дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лесной патруль" (при скачивании полная версия с титульным листом)
учебно-методический материал по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Воспитание у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.
Задачи:
1. Развивать потребности подростков общения с природой.
2. Формировать ключевые компетенции по вопросам экологии, энтомологии, дендрологии, зоологии, лесоводства и лесного хозяйства.
3. Укреплять и расширять знания об основах охраны природы.
4. Развивать и вовлекать подростков в практическую деятельность по охране и защите леса.
5. Способствовать овладению нормами правильного поведения в природной среде.
Способствовать формированию профессиональной ориентации подростков.
Программа «Лесной патруль» предполагает изучение материала по блокам: Лесоводство и лесоведение; Ботаника; Экология; Зоология; Дендрология; Энтомология. Седьмой блок «Эрудиты» охватывает знания различной направленности с целью развития общей эрудиции подростков. Второй и третий год обучения предусматривает большее проведение (80%) практических работ и мероприятий. В ходе качественного усвоения теоретического и практического материала по программе учащимся предоставлена возможность участия в районных и окружных слётах, полевых экспедициях. Третий год обучения включает в себя углубленное изучение теоретических знаний и закрепление их на практике.
При успешном освоении программы у обучающихся формируются следующие компетенции:
теоретические:
- оперирование специальной терминологией;
- знание о способах охраны окружающей среды;
- знание о региональных особенностях (флора, фауна и особо охраняемые территории ХМАО);
практические:
- сформированность экологического мировоззрения (умение применять знания на практике);
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- навыки исследовательской деятельности (умение вести наблюдение и делать выводы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnoy_patrul.docx | 313.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта программы
Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лесной патруль» |
Составитель программы | Чащихина Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования |
Направление программы | Эколого-биологическое |
Цель и задачи программы | Воспитание у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств. Задачи:
|
Срок реализации программы | 3 года |
Краткое содержание программы | Программа «Лесной патруль» предполагает изучение материала по блокам: Лесоводство и лесоведение; Ботаника; Экология; Зоология; Дендрология; Энтомология. Седьмой блок «Эрудиты» охватывает знания различной направленности с целью развития общей эрудиции подростков. Второй и третий год обучения предусматривает большее проведение (80%) практических работ и мероприятий. В ходе качественного усвоения теоретического и практического материала по программе учащимся предоставлена возможность участия в районных и окружных слётах, полевых экспедициях. Третий год обучения включает в себя углубленное изучение теоретических знаний и закрепление их на практике. |
Ожидаемые результаты реализации программы | При успешном освоении программы у обучающихся формируются следующие компетенции: теоретические: - оперирование специальной терминологией; - знание о способах охраны окружающей среды; - знание о региональных особенностях (флора, фауна и особо охраняемые территории ХМАО); практические: - сформированность экологического мировоззрения (умение применять знания на практике); - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - навыки исследовательской деятельности (умение вести наблюдение и делать выводы). |
Возраст участников программы | 12-16 лет. |
Пояснительная записка
Аннотация
На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу и масштабы своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменить поведение людей в отношении природы можно двумя способами:
- Введением систем запретов.
- Изменением сознания людей, т.е. формированием экологического мировоззрения.
Очевидно, что в реальной жизни должны гармонично сочетаться оба способа, однако задачей педагогики является второе. Формирование мировоззрения - процесс непрерывный и многолетний, включающий в себя передачу опыта, традиций, знаний и умений, ведущий в конечном итоге к изменению типа мышлений. Этот процесс начинается с самого раннего детства и продолжается всю жизнь. На пороге третьего тысячелетия, как справедливо отмечает академик Н.Н.Моисеев, «экологическое образование и воспитание должны превратиться в стержень современного образования». Психолого-педагогические формирования экологического сознания детально рассмотрены С.Я. Дерябо и В. А. Ясвиным. В частности, эти авторы отмечают в качестве необходимых элементов экологического мировоззрения следующие идеи:
- Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы.
- Целью взаимодействия с природой определяется своего рода максимальное удовлетворение, как потребности человека, так и потребности всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
- Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом», правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе равновесие.
- Развитие природы и человека мыслителя как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.
- Деятельность по охране природы продиктована, необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Программа "Лесной патруль" рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Программа «Лесной патруль» рассчитана на реализацию в системе дополнительного образования, в которую входят теоретическая, практическая, научно-исследовательская, опытническая и пропагандистская деятельность на основе совместной коллективной деятельности Центра «Созвездие» и различных социальных партнеров.
Новизна
Разработанная программа учитывает региональный компонент. Подростки, изучая природу и экологию родного края, приобретают знания об особо охраняемых территориях Советского района, в особенности заповедника "Малая Сосьва", заказника Верхне-Кондинский. По программе предусмотрено активное вовлечение детей и подростков в самостоятельную учебнотворческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научноисследовательских работ.
Программа «Лесной патруль» названа не случайно. Она предусматривает знакомство учащихся с теоретическим материалом по лесоведению и практическими занятиями по патрулированию прилегающей к Советскому лесхозу лесной территории, где подростки следят за чистотой, порядком и проводят экскурсии.
Основой концепции детского экологического объединения являются ценностно-ориентационный, индивидуально-групповой, функционально-деятельностный компоненты.
Ценностно-ориентационный компонент является интегрирующим фактором становления, функционирования и развития системы экологического воспитания и образования. Содержание цели и задач предусматривает овладение учащимися целостной системы знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, ценностными ориентирами. Основополагающими принципами являются: добровольность, личный интерес, учёт возрастных особенностей, природосообразность, культуросообразность, здоровьесбережение.
Сообщество детей и взрослых, входящих в состав детского экологического объединения, представляет собой индивидуально-групповой компонент, который обусловлен особенностями воспитанников, уровнем их развития, сформированностью межличностных отношений в совместной деятельности.
