Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
рабочая программа по экологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Потапова Елена Васильевна

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся, учебно- методическое обеспечение для учителя и учащихся. данный курс проводится с 6 по 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._ekologiya.doc469.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  курса – Экология растений  6кл

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Экология растений» авт. И.М.Швец Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2015 год. Данная программа подкреплена учебником А.М.Быловой, Н.И.Шориной «Экология растений», 6 класс,  Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2015 год.

Количество часов – 17часов ( 0,5 ч. в неделю).

Структура документа

Рабочая программа по экологии включает разделы:

- пояснительную записку, в которой определяются цели обучения экологии в школе, раскрываются особенности содержания биологического образования на данной ступени образования, дается краткая характеристика программно-методическому обеспечению;

- основное содержание обучения,

- требования к уровню подготовки учеников;

- учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.

Программа вводить основные экологические понятия: «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Цель изучения курса:

Формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой; о месте экологии растений в ботанической науке; об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Задачи курса «Экология растений»

- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету;

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические объекты, сравнивать их;

- продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки;

-  создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у учащихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Результаты изучения курса «Экология  растений»  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки  обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и животного мира родного края.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы).

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

Учебный план

п/п

Тема

кол-во

часов

Введение

1

Свет в жизни растений

2

Тепло в жизни растений

1

Вода в жизни растений

2

Воздух в жизни растений

1

Почва в жизни растений

1

Животные и растения

1

Влияние растений друг на друга

1

Грибы и бактерии в жизни растений.

1

Сезонные изменения растений

1

Изменения растений в течении жизни.

1

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений.

1

Жизненные формы растений

1

Растительные сообщества

1

Охрана растительного мира

1

Итого:

17

Содержание программы

Тема 1. Введение(1ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (2ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)

Тема 3. Тепло в жизни растений (1ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Тема 4. Вода в жизни растений (2ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Практическая работа. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности.

Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.

Тема 5. Воздух в жизни растений (1ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Тема 6. Почва в жизни растений (1ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Тема 7. Животные и растения (1ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.) Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (1ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Тема 10. Сезонные изменения растений (1 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года. (Для разных местностей экскурсия может проходить как зимой, так и весной. В ходе экскурсии нужно познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (1ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Практическая работа. Изучение жизненных форм растений. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)

Тема 14. Растительные сообщества (1ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Тема 15. Охрана растительного мира (1 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Экология растений»

1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

10.
 Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных

растений

 Список литературы.

  • Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.- М.,1994.-255 с.
  • Лобанова З.М. Основы экологии.- Барнаул,1997.-94 с.
  • Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования?. - Горно - Алтайск, 2002-70с.
  • Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб.,1998.-136 с.

для учащихся

  • Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993.-640 с.
  • Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. - Петрозаводск., 1992. -174 с.
  • Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.
  • Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.
  • Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с.
  • Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с.
  • Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348 с.
  • Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.
  • Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.
  • Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982. -192 с.
  • Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. - М., 1995. - с.221 - 243.

                             Интернет Ресурсы

www.bio.nature.ru- научные новости биологии.

www.edios.ru-  Эйдос-центр дистанционного обучения.

http://wwwpriroda.ru- Природа: национальный портал

http://www.school-collection.edu.ru- Единая коллекция цифровых ресурсов.

http://www.fipi.ru- федеральный институт педагогических измерений.

Календарно- тематическое планирование

по экологии растений 17 ч.

п/п

Тема уроков

кол-во

часов

Вид

деятельности учащихся

Дата проведения

по плану

по факту

по факту

по факту

I

Введение

1

1

Что изучает экология растений.

Цель: сформировать знания о науке – экология растений

Урок обобщения и систематизации знаний.

Групповая, индивидуальная

14.01

II

Свет в жизни растений

2

2

Для чего нужен свет растениям

Цель: познакомить с особенностями наземно-воздушной среды, спектром света

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

21.01

3

Экологические группы растений по отношению к свету. Цель: познакомить с особенностями светолюбивых, теневыносливых и тенелюбивых  растений.

Комбинированный урок

1

Групповая, индивидуальная

28.01

III

Тепло в жизни растений

1

4

Для чего нужно тепло растениям. Приспособление растений к высоким и низким температурам.

Цель: познакомить с ролью тепла в жизни растений, с группами растений по отношению к теплу и холоду.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

04.02

IV

Вода в жизни растений

2

5

Для чего нужна вода растениям. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Практическая работа. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности

Цель: познакомить с ролью воды в жизни растений, с особенностями водной среды.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

11.02

6

Влаголюбивые растения и умеренного увлажнения. Засухоустойчивые растения.

Комбинированный урок

1

Групповая, индивидуальная

18.02

V

Воздух в жизни растений

1

7

Газовый состав воздуха в жизни растений. Приспособления растений к опылению ветром.

