Занятие 02.11.2021Условия проведения экспериментальных исследований
план-конспект занятия по экологии (8 класс)
Условия проведения экспериментальных исследований
Цель: создать условия для ознакомления с новым методом исследования.
Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза , сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие внимания и наблюдательности;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Личностные результаты: В предложенных ситуацияхделать выбор как поступить при поддержке других участников группы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию).
Познавательные УУД:- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и в процессе практической работы;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.
Коммуникативные УУД: - довести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметные результаты: выделять существенные признаки предметов;
- обобщать, делать несложные выводы.
Ход занятия.
Этапы занятия | Содержание этапа | Задачи этапа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. | «Импульс». - Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! | Настрой на работу и доброжелательное отношение друг к другу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. | - Каков обычный план любого нашего занятия?
1. Повторяем то, что знаем… 2. Открываем новые знания… 3. Применяем новые знания на практике… 4. Оцениваем свою работу на занятии…
- О чем мы говорили на прошлом занятии? (Об исследовании) - А что такое исследование? (поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов и истины)или (научный метод изучения чего-либо) - Какие методы исследования вы знаете? (опрос, анкетирование, изучение специальной литературы, наблюдение)
- Как вы поняли, что такое наблюдение?
(1. Выбирается объект или ситуация наблюдения, то есть, ЧТО НАБЛЮДАТЬ? 2. Затем выбирается способ наблюдения, то есть, КАК НАБЛЮДАТЬ? 3. Все наблюдения записываются в тетрадку или таблицу. 4. Затем все результаты обрабатываются, и делается какой-либо ВЫВОД.)
- Для чего надо быть наблюдательным?
(Наблюдательность – полезное качество.Наблюдательный человек видит больше и понимает происходящее лучше.Яркость красок мира открывается тем, кто умеет смотреть и видеть.) - Давайте, проверим вашу наблюдательность. Используя мимику и жесты, ответьте на вопросы: - Как по вашим наблюдениям выглядит веселый человек? - а теперь - грустный, - а удивлённый, - усталый, - а опрятный, - а неряха, - а счастливый?... - Сейчас проверю, кто самый наблюдательный. Какого цвета бусы были на мне вчера?...
Задание1 -Рассмотрите предметы вокруг вас. А теперь, стараясь не оглядываться: - Назовите предметы зеленого цвета, - а теперь - прямоугольные предметы, - мягкие предметы, - бьющиеся предметы. -Какое задание было трудным для выполнения? (Назвать мягкие и бьющиеся предметы) - Почему? |
Развитие наблюдательности и умения анализировать. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Формулировка темы и постановка цели занятия. | - Наблюдение - самый доступный из всех методов. Но не всегда простым наблюдением можно найти истину. -Сегодня мы поговорим о новом методе исследования. Попробуйте догадаться, о каком методе пойдет речь? … Таким образом, вы сможете сформулировать новую тему нашего занятия.
Подсказка: Это слово имеет два значения. 1) Научно поставленный опыт. 2) Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом.
Тема:«Эксперимент» - Определите ЦЕЛЬ занятия. - Познакомиться с новым методом исследования – экспериментом. | Формирование умения ставить перед собой цель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Работа над основными понятиями | Эксперимент (в переводе с латинского - проба, опыт) -один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания. В отличие от наблюдения, который только фиксирует свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Эти действия называются экспериментированием.
- Займемся этим интересным методом. Так как этот метод всё-таки НАУЧНЫЙ, давайте представим себе, что у нас в классе сейчас три маленькие научные лаборатории. А в лабораториях всегда есть ГЛАВНЫЙ научный сотрудник, который руководит всем процессом и его ассистенты-лаборанты. Назначьте в своей лаборатории ГЛАВНОГО…. Задание2. Определение плавучести предмета. - Сейчас мы попробуем определить ПЛАВУЧЕСТЬ предметов. - Перед вами лежат предметы: деревянный брусок, металлическая крышка, пластмассовая ложка, скрепка, металлический цилиндр, гвоздь, обычный ластик (то бишь, стёрка), бумажный кораблик и посуда с водой. -Как вы думаете, какой предмет утонет в этой посуде с водой? Выдвигайте свои гипотезы. (Выдвижение гипотез). Проверка гипотез. - Проверьте свои предположения методом практического исследования. - Какие предметы сразу утонули? Вывод? Любая гипотеза должна быть проверена экспериментом. - Продолжим эксперимент. - Все ли предметы одинаково держатся на воде? …. - От чего это зависит? …. /от вещества, из которого сделан предмет/ - А ещё есть такая физическая величина, название которой зашифровано на картинке в виде ребуса. Попробуйте разгадать это слово. (ПЛОТНОСТЬ) - У каждого тела и вещества в природе своя плотность. И у воды в том числе. Если плотность тела больше плотности воды, то оно тонет. (Более подробно вы об этом узнаете на уроках физики в 7 классе) - Скажите, как вы думаете, бумажный кораблик никогда не утонет?.... - Давайте проверим. Польём воду из стаканчика на кораблик… - Так почему же он утонул? ... /При добавлении воды в бумагу плотность кораблика стала больше/ - Почему металлическая крышка, лежащая на поверхности воды в горизонтальном положении не тонет, а гвоздь и металлический цилиндр - тонут? / На крышку действует выталкивающая сила воды. Она держит её на плаву некоторое время благодаря объему, лёгкому весу и плоской поверхности с загнутыми краями, но стоит нам добавить весу к этой крышке (например, что-то положить на неё сверху), или повернуть её ребром, она тоже пойдет ко дну. Гвоздь же и металлический цилиндр вытесняют меньше воды. И так как погружаемый объем тела в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности./ /Физики это явление называют поверхностным натяжением жидкости, подробнее об этом вы узнаете в 7-ом классе/ - вывешиваю на доску терминологию - А что произойдет, если соединить плавающий и неплавающий предметы? (например, деревянный брусок и ластик?) - Положите на брусок ластик… Что мы видим? - Что происходит с ластиком? … А с бруском?... (под тяжестью массы ластика брусок воздействует на поверхностное натяжение воды и частично погружается в воду, но не тонет совсем) -Давайте сделаем вывод: от чего же зависит плавучесть предметов? Вывод:1. От вещества, из которого сделан предмет 2. От плотности тела 3. От поверхностного натяжения воды | Определение понятия.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Упражнение на развитие исследовательских умений. | Работа в таблицах наблюдения. - А теперь мы с вами будем учиться, не только проводить исследования с помощью нового метода и анализировать, но и фиксировать свои результаты в таблицах наблюдения и делать выводы. - Многие блестящие предметы, (и это всем хорошо известно), позволяют увидеть собственное отражение. - Посмотрите вокруг, ЧТО в нашем классе может отражать предметы?... Задание1. Эксперименты с отражением. - Сейчас вы проведете эксперимент и попробуете определить, от чего зависит качество изображения в отражающих предметах (предметы спрятаны в коробке №1) Все свои результаты вы должны зафиксировать в таблице наблюдения №1. И не забудьте записать свой вывод.
Физкультминутка.(музыкальная) Задание2.Эксперимент с магнитом и металлами. -Многие знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? - Выдвинете свои гипотезы. - В коробке №2 спрятаны металлические предметы. С помощью магнита проведите эксперимент и определите, какие предметы притягиваются. Запишите свои результаты в ТАБЛИЦУ наблюдений №2, проанализируйте их и сделайте вывод на основе своего эксперимента.
Вывод: Магнит хорошо притягивает стальные предметы, а медные и алюминиевые-нет.
| Развитие умения проводить исследование, анализировать, делать выводы, фиксировать результаты. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Итог занятия | - Итак, какова была цель нашего занятия? - Достигли вы этой цели? - Понравился вам новый метод исследования? - Какие открытия для себя сделал каждый из вас? - Попробуйте с помощью вспомогательных слов на экране высказать своё мнение по поводу сегодняшнего занятия… - Оцените свою работу в течение всего занятия. - А теперь дайте оценку своего вклада в работе группы.
Спасибо за любознательность и активное участие в течение всего занятия! |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_provedeniya_eksperimentalnyh_issledovaniy.docx (22.78 КБ) | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия проведения экспериментальных исследований
Цель: создать условия для ознакомления с новым методом исследования.
Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза , сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие внимания и наблюдательности;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Личностные результаты: В предложенных ситуацияхделать выбор как поступить при поддержке других участников группы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию).
Познавательные УУД:- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и в процессе практической работы;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.
Коммуникативные УУД: - довести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметные результаты: выделять существенные признаки предметов;
- обобщать, делать несложные выводы.
Ход занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Совместные экспериментальные исследования учителя и учащихся".
выступление на тему "Совместные экспериментальные исследования учителя и учащихся" рассказывает об использовании лаборатории L- микро в практике учителя....
Экспериментальные исследования восприятия сказочных героев разновозрастными носителями русского языка
Статья опубликована в сборнике "День науки - 2012: Актуальные проблемы современной филологии". В статье представлены результаты ассоциативного эксперимента, направленного на выявление характерных черт...
Экспериментальное исследование "Влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие основных физических качеств девушек 10-11 классов и их мотивацию посещения уроков ФК".
Эксперимент по использованию оздоровительной аэробики на уроках ФК у девушек 10-11 классов....
Экспериментальное исследование нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста
Экспериментальное исследование нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста...
Внеклассное мероприятие "Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций"
Внеклассное мероприятие "Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций"...
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 1. Процедура исследования и анализ результатов
Приведены результаты анкетирования школьников по вопросам эдорового образа жизни....
Организация и проведение педагогически экспериментального исследования и его результаты.
Развитие вероятностного мышления практико-ориентированных задач на уроках алгебры в 7-х классах....