
- характерные черты какого-либо вышивального промысла (глухая вышивка);
- правила безопасности труда;
- понятия: эскиз, рисунок, мотив, орнамент, ритм, раппорт, композиция, основные цвета, сочетаемость цвета и т.д.;
- способы перевода рисунка на ткань;
- способы закрепления нити;
- последовательность и особенности выполнения простейших, контурных, гладевых, бордюрных, отделочных и счётных швов;
- технологический процесс изготовления вышитого изделия;
- способы ВТО вышитого изделия;
- особенности окончательной отделки.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно организовывать рабочее место вышивальщицы;
- составлять цветовое решение по композиции;
- переводить рисунок на ткань;
- запяливать ткань в круглые пяльцы;
- закреплять рабочую нить разными способами;
- технически правильно выполнять вышивку ручным способом;
-подбирать отделочные материалы для вышитого изделия;
-осуществлять ВТО вышитого изделия;
-выполнять окончательную обработку вышитого изделия.
Для определения результативности по усвоению нового материала учителем регулярно (1раз/месяц) проводятся проверочные работы:
- тесты;
- кроссворды;
- ребусы;
- устные опросы;
- терминологические диктанты.
В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приёмам предусмотрено проводить упражнения учебно–тренировочного характера.
В конце изучения каждого раздела учащиеся выполняют зачётные практические работы. На протяжении всего курса обучения учащиеся ведут альбомы, где оформляют выполненные практические работы.
В конце каждого полугодия предусмотрено проведение проверочных работ, по результатам которых определяется степень усвоения каждым обучающимся пройденного материала, и намечаются меры устранения отставания отдельных обучающихся.
В конце обучения выполняется творческая работа.
Работы обучающихся постоянно выставляются в кабинете для просмотра детьми из других групп.
В школе организуются выставки работ, лучшие модели отбираются вместе с детьми для более ответственных показов на городских и районных выставках.
Педагогу предоставляется право работать по одному или нескольким направлениям, изменять содержание программы и перечень, количество практических, теоретических работ, вносить изменения в распределении часов на изучение отдельных тем.
Основной формой подведения итогов реализации программы являются защиты проектов, которые будут представлены в виде дневников достижений обучающихся, школьные и городские выставки работ по декоративно-прикладному искусству, участие в очных и дистанционных конкурсах и фестивалях.
Учебный план
№ разд. | № занятия |
Название разделов, тем | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
всего | тео-рия | прак-тика | ||||
1 | 1 | Введение | 1 | 1 | - | |
2 | Организация ручной вышивки. | 4 | ||||
2 | Культура труда. | 1 | 1 | - | ||
3 | Организация рабочего места. | 1 | 1 | - | ||
4 | Текстильные материалы для вышивки. | 1 | 1 | - | ||
5 | Инструменты и приспособления для вышивки. | 1 | 1 | - | ||
3 | Основы цветоведения и формообразования. | 6 | ||||
6 | Основы цветоведения. Цвета, их основные свойства. | 1 | 1 | |||
7 | Цветовой круг, цветовой тон. Цветовая сочетаемость. | 1 | 1 | |||
8 | Основы композиции. Основные понятия. | 1 | 1 | |||
9 | Правила построения композиции. | 1 | 1 | |||
10 | Виды орнамента. | 1 | 1 | |||
11 | Составление орнамента из мотивов. | 1 | 1 | |||
4 | Подготовка к вышивке. | 4 | ||||
12 | Изменение размера рисунка. | 1 | 1 | |||
