Рабочая программа элективного курса "Экология", 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс)
В основе построения курса экологии 6 класса лежит идея гумманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определенных во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "Экология" | 42.86 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сафоново Смоленской области
Рассмотрено Руководитель ШМО ________/_________ Ф.И.О. Протокол № ___ | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 6» _______/__________ Ф.И.О. «__»________20__г. | Утверждаю директор МБОУ «СОШ № 6» _______/__________ Ф.И.О. Приказ № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Экология. 6класс.
Алексеенко М.Н.
2020 - 2021 учебный год
г. Сафоново
2. Пояснительная записка
2.1. Нормативная база, методические основы для составления рабочей программы.
Преподавание элективного курса «Экология» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»;
- Основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново Смоленской области.
- Примерной программой по биологии: Программа биологии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
- Состав УМК:
- Учебник по экологии 5 (6) класс, авторы: А.И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов «Экология», Москва, «Устойчивый мир», 2000 г.
- У.М.К. учителя – учебник «Экология» 5 (6) класс, авторы: А.И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов, Москва, «Устойчивый мир».
- Методическое пособие уроков экологии 5 класс.
- Руймерс Н.Ф. Природоиспользование: словарь-справочник, М., Мысль, 1990г.
- Руймерс Н.Ф. Экология. – М., Россия молодая, 1994 г.
- Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 1997 г.
- Экология для школьников; атлас под ред. А.Т. Зверева, М. АСТ-ПРЕСС, 2001г.
- Общие цели с учётом специфики предмета.
Основная цель курса «Введение в географию» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
• развивать познавательный интерес учащихся 6-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
• научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
• научить устанавливать связи в системе географических знаний.
- Общая характеристика учебного предмета, курса.
В основе построения курса экологии 6 класса лежит идея гумманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определенных во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
- Место учебного предмета, курса в учебном плане.
В учебном плане внеурочной деятельности на экологию в 6 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, количество часов по экологии в 6 классе равно 1 часу в неделю.
Годовой календарный учебный график МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново на 2020-2021 учебный год предусматривает 35 учебных недель в 6 классе, т.е. 35 часов в год.
- Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Предметные результаты
- называть методы изучения, применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
Личностные УУД:
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
- Содержание учебного предмета, курса, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
4.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 35 |
в том числе: |
|
экскурсии | 3 |
итогового тестирования | |
контрольные работы (входной контроль, итоговый контроль) |
4.2. Содержание учебной дисциплины
№ темы, раздела | Название темы | Содержание темы | Количество часов |
Тема 1 | Введение | Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Демонстрация карт, атласов, справочников, энциклопедий и других материалов по экологии. | 1 |
Тема 2 | Общие сведения о биосфере | Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые организмы Земли и их распределение по сферам. Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Многообразие и высокая численность живых организмов на границах контактирующих сфер. Горизонтальное и вертикальное (зональность) распределение живых организмов на Земле в зависимости от температуры и других климатических условий. Демонстрация таблиц по геосферам Земли, по биосфере, справочников. | 3 |
Тема 3 | Среды жизни и приспособления к ним живых организмов | Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Вода как среда жизни: вода пресная и соленая, проточная и стоячая, различная степень нагретости воды, отсутствие резких колебаний температуры, плотность и особенности теплового расширения воды, превращение воды в лед, давление воды и его увеличение с возрастанием глубины водоема, уменьшение освещенности воды с увеличением глубины водоема. Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде. Наземно-воздушная среда обитания и ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от температуры, давление воздуха). Перемещение воздушных потоков. Наличие влаги как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды. Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде. Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы. Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность почвы удерживать воздух и влагу. Структурная и бесструктурная почвы. Живые организмы почвы, способные перерабатывать органические остатки в минеральные вещества, необходимые для жизни растений. Другие живые организмы — обитатели почвы и их приспособительные особенности. Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности. Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции). | 6 |
Тема 4 | Взаимоотношения живых организмов | Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин». Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком. Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах. | 6 |
