Элективный курс по экологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (7 класс) по теме

Бондаренко Зинаида Федоровна

Актуальность программы обусловлена неблагоприятными условиями жизни на планете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_po_ekologii_7_klass.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка.

Актуальность предлагаемой программы обусловлена неблагоприятной  экологической обстановкой в стране ,  и за последние годы наблюдается рост  процента детей сдающих предмет биологию на экзаменах. Также актуальность обусловлена тем, что в современной школе  и на последующих ступенях обучения все больше возрастает роль самостоятельной работы и овладения методами проектной деятельности , к чему выпускники школы практически не готовы.

            Программа соответствует методологическим принципам современного биологического познания, на основе которых у учащихся формируется системное и творческое мышление, познавательная самостоятельность, исследовательские умения и навыки. Программа электива по экологии  предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на 17 часов .

Цели курса:

- получение учащимися , имеющими потребность в биологических знаниях умений в проведении элементарных экологических исследований;

- овладение методами обработки научной информации;

- достижение понимания ими сути экологических проблем и их самоопределение в последующем обучении.

Задачи курса: -

- формирование экологической компетенции (расширение биологической компетенции);

- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

- овладение учащимися методами самостоятельной деятельности через исследовательскую деятельность.

К концу изучения элективного курса по экологии учащиеся должны:

              знать: основные понятия классификации экологии, элементарные методы экологических исследований, круг проблем, которые решают экологи (классического направления), сферы применения полученных знаний;

              уметь:  организовывать и самостоятельно проводить экологические исследования, осуществлять статистическую обработку результатов исследования и давать им оценку, оформлять результаты исследований и представлять их в определенной  аудитории.

         Мотивирующий потенциал заключается в том, что программа содержит знания , которые вызывают интерес учащихся и представляет ценность для определения ими профиля обучения в старших классах и профориентации в последующем. К тому же деятельность учащихся в ходе освоения ими программы позволяет им  в плотную работать с живыми организмами, что доставляет определенное удовольствие детям, имеющим в этом потребность,  у них эстетическое восхищение. Навыки, полученные  при обучении по программе элективного курса , способствуют формированию социально активной личности.

         Материальное обеспечение элетивного курса. Данную программу можно реализовать в обычной школе при минимальном наборе оборудования: обычная химическая посуда, лупы биологические, микроскопы.

Формы контроля:

самостоятельные работы;

практические работы;

защита авторских  проектов учащихся;

 презентация.

Тематическое планирование экологического курса.

Тема занятия

Основное содержание, формы работы

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

6

Тема  1.  Методы экологических  исследований

1

1

2

1

Методы экологических исследований

Изучение нового материала . Основные методы : наблюдение, эксперимент, мониторинг, биотестирование, моделирование. Правила выполнения исследовательских работ, оформление списка литературы, план исследования.

1

1

2

Методы экологических исследований.Обобщение.

Выполнение тренировочных заданий.

1

1

Тема 2.    Факториальная  экология

11

3

Среды жизни. Адаптации к средам жизни

Изучение нового материала. Понятия: среда жизни, факторы среды, их классификация. Основные характеристики сред и адаптаций к ним живых организмов.

1

1

4

Среды жизни. Адаптации к средам жизни.

Выполнение тренировочных заданий.

1

1

5

Адаптации к различным средам жизни.

Изучение адаптаций к средам жизни.

1

1

6

Адаптации эндо- и эктопаразитов к среде

Изучение адаптации эндо- и эктопаразитов к среде

1

1

7

Жизненные формы и экологические группы животных.

Изучение нового материала. Содержание: жизненная форма, экологическая группа, классификация жизненных форм растений по Раункиеру и Серебрякову, жизненных форм  животных по Кашкарову. Экологические группы животных и растений, характеристика адаптаций.

1

1

 8

Жизненные формы и экологические группы растений

1

1

9

Жизненные формы и экологические группы растений и животных. Обобщение.

Выполнение тренировочных заданий.

1

1

10

Жизненные формы гидробионтов

Изучение жизненных форм животных на примере гидробионтов (планктон, нектон, бентос, плейстон)

1

1

11

Экологические группы растений по отношению к свету.

Изучение адаптаций растений к различным условиям освещенности (гелиофиты, сциофиты, факультативные сциофиты)

1

1

12

Экологические группы растений по отношению у влаге.



Изучение адаптаций у растений  к различным условиям увлажненности.(гидрофиты, гидатофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты).

1

1

13

Строение плодов и семян, распространение их разными способами.

Изучение адаптаций у лодов и семян к распространению различными способами (анемохория, гидрохория, зоохория)

1

1

14

Факториальная  экология. Обобщение.

Выполнение тренировочных заданий.

1

1

15

Изучение загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Подготовка презентаций об экологическом состоянии воды, почвы, воздуха.

1

1

16

Воздействие окружающей среды на здоровье школьника

Диспут. Самостоятельная работа учащихся. Определение чистоты кабинетов, озеленения, освещения.

1

1

17

Защита авторских  проектов.

Презентация проектов

1

1

 


4


13

 

17    

 

Литература.

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие  для учителя. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006 г. -144 с.

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие  для учащихся. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006 г. - 304 с.

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006 г. - 80 с.

 Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие.- М. : ТЦ Сфера, 2005.- 64 с.

 Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: «5за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006 .- 112 с.

 Степанчук Н.А, Прилипко Н.И. Практикум по общей биологии   Волгоград, издательство «Учитель», 2008г-206 с

Муниципальное казенное образовательное учреждение

 «Александровская средняя общеобразовательная школа»

Быковского муниципального района Волгоградской области

Рассмотрено

на заседании МО учителей естественно-гуманитарного цикла

Протокол № _____от ____________2012.

Руководитель МО___________Бондаренко З.Ф.

Согласовано:

зам директора по УВР

______________________

Арефкина В.Н.

Утверждено:

Директор школы

__________________

Суворина Н.Е.

Программа элективного курса  по экологии

для учащихся 7 класса

«Эколог»

Программу подготовила

учитель биологии

Бондаренко З.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по экологии для 6 класса

Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...

Программа элективного курса по экологии 9 класс «Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»

Программа элективного курса по экологии9 класс«Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»...

Элективный курс по экологии 11 класс

Элективный курс по экологии включает в себя необходимые и интересные материалы для изучения состояния природы и влияние человека на окружающую природу,а также взаимосвязи факторов окружащей среды и зд...

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...