Рабочая программа элективного курса "Экология в экспериментах"
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для обучения учащихся в 11 классе и содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kursa_ekologiya_v_eksperimentah.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Лицей имени В.Г.Сизова»
Утверждаю
Директор лицея
____________В.А.Ермоленко
«» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Экология в экспериментах»
Класс 11
Учебный год 2016-2017
Учитель Чувашова О.В.
УМК Г.А. Нечаев, Е.И.Федорос . Экология в экспериментах: 10-11 класс: методическое пособие. – М. :Вента – Граф, 2006.
Обсуждена и согласована Принята на заседании
на заседании методического объединения педагогического совета
учителей естественно-научного цикла протокол № 1
Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. от «» августа 2016 г.
г. Мончегорск
Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая база.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Экология в экспериментах» авторов Г.А. Нечаева, Е.И.Федороса . Экология в экспериментах: 10-11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана- Граф, 2006. –112 с
2.2. Общая характеристика учебного предмета
Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем её дальнейшего развития. Действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является учебный эксперимент.
Экологический эксперимент выполняет, кроме познавательной, ещё и интегративную функцию в системе естественного образования учащихся, поскольку в его условиях рассматриваются не только конкретные объекты изучения данной науки, но и система их взаимосвязей с окружающей средой. Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической экологической деятельности, являются хорошей мотивационной основой для обучения учащихся предметам естественнонаучной образовательной области, дальнейших самостоятельных исследований подобного рода, а также для профессиональной ориентации школьников.
Элективный курс предусматривает применение проектного подхода в обучении. Проектная деятельность позволяет педагогу эффективно использовать современные образовательные технологии и реализовывать вариативность обучения, а учащимся – подобрать индивидуальные образовательные маршруты в рамках курса.
2.3. Цели и задачи курса
Цели курса:
-освоение учащимися основных понятий синэкологии, аутэкологии, демэкологии, являющихся теоретической основой для проведения исследований;
- освоение основными правилами и подходами к организации научного эксперимента;
-формирование у учащихся системы умений проводить частные и комплексные исследования.
Задачи курса:
1. Освоение основными понятиями общей экологии.
2. Овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области экологии; устанавливать связь между развитием экологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую (экологическую) информацию; пользоваться биологической (экологической) терминологией и символикой;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной экологии; проведения экспериментальных исследований, решения экологических задач, моделирования экологических объектов и процессов;
4. Воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры.
2.4. Место предмета в учебном плане лицея
Преподавание курса осуществляется в соответствии с учебным планом лицея, согласно которому в 11 профильном естественнонаучном классе на курс отводиться 2 час в неделю, т.е. 68 часов в год.
2.5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных биологических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
3. Учебно – тематический план (11 класс)
Раздел, тема | Всего часов | Теория | Практика |
I. Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований. | 2 | 2 | - |
II. Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно – библиографической работы. Методы статистической обработки данных. | 8 | 5 | 3 |
III. Экология особей. Биоэкологические исследования | 18 | 14 | 4 |
IV. Экология популяций. Биоэкологическое исследование | 18 | 17 | 1 |
V. Экология сообществ. Биоэкологические исследования и эксперименты. | 16 | - | 16 |
VI. Научно-практическая конференция учащихся по проведенным исследованиям | 4 | - | 4 |
VII. Повторение и обобщение изученного материала. | 2 | 2 | |
Всего: | 68 | 40 | 28 |
4. Содержание курса.
Тема 1. Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, моделирование. Научные понятия, гипотезы и теории.
Логические приёмы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия.
Дополнительный материал. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях.
Тема 2. Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных
Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач исследования, выбор объекта изучения, работа с литературой, выдвижение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы опыта.
Проведение исследования: ведение документации, ошибки в исследованиях.
Обработка и обобщение результатов исследования, оформление результатов исследования.