Функционально -деятельностный компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы объединения, функционирование и развитие её основных элементов и связей. Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в объединении находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие функции:
- образовательную, или познавательную, направленную на формирование экологического мировоззрения подростков;
- воспитательную, содействующую социализации подростков (социализация - это процесс
освоения социальных ролей и усвоения культурных норм). Данная функция, на мой взгляд,
является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.
Знакомству с лесом, описанию методов сохранения и восстановления лесов и посвящена программа «Лесной патруль». В доступной форме дается строение дерева, сведения о деревьях и кустарниках, их древесине, плодах, лекарственных, декоративных и других их свойствах. Так же подробно изучаются способы естественного и искусственного восстановления лесов, уход за древостоями, охрана их от пожаров и вредных насекомых, получаемая из леса древесина, не древесные продукты, свойства растущего леса и их влияние на сохранение среды. Рассказывается о профессиях связанных с лесом.
Внедрение программы «Лесной патруль» направленно на получение основных знаний о природных ресурсах и экологии родного края, посредством практической деятельности подростков в природных условиях.
В ходе проведения занятий педагог совместно с воспитанниками, опираясь на возможности методической и приборной базы образовательного учреждения, может осуществлять исследовательскую работу. Результаты проведенных исследований могут быть использованы как основа рефератов для участия в научно-практических конференциях.
Актуальность данной программы заключается в оказании помощи учащимся в развитии познавательных способностей, творческой активности посредством общения воспитанников с природой.
Цель программы: Воспитание у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.
Задачи:
1.Развивать потребности подростков общения с природой.
2.Формировать ключевые компетенции по вопросам экологии, энтомологии, дендрологии, зоологии, лесоводства и лесного хозяйства.
3.Укреплять и расширять знания об основах охраны природы.
4.Развивать и вовлекать подростков в практическую деятельность по охране и защите леса.
5.Способствовать овладению нормами правильного поведения в природной среде.
6.Способствовать формированию профессиональной ориентации подростков.
Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Приказа МИНОБРНАУКИ РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», программам ХМАО-Югры «Обеспечение экологической безопасности ХМАО-Югры на 2014-2020 годы", "Развитие гражданского общества ХМАО-Югры на 2014-2020 годы", Устава Центра «Созвездие».
Механизм реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения и ориентирована на детей в возрасте 12-16 лет. Группа состоит из 10-15 человек.
Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа. 1,2,3 года обучения предполагают реализацию 148 часов.
Вводная часть программы (первый год обучения) характеризует общие и специальные методы учебных исследований. После ее освоения подростки (при помощи педагога или самостоятельно) выбирают тему исследовательской или реферативной работы по предложенному блоку программы. Для ее выполнения потребуются теоретические знания, которые они уже приобрели на занятиях, а также самостоятельно. Результатом работы учащихся является оформленное и представленное на научно-практической конференции исследование или реферат.
Основная часть программы (второй и третий годы обучения) содержат увеличение дополнительной информации по изученным темам в первом году обучения, практической части отводится большее количество часов.
Сделать занятия интересными, чтобы каждый подросток мог гордиться своими достижениями, - таковы условия успешности занятий по программе. Поэтому педагог может самостоятельно менять соотношение пропорций блоков, как для всего коллектива, так и для каждого из его участников в зависимости от возраста детей, их развития, навыков, знаний, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.
При проведении занятий по программе используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагается сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсий, работа на экологических тропах, полевые экспедиции.
Виды деятельности: теоретическая, практическая, научно-исследовательская, опытническая, пропагандистская.
Методическое обеспечение программы
Основные принципы:
- принцип научности;
- принцип связь обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности.
Методы обучения.
Для реализации программы используются следующие методы:
- наглядные: показ, демонстрация объектов, пособий, таблиц, рисунков, схем, фотографий, видеофильмов;
- практические: игровые (дидактические игры, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры), метод поисково–исследовательской работы (экологический практикум - самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов, распознавание и определение объектов, наблюдение, экспериментирование), практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, комнатных растений, полив и пересадка растений, выращивание рассады, оформление клумб и цветников, уборка территории), уход за животными и растениями;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у учащихся знаний, чтение художественного произведения, сообщение воспитанника;
- коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в театральных постановках, экологических праздниках;
- интерактивные методы: мультимедийные презентации.
Формы обучения.
- Индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации, подготовка доклада, наблюдение за растениями и животными, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка);
- Групповые (беседы, экскурсии, тренинги, кинолектории, выставки, походы, конкурсы, театральные постановки, экологический практикум);
- Массовые (работы по благоустройству и озеленению помещений и территории мини-зоопарка, города, массовые природоохранные мероприятия и праздники, конференции, экологические фестивали).
Технологии:
В ходе реализации программы применяются следующие технологии:
1. технология свободного воспитания (развитие самостоятельности, воспитание самомотивации обучающихся);
2. гуманно-личностная технология (уважение к ребенку, оптимистическая вера в его потенциал, всесторонняя поддержка развития личности);
3. технология сотрудничества (партнерство, равенство, сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося при создании проблемных ситуаций высокого уровня);
Основополагающими технологиями в программе являются:
- технология игрового обучения предполагает занятия с использованием игр или игровых ситуаций и является эффективным средством обучения и воспитания, поскольку введение игрового сюжета привлекает внимание детей всей группы. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре учащиеся попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
- технология интерактивного обучения ориентирована на более широкое взаимодействие учащихся не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура занятия, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов: мотивация, сообщение целей, предоставление новой информации, интерактивные упражнения, новый продукт, рефлексия, оценивание, домашнее задание.
- технология проблемного обучения основана на создании особого вида мотивации — проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания экологического материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
- технология проектного обучения позволяет вовлечь учащихся в самостоятельный познавательный процесс. Участники проекта делятся на несколько групп, каждая группа собирает информацию по своему плану, что позволяет оценить какой – либо процесс с разных точек зрения. Во время подготовки к защите проекта учащиеся изучают обширный материал, проводят анкетирование, выпускают газеты, буклеты, информационные листки. Свои выступления каждая группа старается сделать содержательными и интересными, выбирая различные формы для презентации. Затем обучающиеся защищают свои проекты на занятии.
