Рабочая программа элективного курса «Экология Подмосковья»
рабочая программа по экологии (10, 11 класс)
Программа элективного курса «Экология Подмосковья» составлена на основе авторской программы элективного курса «Экология Подмосковья» к.г.н. В.А. Волкова, к.п.н. Е.А. Дунаевой к.б.н. Т.В. Дунаевой, к.п.н. Г.Г. Швецова (2017г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_programma_el_kursa_ekologiya_podmoskovya_11_klass_2021.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1»
г. о. Серпухов Московской области
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЭКОЛОГИИ ПОДМОСКОВЬЯ
11 классы
Базовый уровень
Составитель:
Пронина Ольга Николаевна
2021 г.
Г. О. СЕРПУХОВ
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Экология Подмосковья» составлена на основе авторской программы элективного курса «Экология Подмосковья» к.г.н. В.А. Волкова, к.п.н. Е.А. Дунаевой к.б.н. Т.В. Дунаевой, к.п.н. Г.Г. Швецова (2017г.).
Программа элективного курса «Экология Подмосковья» предназначена для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования. Программа рассчитана на 34 часа, включая 2 часа резервного времени.
В содержании программы элективного курса рассматриваются вопросы, связанные с устойчивым развитием человечества, рациональным природопользованием и экологической безопасностью. Такой подход позволяет сделать курс практикоориентированным и личностнозначимым, что повышает интерес к его изучению и может способствовать профессиональной ориентации учеников 11 класса. Даже в том случае, если ученик не выберет профессию, непосредственно связанную с экологией, изучение предмета поможет увидеть экологическую составляющую его будущей специальности, принять экологосообразные бытовые и профессиональные решения, нести ответственность за их последствия для окружающей среды.
Обучающиеся, приступающие к изучению курса должны иметь базовые знания и умения в области экологии и предметов естественнонаучной направленности (в рамках требований к результатам освоения программ основного общего образования), включая:
- знания о взаимозависимости организма и среды, о составе и структуре природных сообществ, о биосфере, об экологических факторах (биотических, абиотических, антропогенных), о круговоротах веществ и потоках энергии в экосистемах, о трофических сетях, о продуктивности экосистем;
- умения использовать мыслительные приемы, позволяющие анализировать учебный материал и осуществлять межпредметную интеграцию учебного содержания; анализировать пути решения конкретных природоохранных проблем; осуществлять отбор, обработку, визуализацию и представлять информацию в различной форме; определять виды растений с помощью определителя; работать с биолого-химическим лабораторным оборудованием; делать рефераты и презентации; проводить несложные научные исследования и осуществлять проектную деятельность.
Цели элективного курса: сформировать у обучающихся представления об особенностях экологического состояния Московской области и стратегии устойчивого развития.
Задачи элективного курса:
- Обобщить и систематизировать экологические знания, полученные в рамках изучения основ экологии на уроках биологии, химии, географии и пр.);
- Познакомить обучающихся с текущей экологической ситуацией в Московской области, в т.ч. качеством компонентов окружающей среды;
- Сформировать представления об основах природоохранной деятельности и рационального природопользования, а также об экологически грамотном взаимодействии человека с окружающей средой;
- Познакомить обучающихся с основными методами оценки качества компонентов окружающей среды;
- Развить практические умения, связанные с исследовательской и проектной деятельностью.
Теоретическими основами курса являются:
- Концепция устойчивого развития;
- Концепция общего школьного экологического образования (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный с соавт.);
- Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- развитие экологического сознания;
- развитие научного мировоззрения;
- развитие природоохранных умений;
- формирование привычек, направленных на сбережение ресурсов.
Метапредметные результаты:
- обобщение межпредметных знаний и умений в области экологии;
- развитие универсальных учебных действий (регулятивных; коммуникативных и познавательных), включая получение обучающимися положительного опыта проведения экологической исследовательской и практической проектной деятельности, а также общественной презентации ее результатов.