Дополнительный материал. Структура отчёта о научной работе: введение, литературный обзор, материалы и методика, анализ результатов, выводы, список литературы. ГОСТ 7.32-2001 «Правила оформления отчёта о научно-исследовательской работе»
Основы научно-библиографической работы. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документов» общие требования и правила составления.
Основные понятия биометрии (статистические оценивание качественной и количественной изменчивости признака по выборке, статистические методы проверки статистических гипотез).
Дополнительный материал. Основные статистические оценки количественной и качественной изменчивости.
Практикум: практические работы
Современные способы представления результатов исследования. Построение таблиц и диаграмм.
Методы составления библиографических описаний (реферата и аннотации) и записей (библиографических ссылок и списка литературы).
Использование компьютерных программ для статистической обработки данных.
Тема 3. Организм и среда обитания: биоэкологические исследования и эксперименты
Экология и её разделы. Основные понятия аутэкологии. Окружающая среда, местообитания. Абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы. Экологическая пластичность (экологическая валентность). Толерантность. Основные закономерности действия экологических факторов на организмы: правило минимума, закон толерантности Шелфорда.
Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва, организм.
Температура и влажность наземных местообитаний, солёность вод и свет как важнейшие экологические факторы. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов.
Биологические факторы: понятие о внутривидовой конкуренции, межвидовая конкуренция, хищничество, паразитизм, мутуализм, аменсализм, комменсализм.
Основные направления и возможные темы исследовательских работ по теме 3.
Практикум: проекты
- исследование влияния абиотических факторов на организмы (на базе школьной теплицы)
- определение хронобиологического типа человека
- определение типа высшей нервной деятельности человека
- оценка показателей здоровья человека и факторов, влияющих на него
- влияние тяжёлых металлов на физиологические процессы живых организмов (на базе школьной теплицы)
Тема 4. Экология популяций: биоэкологические исследования и эксперименты
Основные понятия экологии популяций: численность популяции, плотность популяции, рождаемость, смертность, прирост популяции, темп прироста; возрастная и половая структура популяции.
Пространственная структура популяции. Образ жизни и типы использования территории популяциями животных.
Динамика численности популяции при освоении нового местообитания (экспоненциальный и логистический рост численности) и в освоенной среде (устойчивые колебания).
Типы динамики численности популяции.
Факторы и механизмы, регулирующие численность популяции. Ультимативные факторы: климатические изменения, межвидовая конкуренция (экологическая ниша), взаимоотношения «хищник – жертва» и «паразит – хозяин», косвенные взаимоотношения растений. Сигнальныеи факторы (авторегуляция численности популяции): сигнальные уровни численности, эффект группы, эффект массы, принцип Олли.
Практикум: проекты:
- влияние плотности популяции на прорастание, рост растений на примере фасоли (на базе теплицы)
- оценка некоторых показателей здоровья групп людей.
Тема 5. Экосистемы: биоэкологические исследования и эксперименты
Экологические сообщества. Экосистема (биоценоз, биотоп, экотон), биогеоценоз. Естественные и искусственные экосистемы.
Характеристика организмов по типу питания и по роли в сообществе. Трофическая структура экосистемы. Трофические цепи, трофические сети. Трофические связи организмов в экосистеме. Пространственная структура экосистемы.
Продуктивность и энергетика экосистем: биомасса, продукция (валовая и чистая – первичная и вторичная), характеристика потока энергии по трофическим цепям в экосистеме.
Динамика экосистем: динамическое равновесие, гомеостаз, устойчивость. Периодические изменения в экосистемах: суточные, сезонные и многолетние циклы. Непериодические изменения в экосистемах: флуктуации, сукцессии. Понятие о климаксных сообществах.
Практикум: проекты
- изучение микробиоценозов почвы
- изучение водных экосистем
- город как экосистема
5. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
— определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
— о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
— законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
— об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
— о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
— законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
— о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
— о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
— о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
Учащиеся должны уметь:
— решать простейшие экологические задачи;
— использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
— объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
— строить графики простейших экологических зависимостей;
— применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
— использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества.
