Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов
рабочая программа по экологии на тему
Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа элективного курса | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУ Управления образования Джидинского района
МАОУ «Петропавловская СОШ №1»
Программа элективного курса по экологии
«Экология Бурятии»
34часа
9-11 классы
Автор: Поломошнова Н.И.,
учитель биологии МАОУ ПСОШ №1
2012г.
Пояснительная записка
Актуальность темы.
В современных условиях проблемы экологии и сохранения природы стали проблемой номер один для всего человечества.
Исключение не составляет и наш регион, наша республика. Тревогой за экологическое неблагоприятное состояние охвачены многие ее районы, охвачено и сокровище земной планеты - наш священный Байкал.
Важно знать, что мы имеем на своей территории и как мы распорядимся этим богатством.
В реализации потенциально и жизненно необходимого, системного и обязательного экологического образования и воспитания школьников, в использовании их возможностей и энергии в защите и сохранении природы, в умножении и воспроизводстве природных богатств, чрезвычайно большую и многогранную роль может и должно сыграть школьное экологическое краеведение. Также очевидно, что оно является в современных условиях одной из важных основ для изучения и решения проблем экологии и охраны природы, изучения и биологической инвентаризации ее ресурсов и богатств.
Сказанное дает основание придти к выводу, что экологическое краеведение в общем комплексе учебных часов, форм и методов преподавания учебных дисциплин должно играть соответствующую, адекватную его значению роль, масштаб и направление.
Всестороннее и целенаправленное развитие краеведения, обогащение его природоохранительным и природоохранным содержанием и сущностью несомненно должны и будут способствовать позитивному и успешному решению актуальнейшей и сложнейшей проблемы, волнующей всех людей. Это проблема сохранения и научного использования природы и природных ресурсов, предотвращения экологической катастрофы и выживания человечества.
Цель:
Привлечение учащихся к изучению природы родного края, воспитание активной жизненной позиции по вопросам охраны природы и жизни на Земле.
Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
Задачи:
- Изучение особенностей экосистем республики;
- Воспитание любви к своему краю, его природе, чувство патриотизма;
- Изучение основ и традиций национального природопользования;
- Создание условий для развития способностей, творческого мышления, инициативы учащихся;
- Изучение экологического состояния села, района, республики;
- Организация практической деятельности детей, направленная на проведение конкретных природоохранных актов;
Типология – данный элективный курс является предметным, что обеспечивает расширение и углубление знаний учащихся.
Методы проведения занятий: сочетание словесного, практического и наглядного и их форм – традиционных уроков, уроков – лекций, эко – тренингов, семинарских занятий, создание проектов.
Ключевые компетенции:
- знание природы родного края, традиций национального природопользования;
- приобретение навыков исследовательской деятельности;
- организация и проведение природоохранных актов;
-приобретение навыков проектной деятельности;
Организационная структура:
Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов, с учетом имеющихся знаний по биологии, географии, химии, истории; а также социального и личного опыта для проведения природоохранных мероприятий. Количество часов – 34. В неделю – 1 час.
Содержание: программа состоит из следующих компонентов:
- теоретический;
-практический;
-отчетный;
При изучении почти каждой главы курса предусмотрены семинарские и практические занятия. Они ориентированы на формирование умений оценивать, прогнозировать, обьяснять, описывать, определять влияние тех или иных событий и факторов на природу и человека. Данная программа позволяет согласовывать имеющиеся бытовые представления у учащихся и излагаемое им научное содержание программы.
Содержание программы
Введение – 1 час.
Что такое экология? Основные экологические понятия.
Глава – 2 этноэкология – 3 час.
Что такое этноэкология? Этносимволика. Экологические обычаи бурят. Экологические обычаи русских.
Глава – 3 – Географическое и геологические своеобразие РБ – 4 час.
Основные черты тектоники геологической истории. Связь полезных ископаемых с геологическим строением. Основные местрождения полезных ископаемых РБ. Климатические условия республики. Анализ климатообразующих факторов, закономерности в подразделении основных элемнотов климата. Основные ландшафты РБ и их происхождение. Физико-географическое районирование Бурятии.
Глава – 4 – Водные ресурсы – 4 час.
Реки. Озера. Типы озер. Хозяйственное значение озер. Искусственные озера. Минеральные источники. Типы минеральных вод. Курорты РБ. Охрана минеральных источников. Байкал уникальное озеро. Хранилище престной воды, его происхождение, охрана.
Глава – 5- Растительный мир РБ – 5 час.
Степи. Леса, высокогорные тундры, заросли кустарников. Высотная поястность. Основные семейства флоры Бурятии. Сохраним леса Бурятии.
Глава 6 – Животный мир Бурятии – 5 час.
Систематический обзор млекопитающих. Связь животных со средой обитания. Ландшафтное распространие животных Бурятии. Роль животных в жизни леса, промысловые животные РБ.
Рыбы Байкала. Интродукция. Акклиматизированые виды. Земноводные и пресмыкающие РБ, экологические факторы, влияющие на распространение, разнообразие и численность видов земноводных и пресмыкающихся. Птицы. Основные отряды и семейства орнитофауны РБ. Птицы озера Байкал.
Глава – 7 – Основные формы природоохранной деятельности – 5 час.
Красная книга РБ. Краснокнижные виды животных и растений. Заповедники – Баргузинский, Байкальский, Джергинский. Заказники РБ. Национальные парки – Тункинский, Забайкальский. Памятники природы.
Глава – 8 – ООПТ Джинского района – 7 час.
ООПТ Джидинского района – Байкальский заповедник, Боргойский заказник, его орнитофауна и уникальность гидрохимического состава, его охрана. Памятники природы района. Исследование эколого-санитарного состояния с. Петропавловка.
При составлении программы использована следующая литература:
1.»Биология в школе» №1 -2005; № 5- 2006, «Школа- Пресс»
2.Думова И.И. «Экология» , Улан – Удэ, 1999г.
3.Криксунов Е.А. «Экология» 9 (10,11) класс. «Дрофа», 2007год.
4. Шаргаев М.А. «Экологическое краеведение» Улан –Удэ, 1993год.
5.Шаргаев М.А. «Экологическая этика и культура» Улан – Удэ, 1993год.
6.Шкатулова А.П. «Земноводные и пресмыкающиеся Забайкалья» Улан – Удэ, 1978 год.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов | |||
Всего | Теория | Семинары | Проектная деятельность | ||
1/1 1/2 2/3 3/4 1/5 2/6 3/7 4/8 1/9 2/10 3/11 4/12 5/13 1/14 1/15 3/16 1/17 2/18 3/19 4/20 5/21 1/22 2/23 1/24 2/25 3/26 4/27 5/28 1/29 2/30 2/32 4/32 5/33 6/34 | Введение – 1 час Глава 2 Этноэкология Этносимволика Экологические обычаи бурят Экологические обычаи русских Глава 3 Географическое и геологическое своеобразие РБ Орфография Введение в палеонтологию Климатические условия РБ Физико-географическое районирование РБ Глава 4 Воднве экосистемы Реки, озера РБ Байкал – уникальное озеро Белые озера Охрана ресурсов Защита проекта Глава 5 Лесные ресурсы Бурятии Леса Бурятии Сохраняем леса РБ Сохраняем леса РБ Глава 6 Животный мир РБ Рыбы Байкала Земноводные РБ, района Пресмыкающиеся РБ, района Птицы Бурятии Млекопитающие РБ Глава 7 Растительный мир Основные семейства Флоры РБ Глава 8 Основные формы природоохранной деятельности Красная книга РБ Баргузинский, Байкальский, Джергинский заповедники Национальные парки Заказники Памятники природы Глава 9 Особо охраняемые природные территории Джидинского района ООПТ Джидинского района Памятники природы Эколого-санитарное состояние села. Подготовка проектов Подготовка проектов Защита проектов Всего: | 1 3 4 5 5 5 4 34 | 1 1 1 1 1 1 1 7 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 |
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»
Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»
Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён; рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...
Авторская учебная программа Элективные курсы по физике для учащихся 11 классов «КОЛЕБАНИЯ. ВОЛНЫ. КВАНТЫ»
Сегодня массовая школа активно переходит на образование по выбору. Учащиеся получают возможность учиться в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. С этой целью программы...
Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе
Документ содержит пояснительную записку, списк литературы и календарно-тематическое планирование элективного курса по русскму языку в 8 классе "Пишем успешно изложение и сочинение" для подготовки к ГИ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс
Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...