- технология ИКТ: интерактивная доска применяется для создания мультимедийных презентаций, мультфильмов, демонстраций, моделирования, поиска информации в Интернете, используются программы Word, Power Poin, Movie Maker, ActivInspire.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
- материально- техническое обеспечение;
- личностный подход и мастерство педагога, способные вызвать активную познавательную деятельность подростка.
Для организации и грамотного проведения учебно-воспитательного процесса необходимо иметь отдельный хорошо освещенный кабинет.
Кабинет должен быть оборудован столами, за которыми работают учащиеся, и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия, литература и фотоальбомы по результатам работ кружка.
В качестве дидактического материала необходимо иметь магнитофон, музыкальные записи, карандаши, рисунок с моделью леса, увеличительные стекла, иллюстрации с изображением животных, птиц, растений, картинки с изображением водоемов, наборы открыток с изображением водных растений и животных, картинки насекомых, картинки со следами животных, ветки разных деревьев, шишки разных деревьев, гербарии.
Для работы используются:
Альбомы: по 1 шт. «Следы зверей», «Обитатели леса», «Птицы», «Рыбы», «Лекарственные растения», Гербарии, Семена деревьев,Шишки хвойных деревьев, «Деревья»,«Цветы».
Иллюстрированные Атласы – определители средней полосы России по 1 шт.
Атлас – определитель деревьев и кустарников средней полосы России в осенне-зимний период;
Атлас – определитель насекомых – вредителей лесных древесных пород средней полосы России;
Атлас – определитель деревянистых растений средний полосы России в весеннее – летний период;
Атлас – определитель травянистых растений средней полосы Европейской части России по цветкам.
Микролаборатория для химического эксперимента 1 шт,
Нагреватель пробирок 1 шт,
Штатив лабораторный химический 5 шт,
Биологическая микролаборатория 2 шт,
Лабораторный комплект "Окружающий мир" 2 шт,
Учебный микроскоп 5 шт,
Набор микропрепаратов 2 шт.
Ожидаемые результаты и способы их оценки
При успешном освоении программы у обучающихся формируются следующие компетенции:
теоретические:
- оперирование специальной терминологией;
- знание о способах охраны окружающей среды;
- знание о региональных особенностях (флора, фауна и особо охраняемые территории ХМАО);
практические:
- сформированность экологического мировоззрения (умение применять знания на практике);
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- навыки исследовательской деятельности (умение вести наблюдение и делать выводы).
Программой предусмотрено проведение текущего и итогового контроля успеваемости учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся (далее «текущий контроль») проводится в течение учебного года с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем учебных занятий, прочности формируемых знаний, умений и навыков. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в следующих формах: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, экологические игры, викторины, беседы.
Основные критерии теоретических знаний учащихся
Разделы | Критерии эффективности | Виды контроля |
Лесоводство и лесоведение | Владение терминами, применение теоретических знаний на практике | Тесты, практические занятия. |
Дендрология | Уровень усвоения правил поведения в лесу и пожарной безопасности. | Викторины, деловая игра, тесты. |
Экология | Усвоение терминов, умения проводить эксперименты, опыты. | Лабораторные работы, эксперименты. |
Ботаника | Знать разнообразие растений. | Викторина, сбор гербария, растительное лото. |
Энтомология | Уровень усвоения терминов, знание особенностей видов насекомых. | Целевые экскурсии, тесты, викторины. |
Зоология | Знание особенностей животного мира ХМАО | Доклады, составление презентаций |
Эрудиты | Широта кругозора, уровень коммуникативности, владение устной речью. | Конкурсы, выступления, творческие работы, стенгазеты, плакаты. |
Основные критерии практических знаний учащихся
1. Практические работы по охране леса и животных
- Изготовление искусственных гнезд (дощатые гнездовья-скворечники)
- Развешивание гнездовий для птиц.
- Выращивание посадочного материала в лесном питомнике (хвойных пород).
- Посадка лесных культур.
- Уход за посевами в лесных питомниках. Уход за лесными культурами.
- Озеленение территории.
- Участие в биологических мероприятиях по сохранению животного мира:
- Проведение операции «Муравей» (учет, охрана, расселение);
- Подкормка птиц в зимнее время.
- Сбор гербариев древесно-кустарниковой растительности.
- Проведение экскурсий, походов по объектам природы.
- Проведение месячника по предотвращению самовольных рубок подроста пихт и елей для заготовки новогодних елок: операция «Новогодняя ель».
- Очистка и благоустройство родников и иных территорий.
- Изготовление аншлагов, указателей
2. Пропаганда идей охраны природы, проведение смотров, конкурсов, слетов, викторин:
- Представление экологически направленных театральных постановок в детском саду «Тополёк».
- Проведение конкурса на лучший фотоэтюд «Работа школьного лесничества».
- Оформление фотоальбома, показывающего работу школьного лесничества.
- Проведение конкурса рисунков на тему: «Сохраним Землю для потомков».
- Участие в конкурсе «Лучший творческий коллектив» Центра «Созвездие».
- Подготовка к районному слету членов школьного лесничества Советского района.
- Подготовка к окружному слету членов школьного лесничества ХМАО-Югра.
- Подготовка к научно-практической конференции «Первые шаги», к Окружному конкурсу «Подрост», к Всероссийскому конкурсу «Человек на Земле».
3. Содержание опытов и наблюдений:
- Влияние минеральных удобрений на рост лесных культур.
- Наблюдения за муравейниками.
