Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по экологии (9 класс)
Программа направлена на формирование и развитие функциональной граммотности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.vneurochnoy_deyatelnosti_ekologika_1.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
Метапредметными результатами освоения программы являются:
Познавательные:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты
- систематизировать и обобщать различные виды информации
- описывать собственные наблюдения или опыты, условия проведения, полученные результаты
- использовать дополнительные источники информации
- соблюдать правила проведения в опасных ситуациях.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере: наличие углублённых представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; - в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями и за домашними питомцами;
- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Экология растений (8 часов)
Тема 1. Влияние абиотических факторов на жизнь растений (4 часа)
- Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.
- Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.
- Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.
- Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
- Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.
Тема 2. Влияние биотических факторов на жизнь растений (2 часа)
- Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.
- Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.
- Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.
Тема 3. Растительные сообщества. Охрана растительного мира (2 часа)
- Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.
- Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.
Раздел 2. Экология животных (9 часов)
Тема 1. Условия существования животных (2часа)
- Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.
- Наземно-воздушная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.
- Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
- Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.
- Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.
- Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.
Тема 2. Биотические факторы в жизни животных (3 часа)
- Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
- Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность. Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.
- Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.
Тема 3. Абиотические факторы в жизни животных (3 часа)
- Свет в жизни животных. Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.
- Вода в жизни животных. Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Эко логические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.
- Температура в жизни животных. Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.
- Кислород в жизни животных. Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.
Тема 4. Изменения в животном мире Земли (1 час)
- Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.
- Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.
Раздел 3. Экология человека (8 часов)
Тема 1. Окружающая среда и здоровье человека (3 часа)
- Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни. История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
- Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.
- Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.
- Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Тема 2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (5 часов)
- Опорно-двигательная система. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.
- Кровь и кровообращение . Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД. Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
- Дыхательная система. Правильное дыхание. Горная болезнь.
- Пищеварительная система . Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. Рациональное питание. Режим питания. Диета.
- Кожа. Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
- Нервная система. Высшая нервная деятельность. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
- Анализаторы. Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.
- Половая система. Развитие организма. Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
Раздел 4. Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой (9 часов)
Тема 1. Влияние экологических факторов на развитие человечества (1 час)
- Экологические (температура, влажность) факторы и их влияние на развитие человечества. Показатели состояния биосферы. Возможности человека и человечества к адаптации. Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество. Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.
Тема 2. Воздействие человечества на биосферу (5 часов)
- Потребности людей в питании, дыхании и размножении и участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества. Производство пищи как биосферный процесс. Смена источников питания человечества на протяжении его развития. Положение А.М. Уголева об адекватном питании.
- Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый воздух — залог выживания человечества и биосферы в целом.
- Показатели изменения численности человечества (развитые и развивающиеся страны). Увеличение населения на Земле. Экологическое и технологическое воздействия человечества на биосферу. Значение генетической и негенетической информации для человечества.
- Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере. Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как фактор эволюции биосферы.
- Современный масштаб деятельности человечества. Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы человечества и биосферы.
Тема 3. Устойчивое развитие общества и природы (1 час)
- Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития.
Тема 4. Познание мира и экологическое образование (2 часа)
- Научно-технический прогресс. Осознание человечеством масштаба своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение о развитии ноосферы.
- Развитие экологического сознания в человечестве. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов на тему | Формы организации | Основные виды деятельности |
Раздел 1. Экология растений (8 часов) Тема 1. Влияние абиотических факторов на жизнь растений (4 часа) | ||||
1 | Свет и тепло в жизни растений | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
2 | Вода в жизни растений | 1 | Самостоятельное выполнение познавательных заданий | Познавательная |
3 | Воздух в жизни растений | 1 | Самостоятельное выполнение познавательных заданий | Познавательная |
4 | Почва в жизни растений | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
Тема 2. Влияние биотических факторов на жизнь растений (2 часа) | ||||
5 | Взаимное влияние животных и растений. | 1 | Выполнение практических заданий | Игровая |
6 | Роль грибов и бактерий в жизни растений. | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
Тема 3. Растительные сообщества. Охрана растительного мира (2 часа) | ||||
7 | Растительные сообщества. | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
8 | Охрана растительного мира | 1 | Презентация. Диспут. | Познавательная |
Раздел 2. Экология животных (9 часов) Тема 1. Условия существования животных (2часа) | ||||
9 | Многообразие условий обитания. Среды жизни | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
10 | Жилище как среда обитания | 1 | Выполнение практических заданий | Игровая |
Тема 2. Биотические факторы в жизни животных (3 часа) | ||||
11 | Животные и растения. | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
12 | Взаимоотношения между животными | 1 | Выполнение практических заданий | Познавательная |
13 | Животные и микроорганизмы | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
Тема 3. Абиотические факторы в жизни животных (3 часа) | ||||
14 | Свет в жизни животных | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
15 | Вода в жизни животных. | 1 | Выполнение практических заданий | Игровая |
16 | Температура и кислород в жизни животных | 1 | Выполнение практических заданий | Познавательная |
Тема 4. Изменения в животном мире Земли (1 час) | ||||
17 | Изменения в животном мире Земли | 1 | Презентация. Диспут. | Познавательная |
Раздел 3. Экология человека (8 часов) Тема 1. Окружающая среда и здоровье человека (3 часа) | ||||
18 | Человек как биосоциальное существо | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
19 | Характеристика основных адаптивных типов человека | 1 | Презентация. Диспут. | Познавательная |
20 | Климат и здоровье. Вредные привычки, пагубные пристрастия | 1 | Работа с текстом для выявления своей точки зрения | Проблемно- ценностное общение |
Тема 2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (5 часов) | ||||
21 | Опорно-двигательная система. | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
22 | Кровь и кровообращение. Дыхательная система. | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
23 | Пищеварительная система. Кожа | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
24 | Нервная система. Анализаторы | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
25 | Половая система | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
Раздел 4. Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой (9 часов) Тема 1. Влияние экологических факторов на развитие человечества (1 час) | ||||
26 | Влияние экологических факторов на развитие человечества | 1 | Работа с текстом для выявления своей точки зрения | Познавательная |
Тема 2. Воздействие человечества на биосферу (5 часов) | ||||
27 | Потребности людей в питании, дыхании и размножении | 1 | Выполнение практических заданий | Игровая |
28 | Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы | 1 | Презентация. Диспут. | Познавательная |
29 | Показатели изменения численности человечества | 1 | Презентация. Диспут. | Познавательная |
30 | Экологические кризисы | 1 | Работа с текстом для выявления своей точки зрения | Познавательная |
31 | Глобальный экологический кризис | 1 | Работа с текстом для выявления своей точки зрения | Познавательная |
Тема 3. Устойчивое развитие общества и природы (1 час) | ||||
32 | Устойчивое развитие общества и природы | 1 | Презентация. Диспут. | Познавательная |
Тема 4. Познание мира и экологическое образование (2 часа) | ||||
33 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение о развитии ноосферы. | 1 | Презентация. Диспут. | Познавательная |
34 | Развитие экологического сознания в человечестве | 1 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа с тестом | Проблемно- ценностное общение |
Всего уроков в учебном году: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...