Цель: познакомить с газовым составом воздуха и его ролью в жизни растений, с основными способами опыления растений. 

Комбинированный урок

1

Групповая, индивидуальная

25.02

VI

Почва в жизни растений

1

8

Экологическая группа растений по отношению к почве. Улучшение почв человеком.

Цель: познакомить с видами растений разных групп по отношению к почве, обобщить знания о плодородии и удобрениях для растений

Комбинированный урок

1

Групповая, индивидуальная

03.03

VII

Животные и растения

1

9

Животные опылители. Растения – хищники. Лабораторная работа. Способы распространения плодов и семян.

Цель: познакомить как происходит опыление насекомыми, с особенностями строения растений – хищников.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

10.03

VIII

10

Влияние растений друг на друга

Цель: познакомить с разными формами влияния растений друг на друга.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

17.03

IX

Грибы и бактерии в жизни растений.

1

11

Круговорот веществ.

Цель: познакомить со способами питания грибов и бактерий и непрерывности жизни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

24.03

X

Сезонные изменения растений

1

12

Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений. Фенология. Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года

Цель: познакомить с подготовкой растений к зиме, с ролью листопада в их жизни, с ролью весеннего сокодвижения, яровыми однолетниками и с особенностью фенологических фаз у растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

07.04

XI

13

Изменения растений в течении жизни.

Цель: познакомить с длительностью жизни растений и возрастным состоянием растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

14.04

XII

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений.

1

14

Где и как обитают растения.

Цель: познакомить с разнообразием условий существования растений

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

21.04

XIII

15

Жизненные формы растений

Практическая работа: Изучение жизненных форм растений

 Цель: познакомить с разнообразием жизненных форм растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

28.04

XIV

Растительные сообщества

1

16

Состав и строение  растительных сообществ.

Цель: познакомить с составом естественных и искусственных растительных сообществ.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

05.05

XV

Охрана растительного мира

1

17

Редкие и охраняемые растения. Красные книги.

Цель: познакомить с растениями, занесенных в Красную книгу.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Групповая, индивидуальная

12.05


Программа курса «Экология животных» - 7 класс

                             

                                                                             Пояснительная записка

 

        

Программа автора И.М. Швец предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природоведение» и «Экология растений».

Курс экологии в 7 классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.

На основе данной программы организован учебный курс из расчета 0,5 час в неделю (17 ч.)

Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником «Экология животных» Авторы: В.Г. Бабенко. Экология животных. М.: Вентана-Граф, 2015 для 7 класса. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

Структура документа

Рабочая программа по экологии включает разделы:

- пояснительную записку,

- основное содержание обучения,

- требования к уровню подготовки учеников;

- учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.

Цель курса: расширить представления учащихся о растительном мире; показать взаимосвязи между растениями и окружающей средой; сформировать знания о рациональном пользовании богатствами природы.

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные:

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и препоратами, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространѐнные организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учѐбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать

потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребѐнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 6 классе. Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений. От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы животных по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений животных как показатель условий их жизни. Учебный курс завершается изучением различных видов, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия животных.

Учебный план

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Роль животных в природе

1

2

Условия существования животных

2

3

Среды жизни

3

4

Сезонные изменения в жизни животных.

1

5

Взаимоотношения между животными

4

7

Численность животных

2

8

Изменения в животном мире Земли

4

ИТОГО:

17 ч

Содержание программы

Введение. Роль животных в природе (1 ч)

 Предмет, методы и задачи экологии животных. Место экологии животных в системе экологических наук. Основные термины и понятия экологии животных.

Условия существования животных (2 ч)

Основные абиотические факторы: свет, температура, влажность. Понятие толерантности, законы оптимума и минимума. Адаптация животных к экстремальным условиям. Принципы экологической классификации животных. Формообразующая роль факторов среды. Жизненные формы и адаптивные типы. Способы передвижения и добычи пиши у животных.

Среды жизни (3 ч.)

Животный мир суши  Сравнительная биогеографическая характеристика различных природных зон. Экологические особенности животных высокогорий, арктических льдов, тундры. Тундра как относительно неустойчивая экологическая система.

Животный мир морей и рек.  Водная среда обитания и ее физико-химические особенности (плотность, вязкость, рН соленость, температура и пр.). Гидробионты, их приспособления к водной среде Водно-солевой обмен у морских и пресноводных животных. Обитатели дна и толщи воды. Сво-бодноплавающие и прикрепленные формы. Особенности газообмена в водной и воздушной среде. Солевой состав воды. Животные пресных и соленых водоемов. 

Животный мир почвы. Почва как среда обитания животных. Состав, структура и формирование почв, их классификация. Физико-химические особенности почвенной среды. Животные - обитатели почвы. Микро-, мезо- и мегафауна почв, ее приспособленность к условиям обитания. Влияние животных на состав и структуру почв.