Предметные результаты
- знания о правилах поведения в природе; о текущей экологической обстановке в Московской области и возможных экологических рисках, включая основные загрязнители атмосферного воздуха, воды (в т.ч. питьевой), почвы;
- знание основных положений концепции устойчивого развития (давать определение понятию устойчивое развитие, называть основные критерии устойчивого развития; 17 целей устойчивого развития);
- знание основных современных международных документов в области экологии, в частности: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижского соглашения, а также позицию РФ в отношении Парижского соглашения;
- умения оценивать экологические последствия деятельности человека; осуществлять оценку природно-ресурсного потенциала Московской области на основе знаний о геолого-географических, климатических и гидрологических характеристиках Московской области; умений перечислить и показать на карте основные ООПТ, расположенные на территории региона; сравнивать показатели содержания тех или иных поллютантов в ПДК; делать выводы о возможных последствиях загрязнения окружающей среды для экосистем и человека).
Оценка результатов освоения курса в форме опроса, проверочной работы, выступления на промежуточных и итоговых конференциях. Также успешность освоения курса должна быть оценена путем педагогического наблюдения за поисковой деятельностью обучающихся, работой обучающихся с информацией, проведением и оформлением исследовательских, практических и лабораторных работ.
В основу программы положены следующие принципы обучения:
- научность: изучение и использование методик проведения экологических исследований;
- доступность: учет индивидуальных, возрастных психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся;
- наглядность: использование широкого спектра средств визуализации, средств мультимедиа;
- деятельностный подход: проведение наблюдений, практических и лабораторных работ, мини-исследований, научно-исследовательская и проектная деятельность и общественная презентация ее результатов.
Материально-техническое обеспечение
- натуральные объекты; гербарии, влажные препараты, микропрепараты, микроскопы;
- схемы, таблицы, рисунки;
- доска и проектор;
- оснащенная химическая лаборатория (с комплектом оборудования и реактивами);
- инвентарь для экскурсий;
- садовый инвентарь.
Выбор средств наглядности и оборудования осуществляется в зависимости от тематики занятий, материально-технического обеспечения кабинета и природного окружения образовательной организации.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе занятия | |
теоретические | практические | |||
I | Введение в курс «Экология Подмосковья» | 2 | 2 | - |
II | Природно-ресурсный потенциал Московской области и рациональное природопользование | 12 | 6 | 6 |
1 | Природные условия и природные ресурсы. Геологическое строение и рельеф, как факторы формирования экосистем МО. | 1 | - | |
2 | Климатические условия, состояние атмосферного воздуха и водных ресурсов МО. | 1 | - | |
3 | Экологические функции почвы. Состояние почвенного покрова МО. | 1 | 2 | |
4 | Биологическое разнообразие в МО и меры по его сохранению. | 1 | 2 | |
5 | Экологический каркас территории МО и ООПТ. | 1 | 1 | |
6 | Функции и продуктивность экосистем. Рациональное природопользование и землепользование в МО. | 1 | 1 | |
III | Экологическая безопасность населения Подмосковья | 9 | 5 | 4 |
1 | Источники и факторы экологической опасности. | 1 | - | |
2 | Демографические тенденции в МО и их экологические аспекты. Антропоэкосистема. | 1 | 1 | |
3 | Медико-биологические аспекты ухудшения экологической обстановки. | 1 | 1 | |
4 | Оценка качества компонентов окружающей среды. Экологический мониторинг и контроль в РФ и в Московском регионе. | 1 | 1 | |
5 | Экологические особенности городской среды. «Урбоценозы». Экологические последствия урбанизации в МО. | 1 | 1 | |
IV | Рациональное ресурсопользование. Устойчивое развитие Подмосковного региона. | 9 | 4 | 5 |
1 | Концепция устойчивого развития. Экологический след. | 1 | 1 | |
2 | Твердые коммунальные и производственные отходы. Обращение с отходами в МО. | 1 | 1 | |
3 | Водоснабжение и очистка стоков в МО. | 1 | 1 | |
4 | Традиционные и альтернативные источники энергии. Энергообеспечение Подмосковья. | 1 | 1 | |
5 | Условия устойчивого развития МО. | - | 1 | |
Резервное время | 2 | |||
ИТОГО | 34 | 17 | 15 |
Содержание курса
- Введение в курс «Экология Подмосковья»
Актуализация основных понятий о взаимозависимости организма и среды, составе и структуре природных сообществ, биосфере, экологических факторах (биотических, абиотических, антропогенных), о круговоротах веществ и потоках энергии в экосистемах, трофических сетях, продуктивности экосистем. Цели и задачи курса «Экология Подмосковья». Разделы экологии «Экология человека», «Социальная экология», «Промышленная экология» как отдельные направления современной практической экологии.
- Природно-ресурсный потенциал Московской области и рациональное природопользование.
- Природные условия и природные ресурсы. Геологическое строение и рельеф, как факторы формирования экосистем Московской области.
Геологическая карта Подмосковья, распространение геологических пород разного возраста по территории региона. Основные этапы геологической истории и формирования рельефа. Различные типы рельефа и геоморфологическое строение территории Московской области. Рыхлый чехол четвертичных отложений в Московской области. Четвертичные отложения и рельеф как факторы почвообразования и формирования экосистем ландшафтов Подмосковья. Понятия: «природные условия», «природные ресурсы» и «природно-ресурсный потенциал территории».
- Климатические условия, состояние атмосферного воздуха и водных ресурсов Московской области.
Среднегодовые климатические показатели по территории Московской области (количество осадков, температура, направление ветра, инсоляция). Рельеф и микроклимат. Климатические условия как экологический фактор.
Качество атмосферного воздуха в Московской области. Гидрографическая сеть, санитарно-защитные зоны открытых водоемов и проблемы малых рек Московской области. Значение подземных вод в водоснабжении населения Подмосковья. Причины истощения и загрязнения водных ресурсов Московской области. Нормирование водопользования, восстановление и охрана водных ресурсов.
- Экологические функции почвы. Состояние почвенного покрова Московской области.
Почва, как биокостное вещество (по В. И. Вернадскому). Формирование почвенного покрова и плодородие почв. Эррозия, загрязнение, снижение плодородия и рекультивация почв. Состояние почвенного покрова Московской области. Классификация почв и основные типы почв Московской области.
- Биологическое разнообразие в Московской области и меры по его сохранению.
Флора и фауна Московской области (типичные, редкие и исчезающие виды). Красная книга Московской области. Интродуцированные виды. Виды синантропы. Растения, используемые для озеленения городов Подмосковья. Значение биологического разнообразия для устойчивости функционирования экосистем. Проблема сохранения биологического разнообразия.
- Экологический каркас территории Московской области и ООПТ.
Понятия: экологический каркас территории, ядра и коридоры – элементы экологического каркаса; целостность и фрагментация экологического каркаса. «Экосистемные услуги» и «средоформирующие функции» экологического каркаса. Экологический каркас территории Подмосковья, сохранение его целостности – одно из условий устойчивого развития. Значение и цели организации особо сохраняемых природных территорий (далее ООПТ) разных типов. ООПТ как ядра экологического каркаса. ООПТ Московской области.
- Функции и продуктивность экосистем. Рациональное природопользование и землепользование в Московской области.
Функции экосистемы, продуктивность экосистем, устойчивость экосистемы к внешним негативным воздействиям. Круговорот вещества и энергии в экосистеме. Природопользование и землепользование в Московской области. Возможные способы организации рационального, устойчивого природопользования с учетом воспроизводства природных ресурсов.
- Экологическая безопасность населения Подмосковья.
- Источники и факторы экологической опасности. Обеспечение экологической безопасности в Подмосковье.
Природные и антропогенные угрозы человечеству. Иерархическая система обеспечения экологической безопасности РФ. Способы и меры обеспечения экологической безопасности в Подмосковье. Классификация факторов экологической опасности (по А. Г. Шмаль).
- Демографические тенденции в Московской области и их экологические аспекты. Антропоэкосистема.
Демографическая ситуация в Московской области и тенденции изменения показателей: рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, миграционный и естественный прирост населения. Поло-возрастная структура и плотность населения Подмосковья. Анализ динамики демографических показателей с позиций нарастания экологической опасности в мире, в РФ и в пределах Московской области. Антропоэкосистема (понятие, особенности и роль в обеспечении экологической безопасности).
- Медико-биологические аспекты ухудшения экологической обстановки.
