Разработка воспитательного мероприятия по экологии
методическая разработка по экологии (7 класс)

Гераскина Юлия Сергеевна

Каждый человек должен осознавать, что изменить экологическую ситуацию в стране и мире должны не только чиновники, общественные деятели, но и каждый отдельный человек. Учащиеся должны понять, что надо начинать с себя. Осознать важность каждого своего действия. Свои знания и жизненную позицию дети будут передавать младшим и старшим школьникам, участвуя во внутригимназических акциях-пятиминутках в дни экологических дат; при подготовке выпуска экологического вестника.

Цель: сформировать ответственное отношение к окружающей нас среде

Задачи:

- Изучение самых простых норм поведения по отношению к окружающей природе, воспитание умений разумного природопользования в будничной жизни;

- Развитие навыков и умений безопасного и грамотного с экологической точки с экологической точки зрения поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия по экологии.

Направление: экология

Тема: Экология Санкт-Петербурга

Актуальность

Ещё 5-10 лет назад большинство людей откровенно равнодушно относилось к экологической ситуации в стране и в мире, воспринимая вредные выбросы и мусорные свалки как нечто обыденное. Теперь мы слышим чаще об экологических акциях, митингах против застройки парков, призывах к раздельному сбору мусора и сдаче макулатуры. При этом экологические катастрофы всё масштабнее и серьёзнее. Понадобится не одно десятилетие, чтобы помочь природе. Наше будущее поколение, у которого сейчас формируется взгляд на среду обитания, в которой им предстоит жить, может изменить ситуацию. Но только в том случае, если они будут грамотными в вопросах загрязнения окружающей среды, если мы сделаем всё возможное, чтобы воспитать в них чувства патриотизма, доброты и сострадания к слабым и чувства солидарности со всей жизнью на планете.

.

Целевая аудитория: учащиеся 7-8 класс, 13-15 лет

Роль и место в системе работы классного руководителя. Каждый человек должен осознавать, что изменить экологическую ситуацию в стране и мире должны не только чиновники, общественные деятели, но и каждый отдельный человек. Учащиеся должны понять, что надо начинать с себя. Осознать важность каждого своего действия. Свои знания и жизненную позицию дети будут передавать младшим и старшим школьникам, участвуя во внутригимназических акциях-пятиминутках в дни экологических дат; при подготовке выпуска экологического вестника.

Цель: сформировать ответственное отношение к окружающей нас среде

Задачи:

- Изучение самых простых норм поведения по отношению к окружающей природе, воспитание умений разумного природопользования в будничной жизни;

- Развитие навыков и умений безопасного и грамотного с экологической точки с экологической точки зрения поведения.

Планируемые результаты:

Личностные: положительное отношение и интерес к изучению природы; знание основных правил поведения в природе и ориентация на их выполнение;

Метапредметные:

  • Регулятивные: формируется способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
  • Коммуникативные: развивается потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  • Познавательные: экологические знания и навыки, потребность в их расширении.

Форма проведения: беседа. Во время обсуждений дети учатся высказывать свое мнение, озвучивать свои идеи по поводу того или иного вопроса.

Педагогические технологии: проблемное обучение, групповая работа

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия

В процессе подготовки трое ребят готовят законы Барри Коммонера, один ученик материал по опустыниванию. Также рекомендуется познакомиться с экологической обстановкой Санкт-Петербурга в настоящее время. Педагог готовит раздаточный материал – листы с ситуационными задачами.

Ход урока

Вступление

Давайте природу любить и лелеять,

Чтоб не исчезла песнь соловья,

Чтоб самым большим заповедником

Стала наша планета Земля!

Сегодня на планете более 7 миллиардов человек, и конечно, мы не можем существовать без вмешательства в природные процессы. Нам жизненно необходимы природные ресурсы, чтобы обеспечить потребности человечества, которые только увеличиваются с каждым годом. Человечество должно развиваться, но нельзя при этом не обращать внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности, забывая законы природы, то природа поставит свои ограничения.

- А какие законы природы вам известны?

Ученик 1. Биолог Барри Коммонер в своей книге «Как примириться с планетой» предлагает три простых закона экологии, которые помогают объяснить, почему Земля так беззащитна, когда с ней обращаются жестоко.

1. Всё взаимосвязано. Как от одного больного зуба может страдать весь организм, так и вред, причиняемый одному природному ресурсу, может привести к целому ряду экологических проблем. К примеру, вырубка лесов.