13,14 | Перевод рисунка на ткань. | 2 | 1 | 1 | ||
15 | Запяливание ткани. | 1 | 1 | |||
5 | Технология выполнения простейших швов. | 10 | ||||
16 | Закрепление рабочей нити. | 1 | 1 | |||
17 | Технология выполнения шва «вперёд иголку». | 1 | 1 | |||
18 | Технология выполнения шва двойной перевивочный. | 1 | 1 | |||
19 | Выполнение простейших швов | 1 | 1 | |||
20 | Выполнение простейших швов | 1 | 1 | |||
21 | Выполнение простейших швов | 1 | 1 | |||
22 | Выполнение простейших швов | 1 | 1 | |||
23 | Выполнение простейших швов | 1 | 1 | |||
24 | Выполнение бахромы. | 1 | 1 | |||
25 | Окончательная обработка. | 1 | 1 | |||
6 | Технология выполнения контурных швов. | 15 | ||||
26 | Технология выполнения шва «назад иголку». | 1 | 1 | |||
27 | Технология выполнения шва «назад иголку» перевивочный. Упр-ия. | 1 | 1 | |||
28 | Последовательность выполнения тамбурного шва. Выполнение тамбурного шва. | 1 | 1 | |||
29 | Последовательность выполнения тамбурного шва «за иголку». | 1 | 1 | |||
30 | Последовательность выполнения стебельчатого шва. | 1 | 1 | |||
31 | Выбор рисунка. Подготовка к вышиванию. | 1 | 1 | |||
32 | Вышивание контурными швами. | 1 | 1 | |||
33 | Вышивание контурными швами. | 1 | 1 | |||
34 | Вышивание контурными швами. | 1 | 1 | |||
35 | Вышивание контурными швами. | 1 | 1 | |||
36 | Вышивание контурными швами. | 1 | 1 | |||
37 | Вышивание контурными швами. | 1 | 1 | |||
38 | Обработка края изделия. | 1 | 1 | |||
39 | Выполнение бахромы. | 1 | 1 | |||
40 | Окончательная обработка. | 1 | 1 | |||
7 | Технология выполнения гладьевых швов. | 10 | ||||
41 | Технология выполнения гладевых швов. | 1 | 1 | |||
42 | Технология выполнения шва простая гладь. Упражнения. | 1 | 1 | |||
43 | Технология выполнения теневой глади. Упражнения. | 1 | 1 | |||
44 | Выбор рисунка. Подготовка | 1 | 1 | |||
45 | Вышивание изделия. | 1 | 1 | |||
46 | Вышивание изделия. | 1 | 1 | |||
47 | Вышивание изделия. | 1 | 1 | |||
48 | Вышивание изделия. | 1 | 1 | |||
49 | Вышивание изделия. | 1 | 1 | |||
50 | Вышивание изделия. | 1 | 1 | |||
8 | Технология выполнения счётных швов. | 22 | ||||
51,52 | Технология выполнения счётных швов. | 2 | 1 | 1 | ||
53,54 | Технология выполнения шва простой крест. | 2 | 1 | 1 | ||
55,56 | Технология выполнения шва сложный крест. | 2 | 1 | 1 | ||
57,58 | Технология выполнения шва набор. | 2 | 1 | 1 | ||
59 | Вышивание изделия счётными швами. | 1 | 1 | |||
60 | Вышивание изделия счётными швами. | 1 | 1 | |||
61 | Вышивание изделия счётными швами. | 1 | 1 | |||
62 | Вышивание изделия счётными швами. | 1 | 1 | |||
63 | Вышивание изделия счётными швами. | 1 | 1 | |||
64 | Вышивание изделия счётными швами | 1 | 1 | |||
65 | Вышивание изделия счётными швами | 1 | 1 | |||
66 | Вышивание изделия счётными швами | 1 | 1 | |||
67 | Вышивание изделия счётными швами | 1 | 1 | |||
68 | Вышивание изделия счётными швами | 1 | 1 | |||
69 | Вышивание изделия счётными швами | 1 | 1 | |||
70 | Вышивание изделия счётными швами | 1 | 1 | |||
71 | Обработка края изделия. | 1 | 1 | |||
72 | Окончательная обработка изделия. | 1 | 1 | |||
Итого: | 72 | 20 | 52 |
Содержание учебного плана.
Введение.
План работы на учебный год. Цели и задачи обучения. История возникновения вышивки, её применение в наши дни. Просмотр презентации объединения.
1. Культура труда.
Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Понятие об утомляемости. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация.
2. Организация рабочего места.
Рабочее место вышивальщицы. Рабочая поза при вышивке. Правильная постановка рук. Значение правильного освещения рабочего места, требования к освещению.
3. Текстильные материалы для вышивки.
Текстильные волокна, их классификация, свойства, получение. Краткие сведения об ассортименте натуральных и смешанных тканей. Виды переплетений, лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства и дефекты ткани. Понятие о канве. Виды ниток, их свойства, строение, классификация. Нитки для вышивки.
4. Инструменты и приспособления, применяемые при вышивке.
Виды ручных игл. Разновидность пялец. Необходимые приспособления для вышивки. Миллиметровая, копировальная бумага, калька.
5. Основы цветоведения.
Цвета, их основные свойства. Основные и смешанные цвета. Цветовой круг. Цветовой тон, яркость, насыщенность, контрастность. Цветовая сочетаемость.
6. Основы композиции.
Понятия эскиз, рисунок, мотив, композиция, раппорт, ритм.
Законы построения композиции. Построение композиции в круге, квадрате, полосе.
7. Виды орнамента.
Понятие об орнаменте. Виды орнамента. Составление орнамента из мотивов.
8. Изменение размера рисунка.
Правила изменение размера рисунка. Увеличение и уменьшение рисунка.
9. Перевод рисунка на ткань.
Способы перевода рисунка на ткань. Последовательность выполнение перевода.
10. Запяливание ткани.
Правила запяливания ткани в пяльцы. Запяливание ткани разных размеров.
11. Закрепление рабочей нити.
Безузловые способы закрепления рабочей нити в начале и по окончании вышивки. Изнаночная сторона вышитого изделия. Чистка готового изделия. Понятие об односторонней и двусторонней вышивке.
12. Технология выполнения простейших швов.
Особенности и последовательность выполнения швов «вперёд иголку», двойной верёвочный, «шнурок». Виды изделий. Технология выполнения изделий. Вышивание изделия простейшими швами. Окончательная обработка изделия.
13. Технология выполнения контурных швов.
Особенности и последовательность выполнения швов «назад иголку»; он же, обвитой; он же, обмётанный. Особенности и последовательность выполнения швов тамбурный; он, же «за иголку»; цепочка с обвивкой. Особенности и последовательность выполнения стебельчатого шва. Технология выполнения изделий. Вышивание изделия контурными швами. Окончательная обработка изделия.
14. Технология выполнения гладевых швов.
Особенности и последовательность выполнения простой глади, теневой глади, глади с настилом. Виды изделий. Технология выполнения изделий. Вышивание изделия гладевыми швами. Окончательная обработка изделия.
15. Технология выполнения счётных швов.
Особенности и последовательность выполнения простого и сложного креста, набора. Виды изделий. Технология выполнения изделий. Вышивание изделия счётными швами. Окончательная обработка изделия.
12. Методическое обеспечение АДООП
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, мастер-классы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации данной деятельности очень важно обращать внимание детей на потребительском назначении создаваемого изделия.
Изготовление любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими большое внимание уделяется эстетическим, экологическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет каждому из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику его обработки, что безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Методы обучения: наглядно - слуховой, наглядно - зрительный, репродуктивный.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Программа по обучению детей вышивке представляет собой ряд тем, рассматривающих историю возникновения вышивки и её многообразие, развитие технологического процесса, применение вышивки при оформлении интерьера, отделке швейных изделий; основы композиции, цветоведения; правила ухода за вышитыми изделиями и др.
Подбор изделий, тематика вышивки, орнаменты, техника выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, национальных особенностей, назначения изделий, а также умений и навыков детей.
Материально-техническое обеспечение
- Наличие специального кабинета.
- Компьютер, проектор.
- Мультимедийная доска и материалы.
- Видеоуроки.
- Зеркало, манекен.
Инструменты и материалы
- Ткань канва, однотонная хлопчатобумажная.
- Нитки, мулине, шерстяные, катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
- Набор игл ручных.
- Ножницы с тупыми концами.
- Пяльца пластмассовые.
- Станки для вышивания.
- Карандаши простые.
- Калька.
- Копировальная бумага.
Дидактические материалы
- Подборка готовых вышивок.
- Образцы рисунков для вышивания.
- Пооперационные карты.
- Раздаточный материал.
- Таблицы и схемы графического изображения.
- Иллюстрации вышивок в различной технике.
- Памятки.
- Научная и специальная литература.
Список литературы .
Рекомендуемая литература для педагога.
- Беляков Н.Д. «Кружок «Умелые руки» в школе». - М.1999.
- Власова А. А. «Рукоделие в школе».- Спб.1996.
- Ерёменко Т. И. «Иголка-волшебница».- М. «Просвещение» 1988.
- Программа Маркуцкой С. Э. «Художественная вышивка».- М. «Дрофа»2002.
- Сафонова Н. С. «Кружки художественной вышивки».- Пособие для руководителей кружков.
- «Узоры вышивки крестом» (Минск «Современный литератор» 1999).
Рекомендуемая литература для обучающихся и родителей.
- Крутий Я.В. «100 схем для вышивания гладью».-М.2004.
- Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка» («Эксмо»1996).
- Рогова О. Л. «Юным рукодельницам».- СПб. 1990.
- Сапожников А. А. Журналы – «Современная вышивка крестом». – М.2006.
Глоссарий
Волокно – исходное сырьё для изготовления нитей, пряжи, ткани.
Калька – тонкая , просвечивающая бумага, используется для перевода рисунка.
Пяльцы – приспособление, служит для удержания ткани в натянутом виде и предохранении её от осыпания.
Резец – приспособление, служит для перевода линий на ткань.
Напёрсток – металлический колпачок, одевается на палец и предохраняет его от проколов иглой.
Канва – специальная ткань для вышивания, имеет чёткое расположение нитей.
Обмылок – тонкий кусочек мыла, служит для рисования линий на ткани.
Мулине – специальные нитки для вышивания, обладают высокой эластичностью, стойкостью к истиранию, не линяют и не теряют яркость цвета.
Хроматические цвета – (с греч. «хромос» - цвет) все цвета спектра.
Ахроматические цвета – неокрашенные цвета (белый, серый, чёрный).
Эскиз – рисунок от руки.
Мотив – элемент рисунка.
Композиция – художественное решение изделия в целом, расположение узора на плоскости, отдельных его частей, цветовое решение.
Раппорт – повторение одинаковых элементов или групп элементов.
Ритм – закономерное чередование отдельных элементов или групп элементов в орнаменте.
Орнамент – (с лат. «орнаментум» - украшать) узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических и изобразительных элементов.
Запяливание ткани – закрепление ткани в пяльцы.
Стежок – переплетение нитей между двумя проколами ткани иглой.
Строчка – ряд повторяющихся стежков.
Шов – место соединения деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.
Свободные швы – выполняют по контуру или полностью заполняют узор, создавая выпуклость.
Счётные швы – выполняют по счёту ткани или в самой ткани, изменяя её рисунок.
Изонить – техника вышивки по картону или бумаге.
Аппликация – наклеивание, пришивание мелких деталей на крупную для получения рисунка или картины.
Рюша – текстильное изделие, выкроенное по косой с обработанными краями, используют для отделки.
Оборка - текстильное изделие, выкроенное по косой с одним обработанным краем, используют для отделки.
Окантовка – текстильное изделие, используют для обработки открытого неровного края.
Тема: «Инструменты и материалы для вышивки».
Приложения.
1. Найди правильное определение и обозначь нужной буквой.
1) Иглы | А) Используют для скалывания деталей, ткани. |
2) Ножницы | Б) Служит для хранения игл, булавок. |
3) Напёрсток | В) Приспособление для удержания ткани в натянутом виде. |
4) Пяльцы | Г) Инструмент, предназначен для предохранения пальца от укола при проталкивания иглы в ткань. |
5) Сантиметровая лента | Д) Используют для рисования узора на ткани и перевода линий. |
6)Игольница | Е) Зубчатый вращающийся диск на ручке, служит для перевода рисунка на ткань. |
7) Булавки | Ж) Металлический стержень, с одной стороны острый, с другой – оформлен ушком. Бывают разные по толщине и длине. |
8) Обмылок | З) Мягкая лента с нанесёнными на ней делениями. Длина её равна 150 мм. |
9) Нитки | И) Разноцветные бусинки, используют при вышивании или для украшения готовой вышивки. |
10) Ткань | К) Ажурная лента, может быть разных цветов, применяется для обработки края готового изделия. |
11) Кружева | Л) Текстильный материал, однотонный или специальный (канва). |
12) Бисер | М) «Мулине» или «Ирис». |
13) Резец | Н) Предназначены для вырезания деталей, отрезания концов ниток. |
Ответы на задания по теме:
«Инструменты и материалы для вышивки».
1 – Ж 7 – А
2 – Н 8 – Д
3 – Г 9 – М
4 – В 10 – Л
5 – З 11 – К
6 – Б 12 – И
13 – Е
2. Тема: «Инструменты и материалы для вышивки».
Найди названия инструментов и материалов, двигаясь по клеткам вверх, вниз, влево или вправо.
н | и | ц | ы | б | у | л | и | т |
ж | к | н | с | т | к | а | н | к |
о | а | а | р | о | о | в | ь | и |
н | н | п | ё | к | л | к | н | б |
а | в | о | б | м | ы | и | а | и |
я | п | и | г | л | а | т | к | с |
л | ь | ц | ы | м | е | л | и | е |
а | ц | и | н | ь | л | о | г | р |
Ответы на задания по теме: «Инструменты и материалы для вышивки».
Игольница Обмылок
Мел Булавки
Пяльцы Напёрсток
Игла Ножницы
Ткань Канва
Бисер Нитки
3. Тема: «Формообразование»,
Переставь буквы и ты прочитаешь определения по данной теме.
наОрмент тивМо
позиКомция суРинок
тмРи кизЭс
ппоРтра
Ответы на задания по теме: «Формообразование».
Орнамент Мотив
Композиция Рисунок
Ритм Эскиз
Раппорт
Найди определения по теме, двигаясь по клеткам вверх, вниз, влево или вправо.
| м | т | и | р | |
с | к | и | з | т | н |
э | я | и | ц | и | е |
о | м | п | о | з | м |
к | р | а | п | п | а |
к | о | н | у | о | н |
т | и | в | с | р | р |
о | м | р | и | т | о |
Ответы на задания по теме: «Формообразование».
Орнамент
Композиция Мотив
Ритм Рисунок
Раппорт Эскиз
4. Тема: «Цветоведение».
Устный опрос.
- Назовите четыре основных цвета. (Синий, зелёный, жёлтый, синий.)
- Какие цвета называют тёплыми, какие холодными и почему? (Красный, жёлтый и все их оттенки - это тёплые цвета, они напоминают огонь, солнце. Синий, зелёный и все их оттенки – холодные цвета, напоминают воду, траву.)
- Назовите цвета спектра. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
- Как можно получить цвета с помощью смешивания красок? (Смешать синий и жёлтый цвет, получим зелёный. При смешивании жёлтого и красного получают оранжевый, белого и чёрного - серый.)
- Что ты знаешь о цветовом круге? (Круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда. Он служит основой гармоничного подбора цветов.)
5. Тема: «Подготовка ниток к вышивке».
Проверь последовательность подготовки ниток к вышивке, исправь ошибки:
А - Отмерить 1метр нитки.
Б - Развернуть моток, найти конец нитки, размотать.
В - Заплести косу из ниток.
Г - Свернуть размотанные нитки по 1м.
Д - Разрезать место сгиба ниток.
Правильная последовательность:
1 – Б
2 – А
3 – Г
4 – Д
5 – В
Тема: «Подготовка к вышивке».
Задание А
Выберете правильную последовательность операций.
В какой последовательности готовят ткань к вышивке?
А - Натянуть ткань на пяльцы.