Тема 5 | Естественные и искусственные экосистемы | Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах; организмы- производители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ. Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потери органических веществ на каждом звене цепи питания. Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем. Луг как сообщество живых организмов. Поле и плодово-ягодный сад как искусственные сообщества живых организмов. Болото как природный биоценоз. Широколиственный лес и сосновый бор как природные биоценозы. Лесопарк как искусственный биоценоз. Сезонные изменения в биоценозах. Смена биоценозов. Влияние человека на смену биоценозов. Город как искусственный биоценоз. Демонстрация таблиц по биоценозу смешанного леса, пруда, смены биоценозов. | 11 |
Тема 6 | Человек как часть природы | Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком-охотником и человеком-землепашцем и пастухом, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные дожди). Охрана воздушной среды от дальнейшего загрязнения. Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Значение заповедных территорий в сохранении природы. Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения. Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, видеофильмов, журналов и книг по экологии и охране окружающей природной среды. Экскурсия в природу (желательно в ближайший заповедник). | 7 |
35 |
I четверть – 8 часов;
II четверть – 8 часов;
III четверть – 10 часов;
IV четверть – 9 часов;
- Календарно-тематический план учебной дисциплины «Экология»
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт. | |||
1 четверть – 8 уроков | ||||
Тема 1. Введение – 1ч. | ||||
1 (1) | Введение (знакомство с предметом) | 1 неделя сентября | ||
Тема 2.Общее сведения о биосфере - 3ч. | ||||
2 (1) | Что такое биосфера? Сферы земли: литосфера, атмосфера, гидросфера | 2 неделя сентября | ||
3 (2) | Живые организмы Земли и их распределение по сферам: зональное, вертикальное | 3 неделя сентября | ||
4 (3) | Обобщение: Что мы узнали о биосфере? | 4 неделя сентября | ||
Тема 3. Среды жизни и приспособления к ним живых организмов - 6ч. | ||||
5 (1) | Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Наземно-воздушная среда и ее характеристики. Состав, плотность, давление, свет | 1 неделя октября | ||
6 (2) | Наземно-воздушная среда и ее характеристики: вода, температура | 2 неделя октября | ||
7 (3) | Вода как среда жизни. Факторы водной среды | 3 неделя октября | ||
8 (4) | Почвенная среда жизни и ее характеристики: состав, св-ва почвы, структурные – бесструктурные. Живые организмы обитатели почвы | 4 неделя октября | ||
2 четверть – 8 уроков | ||||
9 (5) | Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности | 2 неделя ноября | ||
10 (6) | Обобщающий урок: что мы узнали о средах жизни организмов Урок-викторина | 3 неделя ноября | ||
Тема 4. Взаимоотношения живых организмов - 6ч. | ||||
11 (1) | Основные типы взаимоотношений живых организмов в природе. Взаимовыгодные отношения между организмами | 4 неделя ноября | ||
12 (2) | Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам | 1 неделя декабря | ||
13 (3) | Взаимоотношения других орг-ов типа: хищник – жертва, паразит - хозяин | 2 неделя декабря | ||
14 (4) | Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими | 3 неделя декабря | ||
15 (5) | Сложность отношений живых организмов и их использование человеком | 4 неделя декабря | ||
16 (6) | Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов | 5 неделя декабря | ||
Тема 5. Естественные и искусственные экосистемы – 11ч. | ||||
17 (1) | Совместное обитание жив.орг-ов в природе. Сообщества жив.орг-ов или биоценозы. Основные группы жив.орг-ов: производители, потребители, разрушители | 2 неделя января | ||
3 четверть – 10 уроков | ||||
18 (2) | Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потеря органических в-в на каждом звене цепи питания | 3 неделя января | ||
19 (3) | Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем. Р.к. Естественные и искусственные водоемы. | 4 неделя января | ||
20 (4) | Луг как сообщество живых организмов. Поле как искусственное сообщество. | 1 неделя февраля | ||
21 (5) | Лесопарк как искусственный биоценоз. Плодово-ягодный сад как искусственное сообщество живых организмов Экскурсия № 2 | 2 неделя февраля | ||
22 (6) | Широколиственный лес и сосновый бор как примеры естественных биоценозов. | 3 неделя февраля | ||
23 (7) | Болото как природный биоценоз | 4 неделя февраля | ||
24 (8) | Сезонные изменения в биоценозах | 1 неделя марта | ||
25 (9) | Смена биоценозов | 2 неделя марта | ||
26 (10) | Город как искусственный биоценоз. Влияние деятельности человека на смену биоценозов Экскурсия № 3 «Выявление негативного влияния деятельности человека в нашей местности» | 3 неделя марта | ||
27 (11) | Что мы узнали о сообществах живых организмов | 4 неделя марта | ||
4 четверть – 8 уроков | ||||
Тема 6.Человек как часть природы -7ч. | ||||
28 (1) | Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком – охотником и землепашцем, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием с.х. и роста народонаселения | 1 неделя апреля | ||
29 (2) | Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком. Охрана воздушной среды от загрязнения | 2 неделя апреля | ||
30 (3) | Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Потеря почвы и ее охраны | 3 неделя апреля | ||
31 (4) | Влияние деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Р.к. Красная книгаредких растений Смоленской области | 4 неделя апреля | ||
32 (5) | Воздействие человека на животный мир и его охрана. Значение заповедников в охране природы. Р.к. Редкие и исчезающие животные Смоленской области | 2 неделя мая | ||
33 (6) | Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения | 3 неделя мая | ||
34 (7) | Обобщение по теме: Влияние деятельности человека на природную среду | 4 неделя мая | ||
35 Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС
laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)
Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...