Итоговый контроль представляет собой оценку качества усвоения учащимся содержания дополнительной общеобразовательной программы по окончании ее изучения. Итоговый контроль представляет собой мониторинг результатов обучения. Результаты итогового контроля фиксируются в мониторинговой карте «Критерии оценки обученности в эколого-биологическом объединении», разработанных в трехуровневой системе: высокий, средний, низкий уровень. (Приложение №1-2).
Содержание программы
Первый год обучения
Тематическое планирование 1-го года обучения
№ | Блоки программы | Общее количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Лесоводство и лесоведение. | 20 | 15 | 5 | |
Дендрология. | 24 | 15 | 9 | |
Экология. | 38 | 18 | 20 | |
Ботаника. | 28 | 16 | 12 | |
Энтомология. | 16 | 11 | 5 | |
Зоология. | 14 | 7 | 7 | |
Эрудиты. | 8 | 4 | 4 | |
Итого | 148 | 86 | 62 |
Содержание программы 1 –го года обучения
Блок 1. Лесоводство и лесоведение.
Теоретическая часть:
Знакомство воспитанников с целями и задачами объединения, программой и планом работы на год. Школьные лесничества, их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации подростков. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных растений. Положение о школьном лесничестве. Просмотр видеофильмов: «Школьные лесничества Югры», «Слеты школьных лесничеств». Общее понятие о лесоведении. Краткий обзор истории развития отечественного лесоводства. Народнохо-зяйственное значение леса. Экология леса. Возобновление леса. Понятие о лесном биогенозе. Основы лесной таксации, древесиноведение, древостой. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений. Защита и охрана леса.
Практическая часть:
Ознакомление в кабинете школьного лесничества с выставками рисунков, поделок и фотографий, дневниками, рефератами и альбомами, гербариями и коллекциями, которые были выполнены кружковцами в прошлые годы. Восстановление леса разными способами; Таксация деревьев; сбор гербариев; определение хвойных пород.
Блок 2. Дендрология.
Теоретическая часть:
Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород России и ХМАО. Биологические особенности и условия их произрастания. Понятие об ареале. Важнейшие хвойные породы. Топографические знаки. Природа лесных пожаров. Охрана леса от пожара. Правила пожарной безопасности. Виды костров. Способы тушения пожаров подручными способами.
Практическая часть:
Измерение диаметра и высоты ствола растущего дерева различными инструментами и приборами. Определение по образцам семян основных лесообразующих пород. Ориентирование на местности по компасу. Разведение костров различными способами.
Блок 3. Экология.
Теоретическая часть:
Абиотические факторы, их описание и анализ. Описание рельефа местности, выбор маршрута и точек наблюдений. Изучение способов уровня загрязнения окружающей среды. Нефтепродукты, масла и жиры Влияние дорог на окружающую среду. Фенологические наблюдения. Явления живого мира. Растительное сообщество и жизнь организмов в нём. Охраняемые территории Советского района. Знакомство с природоохранными предприятиями города Советский.
Практическая часть:
Маршрутные климатические наблюдения. Анализ биотических факторов наземной экосистемы Определение численности и биомассы растений. Анализ абиотических факторов водной экосистемы Отбор и консервация проб воды. Биоиндикация загрязнений наземных и водных экосистем. Лихеноиндикация загрязнений воздуха и картирование лишайников. Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны. Биондикация загрязнений малых рек и водоемов. Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями. Экскурсии.
Блок 4. Ботаника.
Теоретическая часть
Разнообразие распространение, значение растений (водоросли, лишайники, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, цветковые). Общая характеристика грибов. Строение и многообразие покрытосеменных растений. Виды корней и типы корневых систем.
Практическая часть
Строение семян. Внешнее строение листа. Определение различных видов соцветий. Шляпочные грибы. Грибы-паразиты. Определение по внешнему виду грибов нашего края.
Блок 5. Энтомология.
Теоретическая часть
Место насекомых в системе животного мира и их значение. Внешнее строение насекомых. Внутреннее строение насекомых. Развитие насекомых. Общие сведения о болезнях растений. Вредоносные грибы. Бактерии, вирусы. Методы защиты леса от вредителей.
Практическая часть
Определение насекомых нашего края. Указание частей внешнего и внутреннего строения насекомого по рисунку. Викторина «вредоносные грибы». Определение по нанесенному ущербу вредителей древесных растений.
Блок 6. Зоология.
Теоретическая часть
Животный мир Югры. Разнообразие рыб. Земноводные, или Амфибии нашего края. Пресмыкающиеся, или Рептилии. Птицы. Млекопитающие, или звери. У кого какой дом. Красная книга ХМАО. Исчезающие виды.
Практическая часть
Определение по картинкам названий животных, рыб, земноводных, амфибий нашего края. Тест «Красная книга ХМАО». Определение по контуру животных и птиц. Викторина «У кого какой дом?»
Блок 7. Эрудиты.
Теоретическая часть
Коренные народы Югры, их занятия и традиции. Солнечная система. Динозавры. Чудеса света. Тайны природы. Открытия и изобретения.
Практическая часть
Викторины, тесты, ребусы, решение кроссвордов. Изучение литературы. КВН, брейн-ринг. Второй год бучения
Второй год обучения
Тематическое планирование 2- года обучения
№ п\п | Блоки программы | Общее количество часов | В том числе: | |
теория | практика | |||
Лес – основные сведения. | 20 | 13 | 7 | |
Сезонные наблюдения флоры и фауны. | 10 | 3 | 7 | |
Лесоводство. | 22 | 7 | 15 | |
Знакомство с профессиями. | 8 | 1 | 7 | |
Практикум. | 88 | 8 | 80 | |
| Итого: | 148 | 32 | 116 |
Содержание программы 2 –го года обучения
Блок 1. Лес – основные сведения
Лес — основной компонент окружающей среды.
Лес в творчестве писателей и художников. Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса. Основные свойства леса. Роль зеленых насаждений в жизни человека. Лес — место обитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. Заповедники и заказники. Выявление и охрана памятников природы.