Раньше в Бангладеше проливные дожди задерживались деревьями; теперь же потоки вод беспрепятственно стекают с лишенных растительности гор на побережье, вызывая там катастрофические наводнения. В прошлом наводнения огромной разрушительной силы случались в Бангладеше раз в 50 лет, а теперь каждые четыре года или чаще. В других частях мира вырубка лесов привела к опустыниванию и изменениям климата отдельных местностей.

Ученик 2. Второй закон: ничто не исчезает бесследно. Представьте, как выглядел бы обычный дом, если из него не выбрасывались отходы. Наша планета – тоже замкнутая система: все, что мы выбрасываем, в конце концов должно где-то скапливаться в пределах нашего дома — Земли. Но только одни отходы со временем разлагаются и могут включиться в естественные процессы, другие же — не могут. На многих пляжах мира разбросаны пластиковые упаковки, которые пролежат в таком виде в течение нескольких десятков лет. Менее заметны вредные отходы промышленного производства, которые обычно стараются где-нибудь захоронить. Но поговорка: с глаз долой — из сердца вон, в этом случае не верна. Отходы могут попадать в подземные системы водоснабжения и причинять серьезный вред здоровью людей и животных. Мы не знаем, что делать со всеми химикатами, производимыми современной промышленностью. Мы даже не можем уследить за ними. Но самую большую опасность представляют радиоактивные отходы — побочные продукты, образующиеся в процессе работы атомных электростанций. Тысячи тонн радиоактивного мусора хранятся во временных сборниках, в то время как другие тысячи тонн сброшены в океан. Несмотря на многолетние научные исследования, до сих пор не найден способ безопасного и постоянного хранения или уничтожения этих отходов, и в ближайшем будущем никакого решения не предвидится. Никто не знает, когда может взорваться эта экологическая мина замедленного действия. Безусловно, проблема не разрешится сама собой. Пренебрежительное отношение человека к проблеме захоронения отходов напоминает также о третьем законе экологии.

Ученик 3. Пусть в природе всё идёт своим чередом. Иначе говоря, человеку нужно поддерживать порядок, существующий в природе, а не соревноваться с нею, считая свои решения наилучшими. В качестве примера можно привести некоторые пестициды. Поначалу они помогали фермерам вести борьбу с сорняками и истребляли практически всех опасных вредителей. Казалось, теперь-то небывалые урожаи обеспечены. Но все обернулось по-другому. Сорняки и насекомые оказывались устойчивыми к различным видам пестицидов, в то время как для животных и птиц, которые питаются насекомыми, а также для природы и человека эти вещества — ядовиты. Во всем мире насчитывается по меньшей мере миллионы таких пострадавших. И в довершение всего появляется множество доказательств, что длительное применение пестицидов ни в коей мере не способствует повышению урожаев. Сегодня в Соединенных Штатах от насекомых погибает намного большая часть урожаев, чем до того, как использование пестицидов резко увеличилось. И тем не менее каждый год земледельцы всего мира продолжают широко пользоваться ими.

- Перечисленные выше три закона экологии помогают понять, почему условия продолжают ухудшаться. Но есть и другие важные вопросы: какой вред человек причинил природе и можно ли этот вред устранить?

Основная часть

Хотя теперь человек понимает некоторые причины ухудшения ситуации, ему нелегко изменить что-либо к лучшему. Как вы думаете, что этому мешает?

(предполагаемые ответы:

- необходимы огромные денежные средства для постройки заводов, которые будут перерабатывать различные категории мусора;

- тратить меньше ресурсов – экономить воду и свет – это требует ежедневной работы над собой;

- пользоваться общественным транспортом, вопреки личному удовольствию;

- каждый думает, что «день расплаты» наступит еще не скоро, что всё преувеличено).

Если современные прогнозы о росте населения окажутся точными и человек будет обращаться с планетой по-прежнему, то науке и технике, возможно, будет не под силу предотвратить необратимую деградацию природной среды.

Назовите основные экологические проблемы мира и какой личный вклад в решение и уменьшение проблемы вы можете предложить

Ученик. Уничтожение лесов. 

Комментарий учителя: Три четверти лесов умеренных широт и половина тропических лесов мира уже уничтожены, и исчезновение лесных массивов за прошедшее десятилетие приобрело угрожающие масштабы. По самым последним данным, каждый год уничтожается от 150 000 до 200 000 квадратных километров тропических лесов — площадь, почти равная территории Уругвая.

-сдавать макулатуру

-участвовать в акциях по посадке деревьев

А также для вас возможно в будущем:

Усилить охрану и контроль за использованием природных ресурсов.

Разработать систему мониторинга и учета лесного фонда.

Совершенствовать лесное законодательство.

Ученик. Токсичные отходы, вредные вещества, выделяемые бытовым мусором

Комментарий учителя: из 70 000 производимых сегодня химических веществ половина относится к токсичным. В одних только Соединенных Штатах ежегодно выбрасывается 240 миллионов тонн вредных отходов. Количество отходов во всем мире невозможно подсчитать из-за недостатка сведений. Добавим еще, что к 2000 году около 200 000 тонн радиоактивных отходов будут храниться во временных сборниках. 

уменьшить количество отходов, которые вы ежедневно производите дома. 

Приобретать только нужные и качественные вещи.

Желательно выбирать продукты в картонной или бумажной упаковке и стеклянной таре.

Ученик. Деградация земель.

Комментарий учителя: Опустынивание угрожает третьей части земной поверхности. В некоторых районах Африки всего за 20 лет пустыня Сахара продвинулась на 350 километров. Сегодня миллионам людей грозит потеря средств к существованию.

Ведение устойчивого сельского хозяйства надлежащее искусственное орошение, ограничение выпаса животных;

Рекультивация дюн путем посадки растений;

Ротационное использование пастбищ, среднепольных деревьев или кустарников, посадка растительности в долинах периодических рек;

Снижение антропогенного давления в районах, подверженных риску опустынивания;

Посадка деревьев.

Ученик. Загрязнение воды

Комментарий учителя: Водный кризис. Около двух миллиардов человек живет в местностях, где всегда не хватает воды. Положение продолжает ухудшаться из-за пересыхания тысяч колодцев, поскольку уровень снабжающих их влагой водоносных пластов понижается.

используйте как можно меньше химических средств при уборке дома

Не смывайте лекарства и мусор в канализацию. 

Экономьте как можно больше воды. 

Не используйте пластик

Ученик. Исчезновение видов. 

Комментарий учителя: Хотя эти данные в некоторой степени основаны на предположениях, ученые считают, что к 2000 году было уничтожено от 500 000 до 1 000 000 видов животных, растений и насекомых.

Нужно попытаться донести до каждого человека мысль о том, как важно сохранить то, что создала природа. А еще усилить борьбу с браконьерством

Ученик. Загрязнение атмосферы.

Комментарий учителя: Исследование, проведенное ООН в начале 1980-х годов, показало, что в больших городах проживает один миллиард человек, которые ежедневно подвергают свое здоровье опасности, вдыхая частички сажи или ядовитые газы, такие, как двуокись серы, двуокись азота и угарный газ. Несомненно, быстрый рост городов за прошедшее десятилетие привел к обострению этой проблемы. К тому же в атмосферу ежегодно выбрасывается 24 миллиарда тонн углекислого газа, и есть опасения, что этот «парниковый газ» может привести к глобальному потеплению.

С экологическими проблемами мира Вы знакомы. А какая экология ситуация в Санкт-Петербурге в 2020 году?

Об этом мы поговорим мы сейчас поговорим, разбирая экологические ситуации.

Учащиеся делятся на группы, каждая получает лист с заданиями.

Ситуация 1.

Ко́нная Ла́хта — исторический район Санкт-Петербурга. Власти Санкт-Петербурга намерены перенести в Конную Лахту «АБЗ №1» из Коломяг и дать разрешение компании «Металлгальваносервис» на возведение «Цеха горячего цинкования».

Почему местные жители и дачники против такой постройки?

Как избежать такого строительства?

Предполагаемые ответы учащихся, комментарии учителя:

Во-первых, около 600 дачных домов могут оказаться в санитарно-защитной зоне завода, что приведет к признанию домовладений непригодными для проживания.

Во-вторых, есть опасения, что предприятие загрязнит окружающую среду токсичными сточными водами.

1) Чтобы избежать строительства необходимо провести государственное комплексное экологическое обследование, чтобы может признать этот участок заповедным

2) Доказать наличие краснокнижных видов растений и животных.

Ситуация 2.

Золоотвал рядом с Финским заливом был введен в эксплуатацию в 1982 году. За время его использования в его отстойном пруду было накоплено свыше 1,5 млн тонн золошлаков. Их попаданию в море препятствует ограждающая дамба. В поле зрения экологов золоотвал попал довольно давно.

(Золоотвал – это место складирования, хранилище золы тепловых электростанций, работающих на твердом топливе.)

С 2017 года (после жалоб местных жителей) и по настоящее время наблюдается регулярный незаконный сброс отходов, в том числе строительных, в акваторию Невской губы в пределах чаши золоотвала — крупногабаритные бетонные конструкции, бой кирпича, плитки, асфальта, арматура, мешки, разбитые паллеты.

В соответствии с действующим законодательством сброс отходов в водные объекты и на почву запрещен.

Какие последствия могут иметь действия строительных и прочих компаний, способствующих увеличению свалки? Предложите своё решение проблемы

Предполагаемые ответы учащихся, комментарии учителя:

- такие отходы служат источниками загрязнения воздуха, подземных и поверхностных водоисточников

- химикаты попадают в море Балтийское

- глобальное загрязнение Финского залива и сейчас можем получить очередную катастрофу как было в Норильске и на Камчатке

- токсичные вещества, выделяемые строительным мусором, будут накапливаться в атмосфере и со временем выпадут в виде осадков, тем самым отравляя растительность.

Использовать золоотвалы строго по назначению, отслеживать ситуацию на государственном уровне.

Применять штрафные санкции для недобросовестных компаний.

Кирпич, стекло, крошка, асфальт, бетон и железобетонные элементы можно сдавать во вторичную переработку.

Ситуация 3.

Современное состояние воздушного бассейна в Санкт-Петербурге, несмотря на реализуемые воздухоохранные правительственные программы, оценивается как неудовлетворительное.

На изображении вы видите стационарные посты наблюдения, расположенные в разных административных районах города. На сегодняшний день станций мало, многие из них не находятся в местах регулярного скопления машин в часы-пик, пробы берутся с высоты двух метров, а известно, что основные загрязнители тяжелее воздуха и их наибольшая концентрация достигается примерно на высоте одного метра.

По официальным данным в сентябре 2020 случаев высокого загрязнения и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха в сентябре зафиксировано не было. Но тем не менее присутствует диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота,  хлористый водород, сероводород и формальдегид.

Как уменьшить поступление вредных газов в атмосферу?

Предполагаемые ответы учащихся, комментарии учителя

Подержанные автомобили загрязняют воздух значительно интенсивнее новых, что связано с разными классами экобезопасности, а также с износом ДВС (двигателя внутреннего сгорания), что существенно ухудшает его экологические характеристики. Поэтому есть необходимость во введении жестких мер эксплуатации автотранспортного средства.

Проводить пропаганду здорового образа жизни, передвижение пешком и на велосипеде по городу.

Рекомендовать ездить общественным транспортом

Заключение. Подведение итогов.

Таким образом, ребята, мы рассмотрели какие действия каждый может предпринять, чтобы снизить загрязнение окружающей среды. Не все действия пока вам по силам, но вы теперь знаете к чему стремиться в будущем.

Необходимые ресурсы для подготовки

Л.С. Литвинова О.Е.Жиренко Нравственно-экологическое воспитание детей 2005г.

http://www.meteo.nw.ru/

https://newdaynews.ru/northwest/706152.html

Источник: Нестерова И.А. Экологическая грамотность // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom.ru/lab/ekologicheskaya-gramotnost.html

Рекомендации по использованию

Данный урок можно использовать как самостоятельный классный час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"

Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....

разработка внеклассного мероприятия "Влияние экологии на организмы"

В современных условиях все большее значение уделяется экологическому воспитанию учащихся, немаловажное значение уделяется вопросам природоохранной деятельности. Предлагаемое внеклассное мероприятие пр...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии "Чистота вокруг и сохраненная природа, бесценное наследие народа"

Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия в виде создания проектов, с целью ответить на главный проблемный вопрос, поставленный перед участниками в начале...

разработка внеклассного мероприятия по экологии

Внеклассное мероприятие проводится в виде игры между несколькими классами...

Разработка внеклассного мероприятия по экологии "Экологический КВН"

Интересный материал для школьников 5-6 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии "Экологический брейн-ринг"

В методической разработке содержитс материал для проведени мероприятия по экологии. Материал представлен заданиями различных форм....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...