Живой организм как среда обитания. Живые организмы как среда обитания. Симбиоз, квартирантство, паразитизм. Приспособления паразитов к жизни внутри организма хозяина. Изучение адаптации животных к среде обитания.

Сезонные изменения в жизни животных (1 часа)

Биологические ритмы животных. Суточные, сезонные и многолетние биологические ритмы и определяющие их факторы. Приспо-собления животных к неблагоприятным сезонным условиям (на примере местной фауны). Сезонные миграции.

 Взаимоотношения между животными (4 часов)

 Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими компонентами биоценозов. Взаимоотношения растительных и животных организмов. Отношения: хищник-жертва, паразит-хозяин, комменсализм, мутуализм, нейтрализм и др. Конкуренция животных как экологический фактор их эволюции. Конкуренция внутривидовая и межвидовая. Конкурентное вытесне-ние. Биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства Симбиоз. Симбиотические взаимоотношения животных с растениями, микроорганизмами и другими животными. Взаимоотношения между животными одного вида (брачное поведение, взаимоотношения между родителями и детѐнышами, групповой образ жизни).

Численность животных (2 часа)

Понятие о популяции. Основные экологические характеристики популяций. Внутрипопуляционные взаимоотношения. Динамика и саморегуляция численности популяций. Оценка состояния и искусственное регулирование численности популяций животных. Биоценоз. Примеры различных биоценозов. Видовое разнообразие биоценозов и его роль в устойчивости экосистем. Оценка состояния фауны биоценозов и мероприятия по ее сохранению. Понятие экосистемы. Примеры зооценозов различных экосистем. Функции животных в экосистемах. Роль животных в пищевых цепях. Консументы I и П порядков, их роль в круговороте веществ и энергии в экосистемах. Животные-редуценты. Фауна типичных экосистем нашего региона. Фауна искусственных экосистем.

Человек и животные. Изменения в животном мире Земли. (4 часов)

Антропогенные факторы. Влияние деятельности человека на животных в Ивановской области: изменение видового состава фауны в результате распашки земель и мелиорации; нарушения водных и пойменных экосистем при создании и эксплуатации водохранилищ; изменение видового состава фауны в результате промышленных загрязнений. Экологические особенности домашних животных. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Охрана животного мира. Охраняемые территории и животные Ивановской области. Акклиматизация и реакклиматизация животных. Применение экологических знаний в рыболовстве, организации охотничьих хозяйств, заповедников.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

1. предмет изучения экология животных;

2. приспособления животных к восприятию и отсутствию света;

3. цепи питания животных;

4. пути поступления воды в организм;

5. активное и пассивное питание;

6. причины изменения условий существования;

7. отличия гетеротрофных организмов от автотрофных;

8. взаимосвязь между организмами и факторами окружающей их среды обитания;

9. отличия жилищ друг от друга;

10. климатические условия обитания животных;

11. особенности поведения животных пустынь и тропических лесов;

12. особенности поведения животных гор;

13. приспособления животных к восприятию и отсутствию света;

14. значение и источники тепла для животных;

15. приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;

16. условия существования паразитов и их приспособления;

17. приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;

18. роль хищников и паразитов в природе;

19. значение и виды конкуренции и взаимовыгодных отношений;

20. различия существования животных пресных и соленых водоемов;

21. условия существования организмов в почве;

22. ареал, численность и плотность популяций;

23. роль животных в природе и породы одомашненных животных;

24. почему эти животные предпочитают населенные пункты;

25. как собаки становятся бездомными и как им можно помочь;

26. сведения о Красной книге и охраняемых животных. Знать способы охраны природы;

27. причины исчезновения животных;

Уметь:

1. отличать живые организмы от тел неживой природы;

2. перечислять основные компоненты среды обитания;

3. приводить примеры этих животных;

4. объяснить особенности животных с пассивным питанием;

5. приводить примеры дневных и ночных животных;

6. объяснить, что жилище -важное условие существования животных;

7. приводить примеры хищных и других животных;

8. составлять пищевые цепи;

9. приводить примеры животных разных экологических групп;

10. доказать, что среда обитания влияет на строение организма животных;

11. приводить примеры отношений «хищник-жертва»; «паразит-хозяин»;

12. объяснить этажность водоема;

13. приводить примеры разных экологических групп животных;

14. миграций животных;

15. объяснить, почему одни животные совершают миграции, а другие живут оседло;

16. вычислять плотность популяции;

17. приводить примеры одомашненных животных;

18. показывать на карте охраняемые территории России.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

2. Учебные материалы иллюстративного характера (таблицы, рисунки, схемы, фотографии по всем разделам биологии на электронном носителе):

Экологические факторы.