Практическая работа. Беседа с воспитанниками на тему «Значение леса в жизни человека». Организация конкурсов, викторин «Лес—мир добра и чудес». Оформление стенда «Что дает один гектар леса». Выявление и учет природных объектов родного края, представляющих научный и хозяйственный интерес.
Ознакомление с общими понятиями и терминологией из специального словаря. Экскурсии в лес для определения типов леса по лесорастительному покрову.
Основные сведения о лесных ресурсах мира, России, ХМАО и Советского района.
Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира, России, ХМАО и Советского района. Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экономическое значение в настоящее время и в будущем. Управление лесным хозяйством в России.
Практическая работа. Работа с литературой и атласами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Выписка в тетрадь—памятку необходимых данных. Трудовое участие в озеленении закрепленной территории и уходе за ранее посаженными деревьями и кустарниками.
Древесные растения.
Дикорастущие и культурные древесные растения. Отдельные представители, являющиеся объектами для фенологических наблюдений; их биология и хозяйственное значение.
Практическая работа с гербариями древесных пород своей местности, их определение. Ведение фенологических наблюдений.
Кустарниковые и травянистые растения.
Знакомства с отдельными представителям как объектами для фенологических наблюдений. Их биология. Лекарственные растения.
Практическая работа с гербарным материалом, определителями. Ведение фенологических наблюдений.
Мхи и лишайники.
Особенности строения и роста. Значение мхов и лишайников в природе и для человека. Основные рода и часто встречающиеся виды.
Практическая работа. Составление коллекции мхов и лишайников.
Грибы.
Строение грибов. Отдельные представители высших грибов. Съедобные и ядовитые грибы.
Практическая работа со школьным гербарием. Работа с определителями,
микропрепаратами. Наблюдение в природе за особенностями места произрастания грибов.
Блок 2. Сезонные наблюдения флоры и фауны.
Организация метеорологических и фенологических наблюдений в природе.
Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и
природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных. Как, что и когда наблюдать в природе? Порядок их проведения в натуре. Оформление результатов наблюдений. Предсказание изменения погоды по поведению животных, состоянию растений и народным приметам.
Главнейшие объекты для фенологических наблюдений. Инструменты и приборы для метеорологических наблюдений. Основные правила ведения наблюдений и требования к ним.
Практическая работа. Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы (развитием и ростом распни, поведением насекомых, зверей и птиц) и хозяйственной деятельностью человека. Порядок занесения полученных данных в дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения. Сбор различных природных материалов для составления учебных коллекций: следы жизнедеятельности животных, гнезд птиц (брошенных), образцов древесины, плодов, семян, поврежденных насекомыми или зверями. Беседы: «Народные приметы и предсказание погоды по ним», «Какая завтра погода», «Животный и растительный мир и погода», «Животные-синоптики», «Растения- барометры». Обобщение итогов наблюдения за природой и сравнение их с соответствующим периодом прошлого года. Экскурсии в природу с целью изучения растений, животных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.
Сезонные явления в жизни растений. Фазы развития растений.
Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Набухание почек. Распускание цветочных почек у плодовых деревьев. Развертывание первых листьев. Цветение (начало, массовое цветение, конец цветения). Вторичное цветение деревьев и кустарников, травянистых растений. Созревание плодов и семян. Опадание завязей и незрелых плодов. Цвет листьев осенью, конец листопада.
Практическая работа по сбору и оформлению гербария. Ведение наблюдения за сезонными явлениями в жизни растений.
Сезонные явления в жизни млекопитающих.
Животные водной и наземной среды. Температура и влажность - основные факторы внешней среды, обусловливающие жизнедеятельность животных. Годичный цикл; миграции к местам зимовки; места и длительность зимовки; начало размножения. Места обитания. Образ жизни. Биологические особенности. Движение, дыхание, зрение, слух в водной среде и на суше. Питание. Суточная активность. Водные млекопитающие - ценные пушные животные (бобр, выдра, ондатра, нутрия). Их биология. Связь с водной средой. Охрана. Акклиматизация и реакклиматизация. Животные «Красной книги».
Практическая работа. Тематика и методика опытов и наблюдений за животными в природе и уголке живой природы. Выявление видового состава и определение животных по определителям, проточных и непроточных водоемов, реки и ручья, местного леса, низового и верхового болота, канав, луж. Наблюдения в природе и в уголках живой природы за животными: их внешним видом, движениями, дыханием, зрением, слухом, обонянием, питанием, образом жизни, развитием, суточной и годовой активностью, взаимоотношениями; время и места зимовки, опыты по выяснению влияния факторов внешней среды на жизнедеятельность, выработка условных рефлексов на различные раздражители. Выявление редких видов животных местности. Составление списка фауны местности. Экскурсии в природу, музей краеведения, музей заповедника, охотинспекцию, мини-зоопарк Центра «Созвездие».
Сезонные явления в жизни птиц и насекомых.
Общая характеристика классов птиц. Биология отдельных представителей. Перелеты птиц. Весенний пролет и прилет; осеннее стаение птиц. Осенний отлет, пролет и прилет. Гнездование. Кладка яиц, насиживание яиц. Появление и вылет птенцов. Последняя песня (крик) летом. Линька. Вторичное гнездование птиц. Появление зимующих птиц. Сезонная местность обитания птиц. Общая характеристика класса насекомых и отдельных отрядов. Биология и хозяйственное значение ос, шмелей, бабочек - капустниц, бабочек - крапивниц, бычьих оводов и слепней, майских жуков, муравьев. Весеннее пробуждение насекомых. Миграции.
Практическая работа с коллекционным материалом и определителями. Изучение жизни птиц, их привлечение и охрана. Экскурсия в природу. Наблюдение за птицами и следами их жизнедеятельности. Отлов насекомых и пополнение коллекции.
Блок 3. Лесоводство
Основы лесоведения и лесоводства.