6. Календарно-тематическое планирование курса «Экология в экспериментах» (11 класс)
№ урока | Дата | Тема урока | Содержательный компонент урока | Тип урока |
Тема 1. Основы общей методологии научных исследований. | ||||
1 | Уровни и методы научного познания. | Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, моделирование | Лекция | |
2 | Специальные о общенаучные методы научного познания | Научные понятия, гипотезы и теории. Логические приёмы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях | Лекция | |
Тема 2. Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных | ||||
3 | Основные принципы организации исследования | Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач исследования, выбор объекта изучения, работа с литературой, выдвижение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы опыта. Проведение исследования: ведение документации, ошибки в исследованиях. | Комбинированный | |
4 | Основные принципы организации исследования | Обработка и обобщение результатов исследования, оформление результатов исследования. Структура отчёта о научной работе: введение, литературный обзор, материалы и методика, анализ результатов, выводы, список литературы. | Практикум | |
5 | Основы научно-библиографической работы. | ГОСТ 7.32-2001 «Правила оформления отчёта о научно-исследовательской работе» Основы научно-библиографической работы. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. | Лекция | |
6 | Основы научно-библиографической работы. | Библиографическое описание документов» общие требования и правила составления, методы составления библиографических описаний (реферата и аннотации) и записей (библиографических ссылок и списка литературы). | Практикум | |
7 | Статистическая обработка данных. | Основные статистические оценки количественной и качественной изменчивости. Современные способы представления результатов исследования. | Лекция | |
8 | Статистическая обработка данных. | Построение таблиц и диаграмм. Использование компьютерных программ для статистической обработки данных | Практикум | |
Тема 3. Организм и среда обитания: биоэкологические исследования и эксперименты | ||||
9 | Основные понятия экологии особей (аутэкологии) | Экология и её разделы. Основные понятия аутэкологии. Окружающая среда, местообитания. Абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы. | Лекция | |
10 | Основные понятия экологии особей (аутэкологии) | Экологическая пластичность (экологическая валентность). Толерантность. Основные закономерности действия экологических факторов на организмы: правило минимума, закон толерантности Шелфорда. | Лекция | |
11 | Среды жизни | Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная. Особенности каждой среды жизни, влияние их на жизнедеятельность организмов. | Семинар | |
12 | Среды жизни | Основные среды жизни: почва, организм. Особенности каждой среды жизни, влияние их на жизнедеятельность организмов. | Практикум | |
13 | Важнейшие экологические факторы: температура | Температура наземных местообитаний как важнейший экологический фактор. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов. | Лекция | |
14 | Важнейшие экологические факторы: температура | Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов. | Практикум | |
15 | Важнейшие экологические факторы: влажность. | Влажность наземных местообитаний, как важнейшие экологические факторы. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов. | Лекция | |
16 | Важнейшие экологические факторы: солёность | Соленость водных местообитаний, как важнейшие экологические факторы. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов. | Комбинированный | |
17,18 | Важнейшие экологические факторы: свет. | Свет как важнейший экологический фактор. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов. | Практикум | |
19 | Биотические экологические факторы. | Биологические факторы: понятие о внутривидовой конкуренции, межвидовая конкуренция. | ||
20 | Биотические экологические факторы. | Биологические факторы: хищничество, паразитизм, мутуализм, аменсализм, комменсализм. | Практикум | |
21 | Обобщающее повторение | Семинар | ||
Тема 4. Экология популяций: биоэкологические исследования и эксперименты | ||||