Загрязнение окружающей среды.

Экологическая катастрофа.

Классификация живых организмов.

Среды жизни.

Охраняемые территории России.

Учебная литература 7 класс.

1.Учебное пособие «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2015.

Дополнительная литература

Для учителя:

  • Блинников В.И., Блинникова Л.И. Биоэкологические экскурсии в природу. Рязань: Природа, 1993.
  • Наумов Н.П. Экология животных. М.: Высшая школа, 1963.
  • Одум Ю. Экология: в 2-х томах. М.: Мир, 1986.
  • Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979.
  • Экологические спектакли «Праздник в школе». Изд. «Красико-Принт»-2003г.
  • «Экология в школе». Сборник статей под руководством А,П. Владимировой. Сар.ИПК - 1999
  • А. Т. Зверев «Экологические игры». Дом педагогики - 1998

Для учащихся:

  • Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1989.
  • Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985:
  • Петров В.В. Лес и его жизнь. Книга для учащихся. М. Просвещение, 1986.
  • Сергеев Б.Ф. Жизнь океанских глубин. М.: Мысль, 1990.
  • Увлекательные страницы зоологии. Саратов: Репюн. Приволж. изд-во «Детская книга», 2000.
  • Фарб П. Популярная экология. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1980.

Интернет ресурсы

www.bio.nature.ru- научные новости биологии  

www.edios.ru- Эйдос-центр дистанционного обучения

www.school-collection.edu.ru- Единая коллекция цифровых ресурсов

www.priroda.ru- Природа: национальный портал

www.fipi.ru- Федеральный институт педагогических измерений

 

Календарно-тематическое планирование

по экологии животных (17ч.)

                                               

п/п

Система уроков

кол-во

часов

Педагогические

средства

Вид

деятельности учащихся

Информационно-методическое

обеспечение

Планируемый результат и уровень освоения.

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

по плану /по факту

I

1

Роль животных в природе

Цель: определить значение животных в природе и жизни человека. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Рассказ с элементами беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература

Знать: уровни организации живого и особенности живых организмов.

Уметь: отличат живые организмы от тел неживой природы.

15.01

II

Условия существования животных

2

2

Среда обитания и условия существования

Цель: продолжить формирование знаний о средах обитания животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Рассказ с элементами беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература

Знать: причины изменения условий существования.

Уметь: перечислять основные компоненты среды обитания

22.01

3

Способы добывания пищи.

Цель: продолжить формирование знаний о пище животных.

Комбинированный урок

1

Рассказ с элементами беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература

Знать: активное и пассивное питание.

Уметь: объяснять особенности животных с пассивным питанием.

29.01

III

Среды жизни

3

4

Животный мир суши

Цель: сформировать понятие о животных наземно-воздушной среды.

Комбинированный урок

1

Рассказ с элементами беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная литература, презентация

Знать: цепи питания животных.

Уметь: приводить примеры хищных и других животных.

05.02

5

Животный мир морей и рек.

Цель: сформировать понятие о животных этих зон.

Комбинированный урок

1

Рассказ с элементами игры

Групповая, индивидуальная

Электронная энциклопедия

Знать: условия существования животных в морях и океанах

Уметь: объяснять этажность водоема

12.02

6

Животный мир почвы. Организм как среда жизни.

Цель: познакомить с особенностями почвенной среды и организма

Комбинированный урок

1

Рассказ с элементами

беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература, презентация

Знать: условия существования организмов в почве и организме.

Уметь: называть приспособления у животных – землероев и паразитов.

19.02

IV

Сезонные изменения в жизни животных.

1

7

Спячка и оцепенение. Миграция животных.

Цель: продолжить изучение переживания неблагоприятного периода в жизни животных

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Рассказ с элементами

беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература, презентация

Знать: приспособления к сезонным изменениям у животных.

Уметь: приводить примеры животных, которые впадают в спячку и оцепенение

26.02

8

V Взаимоотношения между животными одного вида.

2

Встреча будущих родителей

1

Рассказ с элементами

беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература, презентация

. Знать об изменении поведения  животных в брачный период

04.03

9

Взаимоотношения между родителями и детенышами

1

Рассказ с элементами

беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература,

Знать о поведении животных во время выкармливания детенышей

11.03

10

11

VI Отношения между животными различных видов.

Взаимоотношения животных 

2

Рассказ с элементами

беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература,

Знать о различных видах взаимоотношений между животными разных видов

18.03

25.03

VII Численность животных

2

12

13

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции.

Цель: сформировать понятие о популяции и её плотности.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Рассказ с элементами

беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература, презентация

Знать: ареал и плотность популяции? колебания численности.

Уметь: вычислять плотность

08.04

15.04

VIII

Изменения в животном мире Земли

4

14

Дикие животные и человек. Одомашнивание животных.

Цель: продолжить формирование знаний о роли животных в природе и жизни человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Рассказ с элементами

беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература, презентация

Знать: роль животных в природе и породы одомашненных животных.

Уметь: приводить примеры одомашненных животных.

22.04

15

Животные в населенных пунктах и в доме человека.

Цель: познакомить с пользой и вредом животных в населенных пунктах и домах.

Комбинированный урок

1

Рассказ с элементами

беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература, презентация

Знать: почему эти животные предпочитают населенные пункты.

Уметь: приводить примеры этих животных.

29.04

16

Красная книга.

Цель: Обобщить знания об охраняемых животных.

Комбинированный урок

1

Рассказ с элементами

беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература, презентация

Знать: сведения о Красной книге и охраняемых животных.

Уметь: приводить примеры охраняемых животных.

06.05

17

Охраняемые территории России

Цель: Обобщить знания об охраняемых территориях.

Комбинированный урок

1

Рассказ с элементами

беседы

Групповая, индивидуальная

Учебная, справочно-информационная литература, презентация

Знать: способы охраны природы.

Уметь: показывать на карте охраняемые территории

13.05

Программа курса «Экология человека» - 8 класс

Пояснительная записка

Программа составлена на основе: программы «Экология человека. Культура здоровья» 8 класс авторов: М.З. Фёдорова, В.С Кучменко, Т.П. Лукина, соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г) и опубликована изд. центром «Вентана-Граф», М. 2014. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:  М.З. Федорова, В.С. Кучменко,  Г.А.Воронина. Экология человека. Культура здоровья.- М.: «Вентана-Граф», 2015 год.

Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

Структура документа

Рабочая программа по экологии включает разделы:

- пояснительную записку, в которой определяются цели обучения экологии в школе, раскрываются особенности содержания биологического образования на данной ступени образования, дается краткая характеристика программно-методическому обеспечению;

- основное содержание обучения,

- требования к уровню подготовки учеников;

- учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.

Количество часов – 17часов ( 0,5 ч. в неделю).

Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни.

Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.

Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта.

Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».

Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения курса

- формирование  знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи курса:  

- развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения;

- изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

-формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки -  биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Результаты обучения.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

-  выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;

-  выбор условий проведения наблюдения или опыта;

- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet); 

- использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

-  подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); 

- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

В преподавании курса экологии человека используются следующие формы и методы урочной и внеурочной работы, направленные на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей: рассказ или лекция с элементами беседы, информационно-поисковая деятельность и самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, написание и защита рефератов, исследовательская деятельность, выполнение практических, лабораторных и самостоятельных работ.

.

Тематический план

Тема

Кол-во занятий

Лабор. и практ. работы, экскурсии, семинары

Раздел 1. Окружающая среда и здоровье человека

1

Лаб. работа №1 «Оценка состояния здоровья»

Раздел 2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов

Опорно-двигательная система

2

Лаб. работа №2 «Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой

Кровь  и кровообращение

2

Лаб. работа №3 «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы»

Дыхательная система

2

Лаб. работа №4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

Пищеварительная система

2

Лаб. работа №5 «Упаковка продуктов»

Кожа

2

Лаб. работа №6 «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды»

Нервная система.

2

Лаб. работа №7 « Оценка температурного режима помещений».

Анализаторы

2

Лаб. работа №8 «Острота слуха и шум»

Раздел 3. Репродуктивное здоровье

Половая система. Развитие организма

2

Итого:

17

 

Содержание программы

Раздел 1. Окружающая среда и здоровье человека (1 часов) 

Введение в раздел «Экология человека». Место, значимость и практическая направленность курса

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Лабораторные работы:

Оценка состояния здоровья.

Раздел 2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (14ч.)

1. Опорно-двигательная система (2ч.)

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений

Лабораторные работы: Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.

2. Кровь и кровообращение. (2ч.)

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония.  Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Лабораторные работы: Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.

Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

3.Дыхательная система (2ч.)

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Лабораторные работы: Влияние холода на частоту дыхательных движений.

4. Пищеварительная система. (2ч)

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим.  Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. Рациональное питание. Режим питания. Диета.

Практическая работа.

О чем может рассказать упаковка продукта. ( по желанию)

5. Кожа (2ч)

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

Практическая  работа: Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

6.Нервная система . ВНД. (2ч.)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы ВНД. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы.  Гигиенический режим сна.

Лабораторные работы: Оценка температурного режима помещений.  Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

Практическая работа: Развитие утомления.

7. Анализаторы. (2ч.)

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия. Влияние окружающей среды на некоторые железы утренней секреции.

Лабораторные работы: Острота слуха и шум.