Лесоводство—наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины. Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Растения, занесенные в «Красную книгу России» и области. Охраняемые виды редких растений ХМАО и Советского района. Главное, промежуточное и побочное пользование лесом. Краткие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Дикорастущие растения, используемые и пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
Практическая работа. Инструктаж всех учащихся при выполнении ими любых работ в лесу. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей. Определение породного состава деревьев и кустарником по готовому гербарию и с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешнему виду семян. Распознавание видов грибов, ягод и лекарственных растений по рисункам, гербарию, альбомам и открыткам с помощью определителей. Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки. Изготовление наглядных пособий: альбомов, рисунков или фотографий съедобных и ядовитых для животных и человека грибов, ягод и растений.
Проведение викторины «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные растения?», «Знаешь ли ты главнейшие древесные и кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?» Участие в трудовой операции «Лесная аптека» по сезонам года и видам заготовки лекарственного сырья при наличии задания аптеки поселка. Беседы на темы «Что такое лес и его элементы», «Лекарственные растения и здоровье человека». Экскурсии в лес для ознакомления с рубками ухода за лесом, а также с работой орудий и машин.
Лесовосстановление.
Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки. Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание крупномерных саженцев для посадки леса под полиэтиленовой пленкой. Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка крупномерного посадочного материала для озеленения. Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса. Применение орудий, машин и механизмов на лесокультурных работах. Техника
безопасности. Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и при посадке сеянцев на лесокультурной площади.
Практическая работа. Закладка опытов: применение разных способов размножения для различных деревьев и кустарников. Подготовка весеннего праздников в рамках акции «Марш парков и заповедников». Подготовка отчета по теме «Анализ опыта выращивания посадочного материала под полиэтиленовой пленкой». Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки. Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет и ознакомления с работой лесокультурной техники. Распознавание основных видов минеральных и органических удобрений. Составление коллекции минеральных удобрений. Участие в трудовой операции «Лесные семена». Участие в посадке леса и уходе за лесными культурами и сеянцами в питомнике, в озеленительных работах, осенней инвентаризации лесных культур, выявление их приживаемости.
Охрана и защита леса.
Организация охраны леса. Положение о государственно-лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения. Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные, занесенные в «Красную книгу». Животные, занесенные «Черную тетрадь». Охраняемые виды животных. Главнейшие виды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вредителей. Насекомые-энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.
Практическая работа. Изучение отличительных признаков по чучелам и во время
экскурсий в лес по следам и живым объектам, по коллекциям с определителем главнейших видов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.
Участие в подготовке праздника природы «День птиц». Определение видов животных по поврежденным растениям древесине, коре и листьям при помощи определителей. Оформление коллекции повреждений насекомыми древесине и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых. Написание рассказов о своих наблюдениях за птицами. Общественно полезный труд. Проведение контрольных ревизий-обходов. Участие в трудовой операции «Муравей» для их учета и охраны. Глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса Сбор и уничтожение вредителей (взрослых насекомых, гусениц куколок и кладок яиц). Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей.
Лесная таксация.
План организации лесного хозяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические знаки. Единицы измерения и учета в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационным признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.
Практическая работа. Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам выкопировкам с них. Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на глаз высоты дерева, его диаметра и ширины. Составление словаря незнакомых лесных терминов, встретившихся при изучении темы «Основы лесной таксации».
Организация лесозаготовок и переработки древесины в лесном хозяйстве. Понятие о главнейших технико-экономических показателях производственных планов. Вопросы организации труда лесном хозяйстве. Лес как источник получения древесины, побочных продуктов сырья для многих отраслей промышленности. Рациональное пользование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Борьба с потерями в лесном хозяйстве. Химическая переработка древесного сырья. Использование отходов после переработки древесины. Организация заготовки, вывозки и переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и механизмы, применяемые при этих работах. Меры, обеспечивающие безопасность работы на них. Понятие о лесном сортименте.
Практическая работа. Подготовка и участие в празднике «День работника леса», поздравление работников лесного хозяйства. Изготовление коллекции образцов древесных пород, растущих в лесу (длина образца 0,5 м, диаметр до 20 см с показом текстуры—ее строения—древесины в радиальном, тангенциальном и поперечном срезах). Экскурсии в лес для ознакомления с технологией лесозаготовок; в деревообрабатывающие цехи для ознакомления с теологическими процессами и работой на деревообрабатывающих станках. Знакомство с готовыми видами продукции, получаемой после переработки древесины. Посещение лесничеств (лесхоза), беседы со специалистами лесного хозяйства.
Охрана природы.
Природа – наш общий дом. Необходимость охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. За культуру поведения в природе. Значение охраны природы. Законодательные документы по охране природы. Охрана окружающей природной среды — дело всех народов мира. Соблюдение законов об охране природы. Роль пропаганды знаний по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Заповедники, заказники, национальные парки и микрозаповедники как форма сохранения отдельных участков нетронутой природы для научных, хозяйственных и воспитательных целей. Заповедники, заказники и национальные парки России.
Практическая работа. Патрулирование территорий. Очистка насаждений от захламления. Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир — посмотри вокруг».
Блок 4. Знакомство с профессиями
Знакомство с профессиями: инженер по защите и охране леса, инженер по лесопользованию, инженер по лесным культурам, лесничий. Изучение особенностей в работе. Главные качества для профессии. Обучение по специальности. Встречи с людьми данной профессии.
Механизация лесного хозяйства.
Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах.
Итоговая конференция.
На конференции подводятся итоги работы объединения, заслушиваются отчеты об общественно полезной работе в лесничестве, о результатах опытов и экспериментов, награждаются лучшие учащиеся.
Блок 5. Практикум
Подготовка и проведение природоохранных акций.
Подготовка проводится силами кружковцев с привлечением необходимых специалистов. Акции "Марш парков, "Спасти и сохранить" проводятся для детей дошкольного и школьного возраста, а также совместно со взрослыми.
Подготовка к слетам и конкурсам.
Подготовка проводится по программам районных и окружных слетов школьных лесничеств. Выпуск газеты, викторины, брейн - ринги, КВН, экскурсия в лес, праздник «День птиц», вечера посвященные природе, экскурсия на Белую гору, экологическая гостиная.
Третий год бучения
Тематическое планирование 3- года обучения
№ п\п | Блоки программы | Общее количество часов | В том числе: | |
теория | практика | |||
Лесоводство. | 44 | 22 | 22 | |
Знакомство с профессиями. | 16 | 8 | 8 | |
Практикум. | 88 | 10 | 78 | |
| Итого: | 148 | 40 | 108 |
Содержание программы 3 –го года обучения
Блок 1. Лесоводство
Основы лесоведения и лесоводства.
Лес и его значение в жизни человека, округа, страны и земного шара в целом.
Защитная роль леса: водоохранная, почвозащитная, полезащитная.
Эстетическая роль леса.
Практическая работа. Подготовка и участие в празднике «День работника леса», поздравление работников лесного хозяйства. Патрулирование территории лесхоза, экологической тропы. Очистка насаждений от захламления. Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир — посмотри вокруг».
Организация лесозаготовок и переработки древесины в лесном хозяйстве.
Лес-источник непосредственных материальных ценностей. Что даёт нам древесина? Побочное пользование лесными богатствами. К чему может привести уничтожение леса?
Леса и их географическое размещение по породному составу. Дендрология-наука, изучающая строение древесных пород, их свойств и географическое размещение. Ствол, сбег, крона, побег, почки, цветки.
Развитие древесных растений. Изучение методики посадки деревьев и кустарников в условиях ХМАО-Югры.
Описание важнейших древесных пород(хвойные, лиственные). Основные хвойные породы (сосна обыкновенная, лиственница сибирская, сосна кедровая, ель обыкновенная, ель сибирская, можжевельник обыкновенный). Общие сведения о важнейших лиственных породах (берёза повислая, ольха черная и серая, жимолость, бузина, тополь обыкновенный, осина, дуб черешчатый, бук лесной, липа мелколистная, клён остролистный).
Сбор побегов древесно-кустарниковых пород (составление гербария).
Изготовление поперечных, продольных срезов древесно-кустарниковых пород.
Определение древесно-кустарниковых пород по коре.
Определение деревьев и кустарников по семенам.
Практическая работа. Сбор семян цветочных, кустарниковых и древесных культур, очищение, сортировка, фасовка.
Изучение в лесу хвойных, лиственных пород.
Инструктаж всех учащихся при выполнении ими любых работ в лесу. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей. Определение породного состава деревьев и кустарником по готовому гербарию и с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешнему виду семян. Распознавание видов грибов, ягод и лекарственных растений по рисункам, гербарию, альбомам и открыткам с помощью определителей. Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки. Изготовление наглядных пособий: альбомов, рисунков или фотографий съедобных и ядовитых для животных и человека ягод и растений.
Проведение викторины «Знаешь ли ты ягоды и лекарственные растения?», «Знаешь ли ты главнейшие древесные и кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?» Участие в трудовой операции «Лесная аптека» по сезонам года и видам заготовки лекарственного сырья. Беседы на темы «Что такое лес и его элементы», «Лекарственные растения и здоровье человека».
Основы лесоведения и лесоводства.
Типы лесных насаждений (сосняки, ельники, березняки, кедровники). Чистые и смешанные (определение породного состава насаждения).
Ярусность леса.
Понятие о возобновлении леса. Подлесок, подрост. Напочвенный покров. Травяно-кустарничковый покров. Мохово-лишайниковый покров.
Почва (гумус). Почва, ее виды, значение, происхождение. Методы подготовки почвы к посеву. Минеральные удобрения. Органические удобрения.
Разделение леса по квартальной сетке (квартальные и полуквартальные). Размер кварталов, направление, нумерация, столбы. Распределение леса по классам возраста, товарности.
Рубки, уход за лесом (абрис, составление схем). Лесохозяйственный инвентарь.
Виды и способы рубок. Осветление, прочистки, прореживание, проходные рубки, санитарные, рубки, рубки сплошно-санитарные.
Практическая работа. Изготовление искусственного почвогрунта, посев семян цветочных растений на рассаду, выращивание рассады.
Инструктаж всех учащихся при выполнении ими любых работ в лесу. Экскурсии в лес для ознакомления с рубками, ухода за лесом, а также с работой орудий и машин.
Блок 2. Знакомство с профессиями
Знакомство с профессиями: государственный инспектор по охране леса, техник-лесовод, вальщик леса, лесоруб, стропальщик, машинист трелевочными машинами. Изучение особенностей в работе. Главные качества для профессии. Обучение по специальности. Встречи с людьми данной профессии.
Механизация лесного хозяйства.
Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах.
Итоговая конференция.
На конференции подводятся итоги работы объединения, заслушиваются отчеты об общественно полезной работе в лесничестве, о результатах опытов и экспериментов, награждаются лучшие воспитанники.
Блок 3. Практикум
Подготовка и проведение природоохранных акций.
Подготовка проводится силами кружковцев с привлечением необходимых специалистов. Акции "Марш парков, "Спасти и сохранить" проводятся для детей дошкольного и школьного возраста, а также совместно с взрослыми.
Подготовка к слетам и конкурсам.
Подготовка проводится по программам районных и окружных слетов школьных лесничеств. Окружной конкурс школьных лесничеств; окружной конкурс творческих работ «Лес глазами детей»; окружной конкурс творческих работ «Благославляю, Вас леса» и других.
Выпуск газеты, викторины, брейн - ринги, КВН, экскурсия в лес, праздник «День птиц», вечера посвященные природе, экскурсия на Белую гору, экологическая гостиная.
Список литературы
Литература для педагога
1. Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о насекомых. М., «Молодая гвардия», 1995
2. Васильев И.М. Как зимуют растения. М., Колос, 2000
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 21 марта 2002г.)