22 | Демографические характеристики популяций | Основные понятия экологии популяций: численность популяции, плотность популяции, рождаемость, смертность, прирост популяции, темп прироста; возрастная и половая структура популяции. | Лекция | |
23 | Демографические характеристики популяций | Динамика численности популяции при освоении нового местообитания (экспоненциальный и логистический рост численности) и в освоенной среде (устойчивые колебания). | Лекция | |
24,25 | Пространственная структура популяций. | Пространственная структура популяции. Образ жизни и типы использования территории популяциями животных. | Комбинированный | |
26 | Динамика численности популяций. | Типы динамики численности популяции. Факторы и механизмы, регулирующие численность популяции. | Лекция | |
27 | Динамика численности популяций. | Ультимативные факторы: климатические изменения, межвидовая конкуренция (экологическая ниша), взаимоотношения «хищник – жертва» и «паразит – хозяин», косвенные взаимоотношения растений | Лекция | |
28,29 | Факторы, влияющие на популяции. | Сигнальные факторы (авторегуляция численности популяции): сигнальные уровни численности, эффект группы, эффект массы, принцип Олли. | Практикум | |
30 | Обобщающее повторение | Семинар | ||
Тема 5. Экосистемы: биоэкологические исследования и эксперименты | ||||
31 | Экосистемы и их структура | Экологические сообщества. Экосистема (биоценоз, биотоп, экотон), биогеоценоз. Естественные и искусственные экосистемы. Характеристика организмов по типу питания и по роли в сообществе. | Лекция | |
32 | Экосистемы и их структура | Трофическая структура экосистемы. Трофические цепи, трофические сети. Трофические связи организмов в экосистеме. Пространственная структура экосистемы. | Лекция | |
33,34 | Продуктивность и энергетика экосистем. | Продуктивность и энергетика экосистем: биомасса, продукция (валовая и чистая – первичная и вторичная), характеристика потока энергии по трофическим цепям в экосистеме. | Комбинированный | |
35 | Динамика экосистем. | Динамика экосистем: динамическое равновесие, гомеостаз, устойчивость. Периодические изменения в экосистемах: суточные, сезонные и многолетние циклы. | Лекция | |
36 | Динамика экосистем. | Непериодические изменения в экосистемах: флуктуации, сукцессии. Понятие о климаксных сообществах. | Комбинированный | |
37,38 | Факторы, влияющие на популяции. | Сигнальные факторы (авторегуляция численности популяции): сигнальные уровни численности, эффект группы, эффект массы, принцип Олли. | Комбинированный | |
39 | Обобщающее повторение по теме. | Семинар | ||
40,41 | Выполнение биоэкологических исследований по выбранным темам и оформление результатов. | |||
42-64 | Представление и обсуждение результатов исследований. | |||
62-66 | Научно – практическая конференция учащихся по проведённым исследованиям. | |||
67, 68 | Подведение итогов курса. Итоговая аттестация. |
7. Перечень учебно –методического обеспечения
Для учителя:
-Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя.- Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2010 .-144 с.
-Петунин О..В. изучение экологии в школе. \ О.В. Петунин – Ярославль: Академия развития ; Владимир : ВКТ , 2008 год.- 192 с. : ил .-( в помощь учителю)
-Суматохин С.В. Экология : 10-11 классы : методическое пособие \ С.В. Суматохин,Л.Г. Наумова .- М. : Вентана- Граф. 2012.-2012.- 304 с.
Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы \ Авт. В.Н. кузнецов. - М. : Вентана – Граф , 2007.-384 с. ( Экзамен для всех).
Для учащихся:
• Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В.Экологический практикум школьника: учебное пособие для учащихся .-Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.-304
• Алексеев С.В., Груздева Н.В. ,Гущина Э.В. Экологический практикум школьника : Методическое пособие для учителя.- Самара: Издательство «Учебная литература» , Издательский дом «Федоров», 2010 .-144 с.
• Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : профильный уровень \ Б.М. Миркин ,Л.Г. Наумова ,С.В. Суматохин .- М.: Вентана-Граф , 2012 .- 384 с.
Дополнительная литература
1.Ашихмина Т.Я.Школьный экологический мониторинг.- «Агар», «Рандеву-АМ»,2000,385с.