Раздел 3. Репродуктивное здоровье (2ч.)

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.

Возможные виды самостоятельной работы учащихся:

1. Подготовка рефератов и докладов.

2. Выполнение заданий письменной контрольной работы.

3. Ответы на тесты.

4. Групповые дискуссии.

5. Самостоятельная работа с учебником.

6. Устные ответы на вопросы.

7. Заполнение таблиц.

8. Подготовка к заключительному контролю знаний.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по курсу «Экология человека. Культура здоровья»

 В результате изучения предмета учащиеся 8 классов должны:

Знать/понимать

  • взаимосвязь здоровья и образа жизни;
  • закономерности воздействия природных и социальных факторов на организм человека;
  • влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
  • основные условия сохранения здоровья;
  • факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
  • необходимость участия в охране окружающей среды.

Уметь • оценивать состояние здоровья;

  • находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
  • соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
  • применять способы закаливания и ухода за кожей;
  • уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
  • проводить наблюдения и самонаблюдения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • организации здорового образа жизни;
  • соблюдения правил личной гигиены;
  • уменьшения воздействия стрессовых факторов на свой организм.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

2. Учебные материалы иллюстративного характера (таблицы, рисунки, схемы, фотографии по всем разделам биологии на электронном носителе):

Структура экологии человека.

Экологические факторы.

Здоровый образ жизни.

Загрязнение окружающей среды.

Экологическая катастрофа.

Представители разных рас, различных типов телосложения.

Приспособления человека к сезонным изменениям.

Экстремальные факторы.

Вредные привычки.

Опорно-двигательная система человека.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Кровеносная система человека.

Дыхательная система.

Состав пищи.

Содержание питательных веществ и природных пищевых компонентов в продуктах питания.

Культура питания.

Воздействие солнечных лучей на кожу человека.

Средства и способы закаливания.

Чередование труда и отдыха.

Причины болезней движения.

Источники шума.

Типы темпераментов.

Изменения функций и работоспособности человека в течение суток.

Фазы сна.

Железы внутренней секреции.

Строение женской и мужской репродуктивной системы.

Этапы развития организма человека.

Классификация факторов риска внутриутробного развития.

Список литературы

Основные источники

1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья:  8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2015.- 144 с.

Методическая литература

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с.
  2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.
  3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
  4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.
  5. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.
  6. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. — СПб., 1996.
  7. Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995.
  8. Келлер А.А.,  Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.
  9. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.
  10. Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001.

Дополнительные источники

Список рекомендуемой литературы для учащихся

  1. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.
  2. Вайнбаум С.Я. Гигиена физического воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - С.73-78.
  3. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.
  4. Вейн А.М. Бодрствование и сон. - М.: Знание, 1991. - 236 с.
  5. Вайнер Э.М. Рациональная организация жизнедеятельности человека. - Липецк: Изд-во ЛЗПИ, 1999. - 34 с.

 Темы рефератов (проектов)

1. Этнические группы, проживающие в вашем населенном пункте, их общность и особенности.

2. Влияние природно-климатических условий на разные группы населения.

3. Мои этнические корни. Этнография моей семьи.

4. Пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье.

5. Климатические курорты нашей страны (или региона).

6. Прогноз погоды устами медика (о профилактике некоторых заболеваний.

7. Сохранение здоровья при путешествиях.

8. Отношение к здоровому образу жизни на разных этапах развития человеческого общества.

9. Города Древнего мира (Афины, Спарта, Карфаген и др.): условия существования разных групп населения и их взаимоотношения с окружающей средой.

10. Условия существования городского (сельского) населения в эпоху феодализма.

11. Влияние капиталистического производства на природу и здоровье человека.

12. Наиболее актуальные экологические проблемы нашего региона.

13. История возникновения экологических проблем нашего региона.

14. Диета и здоровье.

15. Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей).

16. История возникновения разных способов закаливания у народов мира.

17. Способы закаливания.

18. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к сну человека.

19. Циркадные ритмы и здоровье.

20. Электромагнитные поля и здоровье.

21. Факторы окружающей среды, положительные для здоровья.

22. Полезные и вредные для здоровья человека растения.

23. Полезные, вредные и опасные для здоровья человека животные.

24. Гидросфера и здоровье.

25. Литосфера и здоровье.

26. Атмосфера и здоровье.

27. Ионизирующая радиация и здоровье.

28. Нетрадиционная медицина.

29. Фитотерапия.

30. Народные средства в медицине.

31. Гигиена и мода.