4. Журналы «Лес и человек», М., «Лесная промышленность»
5. Здравствуй, страна Ольховия! Волгоград, 2003
6. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. №136-Ф3. Принят Государственной думой 28 сентября 2001 г.
7. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. М., «Просвещение», 1991
8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
9. Красная книга России.
10. Красная книга ХМАО.
11. Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 января 1997г. № 22-Ф3 (с изменениями от 30 декабря 2001 г.). Принят Государственной думой 22 января 1997 г.
12. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Основы лесоводства. М., «Просвещение», 1986
13. Михеев А.В. и др. Охрана природы. М., «Просвещение», 1990
14. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас определитель высших растений. М., «Просвещение», 1991
15. Петров В.В. Весна в жизни леса. М., Наука, 2001
16. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., «Просвещение»,2001
17. Растительные ресурсы. Ленинград, «Наука», ленинградское отделение, 1999
18. Рекомендации в помощь руководителям школьных лесничеств и кружков юных лесоводов. Волгоград, 1999
19. Савковский П.П. Атлас вредителей плодовых и ягодных культур. Киев, «Урожай», 1990
20. Сборник нормативных правовых актов в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Государственная лесная служба. 2002 г.
21. Стрижев А.Н. Травы вокруг нас. М., Колос, 2003.
22. Яковлев Г.П., Челобитько В.А. Ботаника. М., «Высшая школа», 1996
Список литературы для обучающихся
- Атлас животных. М., 2000г.
- Зауэр Ф. Птицы, путеводитель по природе. М., 1998.
- Логинов Л.М., Озеров А.Г. Кладовые природы. ЦДЮТК, М., 2000.
- Мансурова С.Е. Школьный практикум, следим за окружающей средой.
9 – 11 класс. М., 2001
- Степановских А.С. Охрана окружающей среды. 2000г.
- Скляевский Л.Я. Ядовитые растения . М., 2004.
- Учебное пособие по экологии:
- Люди и звери. Волгоград, 1999.
- Загрязнение и сохранение. Волгоград, 1995.
- Луга и степи. Волгоград, 1995.
- Энциклопедия окружающего мира. М., 2005.
- Мир вокруг тебя. Энциклопедия экологии для детей. М., 2005.
- Большая энциклопедия природы. М., 2004.
- Насекомые. М., 2007.
- Деревья. М., 2006.
- Энциклопедия. Тайны живой природы. М., 2007.
- Энциклопедия. Мир леса. М., 2007.
- Энциклопедия знатока. Зеленая планета. М., 2006.
- Юдин А.В. Большой определитель грибов. 2001.
Приложение1
Утверждено на заседании районного методического объединения педагогов дополнительного образования Протокол №3 от 29.01.2013 г.
Мониторинговая карта «Критерии оценки обученности в эколого-биологическом объединении»
Теоретические | Практические | |||||
Оперирование специальной терминологией | Сформированность экологического мировоззрения ( умение применять знания на практике) | |||||
ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | |
Умение оперировать терминологией в полном объеме в рамках программы | Владеет основными терминами в рамках программы (знает, понимает, не использует в речи). | Не владеет, не оперирует специальной терминологией | Применяет знания в предлагаемых обстоятельствах, ситуациях, вносит элемент творчества в деятельность | Выполняет действия на основе алгоритма, с четко обозначенными правилами. | Не применяет на практике знания. | |
Знание о способах охраны окружающей среды | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | |||||
ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | |
Знает о способах охраны окружающей среды (умение вести себя на природе, значение природы для человека, отрицательное влияние человека на природу). | Частично знает о способах охраны окружающей среды | Не знает о способах охраны окружающей среды | Адекватно оценивает свои действия, результаты действия, товарища, группы. Указывает причины успехов и неудач в деятельности, отмечает трудности, с которыми столкнулся при решении задач и определяет возможности их преодоления в дальнейшем. | Затрудняется в определении сильных и слабых сторон своей деятельности, с трудом раскрывает мотивы своих действий | Не умеет дать оценку своим действиям и действиям своих сверстников | |
Знание о региональных особенностях (флора, фауна и особо охраняемые территории ХМАО) | Навыки исследовательской деятельности (умение вести наблюдение и делать выводы) | |||||
ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | |
Знает в полном объеме, в рамках программы, типичных представителей животного и растительного мира, особо охраняемых территорий, основных представителей Красной книги ХМАО-Югры. | Имеет представление о животном и растительном мире ХМАО | Имеет частичные представления о животном и растительном мире ХМАО. | Умеет вести наблюдение и делать выводы. Умеет Работать (самостоятельно подбирать, анализировать ) с любым источником информации. | Умеет вести наблюдение, но затрудняется делать выводы | Не умеет работать с источниками информации, не владеет навыками исследовательской деятельности |
Приложение 2
Уровень освоения программы «Лесной патруль»
№ | Ф.И. уч-ся | Компетенции | |||||||
теоретические | практические | ||||||||
Оперирование специальной терминологией | Знание о способах охраны окружающей среды | Знание о региональных особенностях (флора, фауна и особо охраняемые территории ХМАО) | Итог | Сформированность экологического мировоззрения ( умение применять знания на практике) | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Навыки исследовательской деятельности (умение вести наблюдение и делать выводы) | Итог | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Дорожный патруль»
Программа «Дорожный патруль» имеет социально-педагогическую направленность, рассчитана на 2 год обучения детей в возрасте 10 – 14 лет. Особенностью программы является то, что идет активное привлечение...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Игровая экология"(при скачивании полная версия с титульным листом)
Название программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая экология»Руководитель программыВасянин О.Н., директор Центра «Созвездие».Автор программы...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ребятам о зверятах"(при скачивании полная версия с титульным листом)
Название программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ребятам о зверятах»Руководитель программыВасянин О.Н., директор Центра «Созвездие».Автор програм...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...