Б - Проутюжить ткань.
В - Выровнять срезы ткани.
Г - Выстирать ткань и высушить.
Задания Б
Выберите несколько правильных ответов.
Для чего надевают ткань на пяльцы перед вышивкой?
А - Чтобы предотвратить стягивание вышитого узора.
Б - Для того, чтобы рисунок было лучше видно.
В - Для того, чтобы ткань не мялась.
Г - Для того, чтобы во время вышивки ткань держалась в натянутом состоянии.
Задание В
Выберите несколько правильных ответов.
Какие инструменты нужны для перевода рисунка на ткань для вышивки?
А - Карандаш.
Б - Напёрсток.
В - Пяльцы.
Г - Копировальная бумага.
Д - Ножницы.
Задание Г
Выберете правильную последовательность операций.
В какой последовательности готовят нитки к вышивке?
А - Развернуть моток, найти конец нитки, размотать.
Б - Заплести косу из ниток.
В - Свернуть размотанные нитки по 1м.
Г - Разрезать место сгиба ниток.
Ответы на задания по теме: «Подготовка к вышивке».
Задание А. Г Б В А
Задания Б. А Г
Задание В. А Г
Задание Г. А В Г Б
6. Тема: «Технология выполнения швов».
Задание 1.
Выберите несколько правильных ответов.
Какие швы относятся к контурным?
А — Стебельчатый. Г - Простая гладь.
Б - Простой крест . Д - Тамбурный.
В - Шов «вперёд иголка».
Задание 2.
Выберите правильный ответ.
Какую вышивку называют односторонней гладью?
А - Вышивка, которая выглядит одинаково с лицевой и
изнаночной стороны.
Б - Вышивка, стежки которой располагаются на лицевой стороне работы, а изнаночная сторона заполнена короткими стежками-переходами по контурным линиям рисунка.
Задание 3.
Выберите правильный ответ.
Какой ручной шов является основой шва «шнурок»?
А - Стебельчатый шов. Б - Шов «вперёд иголку». В - Петельный шов.
Задание 4.
Выберите правильный ответ.
Какая вышивка относится к гладевым швам?
А - Художественная гладь. Б - Сложный крест. В - Тамбурный шов.
Ответы на задания по теме: «Технология выполнения швов».
Задание 1. А В Д Задание 2. Б Задание 3. Б Задание 4. А
7. Тема: «Материаловедение».
Задание 1.
Выберите несколько правильных ответов.
Какие ткани изготавливают из натуральных волокон?
А — Шерстяные. Г — шёлковые; В — льняные;
Б — хлопчатобумажные; Д — вискозу.
Задание 2.
Выберите правильный ответ.
Как называют прочные тонкие нити, идущие вдоль ткани?
А — Кромка. Б — Основа. В — Уток.
Задание 3.
Выберите правильный ответ.
Как называется узкая полоса по краю ткани?
А — Кромка. Б — Уток. В — Основа.
Задание 4.
Выберите несколько правильных ответов.
Какие свойства тканей учитывают при вышивке?
А - Усадка. В - Сминаемость.
Б — Воздухопроницаемость. Г — Прочность.
Задание 5.
Выберите правильный ответ.
Как называют ткань для вышивки крестом?
А — Пяльцы. Б - Канва.
Ответы на задания по теме: «Материаловедение».
Задание 1. А, Б, В, Г Задание 4. В Г
Задание 2. Б Задание 5. Б
Задание 3. А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная петелька" для детей 9-13 лет на 4 года обучения
Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, тем, что исходный материал – пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь. Вязаная с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный английский"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный английский" разработана для учащихся от 8 до 11 лет, изучающих английский язык с нуля. Программа направлена на формиро...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная флейта"
Данная программа предназначена для начинающих музыкантов-детей старшего дошкольного возраста, делающих свои первые шаги в музыке с помощью древнего инструмента, который называется блок-флейта....
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные клавиши», для детей с нарушениями аутистического спектра.
Данная образовательная программа актуальна для индивидуального развития конкретного ребенка....
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...