  1.  Лечебный массаж.
  2.  Рацион и режим питания.
  3.  Психическое здоровье (Психогигиена).
  4.  Зачем идти к врачу, если ничего не болит?
  5.  Православный пост и здоровье.
  6.  Гигиена труда.
  7. Гигиена спорта.
  8. Лечение и профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Интернет ресурсы

http: // bio. 1 september. ru – газета «Биология» – приложение к «1 сентября»

 www. bio. nature. ru - научные новости биологии www. edios. ru - Эйдос – центр дистанционного образования

www. km. ru/ education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://www.priroda.ru – Природа: национальный портал.

http://obi.img.ras.ru – База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.

http://www.zoomax.ru – Зоология: человек и домашние животные.

http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

Календарно-тематическое планирование по экологии человека 17 ч.

№ урока

п/п

Тема урока

Дата

1.

Окружающая среда и здоровье человека

2,3

Опорно-двигательная система

4,5

Кровь  и кровообращение

6,7

Дыхательная система

8,9

Пищеварительная система

10, 11

Кожа

12, 13

Нервная система

14,15

Анализаторы

16,17

Половая система. Развитие организма

        Программа курса «Биосфера и человечество» - 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы И.М.Швец (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ,    гимназий и  лицеев - М.,  изд.  " Вентана-Граф ",  2010 г.),     рассчитанной на 17 часов (1 урок в неделю) в соответствии с учебником И.М.Швец, Н.А.Добротина «Биосфера  и человечество», М., изд. центр  «Вентана-Граф», 2010 г., допущенным       Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Программа «Биосфера и человечество» развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 8 классе в курсе «Экология человека». Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия всего человечества.

Тематический план

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Влияние экологических факторов на развитие человечества

2

Воздействие человечества на биосферу

3

Взаимосвязи между людьми

6

Договор как фактор развития человечества

1

Устойчивое развитие общества и природы

2

Человечество и информация о мире

1

Познание мира и экологическое образование

1

ИТОГО:

17

Содержание программы

1.Введение (1 ч)

Цели и задачи курса. Начальное знакомство с глобальными проблемами взаимодействия человечества с природой. Представление о биосфере как системе.

2. Влияние экологических факторов на развитие человечества (2 ч)

Экологические (температура, влажность) факторы и их влияние на развитие человечества. Показатели состояния биосферы. Возможности человека и человечества к адаптации. Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество. Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.

Основные понятия: показатели состояния биосферы, мониторинг, устойчивость

биосферы, «спринтеры» и «стайеры», активная адаптация человечества, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация.

Практическая работа. Игра «Человечество и лес».

3. Воздействие человечества на биосферу (3ч)

Потребности людей в питании, дыхании и размножении и участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества. Производство пищи как биосферный процесс. Смена источников питания человечества на протяжении его развития. Положение А.М. Уголева об адекватном питании. Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый воздух — залог выживания человечества и биосферы в целом. Показатели изменения численности человечества (развитые и развивающиеся страны). Увеличение населения на Земле. Экологическое и технологическое воздействия человечества на биосферу. Значение генетической и негенетической информации для человечества. Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере. Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как фактор эволюции биосферы. Современный масштаб деятельности человечества. Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы человечества и биосферы.

Основные понятия: несбалансированное питание, адекватное питание, экологически

чистая пища, производство пищи как биосферный процесс; динамическое равновесие в атмосфере, постоянство газового состава атмосферы; продолжительность жизни, рождаемость, смертность, естественный прирост населения; техносфера; глобальный экологический кризис.

Практические работы. Игра «Альтернативные источники энергии», игра «Мировая торговля».

4.Взаимосвязи между людьми (6 ч)

Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатели его устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества и плотности населения в процессе развития человечества. Техногенный и традиционный типы развития обществ. Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества. Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных потребностей. Формирование понятия о морали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества. Понятие о биоэтике как новой этике взаимоотношений человечества с окружающей средой. Война и голод — основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения, проблема голода.

Основные понятия: социосфера, глобализация; жизненные, социальные и идеальные

потребности человека; биологический, общественный и творческий уровни развития потребностей, мораль и нравственность; биоэтика, жизнь как высшая ценность; экологическая ответственность, социальный фактор.

Практические работы. Игра «Социальное разнообразие—условие устойчивости человеческого общества», игра «Я в классе, я в мире».

5. Договор как фактор развития человечества (1ч)

Эволюция механизмов договоренностей между людьми. Умение людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов.

Основные понятия: агрегация, договор, разрешение конфликтов, экологические

конфликты.

Практическая работа. Игра «Составление договора  «О правах  природы».

6. Устойчивое развитие общества и природы (2ч)

Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития.

Основные понятия: устойчивое развитие, экологическое общество, концепция

устойчивого развития.

Практическая работа. Игра «План устойчивого развития в XXI веке».