2.Арнаутова Н.З. Исследовательская деятельность учащихся в процессе экологического о образования. Учебно - методическая газета для учителей химии и естествознания. «Химия». ИД. Первое сентября, №12, 2009 г, с.24-34
3. Высоцкая М.В. .Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся\ ав.- сост.М.В. Высоцкая .- Волгоград : Учитель, 2008.-203 с. : ил.
4 .Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии.- М.: АО МДС, 1996, 80с. Б.Небел. Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993,2т.
5. Исидоров В.А. Экологическая химия. СПб.: Химиздат, 2000.
6. Кузменок Н.М., Стрельцова Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. М.: Красикопринт., 1996.
7.Маркачев А.Е. Учебно-исследовательские проекты по химии :Содержание и методика реализации / А.Е.Маркачев ,Т.А. Боровских ,Г.М.Чернобельская .- М.: Чистые пруды, 2009 год.- 32с.: ил. –(Библиотека «Первое сентября», серия «Химия «. Вып.27)
8. Назаренко В.М. .Экологический курс химии : от темы к теме. -М.: Просвещение , 2000
9. Монин А.С., Шишков Ю.В. Глобальные экологические проблемы. – М.: Знание, 1991.
10. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология : учебное пособие : в 3 ч. Ч. 1. Общая биология и экология / Е.А. Солодова, Т.Л.Богданова. – М. : Вентана-Граф, 2009. – 160 с. – (Школьный курс за 100 часов).
11. Татарина Л.Ф.. Экологический практикум для студентов и школьников (Биоиндикация загрязненной среды). М.: Аргус, 1997, 80с. С.Б.Шустов, Л.В.Шустова. Химические основы экологии. М.: Просвещение,1995, 239.
12. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М.: Просвещение, 1995
13. Уорк К., Уорнер С. Загрязнение воздуха: Источники и контроль. – М.: Мир, 1980.
Полезные интернет-ресурсы:
Федеральный портал «Российское образование»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Образовательные ресурсы Интернета - Биология. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm
http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);
http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);
http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);
http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).
http://www.eidos.ru (эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос»)
"Вся биология" - это научно-образовательный проект, посвящённый биологии и родственным наукам. Основная идея портала заключается в создании большого информационного ресурса, главная цель которого: предоставление информации по всем разделам биологии в максимально доступной форме для обычного читателя. http://www.sbio.info.
Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО" : |http://http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=13613&tmpl=com
Экология курс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ee76ce85-0d71-499c-99b3-fd5e2196e4b2/KODO_main.pps
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Химический эксперимент"
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса и способствует повышению их интереса к предмету, углублению имеющихся знаний и практических умений, предоставляет возмож...
Программа элективного курса "Компьютерные эксперименты в механике"и методические рекомендации
Методическое пособие предназначено для учителей физики, желающих использовать на своих занятиях компьютерные технологии, для проведения экспериментов, исследований, лабораторных рабо...
Программа элективного курса «Виртуальные эксперименты в курсе физики 11 класса»
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений как гуманитарного, так и физико-математического профиля. Он предназначен для учащихся, желающих приобрести опыт са...
Рабочая программа Элективного курса «Эксперименты и теории научного познания 10-11 класс
освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента учащихся 10-11 классов, приобретение ими компетентных представлений о профессиях, связанных в сфере «Человек-природа»...
Рабочая программа элективного курса "Физический эксперимент" для 9класса
Элективный курс разработан для учащихся 9класса. Физика - экспериментальная наука, в которой любое утверждение справедливо, если оно подтверждается результатами опыта. Учебный физический эксперимент в...
Рабочая программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ
Предлагаемый элективный курс в 7 классе рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю) для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Эксперимент в физике»
Данный курс предназначен для учащихся, склонных к экспериментальной исследовательской деятельности и направлен на развитие общих навыков проведения физических экспериментов....