Заболевания, возникающие по причине ухудшения качества компонентов окружающей среды. Экологическая безопасность и экологический риск. Конституционное право гражданина РФ на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
- Оценка качества компонентов окружающей среды. Экологический мониторинг и контроль в РФ и в Московском регионе.
Предельно допустимые выбросы (далее ПДВ), предельно допустимые сбросы (далее ПДС), предельно допустимые концентрации (далее ПДК). Санитарно-гигиенические нормативы, отраженные в документе «Санитарные правила и нормы» (СанПин). Способы оценки природно-ресурсного потенциала и возможности управления качеством окружающей среды. Экологический мониторинг и контроль в РФ и в Московском регионе. Современное состояние компонентов окружающей среды Московской области (вода, воздух, почва, растительный и животный мир).
- Экологические особенности городской среды. «Урбоценозы». Экологические последствия урбанизации в Московской области.
Искусственные экосистемы: «урбоценозы» и «агроценозы». Продуктивность естественных и искусственных экосистем и их способность обеспечить население Подмосковья продуктами питания и другими природными ресурсами. Экологические особенности урбанизированной среды и функционирования городских систем. Экосистемные услуги.
- Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Устойчивое развитие РФ и Подмосковного региона.
- Устойчивое развитие. Экологический след.
Потребление ресурсов и глобальный экологический ресурсный кризис. Становление понятия «устойчивое развитие». 17 целей программы ООН «Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года». Индикаторы устойчивого развития. Устойчивое развитие России и ее экологическая безопасность в нормативно-правовых документах. Биоемкость среды. Понятие «экологический след».
- Твердые коммунальные и производственные отходы. Обращение с отходами в Московской области.
Твердые коммунальные отходы, промышленные отходы. Способы утилизации и вторичного использования отходов. Раздельный сбор мусора. Мусоросортировочные и мусоросжигательные отходы. Объем накопленных и образующихся отходов в Московской области. Перспективы совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления в Подмосковье в ходе его перехода на путь устойчивого развития.
- Водоснабжение и очистка стоков в Московской области.
Открытые водоемы и подземные водоносные горизонты – как источники питьевого водоснабжения населения Московской области. Водоподготовка и качество питьевой воды. Экологические проблемы в Подмосковье, обусловленные нерациональным водопользованием. Условия воспроизводства водных ресурсов. Централизованное и автономное водоотведение в населенных пунктах (системы ливневой и бытовой канализации). Ливневая канализация и снегосплавные пункты. Значение и устройство очистных сооружений. Контроль качества и возможности повторного использования очищенных стоков. Способы рационального водопользования.
- Традиционные и альтернативные источники энергии. Энергообеспечение Подмосковья.
Традиционные, альтернативные и неисчерпаемые источники энергии. Источники энергосбережения Московской области. Централизованная и автономная системы теплоснабжения. Энергосберегающие технологии. Возможность и целесообразность использования в Московской области альтернативных и неисчерпаемых источников энергии. Загорская ГАЭС (гидроаккумулирующая станция).
- Условия устойчивого развития Московской области.
Обобщение изученного курса. Определение возможного личного вклада в решение экологических проблем Московской области.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература
- Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. «Край Московский: Атлас», М., «Ювента», 2014. – 32 с.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. «Экологический практикум школьника. Справочное пособие», Самара, «Учебная литература», 2015.
- Вагнер Б.Б., Манучарянц Б.О. Геология, рельеф и полезные ископаемые Московского региона. Учебное пособие по курсу «География и экология Московского региона» Географический факультет МГПУ, Москва, 2013.
- Клепинина З.А. «Край Московский: мир природы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы», М., «Ювента», 2014. – 112 с.
- Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 624 с.
- Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. К.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2013. – 176 с.: ил.
- Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних образовательных школ / под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2018. 352 с.
Дополнительная литература
- Байтелова А.И., Гарицкая М.Ю., Чекмарева О.В. Экологические особенности городской среды. Учебное пособие: ОГУ; Оренбург 2012.
- Волков В.А., Дунаева Т.В., Дунаева Е.А., Мумриков О.А. Перспектива построения экологической деятельности в Московской епархии в рамках новых подходов в работе с молодежью / Раздел 8.2. коллективной монографии «Инновационные и экономические особенности укрепления государственности России в XXI веке» под общей редакцией Н.А. Адамова. – М: ЭКЦ «Профессор», с. 278-289, 2016.
- Волков В.А., Хроменков П.Н., Гильденскиольд С.Р., Дунаева Т.В., Дунаева Е.А., Мумриков О.А. Формирование и перспективы развития системы экологического образования и просвещения в Московской области./ Глава 9 информационного выпуска Министерства экологии и природопользования Московской области «О состоянии природных ресурсов и окружающей среды Московской области в 2015 году», г. Красногорск, с. 174-12, 2016.
- Дунаева Т.В., Волков В.А., Дунаева Е.А. Методические рекомендации педагогам по подготовке обучающихся Московской области к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам» - М.: ИИУ МГОУ, с. 200-218, 2016.
- Красная книга Московской области/ отв. Ред. В.А. Зубаткин, В.Н. Тихомиров. – М.: Аргус: Рус. Ун-т, 1998. – 560 с.
- Организация и проведение комплексного геоэкологического обследования территории: методическое пособие для школьников. Волков В.А., Дунаева Т.В., Дунаева Е.А., Петренко Д.Б., Хомутова И.В. – М.: ИИУ МГОУ, ООО «Диона» - 35 с. 2015.
- Организация практической экологической деятельности детей в Подмосковье: методическое пособие для педагогов / Дунаева Т.В., Швецов Г.В., Волков В.А., Дунаева Е.А.- М.: ИИУ МГОУ, 2016. – 108 с.
- Природа встречает друзей: сборник работ и методических материалов / Сост.: Волков В.А., Дунаева Т.В., Дунаева Е.А. – ООО «Диона», 2014. – 182 с.
- Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие/ М.: «Современные тетради», 2002. – 584 с.
Интернет-ресурсы (последовательность источников соответствует последовательности тем в учебно-тематическом плане).
- Московская область. Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
- Рельеф Подмосковья. Путешествие с Марией Анашиной.
- Московская область. Краткое описание.
- Эко Родинки/ Московская область.
- Почвы Московской области.
- Загрязнение почв Московской области.
- Природа Московской области, ее разнообразие и охрана.
- Экологические карты Москвы и Подмосковья.
- «Экологические проблемы Московского региона и Подмосковья». Учебный проект по географии. Экологические карты Подмосковья.
- Демографические процессы в Московской области.
- Экологические аспекты демографической ситуации в России.
- Экологические проблемы Московской области.
- Устойчивость экосистем.
- Экологический каркас территории.
- «Экологический след» России.
- «Экологический паспорт Московской области» - информационный ресурс.
- Материалы Всемирного фонда дикой природы WWF (программы фонда, включая «День экологического долга», «День Земли» и пр.
- Интерактивная карта РФ.
- Интерактивная карта пунктов приема различных фракций отходов для дальнейшей переработки.
- Ежегодный экологический мониторинг Москвы и Подмосковья.
- Байтелова А.И., Гарицкая М.Ю., Чекмарева О.В. Экологические особенности городской среды. Учебное пособие: ОГУ; Оренбург 2012.
- Искусственные экосистемы. Урбоценозы и особенности их функционирования.
- Положительные и отрицательные последствия урбанизации.
- Рациональное использование природных ресурсов.
- Состояние систем водоснабжения и водоотведения Подмосковья.
- Основные источники энергии, используемые человечеством.
- Приоритеты развития топливно-энергетического комплекса Подмосковья.
- Развитие Московской области в условиях модернизации экономики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Экология и человек"
Программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Экология в экспериментах"
Данная рабочая программа предназначена для обучения учащихся в 11 классе и содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа Элективного курса «Эколог и Я» 6 класс на 2014- 2015учебный год
Рабочая программа элективнорго курса для учащихся 6 классов...
Рабочая программа Элективного курса «Экология современного человека» 8 класс на 2014- 2015учебный год
Рабочая программа по экологии человека...
рабочая программа элективного курса "Экология" 10 класс
Рабочая программа по экологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учетом авторской примерной программы по экологии, разработанной ко...
Рабочая программа элективного курса "Экология", 6 класс
В основе построения курса экологии 6 класса лежит идея гумманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его...