7. Человечество и информация о мире (1 ч)

Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира и основа развития человечества. Биосферная роль человека. Картины мира. Влияние представлений человечества о мире на его взаимоотношения с окружающей средой. Основные понятия: разум, сознание, биосферная роль человека; мифологическая, религиозная, классическая естественно-научная, вероятностная естественно-научная, системная естественнонаучная картины мира.

Практическая работа. Дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка».

8. Познание мира и экологическое образование (1ч)

Научно-технический прогресс. Осознание человечеством масштаба своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение о развитии ноосферы. Развитие экологического сознания в человечестве. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом.

Основные понятия: научно-техническая революция, наукоемкие технологии, глобальные

проблемы человечества; учение о биосфере, ноосфера; экоцентрическое, антропоцентрическое экологическое сознание.

Практическая работа. Дебаты «Экологическое образование должно стать

обязательным во всех школах».

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по курсу «Биосфера и человечество»

1. Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье.

2. Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.

3. Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.

4. Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.

5. Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.

6. Перечислять всеобщее и особенное во взаимоотношениях человека с окружающим миром.

7. Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.

8. Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.

9. Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.

10. Проявлять активность в организации и проведении экологических акций.

11. Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.

12. Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях.

Учебно-методическое обеспечение:

литература для учащихся:

  1. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере. М., «Просвещение», 1981
  2. Пасечник В.В. Экология 9 кл. Школьный практикум: Методическое пособие. М., «Дрофа», 1998
  3. Практикум по экологии/Под ред.С.В.Алексеева.М.:МДС «Юнисам», 1996
  4. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологию. М., «Просвещение», 1985
  5. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М., «Дрофа», 1999
  6. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология».М., «Просвещение», 1981
  7. Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера  и человечество», М., изд. центр  «Вентана-Граф», 2007 г
  8. Экология России:Хрестоматия/Сост.В.Н.Кузнецов.М., МДС «Юнисам», 1995

литература для учителя:

  1. Войткевич Г.В. Основы учения о биосфере. М., «Просвещение», 1989
  2. Козлова Т.А., Сухова Т.С. Экология. Книга для учителя. М., Школа-Пресс, 1996
  3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология.: Методическое пособие. М.: МД«Дрофа», 1995
  4. Сивоглазов В.И.,Козлова Т.А., Сухова Т.С. Экология России. Пособие для учителя. М., МДС «Юнисам», 1995
  5. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Пособие для учителя. М., Новая школа, 1994
  6. Шустов С.Б. Химические основы экологии. М., «Просвещение», 1995


Календарно – тематическое планирование  курса «Биосфера  и человечество», 9 класс

п/п

по теме

Тема урока

Тип урока

Практические работы

ЭОР

Д/з

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

1.«Введение» - 1 ч.

Введение в курс экологии 9 кл.

Урок – актуализация

2. «Влияние экологических факторов на развитие человечества» - 2 ч.

Показатели взаимодействия природы и человечества

Урок изучения нового материала

П/р «Человечество и лес»

§1

Возможности человечества к адаптации

Комбинированный урок

§2

3. «Воздействие человечества на биосферу» - 3 ч.

Потребность человечества в питании и ее влияние на биосферу

Урок изучения нового материала

§3

Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу

Комбинированный урок

П/р «Альтернативные источники энергии»

§4

Потребность человечества в размножении и ее влияние на биосферу Значение и информации для развития человечества. Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов

Комбинированный урок

П/р «Мировая торговля»

§5-9

4. «Взаимосвязи между людьми» - 6 ч.

Человек как часть природы. Биосоциальная сущность человека

Урок с эл. беседы

Тетр.

Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества

Урок - практикум

§10

9,10

Потребности человека и взаимодействие людей друг с другом

Урок-дискуссия

П/р «Я в классе – я в мире»

§11

11,12

Зарождение новых взаимоотношений в человечестве.

Урок изучения нового материала

§12-13

5. «Договор как фактор развития человечества» - 1ч.

13

Договор и договоренность в политике и экологии. О правах природы

Урок изучения нового материала

П/р «Составление договора «О правах природы»

§14.1

6. «Устойчивое развитие общества и природы» - 2 ч.

14,15

Концепция устойчивого развития

Урок - практикум

П/р «План устойчивого развития в 21 веке»

§15.1

7. «Человечество и информация о мире» - 1 ч.

16

Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира

Урок - практикум

П/р «Первичное производство и вторичная переработка»

§16-17

8. «Познание мира и экологическое образование» - 1 ч.

17

Учение В.И.Вернадского о биосфере Ноосфера.  Экологическое сознание

Комбинированный урок

П/р «Экологическое образование должно стать обязательным»

§18-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.   ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Социальная экология "

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса  "Социальная экология "...

Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса по экологии 11 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса "Мир, в котором я живу. Экология чреды обитания человека". 9 класс.

Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а именно от экологического качества окружающей среды обитания.Если вы хотите побольше...

Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса

Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса...