Разработка элективного курса "Химия и экология"
рабочая программа по экологии (9 класс)
Данная программа предназначена для 8-9 класса. Программа предусматривает использование цифровой лаборатории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_himiya_i_ekologiya.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Химия и экология»
Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа имеет социальную значимость для нашего общества. Российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия. Одна из задач образования на сегодня — воспитание в ребёнке самостоятельной личности. Данная программа способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, формирует умения приобретать и применять, полученные знания на практике. Развитие и формирование вышеуказанных качеств возможно благодаря развитию научно-познавательного интереса во время занятий.
Концепция современного образования подразумевает, что учитель перестаёт быть основным источником новых знаний, а становится организатором познавательной деятельности учащихся, к которой можно отнести и исследовательскую деятельность. Современные экспериментальные исследования по химии уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».
С точки зрения науки, эксперимент ― это исследовательский метод обучения, который поднимает познавательный интерес на более высокий уровень, усиливает мотивацию самостоятельной деятельности. Исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в самостоятельной, творческой деятельности учащихся.
Занятия интегрируют теоретические знания, и практические умения, и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Данный курс содержательно связан с курсами химии, биологии, физики, экологии и носит интегрированный характер, способствуя развитию естественно-научного мировоззрения учащихся.
Целевая аудитория
Учащиеся 8-х (9-х) классов общеобразовательных школ.
Цели курса:
Данный курс поможет сформировать навыки самостоятельной работы с цифровыми датчиками, проведения измерений и обработки
полученных измерений. Развить познавательный интерес и метапредметные компетенции обучающихся через практическую деятельность; расширить, углубить и обобщить знания об экологической культуре, сформировать устойчивый интерес обучающихся к предмету химии
Задачи курса:
- привитие интереса к предмету;
- развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся
- развитие и усовершенствование навыков проведения химического эксперимента
- формирование у школьников ответственности за социальную и природную среду, в которой они живут
Использование оборудования «Точка роста» при реализации данного курса позволяет создать условия: • для расширения содержания школьного химического образования; • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области; • для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей; • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
• определение мотивации изучения учебного материала;
• оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
• повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с развитием химии и общества;
• знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
• оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;
• владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры. Метапредметные результаты
Регулятивные Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
• целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планирование пути достижения целей;
• устанавление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;
• умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• умение принимать решения в проблемной ситуации;
• постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий;
• организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
• прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
• поиск и выделение информации;
• анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;
• выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
• выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
• самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;
• описывание свойств: твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков;
• изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности химических реакций с помощью химических уравнений;
• проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников;
• умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
• полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации;
• определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся;
• описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметнопрактической деятельности;
• умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
• развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• различать химические и физические явления, называть признаки и условия протекания химических реакций;
• соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
• характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических соединений, проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
• раскрывать смысл понятия «адсорбция», вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки, определять вид химической связи в неорганических соединениях;
• называть факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами оксидов, кислот, солей, оснований;
• проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ;
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• прогнозировать способность вещества проявлять свойства согласно их классификации
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о возможных результатах эксперимента
• использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению состава и химических свойств исследуемых объектов;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.
Формы контроля
Контроль результатов обучения в соответствии с данной образовательной программой проводится в форме письменных и экспериментальных работ, предполагается проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится
в виде отчётов по практическим работам, самостоятельным творческим работам, итоговые учебно-исследовательские проекты.
Итоговое занятие проходит в виде круглого стола где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые
могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий: еженедельно.
Длительность одного занятия — 1 академический час, всего – 34 часа
Формы и методы обучения
Учитель распределяет учащихся в учебную группу постоянного состава
№ | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Тема 1 | Вводные занятия. Химический эксперимент и цифровые лаборатории | 3 | 1 | 2 |
Тема 2 | Экспериментальные основы химии | 5 | - | 5 |
Тема 3 | Воздух и его охрана | 9 | 2 | 7 |
Тема 4 | Вода и ее охрана | 6 | 3 | 3 |
Тема 5 | Почвенные ресурсы и их охрана | 5 | 3 | 2 |
Тема 6 | Проектная работа | 4 | 1 | 3 |
Презентация проектов | 2 |
Содержание программы
Тема 1. Вводные занятия. Химический эксперимент и цифровые лаборатории
Цифровые датчики. Общие характеристики. Физические эффекты, используемые в работе датчиков. Техника лабораторных работ. Правила оказания
первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами
Тема 2. Экспериментальные основы химии
Строение пламени. Свойства веществ, которые мы измеряем. Очистка веществ перегонкой, перекристаллизацией, декантацией. Кристаллизация. Адсорбция.
Лабораторная работа № 1. Изучение строение пламени
Лабораторная работа № 2. Определение температуры кипения жидкости. Изучение электропроводимости веществ
Лабораторная работа № 3 Сравнение электропроводности дистиллированной и водопроводной воды
Лабораторная работа № 4. Адсорбция
Лабораторная работа № 5. Выращивание кристаллов медного купороса
Тема 3. Воздух и его охрана
Атмосфера. Основные химические продукты, техногенно- попадающие в атмосферу. Загрязнение атмосферы. Причина разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог. Кислотные дожди и их вредное воздействие
Лабораторная работа № 6. «Имитация образования кислотных дождей» и действие кислот на скорлупу яиц птиц.
Лабораторная работа № 7. Мониторинг содержания кислорода в атмосферном воздухе
Лабораторная работа № 8. Мониторинг температуры атмосферного воздуха и влажности
Лабораторная работа № 9. Мониторинг снежного покрова. Определение рН снега
Тема 4. Вода и ее охрана
Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана. Вода и её значение в жизни человека. Источники загрязнения. Экскурсия на берег реки и отбор проб воды.
Лабораторная работа № 10 Мониторинг воды. Определение общей жесткости, рН воды.Экскурсия на очистные сооружения района
Тема 5. Почвенные ресурсы и их охрана
Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Почва, ее состав. Кислотность почвы. Загрязнение почв твердыми бытовыми отходами.
Лабораторная работа № 11. Мониторинг загрязнения почвы
Тема 6. Проектная работа
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Использование оборудования |
1 | Вводное занятие Химический эксперимент и цифровые лаборатории | Лабораторное оборудование, цифровая лаборатория |
2-3 | Техника лабораторных работ. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реагентами | Лабораторная посуда |
4 | Лабораторная работа № 1. Изучение строение пламени | Датчик температуры (термопарный), спиртовка |
5 | Лабораторная работа № 2. Определение температуры кипения жидкости Изучение электропроводимости веществ | Датчик температуры, датчик электропроводимости |
6 | Лабораторная работа № 3 Сравнение электропроводности дистиллированной и водопроводной воды | Датчик электропроводности |
7 | Лабораторная работа № 4. Адсорбция | Лабораторная посуда |
8 | Лабораторная работа № 5. Выращивание кристаллов медного купороса | Микроскоп цифровой |
9 | Атмосфера. Основные химические продукты, техногенно- попадающие в атмосферу. Загрязнение атмосферы | |
10 | Причина разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог. | |
11 | Кислотные дожди. Лабораторная работа № 6 «Имитация образования кислотных дождей» и действие кислот на скорлупу яиц птиц | Лабораторная посуда |
12-13 | Лабораторная работа № 7 Мониторинг содержания кислорода в атмосферном воздухе | Датчик кислорода Датчик температуры Датчик концентрации углекислого газа |
14-15 | Лабораторная работа № 8 Мониторинг температуры атмосферного воздуха и влажности | Датчик кислорода Датчик температуры Датчик концентрации углекислого газа |
16-17 | Лабораторная работа № 9. Мониторинг снежного покрова. Определение рН снега | Датчики: электропроводности, рН, концентрации ионов |
18 | Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана | |
19 | Вода и её значение в жизни человека. Источники загрязнения | |
20 | Экскурсия на берег реки и отбор проб воды | |
21-22 | Лабораторная № 10. Мониторинг воды Определение общей жесткости, рН воды | Датчики: электропроводности, рН, концентрации ионов |
23 | Экскурсия на очистные сооружения района | |
24 | Почвенные ресурсы, их использование и охрана. | |
25 | Почва, ее состав. Кислотность почвы | |
26 | Загрязнение почв твердыми бытовыми отходами | |
27-28 | Лабораторная работа № 11. Мониторинг загрязнения почвы | Датчики: электропроводности, рН, концентрации ионов |
29-32 | Работа над проектами | |
33-34 | Круглый стол (презентация проектов) |
Литература для учителя и обучающегося:
1. «Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе». М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. — 229 с
2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.: Химия, 1979. — 392 с.
3. Дерпгольц В. Ф. Мир воды. — Л.: Недра, 1979. — 254 с.
4. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ Беспалов П. И. Дорофеев М. В., Жилин Д. М., Зимина А. И., Оржековский П. А. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 229 с.
5. Кристаллы. Кристаллогидраты: Методические указания к лабораторным работам. Мифтахова Н. Ш., Петрова Т. Н., Рахматуллина И. Ф. — Казань: Казан. гос. технол. ун-т., 2006. — 24 с.
6. Леенсон И. А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие. — М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002. — 347 с.
7. Леенсон И. А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость. — М.: ООО «Издательство Астрель, 2002. — 192 с.
8. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. — М.: Химия, 1971. — С. 71―89.
9. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
10. Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. — М.: Педагогика,1976. — 96 с.
11. Стрельникова Л. Н. Из чего все сделано? Рассказы о веществе. — М.: Яуза-пресс. 2011. — 208 с.
12. Фарадей М. История свечи: Пер. с англ./Под ред. Б. В. Новожилова. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. — 128 с. 16. Хомченко Г. П. ,Севастьянова К. И. Окислительно-восстановительные реакции. — М.: Просвещение, 1989. — 141 с.
13. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. — М.: Аванта +, 2003. — 640 с.
14. Эртимо Л. Вода: книга о самом важном веществе в мире: пер. с фин. — М.: КомпасГид, 2019. — 153 c.
15. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. — М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
16. Сайт МГУ. Программа курса химии для учащихся 8—9 классов общеобразовательной школы. http://www.chem.msu.su/rus/books/2001-2010/eremin-chemprog.
17. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
18. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://schoolcollection.edu.ru/catalog.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по экологии для 6 класса
Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...
Элективный курс по экологии 7 класс
Актуальность программы обусловлена неблагоприятными условиями жизни на планете...
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...
Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов
Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...
Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе
Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе...
Методическая разработка на тему "От экологии природы - к экологии души!"
Методическая разработка на тему «От экологии природы – к экологии души!» посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе....